Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соотношение законности, правопорядка и демократии↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для демократического режима характерны широкое участие населения в формировании органов государственной власти и местного самоуправления, широкий спектр политических свобод граждан, режим законности, охрана прав и законных интересов граждан и др. Конституция РФ закрепляет, что Российская Федерация - демократическое государство. Россиянам предоставляются все известные современной политико-правовой практике формы участия населения в делах государства и формировании его органов, свобода слова, митингов, шествий и демонстраций и иные политические права. В стране принимаются меры к реальному осуществлению каждым гражданином предоставленных ему прав и укреплению законности и правопорядка. Обязанность соблюдать Конституцию и федеральные законы касается всех органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц и граждан, что имеет особое значение для обеспечения законности в правоприменительной деятельности, стабильности и правопорядка в государстве и обществе. Приоритет Конституции - не самоцель данного документа, он обеспечивает единообразное применение Закона, является главным критерием при разрешении дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, различных правовых актов субъектов Федерации (включая их конституции и уставы).
Ст.72 Конституции РФ закрепляет, что обеспечение законности, правопорядка находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Под обеспечением законности, правопорядка имеется в виду создание надлежащих условий для строгого и неуклонного соблюдения всеми Конституции, законов и основанных на них иных нормативных правовых актов. Обязанность соблюдать Конституцию и законы является одной из основ конституционного строя (ч. 2 ст. 15 Конституции). Обеспечение законности требует совместных усилий, взаимодействия, согласования действий различных ветвей власти на всех уровнях государственной организации. Это - основная функция судебной власти, прерогатива прокурорского надзора, милиции и других правоохранительных структур. Обеспечение правопорядка взаимосвязано с соблюдением законности и охватывает широкий круг общественных отношений, регулируемых нормами права. Правопорядок отражает реальный уровень соблюдения законности, предполагает борьбу с правонарушениями, применение мер принуждения и т.д. В своей основе правопорядок выступает как воплощение законности в конкретных общественных отношениях и предполагает устойчивость правовых связей и отношений. Установление и обеспечение правопорядка требуют согласованной законодательной базы, единства действий федерации и ее субъектов, проведения общей стратегии борьбы с преступностью, совершенствования правоохранительной, судебно-прокурорской систем, укрепления правосознания и повышения правовой культуры граждан. Именно поэтому нужны совместные усилия федеральных органов и органов субъектов федерации. 70. Понятие и виды дисциплины. Ее соотношение с законностью, правопорядком и общественным порядком. Слово - «дисциплина» означает: «определённый порядок поведения людей, отвечающих сложившимся в обществе нормам права и морали, требованиям той или иной организации, а также обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам». Дисциплина - важнейший фактор общественной жизни. Она необходима для жизнедеятельности социальных объединений и отдельных индивидов. Особенность дисциплины в том, что она предполагает инициативное, ответственное отношение к делу, проявление активности, предприимчивости. В этой связи руководитель определённой управленческой структуры (учреждения, отдела и т.п.) вправе расценить в качестве нарушения дисциплины безынициативность, безразличное отношение подчинённых к возложенному долгу, обязанностям. Дисциплина органично связана не только с нормами права, но и с нормами морали, нравственности, предполагает корректное, вежливое поведение служащих и др. Например, ссора, взаимное оскорбление сотрудников милиции в присутствии граждан, находившихся в том или ином учреждении органов внутренних дел, есть и нарушение требований морали, и нарушение служебной дисциплины. Вопрос о демократии и дисциплине всегда остаётся актуальным, потому что в повседневной жизни их оптимальное соотношение устанавливается не без трудностей. Вряд ли необходимо доказывать, что нормальная жизнедеятельность общества невозможна без последовательного осуществления демократии и поддержания на высоком уровне дисциплины во всех её проявлениях. Демократия - величайшая ценность цивилизации, потенциал которой далеко не раскрыт, не выявлены все возможности. При этом возникает вопрос, абсолютная ли эта ценность. Долгие годы в обществе сама мысль о демократии вообще отвергалась, возвеличивалась только классовая социалистическая демократия. Теперь проявляется другая крайность, когда даже осторожные предложения о пределах демократии, о необходимости сочетать её с организованностью, государственной, трудовой дисциплиной, дисциплиной поставок и т.д., порядком в обществе вызывают протест и оцениваются как возвращение к административно-командной системе, причисление к консерваторам. Таким образом, речь идёт о дисциплине свободной, сознательной, важнейшим проявлением которой служит самодисциплина, заключающаяся не только в осознании необходимости точного и добросовестного выполнения норм поведения, но и во внутренней потребности их соблюдения, реальной подчинённости деятельности, поведения требованиям социальных норм и нормативных актов, соответствия им, т.е. о дисциплине, построенной на высокой сознательности и ответственности людей. Функционально-аксиологическая характеристика дисциплины показывает, что общественная дисциплина - важнейший фактор ускорения социального прогресса, необходимое условие успешного решения актуальных задач ускорения социально-экономического развития страны, искоренения любых элементов социальной несправедливости. Свойства функции дисциплины превращают её в социально-полезный инструмент по обеспечению надлежащей организованности и порядка общественных отношений. В таком качестве значение дисциплины по мере дальнейшей интенсификации и повышения эффективности общественного производства, расширения демократии и гласности, воспитания моральной стойкости человека будет возрастать. Дисциплина, будучи средством организации социальных связей, в целях обеспечения внутренне согласованного поведения участников общественных отношений, является «цементирующим» началом для любого государства. Для законопослушных граждан дисциплина - это благо, ценность, надежда на упорядочение нашей во многом хаотичной и негарантированной жизни. Причём дисциплина необходима в самых различных сферах человеческой жизнедеятельности и должна найти своё полноценное проявление в разных отраслях современного российского права. Понятие «дисциплина» имеет несколько значений. Под дисциплиной (лат. «обучение», «воспитание») понимают: § учебный предмет; отрасль науки или нескольких наук; § обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленным правилам; § выдержанность, привычку к строгому порядку. В общетеоретическом контексте дисциплина есть подчинение обязанностям, содержащимся в правовых актах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных, договорных) и в иных социальных и технических предписаниях (нормативных и индивидуальных). Понятие «дисциплина» является весьма сложным по содержанию и характеризуется следующими признаками: 1. дисциплина есть форма социальной связи субъектов, создаваемая и реализуемая в процессе совместной деятельности (служебной, трудовой, учебной и т.п.); 2. она сопряжена с подчинением одного субъекта другому, которое предполагает определённые властные либо авторитетные требования, установки, ориентиры; 3. связана с наличием юридических и иных социальных (нравственных, партийных и пр.) обязанностей; 4. это выполнение обязанностей, содержащихся не только в правовых актах нормативного характера, но и в правоприменительных, интерпретационных, договорных, а также в нормативных и индивидуальных неюридических предписаниях. Причём о дисциплине в большей степени можно говорить лишь тогда, когда реализуются не столько акты-документы, сколько акты-действия, т.е. многочисленные устные приказы, задания и распоряжения руководителей. Её нельзя отождествлять с самими нормативными и индивидуальными предписаниями. Дисциплина есть их исполнение, фактическое поведение субъектов, соответствующее данным правилам; 5. целью дисциплины является состояние упорядоченности социальных связей, ибо её результатом выступает общественный порядок. Виды дисциплины. Дисциплина по своей природе неоднородна. Она постоянно находится в процессе развития, качественно изменяется вместе с обществом, с различными видами его жизнедеятельности. В зависимости от природы предписаний, содержащих те или иные обязанности, дисциплину подразделяют на государственную, трудовую, учебную, партийную и т.п. Государственная дисциплина связана с выполнением субъектами (один из которых - орган государства) юридических обязанностей, содержащихся в правовых нормах, установленных государством. Её существенный признак состоит в том, что одним из участников отношений здесь является государство, представляемое органом или должностным лицом. Основные свойства права - нормативность, определённость, системность, динамизм, гарантированность государством - позволяют использовать его в качестве непрерывно действующей системы типовых масштабов поведения, обеспечивающей урегулированность, дисциплину и порядок в обществе. Свойства и функции права служат укреплению дисциплины и организованности. Правовые нормы, составляющие объективную основу государственной дисциплины, создают характерный для неё трудовой и профессиональный режим. Результат действия правовых норм, регулирующих отношения в сфере государственной дисциплины, должен проявляться в соответствующем стимулирующем воздействии на поведение людей, коллективов и общества в целом, т.е. в социально-психологических, морально-политических и экономических сторонах общественных отношений. Таким образом, дисциплинирующие возможности права превращаются в реальную дисциплину только тогда, когда правовые нормы неуклонно и повсеместно претворяются в жизнь, а их предписания воплощаются в правомерном поведении, что обеспечивает чёткое функционирование организаций, более эффективные при тех же ресурсах производственную и иную коллективную деятельность. Именно на основе правомерного поведения субъектов права достигается управляемое единство действий, устанавливаются в обществе государственная дисциплина и правопорядок. Государственная дисциплина в свою очередь может подразделяться на служебную, воинскую, финансовую, налоговую и т.д. Среди видов государственной дисциплины особое место занимает воинская дисциплина, под которой можно понимать подчинение военнослужащих обязанностям, содержащимся в соответствующих правовых актах (законах, воинских уставах) и приказах командиров. В новом более многогранном и сложном качестве предстаёт в нынешних условиях и финансовая дисциплина, которая связана с бюджетным процессом, денежным обращением, банковской деятельностью, кредитами, инвестициями, оплатой труда, пенсионным обеспечением, таможенными пошлинами и иными явлениями социально-экономической жизни государства и общества. В условиях многоукладной экономики всё более значимую роль играет налоговая дисциплина. Это связано с тем, что значение налогов в жизнедеятельности нашего общества резко возросло. Функция налогообложения становится самостоятельной основной функцией Российского государства. Под парламентской дисциплиной можно понимать подчинение депутатов обязанностям, содержащимся в регламенте палаты, к которой принадлежат данные депутаты. Наряду с парламентской дисциплиной, которая может считаться разновидностью государственной, всё больше заявляет о себе и дисциплина голосования как разновидность партийной дисциплины. Дисциплина голосования - есть политическое обязательство, взятое на себя депутатом, следовать директивам и голосовать так, как решила его партия (парламентская группа). Что касается трудовой дисциплины, то она в современных условиях не может считаться чисто государственной, ибо трудовые процессы сегодня осуществляются и в частных фирмах, и в совместных предприятиях, и на казённых заводах. Трудовая дисциплина сопряжена с соблюдением правил внутреннего распорядка, правил по технике безопасности, технологических и иных правил, а также исполнения конкретных разовых приказов и распоряжений руководителей трудового процесса. Практика показывает, что дисциплина не складывается сама по себе. Более того, ослабление внимания к проблемам дисциплины ведёт к снижению её уровня. Комплексный подход к укреплению дисциплины требует точного и полного учёта и соблюдение факторов, которые влияют на её состояние. К ним относятся экономические, социальные, организационные, воспитательные, юридические и другие меры.
Ответственность играет положительную роль в упрочении дисциплины и предполагает осудительную реакцию коллектива, общества, государства на факты недисциплинированного поведения. Человек, обладающий обострённым чувством ответственности, не только способен предвидеть последствия своих решениё, совершаемых действий, но и критически оценивать их с точки зрения законов. Поэтому очевидно, что при отсутствии ответственности немыслимы сознательные дисциплина и организованность. Безответственность - основа недисциплинированности. Соотношение дисциплины с законностью, правопорядком и общественным порядком. Понятие «дисциплина» соотносится с понятием «законность» следующим образом. С одной стороны, дисциплина и законность преследуют одни и те же цели и в этом смысле тесно взаимодействуют друг с другом. Укрепление дисциплины положительно сказывается на укреплении законности и, наоборот, постоянные нарушения дисциплины подрывают незыблемость основ законности. С другой стороны, они не совпадают по своему объёму. Понятие «дисциплина» более широкое, чем понятие «законность». В этой связи вряд ли можно согласиться с мнением, высказанным в литературе, что «понятие законности охватывает и такую специфическую сферу, как соблюдение дисциплины, т.е. исполнения правовых требований в организационной сфере общественной жизни - на производстве, в учреждениях, «силовых» структурах и т.п.» Думается, всё обстоит как раз наоборот. Если законность включает в себя выполнение обязанностей, содержащихся лишь в законах и подзаконных актах, то дисциплина есть выполнение обязанностей, содержащихся во всех правовых актах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных, договорных) и в иных социальных и технических предписаниях нормативного и индивидуального характера. Это признаётся и на уровне законодательства. В частности, в ст. 1 Указа Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» в редакции от 27 июня 2000 г. прямо закреплено следующее положение: «установить, что грубым однократным нарушением дисциплины в системе государственной службы, влекущим применение к виновным должностным лицам и работникам федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности, являются: нарушение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации; неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и вступивших в законную силу решений судов». Указание на то, что государственные служащие должны исполнять решения судов, лишний раз подчёркивает тот факт, что дисциплина есть выполнение обязанностей, содержащихся как в нормативных, так и в правоприменительных актах. Поэтому дисциплина опирается не только на нормативно-правовые требования, но и на требования индивидуально-правового свойства, а также на нравственные, партийные и иные предписания. Дисциплина представляет собой условие развития демократии, расширение которой, консолидация всех сил, стремящихся к переменам в обществе, к его обновлению, требуют её сочетания с высокой организованностью, законностью, правопорядком. Законность, следовательно, можно рассматривать как составную часть, ядро дисциплины. То есть, если результатом дисциплины выступает общественный порядок, то результатом законности - порядок правовой, который тоже можно расценивать как основу общественного порядка.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.96 (0.01 с.) |