Унитарное государство: понятие и виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Унитарное государство: понятие и виды.



 

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

Унитарное государство - это простое по строению государство, составные части (административно-территориальные единицы), которого не обладают признаками государства.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

- унитарное устройство предполагал единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;

- на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;

- составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладаю) и как правило имеют одинаковый правовой статус;

- унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;

- все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

- имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

Три вида унитарного государства:

Централизованное унитарное государство. Признаки: отсутствует территориальная автономия, административно- территориальные единицы управляются назначаемыми из центра чиновниками (Польша, Болгария); отсутствуют выборные и представительные органы на местах (Судан).

Относительно децентрализованное унитарное государство (Франция, Эстония). Признаки:

- отсутствие территориальной автономии;

- наличие местного самоуправления (на ряду с назначаемыми из центра чиновниками существует избираемый населением муниципальные органы);

- права местных выборных органов существенно ограниченны, а правительственные чиновники обладают не только широкими административными полномочиями, но и правом вмешательства в дела муниципальных органов.

Децентрализованное унитарное государство. Признаки:

- на местах нет назначаемых на место правительством чиновников;

- местное управление осуществляется выборными органами (советы графств в Англии);

- контроль правительства за деятельностью местных органов носит опосредованный характер (через бюджетное финансирование);

- существует достаточно четкое разграничение полномочий между центральными органами государственной власти и органами власти на местах. Может существовать территориальная автономия (Италия, Испания).


Федеративное государство: понятие, признаки виды.

 

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти. В отличие от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

Федерация - сложное по строению государство составные части которого (субъекты федерации: государства и/или государственные образования) обладают некоторыми признаками государства.

Черты характерные для большинства федеративных государств:

- Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.

- В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

- Субъекты федерации имеют право принятия собственное конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы.

- В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

- При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

- Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).

Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.

Виды:

В зависимости от принципа образования:

- Территориальная федерация - характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации.

- Национальные федерации - характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований (Чехословакия),

- Национально - территориальная - образуется на основе сочетания территориальных и национальных принципов (РФ, индия).

В зависимости от правового основания образования:

- Договорные правовым основанием их образования является заключаемый несколькими государствами договор об образовании федерации. Для всех современных федераций договор не является основанием их образования.

- Конституционные - основанием является конституция федерации, которая провозглашает государство федеративным.

По положению субъектов:

- симметричная (субъекты федерации юридически и фактически неравны);

- ассиметричная

В зависимости от степени централизации:

- относительно централизованные (наличие значительных полномочии федеральных органов государственной власти);

- относительно децентрализованные.


Конфедерация: понятие, признаки, политико – правовая природа.

Конфедерация – союз Г-в, обладающих гос. суверенитетом, созданный для обеспечения их общих интересов.

Признаки Конфедерации:

Союз Г-в;

Г-ва, объединяющиеся в конфедерацию сохраняют гос. суверенитет;

Конфедерация создается в целях обеспечения общих интересов и достижения общих целей;

В предметы ведения Конфедерации входит незначительный круг вопросов;

Конфедерация – недолговременное, непрочное образование, при достижении общих целей либо распадается, либо создается единое Г.

Конфедерация не обладает признаками Г.

 

Существует три основных подхода к определению юридической природы конфедерации. Конфедерация это:

1. особая форма государственного устройства.

2. промежуточное звено на пути движения государства к образованию федерации

3. нельзя считать формой государственного устройства, т.к. она является союзом суверенных государств.

Мы считаем, что у данной формы все же есть будущее:

в конфедерацию могут объединиться бывшие республики СССР. Югославии. Северная и Южная Корея. В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного государственного объединения. Примером тому является Европейское Сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность. Представляется, что процесс современной европейской интеграции может привести от содружества к конфедеративному государственному устройству, а от него — и к федеративному всеевропейскому государству.


Политический государственный режим: понятие, виды.

 

Политический режим – совокупность приемов, способов, методов осуществления гос. власти.

Сущность государства в первую очередь выражается в полит. режиме.

Виды полит. режимов:

I. Демократический

1. Народ признается источником власти;

2. Органы гос. валсти избираются населением (выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, то есть выборы носят демократический характер);

3. Равенство всех граждан перед законом и правоприменителем, обеспечивается также фактическая реализация прав и свобод человека и гражданина и их охрана

4. Идеологическое многообразие;

5. Многопартийность;

6. Экон. основой демократического режима является многоукладная экономика с разными формами собственности и рыночные отношения.

II. Недемократический

А) Тоталитарный

1. народ как правило не признается источником власти;

2. права и свободы человека и гражданина ограничиваются и массово нарушаются;

3. Г. осуществляет тотальный контроль за всеми сферами жизни общества;

4. Идеологическое единообразие;

5. Однопартийность (сращивание партийного аппарата с государственным);

6. Вождизм;

7. Власть осуществляется преимущественно методами принуждения, насилия, подавления;

8. Преобладает гос. собственность, жесткое гос. регулирование экономики административными методами.

Б) Авторитарный

1. Г. не осуществляет тотальный контроль над обществом;

2. Личные права и свободы человека формально провозглашаются, а также частично реализуются, хотя фактически воспользоваться ими еще затруднительно, так как они не гарантируются и не защищаются Г-вом;

3. Допускается, но под жестким контролем Г-ва и в ограниченных пределах инакомыслие;

4. Допускается существование полит. партий, но серьезная оппозиция запрещена;

5. Смягчение методов осуществления гос. власти;

6. В эконом. сфере допускается существование частной собственности, разрешается предпринимательская деятельность под жестким контролем.

7. Складываются условия для возникновения личной диктатуры лидера правящей верхушки. (сильная власть необходима лидеру- реформатору для проведения реформ и подавления сопротивления)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 6795; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.151.93 (0.014 с.)