ТОП 10:

Основные теории происхождения государств.



Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят - перед собой, и другими причинами.

Рассмотрим основные теории:

1. Теологическая.(Ф. Аквинский, Аврелий Августин, Маритен Мирсье.)

Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана. Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ, должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли, как продолжению воли божественной. Государственная власть вечна и незыблема. Каждый должен подчиняться государству во всем.

2. Патриархальная(Аристотель, Филмер, Михайловский). Не суть: Люди существа коллективные, они стремятся к коллективному общению, что приводит к возникновению семьи. Развитие и распространение семьи, а также увеличение числа семей приводит в конечном итоге к образованию государства, главой которого становится отец. Власть государя есть продолжение власти отца над членами его семьи, следовательно она не ограничена. Всякое сопротивление государственной власти недопустимо. Лишь отеческая забота государя способна обеспечить человеку и обществу нормальные условия жизни. По утверждению Аристотеля, государство — наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха - естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

3.. Теория насилия(Дюринг, Гумплович, Каутский). Сторонники этой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича. «мы можем признать главные, основные части, действительные краеугольные камни государства, — в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству». Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации порабощения одних народов другими. По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен. К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

4.. Договорная теория происхождения государства. Значительной теорией происхождения государства является договорная теория, получившая прочное распространение в XVII -ХVIII веках. В Голландии в XVII веке сторонниками 'этой теории были Гуго Гроций и Спиноза, в Англии - Локк и Гоббс, во Франции в XVIII веке - Руссо. В России представителем договорной теории был революционный демократ А. И. Радищев (1749-1802), который утверждал, что государственная власть принадлежит народу, передана им монарху и должна находиться под контролем народа. Люди же, входя в государство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. Отсюда он и выводил право народа на восстание и революционное ниспровержение монарха, если гот допускает злоупотребление властью и произвол. Гоббс - царство личной свободы, которое ведет к войне всех против всех. С его точки зрения люди эгоистичны, стремятся к собственной выгоде, поэтому они находятся во вражде и страхе. Осознав это люди заключили общественный договор и учредили государство. Сточки зрения Руссо причины возникновении государства лежат в способности человека к совершенствованию и как следствие появляется имущественное неравенство. Богатые, не имея достаточно сил для защиты от бедных убедили их объединиться и установить так называемые правила справедливости и мира, таки образом на основе общего соглашения создается государство. В договорной теории государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство - это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между изолированными до того индивидами на объединение, на образование государства, превращая неорганизованное множество людей в единый народ. Но это не договор-сделка с будущим носителем власти, а договор, имеющий конститутивный (устанавливающий) характер, создающий гражданское общество и государственное образование - политическую организацию: государство. Таким образом. Договорная теория использовалась в разных целях. Руссо, Радищев обосновывали начала народовластия, народного суверенитета, поскольку первично власть принадлежала объединившемуся в государство народу и могла им быть отобрана от недобросовестного, некомпетентного правителя, у которого, таким образом, была лишь производная от народа власть. Гоббс, наоборот, доказывал, что коль скоро власть добровольно передана правителю, например князю, то он - князь - отныне обладает неограниченными полномочиями. Локк обосновывал конституционную монархию, т. к. общественный договор, по его мнению, представлял собой определенный компромисс между народом и правителем, определенное ограничение свободы и народа, и монарха. Отражала эта теория и договорную практику многих феодальных городов, заключавших договор с князем о его материальном обеспечении в обмен на управление городом, на защиту города.

5.Марксистская теория происхождения государства.Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", само название которой отражает связь явлений, обусловивших воз­никновение анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логи­ческой стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли.Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле "Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий".Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов; кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.Государство возникло прежде всею в силу экономических причин: общественное разделение труда совершенствование орудий труда и организации труда -- повышение производства труда - обмен продуктов концентрация собственности имущественная дифференциация социальная дифференциация общества -несовпадение интересов различных социальных групп - родовая организация власти и первобытные обычаи не в состоянии регулировать общественные отношения объективно возникает необходимость в появлении государства.

6.Органическая теория.Основоположником дайной теории является Г. Спенсер. Государство сравнивается с живым организмом, его развитие аналогично общей эволюции органического мира. При этом биологические закономерности распространяются па общественное развитие. Утверждается, что законы природы - естественный отбор, межвидовая конкуренция, эволюция, борьба за существование приводят к объединению людей в единый организм - государство.

7. Психологическая (Фрейд)

1. Появление Г. связано с человеческой психикой (потребность людей во власти над другими, стремление подражать, подчиняться другим)

2. Причины происхождения Г. заключаются в способностях, которыми обладали старейшины, вожди, жрецы. Это создавало условия для зависимости сознания людей от элиты. Из власти старейшин возникла гос.власть.

3. Но есть люди не согласные с большинством, которые проявляют свои устремления, для их удержания необходима власть, что и ведет к возникновению Г.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.219.167.194 (0.006 с.)