Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 48. Роль правосознания в правотворчестве и реализации права.

Поиск

Понятия «право» и «правосознание» глубоко взаимосвязаны. Они существуют и развиваются вместе, взаимно поддерживая и дополняя друг друга. В научной литературе приводится формула: правосознание существует «до», «после» и «параллельно» с правом. Поэтому правосознание активно вторгается во все процессы, связанные с правом. Особенно важна роль правосознания в правотворчестве и право реализации.

Правотворчество – это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Однако, создание правовых норм начинается с выявления объективных потребностей общества в регулировании каких-либо отношений. Нормы создаются не по субъективной воле законодателя, а в результате формирования предпосылок к их появлению в самом обществе. В таком случае, в правовых нормах, принятых государственными органами, действительно выражается воля народа, как это и должно быть в правовом государстве. Выявление общественных потребностей, в свою очередь, может быть осуществлено только категориями правосознания. Под правосознанием понимается совокупность взглядов, идей, представлений и чувств, выражающих отношение людей к прошлому, действующему и будущему праву. Это «реакция» людей на право. Таким образом, анализируя общественное правосознание, т.е. мнение людей о праве, оценивая позитивные и негативные моменты, предпочтения общества, недовольства, вызывающие социальную напряжённость, профессиональные юристы «переводят» потребности общества на язык права, после чего они попадают к законодателю и выражаются в виде норм права. Так процесс правотворчества опосредуется правосознанием.

Велика роль правосознания и в процессе реализации норм права. Под реализацией права понимается процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений. Правосознание влияет на соблюдение норм права всеми субъектами права. Особенно ярко здесь выражены оценочная и регулятивная функции правосознания. Оценочная функция заключается в том, что правосознание даёт возможность осмысления, анализа и оценки всех элементов правовой системы, всей правовой жизни общества; позволяет оценивать право со стороны его субъектов, а также поведение людей со стороны других субъектов и государства. Регулятивная функция вытекает из оценочной и заключается в том, что правосознание способно оказывать эффективное общенормативное воздействие на поведение людей, определять их ориентиры, цели, установки. Правосознание - прежде всего внутренний регулятор поведения людей. А решение каждого отдельного индивида о том, соблюдать или не соблюдать нормы права, рождается главным образом из внутренних тенденций. Этим объясняется то, что на уровень и качество реализации права влияет правосознание общества: высокое или низкое, развитое или незрелое, правильное или искажённое. Отсюда следует, что государство должно заботиться о повышении уровня правосознания и правовой культуры населения.

Правовая культура является определённым состоянием правосознания, состоянием законности; определённым уровнем правовой системы. В отличие от правосознания, которое есть всегда, правовой культуры может не быть, возможна даже антикультура. Высокая правовая культура характеризуется знанием и пониманием права, сознательным позитивным отношением к нему; высоким уровнем законности, гарантированностью прав субъектов права; высоким уровнем работы государственных органов с точки зрения соблюдения ими норм права, этики государственных служащих, организации труда. Необходимой является деятельность государства и гражданского общества по правовому воспитанию и обучению. Сегодня в России актуальны проблемы, связанные с правотворчеством, реализацией права, функционированием всей системы права. Они опосредованы главным образом особенностями российского правосознания, которое страдает от двух крайностей. Первая – правовой нигилизм, т.е. неверие праву, стремление отказаться от права в пользу нравственности. Корни этого убеждения – в самом менталитете русского народа. Закон во все времена являлся для людей инструментом угнетения в руках деспотичной власти. Более того, церковь благословляла эти поползновения власти на распоряжение людскими судьбами. Так, в людях воспитывалась ненависть к праву. Ещё Лев Толстой говорил, что право «мешает жить по совести». Вторая крайность – правовой идеализм. Это слепая вера в «хорошую» власть, которая даёт невыполнимые обещания, и «хороший», справедливый закон. Такое убеждение делает людей незащищёнными, закрывает им глаза на реальную картину правовой ситуации в стране, бесчестия власти, отнимает стремление добиваться лучшего.

 

Билет 49. Правообразование как процесс формирования права. Правообразование и правотворчество. Виды правотворчества.

Формирование права представляет собой очень сложный и длительный процесс, включающий в себя много стадий. Весь этот процесс можно назвать процессом правообразования.

Таким образом, правообразование – это естественно-исторический процесс формирования права, в ходе которого происходит анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний.

Правотворчество является составной частью, завершающим этапом правообразования, которое выступает более широким процессом.

Правотворчество представляет собой особую форму деятельности государственных органов по разработке и принятию нормативно-правовых актов в целях установления, изменения или отмены юридических норм.

Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (местное самоуправление, профсоюзы и т.д.), наделённые соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.

Принципы правотворчества - это основные начала осуществления правотворческой деятельности. Наиболее важные из них:

- принцип законности (правотворчество должно осуществляться в рамках т на основе Конституции РФ, иных законов и подзаконных актов);

- принцип научности (заключается в том, что в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные потребности развития общества и т.п.);

- принцип профессионализма (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди).

- принцип использования правового опыта (подразумевает, что всякий вновь разрабатываемый нормативный акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государств и цивилизации в целом);

- принцип демократизма (позволяет эффективно выявлять истинные стремления и волю народа; характеризует степень участия граждан в процессе правотворчества);

- связь с практикой (выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные процессы, ориентироваться на практику применения уже действующих законов, своевременно устранять пробелы в праве, воспринимать все лучшее, что предлагается правоприменительными органами).

- принцип гласности (открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности).

- принцип оперативности (своевременность издания нормативных актов).

Правотворчество подразделяется на несколько стадий:

1) законодательная инициатива. Эту стадию проходит принятие законов, кодексов, а также некоторых других важнейших нормативно-правовых актов.

Ст.104 Конституции РФ перечисляет официальных лиц, обладающих правом законодательной инициативы. Если законопроекты или проекты иных нормативно-правовых актов внесены в орган, обладающий правом законодательной инициативы, то такой законопроект должен быть принят законодателем к обсуждению. Круг лиц, обладающим правом законодательной инициативы, довольно широк, а поэтому любые лица или группы лиц, заинтересованные в принятии какого-то закона, должны обращаться к лицам, обладающим правом законодательной инициативы.

2) обсуждение законопроекта. Данная стадия начинается в Гос. Думе. Входе обсуждения устраняются противоречия, пробелы, неточности. Наиболее существенные проекты выносятся на общественное обсуждение.

3) принятие закона (принятие Гос. Думой, одобрение Советом Федерации, подписание Президентом).

4) опубликование закона.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на следующие виды:

1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума.

2) правотворчество государственных органов (органов законодательной, исполнительной власти).

3) правотворчество общественных организаций (принятие ими уставов, других решений нормативного характера).

4) правотворчество отдельных должностных лиц.

5) правотворчество органов местного самоуправления.

6) локальное правотворчество (на предприятии, в учреждении и организации).

В зависимости от значимости правотворчество подразделяется на:

1) законотворчество – правотворчество высших представительных органов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы – законы.

2) делегированное правотворчество – нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определённых проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа.

3) подзаконное правотворчество – принятие и введение в действие норм права структурами, не относящимися к высшим представительным органам – Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, руководителями предприятий и т.д. Правовые нормы принимаются на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.223 (0.008 с.)