Сущность и социальное назначение государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и социальное назначение государства.



Определить сущность государства - значит установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает.

1-й подход – классовый: сущность государства есть выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу, т.е. диктатура экономически господствующего класса. Социалистическое государство – орудие выражения интересов большинства населения.

2-й подход – назначение государства в служении обществу (общесоциальная сущность). Сущность государства в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.

В современной теории – двойственная сущность государства, объединяющая два подхода.

Социальное назначение Для чего предназначено государство? Для служения обществу! 1) установить в обществе порядок и поддерживать его 2) обеспечивает социальный мир и выступает социальным арбитром в отношениях между различными слоями общества 3) обеспечивает безопасность общества 4) защита личности от произвола, создание нормальных условий жизни для всех членов общества 5) забота о культуре образовании, искусстве, здравоохранении и т.д. Социальное назначение определяется сущностью государства: какова сущность государства, таковы цели, задачи, которые оно ставит перед собой.

 

Типология государств: формационный и цивилизационный подходы.

Тип – общие, системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности государств и раскрывающие закономерности их организации и развития. Типология – высшая форма классификации государств.

Формационный подход: за основу типологии гос-в берется общественно-экономическая формация – исторический тип общества, основанный на определенном способе производства материальных благ, который определяется формой собственности на средства производства..Первой из них была первобытно-общ. Формация (безгосударственная), затем возникают рабовладельческая формация (рабовладельческое государство), феодальная (феодальное государство), капиталистическая (буржуазное госдарство), социалистическая (социалистическое государство), наконец, должна наступить коммунистическая формация. При первой формации государства еще нет, т.к. в нем нет необходимости, при последней его уже нет, т.к. необходимость в нем отмирает. Каждой формации соответствует свой тип государства и права. Переход от формации к формации происходит под воздействием изменений в экономическом базисе, что влечет изменения в государственно-правовой надстройке. Переход от одного исторического типа государства к другому осуществляется в ходе социальной революции, объективной основой которой служит несоответствие (конфликт) характера производственных отношений уровню развития производительных сил. Изменения в социально-экономических формациях и смена типов государств происходят синхронно. Но: данная теория разработана на материале европейских стран; движение от формации к формации рассматривается как необратимая сила, но это не всегда соответствует социальной практике; не подтвердилась теория об отмирании государства как аппарата классового принуждения и формирования взамен коммунистического общества.

При цивилизационном подходе гос-ва характеризуются с учетом идеально-духовных, культурных факторов. 1) Социокультурное направление Родственные культуры образуют цивилизацию. Культурный фактор способен: а)блокировать влияние того или иного способа производства б)прервать поступательное формационное движение в)усиливать социально-экономическое развитие. Экономический прогресс зависит от культурно-духовных ценностей. Тойнби: цивилизация это относительно замкнутое и локальное состояния общества, характеризующееся общностью религиозных, психологических, культурных и географических признаков. Наиболее важными и постоянными из них он считает религию и территориальный признак. Тойнби 21 цивилизация. Цивилизационный подход позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в т.ч. почему все общества и государства движутся к прогрессу по-разному. В юридической науке отсутствует типология государств по цивилизационному критерию, но выделяют этапы цивилизации: 1)локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, индская) 2) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская) 3) всемирная цивилизация, которая формируется в настоящее время и основывается на принципе глобального гуманизма. Этот принцип не отрицает национальных традиций, веры, но на первое место выдвигаются ценности человека. 2) Универсалистское направление. Выделяет две цивилизации: аграрную (традиционную – общественная жизнь не расчленена на политическую, экономическую, социальную и духовную) и техногенную (отличается медленным развитием. Достоинство цивилизационного подхода – ориентирован на познание социальных ценностей, позволяет рассматривать государство как большую ценность для общества. Государство – важный фактор духовного развития общества, источник соединения людей на основе культурно-нравственных ценностей.

Типология по религии: светские, клерикальные, теократические, атеистические.

 

Власть и ее виды. Государственная власть: понятие и структура.

Власть – способность и возможность одного субъекта (лица, коллектива, организации) оказывать воздействие на поведение других, используя различные методы и свойства.

Власть – социальное явление а) реализуется в форме властеотношения б) воплощается в учреждениях и институтах в) требует оформления в виде императивных норм г)Социальная власть – регулятор общественных отношений д)власть – это интеллектуально-волевой процесс.

Власть

1) Политическая

А) власть одного класса над другим

Б) государственная власть

В) партийная власть

Г) власть политических лидеров.

Некоторые ученые отождествляют политическую и государственную власть. Байтин – власть, которая исходит от государства или реализуется не иначе как при его прямом или косвенном участии. Другие ученые считают, что политическая власть шире государственной, т.к. политическую власть осуществляют все звенья политической системы, а не только государство.

2) Неполитическая

Власть 1) демократическая 2) Недемократическая Власть: 1) традиционная (опирается на ритуалы, традиции) 2) легальная (опирается на законы и нормы права) 3) харизматическая 4) теневая. Следует различать легальную (закон) и легитимную (власть основанная на доверии).

Государственная власть

1) Реализуется через государство и его органы

2) Публичная (т.е. общественный характер государственной власти. Всякая власть публична, т.к. функционирует в обществе. В ТГП в понятие публичности вкладывается еще и тот смысл, что гос. власть осуществляется профессиональным аппаратом, отчуждена от общества, не совпадает ним.

3) Суверенная (Верховенство и единство внутри страны и независимость вовне. В демократии народный суверенитет первичен по отношению к государственному).

4) Универсальна (распространяется на всю территорию страны и ее население)

5) Обладает монопольным правом на издание законов и нормативных актов, т.е. государственная власть подкреплена силой закона и обязательна для всех, в т.ч. для самой себя.

Виды государственной власти

1) законодательная – деятельность законодательных (представительных) государственных органов, направленная на издание обязательных для исполнения всеми нормативных правовых актов;

2) и сполнительная – деятельность органов исполнительной власти, направленная на повседневную реализацию государственных функций в различных сферах общественной жизни;

3) судебная – деятельность судебных органов по осуществлению правосудия;

4) контрольно—надзорная – деятельность государственных органов по осуществлению государственного надзора и контроля над законностью на всей территории государства.

65. Компоненты гос.власти:

1) Субъект гос.власти – непосредственный носитель – социальные и национальные общности, классы, народ.

2) Объект гос.власти – граждане, их объединения, соц.слои, классы, общество в целом. В демократическом обществе субъект и объект власти очень близки и даже совпадают, в недемократическом – резко разграничены.

3) Один из сущностных структурных элементов гос. власти – властоотношения – возникают в процессе взаимодействия между носителем власти и подвластными субъектами; в рамках властоотношений властвующий навязывает свою волю подвластным.

4) Средства, методы и способы осуществления гос.власти зависят от многих факторов. Если интересы и воля влавствующих и подвластных совпадают, то властоотношения реализуются без принуждения.

5) Ресурсы государственной власти – совокупность условий и факторов, которые обеспечивают осуществление гос.власти. классификация ресурсов власти: экономические (материальные), социальные, культурно-информационные, идеологические, силовые.

Материальные ресурсы: гос.собственность, гос.казна, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.д. Социальные ресур сы образуют соц.основу гос.власти, которая предназначена организовывать межклассовые, межгрупповые, межличностные отношения, разрешать соц.конфликты. Культурно-информационные ре сурсы – знания, информация, а также средства их получения.Если власть опирается на традиции, то это укрепляет ее положение в обществе. Идеология – власть посредствам идеологии оправдывает свое существование.

Силовые ресурсы составляет армия, полиция, суд, прокуратура, органы безопасности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.013 с.)