Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3.2. Формы (источники) праваСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Форма (источник) права – - это способ выражения и закрепления нормы права; – способ выражения во вне государственной воли, объективирования юридических правил поведения. Источник позитивного права – -это форма выражения государственной воли, направленная на признание факта существования права, на его формирование, изменение или констатацию факта прекращения существования права определенного содержания; ‑ способ выражения и доведения решений правотворческих органов о принятии соответствующих норм права до заинтересованных лиц. Нормативный акт – -это особый документ (закон, указ, постановление, приказ), принятый специально уполномоченным правотворческим органом государства, которым устанавливаются, изменяются или отменяются юридические нормы; -официальный письменный документ, принимаемый уполномоченным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права, носящий общественный характер, направленный на регулирование определенного вида общественных отношений и применяющийся неоднократно. Правовой обычай – - это санкционированные и поставленные под защиту государства уже сложившиеся в обществе обычные нормы; - это правило поведения, сложившееся в следствии фактического его применения в течение длительного времени, нигде в официальных документах не записанное, но признаваемое в государстве. Правовой прецедент – решение по конкретному делу, которому государство придает силу общеобязательного в последующих спорах. Юридический прецедент – - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел; ‑ решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел либо служащие примерным образцом толкования закона. Нормативный договор– - акт волеизъявления самих участников общественных отношений, содержащий правовые нормы и получающий поддержку государства; ‑ соглашение двух или более сторон, в результате которого устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. Закон – в широком смысле слова: все нормативно-правовые акты в целом и установленные государством общеобязательные правила. Закон в юридическом смысле (в узком смысле): нормативный акт, принятый высший представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения (в порядке референдума) и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Закон- это, принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым по вопросам регулирования общественной и государственной жизни. Конституция – основной закон государства и общества в целом, обладающий наивысшей юридической силой, закрепляющий фундаментальные начала общественного и государственного устройства, форма правления, принципы взаимоотношения личности и государства. Акт референдума- юридический документ принятый на всенародном голосовании и не нуждающийся в утверждении. Подзаконный акт – правовой акт государственного органа, изданный в пределах его компетенции в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение закона для конкретизации законодательных предписаний и их толкования.
Тема 3.3. Нормы права. Социальные нормы Норма права – - общеобязательное, установленное (санкционированное) и охраняемое государством правило поведения, выражающее определяемые материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующие на общественные отношения в целях упорядочения их; ‑ общеобязательное формально определенное правило поведения, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений; ‑ установленное государственными органами или должностными лицами властное предписание, обладающее свойствами нормативности, формальной определенности и ясности. Структура правовой нормы – логически согласованное ее внутренне строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах. Гипотеза – - элемент правовой нормы, в котором указывается при каких условиях следует руководствоваться данным правилом. ‑ часть нормы права, содержащая указание на конкретные фактические жизненные обстоятельства (события, действия, состояния), при которых данная норма права вступает в действие. Диспозиция – - элемент правовой нормы, в котором указывается каким может или должно быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой; ‑ часть нормы права, содержащая само правило поведения, которому субъекты права должны следовать, если они оказываются в условиях, определенных гипотезой. Санкция – - элемент правовой нормы, в котором определяется какие меры государственного взыскания могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией; ‑ часть нормы права, содержащая вид и меру возможного наказания за невыполнение требований диспозиции или поощрения за совершение рекомендуемых действий. Диспозитивные нормы – нормы, допускающие регулирование отношения по соглашению сторон и устанавливающие правило лишь на случай отсутствия соглашения. Императивные нормы – нормы, имеющие строгий, властно-категоричный характер, основаны на запретах, обязанностях, наказании. Обязывающие нормы права – нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные положительные действия. Запрещающие нормы права – нормы, запрещающие совершать определенные действия. Управомачивающие нормы права – нормы, предоставляющие участникам общественных отношений право совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов. Социальная норма – -связанное с волей и сознанием людей общие правило регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации; ‑ общее правило, регулирующее поведение людей в обществе; ‑ правило, регулирующее поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношении. Нормы морали (нравственности) – - продукт исторического развития человечества, сформированный в борьбе со злом, за утверждение добра, человеколюбия, справедливости, счастья людей; ‑ правило, складывающееся в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии, т. е. в соответствии с моральными представлениями. Обычай – правило поведения общего характера, сложившееся исторически в силу их длительного, многократного соблюдения, вошедшее в привычку, ставшее традицией. ‑ общее правило, возникающее в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности, и в силу длительности своего существования вошедшее в привычку людей. - правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве общеобязательного. Корпоративные нормы (нормы организаций) – правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества. Религиозные нормы – это правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах, либо установленные церковью.
Тема 3.4. Правотворчество. Юридическая (законодательная) техника Правотворчество – - процесс возведения государственной воли в закон, ее оформление в различных юридических актах, процесс придания содержащимся в них правилам поведения общеобязательный характер; — это специальная деятельность компетентных органов, завершающая процесс правообразования, в результате которой приобретает юридическую силу и вступает в действие закон; - деятельность государственных органов, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм путем принятия нормативно-правовых актов. Правотворческая техника – совокупность методов, приемов подготовки качественно совершенных как по форме, так и по содержанию нормативно-правовых актов. Правотворческая ошибка – отступление от требований правотворческой техники, логики или грамматики, которое снижает качество нормативно-правового акта, вызывает затруднения в его толковании и препятствует реализации нормы права в конкретных отношениях. Законодательная процедура – установленный порядок прохождения проектов законов и других нормативно-правовых актов, вплоть до их принятия и вступления в силу. Законодательная инициатива – закрепленное в Конституции право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Законопроект – текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный в соответствии с законодательной процедурой, установленной для внесения на рассмотрение законодательного органа или референдума. Юридическая практика – деятельность по изданию юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовом опытом. Юридическая техника – совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности, эффективности.
Тема 3.5. Нормативные акты Закон - это нормативный юридический акт высшею государственного (представительного) органа или непосредственно народа, обладающий высшей юридически силой и содержащий первичные (изначальные) правовые нормы страны. Признаки закона: — юридический акт, в котором фиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему юридических норм по их отмене или изменению; всегда письменный документ; источник права; — юридический акт, принимаемый высшими представительными органами государства либо на референдуме; юридический акт принимаемый в особом порядке; отменяется только законом; — юридический акт, обладающий высшей юридической силой, он отличается юридической всеобщностью; все иные акты должны соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить; — юридический акт, содержащий первичные, изначальные юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было, нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны; правовая база для подзаконных нормативных актов Виды законов Конституционный закон- правовой акт, который изменения в конституцию, принимается в особом, усложненном порядке, обладающей высшей юридической силой. - Текущие или обыкновенные –обычные законы принимаются но основе и во исполнении конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны политической, экономической, культурной жизни государства. - Органический закон- закон, принимаемы по прямому предписанию конституции в порядке, отличном от порядка принятия обычных и конституционных законов, занимает место в юридической иерархии между конституционными и обычными законами. - Программный закон- закон, предусматривающий развитие государства на определенный период, т.е. содержащий программу развития государства и гражданского общества. - В федеративном государстве законы федератов, которые не должны противоречить общефедеральному законодательству. Подзаконные акты: нормативно- правовые акты государственных органов и компетентных должностных лиц, которые издаются на основе законов, не противоречат им и направлены на реализацию законов. Ведомственные акты- акты конкретных министерств, комитетов, департаментов. Локальные акты - акты изданные общественными объединениями, партиями, распространяющиеся только на членов данного объединения.
Тема 3.6. Пробелы в праве Пробел в позитивном праве – полное или частичное отсутствие правовых установлений (норм), необходимость которых обусловлена развитием социальной жизни и потребностями практического решения дел, основными принципами, политикой, смыслом и содержанием действующего законодательства, отвечающего правовым требованиям, а также иными проявлениями права, вытекающими из природы вещей и отношений. Пробел в законе – неполное урегулирование вопроса в данном законе. Пробел в законодательстве – отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования. Аналогия закона – применение к неурегулированному в конкретной норме отношению нормы закона, регламентирующей сходные отношения. Аналогия права – применение к неурегулированному в конкретной норме спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, общих начал и смысла законодательства.
Тема 3.7. Толкование права Толкование права - мыслительный процесс направленный на уяснение и разъяснение содержания нормы, в которой выражена воля законодателя называется толкованием права; – интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования. Толкование норм права – - деятельность компетентных органов государства, общественных организаций и отдельных граждан по осознанию ими действительного содержания нормы; ‑ деятельность по выявлению воли законодателя, выраженной в правовой норме; ‑ познавательная деятельность, осуществляемая в целях установления содержания нормы права, изложенной в тексте нормативно-правового акта. Толкование закона – деятельность органов государства, организаций, должностных лиц, отдельных граждан по установлению содержания нормы права, раскрытию в них воли законодателя. Разъяснение нормы права –объяснение, указания или рекомендации, направленные на раскрытие действительного содержания норм, доведение усвоенного содержания для других лиц. Уяснение нормы права- процесс понимания, осмысления, осознания содержания норм «для себя». Официальное толкование – разъяснение норм права, осуществляемое компетентными органами. Неофициально толкование – разъяснение смысла правовых норм любым гражданином или общественной организацией, не являющееся обязательным. Буквальное толкование – разъяснение смысла правовой нормы, при котором этот смысл совпадает с текстуальным выражением. Казуальное толкование – - предназначено для распространения его результатов на определенный круг лиц или случаев и преследует основной целью правильное решение именно данного дела. - разъяснение содержания правовой нормы, которая дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела. Способы толкования – -относительно обособленные приемы анализа правовых актов; ‑ совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания нормы права. Нормативное толкование- – предназначено для распространения его результатов на не определенный круг лиц и случаев, т. е. имеет абстрактный характер; ‑ официальное разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, применяющих определенную норму или нормы права. Судебное толкование – разъяснение смысла норм права, осуществляемое судами. Административное толкование – разъяснение смысла норм права, которое дается исполнительно-распорядительными органами государства. Юридическая коллизия– противоречие между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения.
Тема 3.8. Систематизация законодательства Систематизация– -целенаправленная деятельность по упорядочению нормативных актов; -приведение нормативных актов в определенную систему с целью их допустимости, лучшей обозримости и эффективного применения. Инкорпорация – - систематизация нормативных правовых актов, выраженная в подготовке и издании разного рода сборников (собраний) таких актов. ‑ объединение в сборники или собрания действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания, переработки и редактирования. Консолидация – сведение множественных нормативных актов в один укрупненный акт по какому-либо определенному вопросу. Кодификация – - деятельность, направленная на систематизацию и коренную переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта (основ, кодекса, устава, положения и др.). ‑ форма систематизации, при которой нормативный материал, подвергается существенной переработке, пересматриваются все действующие в определенной сфере нормы права. Кодекс – систематизированный, единый юридически и логически цельный, внутренне согласованный законодательный акт прямого действия, регулирующий определенную форму общественных отношений.
Тема 3.9. Правовая система. Основные правовые системы современности (семьи права) Правовая система — это все позитивное право, рассматриваемое в единстве с другими активными элементами правовой действительности — правовой идеологией и судебной (юридической) практикой. Частями (элементами) правовой системы являются: собственно объекти вное (позитивное) право как совокупность общеобязательных норм, выраженных в законе, иных признаваемых государством формах позитивного права; правовая идеология — активная сторона правосознания; судебная (юридическая) практика. Семьи права — романо-германское право (континентальной Европы) -в этих системах на первом месте стоит закон; - англосаксонского общего права — прецедентное право Великобритании, США -в этих системах доминирующее значение имеет судебная, юридическая практика, прецедент; -семья религиозно-традиционных систем — таких, как мусульманское право -в этих системах определяющую роль играют религия; -семья заидеологизированных систем – таких, как советское право, право других социалистических стран -в этих системах определяющую роль играла партийная идеология.
Тема 3.10. Система права и система законодательства Система права – внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования; -внутренняя дифференциация позитивного права, его деление на отрасли и институты); ‑ внутренне строение права, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части; ‑ исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений. Правовая система – целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями и используемый ими для достижения своих целей. Правовой институт – -объективно обособившаяся внутри одной отрасли или нескольких отраслей права совокупность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих небольшую группу видовых родственных отношений; ‑ обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли и регулирующих разновидность определенного вида общественных отношений. Подотрасль – -совокупность норм, регулирующих несколько сторон однородных общественных отношений; - совокупность институтов права, образующих внутри отрасли обособленную группу норм, которые регулируют свои, чем-то отличающиеся общественные отношения. Отрасль права – -относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений; ‑ совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования; - совокупность обособленных юридических норм, которыми регулируются общественные отношения какой-то определенной области, обладающие качественным своеобразием Законодательство – - внешняя форма выражения объективного права, охватывающая акты высших органов государственной власти и управления и иногда акты центральных органов государственного управления. ‑ система действующих в конкретный исторический период развития государства законов и основанных на них подзаконных актов. Система законодательства – совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права; ‑ совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм. Публичное право – упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих процесс организации и деятельности органов государства, процесс осуществления общественных интересов.
Тема 3.11. Понятие правоотношений Правоотношение – индивидуализированная связь, которая возникает на основе правовых норм между гражданами и иными лицами в форме субъективных прав и юридических обязанностей и поддерживается принудительной силой государства; ‑ урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей. Субъекты правоотношения – индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, то есть носителями субъективных прав и обязанностей. Правосубъектность – предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений. Правоспособность – способность иметь субъективные права и юридические обязанности. Дееспособность – - предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять и исполнять их; ‑ установленная (признанная) в законе возможность лица своим собственными действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Деликтоспособность – способность лица самостоятельно нести юридическую ответственность за совершение правонарушений. Объект правоотношения – - материальные или духовные блага, в целях овладения которыми граждане и иные лица вступают в конкретные правоотношения; ‑ реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности. Содержание правоотношения – совокупность субъективных прав и юридических обязанностей, возникающих из норм права. Субъективное право – установленная юридической нормой мера возможного поведения участников правоотношения. Юридическая обязанность – - предусмотренная нормой права мера должного поведения участников правоотношения; ‑ мера должного поведения обязанного субъекта, то есть обусловленная требованием юридической нормы и обеспеченная возможностью государственного принуждения необходимость определенного поведения, определенных действий; ‑ мера общественно необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования. Юридическое последствие – реальный результат действия правого акта, выражающееся в приобретении субъектами прав и несении обязанностей.
Тема 3.12. Реализация права. Правоприменение права Реализация права – - осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей, проведения их в жизнь в деятельности людей и их организаций; ‑ воплощение в действиях граждан, юридических лиц, государственных органов, должностных и иных лиц, предписаний действующих норм права. Соблюдение – такая форма реализации права, при которой граждане, иные лица воздерживаются от совершения запрещенных правом действий. Исполнение – форма реализации, состоящая в обязательном совершении действий, предусмотренных правовыми нормами. Использование – форма реализации, состоящая в совершении действий, дозволенных правовыми нормами в осуществление субъектами своих прав. Применение права – - властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за данным процессом; ‑ деятельность государственных органов и должностных лиц по принятию специальных решений в целях возникновения, изменения или прекращения правоотношений на основе действующих норм права. Правоприменительный акт – правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 685; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.189.253 (0.012 с.) |