Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3.2. Формы (источники) права

Поиск

Форма (источник) права

- это способ выражения и закрепления нормы права;

– способ выражения во вне государственной воли, объективирования юридических правил поведения.

Источник позитивного права –

-это форма выражения государственной воли, направленная на признание факта существования права, на его формирование, изменение или констатацию факта прекращения существования права определенного содержания;

‑ способ выражения и доведения решений правотворческих органов о принятии соответствующих норм права до заинтересованных лиц.

Нормативный акт –

-это особый документ (закон, указ, постановление, приказ), принятый специально уполномоченным правотворческим органом государства, которым устанавливаются, изменяются или отменяются юридические нормы;

-официальный письменный документ, принимаемый уполномоченным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права, носящий общественный характер, направленный на регулирование определенного вида общественных отношений и применяющийся неоднократно.

Правовой обычай

- это санкционированные и поставленные под защиту государства уже сложившиеся в обществе обычные нормы;

- это правило поведения, сложившееся в следствии фактического его применения в течение длительного времени, нигде в официальных документах не записанное, но признаваемое в государстве.

Правовой прецедент – решение по конкретному делу, которому государство придает силу общеобязательного в последующих спорах.

Юридический прецедент –

- это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел;

‑ решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел либо служащие примерным образцом толкования закона.

Нормативный договор–

- акт волеизъявления самих участников общественных отношений, содержащий правовые нормы и получающий поддержку государства;

‑ соглашение двух или более сторон, в результате которого устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.

Закон – в широком смысле слова: все нормативно-правовые акты в целом и установленные государством общеобязательные правила.

Закон в юридическом смысле (в узком смысле): нормативный акт, принятый высший представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения (в порядке референдума) и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Закон- это, принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым по вопросам регулирования общественной и государственной жизни.

Конституция – основной закон государства и общества в целом, обладающий наивысшей юридической силой, закрепляющий фундаментальные начала общественного и государственного устройства, форма правления, принципы взаимоотношения личности и государства.

Акт референдума- юридический документ принятый на всенародном голосовании и не нуждающийся в утверждении.

Подзаконный акт – правовой акт государственного органа, изданный в пределах его компетенции в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение закона для конкретизации законодательных предписаний и их толкования.

 

Тема 3.3. Нормы права. Социальные нормы

Норма права –

- общеобязательное, установленное (санкционированное) и охраняемое государством правило поведения, выражающее определяемые материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующие на общественные отношения в целях упорядочения их;

‑ общеобязательное формально определенное правило поведения, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений;

‑ установленное государственными органами или должностными лицами властное предписание, обладающее свойствами нормативности, формальной определенности и ясности.

Структура правовой нормы – логически согласованное ее внутренне строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.

Гипотеза –

- элемент правовой нормы, в котором указывается при каких условиях следует руководствоваться данным правилом.

‑ часть нормы права, содержащая указание на конкретные фактические жизненные обстоятельства (события, действия, состояния), при которых данная норма права вступает в действие.

Диспозиция –

- элемент правовой нормы, в котором указывается каким может или должно быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой;

‑ часть нормы права, содержащая само правило поведения, которому субъекты права должны следовать, если они оказываются в условиях, определенных гипотезой.

Санкция –

- элемент правовой нормы, в котором определяется какие меры государственного взыскания могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией;

‑ часть нормы права, содержащая вид и меру возможного наказания за невыполнение требований диспозиции или поощрения за совершение рекомендуемых действий.

Диспозитивные нормы – нормы, допускающие регулирование отношения по соглашению сторон и устанавливающие правило лишь на случай отсутствия соглашения.

Императивные нормы – нормы, имеющие строгий, властно-категоричный характер, основаны на запретах, обязанностях, наказании.

Обязывающие нормы права – нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные положительные действия.

Запрещающие нормы права – нормы, запрещающие совершать определенные действия.

Управомачивающие нормы права – нормы, предоставляющие участникам общественных отношений право совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов.

Социальная норма –

-связанное с волей и сознанием людей общие правило регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации;

‑ общее правило, регулирующее поведение людей в обществе;

‑ правило, регулирующее поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношении.

Нормы морали (нравственности) –

- продукт исторического развития человечества, сформированный в борьбе со злом, за утверждение добра, человеколюбия, справедливости, счастья людей;

‑ правило, складывающееся в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии, т. е. в соответствии с моральными представлениями.

Обычай – правило поведения общего характера, сложившееся исторически в силу их длительного, многократного соблюдения, вошедшее в привычку, ставшее традицией.

‑ общее правило, возникающее в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности, и в силу длительности своего существования вошедшее в привычку людей.

- правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве общеобязательного.

Корпоративные нормы (нормы организаций) – правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества.

Религиозные нормы – это правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах, либо установленные церковью.

 

 

Тема 3.4. Правотворчество. Юридическая (законодательная) техника

Правотворчество –

- процесс возведения государственной воли в закон, ее оформление в различных юридических актах, процесс придания содержащимся в них правилам поведения общеобязательный характер;

— это специаль­ная деятельность компетентных органов, завершающая процесс правообразования, в результате которой приобре­тает юридическую силу и вступает в действие закон;

- деятельность государственных органов, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм путем принятия нормативно-правовых актов.

Правотворческая техника – совокупность методов, приемов подготовки качественно совершенных как по форме, так и по содержанию нормативно-правовых актов.

Правотворческая ошибка – отступление от требований правотворческой техники, логики или грамматики, которое снижает качество нормативно-правового акта, вызывает затруднения в его толковании и препятствует реализации нормы права в конкретных отношениях.

Законодательная процедура – установленный порядок прохождения проектов законов и других нормативно-правовых актов, вплоть до их принятия и вступления в силу.

Законодательная инициатива – закрепленное в Конституции право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган.

Законопроект – текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный в соответствии с законодательной процедурой, установленной для внесения на рассмотрение законодательного органа или референдума.

Юридическая практика – деятельность по изданию юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовом опытом.

Юридическая техника – совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности, эффективности.

 

 

Тема 3.5. Нормативные акты

Закон - это нормативный юридический акт высшею государственного (представительного) органа или непосредственно народа, обладающий высшей юридически силой и содержащий первичные (изначальные) правовые нормы страны.

Признаки закона:

— юридический акт, в котором фиксируются правотворческие дейст­вия по введению в правовую систему юридических норм по их отмене или изменению; всегда письменный документ; источник права;

— юридический акт, принимаемый высшими представительными органами государства либо на референдуме;

юридический акт принимаемый в особом порядке; отменяется только законом;

— юридический акт, обладающий высшей юридической силой, он отличается юридической всеобщностью; все иные акты должны соот­ветствовать закону, ни в чем ему не противоречить;

— юридический акт, содержащий первичные, изначальные юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было, нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны; правовая база для подзаконных нормативных актов

Виды законов

 Конституционный закон- правовой акт, который изменения в конституцию, принимается в особом, усложненном порядке, обладающей высшей юридической силой.

- Текущие или обыкновенные –обычные законы принимаются но основе и во исполнении конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны политической, экономической, культурной жизни государства.

- Органический закон- закон, принимаемы по прямому предписанию конституции в порядке, отличном от порядка принятия обычных и конституционных законов, занимает место в юридической иерархии между конституционными и обычными законами.

- Программный закон- закон, предусматривающий развитие государства на определенный период, т.е. содержащий программу развития государства и гражданского общества.

- В федеративном государстве законы федератов, которые не должны противоречить общефедеральному законодательству.

Подзаконные акты: нормативно- правовые акты государственных органов и компетентных должностных лиц, которые издаются на основе законов, не противоречат им и направлены на реализацию законов.

Ведомственные акты- акты конкретных ми­нистерств, комитетов, департаментов.

Локальные акты - акты изданные общественными объединениями, партиями, распространяющиеся только на членов данного объединения.

 

Тема 3.6. Пробелы в праве

Пробел в позитивном праве – полное или частичное отсутствие правовых установлений (норм), необходимость которых обусловлена развитием социальной жизни и потребностями практического решения дел, основными принципами, политикой, смыслом и содержанием действующего законодательства, отвечающего правовым требованиям, а также иными проявлениями права, вытекающими из природы вещей и отношений.

Пробел в законе – неполное урегулирование вопроса в данном законе.

Пробел в законодательстве – отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования.

Аналогия закона – применение к неурегулированному в конкретной норме отношению нормы закона, регламентирующей сходные отношения.

Аналогия права – применение к неурегулированному в конкретной норме спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, общих начал и смысла законодательства.

 

Тема 3.7. Толкование права

Толкование права - мыслительный процесс направленный на уяснение и разъяснение содержания нормы, в которой выражена воля законодателя называется толкованием права;

– интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования.

Толкование норм права –

- деятельность компетентных органов государства, общественных организаций и отдельных граждан по осознанию ими действительного содержания нормы;

‑ деятельность по выявлению воли законодателя, выраженной в правовой норме;

‑ познавательная деятельность, осуществляемая в целях установления содержания нормы права, изложенной в тексте нормативно-правового акта.

Толкование закона – деятельность органов государства, организаций, должностных лиц, отдельных граждан по установлению содержания нормы права, раскрытию в них воли законодателя.

Разъяснение нормы права –объяснение, указания или рекомендации, направленные на раскрытие действительного содержания норм, доведение усвоенного содержания для других лиц.

Уяснение нормы права- процесс понимания, осмысления, осознания содержания норм «для себя».

Официальное толкование – разъяснение норм права, осуществляемое компетентными органами.

Неофициально толкование – разъяснение смысла правовых норм любым гражданином или общественной организацией, не являющееся обязательным.

Буквальное толкование – разъяснение смысла правовой нормы, при котором этот смысл совпадает с текстуальным выражением.

Казуальное толкование –

- предназначено для распространения его результатов на определенный круг лиц или случаев и преследует основной целью правильное решение именно данного дела.

- разъяснение содержания правовой нормы, которая дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела.

Способы толкования –

-относительно обособленные приемы анализа правовых актов;

‑ совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания нормы права.

Нормативное толкование-

– предназначено для распространения его результатов на не определенный круг лиц и случаев, т. е. имеет абстрактный характер;

‑ официальное разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, применяющих определенную норму или нормы права.

Судебное толкование – разъяснение смысла норм права, осуществляемое судами.

Административное толкование – разъяснение смысла норм права, которое дается исполнительно-распорядительными органами государства.

Юридическая коллизия– противоречие между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения.

 

Тема 3.8. Систематизация законодательства

Систематизация–

-целенаправленная деятельность по упорядочению нормативных актов;

-приведение нормативных актов в определенную систему с целью их допустимости, лучшей обозримости и эффективного применения.

Инкорпорация –

- систематизация нормативных правовых актов, выраженная в подготовке и издании разного рода сборников (собраний) таких актов.

‑ объединение в сборники или собрания действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания, переработки и редактирования.

Консолидация – сведение множественных нормативных актов в один укрупненный акт по какому-либо определенному вопросу.

Кодификация –

- деятельность, направленная на систематизацию и коренную переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта (основ, кодекса, устава, положения и др.).

‑ форма систематизации, при которой нормативный материал, подвергается существенной переработке, пересматриваются все действующие в определенной сфере нормы права.

Кодекс – систематизированный, единый юридически и логически цельный, внутренне согласованный законодательный акт прямого действия, регулирующий определенную форму общественных отношений.

 

Тема 3.9. Правовая система. Основные правовые системы современности (семьи права)

Правовая система — это все позитивное право, рассматриваемое в единстве с другими активными элементами правовой дей­ствительности — правовой идеологией и судебной (юриди­ческой) практикой.

Частями (элементами) правовой системы являются:

собственно объекти вное (позитивное) право как совокупность общеобязательных норм, выраженных в законе, иных признаваемых государством формах позитивного права;

правовая идеология — активная сторона правосозна­ния;

судебная (юридическая) практика.

Семьи права

— романо-германское право (континен­тальной Европы) -в этих сис­темах на первом месте стоит закон;

- англосаксонского общего права — прецедентное право Великобритании, США -в этих системах доминирующее значение имеет судебная, юридическая практика, прецедент;

-семья религиозно-традиционных систем — таких, как мусульманское право -в этих системах определяющую роль играют религия;

-семья заидеологизированных систем – таких, как советское право, право других социалистических стран -в этих системах определяющую роль играла партийная идеология.

 

 

Тема 3.10. Система права и система законодательства

Система права –

внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования;

-внутренняя дифференциация позитивного права, его деление на отрасли и институты);

‑ внутренне строение права, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части;

‑ исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений.

Правовая система – целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями и используемый ими для достижения своих целей.

Правовой институт –

-объективно обособившаяся внутри одной отрасли или нескольких отраслей права совокупность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих небольшую группу видовых родственных отношений;

‑ обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли и регулирующих разновидность определенного вида общественных отношений.

Подотрасль –

-совокупность норм, регулирующих несколько сторон однородных общественных отношений;

- совокупность институтов права, образующих внутри отрасли обособленную группу норм, которые регулируют свои, чем-то отличающиеся общественные отношения.

Отрасль права –

-относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений;

‑ совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования;

- совокупность обособленных юридических норм, которыми регулируются общественные отношения какой-то определенной области, обладающие качественным своеобразием

Законодательство –

- внешняя форма выражения объективного права, охватывающая акты высших органов государственной власти и управления и иногда акты центральных органов государственного управления.

‑ система действующих в конкретный исторический период развития государства законов и основанных на них подзаконных актов.

Система законодательства

– совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права;

‑ совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм.

Публичное право – упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих процесс организации и деятельности органов государства, процесс осуществления общественных интересов.

 

Тема 3.11. Понятие правоотношений

Правоотношение

– индивидуализированная связь, которая возникает на основе правовых норм между гражданами и иными лицами в форме субъективных прав и юридических обязанностей и поддерживается принудительной силой государства;

‑ урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей.

Субъекты правоотношения – индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, то есть носителями субъективных прав и обязанностей.

Правосубъектность – предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений.

Правоспособность – способность иметь субъективные права и юридические обязанности.

Дееспособность –

- предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять и исполнять их;

‑ установленная (признанная) в законе возможность лица своим собственными действиями приобретать и осуществлять права и обязанности.

Деликтоспособность – способность лица самостоятельно нести юридическую ответственность за совершение правонарушений.

Объект правоотношения –

- материальные или духовные блага, в целях овладения которыми граждане и иные лица вступают в конкретные правоотношения;

‑ реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.

Содержание правоотношения – совокупность субъективных прав и юридических обязанностей, возникающих из норм права.

Субъективное право – установленная юридической нормой мера возможного поведения участников правоотношения.

Юридическая обязанность –

- предусмотренная нормой права мера должного поведения участников правоотношения;

‑ мера должного поведения обязанного субъекта, то есть обусловленная требованием юридической нормы и обеспеченная возможностью государственного принуждения необходимость определенного поведения, определенных действий;

‑ мера общественно необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования.

Юридическое последствие – реальный результат действия правого акта, выражающееся в приобретении субъектами прав и несении обязанностей.

 

Тема 3.12. Реализация права. Правоприменение права

Реализация права –

- осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей, проведения их в жизнь в деятельности людей и их организаций;

‑ воплощение в действиях граждан, юридических лиц, государственных органов, должностных и иных лиц, предписаний действующих норм права.

Соблюдение – такая форма реализации права, при которой граждане, иные лица воздерживаются от совершения запрещенных правом действий.

Исполнение – форма реализации, состоящая в обязательном совершении действий, предусмотренных правовыми нормами.

Использование – форма реализации, состоящая в совершении действий, дозволенных правовыми нормами в осуществление субъектами своих прав.

Применение права –

- властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за данным процессом;

‑ деятельность государственных органов и должностных лиц по принятию специальных решений в целях возникновения, изменения или прекращения правоотношений на основе действующих норм права.

Правоприменительный акт – правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 685; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.189.253 (0.012 с.)