Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 1. Предмет и методология теории государства и права

Поиск

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И КАТЕГОРИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

 

Словарь включает основные термины и понятия, используемые в «Теории государства и права». Следует заметить, что некоторые понятия имеют различные толкования, что дает возможность выбрать наиболее приемлемый и доступный вариант определения понятия.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА

 

Тема 1. 1. Предмет и методология теории государства и права

Теория государства и права

-это фундаментальная наука правоведения, которая изучает сущность, содержание и формы государственно-правовой системы общества, основные закономерности ее функционирования и развития;

это- политико-юридическая, общетеоретическая общественная наука, представляющая собой совокупность идей, представлений, гипотез, догадок, методик познания и деятельности по изучению государственно-правовых явлений.

Объект науки – то, на что направлена познавательная деятельность, проводимые научные изыскания, это- государственно-правовые явления в их возникновении,развитии и изменении.

Объектом изучения учебной дисциплины «Теории государства и права» и являются государственно-правовые явления,государство и право в их взаимоотношении друг с другом, с обществом.

Предмет науки – это определенная сторона, свойство изучаемого объекта, явления, документа на которую направлено познание науки теории государства и права.

Методология – теории государства и права - это совокупность теоретических принципов, логических приемов и способов и специальных методов познания государственно-правовых явлений.

Метод – это способ, средство, совокупность приемов познания объективной действительности.

Всеобщие или философские методы: диалектический, системный, сравнительный, социологический и другие.

Общенаучные методы:

анализ – это расчленение изучаемого предмета на составные части;

синтез – это объединение в единое целое частей выделенных в ходе анализа;

индукция – это выделение знаний о целом предмете на основании имеющихся знаний о его частях (рассуждение от частного к общему);

дедукция - это выделение знаний о частях предмета на основании имеющихся знаний о предмете в целом (рассуждение от общего к частному).

Специальные методы (частно-юридические):

сравнительное правоведение – это изучение правовых систем различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, систем права, их основных принципов и так далее;

социально-правовой эксперимент - это апробация законодательных нововведений в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах;

правовое прогнозирование – это изучение конкретных перспектив развития государственно-правовых явлений;

формально юридический – метод исследования, при котором право изучается в “чистом” виде, вне связи с другими сферами (экономикой, политикой, государством и т.д.);

кибернетический или информационный - метод позволяющий оценивать государственно-правовое явление, юридические документы исходя из той информации, которая имеется в данном явлении или документе.

Функции теории государства и права: методологическая, познавательная, ценностно-ориентационная, прогностическая, эвристическая, педагогическая, праксеологическая (гр. – деятельность): позволяет изучать различные действия, явления с точки зрения установления их эффективности.

 

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

 

Тема 2.1. Происхождение государства

Общество – совокупность индивидов и социальных групп и классов, а также складывающихся между ними отношений.

Цивилизация -социальная организация высокого уровня.

Первобытная организация человеческого общества. Первобытное общество (родовая организация) – первая в истории человечества форма жизнедеятельности людей, охватывающая эпоху от появления первых людей до возникновения права и государства. Управлялось народным собранием, советом старейшин и вождем

Род – исторически сложившаяся общность людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство.

Социальные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми. В первобытном обществе это- обычаи (мононормы).

Власть – возможность делать свои веления общеобязательными или обязательными для определенных лиц, обеспечивается авторитетом или принуждением. В родовой организации власть совпадала с населением.

Обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку.

Табу – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, обычай, нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокое наказание со стороны фантастических духов и богов.

 

Тема 2.3. Понятие и сущность государства

Государство – - осуществление божественной идеи на земле. Гегель.

Государство - это машина для поддержания господства одного класса над другим. Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы. В.И. Ленин

Государство есть организация, обладающая монополией на легитимное использование физического насилия на определенной территории. М. Вебер

Государство - это единая политическая организация, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, имеет специальный аппарат управления и принуждения, обладает суверенитетом. В.Н. Хропанюк.

Сущность государства – это наиболее важные, основные черты государства, совокупность его неотъемлемых свойств.

Население – человеческое общество, проживающее на территории государства.

Налоги – обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т.п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий бедствий. Взимаются принудительно.

Государственная власть – это способность государства и его структур легитимными средствами подчинять поведение отдельных индивидов, групп людей или всего общества государственной воле; это концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.

Государственный суверенитет

-это политико-правовое свойство государственной власти, выражающее ее независимость и состоящее в праве государства самостоятельно и свободно решать свои дела.

– это верховенство государственной власти внутри страны и во вне т.е. ее самостоятельность в определении внутренней и внешней политики, независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

Публичная власть – это государственная власть не совпадающая с обществом, выступающая от его имени и от имени всего народа.

Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Принципы государства – основополагающие идеи, определяющие в своей совокупности идеальную конструкция (модель) государства.

 

Тема 2.6. Механизм государства. Государственный аппарат

Механизм государства-

- это единая централизованная, иерархическая система органов, через которую государство реализует свои функции, осуществляет государственную власть;

– это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Государственный аппарат

- это система органов, непосредственно осуществляющая управленческую деятельность, и наделенная для этого властными полномочиями;

- это совокупность имеющихся в государстве государственных органов.

Государственный орган – элемент государственного аппарата, участвующий в осуществлении функций государства, наделенный властными полномочиями, функционирующий на основе закона, имеющий собственную структуру, полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и взаимодействующий с другими частями государственного аппарата, образующими единое целое.

Государственное управление – это целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.

Государственное принуждение – психологическое, материальное или физическое воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

Компетенция государственного органа – это объем и перечень государственно-властных полномочий, закрепленных за этим органом, а также его юридические обязанности.

Принцип разделения властей

- это принцип организации государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляется власть разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. При этом осуществляется гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государств, как частей единой власти, через систему сдержек и противовесов;

- это принцип организации и деятельности государственного аппарата, определяющий распределение всех органов государства между тремя самостоятельными по предметам ведения ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Законодательная власть – власть реализуемая через избранные народом представительные органы, призванные вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов.

Парламент - высший орган законодательной (представительной) власти.

Исполнительная власть – власть осуществляемая назначаемыми либо выбираемыми исполнительно-распорядительными органами власти, призванными реализовать принятые законы и осуществлять оперативно-хозяйственную деятельность.

Правительство – высший орган распорядительной и исполнительной власти, осуществляющий непосредственное управление государством.

Правоохранительные органы – часть государственного аппарата, который образует свою подсистему (судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция и т.д.).

Органы судебной власти – государственные учреждения, осуществляющие правосудие.

 

РАЗДЕЛ 3.ТЕОРИЯ ПРАВА

 

Тема 3.7. Толкование права

Толкование права - мыслительный процесс направленный на уяснение и разъяснение содержания нормы, в которой выражена воля законодателя называется толкованием права;

– интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования.

Толкование норм права –

- деятельность компетентных органов государства, общественных организаций и отдельных граждан по осознанию ими действительного содержания нормы;

‑ деятельность по выявлению воли законодателя, выраженной в правовой норме;

‑ познавательная деятельность, осуществляемая в целях установления содержания нормы права, изложенной в тексте нормативно-правового акта.

Толкование закона – деятельность органов государства, организаций, должностных лиц, отдельных граждан по установлению содержания нормы права, раскрытию в них воли законодателя.

Разъяснение нормы права –объяснение, указания или рекомендации, направленные на раскрытие действительного содержания норм, доведение усвоенного содержания для других лиц.

Уяснение нормы права- процесс понимания, осмысления, осознания содержания норм «для себя».

Официальное толкование – разъяснение норм права, осуществляемое компетентными органами.

Неофициально толкование – разъяснение смысла правовых норм любым гражданином или общественной организацией, не являющееся обязательным.

Буквальное толкование – разъяснение смысла правовой нормы, при котором этот смысл совпадает с текстуальным выражением.

Казуальное толкование –

- предназначено для распространения его результатов на определенный круг лиц или случаев и преследует основной целью правильное решение именно данного дела.

- разъяснение содержания правовой нормы, которая дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела.

Способы толкования –

-относительно обособленные приемы анализа правовых актов;

‑ совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания нормы права.

Нормативное толкование-

– предназначено для распространения его результатов на не определенный круг лиц и случаев, т. е. имеет абстрактный характер;

‑ официальное разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, применяющих определенную норму или нормы права.

Судебное толкование – разъяснение смысла норм права, осуществляемое судами.

Административное толкование – разъяснение смысла норм права, которое дается исполнительно-распорядительными органами государства.

Юридическая коллизия– противоречие между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения.

 

Тема 3.8. Систематизация законодательства

Систематизация–

-целенаправленная деятельность по упорядочению нормативных актов;

-приведение нормативных актов в определенную систему с целью их допустимости, лучшей обозримости и эффективного применения.

Инкорпорация –

- систематизация нормативных правовых актов, выраженная в подготовке и издании разного рода сборников (собраний) таких актов.

‑ объединение в сборники или собрания действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания, переработки и редактирования.

Консолидация – сведение множественных нормативных актов в один укрупненный акт по какому-либо определенному вопросу.

Кодификация –

- деятельность, направленная на систематизацию и коренную переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта (основ, кодекса, устава, положения и др.).

‑ форма систематизации, при которой нормативный материал, подвергается существенной переработке, пересматриваются все действующие в определенной сфере нормы права.

Кодекс – систематизированный, единый юридически и логически цельный, внутренне согласованный законодательный акт прямого действия, регулирующий определенную форму общественных отношений.

 

Тема 3.9. Правовая система. Основные правовые системы современности (семьи права)

Правовая система — это все позитивное право, рассматриваемое в единстве с другими активными элементами правовой дей­ствительности — правовой идеологией и судебной (юриди­ческой) практикой.

Частями (элементами) правовой системы являются:

собственно объекти вное (позитивное) право как совокупность общеобязательных норм, выраженных в законе, иных признаваемых государством формах позитивного права;

правовая идеология — активная сторона правосозна­ния;

судебная (юридическая) практика.

Семьи права

— романо-германское право (континен­тальной Европы) -в этих сис­темах на первом месте стоит закон;

- англосаксонского общего права — прецедентное право Великобритании, США -в этих системах доминирующее значение имеет судебная, юридическая практика, прецедент;

-семья религиозно-традиционных систем — таких, как мусульманское право -в этих системах определяющую роль играют религия;

-семья заидеологизированных систем – таких, как советское право, право других социалистических стран -в этих системах определяющую роль играла партийная идеология.

 

 

Тема 3.10. Система права и система законодательства

Система права –

внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования;

-внутренняя дифференциация позитивного права, его деление на отрасли и институты);

‑ внутренне строение права, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части;

‑ исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений.

Правовая система – целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями и используемый ими для достижения своих целей.

Правовой институт –

-объективно обособившаяся внутри одной отрасли или нескольких отраслей права совокупность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих небольшую группу видовых родственных отношений;

‑ обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли и регулирующих разновидность определенного вида общественных отношений.

Подотрасль –

-совокупность норм, регулирующих несколько сторон однородных общественных отношений;

- совокупность институтов права, образующих внутри отрасли обособленную группу норм, которые регулируют свои, чем-то отличающиеся общественные отношения.

Отрасль права –

-относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений;

‑ совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования;

- совокупность обособленных юридических норм, которыми регулируются общественные отношения какой-то определенной области, обладающие качественным своеобразием

Законодательство –

- внешняя форма выражения объективного права, охватывающая акты высших органов государственной власти и управления и иногда акты центральных органов государственного управления.

‑ система действующих в конкретный исторический период развития государства законов и основанных на них подзаконных актов.

Система законодательства

– совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права;

‑ совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм.

Публичное право – упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих процесс организации и деятельности органов государства, процесс осуществления общественных интересов.

 

Тема 3.11. Понятие правоотношений

Правоотношение

– индивидуализированная связь, которая возникает на основе правовых норм между гражданами и иными лицами в форме субъективных прав и юридических обязанностей и поддерживается принудительной силой государства;

‑ урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей.

Субъекты правоотношения – индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, то есть носителями субъективных прав и обязанностей.

Правосубъектность – предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений.

Правоспособность – способность иметь субъективные права и юридические обязанности.

Дееспособность –

- предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять и исполнять их;

‑ установленная (признанная) в законе возможность лица своим собственными действиями приобретать и осуществлять права и обязанности.

Деликтоспособность – способность лица самостоятельно нести юридическую ответственность за совершение правонарушений.

Объект правоотношения –

- материальные или духовные блага, в целях овладения которыми граждане и иные лица вступают в конкретные правоотношения;

‑ реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.

Содержание правоотношения – совокупность субъективных прав и юридических обязанностей, возникающих из норм права.

Субъективное право – установленная юридической нормой мера возможного поведения участников правоотношения.

Юридическая обязанность –

- предусмотренная нормой права мера должного поведения участников правоотношения;

‑ мера должного поведения обязанного субъекта, то есть обусловленная требованием юридической нормы и обеспеченная возможностью государственного принуждения необходимость определенного поведения, определенных действий;

‑ мера общественно необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования.

Юридическое последствие – реальный результат действия правого акта, выражающееся в приобретении субъектами прав и несении обязанностей.

 

Тема 3.12. Реализация права. Правоприменение права

Реализация права –

- осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей, проведения их в жизнь в деятельности людей и их организаций;

‑ воплощение в действиях граждан, юридических лиц, государственных органов, должностных и иных лиц, предписаний действующих норм права.

Соблюдение – такая форма реализации права, при которой граждане, иные лица воздерживаются от совершения запрещенных правом действий.

Исполнение – форма реализации, состоящая в обязательном совершении действий, предусмотренных правовыми нормами.

Использование – форма реализации, состоящая в совершении действий, дозволенных правовыми нормами в осуществление субъектами своих прав.

Применение права –

- властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за данным процессом;

‑ деятельность государственных органов и должностных лиц по принятию специальных решений в целях возникновения, изменения или прекращения правоотношений на основе действующих норм права.

Правоприменительный акт – правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.

 

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И КАТЕГОРИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

 

Словарь включает основные термины и понятия, используемые в «Теории государства и права». Следует заметить, что некоторые понятия имеют различные толкования, что дает возможность выбрать наиболее приемлемый и доступный вариант определения понятия.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА

 

Тема 1. 1. Предмет и методология теории государства и права

Теория государства и права

-это фундаментальная наука правоведения, которая изучает сущность, содержание и формы государственно-правовой системы общества, основные закономерности ее функционирования и развития;

это- политико-юридическая, общетеоретическая общественная наука, представляющая собой совокупность идей, представлений, гипотез, догадок, методик познания и деятельности по изучению государственно-правовых явлений.

Объект науки – то, на что направлена познавательная деятельность, проводимые научные изыскания, это- государственно-правовые явления в их возникновении,развитии и изменении.

Объектом изучения учебной дисциплины «Теории государства и права» и являются государственно-правовые явления,государство и право в их взаимоотношении друг с другом, с обществом.

Предмет науки – это определенная сторона, свойство изучаемого объекта, явления, документа на которую направлено познание науки теории государства и права.

Методология – теории государства и права - это совокупность теоретических принципов, логических приемов и способов и специальных методов познания государственно-правовых явлений.

Метод – это способ, средство, совокупность приемов познания объективной действительности.

Всеобщие или философские методы: диалектический, системный, сравнительный, социологический и другие.

Общенаучные методы:

анализ – это расчленение изучаемого предмета на составные части;

синтез – это объединение в единое целое частей выделенных в ходе анализа;

индукция – это выделение знаний о целом предмете на основании имеющихся знаний о его частях (рассуждение от частного к общему);

дедукция - это выделение знаний о частях предмета на основании имеющихся знаний о предмете в целом (рассуждение от общего к частному).

Специальные методы (частно-юридические):

сравнительное правоведение – это изучение правовых систем различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, систем права, их основных принципов и так далее;

социально-правовой эксперимент - это апробация законодательных нововведений в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах;

правовое прогнозирование – это изучение конкретных перспектив развития государственно-правовых явлений;

формально юридический – метод исследования, при котором право изучается в “чистом” виде, вне связи с другими сферами (экономикой, политикой, государством и т.д.);

кибернетический или информационный - метод позволяющий оценивать государственно-правовое явление, юридические документы исходя из той информации, которая имеется в данном явлении или документе.

Функции теории государства и права: методологическая, познавательная, ценностно-ориентационная, прогностическая, эвристическая, педагогическая, праксеологическая (гр. – деятельность): позволяет изучать различные действия, явления с точки зрения установления их эффективности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.189.174 (0.01 с.)