Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 20. Современные учения о сущности и назначении государства.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Возможно выделить основные учения о сущности и назначении гос-ва по таким направлениям, как – механизм управления гос-вом (теории элит и технократии, их современные видения как концепции элитарной демократии, корпоративного гос-ва, гос-ва социального контракта), - цели и задачи гос-ва (учение о правовом гос-ве, разл.теории max и min гос-ва), перспективы гос-ва (концепция мирового гос-ва). Теория элит предполагает правление определенного слоя или группы населения, как лиц, имеющих особые права на правление в силу обладания особыми духовными, социальными и политическим качествами. Эта теория отрицала спос-ть масс к управлению, а демократия рассматривалась как утопия (появилась в Италии в н.20 века). Со временем элита могла утерять свои лучшие качества и тогда ей на смену приходила др.группа, стремящаяся к власти. Концепция элитарной демократии отрицает наличие в общ-ве привилегированной группы для управления гос-вом, признавая, что только множественность элит ведет к сбалансированному управлению на основе выборов и согласия между ними о правилах в борьбе за власть. Классическая модель технократической теории (18-19 в) гос-ва – власть мастерства – обосновывает правление знающих и умеющих людей, специалистов в определенной сфере знаний. Идея эта фр.мыслителя Сен-Симона о промышленниках, ведающих как устроить гос-во на принципах добротно работающего произв-ва, в дальнейшем были развиты амер. и зап-евр. социологами, экономистами, политологами в учении о властвующей технократической элите, формируемой из профессионалов и техн.спец-в. Сейчас эта теория возрождается как теория гос-ва социального контракта - по которой необх.создание новой конструкции власти, действующей на базе двустороннего срочного социального контракта, который выгоден для обеих сторон. С одной стороны – избиратели и налогоплательщики, с другой – признанные специалисты, доказавшие свою компетентность удачной профессиональной деят-тью. Теория правового гос-ва рассматривалась еще в древние времена – Аристотель связывал правильное гос-во с властью закона, Платон предсказывал гибель гос-ва там, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью. Эта теория развивалась в Европе 17-18 в. под влиянием естественно-правовых идей, согласно кот.народ должен контролировать гос.власть посредством законов. Современное понимание правового гос-ва отводит важное значение конституционному закреплению осн.принципов, основанных на участии народа в управлении гос-вом, господстве права, верховенстве закона, разделении властей, приоритете прав и свобод человека. Англ.экономист Кейнс обосновал идею о необх-ти активного гос.вмешательства в экон. и социал.жизнь общ-ва, концепция благоденствующего гос-ва, где должны расширяться социал.услуги населению, соц.страхование и соц.обеспечение, помощь малообеспеченным, воздействие на рынок путем политики цен, инвестиций, кредитной политики, гос-во брало на себя необоснованно завышенные услуги, сверх своих возм-тей, что привело к развитию среди населения тенденций тунеядства, население не хотело трудиться, хотело жить на пособия, оттоку из страны капитала, массовой безработице. В настоящее время большее предпочтение отдается сочетаемости социальной (минимальной, субсидиарной) роли гос-ва и собственной заботы членов общ-ва о себе. Суть идеи гос-ва, благоприятствующего труду, состоит в том, что гос-во обеспечивает только основные нужды человека (прожиточный минимум, образование, здравоохр-е), при этом гр-не должны рассчитывать на рез-ты собственного труда. Родоначальником термина глобализация считают амер.Робертсона. Глобализация воспринимается как процесс стирания гос.границ на основе сближения общ.систем и всех сфер человеч.жизни – в экон., культуре, политике, идеологии. В основе учения глобализма лежит доктрина, утверждающая, что западный мир, его ценности, рыночная экономика и построение на их основе мировой политической системы – это наивысшее развитие цивилизации. Остальные же страны рано или поздно, добровольно или принудительно, будут втягиваться в это развитие. Это учение породило термин глобалистский эгоизм – право вмешательства в любую ситуацию в любой точке земли на основании человеческих соображений и прогресса. В качестве примера видятся уже существующие межнациональные структуры – МВФ, М.Гаагский трибунал, М.уголовный суд ООН, НАТО, Евросоюз, обладающих механизмом навязывания своих решений гос-вам. Вопрос 21. Особенности форм российской государственности. Современное Росс.гос-во –правопреемник гос-в и гос-ных образований на его территории практически ведет свое исчисление с 12.06.1990 г., когда Верховный Совет РСФСР принял Декларацию о гос.суверенитете РСФСР. В ней впервые нашли место демократические идеи: принципы разделения власти на законодат., исп., судеб., верховенство конституции и законов, идеологического многообразия, признания и обеспечения прав и свобод личности, приоритете международных норм права. Позднее эти принципы были закреплены и оформлены в Конституции РФ от 12.12.1993 г., кот.сыграла роль стабилизирующего фактора в то время, когда страна металась между разл.вариантами развития. Преобразования, происходящие в обществе в условиях формирования новой росс.госуд-сти, способствуют изменениям во внутренних и внешних ф-циях гос-ва. Экон. ф-ция на сегодняшний момент характеризуется отходом от тотального регулирования экономики, стремится к выработке общей экон.политики, к установлению правовых основ рынка и ценовой политики, переходом к многообразию форм собственности. Социальная ф-ция – которая зависит от реального экон.благосостояния страны, и поэтому социальная ф-ция в Росс. гос-ве отстает от реальных нужд гр-н – необходимости доп.рабочих мест, снижение уровня безработицы, увеличение страховых выплат по безработице, приведение МРОТ и пенсий в соответствие в прожиточным минимумом, развитие сети санаторно-курортных и оздоровительных учр-ний, обеспечение условий для получения обязат. всеобщего школьного или професс. образования. Экологическая ф-ция гос-ва становится объективной необходимостью по рациональному использованию и охране окружающей среды, обеспечению права гр-н на благоприятную окружающую среду, эта ф-ция должна быть одновременно и внутренней и внешней. Правозащитная ф-ция – совр.росс.гос-во конституционно закрепляет признание им прав и свобод человека и гражданина и г арантирует их гос.защиту, и обеспечивает ее согласно общепризнанным нормам м.права. Внешнеэкон.ф-ция – соврем.росс.гос-во отказалось от сверхцентрализованного управления в данной сфере, от преобладания полит.интересов над экономическими, в наст.время право на осуществление внешнеэкон.деят-ти принадлежит всем предприятиям и орг-циям независимо от формы собственности. Ф-ция защиты гос.суверенитета – основывается на Концепции национ.безоп-ти и новой Военной доктрины РФ. Ф-ция участия росс.гос-ва в решении глобальных проблем человечества – РФ явл.пост.членом СовБеза ООН, входит в число стран, обладающим значит.полит весом в мире, участвует в большинстве программ, направленных на поддержание мира, целостности и безоп-ти гос-в, на м.защиту прав человека, борьбу с м.терроризмом и м.преступностью в целом. Конституция РФ устанавливает форму правления в России в виде республики, но нет указания на ее вид – президентская или парламентская. Формально в России существует президентско-парламентская республика, но идет склонение к президентской – об этом свидет.образование федеральных округов (гл.цель возвратить в центр федер.полномомчия) и назначение туда представителей президентом, назначение президентом руководителей в субъектах, создание Гос.совета, как совещательного органа руководителей регионов - все это говорит также и об усилении «вертикали власти». В отношении формы гос.устройства РФ - смешанная федерация – сложный состав – входят субъекты в виде республик –нац-гос.образования (21), в виде краев, областей, и городов федер.значения – терр.-гос. образования (10краев, 45 обл.,2 города), в виде автономной области и автономных округов (6+1) – нац.-терр.гос.образования. Формально в конституции закреплено равноправие всех субъектов в составе России. Фактически федерация явл. ассиметричной, поскольку республики - это гос-ва, имеющие собств.конституцию, ост.- право на устав, ряд автон.округов входят в состав края или области, что порождает многочисл.юр.коллизии и правовые конфликты. По форме режима - в конституции - РФ – демократическая республика. Действительно присутствуют общие черты демократ.режима – многопартийность не только действующих, но и оппозиционных партий, регулярные выборы всех уровней, установление ротации(законной смены) власти, обеспечение свободы выражения мнений, становление многоукладной экономики, исполнение страной м.обязательств в области прав человека (отсутствует сильное гражданское общество, низкое правовое сознание, коррумпированность гос.органов, подмена религиозного возрождения сознания госуд.клерикализмом, апатия масс к политическим новшествам в развитии России). Но реально режим в стране переходный – от либерально-тоталитарного в сторону демократического.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.175.230 (0.006 с.) |