Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 20. Современные учения о сущности и назначении государства.

Поиск

Возможно выделить основные учения о сущности и назначении гос-ва по таким направлениям, как – механизм управления гос-вом (теории элит и технократии, их современные видения как концепции элитарной демократии, корпоративного гос-ва, гос-ва социального контракта), - цели и задачи гос-ва (учение о правовом гос-ве, разл.теории max и min гос-ва), перспективы гос-ва (концепция мирового гос-ва). Теория элит предполагает правление определенного слоя или группы населения, как лиц, имеющих особые права на правление в силу обладания особыми духовными, социальными и политическим качествами. Эта теория отрицала спос-ть масс к управлению, а демократия рассматривалась как утопия (появилась в Италии в н.20 века). Со временем элита могла утерять свои лучшие качества и тогда ей на смену приходила др.группа, стремящаяся к власти. Концепция элитарной демократии отрицает наличие в общ-ве привилегированной группы для управления гос-вом, признавая, что только множественность элит ведет к сбалансированному управлению на основе выборов и согласия между ними о правилах в борьбе за власть. Классическая модель технократической теории (18-19 в) гос-ва – власть мастерства – обосновывает правление знающих и умеющих людей, специалистов в определенной сфере знаний. Идея эта фр.мыслителя Сен-Симона о промышленниках, ведающих как устроить гос-во на принципах добротно работающего произв-ва, в дальнейшем были развиты амер. и зап-евр. социологами, экономистами, политологами в учении о властвующей технократической элите, формируемой из профессионалов и техн.спец-в. Сейчас эта теория возрождается как теория гос-ва социального контракта - по которой необх.создание новой конструкции власти, действующей на базе двустороннего срочного социального контракта, который выгоден для обеих сторон. С одной стороны – избиратели и налогоплательщики, с другой – признанные специалисты, доказавшие свою компетентность удачной профессиональной деят-тью. Теория правового гос-ва рассматривалась еще в древние времена – Аристотель связывал правильное гос-во с властью закона, Платон предсказывал гибель гос-ва там, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью. Эта теория развивалась в Европе 17-18 в. под влиянием естественно-правовых идей, согласно кот.народ должен контролировать гос.власть посредством законов. Современное понимание правового гос-ва отводит важное значение конституционному закреплению осн.принципов, основанных на участии народа в управлении гос-вом, господстве права, верховенстве закона, разделении властей, приоритете прав и свобод человека. Англ.экономист Кейнс обосновал идею о необх-ти активного гос.вмешательства в экон. и социал.жизнь общ-ва, концепция благоденствующего гос-ва, где должны расширяться социал.услуги населению, соц.страхование и соц.обеспечение, помощь малообеспеченным, воздействие на рынок путем политики цен, инвестиций, кредитной политики, гос-во брало на себя необоснованно завышенные услуги, сверх своих возм-тей, что привело к развитию среди населения тенденций тунеядства, население не хотело трудиться, хотело жить на пособия, оттоку из страны капитала, массовой безработице. В настоящее время большее предпочтение отдается сочетаемости социальной (минимальной, субсидиарной) роли гос-ва и собственной заботы членов общ-ва о себе. Суть идеи гос-ва, благоприятствующего труду, состоит в том, что гос-во обеспечивает только основные нужды человека (прожиточный минимум, образование, здравоохр-е), при этом гр-не должны рассчитывать на рез-ты собственного труда. Родоначальником термина глобализация считают амер.Робертсона. Глобализация воспринимается как процесс стирания гос.границ на основе сближения общ.систем и всех сфер человеч.жизни – в экон., культуре, политике, идеологии. В основе учения глобализма лежит доктрина, утверждающая, что западный мир, его ценности, рыночная экономика и построение на их основе мировой политической системы – это наивысшее развитие цивилизации. Остальные же страны рано или поздно, добровольно или принудительно, будут втягиваться в это развитие. Это учение породило термин глобалистский эгоизм – право вмешательства в любую ситуацию в любой точке земли на основании человеческих соображений и прогресса. В качестве примера видятся уже существующие межнациональные структуры – МВФ, М.Гаагский трибунал, М.уголовный суд ООН, НАТО, Евросоюз, обладающих механизмом навязывания своих решений гос-вам.

Вопрос 21. Особенности форм российской государственности.

Современное Росс.гос-во –правопреемник гос-в и гос-ных образований на его территории практически ведет свое исчисление с 12.06.1990 г., когда Верховный Совет РСФСР принял Декларацию о гос.суверенитете РСФСР. В ней впервые нашли место демократические идеи: принципы разделения власти на законодат., исп., судеб., верховенство конституции и законов, идеологического многообразия, признания и обеспечения прав и свобод личности, приоритете международных норм права. Позднее эти принципы были закреплены и оформлены в Конституции РФ от 12.12.1993 г., кот.сыграла роль стабилизирующего фактора в то время, когда страна металась между разл.вариантами развития. Преобразования, происходящие в обществе в условиях формирования новой росс.госуд-сти, способствуют изменениям во внутренних и внешних ф-циях гос-ва. Экон. ф-ция на сегодняшний момент характеризуется отходом от тотального регулирования экономики, стремится к выработке общей экон.политики, к установлению правовых основ рынка и ценовой политики, переходом к многообразию форм собственности. Социальная ф-ция – которая зависит от реального экон.благосостояния страны, и поэтому социальная ф-ция в Росс. гос-ве отстает от реальных нужд гр-н – необходимости доп.рабочих мест, снижение уровня безработицы, увеличение страховых выплат по безработице, приведение МРОТ и пенсий в соответствие в прожиточным минимумом, развитие сети санаторно-курортных и оздоровительных учр-ний, обеспечение условий для получения обязат. всеобщего школьного или професс. образования. Экологическая ф-ция гос-ва становится объективной необходимостью по рациональному использованию и охране окружающей среды, обеспечению права гр-н на благоприятную окружающую среду, эта ф-ция должна быть одновременно и внутренней и внешней. Правозащитная ф-ция – совр.росс.гос-во конституционно закрепляет признание им прав и свобод человека и гражданина и г арантирует их гос.защиту, и обеспечивает ее согласно общепризнанным нормам м.права. Внешнеэкон.ф-ция – соврем.росс.гос-во отказалось от сверхцентрализованного управления в данной сфере, от преобладания полит.интересов над экономическими, в наст.время право на осуществление внешнеэкон.деят-ти принадлежит всем предприятиям и орг-циям независимо от формы собственности. Ф-ция защиты гос.суверенитета – основывается на Концепции национ.безоп-ти и новой Военной доктрины РФ. Ф-ция участия росс.гос-ва в решении глобальных проблем человечества – РФ явл.пост.членом СовБеза ООН, входит в число стран, обладающим значит.полит весом в мире, участвует в большинстве программ, направленных на поддержание мира, целостности и безоп-ти гос-в, на м.защиту прав человека, борьбу с м.терроризмом и м.преступностью в целом.

Конституция РФ устанавливает форму правления в России в виде республики, но нет указания на ее вид – президентская или парламентская. Формально в России существует президентско-парламентская республика, но идет склонение к президентской – об этом свидет.образование федеральных округов (гл.цель возвратить в центр федер.полномомчия) и назначение туда представителей президентом, назначение президентом руководителей в субъектах, создание Гос.совета, как совещательного органа руководителей регионов - все это говорит также и об усилении «вертикали власти». В отношении формы гос.устройства РФ - смешанная федерация – сложный состав – входят субъекты в виде республик –нац-гос.образования (21), в виде краев, областей, и городов федер.значения – терр.-гос. образования (10краев, 45 обл.,2 города), в виде автономной области и автономных округов (6+1) – нац.-терр.гос.образования. Формально в конституции закреплено равноправие всех субъектов в составе России. Фактически федерация явл. ассиметричной, поскольку республики - это гос-ва, имеющие собств.конституцию, ост.- право на устав, ряд автон.округов входят в состав края или области, что порождает многочисл.юр.коллизии и правовые конфликты. По форме режима - в конституции - РФ – демократическая республика. Действительно присутствуют общие черты демократ.режимамногопартийность не только действующих, но и оппозиционных партий, регулярные выборы всех уровней, установление ротации(законной смены) власти, обеспечение свободы выражения мнений, становление многоукладной экономики, исполнение страной м.обязательств в области прав человека (отсутствует сильное гражданское общество, низкое правовое сознание, коррумпированность гос.органов, подмена религиозного возрождения сознания госуд.клерикализмом, апатия масс к политическим новшествам в развитии России). Но реально режим в стране переходный – от либерально-тоталитарного в сторону демократического.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.44.115 (0.01 с.)