Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 16. Нормативный правовой акт : понятие и классификацияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Нормативно-правовой акт (НПА) - это официальный юридический документ, созданный компетентными органами государственной власти, который содержит общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Нормативно-правовой акт является основным источником права в романо-германской правовой системе. Этот источник права известен с древних времен, но наибольшее распространение он получил в 19-го веке. В настоящее время данный источник считается основным источником современного права. Характеристика: - содержит общеобязательные правила поведения, - обязателен для тех, на кого эти правила рассчитаны, - обладает юр. силой, в зависимости от нахождения н-п акта в иерархической системе законодательства, - действует независимо от своего исполнения, - является результатом правотворчества гос. органов. Среди современных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее место. Он объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством. К нормативно-правовым актам относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти. Нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают стабильность и эффективность правового регулирования. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений. В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период. 1. Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). 2. В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. 3. От нормативно-правового акта как источника права следует отличать источники правоведения, или источники нашего знания о праве. 4. Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти). 5. В нормативных актах нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям (например, в Гражданском кодексе: раздел «Обязательное право», глава «Исполнение обязательств», статья «Досрочное исполнение обязательства»). Виды нормативно-правовых актов: 1. Законы - это нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой, принятые в особом порядке высшими представительными органами государственной власти или непосредственно народом на референдуме и регулирующие наиболее важные общественные отношения. Виды законов: А) на федеральном уровне: — конституции - основные законы государств, обладающие высшей юридической силой, принятые по самой сложной законодательной процедуре, существующей в государстве; - федеральные конституционные (органические) законы (ФКЗ) - детализируют положения конституции (например, ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»); - федеральные законы, в том числе кодексы и модельные законы. Б) на уровне субъекта федерации: -основные законы -конституции в республиках и уставы в иных субъектах России; -текущие законы (закон «Об административной ответственности в Кировской области»). В унитарном государстве законы принимаются только на одном - общегосударственном уровне. Кодексы являются основными источниками в определенной отрасли права, которым не могут противоречить другие законы - источники данной отрасли. Модельные законы носят рекомендательный характер, принимаются чаще всего на федеральном уровне как образцы для принятия подобных законов субъектами федерации. 2. Подзаконные нормативно-правовые акты — нормативные акты, изданные компетентными органами и должностными лицами на основе и во исполнение законов. - акты главы государства и высших должностных лиц субъектов РФ (указы); - акты правительств (постановления); - акты министерств и ведомств (инструкции, приказы); - акты органов местного самоуправления (постановления, распоряжения). *Локальные нормативные акты также можно считать правовыми, хотя некоторые ученые склонны относить их к разновидности корпоративных норм (уставы юридических лиц, коллективные договоры на предприятии, должностные инструкции, положения). Таким образом, нормативно-правовые акты отличаются от иных правовых актов тем, что содержат нормы права.
Вопрос 17. Общая характеристика современной теории государства и права. ТГП – это совокупность знаний о наиболее общих закономерностях формирования, развития и современного функционирования гос-ва и права. Предметом ТГП выступают общие закономерности зарождения и развития гос-ва и права, их сущность, назначение и функционирование в реальной жизни, понятийно-категориальный аппарат юр.науки в целом (совокупность понятий), правотворческая техника (система принципов и правил оформления правового материала). В юриспруденцию входит значительное число юр.наук, но по предмету изучения, его особенностям - ТГП является базовой, общетеоретической, методологической наукой среди системы юр.наук, в кот.входят историко-правовые науки – ИППУч, ИГиП,римское право; отраслевые правовые науки – публичное, частное, семейное право; компаративистские (сопоставляющиеся к ТГП) юридические науки – конституц.право заруб.стран, сравнит.угол.право); специальные (прикладные) правовые науки – криминология, криминалистика, судебная медицина, судебная психология. Сама ТГП состоит из двух важнейших компонентов – теории гос-ва и теории права, кот.в свою очередь содержат ряд специфических систем знаний на основе изучения определенных сфер проявления гос-ва и права. Теория гос-ва объединяет – юридическое государствоведение – входит комплекс общих государствоведческих проблем, политологическое государствоведение – выявление общего и особенного в политических режимах различных гос-в, сравнительное государствоведение – исследование моделей государственности в зависимости от форм правления и гос.устройства (новое направление в исследовании государствоведения). В теории права выделяют – философию права – философско-правовые учения, методология юр.науки, суть права, его смысл, юридическую догматику – вырабатывает общеправовые понятия на основе познания права, каким должно быть право, социологию права – изучение процессов фактического функционирования права в обществе, закономерностей и механизмов взаимодействия права и общества, сравнительное правоведение – изучает общие и специфические закономерности в праве различных гос-в. Многие из этих составляющих могут рассматриваться и как прикладные дисциплины других общественных наук, и как самостоятельные научные направления.
Вопрос 18. Основные понятия современного государства и права. В юр.теории гос-во представляется как определенный способ организации и управления обществом на началах подчиненности членов общества властным структурам в общих интересах. Гос-во – особая организация суверенной публичной власти общества, распространяющая эту власть посредством права на население и всю территорию страны. Гос-во обладает специфическими признаками, выделяющими его из иных элементов политической системы общества. В межд.праве гос-во связывают прежде всего с его ролью в качестве субъекта м.отн-й, которому присущ суверенитет – верховенство, самостоятельность и независимость гос.власти – осуществление собственной политики как внутри страны, так и во внешне-политической деят-ти гос-ва. М.п. устанавливает обяз-ть уважать суверенитет любого гос-ва, не вмешиваться в дела гос-ва, признавать равенство гос-в в отношении друг с другом. Во внутригосударственном праве гос-во воплощается в офиц.органах власти, действующих от имени гос-ва по всей стране (глава гос-ва, законодательный орган, правительство и исп.органы, суды). По отношению гос-ва к религии, действующей в данной стране, можно выделить светское гос-во – отказ от признания в качестве обязательной или государственной к-л религии, она не может влиять на деят-ть гос.органов и гос-во в целом. Но гос-во не запрещает свободу вероисповедания, не вмешивается в деят-ть религ.объединений, действующих в рамках закона. Атеистическое гос-во открыто враждебно относится к религии, существуют гонения на верующих, запрещена офиц.деят-ть различных конфессиональных орг-ций. Клерикальное гос-во – допускает высокую степень воздействия церкви на гос.политику, но при этом сохраняет светский хар-р власти, поскольку не вмешивается в свободу вероисповедания своих гр-н. Теократическое гос-во – представляет собой структуру, фактически управляемую церковью. Религиозные догмы провозглашаются официальными источниками права страны, и вся общественная жизнь подчинена каноническому праву. По отношению к населению гос-во может быть социальным – в кот.обеспечивается необходимый человеку прожиточный минимум, цель такого гос-ва - создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, но если обещание благосостояния и фактического положения населения не совпадают допустимо применение термина асоциальное гос-во, в кот. нормальные условия для жизни лишь у правящей элиты. По отношению к конституции гос-во может быть конституционным – т.е. принявшим конституцию, как основной закон, определяющий цели и устройство гос-ва, принципы, формы, функционирование органов гос.власти, правовой статус личности, взаимоотношения гр-н и гос-ва. С помощью конституции (как закона, как совк-ти правовых актов, важных законов, суд.прецедентов или обычаев страны)происходит легализация гос-власти, т.е. юридически провозглашается правомерность ее установления на терр-рии страны. По отношению к власти можно выделить демократическое гос-во – в кот.высокая степень участия народа в орг-ции публичной власти в стране, где гр-не могут избирать полномочных представителей для принятия гос.решений от своего имени, в таком гос-ве существует разделение властей, политическое многообразие, равенство всех перед законом, конституционно закрепленные права и свободы явл.неотчуждаемыми и непосредственно действующими. Если же народ реально не может участвовать в орг-ции гос-власти в стране, либо нарушаются его конституционные права и свободы, здесь можно говорить о тоталитарном либо авторитарном гос-ве. Если гос-во реально воплощает принципы основного закона страны в жизнь, стремится обеспечить гр-ну достойные условия жизни и развития личности, обеспечивает подлинное народовластие, руководствуется в своих действиях правом, то можно выделить еще одно понятие – правовое гос-во. Право – это совокупность общеобязательных правил поведения в обществе, установленных от имени гос-ва и им обеспеченных для нормальной жизнедеят-ти личности, общества, гос-ва. Это объективное право, действующее на всех своих субъектов и независимо от них. Естественное право – совокупность прав, данных человеку от рождения и не зависящих от офиц.признания или законодат.закрепления – это право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность, свободу передвижения, свободу совести, мысли и слова. Право позитивное (его еще можно назвать национальным, официальным) – это совокупность норм, установленных государством в официально принятом порядке, обязательных для всего населения страны. Неофициальное право свойственно там, где наряду с нормами, установленными гос-вом, существуют нормы, диктуемые образом жизни, религией или обычаями. Международное право – совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и иными участниками межд.общения. Это рез-т согласования гос.воль, компромисс гос-в в пользу общих для всех стран интересов и целей. Право межгосударственных союзов – (в последние годы образовался целый ряд союзов гос-в – Евросоюз, совет Европы, СНГ, союзное гос-во Белоруссии и России) порядок, установленный рядом гос-в в отношениях между собой, и ограничивающий тем самым суверенитет национального права в опред.сферах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.147.141 (0.012 с.) |