Вопрос 16. Нормативный правовой акт : понятие и классификация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 16. Нормативный правовой акт : понятие и классификация



Нормативно-правовой акт (НПА) - это официальный юридический документ, созданный компетентными органами государственной власти, который содержит общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Нормативно-правовой акт является основным источником права в романо-германской правовой системе.

Этот источник права известен с древних времен, но наибольшее распространение он получил в 19-го веке. В настоящее время данный источник считается основным источником современного права. Характеристика: - содержит общеобязательные правила поведения, - обязателен для тех, на кого эти правила рассчитаны, - обладает юр. силой, в зависимости от нахождения н-п акта в иерархической системе законодательства, - действует независимо от своего исполнения, - является результатом правотворчества гос. органов.

Среди современных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее место. Он объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством. К нормативно-правовым актам относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти. Нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают стабильность и эффективность правового регулирования.

Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.

В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.

1. Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом).

2. В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью.

3. От нормативно-правового акта как источника права следует отличать источники правоведения, или источники нашего знания о праве.

4. Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).

5. В нормативных актах нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям (например, в Гражданском кодексе: раздел «Обязательное право», глава «Исполнение обязательств», статья «Досрочное исполнение обязательства»).

Виды нормативно-правовых актов:

1. Законы - это нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой, принятые в особом порядке высшими представительными органами государственной власти или непосредственно народом на референдуме и регулирующие наиболее важные общественные отношения.

Виды законов:

А) на федеральном уровне:

— конституции - основные законы государств, обладающие высшей юридической силой, принятые по самой сложной законодательной процедуре, существующей в государстве;

- федеральные конституционные (органические) законы (ФКЗ) - детализируют положения конституции (например, ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»);

- федеральные законы, в том числе кодексы и модельные законы.

Б) на уровне субъекта федерации: -основные законы -конституции в республиках и уставы в иных субъектах России; -текущие законы (закон «Об административной ответственности в Кировской области»).

В унитарном государстве законы принимаются только на одном - общегосударственном уровне.

Кодексы являются основными источниками в определенной отрасли права, которым не могут противоречить другие законы - источники данной отрасли.

Модельные законы носят рекомендательный характер, принимаются чаще всего на федеральном уровне как образцы для принятия подобных законов субъектами федерации.

2. Подзаконные нормативно-правовые акты — нормативные акты, изданные компетентными органами и должностными лицами на основе и во исполнение законов.

- акты главы государства и высших должностных лиц субъектов РФ (указы);

- акты правительств (постановления);

- акты министерств и ведомств (инструкции, приказы);

- акты органов местного самоуправления (постановления, распоряжения).

*Локальные нормативные акты также можно считать правовыми, хотя некоторые ученые склонны относить их к разновидности корпоративных норм (уставы юридических лиц, коллективные договоры на предприятии, должностные инструкции, положения).

Таким образом, нормативно-правовые акты отличаются от иных правовых актов тем, что содержат нормы права.

 

Вопрос 17. Общая характеристика современной теории государства и права.

ТГП – это совокупность знаний о наиболее общих закономерностях формирования, развития и современного функционирования гос-ва и права.

Предметом ТГП выступают общие закономерности зарождения и развития гос-ва и права, их сущность, назначение и функционирование в реальной жизни, понятийно-категориальный аппарат юр.науки в целом (совокупность понятий), правотворческая техника (система принципов и правил оформления правового материала).

В юриспруденцию входит значительное число юр.наук, но по предмету изучения, его особенностям - ТГП является базовой, общетеоретической, методологической наукой среди системы юр.наук, в кот.входят историко-правовые науки – ИППУч, ИГиП,римское право; отраслевые правовые науки – публичное, частное, семейное право; компаративистские (сопоставляющиеся к ТГП) юридические науки – конституц.право заруб.стран, сравнит.угол.право); специальные (прикладные) правовые науки – криминология, криминалистика, судебная медицина, судебная психология.

Сама ТГП состоит из двух важнейших компонентов – теории гос-ва и теории права, кот.в свою очередь содержат ряд специфических систем знаний на основе изучения определенных сфер проявления гос-ва и права. Теория гос-ва объединяет – юридическое государствоведение – входит комплекс общих государствоведческих проблем, политологическое государствоведение – выявление общего и особенного в политических режимах различных гос-в, сравнительное государствоведение – исследование моделей государственности в зависимости от форм правления и гос.устройства (новое направление в исследовании государствоведения). В теории права выделяют – философию права – философско-правовые учения, методология юр.науки, суть права, его смысл, юридическую догматику – вырабатывает общеправовые понятия на основе познания права, каким должно быть право, социологию права – изучение процессов фактического функционирования права в обществе, закономерностей и механизмов взаимодействия права и общества, сравнительное правоведение – изучает общие и специфические закономерности в праве различных гос-в. Многие из этих составляющих могут рассматриваться и как прикладные дисциплины других общественных наук, и как самостоятельные научные направления.

 

Вопрос 18. Основные понятия современного государства и права.

В юр.теории гос-во представляется как определенный способ организации и управления обществом на началах подчиненности членов общества властным структурам в общих интересах.

Гос-во – особая организация суверенной публичной власти общества, распространяющая эту власть посредством права на население и всю территорию страны.

Гос-во обладает специфическими признаками, выделяющими его из иных элементов политической системы общества.

В межд.праве гос-во связывают прежде всего с его ролью в качестве субъекта м.отн-й, которому присущ суверенитет – верховенство, самостоятельность и независимость гос.власти – осуществление собственной политики как внутри страны, так и во внешне-политической деят-ти гос-ва. М.п. устанавливает обяз-ть уважать суверенитет любого гос-ва, не вмешиваться в дела гос-ва, признавать равенство гос-в в отношении друг с другом.

Во внутригосударственном праве гос-во воплощается в офиц.органах власти, действующих от имени гос-ва по всей стране (глава гос-ва, законодательный орган, правительство и исп.органы, суды).

По отношению гос-ва к религии, действующей в данной стране, можно выделить светское гос-во – отказ от признания в качестве обязательной или государственной к-л религии, она не может влиять на деят-ть гос.органов и гос-во в целом. Но гос-во не запрещает свободу вероисповедания, не вмешивается в деят-ть религ.объединений, действующих в рамках закона. Атеистическое гос-во открыто враждебно относится к религии, существуют гонения на верующих, запрещена офиц.деят-ть различных конфессиональных орг-ций. Клерикальное гос-во – допускает высокую степень воздействия церкви на гос.политику, но при этом сохраняет светский хар-р власти, поскольку не вмешивается в свободу вероисповедания своих гр-н. Теократическое гос-во – представляет собой структуру, фактически управляемую церковью. Религиозные догмы провозглашаются официальными источниками права страны, и вся общественная жизнь подчинена каноническому праву.

По отношению к населению гос-во может быть социальным – в кот.обеспечивается необходимый человеку прожиточный минимум, цель такого гос-ва - создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, но если обещание благосостояния и фактического положения населения не совпадают допустимо применение термина асоциальное гос-во, в кот. нормальные условия для жизни лишь у правящей элиты.

По отношению к конституции гос-во может быть конституционным – т.е. принявшим конституцию, как основной закон, определяющий цели и устройство гос-ва, принципы, формы, функционирование органов гос.власти, правовой статус личности, взаимоотношения гр-н и гос-ва. С помощью конституции (как закона, как совк-ти правовых актов, важных законов, суд.прецедентов или обычаев страны)происходит легализация гос-власти, т.е. юридически провозглашается правомерность ее установления на терр-рии страны.

По отношению к власти можно выделить демократическое гос-во – в кот.высокая степень участия народа в орг-ции публичной власти в стране, где гр-не могут избирать полномочных представителей для принятия гос.решений от своего имени, в таком гос-ве существует разделение властей, политическое многообразие, равенство всех перед законом, конституционно закрепленные права и свободы явл.неотчуждаемыми и непосредственно действующими. Если же народ реально не может участвовать в орг-ции гос-власти в стране, либо нарушаются его конституционные права и свободы, здесь можно говорить о тоталитарном либо авторитарном гос-ве.

Если гос-во реально воплощает принципы основного закона страны в жизнь, стремится обеспечить гр-ну достойные условия жизни и развития личности, обеспечивает подлинное народовластие, руководствуется в своих действиях правом, то можно выделить еще одно понятие – правовое гос-во.

Право – это совокупность общеобязательных правил поведения в обществе, установленных от имени гос-ва и им обеспеченных для нормальной жизнедеят-ти личности, общества, гос-ва. Это объективное право, действующее на всех своих субъектов и независимо от них. Естественное право – совокупность прав, данных человеку от рождения и не зависящих от офиц.признания или законодат.закрепления – это право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность, свободу передвижения, свободу совести, мысли и слова. Право позитивное (его еще можно назвать национальным, официальным) – это совокупность норм, установленных государством в официально принятом порядке, обязательных для всего населения страны. Неофициальное право свойственно там, где наряду с нормами, установленными гос-вом, существуют нормы, диктуемые образом жизни, религией или обычаями. Международное право – совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и иными участниками межд.общения. Это рез-т согласования гос.воль, компромисс гос-в в пользу общих для всех стран интересов и целей. Право межгосударственных союзов – (в последние годы образовался целый ряд союзов гос-в – Евросоюз, совет Европы, СНГ, союзное гос-во Белоруссии и России) порядок, установленный рядом гос-в в отношениях между собой, и ограничивающий тем самым суверенитет национального права в опред.сферах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.016 с.)