Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 1. Англо-американское право: исторические корни и сравнительная характеристика↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопрос 1. Англо-американское право: исторические корни и сравнительная характеристика В западном праве исторически сложились две его разновидности континентальная и англо-американская. Англо-американское право в отдельных правовых системах и правовых семьях объединяет приверженность английской доктрине судебного прецедента, сущность которого в том, что судебное решение, вынесенное по конкретному делу, обязательно как для суда его вынесшего, так и для всех нижестоящих судов в аналогичных ситуациях. К странам, входящим в круг прецедентного права, относят – Великобританию и страны евр.общего права (Ирландия, Мальта и Гибралтар), - страны-бывшие доминионы (самоуправляющееся гос-во, входящее в состав империи и зависящее от нее во внешней и внутренней политике) – Канада, Австралия, Новая Зеландия и еще примерно 15 гос-в, где многие англ.констит.традиции, суд.прецеденты, законы считаются действующими и на их терр-рии, - бывшие англ.колонии (источник права – суд.прецедент и судьи могут творить право), - США –самостоятельная ветвь в данной системе. Характерными чертами данной правовой семьи явл.: - особая роль судов в формировании и развитии права, их правотворческая ф-ция - понимание суд.реш-й как источника правил и принципов права - закрепление суд.прецедента в системе источников права - индивидуальный хар-р суд.прецедента, в силу чего он может применяться только в аналогичных ситуациях - приоритет процесс.права над материальным, что отражается в высоком уровне независимости суд.власти, особой роли процедуры, престижности адвокат.профессии - создание суд.прецедента высшими судами, чьи решения становятся обязательными для всех иных судов. Американское право отличается в частности от ангийского права: - приоритет писаного права (начало положила Конституция США в Англии нет писаной конституции) - двухуровневая правовая система (связана с федеративным устройством США) - контроль ВС США за конституционностью законов и иных н-п актов - более мягкая трактовка правила суд.прецедента(верховный судья может не быть связанным им же созданным прецедентом или вносит в него коррективы) - жесткий хар-р Конституции США, что не позволяет вносит в нее частые изменения. (в Англии гибкая Конституция, там изменения могут вносить постоянно) - частичная кодификация законодательства, в частности угол., гражд., процесс. - выборность судей в штатах на основе избирательного права. Вопрос 2. Внутригосударственная защита прав человека и гражданина Правозащитная система гос-ва – совокупность способов и средств соблюдения прав и свобод человека. Государственные гарантии делятся на гарантии общего характера: социально-экономические (признание гос-вом всех форм собственности, единство экон.пространства, свободное перемещение товаров, услуг и фин.ср-в; антимонопольная политика, создание условий для достойной жизни и развития личности, охрана труда и здоровья, мин.р-р оплаты труда, гос.поддержку семьи, инвалидов и пожилых, гос.пенсии, пособии, стипендии), политические (проведение регулярных и свободных выборов всех уровней, политическое многообразие и многопартийность, орг-ция референдумов, демократические формы правления, разделение властей), идеологические (идеологическое многообразие в гос-ве, гос-во не может устанавливать к-л идеологию в качестве гос-ной или общеобязательной, гос-во обязуется не допускать разжигания социал., расовой, национ., религ.розни. Религ.объед-я признаются функционирующими отдельно от гос-ва). Юридические гарантии - складываются из законодательно закрепленных прав и свобод личности (демократия, законность, разделение властей, приоритет осн.прав и свобод человека, юр.отв-ть за их нарушение, предоставление личности права на самостоятельную защиту от посягательств на ее права и свободы, возм-ть обращения в межгосуд-е органы), ведущее место принадлежит судебной защите прав и свобод личности (доступность правосудия для любого человека, обжалование в суд решений и действий д.лиц, суд охраняет от различных противоправных нарушений личные права, имущественные и неимущественные). Деят-ть гос-ва по охране прав личности - совок-ть профилактических мер правоохр-х органов, направл-х на обеспечение правопорядка и безоп-ти прав и свобод личности, борьбу с преступностью, восстановление нарушенных гр.прав, применение санкций к правонарушителям. Процедура деят-ти п/о органов законодательно урегулирована, что служит доп.гараниями прав и свобод личности. Гос-е правозащитные орг-ции и структуры - явл.важным элементом системы уважения и поддержки прав человека. Они выполняют доп.функции в единой системе защиты прав человека: должны информировать людей о их правах, содействовать ратификации м.договоров, принимать уч-е в разработке исследований в сфере прав человека. Среди действующих – национальные (гос-е) комиссии по правам человека, их функции связаны с обобщением конкретных случаев нарушения прав человека, экспертизой законопроектов, анализом соответствия законов гос-ва м. правозащитному законодательству, правовое просвещение и воспитание населения, депутатские комиссии по правам человека в национальных парламентах – и подготовка законопроектов, направл-х на соблюдение прав человека, и экспертиза проектов законов, комиссии по правам человека при главе гос-ва – анализ информации о соблюдении прав человека в стране, проведение спец.расследований по таким проблемам, общие и спец.доклады по правам человека, предложения по улучшению механизма обеспечения прав и свобод личности, специализированные комиссии по правам человека – для защиты лиц, принадлежащих к этническим, языковым и религиозным меньшинствам, коренному населению, для защиты мигрантов, беженцев, детей, женщин, инвалидов, институт омбудсмана (уполн.по правам человека в России с 1997 г.) – он не только рассматривает и разрешает жалобы на действия (бездействия) властей, но и участвует в процессе правотворчества, обобщении адм.и правоприменит.практики. Он должен убедить гос-во в необх-ти перемен в обществе, особенно там, где допускаются массовые нарушения прав гр-н. Уполномоченный независим и неподотчетен к-л гос.органам и лицам. Он не вправе заниматься полит деят-тью, быть членом полит партии, вправе посещать все органы гос.власти, запрашивать и получать необх.для проверки сведения, документы и материалы, поручать проведение экспертных исследований, знакомиться с судебными и иными делами и решениями., может обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод, может выступить на заседании ГД по поводу грубого или массового нарушения прав и свобод человека и гр-на. По рез-там своей деят-ти за год уполн-й направляет доклад высшим органам власти страны, кот. подлежит офиц.опубликованию в «РГ». Государственная поддержка неправительственных организаций в защите прав человека - каждый имеет право создавать союзы и вступать в них для защиты своих интересов. Эти союзы создаются по закону (негос.порядок создания, некоммерч.хар-р, источники фин.поступлений, регистрация) по инициативе отдельных гр-н или группы гр-н, но не гос-ва. Они могут предупреждать гос-во о проблемах национ. и междунар.хар-ра, выполнение посреднических связей между человеком и властью, наблюдение за политикой гос-ва в области прав человека, выражение мнения гр-н, внедрение в национ.законодат-во международных стандартов в области прав человека. Русский общ.фонд помощи преследуемым –фонд Солженицына, комитет «Гр.содействие» беженцам и вынужден.переселенцам, общ.объе-е «Право на жизнь и гр.достоинство». Правовая система России Современную правовую систему РФ можно отнести к романо-германской правовой семье. Основным источником права являются законы и другие нормативные правовые акты. В России как в государстве федеральном законодательство делится на федеральное и законодательство субъектов РФ. Разграничение предметов ведения между РФ, субъектами Федерации и органами местного самоуправления установлено в ст. 71–73 Конституции РФ. В исключительном ведении РФ находятся: регулирование прав и свобод человека и гражданина; формирование федеральных органов государственной власти; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, федеральные налоги и сборы; внешняя политика и иные вопросы. К совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесены: общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; социальная защита и иные вопросы. Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Во главе правовой системы России стоит Конституция РФ; далее следуют федеральные конституционные законы, иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых министерств и ведомств. Также действуют регламенты Совета Федерации и Государственной думы. К правовым актам субъектов РФ относятся конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, указы президентов республик в составе РФ, указы, постановления и распоряжения губернаторов и других глав администраций субъектов РФ, постановления правительств субъектов РФ и иные акты нормативного характера законодательных органов субъектов РФ. Что касается правовых актов органов местного самоуправления, то их виды, порядок принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования. Важное место в правовой системе России занимают руководящие разъяснения Пленума Верховного суда РФ, заключения Конституционного суда РФ. Иногда применяется в качестве источника права правовой обычай (обычаи делового оборота в гражданском праве). Частью 3 ст. 11 Конституции РФ предусмотрена возможность заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Сторонами такого договора являются федеральные органы государственной власти и уполномоченные законом соответствующего субъекта РФ его органы государственной власти. Заключаемые договоры и соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ и предметы совместного ведения. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
Вопрос 30. Правовой статус личности: понятие, структура и классификация Правовой статус личности определяет меры возможного (права и свободы) и должного (обязанности) поведения лица. Провозглашая и закрепляя права и свободы личности, гос-во вправе требовать от гр-на законопослушания, в противном случае эти права и свободы могут быть ограничены гос-вом. Правовой статус личности содержит также и обязанность - меру должного поведения человека в обществе, выделяют обяз-ти – соблюдать Конституцию, - подчиняться решениям суда, - платить налоги и сборы, - защищать отечество, отстаивать независ-ть гос-ва и его терр.целостность, - нести воинскую службу. В зависимости от избираемых критериев выделяют различные классификации правового статуса – универсальный (международный – определяется совок-тью м-п док-тов, по кот.признаются права свободы и обяз-ти личности – Устав ООН 1945 г. (всеобщее уважение прав человека), М.билль о правах человека включ.в себя Всеобщую декларацию прав человека (провозгл.осн.права и свободы человека, а также обяз-ти- человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие уст.законом), М.пакты,), - основной (конституционный) – (отражает общие для всего населения страны права, свободы и обяз-ти, закрепленные в конституции, и отражающие мировые стандарты), - межотраслевой ( содержит правовые возм-ти и обяз-ти человека в сфере материал. и процесс.права, публичного и частного права – процессуально правовой статус личности определяет права и обяз-ти лиц, вовлеченных в судебные разбирательства, частноправовой статус в области имущ-х, брачно-семейных, трудовых отношений), - отраслевой ( права и обяз-ти лица в сфере действия основных отраслей правовой системы – угол., гражд., адм., труд. праве) – специальный ( отражающий особенности субъектов права – военнослуж., депутат, пенсионер), индивидуальный правовой статус – (определяет специфику отдельно взятого лица – возраст, пол, профессию, состояние здоровья) По степени связи с гос-вом можно выделить правовой статус гражданина (обладают наиболее широким кругом полит., социал., экон., культ.прав), лица с двойным гражд-вом (если двойное гр-во признано национ.законом, если предусмотрено м.договором, если есть опред.правила(участие в экон.программах ЕС, крупные инвестиции в экономику страны, пассивные депозиты, выдающиеся заслуги, служат в армии (Фр легион, ЮАР), вступают в брак, имеют этнические корни (израиль, Ирландия, германия); лиц союзного гражд-ва (ряд стран входит в межгосуд-е союзы, предоставляющие гр-нам ряд правомочий на общем пространстве – избирать единый закон. и представ.орган союза либо беспрепятственно перемещаться по терр-рии; обяз-ть – соблюдение правил и предписаний в союзных норм.актах) -, ин.гр-н (законно находящихся на терр-рии страны и не имеющих ее гр-ва, но имеющие док-ва своей принадлежности к гражд-ву др.гос-ва, их права ограничены в отн.полит.прав и возможностей гос.службы, военной службы). Среди ин.гр-н выделяют – беженцев (опасающихся стать жертвой преследования по признаку расы, веры, гр-ва, национ-ти, не может пользоваться защитой этой страны или не желает), лиц без гр-ва (апатриды – не пользуются защитой своей страны, подчиняются законам страны-пребывания), лиц, кот.предоставлено право убежища (приравниваются к положению ин.гр-н, гос-во обладает правом разрешать въезд и пребывание в стране ин-цам, преследуемым за полит., религ., творч. деят-ть, оговаривается недопустимость выдачи лиц за такую деят-ть, Всеобщая декларация прав человека подтверждает, что каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться им. Не должны пользоваться правом убежища преступники против мира и человечества. Действие во времени а) немедленное действие - т.е. направлено только на случаи после введения источника права в юридическую силу б) может иметь ретроспективное действие, т.е. обратную силу. Ст. 54 Конституции РФ: закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет; если после совершения правонарушения ответственность за него смягчена или отменена, применяется новый закон в) "переживает закон" - т.е. продолжает действовать и по формальному окончанию собственной юридической силы - по специальному указанию нового закона (в заключительных и переходных положениях Конституции указывается на продолжение применения законов и иных норм в части, не противоречащей Конституции) Вступление в действие нормативно-правового акта: - с момента подписания - со времени официального опубликования - со времени, непосредственно указанного в самом законе - по истечении обусловленного срока после опубликования - поэтапно (частями) Прекращение действия (утрата юридической силы): - по истечении срока, на который он был принят - фактической замене другим актом, регулирующим те же вопросы - введении в силу международного договора, нормам которого противоречит данный источник - признание акта утратившим юридическую силу - признание акта (или его части) неконституционным - признание акта недействующим на территории данного государства (напр. законодательные акты времен СССР на территории стран СНГ) - приостановление действия акта или его части 2. Действие в пространстве (пределы действия закона очерчены терр-рией гос-ва или его суверенитетом) Действует на той территории, на которую распространяет свои полномочия орган его принявший (нормы общего действия (на всю страну), нормы ограниченного действия (на терр-рию субъекта), нормы локального действия(на терр-рии адм.единиц). Следует учитывать состояние "Экстерриториальности" - порядка, при котором субъекты внутригосударственного права, находящиеся за границей, рассматриваются как пребывающие на собственной национальной территории, и подчинены законам и юрисдикции собственного государства (военные возд. и морск. суда, территории посольств). Ограничение акта по действию в пространстве обычно указывается в его названии и предусматривается в содержании. Действие по кругу лиц Акт действует в отношении тех субъектов права, которые подпадают под компетенцию органа, его принявшего - общие - рассчитаны на все население страны (гр-не, лица без гражданства, иностр. гр-не, беженцы и иные категории лиц) - специальные - предусматривают круг субъектов права, которые могут подпадать под их действие - исключительные - делают определенные изъятия из круга субъектов права, подпадающих под действие источников права. Вопрос 1. Англо-американское право: исторические корни и сравнительная характеристика В западном праве исторически сложились две его разновидности континентальная и англо-американская. Англо-американское право в отдельных правовых системах и правовых семьях объединяет приверженность английской доктрине судебного прецедента, сущность которого в том, что судебное решение, вынесенное по конкретному делу, обязательно как для суда его вынесшего, так и для всех нижестоящих судов в аналогичных ситуациях. К странам, входящим в круг прецедентного права, относят – Великобританию и страны евр.общего права (Ирландия, Мальта и Гибралтар), - страны-бывшие доминионы (самоуправляющееся гос-во, входящее в состав империи и зависящее от нее во внешней и внутренней политике) – Канада, Австралия, Новая Зеландия и еще примерно 15 гос-в, где многие англ.констит.традиции, суд.прецеденты, законы считаются действующими и на их терр-рии, - бывшие англ.колонии (источник права – суд.прецедент и судьи могут творить право), - США –самостоятельная ветвь в данной системе. Характерными чертами данной правовой семьи явл.: - особая роль судов в формировании и развитии права, их правотворческая ф-ция - понимание суд.реш-й как источника правил и принципов права - закрепление суд.прецедента в системе источников права - индивидуальный хар-р суд.прецедента, в силу чего он может применяться только в аналогичных ситуациях - приоритет процесс.права над материальным, что отражается в высоком уровне независимости суд.власти, особой роли процедуры, престижности адвокат.профессии - создание суд.прецедента высшими судами, чьи решения становятся обязательными для всех иных судов. Американское право отличается в частности от ангийского права: - приоритет писаного права (начало положила Конституция США в Англии нет писаной конституции) - двухуровневая правовая система (связана с федеративным устройством США) - контроль ВС США за конституционностью законов и иных н-п актов - более мягкая трактовка правила суд.прецедента(верховный судья может не быть связанным им же созданным прецедентом или вносит в него коррективы) - жесткий хар-р Конституции США, что не позволяет вносит в нее частые изменения. (в Англии гибкая Конституция, там изменения могут вносить постоянно) - частичная кодификация законодательства, в частности угол., гражд., процесс. - выборность судей в штатах на основе избирательного права. Вопрос 2. Внутригосударственная защита прав человека и гражданина Правозащитная система гос-ва – совокупность способов и средств соблюдения прав и свобод человека. Государственные гарантии делятся на гарантии общего характера: социально-экономические (признание гос-вом всех форм собственности, единство экон.пространства, свободное перемещение товаров, услуг и фин.ср-в; антимонопольная политика, создание условий для достойной жизни и развития личности, охрана труда и здоровья, мин.р-р оплаты труда, гос.поддержку семьи, инвалидов и пожилых, гос.пенсии, пособии, стипендии), политические (проведение регулярных и свободных выборов всех уровней, политическое многообразие и многопартийность, орг-ция референдумов, демократические формы правления, разделение властей), идеологические (идеологическое многообразие в гос-ве, гос-во не может устанавливать к-л идеологию в качестве гос-ной или общеобязательной, гос-во обязуется не допускать разжигания социал., расовой, национ., религ.розни. Религ.объед-я признаются функционирующими отдельно от гос-ва). Юридические гарантии - складываются из законодательно закрепленных прав и свобод личности (демократия, законность, разделение властей, приоритет осн.прав и свобод человека, юр.отв-ть за их нарушение, предоставление личности права на самостоятельную защиту от посягательств на ее права и свободы, возм-ть обращения в межгосуд-е органы), ведущее место принадлежит судебной защите прав и свобод личности (доступность правосудия для любого человека, обжалование в суд решений и действий д.лиц, суд охраняет от различных противоправных нарушений личные права, имущественные и неимущественные). Деят-ть гос-ва по охране прав личности - совок-ть профилактических мер правоохр-х органов, направл-х на обеспечение правопорядка и безоп-ти прав и свобод личности, борьбу с преступностью, восстановление нарушенных гр.прав, применение санкций к правонарушителям. Процедура деят-ти п/о органов законодательно урегулирована, что служит доп.гараниями прав и свобод личности. Гос-е правозащитные орг-ции и структуры - явл.важным элементом системы уважения и поддержки прав человека. Они выполняют доп.функции в единой системе защиты прав человека: должны информировать людей о их правах, содействовать ратификации м.договоров, принимать уч-е в разработке исследований в сфере прав человека. Среди действующих – национальные (гос-е) комиссии по правам человека, их функции связаны с обобщением конкретных случаев нарушения прав человека, экспертизой законопроектов, анализом соответствия законов гос-ва м. правозащитному законодательству, правовое просвещение и воспитание населения, депутатские комиссии по правам человека в национальных парламентах – и подготовка законопроектов, направл-х на соблюдение прав человека, и экспертиза проектов законов, комиссии по правам человека при главе гос-ва – анализ информации о соблюдении прав человека в стране, проведение спец.расследований по таким проблемам, общие и спец.доклады по правам человека, предложения по улучшению механизма обеспечения прав и свобод личности, специализированные комиссии по правам человека – для защиты лиц, принадлежащих к этническим, языковым и религиозным меньшинствам, коренному населению, для защиты мигрантов, беженцев, детей, женщин, инвалидов, институт омбудсмана (уполн.по правам человека в России с 1997 г.) – он не только рассматривает и разрешает жалобы на действия (бездействия) властей, но и участвует в процессе правотворчества, обобщении адм.и правоприменит.практики. Он должен убедить гос-во в необх-ти перемен в обществе, особенно там, где допускаются массовые нарушения прав гр-н. Уполномоченный независим и неподотчетен к-л гос.органам и лицам. Он не вправе заниматься полит деят-тью, быть членом полит партии, вправе посещать все органы гос.власти, запрашивать и получать необх.для проверки сведения, документы и материалы, поручать проведение экспертных исследований, знакомиться с судебными и иными делами и решениями., может обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод, может выступить на заседании ГД по поводу грубого или массового нарушения прав и свобод человека и гр-на. По рез-там своей деят-ти за год уполн-й направляет доклад высшим органам власти страны, кот. подлежит офиц.опубликованию в «РГ». Государственная поддержка неправительственных организаций в защите прав человека - каждый имеет право создавать союзы и вступать в них для защиты своих интересов. Эти союзы создаются по закону (негос.порядок создания, некоммерч.хар-р, источники фин.поступлений, регистрация) по инициативе отдельных гр-н или группы гр-н, но не гос-ва. Они могут предупреждать гос-во о проблемах национ. и междунар.хар-ра, выполнение посреднических связей между человеком и властью, наблюдение за политикой гос-ва в области прав человека, выражение мнения гр-н, внедрение в национ.законодат-во международных стандартов в области прав человека. Русский общ.фонд помощи преследуемым –фонд Солженицына, комитет «Гр.содействие» беженцам и вынужден.переселенцам, общ.объе-е «Право на жизнь и гр.достоинство».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 822; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.134 (0.014 с.) |