ТОП 10:

Методы исслед-ния гос-прав. явлений: соврем. подходы к проблеме



Под методом науки понимается сов-сть приемов, ср-тв, принц. и правил, с помощью к-ых постигается предмет, получаются нов. знания. Метод - это подход к изучаемым явл-ям, предметам и процессам, планомерный путь науч. познан. и устан-ния истины. Учение о самих методах, об их класс-ции и эфф. применении, теорет-кое обоснование испол-мых в науке методов познания окр. действит-ти принято называть методологией(М). Термин "М" склад-ся из двух греч. слов: "метод" (путь к чему-л.) и "логос" (наука, учение). Т.о., дословно "М" - учение о методах познания. Термин "М" обознач. с-му всех тех методов, к-е примен-ся данной наукой. Все методы ТГП в завис-ти от степ. их распрост-сти можно привести в след. с-му. 1) Всеобщие м. -это философ., мировоззренческие подходы, выраж. наиболее универс-е принц. мышления. Среди всеобщих выдел. метафизику (рассм-щую гос-во и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связ. др. с др. и с иными обществ-ми явл-ми) и диалектику (материал-ческую и идеалистич.; последняя, в св. очередь, может выступ. как объектив. либо субъект. идеализм). Так, причины возникн-ния и сам факт сущ-ния гос-ва и права объектив. идеализм связ. с божествен. силой либо объект. разумом; субъект. идеализм - с сознанием чел-ка, с согласованием воли людей (дог-ром); материалистич. диалектика - с соц-эк. изменениями в общ-ве (появлен. частн. собст-ти и разделен. общ-ва на антагонистич. классы). С позиций материалистич. диалектики всякое явление (в т.ч. гос-во и право) рассм-ся в развитии, в конкрет. историч. обстан-ке и во вз/связи с др. явлен. 2) Общенаучные м. - это приемы, к-е не охват. все научн. познание, а примен-ся лишь на отд. его этапах, в отлич. от всеобщих м.. к числу общенаучных м. относят: анализ, синтез, системный и функц-ный подходы, м. соц. эксперимента. Анализ означает условн. разделение сложного гос-прав. явления на отд. части. Так, многие категории ТГП формир-ся путем раскрытия их сущ-ных признаков, св-тв, качеств. Синтез, предполаг. изуч. явления путем условн. объединения его составн. частей. Анализ и синтез, как правило, применяются в единстве. Системный подход ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразн. типов связей в нем. Этот метод дает возм-ть рассм-ть в качестве системных образований гос. аппарат, политич. и прав. сис-му, нормы права, прав. отнош., правонаруш., правопорядок и т.п. Функц-ный подход ориентирует на выяснение форм воздействия одних соц. явлен. на др. Этот м. дает возмож-ть познать ф-ции гос-ва и отд. его органов, ф-ции права и его специфич. норм, ф-ции правосознания, юр. ответ-ти, прав. льгот и поощрений, прав. привилегий и иммунитетов, прав. стимулов и ограничений и т.д. М. соц. эксперимента связ. с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвр. ущерб от ошибочн. вариантов прав. регул-ния. В качестве примеров можно назвать эксперименты по введению в регионах РФ судов присяжных, по организации в ряде муницип. образований охраны общ-ного порядка ОМСУ и т.д. 3. Частнонаучные м. - это приемы, к-е выступ. следствием усвоения ТГП научн. достижен. Конкретных (частных) технич., естествен. и гуманит. наук. К ним относят конкретно-социологич., статистич., кибернетич., матем. и т.д. Социолог. м. позволяет с помощью анкетиров-я, интервьюирования, наблюдения и др. приемов получ. данные о фактич. поведении субъектов в гос.-прав. сф. Статистич. м. позвол. получ. колич. показатели тех или иных массовых повтор-хся гос-прав. явлений, таких, как правонаруш., юр. практика, деят-ть гос. органов и т.д. Статистич. исслед. склад-ся из трех стадий: сбор статистич. матер, сведение его к единому критерию и обработка. Кибернетический м.- это прием, позвол. с помощью с-мы понятий, законов и технич. ср-тв кибернетики познать гос.-прав. явления. 4. Можно выделить два м., к-е относ-ся к частноправовым, явл-мся сугубо юр.:Форм-юр. м. позвол. опред-ть юр. понятия (н-р, такие спец. юр. термины, как существ. вред, юр. лицо, тяжкие телесные повреждения, смягч. вину обстоят-ва и т.д.), выявлять их признаки, проводить классиф., толковать содержание прав. предписаний и т.п. Сравнит-прав. м. позвол. сопоставить различные прав. с-мы либо их отд. элементы - законы, юр. практику и т.д. - в целях выявления их общих и особ-ных св-тв. Сравнивая, н-р, прав. с-мы Германии и России, мы узнаем, что между ними есть немало тождественного, но есть и опред. различия, присущие им исторически.

Понятие и признаки гос. орг, их класс-ция в современном гос-ведении

Орган гос - это струк-но обособл-я часть гос-го аппарата обладающая властными полномочиями и осущест-ая опред-ые зад. и фун. гос-ва. Признаки:1.Предс-ет соб сам-ый элемент механ. гос-ва, выступая неотъем-й частью единого гос.орг-ма, занимая в нем свое спец-ое место 2.Дей-ет от имени гос-ва и по его поруч-ю 3.образ-н и деййст-ет на основе нпа(Кон, законов, подз.актов) 4.выпол-ет свой-ые только ему задачи и ф-ии, исполь-я для этого соотв-ие формы и методы 5.сост-ит их гос.служащих и соотв-их подразд-ий, скрпленных едминством цели, ради кот-х образ-н 6.имеет соотв-ую матер-ую базу (здание, ТС, оргтехнику) и фин.ср-ва, кот. треб-ся для осущ-я его задачи целей. 7.облад-ет опред-ым прав.статусом, в кот. отраж-ся положения данного гос.органаи его конкрет-ое соц-ое содер-е. 8.имеет соотв-ую компет-ю , под кот. понимают сов-ь закреп-х полномочий, предост-х конкрет-ому органу. 9.осущ-ет свою компет-ю тремя споб: путем принятия нпа (предпис-я общ.хар-ра), путем правоприменит-х актов (предпис-я индив-ого хар-ра), путем конкр-организ-о деят-и, 10.в процессе реализ-ии имущ-х прав выступает в кач-ве юрид.лица 11.дей-ет на опред-о терр-ии. Класс-ия:1.по пор-ку образ-ия (формир-ия) орг гос. подраздел-ся на первичные и производные. Первич формируются населением, т. е. такие органы создаются непосредственно народом (Гос. дума). Вторич (производные) – это органы кот-е форм-ся первичными органами или какими-либо производными органами. 2.по форме реал-ии гос.деят-и: 1.з/дат-ые (Фед Собр РФ- призваны непоср-о выраж-ь в законах волю и интересы об-ва) 2.исполнит-распоряд-ые (Прав-во Рф, мин-ва, вед-ва, админ-ии краев, обл-ей – призваны обес-ть реал-ию принятых законов и подзак.актов 3.суд (конст-ые, обычные, военные, арбитр-ые судьи – приз-ны осущ-ять правосудие, рассматр-ь имущ-ые споры физ и юр.лиц, обесп-ть защиту прав и свобод гр-н 4.контр-надз-ые органы (Прокуратура, органы промыш-ого надзора) 3.по пр-пу разделения властей 1.з/дат-ые (Фед Собр РФ состоящее из ГосДумы и Совета Фед; респуб-ие и област-ые з/д-ые стр-ры) 2.исполн-ые (Прав-во РФ, мин-ва, вед-ва, админ-ии)

3.суд(КСРФ, Арб.суд РФ, Верхов СудРФ, соотв-ие суды суб.РФ) 4.по иерархии 1.фед-ые (През-тРФ, Генер. прокур-ра) 2.респуб-ие (Презид.ЧР, мин-во внутр.дел ЧР) 3.местные (губернатор области, прав-во Пенз.обл.) 5. по хар-ру подчиненности: на органы искл-но «вертик-ого» подчин-я (прокурат-ра, суд) и органы «двойного» подчинения (полиция, гос.банки) 6.по срокам полномочий: на пост-ые (прокур-ра, полиция) и временные (временная админ-я в усл-ях ЧП) 7.по спос принятия реш-я: на коллегиал-ые (ГосДума, Прав-во) и единоначал-ые (През-т,министр) 8.по прав формам деят-и: 1.правотоврч-ие (Сов Фед РФ, Прав-во РФ) 2.правопримен-ые (Мин-во образ-я РФ) 3.правоохран-ые (тамож.органы) 9. по хар-ру компет-ии 1.органы общ.комп-ии, кот. в пределаъх своих полн-ий принимают решения по любым вопросам (Фед.Соб РФ, Прав-во) 2.спец. компет-и, кот. осущ-ют деят-ь в к-л одно сф общ.жизни (мин-ва, ведомства)

Осн-е ф-и науки ТГП

Ф-ии – основн. направ-я исслед-й дея-ти науки, необх-е для реш стоящ п/ней задач.Функции:1.Онтологич – нахождение и иссл-е матер-в о гос-прав явл-х. отвеч на вопр, что есть гос и право, как и почему они возник и дейс-т и т.п. 2.гносеологич – учение о познании, ф-я ТГП сост в выработке научн концепций, доктрин, прав-х понятий, категорий, а так же приемов и спос-в, помог-х науч-у позн-ю гос-а и права. 3.эвристич – не только познает бытие, но и открыв нов законом-ти. С пом эвристич ф-и ТГП откр-т нов законом-и в разв-и гос-прав инст-в, в частности в усл-х совр-х рын-х реф-м. 4.прогностич – стремится выдвинуть гипотезы о дальнейш.разв-и ТГП. Прогност-я ф-я ТГП проявл-я в предвидении тех или иных измен-й в гос-но – прав-й деят-ти, в опред-и тенденций раз-ия гос-но – прав-й жизни, в выдвиж гипотез об их будущем. 5.методологич – метод-я познания гос-прав явл-й. мет-ая ф-я создает сист понятий и категорий, примен-ся во всех иных юрид. науках, имеющую основополагающее знач-е для юриспруденции в целом. 6.осущ-я идеологич ф-ю, ТГП приводит в с-му идеи о гос и праве. Воздейств непосред на сознан суб и соц жизнь как важнейш идеолог фак-р, 7. прикладная – выраб-т практи-е реком-и. Орг-но – прикл-ая ф-ия ТГП проявл-я в преобр-и, рефор-ии гос-прав жизни, в разр-е реком-й и предл-й по реш-ю акт-ных проблем гос- прав строит-ва, в обесп-и научности гос-го упр-я и прав-го рег-я.

 

5. Закон-ти истор-го развития гос-ва и права Причины возникновения государств. Гос-во-полит-ая стр-ра особого рода, возникшая на опред. этапе общ-го развития, представ-ая собой центральный институт власти в полит-ой сис-ме конкр-го общ-ва. Вопрос о проис-ии гос-ва яв-ся дискуссионным. Причины показ-ся в разл.теориях возн-ия гос-ва: в теологич. (божественная сила); в договорной (сила разу­ма, сознания); в психол-ой (факторы психики ч-ка); в ор­ганической (биол-ие факторы); в материалистич(соц-эк факторы); в теории насилия (военно-полит.факторы). Названные теории яв-ся наиболее распр-ми уче­ниями о способах и пр-ссе появления такого соц-го инс-­та, как гос-во, вкл в себя с-мы взглядов, выдел-щие в кач-ве глав.ту или иную причину возн-ия гос-ности. 1.Переход от охоты и собир-ва к производящ-м эк,к-ю в юр лит-ре назыв неолитич революц, 2 три крупных общественных разделения труда: от собир-ва к земледелию, от собир-ва к охоте, появлен ремеслен-ков, а следом купцов, к-е заним-сь исключ-но обменом продукц, 3. Появилась класс раздроблен-ть (богат и бедн) 4. Переход от парного брака к моногамн позвол сосредоточ имущ-во в рамках одной семьи 5. Появл частной соб-ти, а также института наслед-я, к-е влияют на класс раздроблен-ть, а как следствие полит нерав-во

Возникновение права. Право как соц-ый инс-ут воз-ет практ-ки одновр-но с гос-ом, так как они призваны обес-ть эф-ть дей-ия др др. Как невозможно сущ-ие гос-ва без права (последнее организует полит власть, выступает зачастую сред-ом осущ-ия пол-ки конкретного гос-ва), так и права без гос-ва (кот. устанав-ет, применяет и гарантирует юр. нормы). Если признать тот факт, что гос-во вызвано к жизни для эко­н. и полит-го управления всевозможными общест-ми делами, то для реального осущ-ия этого оно должно принимать общеобяз-ые правила поведения в виде юрид. норм или придать общеобяз-ть правовым обычаям. Право – един-ая форма, в кот.гос-во может выражать свои веления как общеобяз-ые. Правовые нормы склад-сь преимущ-но 3 путями: 1) превращение мононорм (первобытных обычаев) в нормы обыч­ного права и санкцион-ие гос-ом; 2) правотворчество гос-ва, кот. выражается в издании спец. док-ов, содер-их юр. нормы – норма­т-ых актов (законов, указов, постановлений и т.п.); 3) формирование суд-го права, сост-го из конк-ых ре­ш-ий (приним-ых суд-ми орг-ми и приобр-их хар-ер образцов, эталонов для реш-ия аналогичных дел). Возн-ние права - длительный пр-сс, протекавший на протяж. жизни многих поколений. Поначалу зарожд-сь эл-ты права, отд. прав. идеи и пр-пы, прав. нормы и правоотнош. Право истор-ки возникло как классе явление и выраж прежде всего волю и интересы эк. господств-их клас­сов. Чтобы убедиться в этом, достат. посмотреть древнейш пра­в акты рабовладельч и феод эпох. На процесс возник-ия и развитправа также оказ влияние специфика геогр-их, культ.-истор. и иных обст-тв. В частности, на Востоке где весьма велика роль традиций, обычаев, религ, осн. источниками права выступ нравст.-религ. воззрения и нормы (идеи Конфуцпя в Китае, Законы Maну в Индии, Коран в мусул-их странах и т.п.) В Европе же кроме обычаев заявляли о себе правотв-во гос орг (законод акты) и суд-ое право (прецеденты). Если обычаи содерж-сь в сознании людей, то прав нормы нач оформляться письменно для всеобщего сведения. Форм-ая определ-ть права – его важнейш признак, без к-го права в принципе быть не может. Возн-ие права – следствие усложнения соц-ых связей, обострения противореч в общ-ве, с регул-ем к-х первобытные нормы справлял все меньше и меньше.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.228.109 (0.007 с.)