ТОП 10:

Содерж и стр-рные эл-ты правопорядка (П)



Содерж и стр-рные эл-ты правопорядка (П)

П – с-ма общ-ных отнош, к-я уст-ся в рез-те точного и полного осущ-ния предписаний прав. норм всеми суб. права. П сост-т реальную основу современ. цивилизован. жизни общ-ва. Содержание П сост-т правомерное поведение суб, т.е. такое поведение, к-е урегул-но нормами права и достигло целей прав. рег-ния. В формир-нии П участв. все эл-ты механизма прав. рег-ия общ. отнош. Их причинно-следств-я связь составл. основу прав. жизни общ-ва, к-я и приводит в конечном счете к уст-ю П. 1. нормы права – нормат. предпосылка П, первичное звено механизма прав. рег-ния. 2. Правоотнош – эл-нт механ. прав. рег-ния, обеспеч-щий переход от идеального, предполаг. законодателем П к уст-ю конкрет. возможного или должного поведения уч-ников общ. отн-й, предусмотрен. прав. нормами. На этом этапе к механ. прав. рег-я подключ-ся зак-сть, призванная гарант-ть возможное и должное повед. суб. правоотнош.. 3. Акты реализ. юр. прав и об-тей явл заверш-й предпосылкой П. В усл-х режима зак-сти права и обяз-ти уч-ков правоотнош. реально воплощ-ся в их поведении, достиг. св. цели и, т.о., переходят в такую с-му общ-х отн-й, к-я и образует П. Стр-ра П – это ед-во и одновременное разделение урегул-ной правом сист-ы общ. отн-й в соотв. с особенн-ями их отраслевого содержания. П вкл. конституц-е, адм, фин-е, земельные, др виды общ. отн-й, урегулир-е нормами соотв-их отраслей права. В стр-рном отнош. П отражает реализованные эл-ты с-мы права

Методы исслед-ния гос-прав. явлений: соврем. подходы к проблеме

Под методом науки понимается сов-сть приемов, ср-тв, принц. и правил, с помощью к-ых постигается предмет, получаются нов. знания. Метод - это подход к изучаемым явл-ям, предметам и процессам, планомерный путь науч. познан. и устан-ния истины. Учение о самих методах, об их класс-ции и эфф. применении, теорет-кое обоснование испол-мых в науке методов познания окр. действит-ти принято называть методологией(М). Термин "М" склад-ся из двух греч. слов: "метод" (путь к чему-л.) и "логос" (наука, учение). Т.о., дословно "М" - учение о методах познания. Термин "М" обознач. с-му всех тех методов, к-е примен-ся данной наукой. Все методы ТГП в завис-ти от степ. их распрост-сти можно привести в след. с-му. 1) Всеобщие м. -это философ., мировоззренческие подходы, выраж. наиболее универс-е принц. мышления. Среди всеобщих выдел. метафизику (рассм-щую гос-во и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связ. др. с др. и с иными обществ-ми явл-ми) и диалектику (материал-ческую и идеалистич.; последняя, в св. очередь, может выступ. как объектив. либо субъект. идеализм). Так, причины возникн-ния и сам факт сущ-ния гос-ва и права объектив. идеализм связ. с божествен. силой либо объект. разумом; субъект. идеализм - с сознанием чел-ка, с согласованием воли людей (дог-ром); материалистич. диалектика - с соц-эк. изменениями в общ-ве (появлен. частн. собст-ти и разделен. общ-ва на антагонистич. классы). С позиций материалистич. диалектики всякое явление (в т.ч. гос-во и право) рассм-ся в развитии, в конкрет. историч. обстан-ке и во вз/связи с др. явлен. 2) Общенаучные м. - это приемы, к-е не охват. все научн. познание, а примен-ся лишь на отд. его этапах, в отлич. от всеобщих м.. к числу общенаучных м. относят: анализ, синтез, системный и функц-ный подходы, м. соц. эксперимента. Анализ означает условн. разделение сложного гос-прав. явления на отд. части. Так, многие категории ТГП формир-ся путем раскрытия их сущ-ных признаков, св-тв, качеств. Синтез, предполаг. изуч. явления путем условн. объединения его составн. частей. Анализ и синтез, как правило, применяются в единстве. Системный подход ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразн. типов связей в нем. Этот метод дает возм-ть рассм-ть в качестве системных образований гос. аппарат, политич. и прав. сис-му, нормы права, прав. отнош., правонаруш., правопорядок и т.п. Функц-ный подход ориентирует на выяснение форм воздействия одних соц. явлен. на др. Этот м. дает возмож-ть познать ф-ции гос-ва и отд. его органов, ф-ции права и его специфич. норм, ф-ции правосознания, юр. ответ-ти, прав. льгот и поощрений, прав. привилегий и иммунитетов, прав. стимулов и ограничений и т.д. М. соц. эксперимента связ. с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвр. ущерб от ошибочн. вариантов прав. регул-ния. В качестве примеров можно назвать эксперименты по введению в регионах РФ судов присяжных, по организации в ряде муницип. образований охраны общ-ного порядка ОМСУ и т.д. 3. Частнонаучные м. - это приемы, к-е выступ. следствием усвоения ТГП научн. достижен. Конкретных (частных) технич., естествен. и гуманит. наук. К ним относят конкретно-социологич., статистич., кибернетич., матем. и т.д. Социолог. м. позволяет с помощью анкетиров-я, интервьюирования, наблюдения и др. приемов получ. данные о фактич. поведении субъектов в гос.-прав. сф. Статистич. м. позвол. получ. колич. показатели тех или иных массовых повтор-хся гос-прав. явлений, таких, как правонаруш., юр. практика, деят-ть гос. органов и т.д. Статистич. исслед. склад-ся из трех стадий: сбор статистич. матер, сведение его к единому критерию и обработка. Кибернетический м.- это прием, позвол. с помощью с-мы понятий, законов и технич. ср-тв кибернетики познать гос.-прав. явления. 4. Можно выделить два м., к-е относ-ся к частноправовым, явл-мся сугубо юр.:Форм-юр. м. позвол. опред-ть юр. понятия (н-р, такие спец. юр. термины, как существ. вред, юр. лицо, тяжкие телесные повреждения, смягч. вину обстоят-ва и т.д.), выявлять их признаки, проводить классиф., толковать содержание прав. предписаний и т.п. Сравнит-прав. м. позвол. сопоставить различные прав. с-мы либо их отд. элементы - законы, юр. практику и т.д. - в целях выявления их общих и особ-ных св-тв. Сравнивая, н-р, прав. с-мы Германии и России, мы узнаем, что между ними есть немало тождественного, но есть и опред. различия, присущие им исторически.

Осн-е ф-и науки ТГП

Ф-ии – основн. направ-я исслед-й дея-ти науки, необх-е для реш стоящ п/ней задач.Функции:1.Онтологич – нахождение и иссл-е матер-в о гос-прав явл-х. отвеч на вопр, что есть гос и право, как и почему они возник и дейс-т и т.п. 2.гносеологич – учение о познании, ф-я ТГП сост в выработке научн концепций, доктрин, прав-х понятий, категорий, а так же приемов и спос-в, помог-х науч-у позн-ю гос-а и права. 3.эвристич – не только познает бытие, но и открыв нов законом-ти. С пом эвристич ф-и ТГП откр-т нов законом-и в разв-и гос-прав инст-в, в частности в усл-х совр-х рын-х реф-м. 4.прогностич – стремится выдвинуть гипотезы о дальнейш.разв-и ТГП. Прогност-я ф-я ТГП проявл-я в предвидении тех или иных измен-й в гос-но – прав-й деят-ти, в опред-и тенденций раз-ия гос-но – прав-й жизни, в выдвиж гипотез об их будущем. 5.методологич – метод-я познания гос-прав явл-й. мет-ая ф-я создает сист понятий и категорий, примен-ся во всех иных юрид. науках, имеющую основополагающее знач-е для юриспруденции в целом. 6.осущ-я идеологич ф-ю, ТГП приводит в с-му идеи о гос и праве. Воздейств непосред на сознан суб и соц жизнь как важнейш идеолог фак-р, 7. прикладная – выраб-т практи-е реком-и. Орг-но – прикл-ая ф-ия ТГП проявл-я в преобр-и, рефор-ии гос-прав жизни, в разр-е реком-й и предл-й по реш-ю акт-ных проблем гос- прав строит-ва, в обесп-и научности гос-го упр-я и прав-го рег-я.

 

5. Закон-ти истор-го развития гос-ва и права Причины возникновения государств. Гос-во-полит-ая стр-ра особого рода, возникшая на опред. этапе общ-го развития, представ-ая собой центральный институт власти в полит-ой сис-ме конкр-го общ-ва. Вопрос о проис-ии гос-ва яв-ся дискуссионным. Причины показ-ся в разл.теориях возн-ия гос-ва: в теологич. (божественная сила); в договорной (сила разу­ма, сознания); в психол-ой (факторы психики ч-ка); в ор­ганической (биол-ие факторы); в материалистич(соц-эк факторы); в теории насилия (военно-полит.факторы). Названные теории яв-ся наиболее распр-ми уче­ниями о способах и пр-ссе появления такого соц-го инс-­та, как гос-во, вкл в себя с-мы взглядов, выдел-щие в кач-ве глав.ту или иную причину возн-ия гос-ности. 1.Переход от охоты и собир-ва к производящ-м эк,к-ю в юр лит-ре назыв неолитич революц, 2 три крупных общественных разделения труда: от собир-ва к земледелию, от собир-ва к охоте, появлен ремеслен-ков, а следом купцов, к-е заним-сь исключ-но обменом продукц, 3. Появилась класс раздроблен-ть (богат и бедн) 4. Переход от парного брака к моногамн позвол сосредоточ имущ-во в рамках одной семьи 5. Появл частной соб-ти, а также института наслед-я, к-е влияют на класс раздроблен-ть, а как следствие полит нерав-во

Возникновение права. Право как соц-ый инс-ут воз-ет практ-ки одновр-но с гос-ом, так как они призваны обес-ть эф-ть дей-ия др др. Как невозможно сущ-ие гос-ва без права (последнее организует полит власть, выступает зачастую сред-ом осущ-ия пол-ки конкретного гос-ва), так и права без гос-ва (кот. устанав-ет, применяет и гарантирует юр. нормы). Если признать тот факт, что гос-во вызвано к жизни для эко­н. и полит-го управления всевозможными общест-ми делами, то для реального осущ-ия этого оно должно принимать общеобяз-ые правила поведения в виде юрид. норм или придать общеобяз-ть правовым обычаям. Право – един-ая форма, в кот.гос-во может выражать свои веления как общеобяз-ые. Правовые нормы склад-сь преимущ-но 3 путями: 1) превращение мононорм (первобытных обычаев) в нормы обыч­ного права и санкцион-ие гос-ом; 2) правотворчество гос-ва, кот. выражается в издании спец. док-ов, содер-их юр. нормы – норма­т-ых актов (законов, указов, постановлений и т.п.); 3) формирование суд-го права, сост-го из конк-ых ре­ш-ий (приним-ых суд-ми орг-ми и приобр-их хар-ер образцов, эталонов для реш-ия аналогичных дел). Возн-ние права - длительный пр-сс, протекавший на протяж. жизни многих поколений. Поначалу зарожд-сь эл-ты права, отд. прав. идеи и пр-пы, прав. нормы и правоотнош. Право истор-ки возникло как классе явление и выраж прежде всего волю и интересы эк. господств-их клас­сов. Чтобы убедиться в этом, достат. посмотреть древнейш пра­в акты рабовладельч и феод эпох. На процесс возник-ия и развитправа также оказ влияние специфика геогр-их, культ.-истор. и иных обст-тв. В частности, на Востоке где весьма велика роль традиций, обычаев, религ, осн. источниками права выступ нравст.-религ. воззрения и нормы (идеи Конфуцпя в Китае, Законы Maну в Индии, Коран в мусул-их странах и т.п.) В Европе же кроме обычаев заявляли о себе правотв-во гос орг (законод акты) и суд-ое право (прецеденты). Если обычаи содерж-сь в сознании людей, то прав нормы нач оформляться письменно для всеобщего сведения. Форм-ая определ-ть права – его важнейш признак, без к-го права в принципе быть не может. Возн-ие права – следствие усложнения соц-ых связей, обострения противореч в общ-ве, с регул-ем к-х первобытные нормы справлял все меньше и меньше.

 

 

Юр.факты: понятие, виды.

Юр.факты –это конкр-ые жизн-ые обстоят-ва, с к-рыми норма права связ-ет наступл-е определ-ых юр-х послед-й. Классиф-я юр.норм.: 1. по хар-ру наступ-юх послед-й разл-ют факты: - правообразующие (поступ.в вуз) - правоизмен-е (перевод с очной на заоч-ю форму) - правопрекр-ие (оконч-е вуза) 2. по связи с волей учас-в правоот-ий различ-т: -события ( обстоят-ва, не зависящие от воли субъекта,- стих-е бедст-е) - дейст-я (обстоят-ва, связан-ые с волей участ-в правоотнош-й) Они дел-ся на правомер-е и противоправ-е. Правомер-е дел-ся на юр.акты ( дейст-я, соверш-ые с намер-ем породить юр.послед-ия, - сделки, седеб.реш-я) и юр.поступки (дей-ия, привод-ие к юр.послед-м независимо от намер-й лица, их соверш-го, - созд-ие худож-го произв-ния. Противопр-ые деяния м.б. уголов-ми, администр-ми, граж-ми, дисциплин-ми.

Ф-ции и принципы права

Ф-ции права-это основ-е направ-я прав-го воздей-ия, выражаю-е роль в упорядоч-е общ-ых отнош-й. Выд-ют: 1.Эк-я- право упорядоч-т производ-е отнош-я, закреп-ет формы собст-ти 2. полит - реглам-т полит. отн-я, регулир-т дея-ть субъектов полит-й сис-ы 3.воспит-я отраж-т опред-ю идеолог-ю оказывает педагогич. возд-е на лиц 4 коммуник-ая- выст-ет способом м/у суб-м и обък-м упр-я. Также выд-ют ругулят-ю и охранит-ю ф-ю. Регулятивная- имеет первич-е знач-е, носит творч-ий хар-р, ибо право с помощ-ю ее призвано содейс-ть разв-ю наиболее цен-ых для общ-ва и гос-ва соц-х связей. Охранит-я- осущ-ся с помощью прав-ых огранич-й – обяз-й, запретов, наказ-ий, и имеет вторич-й харак-р.Она производна от регулят-й ф-ции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана начин-т дейст-ть тогда, когда наруш-ся норм-ый процесс развит-я тех или иных соц-х связей, когда ему препяд-т конкр-е помехи. Принципы права- это осн. исходные начала, положения, идеи, выраж-ие сущ-ть права как специф-го соц. регулятора. Выд-ют общеправ-ые, межотрасл-е, отрасл-е принципы. Общеправ-ые: 1. справедл-ть; 2. юр.равенство граж-н перед законом и судом; 3 гуманизм 4.демокр-м 5.един-во прав и обяз-ей 6.сочетание убежд-е и принужд-е. Эти принципы дейс-т во всех отрасл-х. Если принц-ы харак-т наиболее сущест-ые черты несколько отрасл-й права, то их относят к межотраслевым. Среди них выд-ют: принцип неотвратимости ответ-сти, принципы созедатель-ти и гласт-и. Принц.дейст-ие только в рамках только 1-й отрасли права наз-ют отрасл-ми. К ним относ-ся в гражд-м праве – принцип равен-ва сторон в имущес-ых отнош-ях; в угол-м процессе – презумпция невин-сти

Толк-е права: понятие, виды

Толк-е норм права – деят-ть, напр-я на уст-е содержания юр.норм. Толк-ие необх. в связи с абстр-тью юр.норм, спец.терминологией, дефектностью правотворч. процесса (неясностью)и т.д. Деят-ть по толк-ию прав. норм имеет своей целью правильное и единообразное понимание юр. предписаний и их правильное и единообразное прим-е. Толк-ие состоит из 2-ух сторон: 1) уяснение (д\себя); 2) разъяснение (д\других). В зав-ти от суб-в толк-ие подразделяют на: 1) офиц. (дается уполном-ми на то субъектами, содержится в спец. акте, влечет юр.последствия); 2) неофиц-е (не имеет юридически обяз-го знач. и лишено властной силы). Офиц. толк-ие бывает нормат. (распр-ся на большой круг лиц и случаев) и казуальным (обязательно только д\данн. конкр. случая). Нормат. толк-ие на аутентичное (дается тем же органом, к-ый издал нормат. акт) и легальное (исходит от уполном-х на то суб-в). Неофиц. толк-ие бывает: 1)обыденным (не требует спец.познаний и дается любым гражданином); 2) професс. (дают юристы); 3)доктринальным (научное разъяснение юр.норм). Спос толкования-это сов-ть приемов и средств, напр-х на уст-ие содержания прав. норм:1)граммат. (толк-ие с помощью языковых ср-в, правил грамматики и т.д.); 2)логич. (с помощью законов и правил логики); 3)систематич. (с пом. анализа сист. связей юр.нормы с др.нормами, места и роли конкр. правила поведения в с-ме права); 4)историко-полит. (с пом. анализа конкретно-историч. и полит. условий принятия правовой нормы); 5)телеологический с помощью устан-я целей издания нормат. акта); 6)спец-юр. (с пом. раскрытия содержания юр.терминов, исп-мых в зак-ве). Рез-ты толкования м.б.различными в зав-ти от соот-я текста и действ-го содержания юр.норм, исходя из этого, виды толкования: 1) буквальное (действ. смысл нормы права и ее текстуальное выражение совпадают); 2)ограничительное (действ. смысл нормы права уже ее текстуального выражения); 3) распространительное, расширит-е (действ. смысл нормы права шире ее текстуального выражения).

Прав с-мы современности

ПС общества-это конкрет-истор-ая сов-ть права, юрид. практики и господ-ей прав-ой идеол-ии отд-ого гос-ва. Стр-ра ПС: 1. Право (з/д-во), 2. Юр. практика, 3.господст-ая правовая идеол-ия. Право и Пс соотн-ся как часть и целое. Если под правом поним-ся с-ма общеоб-ых, форм-опред-х юр.норм, устан-х и обесп-х гос-ом, то под прав. с-мой –явл-ие, отражающее собой всю прав.орган-ию об-ва, целостную прав.дейст-ость, с-му юр.ср-в, с помощью кот. оф.власть оказывает прав. возд-ие на поведение людей. ПС охват-ет собой всю сов-ть внутренне согласов-ых, взаимосвяз-ых, соц-но однородных юр средств (явлений), с помощью к-рых офиц. (публичная) власть оказ-ет регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на обществ-ые отн-я, поведение людей. ПС дает возм-сть анализир-ть и оценивать всю прав реальность в целостном виде, а не отд. ее компоненты. Право - ядро и нормативная основа ПС, ее связующее и цементирующее звено. Помимо права как стержневого эл-нта ПС вкл-ет в себя множ-во др слагаемых: правотворчество, правосудие, юр практику, нормативные, правоприменит. и правотолкующ. акты, правоотн-я, субъек. права и обяз-ти, прав. учреждения (суд, прокуратура, адвокатура), зак-сть, ответ-ть, механизмы прав регулир-ия, правосознание, юр доктрины и др. ПС непрерывно меняется, однако ее составные части претерпевают изменения с разными скоростями, и ни одна из них не меняется столь же быстро, как др. В то же время сущ-ют некие постоянные, долго живущие эл-ты – пр-пы с-мы, к-е присутствовали в с-ме всегда и б. такими же в течение еще долгого времени. Они придают необходимую форму и опред-сть целому. Современ. рос. ПС организов. на федер основе. В каждом суб. Федерации - своя ПС, имеющая местные особен-ти и включ-щая в себя регион. нормы и институты. Виды ПС: 1.Романо-герм. Прав. семья (ПС Италии, Фран,России, Герм, Австрии). 1.единая иер-ки пост-ая с-ма источников писанного права, домин-ее место в кот. заним-ют норм.акты. 2.гл.роль в формир-ии права отв-ся закономателю; правопримен-ль же призван лишь точно реал-ать эти общ.нормы в правопримен-х актах 3.имеются писаные конституции, обл-ие высш. юр.силой. 4.право делится на публичное и частное, а также на отрасли. 5.прав.обычай и юрид.прецедент выст-ют в кач-ве допол-х источников. 6. на первом месте наход-ся не обяз-сти, а права чел-ка и г-на. 7.особое зн-ие имеет юр.доктрина, разрабатывающая в унив-ах основ-ые прин-пы построения данной прав.семьи. 2.Англосаксон. прав. семья(ПС Англии, США, Канады) 1.основ.источником права выступает суд.прецедент (правила пов-я, сформ-ые судьями в их реш-ях по конкр-ому делу и расспрос-иеся на аналог.дела) 2.юр.прецеденты носят инд-ый хар-р. 3.ведущая роль в форм-ии права отводят судам. 4.на 1месте нах-ся не обяз-и, а права чел-ка. 5.отсутс-ую кодиф-ые отрасли права. 6.отсут-ет деление права на публичное и частное. 7.з/д-ое право и юр.обычаи выступают в кач-ве допол-х источников. 3.Семья религиоз. права (Иран, Ирак, Пакистан, Судан). 1.главный творец права- Бог, поэтому юр.предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и строго собл-ать. 2.источниками права яв-ся религ-нарвст-ые нормы, содер-ся в Коране,Сунне, Иджме. 3.тесное перепл-ие юр.пол-ий с религ-ыми, филос-ими и моральными постулатами, образуют ед-ые правила поведения.

4.отсут-ет деленеи права на частное и публ-ое. 5.нпа имеют вторичное зн-ие

6.основана на идее обяз-ей, а не прав чел-ка. 4.Семья традиц-ого права (Мадагаскар, Африка, Д.Восток). 1.домин-ее место в сиситеме источ.права занимают обычаи и традиции (ОиТ). 2.ОиТ предс-ют собой синтез юрид-х, моральных, мифич-х предпис-й. 3.ОиТ регул-ют отн-я в первую очередь групп и сооб-в. 4.НА(писаные З) имеют вторичное знач-е 5.суд.практика не выступает в кач-ве осн. источника права. 6.суд.власть руков-ся идеей примирения, востанав-ия соглас-ие в общине и обеспеч-ая ее сплоченность.

29. Правотворчество (ПТ): понятие, способы, видыПТ – деят-сть прежде всего гос-ых органов по принятию, изменению и отмене юрид-их норм. Суб-ты ПТ: гос. органы, негос. стр-ры (ОМСУ, профсоюзы), наделенные соотв. полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах. Правотвор. деят-ть осущ-ся в рамках устан-ных процесс. норм, содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.д.

ПТ характер-ся тем, что: 1) это деят-ть активная, творческая, гос.; 2) основ. его продукция – юрид-ие нормы, воплощающиеся в нормат-ных актах, нормат-ных договорах; 3) это важнейшее средство упр-ия общ-вом, здесь формир-ся стратегия его развития. Осн-ми ф-ми ПТ яв-ся: обновление зак-ва, издание новых НПА; устранение (отмена) устаревших юр. норм; восполнение пробелов в праве. В завис-ти от суб-тов ПТ делится на: 1) непосредственное ПТ народа в процессе проведения референдума; 2) ПТ гос-ых органов (ГосДумы, Прав-ва РФ); 3) ПТ отдельных должн. лиц (През-нта, министра); 4) ПТ ОМСУ; 5) локальное ПТ (в учреждении и орг-ции); 6) ПТ общ-ных орг-ций (профсоюзов). В завис-ти от значимости ПТ делится на: 1) законотворчество (ПТ высших представ-х органов – парламентов, в процессе к-го издаются нормат-ные акты высшей юр. силы – законы); 2) делегированное ПТ (нормотворческая деят-ть орг-ов исполн-ой власти, прежде всего правит-ва по принятию для оперативного реш-я опр-ых проблем нормат-ных актов, входящих в компетенцию представит-го органа); 3) подзаконное ПТ (нормы принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представит-ным органам – президентом, правит-вом, министерствами, местными органами гос-го упр-ия, губернаторами, главами администраций, руководителями орг-ций и т.д.) Способы ПТ обусловлены офиц-но признанными формами (источн) права. Различают такие виды ПТ, как санкционирование обычаев или норм, выработанных негос. орг-ми, признание прецедентов, принятие НПА органами гос-ва или непоср-но самим народом, заключение разл-го рода соглашений, содержащих нормы права. 1 из способов ПТ явл-ся санкционир-ние гос-вом обычаев. Это м.б. нормы, признанные населением данной местности (местные обычаи) или сложившиеся в практике деят-сти нек-рых орг-ций (н-р, обычаи морского порта).

30. Прав отн-я: понятие, виды.Прав. отн-я (ПО) — общест. отн-я, урегулир. нормами права, участ-ки кот. им. субъект. права и юрид. обяз-ти. ПО – динам. сост-е прав. реул-я. ПО яв-ся центр. категорией в общ. теории права и позволяет уяснить каким образом право возд-ет на повед-е людей. Признаки: 1) это общест-е отн-е, кот. предст. собой конкрет. связь м\д соц. субъект. 2) возник. на основе норм права 3) это связь м\д лицами посредством субъект. прав и юр. обяз-тей 4) это волев. отн-е, т.к. д\его возн-я необх. воля его участн-в 5) возн-ет по поводу реал. блага, ценн-ти, в связи с чем суб-ты осущ-ют принадлеж-щие им суб. права и юр. обяз-ти 6) это отн-я, охраняем. и обеспеч-мые гос-вом (гос. принужд.). Стр-ра: субъект, объект, субъект. право и юр. обяз-ть. Класс-ция: 1) в зав-ти от премета прав. регул-я ПО бывают конституц., адм., угол., гражд. 2) в зав-ти от хар-ра: материал. (фин.,труд.), процессуал. (угол-проц., гражд-проц.) 3) в зав-ти от юр. обяз-ти: пассивные (связ. с осущ-ем запретов, пассив. обяз-тей - ПО собст-ти) и активные – связ с осущ-ем полож. действий (ПО займа) 4) в зав-ти от функц. роли: регулятив (возн-ют на основе норм права и дог-ра) и охранит. (связ. с гос. принужд. и реализ-ей юр. отв-ти) 5) в завти от сост. участ-в: прост. (м\д 2-мя суб-ми – ПО куп-продажи) и сложн (м\д неск. суб-ми – ПО отбывания угол. наказания) 6) в зав-ти от продолж-ти действия: краткоср. (ПО мены) и долгоср. (ПО гражд-ва) 7) в зав-ти от степ. опред-ти сторон: относ. (определены все участ-ки – ПО дог-ра куп-прод.), абсол. (известна лишь управомоч. стор., обяз. лица – это все возможн. суб-ты – авторск. ПО), общие (дискус. ?-с, выраж-ют связи более высок. уровня м\д гос-вом и гражд-ми, м\д гражд-ми по поводу гарант-я и осущ-я осн. прав и свобод личн-ти, возн-ют на основе норм Констит. и яв-ся базов. д\отраслев. ПО).

Содерж и стр-рные эл-ты правопорядка (П)

П – с-ма общ-ных отнош, к-я уст-ся в рез-те точного и полного осущ-ния предписаний прав. норм всеми суб. права. П сост-т реальную основу современ. цивилизован. жизни общ-ва. Содержание П сост-т правомерное поведение суб, т.е. такое поведение, к-е урегул-но нормами права и достигло целей прав. рег-ния. В формир-нии П участв. все эл-ты механизма прав. рег-ия общ. отнош. Их причинно-следств-я связь составл. основу прав. жизни общ-ва, к-я и приводит в конечном счете к уст-ю П. 1. нормы права – нормат. предпосылка П, первичное звено механизма прав. рег-ния. 2. Правоотнош – эл-нт механ. прав. рег-ния, обеспеч-щий переход от идеального, предполаг. законодателем П к уст-ю конкрет. возможного или должного поведения уч-ников общ. отн-й, предусмотрен. прав. нормами. На этом этапе к механ. прав. рег-я подключ-ся зак-сть, призванная гарант-ть возможное и должное повед. суб. правоотнош.. 3. Акты реализ. юр. прав и об-тей явл заверш-й предпосылкой П. В усл-х режима зак-сти права и обяз-ти уч-ков правоотнош. реально воплощ-ся в их поведении, достиг. св. цели и, т.о., переходят в такую с-му общ-х отн-й, к-я и образует П. Стр-ра П – это ед-во и одновременное разделение урегул-ной правом сист-ы общ. отн-й в соотв. с особенн-ями их отраслевого содержания. П вкл. конституц-е, адм, фин-е, земельные, др виды общ. отн-й, урегулир-е нормами соотв-их отраслей права. В стр-рном отнош. П отражает реализованные эл-ты с-мы права







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.009 с.)