Форма правления: понятие, элементы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма правления: понятие, элементы.



Форма гос.правл-я – это элемент формы гос-ва, харак-ий орган-ю верхов-й гос-й власти, порядок образ-я ее орг-в и их взаимоот-я с насел-ем. По формам правл-я гос-ва дел-ся на монархии и респуб-и. Приз-ки монархии: 1.власть перед-ся по наслед-у; 2. осущ-ся бессрочно3. не зависит от насел-я. Монархии бывают неогранич-ми, в к-рых отсут-т представ-ые учереж-я народа и в к-рых единст-ым носит-ем сувер-та гос-ва явл-ся монарх. Огранич-ми, в к-рых наряду с монархом носит-м сувер-та выступ-т другие высшие гос.органы, огранич-щие власть главы гос-ва. П ризнаки респуб.: 1. выбор-ть власти; 2. сроч-ть; 3. завис-ть от избират-й. В завис-ти от того, кто формир-т прав-во, кому оно подотчетно и подконтр-но, респ-ки дел-ся на през-кие, парламен-ие и смеш-ые. В презид-х респ-х именно през-т выпол-т эту роль (США,Сирия), в парлам-их (Герм-ия, Италия)- парламент, в смеш-ых (Франция, Финлян-я)- през-т и парламент.

 

7.Законность:понят,пр-пы,гарантии. Законность – соблюд всеми суб прва З и подзак актов. Для З-ти необх 2 усл: налич прав, справедл, научно обоснов З (содерж сторона); их вып-е, ибо только наличия даже самых соверш-х З будет недостат (формальн стор). Пр-пы З-ти: 1.ед-во(пониман и применен НА д.б. одинак на всей тер. страны), 2.верх-во КРФ иЗ (подчинен К и З всех иных нормат. и индив. прав актов; издан-е каким бы то нибыло орг прав акта, противореч-го З, есть наруш З-ти), 3.гарантир-ть прав и свобод ч-ка и гр-на, 4. Связь З-ти с к-рой (от культ ур об-ва завис состоян З-ти и наоборот), 5. Связь З-ти с целесообраз-тью (обход закона под предлогом целес-ти недопустим, целес-ть д.б. в рамках З), 6. Пр презумпц невин-ти. Гарантии зак-ти-ср-ва и усл-я, обеспеч-щие соблюд З и подзак-х актов, беспрепядственное осущ-е прав гр-н и интересов общ-ва и гос. Виды гарантий:1)соц-эк (степень эк развития об-ва, ур его благосост-я, многообразие форм соб-ти, эк свобода и т.п.)2)политич(степень демократизма конституц строя, полит с-мы об-ва, многоапартийность, разделение властей) 3)оганизац-е(д-ть спец орг, контролир-щих соблюд З и подзак актов.-прокурат, суда, милиц) 4)обществен-е(сложившийся в стране комплекс профилактич мер., примен-х обществен-тью в целях борьбы с наруш-м зак-ва) 5) идеологич-е(степ-нь развит-я правосознан-я, рапростран-я среди грждан юр знаний, уважения к требованиям права) 6)спец-юр(спос и ср-ва, устан-е в действ-щем зак-ве с целью предупрежд, устранен-я и пресечения нарушений прв требований). К ним относ установл-е в зак-ве спец принц(презумпц невин-ти), институты(возбуждения уг дела), процедуры(порядок рассмотрен уг и гражд дел), ср-ва (поощрен и наказан).

8. Правовая культура: понятие, функции, уровни.

ПК личности – это знание и понимание права, а также действ-ия в соот-ии с ним. ПК личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания,т.к. вкл-ет в себя не только псих-ие и идеол-ие его элементы, но и юрид-ки значим-ое поведение. Не всякого индивида, знающего и поним-его юр.нормы, м. считать правокульт-ым чел-ом. Таковым яв-ся только то, у кого знания юр.правил сочет-ся с потреб-ью собл-ия их предписаний, кто в свое деят-и им следует. Стр-ра ПКличности: 1.психол-ий элемент (правовая псих-ия) 2.идеолог-и эл-т (правовая идеол-я) 3.поведенчески эл-т (юр-ки знач-ое поведение) ПКличности означ прав образ-ть ч-ка, вкл праовсознан, умен и навыки польз-ся правом, подчинен своего поведен требован юр норм. ПК общества –это уровень правосознания и прав. активности об-ва, степень прогресс-сти юр-х норм и юр-ой активности. Стр-ра ПК об-ва: 1.ур правосознания и правовой активности об-ва 2. спепень прогресс-сти юр-х норм 3.степень прогресс-сти юрид-ой деят-и ПК об-ва яв-ся частью его общей к-ры и хар-ся след.факторами: 1.реально потреб-ью в праве 2.сост-ем зак-ти правопорядка в стране 3.степенью развит-и в об-ве юр.науки и юрид.образ-я Ф-ции.: 1. Познават-преобразоват- связана с теор-ой и организаторской деят-ю по формир-ию прав гос-ва и ГО. Она призвана содей-ать соглас-ию общес, групповых и личных интересов, поставить чел-ка в центр общ-го развития, обеспечить соц-ю справедливость, полит-ю свободу, возможность всестороннего развития. 2. Праворегулятив - направлена на обеспеч устойчивого, слаженного, динам. и эффек. функц-я всех эл-ов прав. сис-ы и общ-ва в целом. 3.Ценностно-нормативная -проявляется в разнообразн. фактах, кот-е приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании индивидов и чел-х поступках, соц-ых институтах. 4. Правосоциализаторская ф-я м.б. изучена через призму формир-я прав-х качеств личности. 5. ПК. выполняет и коммуникативн ф-ю. Обеспечивая общение граждан в юр. сфере, она сущ-ет через это общение и влияет на него. 6.Прогностическая ф-я охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граж-н, их соц-й активности, вкл анализ тенденций, хар-ных для всей прав с-мы. Различ три ур ПК 1.ПК личности - это ур и степень прав образов-ти, прав. воспитания отд-го чел-ка, его умение пользоваться норм.-правов. материалом, личное поведение его в соотв-и с требов-ми норм права. 2.ПК отдельных соц-х общностей - это ур и степень прав образов-ти, прав воспитания того или иного класса, общ-го слоя, особых соц-х групп. 3.ПК общ-ва - это ур и степень прав образов-ти, прав воспитания общ-ва в целом.

9.Гос-во как элем. полит. с-мы общ-ва. Понимание полит. С-мы в ТГП. Гос-это орг-ия пол-ой вл-ти, преимущ-ному осущ-ию конкретн.интер-ов (класс, общечелов. религиоз, нац) в пред-ах опред. террит. При рассм-и сущ-сти гос-ва важно учитывать 2 аспекта: 1-то, что люлое гос-во есть орг-ция пол.власти (форм.сторона) 2-то, чьим интересам служит данная орг-ция (содержат.сторона). Выдел-т след. подходы к сущн-ти гос-ва: классовы й, в кот. гос-во м. опред-ть как орг-ию полит. вл-ти эк-ки господс-го кл-са (здесь гос-во исп-ся как ср-во для обеспеч-я глав.обр. интересов господств.класса); общесоц-ый – гос-во м. опр-ть как орг-ию полит. вл-ти, созд. усл-ия д/компром-са интер-в разл. кл-в и соц-х групп(здесь гос-во испол-ся в более шир.целях как ср-во для обеспеч-я глав.обр. общ.интересов, концентр-щих интрересы разл.классов и слоев, большинства нас-я страны). Также выдел-ют религ-ый, нац-ый, рас-ый и иные подх-ды к сущн-ти гос-ва. Пол-ая сис-ма общ -ва – упорядоч-я на основе права и иных соц-ых норм сов-ть инстит-ов, в рамках кот. прох-т пол-ая жизнь общ-ва и осущ-ся полит-ая вл-ть. Понятиие «пс»- показ-ет, как регул-ся полит. процессы, как форм-ся и функц-ет полит.власть.это механизм орг-ции и реализ-и полит.дея-ти. Стр-ру ПС сост-ют её эл-ты и св-зи между ними. Выдел-т след. компоненты ПС: 1) пол-ая орг-ия общ-ва, вкл. в себя гос-во, пол-ие партии и движ-ия и т.п.; 2) пол-ое созн-ие, характ-е психол-ие и идеологич-ие стор-ны пол-ой вл-ти и ПС; 3) соц-пол-ие и прав. нормы, регул-ие пол-ую жизнь общ-ва и процесс осуществ-ия полит-ой вл-ти; 4) пол-ие отн-ия, склад-ся между эл-ми сист-мы по поводу пол-ой вл-ти; 5) пол-ая практ-ка, сост-я из пол-ой деят-ти и совокуп-го пол-го

13. Осн. подходы к пониманию мех-зма гос(МГ) МГ- это с-ма гос.органов, призванных осущ-ять гос.власть, задачи и ф-ии гос-ва. В юр.науке понятие «МГ» и «гос.аппар-т» обычно употр-ся как синонимы. С др.т.зр. гос.аппар-т –это система органов, осущ-х управл-ую деят-ь и надел-х длля этого власт.полнм-ями. А МГ- включ-ет наряду с гос.аппар-ом еще и гос. учр-ия и оргн-ии, воорж.силы, милицию, опираясь на кот. гос. аппар-т осущ-ет свою деят-ь. Черты МГ: 1.Он предст-ет собо систему, те упоряд-ую сов-ость гос.о рганов, связанных м/у собой. В МГ входят з/д-ые органы, През-т со свое админист-е, исполн. органы, судебные органы, прокур-ие и иные надзор. органы, полиция, налоговая. Вместе они сост-ют единую систему власт-ия. 2. целост-ость его обесп-ся ед-ыми целями и задачами, 3.основным элементом МГ выступ-ют гос. орагны, облад-ие власт.полн-ями, 4.яв-ся той орган-ой и матер-ой силой, с помощью кот. гос-во осущ-ет свою власть.

10. Место ТГП в сист. юрид. наук. Особ-ти предмета ТГП. Соврем. наука – разветвл-я сов-ть отд-х науч. отраслей. 3 группы наук: 1) техн. (механика); 2) естеств-е (физиология); 3) гуманит-е (эк-ка) - изучают общ-во, человека, соц. отн-я и институты, формы общест. сознания, мышление. Юр. науки - часть гуман. наук, т.к. гос-во и право яв-ся соц. институтами. В св. очередь, юр. науки м. подраз-ть на: 1) ТГП; 2) историко-прав. науки (история гос-ва и права); 3) отрасл. юр. науки (констит, гражд, адм., уг, финн. право); 4) приклад. науки (кримин-ка, кримин-гия, суд. стат-ка, суд. медицина). ТГП, находясь в сист. гуман. наук, тесно взаим-ет с философ, политолог, эк. теор, социолог, психолог, этикой, истор., педагогик и т.д. С пом. философии выраб-ся мировоз-е позиции ТГП. Науч. познание гос-ва и права требует исп-я философ. положений об общ. законах разв-я природы, общ-ва и мышл-я. ТГП исп-ет философ. методы: метафизику и диалектику; категории и понятия филос.: сущ-ть и явление, содерж-е и форма, возм-ть и необх-ть, причина и следствие, сист. и стр-ра. Исп-я данн. политолог., ТГП рассм-ет гос-прав. явл-я в контексте полит. среды (анализируя гос-во как сост. часть полит. сист. наряду с др. ее элем-ми - партиями, движ-ми, м. полнее и глубже познать сущ-ть гос-ва, его место и роль в полит. орг-ции общ-ва. ТГП и ин. гуманит. науки взаимообогащают др. др, применяя как общие, междисц-е понятия – общ-во, благо, интерес, собст-ть, действие, поведение, отн-е, так и спец. – гражд. общ-во, пр. собст-ти, правомерное поведение. В сист. юр. наук ТГП занимает особ. место, т.к. 1) изуч. важнейш. институты гос-ва и права; 2) яв-ся полит-юр. наукой, т.к. изуч. гос-прав. сферы общест. жизни. Т.о., особ-ти ТГП как науки сост. в том, что она яв-ся: 1) гуманит., предмет кот. сост-ют обществ. явл-я – гос-во и право; 2) полит-юр., изуч-й такие соц. инстит, кот. отн-ся к гос-прав. сфере общест. жизни; 3) теорет-й, изуч. наиболее общ. закон-ти гос-ва и права. Кажд. наука имеет свой предмет иссл-я, под кот. поним-ся конкр. круг проблем, изуч-й данн. наукой. Предмет науки важно отличать от ее об-та – опр-я часть окруж. чел-ка реальности, изучаемая многими науками. В кач-ве предмета ТГП выст-ют 2 блока общ. отн-ий: 1. Наиб. общ. зак-ти возн-я, разв-я и функ-я гос-ва и права, а именно: возн-е гос-ва и права; смена их истор. типов; эволюция форм гос-ва и права; постр-е сист. органов гос-ва и сист. права; осущ-е ф-ий гос-ва и права; расш-е прав личности и усиление их защиты; укреп-е пр-в демократии, закон-ти и правопорядка; разв-е правосозн-я и прав. к-ры гр-н, должн. лиц, всего общ-ва. 2. Сист. осн. понятий юриспр-ии (право, источн. права, прав. акты, норма права, институт, отрасль права, прав. отн-я, субъект и объект права, правосп-ть и деесп-ть, юр. факт, правонар-е, юр. отв-ть и наказание, прав. режим, прав. пол-ка). Особ-ю предмета ТГП явл-ся и то, что гос-во и право иссл-ся во взаимосвязи, как доп-щие др. др. соц. институты.

11. Прав повед и правонаруш: понятие, виды. Прав поведение (ПП) - это деяние суб-в, соотв. прав. нормам и соц-полез. целям. Приз: 1.Соотв-т треб-м прав. норм; 2.соц-но полезно, не противор. общест. интересам – объект. стор.; 3.яв-ся осознан. – субъек. сторона. Виды: 1) по степ. соц. значим-ти: необходимое (служба в армии), желательное (науч. и худож. творч-во), допустимое (религиозн. культы). 2) в зав-ти от мотивов: соц-активное – высш. форма ПП, выраж-ся в высок. уров. правосозн-я и прав. культуры, отв-ти и добровольн-ти. Суб-т действует на основе убежд-я в необх-ти и целесообр-ти правомер. повед-я; конформистское поведение – деяние, основан. на подчинении прав. предпис-ям без глубок. осозн-я и выс. прав. активности, не выделяться, "делать как все"; маргинальное поведение – деяние, кот. тоже соотв-ет прав. предпис-м, но соверш-ся под воздейс-м гос. принужд-я, из-за страха п\д наказанием. (например, пассажир оплачивает проезд только потому, что в автобусе находится контролер, могущий наложить штраф за безбилетный проезд), но не признают, не уважают его. Правонаруш - это общ-но опасн., противоправн, виновное деяние лица, причиняющ. вред интересам общ-ва, гос-ва и личности. Признаки: 1) деяние, выражающ. в действ или бездейств. 2) вина 3) противоправ-ть 4) вредн. рез-т 5) причин. связь м\д деянием и вред. рез-м 6) юр. отв-ть. Сист. признаков правонар-я, необх-х и достат-х д\возложения юр. отв-ти, опр-ся как состав правонар-я. Он вкл в себя: 1) суб-т правонар-я деликтоспосо физ.л. или орг-я. В уг. праве таковым яв-ся только физ.л. 2) объект правонар-я - то, на что оно направлено, т. е. те ценности и блага, кот. правонар-ем нанесен ущерб,- собст-ть, жизнь, здоровье граждан, общ. порядок, 3) объект. стор. - внешне выраж-е деяние, его общест. вред. послед-я и необх. причинная связь м\д ними. 4) субъект. стор. - вина. Степень вины опр-ся предвидением или непредвидением винов. послед-й своего деяния, его отн-ем к деянию и его послед-ям. Вина может выст в форме умысла или неостор-ти. Виды: по хар-ру и степ. соц. опас-ти все правонар-я дел-ся на преступления и проступки. Прест-я (угол. правонар-я) отлич-ся максим. степ. общ. опасн-ти, посяают на наиб. соц-значим. интересы. Перечень преступ. деяний, предусмотр. угол. зак-вом, яв-ся исчерпыв. и расшир. толков-ю не подлежит. Проступки отл-ся меньш. степ. соц. опасн-ти, соверш-ся в разл. сферах общ. жизни. Проступки дел-ся на: гражд., совершаем. в сфере имущ. и лично неимущ. отн-ий, выраж-ся в нанесении орг-ям или гражд-м имущ. вреда, состоящ. в неисполн. обяз-в по дог-ру, в распростр-ии сведен, порочащ. честь и дост-во гражд-на; администр. – посягают на установл. законом общ. пор-к, на отн-я в обл-ти исполнительно-распоряд. деят-ти органов гос-ва, не связ. с осущ-ем служ. обяз-тей; дисципл. – соверш-ся в сфере труд. отн-ий и посягают на внутр. распор-к деят-ти п\п, орг-ций; процесс-ные – посягают на установл. З процедуры осущ-я правосудия – неявка свидетеля в суд.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.007 с.)