Человек не может спасти самого Себя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек не может спасти самого Себя



Закон также был дан для того, чтобы показать грешному человеку, что он не может стать праведным своими собствен­ными усилиями. Для каждого человеческого существа есте­ственно желание быть независимым от Божьей благодати и милосердия. Это желание быть независимым от Бога само по себе является и результатом и свидетельством греховного состояния человека, хотя большинство людей так не счита­ют.

Так, когда человек убеждается в своем греховном состоя­нии, он в первую очередь пытается найти средства самоисце­ления и достичь праведности своими собственными усилия­ми, независимо от Божьей благодати и милосердия. По этой причине, на протяжении всей человеческой истории, религи­озные законы и установления были так привлекательны для человека, независимо от национальности или происхожде­ния. Соблюдением этих законов и постановлений человек пытался заглушить голос своей совести и стремился к само­праведности.

Такова была позиция многих религиозных израильтян по отношению к закону Моисееву. Павел говорит об этой по­пытке Израиля установить свою собственную праведность в посл. к Римлянам 10:3:

Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь по­ставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией.

В результате попыток сделаться праведными своими соб­ственными усилиями, Израиль не подчинился Богу - жела­ние быть независимым от Божьей благодати и милосердия.

Тем не менее, когда человек соглашается посмотреть фак­там в глаза и честно признать свое собственное состояние, он убеждается, что никогда не сможет стать праведным через соблюдение религиозных или этических правил. К Римля­нам 7:18-23, Павел описывает это состояние от первого лица, как опыт, который он сам пережил, пытаясь достичь правед­ности соблюдением закона:

Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, кото­рого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внут­реннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.

Павел описывает человека, который умом искренне при­знает праведность и желает вести такой образ жизни, кото­рый рекомендуется законом. Однако, чем больше он пытает­ся делать то, что повелевает закон, тем больше он убеждается в существовании иного закона, иной силы, внутри своей гре­ховной природы, которая постоянно враждует с законом, признаваемым его умом и обрекает на неудачу все искренние усилия достижения праведности через соблюдение закона.

Суть этого внутреннего конфликта выражена в стихе 21:

...я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, при­лежит мне злое.

Это кажется парадоксом, но тем не менее подтверждается всей историей человечества. Человек не знает, насколько он плох, пока не попытается стать хорошим. Всякая попытка стать хорошим только все более явно раскрывает безнадеж­ную, неизлечимую греховность его собственной плотской на­туры, которая обрекает на неудачу все его попытки и добрые намерения.

Итак, закон показывает человеку не только то, что он грешник, но и то, что его собственные усилия не могут спас­ти от греха.

Тень Христа

Следующей причиной введения закона было предсказание и предвещание грядущего Мессии, благодаря Которому чело­век способен принять истинное спасение и праведность. Закон делал это двояко: через пророческое слово и через установления и церемонии закона.

Примером пророчества является Второзаконие 18:18-19, где Господь обращается к Израилю через Моисея:

Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послуша­ет слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу.

В Деяниях 3:22-26, Петр цитирует эти слова Моисея и относит их непосредственно к Господу Иисусу Христу. Итак, Христос - это тот Пророк, о Котором пророчествовал Мои­сей.

Мы находим много прообразов Иисуса Христа как Спаси­теля в жертвоприношениях и церемониях закона.

Например, в Исходе, главе 12, пасхальный агнец является прообразом спасения через веру в искупительную Кровь Ии­суса Христа, пролитую во время Пасхи на Голгофском крес­те. Точно также, различные жертвоприношения, связанные с искуплением от греха и приближением к Богу, описанные в первых семи главах книги Левит, предвосхищают различные аспекты жертвенной, искупительной смерти Иисуса Христа на кресте.

По этой причине, в Ев. от Иоанна 1:29, Иоанн Креститель так представляет Иисуса Израилю.

...вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира...

Сравнение Христа с пасхальным агнцем помогало изра­ильтянам увидеть во Христе Того, о Ком было предвозвеще­но через все установления закона о жертвоприношении.

Павел так подводит итоги целесообразности закона в посл. к Галатам 3:22-24:

Но Писание всех заключило под грехом, дабы обетова­ние верующим дано было по вере в Иисуса Христа. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Хрис­ту, дабы нам оправдаться верою.

Слово «детоводитель» в греческом языке означает взрос­лого раба в доме зажиточного человека, главной обязаннос­тью которого было обучение детей этого богатого человека азам наук и ежедневное сопровождение их в школу, где они углубляли свои знания.

Подобным образом, закон обучал израильтян азам Божьей праведности и давал им понять неизбежность веры во Христа как единственного источника истинной праведности, кото­рая чрез веру, независимо от дел закона.

Точно так же, как задачи раба были исчерпаны, когда он доверял детей своего хозяина опытному педагогу, так и зада­чи закона были исчерпаны, когда Израилю был представлен его Мессия, Иисус Христос, и им была показана необходи­мость спасения через веру в Него.

Сохранение Израиля

В словах Павла из уже процитированного отрывка посл. к Галатам 3:23, есть фраза, которая указывает на еще одну функцию закона, в связи с Израилем. Высказываясь как изра­ильтянин, Павел говорит:

...мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.

Установления и заповеди закона выделяли Израиль как особую нацию, для особых целей Божьих. Посредством зако­на Бог строго охранял Свое наследие от растленности осталь­ного мира. Он как бы заключил их в Свое попечительство. В Числах 23:9, пророк Валаам говорит о плане Божьем для Израиля, который Бог дал ему в видении:

...вот, народ живет отдельно, и между народами не числится.

Бог предусмотрел, чтобы Израиль жил обособленно, как уникальный и отдельный народ, на своей собственной земле. Но даже когда непослушание Израиля привело к тому, что они были рассеяны в качестве изгнанников и бродяг между всеми народами земли, Бог все равно предусмотрел, чтобы они не числились между народами.

Это установление Божие об Израиле исполнялось самым чудесным образом на протяжении девятнадцати веков рас­сеяния евреев среди языческих народов. В какой бы стране они не жили, они всегда оставались евреями. Главным сред­ством для такого сохранения Израиля в качестве особой нации было постоянное соблюдение закона Моисеева.

Итак, вот те четыре цели, в виду которых был дан закон Моисеев: во-первых, закон показывал человеку его грехов­ное состояние. Во-вторых, закон показывал людям, что они, будучи грешниками, не могут сделаться праведниками свои­ми собственными усилиями. В-третьих, через пророчества и обряды закон говорил о грядущем Спасителе и о спасении, и праведности верой в Него. В-четвертых, закон сохранил Из­раиль как особую нацию на протяжении многих веков их рассеяния, так что даже сейчас они сохраняются для особых целей Божиих.

Христос исполнил весь закон

Наше рассмотрение взаимосвязи между законом и Еванге­лием не будет полным, если мы не остановимся на словах Самого Христа, в которых подводится итог Его отношения и связи с законом, в Ев. от Матфея 5:17-18:

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или проро­ков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истин­но говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

В каком смысле Христос исполнил закон?

Прежде всего, Он лично исполнил его Своей незапятнан­ной праведностью и безупречным, тщательным соблюдением всех заповедей. К Галатам 4:4-5:

...Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.

Обратите внимание на слова «родился от жены, подчи­нился закону...». По Своему рождению, как человек, Иисус Христос был евреем, обязанным соблюдать все постановле­ния и заповеди закона. Он совершенным образом исполнял это все на протяжении Своей земной жизни, никогда не от­клоняясь от того, что требовалось от каждого еврея по зако­ну. В этом смысле, только Иисус Христос, из всех, подчинив­шихся закону, исполнил его совершенно.

Во-вторых, Иисус Христос исполнил закон и в том смыс­ле, что Он умер на кресте. Об этом идет речь в 1-ом Петра 2:22 и 24. Подразумевая Христа, Петр говорит:

Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его... Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды.

Будучи без греха, Христос взял на Себя грехи всех, кто был под законом, и затем сполна уплатил за них весь штраф закона, который есть смерть. Когда Христос таким образом уплатил весь штраф, тогда Бог, не компрометируя Свою Бо­жественную справедливость, смог предложить полное и бес­платное прощение всем, кто верой принимает искупитель­ную смерть Христа за них.

Так, Христос исполнил закон, во-первых, Своей абсолют­но праведной жизнью и, во-вторых, Своей искупительной смертью, которой Он удовлетворил справедливое требование закона ко всем, кто не соблюдал этот закон совершенным образом.

В третьих, Христос исполнил закон, соединив в Себе все характеристики обещанного Богом Спасителя и Мессии, про­рочески предвозвещенного в законе. Уже в начале земного служения Христа, мы читаем такое свидетельство о Нем в словах Филиппа Нафанаилу, в Ев. от Иоанна 1:45:

...мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки, Иисуса, Сына Иосифова, из Назарета.

Опять-таки, после смерти и воскресения Христа, Он Сам сказал Своим ученикам, в Ев. от Луки 24:44:

...вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному обо Мне в законе Моисеевом и в пророках и в псалмах.

Мы видим, таким образом, что Христос исполнил закон трояко: во-первых, Своей безупречной жизнью; во-вторых, Своей искупительной смертью и воскресением; в-третьих, исполнив все, что закон предвозвестил и предвосхитил о гря­дущем Спасителе и Мессии.

И мы не можем не согласиться со словами апостола Павла в посл. к Римлянам 3:31:

Итак мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.

Для верующего в искупительную смерть Иисуса Христа, как в исполнение закона в свою собственную пользу, полнота и истинность закона несомненны. Спасительная вера во Христа не отвергает откровение закона, но, напротив, испол­няет его.

Это снова приводит нас к словам Павла в посл. к Римля­нам 10:4:

Потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего.

Христос покончил раз и навсегда с законом, как средст­вом достижения праведности, уплатив штраф Своей смертью в пользу тех, кто был под законом. Но во всех остальных отношениях, закон все еще остается, во всей полноте и це­лостности, частью Божьего Слова, которое пребывает вовек. История закона, его пророчества и все его общее откровение о Божественном разуме и совете - все это остается вечной и.неизменной истиной.


Глава 8

ИСТИННАЯ ПРАВЕДНОСТЬ

К доктору пришел человек, жалующийся на боль в живо­те. Осмотрев больного врач поставил диагноз: «Аппенди­цит»,

«Аппендицит! - воскликнул больной, - Что это?»

Врач пояснил: «Аппендицит - это воспаление аппендикса».

Услышав такое пояснение, больной признался: «До сих пор я и не знал, что у меня есть этакий аппендикс и что он может воспалиться».

Подобным образом, многие христиане осознают, что в их духовной жизни есть некая глубоко укоренившаяся пробле­ма, которая внешне выражается в нестабильности, непосле­довательности, неуверенности, отсутствии мира. Если таким христианам сказать, что причина их проблемы - непонима­ние таких фундаментальных концепций, как связь «веры» и «дел», или «закона» и «благодати», то эти христиане призна­лись бы, подобно нашему больному: «До сих пор мы и не знали, что в Новом Завете вообще идет речь об этих вещах!»

Давайте кратко подведем итоги тому, что уже было сказа­но по этим двум взаимосвязанным вопросам.

Во-первых, весь Новый Завет учит, что спасение только по вере - в полноту искупительного труда Христа на кресте - без дел человека.

Во-вторых, спасающая вера всегда выражается в соответ­ствующих делах.

В-третьих, эти дела, которыми выражается спасающая вера, не является делами закона. Ту праведность, которую Бог хочет увидеть в нас, невозможно достичь делами закона Моисеева.

Эти выводы относительно природы и цели закона Моисее­ва естественно ведут нас к следующему вопросу: если спа­сающая вера не выражается соблюдением закона, то какими же делами эта вера должна выражаться? Какие соответствую щие дела мы должны ожидать в жизни всякого, кто претенду­ет быть искренне верующим во Христа?

Ответ на этот вопрос, равно, как и ключ к пониманию взаимосвязи между законом и благодатью, мы находим в словах апостола Павла в посл. к Римлянам 8:3-4:

Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жер­тву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.

Ключевой здесь является фраза: «Чтобы оправдание зако­на исполнилось в нас», - где «нас» означает христиан, води­мых Духом. Нам принадлежит не исполнение закона, но оп­равдание закона.

Что здесь имеется в виду?

Сам Иисус дает разъяснение этому вопросу, в Ев. от Мат­фея 22:35-40:

И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем серд­цем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим»: сия есть первая и наибольшая заповедь; вто­рая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

Здесь Иисус определяет оправдание закона, о котором го­ворит Павел. Закон Моисеев был дан только на определен­ный период времени немногочисленной группе людей. Но за этой целостной системой закона, данного таким образом, стоят два великих, вечных, неизменных закона Божьих для всего человечества: «возлюби Господа Бога твоего...», и «возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Две великие заповеди

Система закона, данная через Моисея, была просто систе­мой детально разработанных принципов применения этих двух великих заповедей - любви к Богу и любви к ближне­му. Эти две заповеди лежали в основе всего кодекса закона Моисеева и всего служения и проповеди всех ветхозаветных пророков. Итак, оправдание закона можно выразить двумя простыми заповедями: «возлюби Бога» и «возлюби своего ближнего».

Этому же учит Павел в 1-ом Тимофею 1:5-7:

Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, от чего отсту­пивши, некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.

Обратите внимание на эту исчерпывающую фразу: «цель же увещания есть любовь» (увещание - наставление, запо­ведь, правило).

Той главной целью, с которой был дан закон, было внуше­ние «любви» - любви к Богу и любви к человеку. Павел также говорит, что все, пытающиеся учить закону Моисееву или истолковывать его, не понимая этой главной цели всего закона, «уклонились в пустословие... не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают».

Другими словами, такие истолкователи совершенно упус­тили главное в законе - то есть, любовь; этот закон любви - любви к Богу и человеку - стоит за всеми остальными законами.

Павел говорит об этом верховном законе любви в посл. к Римлянам 13:8-10:

Не оставайтесь должными никому ничем, кроме вза­имной любви: ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужо­го», и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя». Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.

Любовь - исполнение закона

Мне представляется, что кто-то может задать такой во­прос: «Вы говорите мне, что как христианин, я не подзаконен требованиям заповедей Моисеевых. Означает ли это, что мне разрешается нарушать эти заповеди и делать все, что я захочу? Свободен ли я совершить убийство или прелюбодеяние, или воровство, если захочу?»

Ответ на это вопрос таков: как христианин, ты свободен делать все что можешь, в состоянии совершенной любви к Богу и людям. Но все, что не по любви - тебе делать нельзя.

Тот человек, сердце которого наполнено и контролирует­ся любовью к Богу, свободен делать все, что его сердце жела­ет. По этой причине, апостол Иаков дважды называет этот закон любви законом свободы. В посл. Иакова 1:25, он гово­рит:

Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчи­вым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании.

Чуть дальше, в Иакова 2:12, апостол говорит:

Так говорите, и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.

Иаков называет этот закон любви совершенным законом свободы, потому что тот человек, чье сердце наполнено и во все времена контролируется любовью к Богу, свободен де­лать все, что хочет. Что бы этот человек не пожелал сделать, это всегда будет в соответствии с волей и природой Бога, потому что Сам Бог есть Любовь. Тот, кто живет по этому закону любви, является единственно свободным человеком по всему лицу земли - единственным человеком, кто свобо­ден всегда делать то, что хочет. Такой человек не нуждается ни в каком ином законе для контроля.

Иаков дает этому закону еще одно определение: он назы­вает это законом царским в Иакова 2:8:

Если вы исполняете закон царский, по Писанию: «воз­люби ближнего твоего, как себя самого», хорошо де­лаете...

Почему этот закон назван царским? Потому что тот, кто живет согласно этого закона, воистину царь. Он не подзаконен никакому иному закону. Он свободен всегда делать то, что его сердце диктует ему. Исполняя этот закон, он испол­няет весь закон. Во всех обстоятельствах и во всех отноше­ниях, с Богом и людьми, он царствует в жизни как царь.

Этот анализ того, что имеется в виду под оправданием закона, приводит нас к следующему выводу: стандарты ис­тинной праведности, установленные в Ветхом Завете по за­кону Моисееву, и Новозаветные требования Евангелия Иису­са Христа, не противоречат друг другу. В обоих случаях мерилом истинной праведности является любовь - любовь к Богу и любовь к людям.

Разница между двумя периодами - периодом закона Моисеева и периодом благодати через Иисуса Христа - не в конечных целях, ими преследуемыми, но в тех средствах, которые используются для достижения этих целей.

В обоих случаях, как по закону, так и под благодатью, конечной целью является любовь. Но по закону для достиже­ния этой цели использовалась система внешних заповедей и установлений, которые налагались на человека снаружи; а под благодатью средством является чудесное и постоянное действие Духа Святого в сердце верующего.

Закон Моисеев не достиг своей цели не потому, что сам закон был плох, но из-за врожденной слабости и греховности человеческой плоти. Павел очень ясно говорит об этом в конце седьмой главы к Римлянам. В частности для того, чтобы проиллюстрировать эту истину, мы выберем посл. к Римлянам 7:12,14, 22 и 23:

Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра... Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотен, продан греху... Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находя­щегося в членах моих.

Закон сам по себе праведен и добр. Тот, кто пытается жить по закону, может совершенно искренне признавать стандар­ты закона и стараться жить согласно им. Но невзирая на все это, сила греха внутри него и немощь его собственной плот­ской природы не дают ему исполнить требования закона.

По Новому Завету благодать Божья в Иисусе Христе на­правляет человека к той же цели - любви к Богу и любви к ближнему - но в распоряжение человека поступает совер­шенно новое средство для достижения этой цели. Благодать начинается с чудесного действия Духа Святого внутри серд­ца верующего.

Результат этого действия называется «рождением свыше», или «рождением от Духа». Об этом переживании пророчески говорится в Ветхом Завете, у Иезекииля 36:26, где Господь так говорит народу Израилеву:

И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце платяное.

Результаты этой внутренней перемены описаны у Иере­мии 31:31 и 33:

Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заклю­чу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет... Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.

Обещанный здесь Господом новый завет - это Новый Завет благодати, чрез веру во Христа Иисуса.

По этому Новому Завету природа грешника полностью меняется изнутри. Старое, каменное, безответное сердце из­влекается и вместо него насаждаются новое сердце и новый дух. Новая природа находится в соответствии с Божьей при­родой и Божьими законами.

Человек, преобразованный таким образом Духом Божьим, может ходить путями Божьими и выполнять волю Божью. Суверенный закон любви отпечатывается Самим Духом на чувствительных скрижалях сердца верующего, и с этого мо­мента этот закон естественно проявляется в новом характере и поведении верующего.

Таким образом, мы снова возвращаемся к словам Павла в Римлянам 8:3-4:

Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жер­тву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.

Попытки достичь праведности через закон ни к чему не привели, не потому что закон был плох, но исключительно по причине немощи плотской натуры человека. Дух благодати Божьей меняет плотскую натуру человека, давая ему новую природу, которая может получать и проявлять Божью лю­бовь.

Мы можем так кратко изложить основное отличие дейст­вия закона и действия благодати: закон зависит от усилий самого человека и действует снаружи; благодать зависит от чудесного действия Духа Святого и действует изнутри.

Великим и ясным откровением Нового Завета является то, что человеческое сердце подпадает под действие этого совер­шенного Божественного закона только благодаря действию Самого Святого Духа. В посл. Римлянам 5:5 Павел говорит:

А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

Обратите внимание, что это не просто любовь человечес­кая в любом ее проявлении, но любовь Самого Бога, которую Дух Святой способен излить в наши сердца.

Эта любовь Божья, изливаемая Духом Святым в сердце человека, производит, в своем совершенстве, девятигранный плод Духа. Этот плод Духа является любовью Божьей, прояв­ляющейся во всех чертах человеческого характера и поведе­ния. Павел описывает этот плод к Галатам 5:22-23:

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.

Снова Павел подчеркивает, что такая жизнь, в которой Божественная любовь совершенным образом проявляется в этом девятигранном плоде Духа, не нуждается ни в каком ином законе. Поэтому он и говорит: «На таковых нет зако­на».

Закон любви является, таким образом, концом всех дру­гих законов и заповедей. Это совершенный закон, закон цар­ский, закон свободы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.052 с.)