Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политические партии в системе взаимоотношений гражданского общества и государстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте Перспективы демократических преобразований и достижения стабильного социально-экономического и политико-правового развития страны во многом зависят от характера взаимоотношений между гражданским обществом и государством. Эти взаимоотношения должны включать в себя два взаимосвязанных момента: 1) всестороннее развитие общественной иници- Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999. С. 327 ативы и самодеятельности и 2) утверждение прочного правопорядка во всех сферах жизни гражданского общества и государства. В современных условиях весьма острыми остаются проблемы преодоления отчуждения государства от общества, повышения меры доверия между обществом и властью, установления партнерских отношений между властью и институтами гражданского общества, усиления их взаимной поддержки и согласованной деятельности. «Переход к подъему требует создания в стране качественно иного уровня взаимного доверия общества и власти. Доверие к власти становится категорией не только политической, но и экономической. Перспектива подъема диктует, чтобы действия государства были открыты, понятны и контролируемы обществом. Укрепление такого доверия требует, чтобы и власть, со своей стороны, в гораздо большей степени была осведомлена о состоянии общественного мнения, учитывала его при определении политики» [8]. Задача состоит в том, чтобы было «создано государство, подчиненное интересам общественного саморазвития» [9]. Надлежащая реализация такой либерально-демократической модели отношений между обществом и государством возможна лишь в условиях прочно утвердившегося конституционно-правового строя, достаточно развитой многопартийности парламентского типа, высокой политической и правовой ответственности, активности и культуры как самих членов общества, так и его политических представителей. Существенную связующую и объединяющую роль в отношениях между гражданским обществом (как неполитической сферой) и государством (как политической сферой) призваны сыграть политические партии. Выражая разнообразные потребности и интересы гражданского общества (индивидов, социальных групп, слоев, классов и т.д.) в политической форме (в виде определенных политических целей, идей, программ, требований, установок, проектов решений, мероприятий и т.д.), они как организованные представители общества тем самым выражают и право гражданского общества на формирование государственной власти, участие в ее осуществлении и т.д. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999. С. 328 Выразить частные интересы и воли членов гражданского общества в политической форме означает найти их надлежащее место и значение на уровне и в контексте всеобщих интересов и общей воли всего населения, всего народа, т.е. в конечном счете выразить их в той всеобщей правовой (и государственно-правовой) форме, в которой вообще могут быть учтены и удовлетворены те или иные частные (индивидуальные, групповые, классовые и т.д.) интересы. Поэтому борьба различных партий власти, как и в целом их политическая деятельность, должна вестись легально, в рамках требований Конституции и действующего законодательства, словом, в правовой форме. Согласно либертарно-юридической трактовке общества, права и государства, политика – это осуществляемые в правовой форме общественные отношения легальных субъектов по приобретению и реализации государственной власти. Такими легальными субъектами, по действующему российскому законодательству, являются народ в целом в качестве суверена, отдельные граждане, официально зарегистрированные политические общественные объединения (политические партии, политические движения, политические организации). Политику следует отличать как от неполитических отношений (от частных отношений), так и от антиполитических явлений и действий, представляющих собой нарушение правопорядка (разного рода антиконституционные, «внесистемные», насильственные формы борьбы за государственную власть и ее использования). «Политика» же в ее марксистско-ленинской трактовке в виде насильственно-революционной классовой борьбы за уничтожение существующего государственно-правового строя, захват власти и установление диктатуры во главе с монопольно правящей коммунистической партией – это антиправовое и антигосударственное состояние, как об этом свидетельствуют идеология и практика коммунистического тоталитаризма XX в. в СССР и целом ряде других социалистических стран. Юридический подход к политике исходит из того, что единственным источником политической (государственной) власти и верховным ее носителем (т.е. сувереном, носителем суверенитета) является народ; соответственно государство представляет собой институциональную (организационную) форму существования и действия этой же политической власти, а правовой закон – нормативную форму ее существования и действия. Политическая власть – это всеобщая, суверенная, публичная (т.е. распространяющаяся на всех), государственная (государственно-правовая) власть, и никакой другой политической власти с точки зрения единого для всех (и общеобязательного) права и государства не может быть. Поэтому сама по себе поли- Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999. С. 329 тическая партия (и любое другое политическое объединение) обладает лишь внутрипартийной (внутриорганизационной) властью в отношении своих членов: партия (от лат. pars – часть, группа) – это лишь определенная группа лиц, часть населения, и власть ее носит внутригрупповой, частный (непубличный!) характер. Причем и эта внутриорганизационная власть в политической партии парламентского типа (способ формирования руководящих органов партии, их полномочия, порядок принятия устава и его содержание, права и обязанности членов Партии и т.д.) должна устанавливаться и осуществляться в соответствии с конституционными правами граждан на объединение, на основе действующего законодательства, в рамках демократических процедур с соблюдением требований принципа правового равенства всех граждан, добровольности их членства в партии и т.д. Когда же выдвиженцы политической партии (или другого политического общественного объединения) оказываются в результате выборов или назначения носителями определенной политической (государственной) власти, они должны уже соответственно действовать не с узкопартийных, а с общегосудар-. ственных (государственно-правовых) позиций. Депутат (или другое выборное лицо – президент, губернатор, мэр и т.д.) – это по своему государственно-правовому статусу и полномочиям избранник и представитель народа (всех граждан, образующих соответствующий электорат), а не того или иного политического объединения или части населения, которые выдвинули его кандидатуру и голосовали за него. Поэтому в законотворческой и всякой иной деятельности отдельных депутатов, фракций и депутатских групп представительного органа не партийная принадлежность и корпоративные пристрастия, а государственно-правовое начало должно в конечном счете определять содержание и характер соответствующих решений, формы и способы удовлетворения тех или иных частных (групповых) интересов, требований, устремлений. Предыдущий | Оглавление | Следующий
[1] Местное самоуправление. М., 1997. С. 38. [2] Там же. С. 49. [3] Федеральный закон об общественных объединениях. М., 1995. С. 3. [4] Там же. С. 2. [5] См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 31. Ст. 1035. [6] Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». М., 1997. С. 6. [7] См.: Лапаева В.В. Нужен референдум по избирательной системе // Власть. 1997. № 12. С. 47–51. [8] Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 17 февраля 1998 г. Общими силами – к подъему России // Российская газета. 1998. 24 февр. [9] Там же.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.25.100 (0.006 с.) |