Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Угрозы национальной безопасностиСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Приоритетным направлением государственной национальной политики является область национальной безопасности. Традиционно под национальной безопасностью понимается совокупность факторов, обеспечивающих благоприятные условия развития страны, защиту и сохранение ее суверенитета и территориальной целостности, нормальные отношения личности и государства, способность адекватно реагировать на любые реальные и потенциальные внутренние и внешние угрозы. От эффективности обеспечения национальной безопасности во многом зависит благополучие государства и его граждан. Исследование целей и задач национальной безопасности государства позволяет более полно раскрыть содержание данного термина. Концепция национальной безопасности Российской Федерации определяет их следующим образом: • обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства; • подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса; • преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников; • обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод; • совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества; • обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями; • обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира; • подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства; • укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки; • коренное улучшение экологической ситуации в стране; • принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации. В вышеуказанных задачах учитываются реальные и потенциальные, внутренние и внешние угрозы Российской Федерации. К внутренним угрозам национальной безопасности относятся проблемы социально-экономического, политического, демографического, национально-культурного и технико-технологического характера, существующие внутри страны и способствующие нарушению стабильности государства как социально-политической системы. Кратко рассмотрим каждую из вышеотмеченных угроз. 1. Социально-экономические угрозы Социально-экономический кризис, бедность, нищета, безработица, безысходность, утрата определенными слоями и группами традиционного места в социальной структуре, крайняя дифференциация населения по уровню доходов таят в себе огромный взрывной потенциал для страны. Люди, которые не могут приспособиться к новым условиям жизни, готовы использовать любые легальные и нелегальные средства, направленные на улучшение своего положения. При этом стабильность государства как политико-властной системы имеет для них второстепенное значение. 2. Политические угрозы Наряду с социально-экономическими проблемами нерешенность политических вопросов, отсутствие должного регулирования социально-политических процессов властными структурами, отсутствие у населения легальных методов воздействия на политико-властную структуру, кризис государства и его институтов, региональные политические конфликты создают дополнительную почву для недовольства в стране. Социально-экономические и политические угрозы способствуют сокращению рождаемости, средней продолжительности жизни в стране, деформируют социальные и трудовые ресурсы общества, его нравственный и творческий потенциал. Их негативное воздействие на безопасность государства как социально-политической системы налицо. 3. Демографические угрозы Рост численности населения, его отдельных социальных групп, неограниченная миграция и другие демографические проблемы оказывают определенное воздействия на сферу национальной безопасности. Данные факторы выходят на первый план, когда нарушается социальное равновесие, возникает дисбаланс, в результате чего одна или несколько социально-демографических групп ощущает неудовлетворенность сложившейся ситуацией. В определенных ситуациях демографический фактор оказывает решающее воздействие на национальную безопасность. Но его следует рассматривать только и исключительно во взаимосвязи с другими угрозами (социальными, экономическими, политическими) и, в частности, с национально-культурными. 4. Национально-культурные угрозы В современном мире доминируют сложные полиэтнические государства. Но совместное территориальное существование представителей нескольких этнических групп часто приводит к возникновению культурно-национальных противоречий и стимулирует народы, оказавшиеся в дискриминированном положении, к активной борьбе. В случае рассогласованности между культурно предписанными стремлениями и социально-структурированными средствами их реализации на вооружение зачастую берутся экстремистские методы противостоянии доминирующей культуре, пропагандирующие: – насилие или угрозу его применения; – одномерность, однобокость восприятия общественных проблем; – фанатизм, одержимость в стремлении навязать свои взгляды, принципы оппонентам; – бездумное и беспрекословное выполнение всех приказов, инструкций; – опору на чувства, инстинкты, предрассудки, а не на разум; – неспособность к толерантности и компромиссам. Особое распространение подобные культуры получают в периоды кризисов, в состоянии аномии, когда наблюдается эрозия политических, правовых, социальных и других норм и ценностей, господствовавших ранее в обществе. Старый идеологический фундамент не может обеспечить эффективного функционирования социальных структур, а новый еще не настолько крепок, чтобы его приняли все (или большая часть) члены общества. Ситуация на Северном Кавказе России на рубеже ХХ-ХХI веков – один из самых ярких примеров того, как национально-культурные, демографические, политические и социально-экономические проблемы дестабилизировали российский социум. 5. Технико-технологические угрозы национальной безопасности Немаловажное воздействие на национальную безопасность оказывают современные научно-технические изобретения и запасы ядерного, химического, биологического оружия, сосредоточенные на территории государства. Например, в России на сегодняшний день 60% запасов химического оружия хранится в аварийных хранилищах. Трудно себе представить, что произойдет с населением и окружающей средой при полном или частичном разрушении хотя бы одного хранилища, в котором содержится 496 химических авиационных бомб, в каждой из которых 247 кг сильнодействующих отравляющих веществ. Что будет делать правительство, если хранилища захватят или возникнет возможность использования химических веществ? Вероятно, руководство страны пойдет на всевозможные уступки, дабы предотвратить экологическую катастрофу, избежать человеческих жертв и не допустить многомиллионного материального ущерба. Внешние угрозы подобно внутренним имеют многообразную природу происхождения. Но в отличие от вышерассмотренных угроз онисвязаныс деятельностью государства на международной политической арене и процессами, происходящими в мире. Среди основных внешних угроз современной России можно выделить три основных группы: 1. Долгосрочная политика ряда международных сил и держав, направленная на лишение России независимости, вмешательство в ее внутренние дела, ущемление ее экономических и иных национальных интересов. Данное предположение подтверждают ряд акций, воплощенных в жизнь не без помощи ряд западных государств. А именно: - разрушение Советского Союза, который являлся носителем идей социальной справедливости и равенства; -идеолого-психологическая обработка населения стран бывшего соцлагеря западными средствами массовой информации; - спонсирование деятельности экстремистских и террористических группировок на территории России; - попытки навязывания западной политической системы, культуры и пр. 2. Вторая группа угроз связана с возможностью применения против России ядерного оружия и оружия массового поражения. Совершенствование и увеличение запасов ядерного вооружения мировым сообществом, отсутствие жесткой и унифицированной системы контроля за распространением ядерных технологий, оружием массового уничтожения и средств их доставки создает серьезную угрозу для международного сообщества. Ибо новейшие ядерные, биологические, бактериологические и информационные технологии могут оказаться в руках любой хорошо организованной группировки. Особый интерес к ним проявляют глобальные террористические сети. Угрожая взрывом, химической или биологической атакой, апеллируя к страхам, окутанным легендами о Хиросиме, атаках в Токийском метро, спорах сибирской язвы и т.п., террористы способны изменить сложившуюся систему политико-властных отношений, курс государственной политики, провести перераспределение материальных ресурсов и т.д. 3. Третья группа угроз связана с негативными последствиями глобализационных процессов. Среди них особо следует выделить повышение проницаемости границ, увеличение числа и активности террористических организаций, беспрецендентный рост влияния транснациональных корпораций и финансовых групп на социально-экономическое и политическое развитие национальных государств и другие угрозы. Этнополитический терроризм На рубеже ХХ-ХХI веков резко обострилась проблема терроризма. Он вышел на первый план не только в национальной, но и мировой политике. В настоящий момент любой из нас, независимо от пола, возраста, социального положения и места жительства может стать жертвой террористического насилия, оказаться в ситуации физического или психологического прессинга со стороны террористов. Данное обстоятельство обусловливает необходимость детального исследования террористической угрозы с точки зрения конкретизации понятия «терроризм», анализа его структурных элементов, форм и особенностей. В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе насчитывается более сотни различных определений терроризма. Это связано с тем, что терроризм – многоплановое явление, поэтому часто исследователи обращают внимание только на одну из сторон данного феномена, через которую и определяют терроризм. Существующие определения терроризма можно классифицировать по следующим группам. В первую группу следует включить определения, согласно которым терроризм определяется как разновидность насилия. Данный подход, представленный в законах РФ и западных стран, доминируя над остальными, является однобоким, поскольку не определяет грань между терроризмом и другими проявлениями насилия (например, чисто уголовной или преступной деятельностью) и не характеризует его общественные корни (причины), практически не рассматривает социально-политические и социально-психологические последствия террористической деятельности. Подобным недостатком страдают и определения второй группы, также преобладающие в нормативно-правовых документах и определяющих терроризм как разновидность преступной деятельности. Третью группу представляют определения, акцентирующие внимание на психологических последствиях терроризма (Р.Арон, Э. Арегача), нацеленного на устрашение и запугивание живых людей, создание невротического страха, при котором человек впадает в апатию или совершает действия, вредные или даже губительные для него самого. Этим терроризм отличается от собственно преступных действий, цель которых – добиться экономической выгоды (ограбление банка, взятие заложников с целью выкупа и т.п.) или ликвидировать конкурента. Психологический подход кардинально отличается от представленных выше, потому что здесь рассматриваются цели и последствия террористической деятельности. Четвертая группа исследователей (Б. Дженкинс, У. Лакер, Н. Хэнкок, Ю. Авдеев, И. Карпец) преодолевает главный недостаток многочисленных дефиниций данного явления, акцентирующих внимание на второстепенных признаках терроризма, целях и средствах их достижения. Они определяют терроризм как «форму политической борьбы» и утверждают, что главным в терроризме является его политическое начало, доминирующее над остальными. Действительно, терроризм – социально-политическое явление. Он порожден социумом, общественной средой, проблемами и противоречиями, которые государственные институты не решают своевременно и должным образом. Глубинные корни терроризма кроются в обществе и государственной политике. Не уделяя необходимого внимания существующим проблемам, не разрешая их надлежащим образом, само государство способствует возникновению экстремистских способов их решения. Появление терроризма обусловлено неадекватной политикой государственной власти, ее неумением и неспособностью урегулировать существующие социально-политические противоречия или предоставить определенным социальным интересам легальные способы их выражения и реализации. В такой ситуации и зарождается терроризм, который становится асоциальным, противоправным и антигуманным средством воздействия на властные структуры. Своими действиями он способствует привлечению внимания широкой общественности к вышеотмеченным проблемам. Важно понимать, что терроризм, политика и общество – три неразделимых элемента единой цепи. Поэтому терроризм можно определить как политико - организационную форму экстремизма, порожденную определенными социально-политическими противоречиями и проблемами и представляющую собой, как правило, вооруженное и идеологически обоснованное насилие или угрозу его применения, предполагающие деятельность против личности и общества (его институтов) с целью социально-психологического устрашения и влияния на органы государственной власти (мировое сообщество) для изменения государственной политики в интересах определенных сил. Специфику терроризма как социально-политического явления помогают раскрыть его структурные элементы. Первый из них – субъекты террористической деятельности, которые представляют собой широкую систему государственных и негосударственных структур (правительственные организации, социальные группы и т.д.). Второй важнейший элемент терроризма – это его цели. Терроризм невозможен без определенной цели – идеалистического фундамента, обосновывающего и оправдывающего политическое насилие. Терроризм всегда политически мотивирован и ориентирован на определенные политические результаты. Объекты террористического воздействия представляют собой еще один важный структурный элемент терроризма. В качестве таковых могут выступать: государство, все его граждане или отдельные государственные звенья (например, правоохранительные органы), большие, средние и малые социальные группы и иные слои населения. Объектом терроризма являются не только жертвы, погибшие от рук террористов, но и люди, оставшиеся в живых. Устрашение и запугивание живых отличает терроризм от чисто уголовных действий, в которых экономическая выгода выходит на первый план, а психологическое воздействие не имеет значения. Четвертый структурный элемент, без которого немыслим терроризм, – это средства и методы террористического воздействия, перечень которых расширяется, а сами они усложняются и совершенствуются по мере развития террора. Сегодня средства и методы террористического воздействия представлены в самых разнообразных формах вооруженного насилия. Их спектр колеблется от похищения заложников, направления бомб-посылок и зараженных писем до поджогов, взрывов, вооруженных нападений, захватов воздушных, наземных и морских судов, убийств, ограблений и т.п. Пятый элемент – масштабы террористического воздействия, которые расширяются по мере развития терроризма и приобретают все большую актуальность с середины ХХ века. Наконец, шестой элемент терроризма – его причины и мотивация. Отмеченный элемент существенно дополняет социально-политическую картину исследуемого явления. Ибо глубокие корни терроризма уходят в существующие этнические, религиозные, социально-экономические, политико-правовые проблемы и противоречия, которые органы государственной власти не решают или решают, не считаясь с их природой. Наличие общественно-значимых проблем, невозможность решить их легитимными способами приводит к появлению терроризма и террористических организаций. Следовательно, терроризм не «война вооружений». Терроризм - мощное идейно-политическое оружие, некий «образ жизни, образ смерти и смысл человеческого существования»,следствие нерешенности тех или иных проблем. Существенно дополняет представленную выше социально-политическую картину терроризма – рассмотрение его разновидностей. В зависимости от субъекта, терроризм может быть представлен как государственный и оппозиционный. Государственный терроризм, осуществляемый господствующей элитой, стремится установить и поддержать доминирование определенной системы политико-властных отношений специфическими средствами (путем угрозы или применения идеологически обоснованного насилия против личности или общества). Оппозиционный терроризм представляет собой форму протеста против проводимой государственной политики, методов решения проблем, существующих в обществе. Здесь в качестве террористов выступают одиночки, стихийно-массовые общности или хорошо организованные и структурированные террористические группировки. В зависимости от целей, терроризм можно классифицировать следующим образом: 1. Религиозный, осуществляемый для закрепления определенных религиозных убеждений и ослабления позиций других конфессий, которым стремятся нанести максимально возможный ущерб. 2. Националистический и(или) расовый, который путем устрашения преследует другую нацию(расу), стараясь избавиться от ее власти, иногда захватить имущество и землю, отстоять свое национальное достоинство и достояние. Таковым является терроризм на территории Российской Федерации. Взрывы, похищения, набеги вооруженных бандформирований на мирное население, захваты заложников и т.д., завуалированные националистическими лозунгами, осуществлялись с одной единственной целью: разрушить существующую систему государственного и этнокультурного устройства. Этнополитическая форма характерна не только для российского терроризма. Примерами могут служить сепаратистские движения басков в Испании, корсиканцев, бретонцев, эльзас-лотарингцев во Франции и т.д. Примечательно, что даже в странах с развитой демократией межэтнические противоречия и этносепаратистские устремления оказывались сильнее уважения общепризнанных прав и свобод человека. 3. Социальный, или революционный, терроризм ориентирован на радикальное переустройство существующей системы политико-властных отношений и мира в целом. Здесь политические претензии и амбиции выходят далеко за пределы отдельных сфер социальной жизнедеятельности, террористы стремятся к коренным политическим, социальным и экономическим преобразованиям. Отметим, что все вышеперечисленные виды террористической деятельности есть проявление политического терроризма. Все они касаются борьбы за власть или вопросов воздействия на нее с позиций определенных социальных интересов и ставят перед собой определенные политические цели. Самыми распространенными из них являются следующие: 1) выражение протеста против политики правительства; 2) физическое и моральное устрашение политических оппонентов; 3) дестабилизация деятельности государственной власти; 4) изменение политического строя. Масштабы терроризма являются основанием для его деления, как на внутренний, так и на международный. Участниками внутреннего терроризма являются граждане одного государства, а последствия террористической деятельности не выходят за пределы страны. Международный терроризм затрагивает интересы двух и более государств. Здесь объектом непосредственного воздействия выступают: государственные и международные отношения, суверенность государства, право наций на самоопределение, функционирование международных, воздушных, морских коммуникаций и т.п. Наряду с субъектами, целями и масштабами, основанием для типологизации могут быть средства и методы, используемые для совершения террористических актов. С этой точки зрения терроризм может быть представлен в виде убийств и покушений, вооруженных нападений, взрывов, похищений, захватов заложников, захватов транспортных средств и т.п. В заключение рассмотрим особенности современного терроризма, которые необходимо принимать во внимание в процессе построения эффективной системы противостояния данной угрозе. Современный терроризм в отличие от своих предшественников кардинально трансформировался, изменениям подверглись все его структурные элементы. Во-первых, поражает впечатляющая многоликость современного терроризма. Сегодня государство, социальные группы и общности, отдельные личности используют террор для достижения определенных политических целей. Высокая организованность и структурированность представляет вторую особенность современного − международного этапа развития террористической деятельности. Нынешние террористические акты в редких случаях подготавливаются и осуществляются террористами-одиночками. Как правило, за их подготовку и проведение отвечают целые «концерны», имеющие свою собственную разветвленную структуру во многих странах. Они состоят из руководителей и исполнителей, идеологов и практиков, специалистов по совершению убийств, диверсий, изготовлению фальшивых документов и т.п. Третья особенность современного терроризма связана с расширением географических рамок террористической деятельности до глобальных масштабов. Сегодня ни один континент планеты не чувствует себя в безопасности, любая точка земного шара может стать объектом террористических атак. Глобальность проявляется и в трансграничности террористических организаций. Многие из них осуществляют подготовку специалистов в одной стране, проводят террористические акции в другой, в третьей укрываются, из четвертой финансируются. Неслучайно мы характеризуем современный терроризм как международный. Четвертая особенность этапа международного терроризма состоит в его глубокой противоречивости, ибо, с одной стороны, он становится все более опасным, агрессивным, а его масштабы порой удивляют и ужасают. С другой – он, видимо, превратится во все более бесперспективный метод политической борьбы с точки зрения достижения поставленных целей, поскольку вызывает негативную ответную реакцию органов государственной власти и населения. Он способствует переходу от демократического общества к полицейскому или диктаторскому, приводит к многочисленным ограничениям прав и свобод, а соответственно к резкому уменьшению вероятности достижения поставленных террористами целей. Пятая особенность характеризуется расчетом террористов на психологическое устрашение и деморализацию простых обывателей. Современный терроризм не устраивает молчаливая партизанская война, ему необходим крупномасштабный публичный социально-психологический эффект. Для этого создаются грандиозные «театральные представления» и привлекаются разнообразные средства массовой информации. Соответственно театральность и публичность определяют шестую особенность международного этапа террористической деятельности. Желание привлечь внимание масс и запугать общественность заставляет терроризм постоянно изменяться и использовать новейшие технические изобретения в своей деятельности – химическое, биологическое, информационное оружие, что определяет седьмую специфическую черту современного периода террористической деятельности. Таким образом, новая цивилизация возродила старое чудовище в новом облике, имя которому терроризм. Жить дальше, ничего не делая, невозможно и просто бессмысленно. Необходимо искоренить или, по крайней мере, уменьшить интенсивность распространения столь очевидного зла. Вопросу противостояния внутренним и внешним угрозам национальной безопасности посвящен следующий раздел нашего учебного пособия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 1664; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.170.67 (0.011 с.) |