Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика современной миграции в РоссииСодержание книги Поиск на нашем сайте
Миграционные процессы в России в минувшее десятилетие определялись влиянием отрицательных и положительных факторов. К отрицательным факторам относят распад бывшего СССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков Государственной границы РФ, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. В то же время к положительным факторам относятся демократизация общественно-политической жизни, реализация конституционного принципа свободы передвижения, развитие рыночных отношений и вхождение в международный рынок труда. Иммиграция в Россию, в том числе из стран со сложной общественно -политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, носит масштабный характер. За прошедшие 10 лет в Россию из стран СНГ и Балтии переехало более 8,6 миллиона переселенцев. Количество въехавших в Россию иностранных граждан постоянно превышает количество выехавших граждан, причем в приграничных районах интенсивно формируются иностранные общины. Отсутствует эффективный государственный контроль над миграционными процессами. Массовый приток вынужденных мигрантов (вынужденных переселенцев, беженцев и лиц, ищущих временное убежище), достигший пика в первой половине 90-х годов, постепенно снижается. Медленно решаются долгосрочные проблемы многих вынужденных мигрантов, которые решили остаться в Российской Федерации. Часто они сталкиваются с серьезными проблемами в плане социальной защиты. Не уделяется должного внимания решению задач организованного расселения вынужденных мигрантов, перехода от оказания им первой чрезвычайной помощи к созданию условий для нормальной жизни, обеспечению занятости и соблюдению прав человека. Сохраняются проблемы социально-экономической адаптации мигрантов, не имеющих статуса вынужденных переселенцев или беженцев. Сокращается количество беженцев и лиц, получающих временное или политическое убежище в РФ, в том числе из-за усиливающейся угрозы проникновения на территорию России террористических организаций. Только 1 миллион 600 тысяч мигрантов из стран СНГ и Балтии получили статус беженца или вынужденного переселенца. Террористические нападения заставили мировое сообщество принять в последние годы меры по ужесточению процедур иммиграционного контроля как по отношению к лицам, ходатайствующим о признании беженцами либо ищущим временное или политическое убежище, так и к экономическим мигрантам. Ряд государств прибегнул в этих целях к беспрецедентным мерам безопасности. Уделять должное внимание вопросам антитеррористической интеграции стремится и Россия. Продолжает сокращаться позитивная, необходимая для развития экономики социально-экономическая миграция населения внутри РФ. Это вызвано несбалансированностью между оплатой труда в легальном секторе экономики и рыночной стоимостью жилья, передачей объектов ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность, отсутствием механизмов обеспечения рабочей силой производства за счет территориального перераспределения внутренних трудовых ресурсов. Все это создает трудности для обеспечения рабочей силой новых и возрождающихся производств, не способствует экономическому росту. Развиваются процессы внешней трудовой миграции в виде привлечения и использования в Российской Федерации труда иностранных граждан, выезда российских граждан за границу с целью работы по найму. При этом среди иностранных работников, используемых в России, и российских граждан, работающих за рубежом, велика доля лиц, нелегально осуществляющих трудовую деятельность, что приводит к нарушению их трудовых и социальных прав. В России это создает угрозу национальному рынку труда и благоприятствует развитию теневой экономики. Сохраняется внутренняя миграция, связанная с неблагоприятной экологической обстановкой и стихийными бедствиями. Природные и техногенные катастрофы вызывают экстренное массовое переселение людей, что требует дополнительных усилий государства по решению их проблем. Сокращается прирост постоянного населения России. За счет миграции все меньше восполняется естественная убыль населения. Во многих регионах Российской Федерации уменьшение миграционного прироста населения происходит на фоне значительного сокращения численности населения в результате роста смертности и снижения рождаемости. В последние годы миграция населения не обеспечивает перераспределение населения по территории страны в целях сбалансированности спроса и предложения на рынке труда. Оживление национальной экономики, неизбежные при этом территориальные и отраслевые диспропорции требуют более активного перераспределения населения и трудовых ресурсов в пределах страны. Указанная миграционная ситуация требует новых подходов, с тем чтобы миграционные процессы в России стали фактором, способствующим позитивному развитию российского общества, исходили из потребностей экономики, интересов национальной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения при строгом соблюдении международных обязательств Российской Федерации.
Глава 2. Зоны межэтнической напряженности Российской Федерации Содержание и социально-психологические характеристики зон межэтнической напряженности В широком смысле к зонам межэтнической напряженности следует относить все полиэтнические регионы государства в силу того, что сосуществование на одной территории представителей различных этнических групп, независимо от особенностей национальной политики государства, зачастую является неравноправным и таит в себе определенный взрывной потенциал, который может быть реализован под влиянием социально-экономических или политических факторов. Специфика полиэтнических регионов состоит в наличии латентной межэтнической напряженности, которую Г.У. Солдатова характеризует следующим образом: деление общества на «своих» и «чужаков» осуществляется по национальному признаку, хотя в иерархии элементов социального восприятия «национальность» главенствует очень редко. Ее значимость определяется исключительно текущей ситуацией межличностного общения и отличается относительной адекватностью. В регионах с латентной межэтнической напряженностью отсутствует эмоциональная нейтральность, межгрупповое взаимодействие носит кооперативный и соревновательный характер. Ежегодно с ноября 2005 г. по апрель 2007 г. в 128 населенных пунктах (46 регионов) «Левада-Центр» проводил репрезентативные социологические исследования для изучения субъективных ощущений межэтнической напряженности у россиян. Данные опросов показали, что даже в регионах, не сталкивавшихся с проблемой конфликтов на национальной почве, часть респондентов ощущают дискомфорт в межэтнических отношениях. Результаты опросов свидетельствуют, что минимальный уровень межэтнической напряженности наблюдается в Сибирском, Приволжском и Центральном федеральных округах, в Северо-Западном, Дальневосточном и Южном округах он, наоборот, максимален. На данных территориях (Северо-Западный, Дальневосточный и Южный ФО), ранее имели место военные конфликты на национальной почве или существует реальная угроза их возникновения, межэтническая напряженность представлена в явной форме. Таким образом, в узком смысле к зонам межэтнической напряженности следует относить регионы государства, в которых межэтническая напряженность существует в явной форме, есть угроза возникновения конфликтов на национальной почве и имеют место политические и этнопсихологические проблемы, способствующие разжиганию межэтнических противостояний. Своевременное выявление и диагностирование ситуаций межэтнической напряженности в регионах России представляет одну из важных задач национальной политики. От эффективности ее реализации во многом зависит безопасность и стабильность страны. К сожалению, в рамках учебного пособия, в силу ограниченности объема и предмета изучения, мы не можем представить подробную характеристику межэтнических отношений во всех субъектах Российской Федерации. Нами будут рассмотрены только 3 федеральных округа, имеющих максимальный показатель межэтнической напряженности: Южный, Дальневосточный и Северо-Западный, точнее, их отдельные административно - и национально-территориальные единицы. 2.2. Межэтнические конфликты в Южном федеральном округе. Их воздействие на межэтническую напряженность в регионе На современном этапе Чечня, Северная Осетия, Ингушетия, Дагестан, Адыгея, Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария прочно ассоциируются в массовом сознании россиян с межнациональными конфликтами и этнической нетерпимостью. В данных республиках, расположенных на территории Южного федерального округа, после распада Советского Союза показатель межэтнической напряженности достиг максимального уровня. Только в последние несколько лет наметилась явная тенденция к снижению его значения. Если попытаться выстроить иерархию существующих этнических конфликтов на Северном Кавказе в зависимости от степени их влияния на динамику общей политической ситуации в регионе и уровня современной межэтнической напряженности, то первое место займет чеченский конфликт, второе – осетино-ингушский, на третьем месте окажутся этностатусные конфликты в многосоставных республиках – Карачаево-Черкесии и Дагестане. Лидирует здесь, как уже выше отмечалось Чеченская республика, на территории которой развернулся кровопролитный сепаратистский этнополитический конфликт. Глубинными причинами обострения отношений между Чечней и Россией, между титульным и нетитульным населением стали следующие: 1. Историческая память о массовой депортации чеченцев со своих исконных земель в конце 1943- первой половине 1944 гг. 2. Факт внезапного получения свободы народом, который в течение длительного времени подвергался дискриминации. Впервые, за весь период существования СССР, в 1989 г. руководителем республики стал чеченец, возросло представительство лиц коренной национальности в управленческой сфере и на ведущих постах народного хозяйства. 3. Борьба за власть и экономические ресурсы (на территории Чеченской республики находится один из крупнейших нефтегазовых комплексов) внутри чеченского общества и противостояние властей по вертикали (центра и региона). 4. Огромные запасы различных видов оружия, особенно стрелкового, оставленные в регионе после распада СССР и ухода с его территории советских войск. 5. Необъективность средств массовой информации в освещении событий на территории республики. Неоднократно по федеральному и региональному телевидению демонстрировались репортажи, имевшие негативную национальную окраску. Подобные факты способствовали разжиганию межнациональной вражды, наложению и совмещению политического пространства с этническим. Вторым, не менее острым очагом межэтнической напряженности на Северном Кавказе являются Республики Северная Осетия-Алания и Ингушетия, на территории которых в конце октября - начале ноября 1992 года произошел первый в истории Российской Федерации этнический конфликт в форме открытого насилия. Предметом конфликта стали территории Пригородного района Северной Осетии. Претензии на них выдвигала каждая из сторон: осетины, пытались сохранить имеющуюся территорию, ингуши – добиться ее присоединения к Республике Ингушетия, прекратить попрание прав человека и дискриминацию по национальному признаку. Если в Чеченском конфликте произошло наложение политического и этнического пространств, то осетино-ингушский конфликт представляет собой одну из наиболее выраженных и ярких форм этнического противостояния. Обе конфликтующие стороны были мобилизованы по принципу этнической принадлежности. Акты насилия имели избирательный характер – осетины убивали ингушей, ингуши – осетин. «Этнические чистки» велись открыто, имея самые разнообразные формы реализации. В Северной Осетии наступление на права ингушей (национального меньшинства республики) осуществлялось как в виде репрессивных норм и законов, пропагандистских акций в средствах массовой информации, так и в форме массового применения огнестрельного оружия с участием сотрудников милиции, ОМОНа и других официально военизированных формирований Северной Осетии. Республиканские власти полностью встали на позиции "национальных интересов осетин" и предпочли кровную солидарность защите интересов и безопасности жителей республики, которые составляли этническое меньшинство (имеются в виду ингуши). Более того, они выступили и организаторами силовой акции изгнания части граждан с территории их проживания вместо настойчивых усилий по улучшению правления и нейтрализации провоцирующей деятельности ингушских радикал-националистов среди жителей Пригородного района. Вместо позитивных мер по вовлечению ингушей в общественно-политическую жизнь республики, усилению их лояльности и социально-культурной удовлетворенности, был избран путь отторжения и даже третирования тех, кто еще на памяти живущих поколений испытал травму депортации и легко стал жертвой безответственных агитаторов "своей" государственности и "справедливых" границ. Важно отметить и то, что действия ингушской стороны были далеко не безобидными. Оборонно-защитная стратегия Ингушетии включала в себя как мирные акции (функционирование общественных структур, массовые эмиграции беженцев), так и силовые мероприятия (военизированные отряды добровольцев для самообороны). Таким образом, в чеченском и осетино-ингушском конфликтах территориальные споры способствовали повышению межэтнического напряжения. Оно сохраняется и по сей день. Иная ситуация в Республиках Дагестан и Карачаево-Черкесия. Глубинные причины обострения межэтнических отношений на данных территориях скрыты в сложной этнической структуре и непрекращающейся борьбе этносов за доминантное положение в регионе. 2.3. Межэтнические отношения в Дальневосточном федеральном округе Экспертные исследования 2005 – начала 2006 гг. характеризуют состояние межэтнических и межконфессиональных отношений на территории Дальневосточного федерального округа как стабильные, несмотря на многочисленное присутствие на территории округа мигрантов из ближайших стран, в первую очередь из КНР. По некоторым оценкам, на Дальнем Востоке в начале ХХ века нелегально проживал один миллион китайцев. Возможно, данные показатели завышены, но однозначно то, что использование труда иностранных граждан на территории Амурской области, Приморского и Хабаровского крёв было актуально. Низкая рождаемость, высокие показатели смертности, отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров, особенно в отдаленных районах края, трудолюбие и универсальность иностранных работников побуждали работодателей привлекать иностранную рабочую силу. В этих регионах граждане «поднебесной» буквально вросли в повседневную жизнь, китайцы подчинили себе торговлю, общепит, лесное хозяйство и т.д. Местные жители не могли оставаться равнодушными к данному факту. Ощущение недовольства буквально витало в воздухе. Детонировало этот процесс ноябрьское постановление российского правительства о сокращении с 1 января 2007 года количества торгующих на рынках иностранцев до 40%, а с 1 апреля - до нуля. Большинство китайцев решили не ждать апреля, а завершить свои дела в столице Дальнего Востока к новому году. Мнения местного населения разделились. Часть жителей полностью поддержали инициативы правительства, часть отнеслась к нововведениям отрицательно, выражая беспокойство относительно дальнейшего обеспечения себя дешевыми товарами легкой и пищевой промышленности. На этом фоне был зафиксирован рост случаев бытового национализма, учащение конфликтных межличностных эпизодов на национальной почве, массовое распространение унизительных этногрупповых характеристик и т.д. Неслучайно результаты социологических исследований зафиксировали резкий рост показателя межэтнической напряженности в Дальневосточном федеральном округе в ноябре 2006 г. К апрелю 2007 г. ситуация с китайскими мигрантами стабилизировалась: часть нелегалов выехала за пределы страны, часть легализировалась и нашла для себя иное, разрешенное законодательством Российской Федерации, поле трудовой деятельности. Вслед за этим произошло снижение показателя межэтнической напряженности. Мы полагаем, что в ближайшие годы показатель межэтнической напряженности в Дальневосточном федеральном округе будет подвержен постоянным колебаниям. Он будет увеличиваться или уменьшаться под воздействием внутренней и международной социально-политической, экономической, экологической и т.д. конъюнктуры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.194 (0.014 с.) |