Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационно-методический центр

Поиск

К программе для родителей

«Кроха»

 

Осинниковский городской округ, 2010

Управление образования администрации Осинниковского

Городского округа

Информационно-методический центр

Методические рекомендации

К программе для родителей

«Кроха»

 

О.В. Лунцова – директор ИМЦ;

О.И. Власенкова – заведующий

МБДОУ Детский сад №;

О.В. Богданович – старший воспитатель

МБДОУ Детский сад № 7 «;

Н.П. Разумова – заведующий

МБДОУ Детский сад № 19;,

И.Н. Толмачева - старший воспитатель

МБДОУ Детский сад № 19;

В.А. Писарева – заведующий

МБДОУ Детский сад № 13

В.Н. Дижак – заведующий

МБДОУ Детский сад № 35;

Е.Ю. Булгакова – старший воспитатель

МБДОУ Детский сад № 35;

 

Осинниковский городской окру, 2011 г.

Аннотация

На базе информационно - методического центра Осинниковского городского округа в рамках Сетевого проекта областной экспериментальной площадки работает школа для родителей «Кроха», действует «Информационная корзина», ежемесячно выпускается газета для родителей «Кроха». В работе школы для родителей участвуют все участники Сетевого проекта, а это заведующие, старшие воспитатели, педагоги, специалисты дошкольных образовательных учреждений.

Предлагаемые материалы адресованы родителям, педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Научный консультант:

Т.И. Шалавина - д.п.н., профессор кафедры начального и дошкольного образования КузГПА;

Научный руководитель:

Е.Г. Вотинова – к.п.н. н., доцент кафедры дошкольного образования КРИПКиПРО

Авторы - составители:

О.В. Лунцова – методист по дошкольному образованию информационно-методического центра, Почетный работник общего образования РФ;

О.И. Власенкова – заведующий МБДОУ Детский сад № 7, Почетный работник общего образования РФ;

О.В. Богданович – старший воспитатель МБДОУ Детский сад № 7

Н.П. Разумова – заведующий МБДОУ Детский сад № 19, Почетный работник общего образования РФ;

И.Н. Толмачева - старший воспитатель МБДОУ Детский сад № 19, Почетный работник общего образования РФ;

В.А. Писарева – заведующий МБДОУ Детский сад № 13;

Н.Н, Попова – старший воспитатель МБДОУ детский сад № 13;

В.Н. Дижак – заведующий МБДОУ Детский сад № 35;

Е.Ю. Булгакова – старший воспитатель МБДОУ Детский сад № 35.

Содержание

1.Пояснительная записка ………………………..…………………………… 3

2. Структурно-функциональная модель взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи по вопросам развития ребенка…………………………………………………………………………. 11

3. Формы и методы работы с родителями по формированию здорового

образа жизни ………………………………………………………………….. 14

4. Родительская газета, как форма взаимодействия ДОУ и семьи ………. 22

5. План работы………………………………………………………………… 26

6. Заключение …………………………………………………………………. 28

7. Список литературы………………………………………………………… 30

8. Приложения …………………………………………….. ………………… 32

Приложение 1. План работы с родителями инструктора по физической культуре ………………………………………………………………………..33

Приложение 2. Циклограмма ………………………………………………...34

Приложение 3.План работы с родителями педагога дополнительного образования ……………………………………………………………………35

Приложение 4. План работы с педагогами по взаимодействию с семьей (старшие воспитатели) ………………………………………………………..37

Приложение 5. План работы с родителями медицинской сестры …………39

Приложение 6. План работы педагога – психолога с родителями ………..41

Приложение 7. Беседа педагога-психолога ………………………………..43

Приложение 8. Консультация «Как лучше подготовить ребенка к поступлению в детский сад»…………………………………………………50

Приложение 9. Сценарий родительского вечера «Какие мы родители» …..54

Приложение 10. Анкета для родителей ……………………………………….59

Приложение 11. Сценарий родительского тренинга «Пальчиковые игры»..60

 

Пояснительная записка

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.

«Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практике в детсадах, привлечении их к этой работе» (Н.К.Крупская).

Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчеркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и влияет … на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила» (7).

Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Сегодня они выступают социальными заказчиками содержания воспитательно – образовательной деятельности дошкольного учреждения.

Современная наука постулирует равенство педагогов и родителей в общении, диалог между ними, который возможен только при восприятии сторонами друг друга на равных.

Говоря о направленности взаимодействия с родителями, следует отметить, что оно сконцентрировано на установлении контактов и педагогическом просвещении родителей. Такая направленность обусловлена противоречием между воспитательным потенциалом семьи и использованием его не в полной мере. Ошибочные подходы к воспитанию, трудности родителей во многом связаны с их недостаточной осведомленностью в вопросах педагогики, психологии, физиологии и других областях знаний. Родители, не владеющие знаниями об особенностях развития ребенка, не внимательные к его внутреннему миру, испытывают трудности в воспитании и способны совершить ошибки, которые могут повлиять на всю дальнейшую жизнь ребенка.

Система работы дошкольных образовательных учреждений Осинниковского городского округа, участников Сетевого проекта областной экспериментальной площадки, с семьями воспитанников предусматривает повышение уровня педагогических знаний родителей, трансляцию опыта позитивных педагогических воздействий на ребенка в семье, выстраивания внутрисемейных отношений. Позитивный опыт взаимоотношений в семье обеспечивает гармоничное вхождение ребенка во взаимоотношения иных, более сложных уровней, его успешную социальную адаптацию. Отрицательный же опыт внутрисемейных отношений, основанный на отсутствии эмоциональных связей и низком уровне психолого – педагогической компетентности взрослых членов семьи, способен вызвать у детей снижение коммуникативно – познавательной активности, дефицит мотивационно – потребностной сферы, эмоционально – личностные расстройства и некоторые поведенческие нарушения.

Таким образом, проблема взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в последнее время попала в разряд самых, актуальных. На наш взгляд, основные трудности возникают при реализации сотрудничества детского сада и семьи при использовании только традиционных методов и форм работы с семьей. В то время как необходимо иное решение задач сотрудничества педагогов и родителей. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь", значит сделать процесс общения в системе «педагог-родитель» более свободным, гибким, дифференцированным.

В настоящее время накоплен богатый опыт организации различных форм работы с родителями В.И.Безлюдная, Л.Г.Емельянова, Л.В.Загик, О.Л.Зверева, А.А.Петрикевич. Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях, не достаточно владеют демократическими оптимальными методами и приемами воспитания и обучения своих детей, о путях и средствах гармонизации детско-родительских отношений, приёмах проведения совместного досуга в условиях семьи. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия информационно-методического центра, дошкольных образовательных учреждений и семьи. Предпочтение отдаётся непосредственному воздействию специалистов ДОУ на семью, поскольку во главу угла ставится задача научить родителей, как надо воспитывать детей, показать значимость организации семейного досуга с ребёнком, сформировать социально активную личность, тем более, что, проанализировав средний возраст наших родителей, мы установили, что в основном – это молодые родители в возрасте от 20-30 лет.

Диаграмма 1. Показатели возраста родителей

 

Повышение педагогической культуры молодых родителей – важная составная часть их общей культуры. Участие молодых родителей в жизни ребёнка не только дома, но и в детском саду поможет им:

· преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;

· относиться к ребёнку как к равному;

· знать сильные стороны и потребности ребенка, учитывать их при взаимодействии;

· устанавливать хорошие, доверительные отношения, умение правильно и интересно организовать семейный отдых;

· вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания по вопросам организации совместной деятельности;

· развивать креативные способности.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этим же причинам. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить, красиво одеть, общаться с ним, научить его думать, размышлять, действовать, поиграть с ним, организовать интересную прогулку. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и дошкольном саду, привлечь родителей к участию в жизни Сетевого проекта?

От построения оптимального взаимодействия информационно-методического центра, дошкольных учреждений и семьи выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важно другое, они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие «золотые руки». Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи.

Как показывает практика, дети начинают посещать дошкольные образовательные учреждения с 1 г. 2 (5) мес. Для того чтобы пребывание маленького ребенка в ДОУ было комфортным, полноценно развивались его духовные и физические силы, необходимо наладить взаимодействие педагога с родителями.

Новизна. Для более успешной работы с родителями в ДОУ на базе информационно - методического центра Осинниковского городского округа в рамках Сетевого проекта областной экспериментальной площадки

создана школа для родителей «Кроха», действует «Информационная корзина», ежемесячно выпускается газета для родителей «Кроха». В работе школы участвуют все участники Сетевого проекта, а это заведующие, старшие воспитатели, педагоги, специалисты дошкольных образовательных учреждении, родители.

Цель:

- психологическое и педагогическое сопровождение семьи по вопросам здороваьесбережения ребёнка раннего возраста в условиях семьи и ДОУ:

- организация и проведение социально-психологической работы, направленной на благоприятные перемены в жизни семьи, изыскание внутренних ресурсов для изменения семейных отношений, гармонизацию детско-родительских отношений.

Задачи:

- облегчить адаптационный период детей раннего возраста;

- оказывать консультативную помощь семьям, воспитывающим детей раннего возраста;

- осуществлять взаимодействие с семьями в рамках Сетевого проекта областной экспериментальной площадки;

- организовывать и проводить тренинги, семинары и т.д..

Основные направления работы:

- лекции;

- психологические семинары и тренинги для родителей;

- создание досуговой среды (проведение праздников, вечеров отдыха, общения).

Какие знания необходимо преподнести родителям? Прежде всего, им нужны знания особенностей психики ребенка, закономерностей его развития, умения разобраться в действиях и поступках детей, в причинах тех или иных высказываний их ребенка. Ребенок — не копия взрослого, и родители должны знать, что представляет собой малыш того или иного возраста, что он знает и может. Иногда родители сами проявляют интерес, к данной проблеме используя информационную корзину, в которую помещают записки с интересующими вопросами.

Содержание работы с родителями реализуется через разнооб­разные формы. Главное — донести до родителей знания. Суще­ствуют традиционные и нетрадиционные формы общения педаго­га с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяют­ся на коллективные, индивидуальные и наглядно-информацион­ные.

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогиче­ской беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей.

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу теле­визионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Содержание, формы и методы общения педагогов с родителями детей раннего возраста в условиях ДОУ имеют свою специфику, вытекающую, прежде всего из особенностей самого периода раннего детства. Родителям важно показать уникальность и значение того или иного возрастного периода.

На занятиях используются нетрадиционные формы общения с родителями. Например, встреча "За круглым столом", где родители на равных могут обсудить с педагогами волнующие их проблемы; "Вечера вопросов и ответов"; "Устные журналы", к которым можно подобрать рубрики: "Это интересно знать", "Советы специалиста", "Говорят дети" и др. Каждая страница — это устное сообщение с иллюстрациями. С родителями рассматриваются и

частные вопросы воспитания детей, например, о развитии их речи, детской изобразительной деятельности, о физическом развитии и др., используя при этом детские рисунки, пособия для родителей, детскую литературу и др.

Встречи проводятся 1 раз в месяц, примерно 30—40 минут с использованием методов активизации родителей. К методам активизирующего характера относятся вопросы к родителям, приведение примеров из жизни группы конкретных детей, просмотр видеороликов, "ранжирование" по степени значимости каких-либо позиций (задач воспитания, потребностей ребенка и др.). Например, мы предлагаем родителям перечень потребностей ребенка раннего возраста, такие как: потребность в ласке, общении, в движениях, в красивой одежде, сладостях, во внешних впечатлениях и др. Родителям надо оценить эти потребности по трехбалльной шкале, выделив, на их взгляд, самые важные.

К методам активизации родителей можно отнести и метод родительских "сочинений", где им предлагается по плану написать сочинение на тему "Мой ребенок". Например, ответить на такие вопросы плана: "Что вас радует в вашем ребенке?", "Что огорчает?", "Какие изменения произошли с ребенком за последнее время?", "В чем, на ваш взгляд, заключаются потребности ребенка?" и др. Родители по-разному относятся к этому заданию, пишут "сочинения", разные как по объему, так и по содержанию. Так, один родитель вернул листок, на обороте обозначенный как "ответник", формально ответив на вопросы. Другая мама исписала четыре страницы. Ответив подробно на все вопросы, приводя примеры их опыт воспитания сына, она в конце "сочинения" добавила: "Сколько разных историй, шуток можно рассказывать о нашем маленьком Зайчике!" Использование данного метода поможет родителям внимательнее относиться к своему ребенку, наблюдать за ним, видеть новообразования в психике. Родители начинают задумываться о собственной воспитательной деятельности. Например, отец, отвечающий на вопрос: "Как ребенок реагирует на наказания и поощрения?", удивленно заметил, что он и не задумывался, "наказал и все".

Комплекс рекомендуемых форм и методов общения с семьей помогает установить контакт педагога с родителями, заинтересовать последних вопросами воспитания, помочь им переосмыслить свои методы воспитания, грамотно их использовать, что в конечном итоге скажется на изменениях педагогического воздействия на ребенка в семье. Родители будут апеллировать к чувствам, сознанию ребенка, использовать игровые методы, редко обращаться к наказаниям.

 

Рис. 1

План работы

Школы для родителей «Кроха»

Месяц Содержание Ответственные, место проведения
Октябрь Торжественное открытие «Школы для родителей» методист ИМЦ заведующие ДОУ старшие воспитатели
Ноябрь Обучающий семинар Тема: 1.«Особенности развития личности ребёнка раннего возраста» 2. «Особенности физического развития детей раннего возраста 2 часть – практическая   «Адаптационные игры детей» педагоиг-психологи мед.работник инструктор по физической культуре
Декабрь 1 часть - теоретическая Тема: 1. «Сенсорное воспитание детей раннего возраста»;   2. «Речевое развитие ребёнка раннего возраста» 2 часть – практическая «Подражательные игры»     старшие воспитатели воспитатели групп раннего возраста,     учителя-логопеды
Январь 1 часть – теоретическая Тема: 1. «Ребенок и музыка»;   2. «Особенности развитии изобразительной деятельности детей раннего возраста». 2 часть – практическая «Пальчиковая живопись»   музыкальный руководитель     старшие воспитатели   руководитель по изодеятельности
Февраль 1 часть – теоретическая Тема: 1. «Основы рационального питания»;   2. «Закаливание детей раннего возраста»   2 часть практическая «Салаты с фантазией»     мед. работник     повара
Март 1 часть – теоретическая Тема: 1. «Влияние развития моторики на развитие речи»;   2. «Как научить ребёнка воспринимать величину, цвет, форму предметов». 2 часть – теоретическая «Пальчиковые игры»     учителя-логопеды     воспитатели групп раннего возраста
Апрель 1 часть – теоретическая Тема: 1. «Критерии готовности ребенка к поступлению в ДОУ»; 2. Как помочь ребенку адаптироваться в условиях ДОУ». 2 часть – практическая тест     старшие воспитатели   педагог-психолог
Май 1 часть – теоретическая Тема: 1. «Адаптация в детском саду» 2. «Игры и игрушки» 2 часть - практическая     педагог-психолог старшие воспитатели

Заключение

Опыт работы школы для родителей «Кроха» показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в вопросах воспитания детей и организации активного досуга в условиях семьи.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы и детского сада в целом, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают совместные мероприятия, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности, повышена педагогическая культура родителей. Работа, по изучению, обобщению и распространению позитивного семейного опыта нашла поддержку и вызвала живой отклик среди родителей, помогла повысить их педагогический уровень в вопросах организации культурно-досуговой деятельности, умение видеть и анализировать положительные и отрицательные моменты в воспитании своих детей, отмечается возросшая активность матерей и отцов, других членов семьи в обсуждении педагогических вопросов, положительные сдвиги в семейном воспитании, общность интересов детей и родителей.

Совместные игры ребенка и родителей дали возможность увидеть проявление семейного партнерства, сплоченности и способности к адаптации членов семьи, способы преодоления внутрисемейных конфликтов. Они стали интересоваться проблемами организации новых форм семейного досуга, культуры поведения и приобщения детей к культурным и семейным ценностям - всего 60%, в сравнении с началом проводимой работы, когда результат составлял 30%.

Организация взаимодействия информационно-методического центра, дошкольных образовательных учреждений и семьи способствовала:

· созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;

· развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности;

· обобщению опыта семейного воспитания;

· установлению преемственных связей с выпускниками дошкольного центра и их родителями;

· создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых;

· родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров;

· повысилась культура досугового, межличностного взаимодействия детей в группе и семье;

· повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Все вместе мы делаем все возможное для того, чтобы жизнь детей в детском саду и семье была счастливой, а дом, где мы встречаемся – открытым, радостным, светлым и тёплым.

В перспективе работы Сетевого проекта:

· привлечение средств массовой информации к освещению в прессе вопросов организации культурно-досуговой деятельности;

· разработка рекламных буклетов учреждения по культурно-досуговой деятельности, к обобщению опыта семейного воспитания;

· распространение опыта работы среди дошкольных учреждений города;

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова // [Текст] / Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. – с. 23-35.

Варюхина, С.И. Истоки доброты / С. И. Варюхина. [Текст] / – Минск.: 1987.

Гребенников, И.В. Воспитательный климат семьи / И.В. Гребенников. – [Текст] / М.: 1975.

Детский сад и семья / Подгот. Т.А. Марковой, В.Р. Ничаевой, Л.В. Загиг, В.М. Ивановой [и др.]; под ред. Т.А.Марковой. [Текст] / – М.: Просвещение, 1981.

Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. [Текст] / – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.-224 с.

Захаров, А.И. Как преодолеть страхи у детей / А.И. Захаров. [Текст] / – М.: Педагогика, 1986.- 112 с.

Ильин, И.А. Душа ребенка / И.А. Ильин // Очаг. [Текст] / – 1993. - № 9.

Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.- 3-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», [Текст] / 2001.- 416 с.

Казин, Э.М. Адаптация и здоровье. Теоретические и прикладные аспекты: коллективная монография / Э. М. Казин [и др.]; отв. ред. Э. М. Казин. – Кемерово: [Текст] / Изд-во КРПИКиПРО, 2008. – 299 с.

Касаткина, Н. Э. Мониторинг изучения семьи в условиях Кузбасса / Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева // Образование. Личность. Здоровье: коллективная монография. – [Текст] / Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 1996. – С. 65-73.

Коваленко, Н. В. Школа здоровья и развития: монография / Н. В. Коваленко. - Новокузнецк: [Текст] / МОУ ДПО ИПК, 2007. - 243 с.

Коменский, Я.А. Материнская школа // Мчелидзе, Н.Б. [ и др.]; История дошкольной зарубежной педагогики. Хрестоматия, [Текст] / - М.: Просвещение, 1974.

Лешли, Д. Работа с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы / Д.Лешли. [Текст] / – М.: Просвещение, 1968.

Макаренко, А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. [Текст] / – М.: Просвещение, 1968.

Маркова, Т.А. Воспитание дошкольников в семье / Т.А. Маркова. [Текст] / – М.: 1979.

Махов, Ф.С. Кого мы растим: Беседы о материнском и отцовском воспитании / Ф.С. Махов. [Текст] / - М.: Профиздат, 1989.

Мухина, В. Возрастная психология / В. Мухина. [Текст] / – М.: 1998.

Новиков, Н.И. Из трактата «О воспитании и наставлении детей» // Умом и сердцем / Н.И. Новиков. [Текст] / – М.: 1989.

Оклендер, В. Окна в мир ребенка / В. Оклендер.- [Текст] / М.: 1997.

Розанов, В.В. Сумерки просвещения / В.В. Розанов.- [Текст] / М.: 1990.

Скинер, Р. Семья и как в ней уцелеть / Р. Скинер, Д. Клиз. – [Текст] / М.: 1995.

Спок, Б. Разговор с матерью: Кн. О воспитании. Пер. с англ. / Б. Спок. – [Текст] / М.: Политиздат. 1991.

Усова, А. Обучение в детском саду / А. Усова.- [Текст] / М.: 1970.

Фолкен, Ч.Т. Психология – это просто / Ч.Т. Фолкин. – [Текст] / М.: Агенство «ФАНР», 1998.

Этика и психология семейной жизни: Проб. Пособие для учителя / И.В. Гребенников, И.В. Дубровина, Г.А. Разумихина [и др.]; под ред. И.В. Гребенникова. – [Текст] / М.: Просвещение, 1984. – 256 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

План работы с родителями

Циклограмма

Форма работы Тема Группы Сроки
Работа с детьми Оформление информационного центра: «Растишка» Все группы Раз в квартал
Посещение плавательного бассейна во Дворце спорта Старшая, подготовит. Осень-весна
Участие в соревнованиях: «Папа, мама, я – спортивная семья» Подготовит. Городское мероприятие
Физкультурные досуги Все группы 1 раз в квартал
Работа спортивного клуба «Баскетбол» Средняя 1 раз в неделю

Приложение 3

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цель: Изучить характер семейных взаимоотношений на развитие ребенка

Задачи: 1. Формирование у родителей потребности в педагогических

знаниях, желания использовать эти знания при воспитании детей.

2. Более глубокое изучение детей.

3. Способствовать повышению сотрудничества детского сада и

родителей.

 

Форма работы Тема Группы Сроки
1.Написание сочинений Мой ребенок и его индивидуальные особенности. Все возрастные группы Декабрь  
Как бы я хотел сотрудничать с детским садом Все возрастные группы Февраль  
2. Работа почты доверия Справочное бюро, ответы на вопросы родителей   В течении учебного года
3. Анкетирование родителей 1. Хороший ли вы отец? 2. Какие вы родители? 3. Исследование родительских установок. 4. Социально-демографическая анкета 5. Анкета для выявления педагогической культуры родителей. 6. Изучение социальных и образовательных запросов родителей.   В течении учебного года
4. Выпуск информационных листов 1. Роль семьи в жизни ребенка. 2. Искусство любить детей. 3. Ваш ребенок левша. 4. Подкуп и обещания. 5. Развод: трагедия и надежда. 6. Не говорите с горяча. Все возрастные группы В течении учебного года
5. Обмен записками (дневник для родителей) Серия игр на развитие познавательных психических процессов, игры на формирование личности ребенка. Все возрастные группы В течении учебного года
6. Оформление фотовыставок 1. Мир глазами ребенка. 2. Пусть всегда буду я. 3. Мама, папа, я – наша крепкая семья.   Декабрь Март Май  

 

Приложение 4

План работы с педагогами по взаимодействию с семьей (старшие воспитатели)

Цель: вооружение педагогов практическими навыками в работе с родителями.

месяц наименование ответственный
Учебный год 1. Пополнить методической литературой «Уголок молодого специалиста» по разделу «Работа с родителями» Соц. педагог
Октябрь 2. Организовать редакционно-издательскую группу по просветительской работе с родителями через выпуск журнала «Василек». Зам.заведующей
Октябрь   3. Принять участие в областном конкурсе «Детский сад года» с обобщением опыта работы ДОУ с семьей. Заведующая, Зам.заведующей
Учебный год 4. Изучение опыта работы ДОУ г. Прокопьевска Психолог
Ноябрь-декабрь 5. Разработка рекомендаций по работе с семьей в условиях ДОУ (Коррекция семейных отношений по межличностному общению «Родители - детский сад) Зам.заведующей
Методическая работа
Март 1. Педсовет «Семья третьего тысячелетия» (создание новых условий для образования и развития, где главным будет взаимодействие воспитателей с родителями) Зам.заведующей
Ноябрь 2. Консультация «Современные родители, кто они» (о повышении правовой культуры семьи) Воспитатели
Декабрь 3. Конкурс «Оформление информационных стендов для родителей «Защита прав ребенка» Воспитатели
Сентябрь-октябрь 4. Изучение семьи «Семейный микроклимат и его влияние на ребенка» Психолог
Март 5. Изучение детей «Комфортность ребенка в семье» Зам.заведующей
Сентябрь 6. Экспресс – опрос педагогов по выявлению затруднений в работе с семьей. Психолог, Зам.заведующей
Октябрь 7. Творческая группа «Обобщение опыта работы с родителями» Творческая группа
Ноябрь 8. Контроль оперативный: «Роль родителей в педагогическом процессе» Зам.заведующей  
Самообразование
  1. «Нетрадиционные формы работы с семьей» Янина Н. В.
  2. «Вовлечение родителей в педагогический процесс» Школа Л. Р.

 

 

Приложение 5

План работы с родителями медицинской сестры

Цель: Добиваться качества оздоровительных мероприятий.

Задачи: 1. Снижение простудных заболеваний среди детей.

2. Профилактическая работа по снижению

травматизма среди детей.

Дата Наименование Место проведения
Октябрь     Декабрь   Февраль   Май 1. Общее родительское собрание «Состояние заболеваемости детей детского сада за отчетный период». 2. Родительское собрание «Новые методы профилактики простудных заболеваний». 3. Беседа «Организация питания детей раннего возраста». 4. Общее родительское собрание «Профилактика кишечных заболеваний». Все группы     2 мл. гр.   1 мл. гр.   Все группы
Санбюллетни
Октябрь Январь Март Февраль Май Апрель 1. «Что такое псевдотуберкулез». 2. «Витамины в питании детей». 3. «Профилактика ЛОР заболеваний». 4. «Профилактика гриппа». 5. «Профилактика сальмонеллеза». 6. «Профилактика отравлений»  
Беседы с родителями
Ноябрь Декабрь Март 1. «О наркомании». 2. «Поговорим о закаливании». 3. «Профилактика осанки» Подготовит. гр. Мл. возраст Ст. возраст
Деловая игра  
Январь «Помоги себе сам» (точечный массаж) Все группы
Диагностика
Декабрь «Состояние здоровья моего ребенка» Все группы
Клуб
С октября Работа клуба для молодых родителей Мл. возраст

 

 

Приложение 6

План работы педагога – психолога

С родителями

Форма работы Тема Группа Срок
1. Анкетирование родителей     2. Консультации     3. Лекторий     4. Сообщение (выступление на родительском собрании)   5. Дискуссии (выступление на родительском собрании)     6. Функционирование библиотеки для родителей «Я и мой ребенок».   «Выявление основных показателей готовности к школе».   «Перед школьным порогом».   «Нежелание идти в школу».   «Психологическая готовность к школе».   «Упрямство и капризы».   «Подвижный ребенок».   «Агрессия и жестокость детей».   «Возрастные особенности детей 3-4 лет».   «Речь и общение».   «Как поступил бы я».   «Что вы считаете наиболее значимым для своего ребенка?».   По запросам родителей Яс. и 1 мл. гр.   Ст. и подгот. гр.   Ст. и подгот. Гр     Все возрастные группы   2 мл. гр.     Ср. гр.   2 мл. гр.   Ср. гр. Сентябрь   Сентябрь   Декабрь   Апрель   Май     Январь   Декабрь   Март     Октябрь     Ноябрь   Октябрь   Февраль   В течение года  

Приложение 7

Беседа

Педагога-психолога

Итак, что такое адаптация? Как вы думаете, уважаемые родители?

Адаптация – это приспособление, или иными словами способность организма приспособляться к различным условиям внешней среды.

Нас, на данный момент интересует именно адаптация ребенка к детскому саду. Отрыв от семьи, помещение в изолированную детскую среду с чужим взрослым, в совершенно незнакомой обстановке, оказывается для ребёнка неблагоприятной ситуацией.

И как же действовать мамам, папам, чтобы помочь ребенку приспособиться к новым условиям, выработать позитивное отношение к садику, сохранить его здоровье, стать успешным и счастливым ребенком в своей дошколь­ной жизни?

Поверьте, редко можно встретить родителей, которые с приближением того момента, когда их ребенок должен пойти в ясли или детский сад, не испытывают тревоги. И Вы задаетесь вопросами: «Как примут малыша? Какие отношения сложатся у него с воспитательницей? Не будет ли он часто болеть?» Больше всего волнений связано с тем, насколько быстро ребенок привыкнет, адаптируется к новой обстановке. Эти тревоги имеют под собой реальные основания, поскольку известно, что



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.166.224 (0.015 с.)