Новый таможенный кодекс — это документ XXI В. Он подготовлен на основе изучения и обобщения международного опыта таможенной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новый таможенный кодекс — это документ XXI В. Он подготовлен на основе изучения и обобщения международного опыта таможенной




504 История таможенного дела и таможенной политики России

деятельности, соответствует нормам таможенного законодательства, которыми руководствуются Всемирная таможенная организация и Все­мирная торговая организация, и отечественного законодательства, ре­гулирующего развитие экономики, предпринимательства в сфере тор­говли, транспорта, таможенной инфраструктуры.

В частности, кодекс подготовлен в соответствии с общепринятыми меж­дународными нормами и, прежде всего, с Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур, принятой в июне 1999 г.

Нормы нового Таможенного кодекса открывают широкие возможнос­ти для активизации внешней торговли в России, для участия таможенной службы в осуществлении экономических реформ в стране и решения со­циальных вопросов, для создания условий вступления России во Всемир­ную торговую организацию, для развития взаимного товарооборота со странами Европейского союза. Положения статей кодекса способствуют ускорению интеграционных процессов, повышению конкурентоспособнос­ти, ускорению гармонизации.

Хотя Таможенный кодекс не затрагивает вопросов Таможенного сою­за России и других стран, так как подобные вопросы относятся к уровню международных договоров, следует отметить, что для России пространст­во СНГ не безразлично. Важную роль сыграл в свое время принятый все­ми документ «Основы таможенного законодательства». Направленность на совершенствование таможенного законодательства на базе Таможенно­го кодекса остается актуальной и сегодня, что отвечает общей заинтересо­ванности в экономическом прогрессе всех стран СНГ.

Основные положения кодекса направлены на поддержание законности внешнеэкономической деятельности и отличаются многовариантностью применения всей системы таможенных мер, обеспечивающих таможенно-тарифную защиту участников внешней торговли и облегчение процедур таможенного оформления и контроля.

Положения Таможенного кодекса Российской Федерации позволя­ют разработать единые подходы к мероприятиям по углублению интег­рационных процессов в сфере таможенного дела, формированию еди­ной таможенной территории, общей системы таможенного регулирова­ния, унификации таможенных законодательств и таможенного контро­ля, введению единых таможенных режимов, по борьбе с контрабандой, таможенными правонарушениями и обустройству таможенных и госу­дарственных границ в рамках государств — участников ЕврАзЭС.

Выход в свет Таможенного кодекса Российской Федерации и заверше­ние разработки таможенных законодательств в других государствах Со­общества открывают широкие возможности при подготовке принципиаль­но нового коллективного таможенного документа, который станет прооб-


Раздел XV. Стра тегические на правления деятельности... 505

разом единого Таможенного кодекса ЕврАзЭС и будет способствовать бо­лее тесной интеграции его членов.

В кодексе уточнены цели, принципы и стратегия экономической инте­грации государств в современных условиях, что придаст новый импульс сотрудничеству предпринимательских структур и власти и позволит в дальнейшем оптимально использовать ресурсы и потенциал каждого госу­дарства Сообщества.

Решение поставленных задач тесно связано с намерением Российской Федерации вступить в ВТО. Это требует согласованных и максимально сближенных по основным параметрам позиций государств — членов ЕврАзЭС, а также учета временного фактора, который является опреде­ляющим. В соответствии с новым Таможенным кодексом Российской Фе­дерации создание региональных блоков (таможенных союзов, зон свобод­ной торговли) не может служить препятствием для вступления во Всемир­ную торговую организацию. Первым этапом вступления в ВТО является создание Единого экономического пространства (ЕЭП), вторым — вступ­ление в Общеевропейское экономическое пространство (ОЕЭП). Тамо­женное законодательство Российской Федерации открывает широкие воз­можности по устранению барьеров, пошлин, квот, ограничений и способ­ствует гармонизации всего процесса экономического регулирования.

Принятие Таможенного кодекса — это не просто замена одного зако­нодательного документа по таможенному регулированию другим. Это прежде всего кропотливая работа по включению в кодекс новых глав и разделов с подробным и обстоятельным разъяснением правовых норм, уп­рощение и облегчение таможенных процедур, осуществляемых при пере­мещении товаров.

В разделах, главах и статьях нового Таможенного кодекса основатель­но и детально изложены положения, регулирующие таможенные процес­сы от ввоза товаров и до завершения его реализации. Особенностями вновь введенных правовых норм являются открытость и равное отноше­ние ко всем участникам внешнеэкономической деятельности, направлен­ность на взаимопонимание между таможней и предпринимателями, реали­зация общих интересов в сфере таможенного контроля. Таможенные пра­вила обеспечивают выполнение функций таможен на национальном, реги­ональном и международном уровнях.

Таможенный кодекс — это государственный акт, позволяющий упро­стить и унифицировать таможенные процедуры, документ, создающий надежную правовую основу российской таможенной службы. Таможен­ный кодекс подготовлен на фундаментальной методологической основе, с использованием положений 16 международных конвенций и более 50 раз­личных рекомендаций. Хотя конвенции носят рекомендательный харак-


506 История таможенно го дела и там оженно й политики России

тер, они содержат множество важных принципов и норм, определяющих роль таможенной службы в международных торговых отношениях.

Таможенные формальности, изложенные в кодексе, значительно уп­рощаются. Это связано с тем, что нормы кодекса терминологически максимально приближены к положениям Киотской конвенции и евро­пейского законодательства. Таможенным кодексом предусмотрено пред­варительное декларирование, т. е. оформление документов на груз, который еще в пути, в том числе не ввезен на таможенную территорию Российской Федерации; проведение основных проверочных мероприятий после передачи товаров импортерам; всестороннее информационное обес­печение.

Таможенный кодекс имеет четкую структуру: состоит из разделов, глав и статей, логически взаимосвязанных между собой.

Первый раздел кодекса назван «Общие положения». В главе первой представлены «Основные положения», некоторые из них требуют более подробного изложения для уяснения методологии таможенного регулиро­вания и таможенного дела в Российской Федерации.

Таможенное регулирование в соответствии с Конституцией Россий­ской Федерации находится в ведении государства и заключается в ус­тановлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализу­ют право на перемещение товаров и транспортных средств через тамо­женную границу Российской Федерации (ст. 1). В статье уточняется, что таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможен­ным законодательством Российской Федерации о государственном регу­лировании внешнеторговой деятельности.

По-новому, в сравнении с Таможенным кодексом 1993 г., дается опре­деление таможенного дела. «Таможенное дело представляет собой сово­купность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государст­венном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с пере­мещением товаров и транспортных средств через таможенную границу»-.

В соответствии с законодательством Российской Федерации общее ру­ководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации. Решение задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации обеспечи­вает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в обла­сти таможенного дела.

Обстоятельно освещены вопросы о таможенной территории Россий­ской Федерации и о таможенной границе. В статье 2 закреплено положе-


Раздел XV. Стратегические направления деятельности. ■■ ^___ 507

ние о том, что территория Российской Федерации составляет единую та­моженную территорию. В статье изложены правовые положения об осо­бых экономических зонах, которые являются частью территории Россий­ской Федерации. Отмечается, что товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются вне территории и вне юрис­дикции Российской Федерации.

Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также пределы территорий указанных выше экономических зон являются тамо­женной границей. Таможенная граница совпадает с государственной гра­ницей, за исключением пределов территорий, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 2, где говорится, что «Таможенная территория Российской Феде­рации также включает в себя находящиеся в исключительной экономиче­ской зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществ­ляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Феде­рации. На территории Российской Федерации могут находиться создава­емые в соответствии с федеральным законом особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации. То­вары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматри­ваются как находящиеся вне таможенной территории РФ для целей при­менения таможенных Iпошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельно­сти, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и ины­ми федеральными законами»1.

Таможенное законодательство Российской Федерации — это Таможен­ный кодекс и принятые федеральные законы. Действие актов таможенно­го законодательства, указов Президента Российской Федерации, поста­новлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и иных правовых актов Российской Федерации определяется в пунктах 2, 3, 4 статьи 4.

Правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполно­моченного в области таможенного дела, рассматриваются в статье 5.

Определяющее значение имеет статья 6, в которой закреплены требо­вания к актам таможенного законодательства, иным правовым актам Рос­сийской Федерации, правовым актам федерального органа исполнитель­ной власти, уполномоченного в области таможенного дела. Статья требу­ет, чтобы положения правовых актов федерального органа исполнитель­ной власти, уполномоченного в области таможенного дела, не противоре­чили положениям актов таможенного законодательства и иным правовым

1 Таможенный кодекс Российской Федерации. М., 2003. С. 3, 4.


508 История таможенного дела и таможенной политики России


Раздел XV. Стратегические направления деятельности... 509


 


актам Российской Федерации и не устанавливали требования, запреты и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства и иными правовыми актами Российской Федерации. В статье указано, в каких случаях основные положения в области таможенного дела призна­ются не соответствующими Таможенному кодексу.

Статья 90 Конституции Российской Федерации определяет, что право­вые акты, изданные Президентом Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным зако­нам. Хотя акты Президента носят подзаконный характер, конституцион­ная формулировка позволяет истолковывать правотворческую деятель­ность в широком смысле. Вступление в силу правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуще­ствляется в соответствии с Федеральным конституционньгм законом «О Правительстве Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступ­ления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных ор­ганов исполнительной власти».

О порядке применения мер таможенно-тарифного регулирования за­претов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторго­вой деятельности, а также актами законодательства Российской Федера­ции о налогах и сборах в таможенном деле, говорится в статье 7.

Составной частью правовой системы Российской Федерации, согласно статье 8, являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Это положе­ние закреплено в Конституции Российской Федерации. Если международ­ным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим кодексом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Таким образом-, в главе 1 изложены основные понятия, используемые в кодексе. Их число значительно увеличилось в сравнении с Таможенным кодексом 1993 г.

Широкий круг вопросов охватывает глава 2 «Основные принципы пе­ремещения товаров и транспортных средств через таможенную границу». В ней отмечается, что перемещение товаров (в том числе валюты и валют­ных ценностей) и транспортных средств осуществляется в порядке, уста­новленном кодексом, и регулируется законодательством Российской Фе­дерации о валютном регулировании и валютном контроле.

В главе 3 подробно освещается деятельность юридических лиц в каче­стве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хране-


ния, таможенных складов и таможенных брокеров (представителей) в об­ласти таможенного дела.

В статьях 387—425 главы 4 основное внимание уделено информирова­нию и консультированию. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и иные таможенные орга­ны обеспечивают свободный бесплатный доступ, в том числе с использо­ванием информационных технологий, к информации о действующих пра­вовых актах в области таможенного дела. В главе отражены положения статьи X ГАТТ. Кроме этого, таможенные органы консультируют заинте­ресованных лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входя­щим в их компетенцию. Это входит в круг обязанностей таможенных ор­ганов. В случае, если участник внешнеэкономической деятельности из-за незнания или недостаточного разъяснения таможенных правил таможен­ным органом допустил нарушение, он освобождается от ответственности за данное нарушение таможенных правил. Если запрашиваемая информа­ция была предоставлена несвоевременно или в недостоверном виде, что привело к убыткам лица, обратившегося за консультацией, возмещение убытков осуществляется государством в порядке, предусмотренном зако­нодательством Российской Федерации.

На основании положений главы 5 таможенная статистика внешней торговли. Российской Федерации ведется в соответствии с кодексом и ме­тодологией, обеспечивающей сопоставимость данных о взаимной торговле между Российской Федерацией и ее внешними торговыми партнерами.

Обстоятельно изложена глава 6 «Страна происхождения товаров. То­варная номенклатура внешнеэкономической деятельности». Положения этой статьи, как известно, содержатся в Законе Российской Федерации «О таможенном тарифе». В новой редакции Таможенного кодекса указан­ные нормы приведены в соответствие с Соглашением ВТО по правилам определения страны происхождения товаров.

В кодексе закреплено положение о том, что любое лицо вправе обжа­ловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интере­сы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.

В главе 7 «Обжалование решений, действий (бездействий) таможен­ных органов и их должностных лиц» в статьях 45 — 57 изложены право­вые нормы, регулирующие обжалование решений, действий (бездейст­вий) таможенных органов и их должностных лиц. В указанных статьях регламентируется порядок обжалования, порядок подачи жалобы на ре­шение, сроки подачи, форма и содержание жалобы.



История таможенного дела и таможенной политики России


Раздел XV. Стратегические направления деятельности...



 


Второй раздел посвящен таможенным процедурам. Он состоит из трех подразделов: «Таможенное оформление», «Таможенные режимы», «Спе­циальные таможенные процедуры».

В первом подразделе рассматриваются основные положения, относя­щиеся к таможенному оформлению: порядок производства таможенного оформления; начало и завершение таможенного оформления; разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций; место и время производства таможенного оформления товаров; документы и сведения, необходимые для таможенного оформления; язык, на котором произво­дится таможенное оформление; таможенное оформление и контроль иных государственных органов; первоочередной порядок таможенного оформ­ления; специальные упрощенные процедуры таможенного оформления.

Десять статей (с 69-й по 78-ю) освещают порядок прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации. В них подробно раскры­вается механизм перемещения товаров, начиная с оформления документов в пунктах пропуска при международной перевозке автомобильным, мор­ским, воздушным и железнодорожным транспортом. Значительное внима­ние уделено вопросам внутреннего таможенного транзита. В статье 79 да­ется определение внутреннего таможенного транзита — это «таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, на­логов и применения запретов и ограничений экономического характера, ус­тановленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

Далее приводятся положения о процедуре выдачи разрешения на вну­тренний таможенный транзит, определяется содержание транзитной дек­ларации, срок действия внутреннего таможенного тарифа, идентифика­ции товаров и документов, даются нормы о порядке оборудования транс­портных средств, контейнеров и съемных кузовов при перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями, раскрывается порядок определе­ния места доставки товаров при внутреннем таможенном транзите.

Ряд статей посвящен соблюдению положений таможенного законода­тельства Российской Федерации при внутреннем таможенном транзите, таможенному сопровождению, обязанностям перевозчика и мерам его от­ветственности при аварии, действии непреодолимой силы или иных обсто­ятельств. Обстоятельно изложена статья 92 «Завершение внутреннего та­моженного транзита товаров».

В следующих главах кодекса говорится о статусе и обязанностях тамо­женного перевозчика, временном хранении товаров, об убытии товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Подробно, на основе прошлого опыта и с учетом современных требова­ний представлены положения о декларировании товаров (гл. 14), в част-


ности, о видах таможенной декларации, об особенностях российских това­ров при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации и др.

Статьи 139 —148 главы 15 посвящены таможенному брокеру (предста­вителю). Статья 139 гласит: «Таможенным брокером (представителем) может быть юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных броке­ров (представителей). Казенное предприятие не может быть таможенным брокером». В указанных статьях содержатся сведения об условиях вклю­чения в Реестр таможенных брокеров, об их правах и обязанностях, по­рядке отзыва свидетельств о включении в Реестр таможенных брокеров, квалификационных требованиях, предъявляемых к брокеру. В кодексе обстоятельно изложен порядок выпуска товаров: основания для выпуска товаров, особенности выпуска товаров до подачи таможенной декларации, условный выпуск и другие процедурные вопросы.

Во втором подразделе, в статьях со 155-й по 317-ю, рассмотрены та­моженные режимы.

По своему содержанию положения о таможенных режимах, закреплен­ные в кодексе, близки к нормам таможенного законодательства Европей­ского экономического сообщества, но с учетом особенностей регулирова­ния внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.

В целях таможенного регулирования устанавливаются следующие ви­ды таможенных режимов:

I Основные таможенные режимы: выпуск для внутреннего потребле­ния; экспорт; международный таможенный транзит.

2. Экономические таможенные режимы: переработка на таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; переработка вне таможенной территории; свободные таможенные зоны (свободный склад).

3. Завершающие таможенные режимы: реимпорт; реэкспорт; уничто­жение; отказ в пользу государства.

4. Специальные таможенные режимы: временный вывоз; беспошлин­ная торговля; перемещение припасов; иные специальные таможенные режимы.

Таможенным режимам посвящена одна треть объема Таможенного ко­декса. В подразделе встречаются новые нормы, соответствующие требова­ниям ВТО. В частности, об общем режиме наиболее благоприятствуемой нации, о свободе транзита, оценке товаров для таможенных целей, о сбо­рах и формальностях, связанных с ввозом и вывозом, о публикации и применении правил торговли и др.

Комплекс статей о таможенных режимах дополняют статьи о соблюде­нии запретов и ограничительных мер, о требованиях, предъявляемых к документам и сведениям, подтверждающим соблюдение таможенных ре­жимов, гарантиях таможенного режима и др.



История таможенного дела и таможенной политики России


Раздел XV. Стратегические направления деятельности... 513


 


Подраздел третий содержит сведения о таможенных процедурах: пере­мещении транспортных средств, товаров в международных почтовых от­правлениях. Международные почтовые отправления в соответствии со статьей 291 могут пересылаться за пределы таможенной территории Рос­сийской Федерации, поступать на таможенную территорию Российской Федерации либо следовать транзитом через эту территорию.

Ряд статей главы 25 посвящены перемещению товаров отдельными ка­тегориями иностранных лиц: дипломатическими представительствами, главой дипломатического представительства, членами административно-технического персонала; порядку распространения таможенных льгот, предоставляемых членам дипломатического персонала; перемещению то­варов консульскими учреждениями иностранных государств и членами их персонала и др.

Глава 26 Таможенного кодекса содержит правовые нормы о перемеще­нии товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, порядке их декларирования, о применении к ним ставок таможенных по­шлин, налогов и порядке их уплаты, о применении запретов, ограниче­ний, установленных в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В третьем разделе кодекса уточнены ранее сформулированные поло­жения о таможенных платежах. В статьеI 318 говорится, что к таможен­ным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

5) таможенные сборы.

Статьей предусмотрен порядок, согласно которому таможенные плате­жи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По правилам, предусмотренным настоящим кодексом, взимаются спе­циальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливае­мые в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуще­ствлении внешней торговли.

В статье 319 закреплены обязанности участников внешнеэкономической деятельности по уплате таможенных пошлин, налогов при перемещении товаров через таможенную границу в двух случаях: при ввозе товаров — с момента пересечения таможенной границы, при вывозе товаров — с мо­мента подачи таможенной декларации или совершения действий, непо-


средственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации. Таможенные пошлины и налоги не уплачивают­ся в случае, если в соответствии с законодательством Российской Феде­рации и кодексом товары не облагаются таможенными пошлинами, нало­гами, а также когда в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов «в период дейст­вия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое же освобождение».

. Правовые нормы о таможенной стоимости товаров, изложенные в ста­тье 323 Таможенного кодекса, приведены в соответствие с требованиями статьи VII ГАТТ и Соглашения о ее применении.

Новый Таможенный кодекс предоставляет широкие возможности декларанту для доказательства его прав. Но в случае, если сведения ока­жутся недостоверными, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров. В статье 323 сказано, что общая таможен­ная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в течение одной недели в адрес одного получателя, не должна превышать сумму, устанавливаемую соответствуюпщм документом.

Принципиально новым положением кодекса является введение нового вида обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов — договора страхования (ст. 347). Таможенные органы в целях обеспечения уплаты таможенных платежей принимают договоры страхования, которые заключены со страховой организацией, входящей в Реестр страховых ор­ганизаций.

В главе 32 «Взимание таможенных платежей» содержатся общие пра­вила принудительного взыскания пошлин, налогов в случае их неуплаты или неполной уплаты в установленные сроки. В этом случае таможенные органы взыскивают таможенные пошлины принудительно. В статьях ука­занной главы содержатся положения: о порядке выплаты пени, о требо­вании уплаты таможенных платежей, взыскании таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (бесспорное взыскание), взыскании таможенных пошлин, налогов за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплаче­ны, взыскании таможенных платежей за счет иного имущества платель­щика, обязанностях банка и иных кредитных организаций по исполнению решений таможенного органа о взыскании таможенных платежей.

Положения о возврате таможенных пошлин, налогов и иных денеж­ных средств включены в главу 33. В статьях этой главы сказано о возвра­те излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов; определены иные случаи возврата таможенных пошлин, налогов.

Таможенному контролю посвящены главы 34—37 четвертого раздела, в которых изложены общие положения, относящиеся к таможенному


^^в-


514 _____________ История таможенного дела и таможенной политики России


Раздел XV. Стратегические направления деятельности...



 


контролю; формы и порядок прохождения таможенного контроля; осуще­ствление экспертизы и исследования при проведении таможенного контро­ля; дополнительные положения, относящиеся к таможенному контролю.

Правовые нормы о защите интеллектуальной собственности и особен­ностях таможенного оформления и таможенного контроля изложены в Та­моженном кодексе в главе 38. Ее содержание основано на Соглашении ВТО о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Наряду с таможенными мерами защиты объектов интеллекту­альной собственности предусматривается также механизм недопущения и злоупотребления правами и возмещения убытков участвующим в переме­щении товаров, получателям и их владельцам.

Пятый раздел — «Таможенные органы» — отличается новизной, пол­нотой, системностью и комплексным построением глав, параграфов и ста­тей. В статье 401 дается определение таможенных органов и их места в системе государственных органов Российской Федерации.

Таможенные органы составляют единую федеральную централизован­
ную систему. Другие органы государственных субъектов Российской Фе­
дерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не
могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществле­
нии ими своих функций. "Ц»
.. К таможенным органам относятся (ст. 402):

«1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в об­ласти таможенного дела;

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты».

Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных уп­равлений, таможен и таможенных постов осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Региональные таможенные управления, таможни и таможенные по­сты действуют на основании положений, утверждаемых федеральным ор­ганом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.

В систем^' таможенных органов также входят не являющиеся право­охранительными органами учреждения, которые создаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, для обеспечения деятельности таможенных органов.

В статье 403 излагаются функции таможенных органов. Таможенные органы выполняют следующие основные функции:

«1) осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через тамо­женную границу;


 

2) взимают таможенные платежи, налоги, антидемпинговые, специаль­ные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

3) обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транс­портных средств через таможенную границу;

4) обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законо­дательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

5) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллек­туальной собственности;

6) ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, админист­ративными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают не­законный оборот через таможенную границу наркотических средств, ору­жия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, редких видов жи­вотных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федера­ции в деятельность международной гражданской авиации;

 

7) осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств че­рез государственную границу, в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле;

8) ведут таможенную статистику внешней торговли;

9) обеспечивают выполнение международных обязательств Россий­
ской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют
сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иност­
ранных государств, международными организациями, занимающимися
вопросами таможенного дела;

10) осуществляют информирование и консультирование в области та­моженного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

11) проводят научно-исследовательские работы в области таможенно­го дела».

Положения о «Флаге, вымпеле и эмблеме таможенных органов» со­держатся в статьях пятого раздела, там же говорится о месте нахождения таможенных органов, о местах совершения таможенных операций тамо­женными организациями, об определении времени работы таможенных органов.



История таможенного дела и таможенной политики России


Ре13дел_Ху_.__Ст^а.тегические направления деятельности,



 


Во втором параграфе главы 39 определены обязанности, правомочия и ответственность таможенных органов. Таможенные органы для выполне­ния возложенных на них функций обладают правомочиями:

«— принимать меры, предусмотренные настоящим Кодексом, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Фе­дерации;

— требовать документы, сведения, представление которых предусмот­рено в соответствии с настоящим Кодексом;

— проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможен­ных операциях, документы, удостоверяющие их личность;

— требовать от физических и юридических лиц подтверждения полно­мочий на совершение определенных действий или осуществление опреде­ленной деятельности в области таможенного дела;

— осуществлять в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации оперативно-розыскную деятельность в ^целях выявления, преду­преждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неот­ложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголов­но-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливаю­щих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности;

— осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пре­делах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-про­цессуальным законодательством Российской Федерации;

— осуществлять производство по делам об административных право­нарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение админис­тративных правонарушений в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации об административных правонарушениях;

— использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства свя­зи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общест­венным объединениям (за исключением средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учрежде­ний иностранных государств, а также международных организаций), для предотвращения преступлений в сфере таможенного дела, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении. Имущественный вред, понесенный в таких случаях вла­дельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

— задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного ор­гана или в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, подозре­ваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих пре-


ступления или административные правонарушения в области таможенно­го дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.094 с.)