Опираясь на преемственность поколений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опираясь на преемственность поколений



Современный этап развития таможенной службы России — это исто­рическая реальность, результат усилий многих поколений таможенников, которые, находясь на службе государства Российского, обеспечивали за­щиту национальной экономики, вели борьбу с контрабандой и участвова­ли в росте доходов государства.

Опыт поколений таможенной службы, спрессованный историей, по­могает достигнуть стабильности настоящего и благополучного будуще­го. «Будущее — в настоящем, — писал А. Франс, — но будущее и в про­шлом. Это мы создаем его. Если оно плохо, в этом наша вина».

Высокой идеей, сплачивающей таможенников, являются традиции, преемственность поколений. Среди традиций, уходящих в глубь исто­рии, — участие государства и общественных объединений в заботе о ма­териальном положении таможенных служащих, оказание помощи нуж­дающимся, а также получившим увечье на службе и другие потери здоровья.

Важную роль в решении этих задач играли ветеранские объединения, пенсионные фонды и иные организации, которые начали создаваться в России в начале XIX' в. Эта работа не прекращалась в советский период и продолжается в таможенных органах Российской Федерации по сей день*.

Началом нового этапа стал май 1995 г. На собрании ветеранов тамо­женной службы был образован оргкомитет по созданию всероссийской ве­теранской общественной организации, который возглавил действительный государственный советник таможенной службы РФ Виталий Константино­вич Бояров, ранее руководитель Главного управления Государственного

1 Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 10 ию­ня 1993 г. № 223 был создан первый Совет ветеранов таможенной службы Российской Фе­дерации.


476 История таможенного дел а и т аможенно й по литики России

таможенного контроля СССР. Благодаря выдающимся организаторским способностям, энтузиазму, а главное, присущей ему энергии, пониманию важности стоящих перед ним задач и причастности к человеческим судь­бам, будучи государственником и заботливым руководителем, он сумел на­целить ветеранов-таможенников на создание ветеранской организации.

Решая эту задачу, инициативная группа учредителей исходила из то­го, что современная обстановка в России накладывает отпечаток на нравственность таможенников и многие негативные черты этой обста­новки способны привести людей к духовному оскудению, а поэтому безнравственно забывать и разбрасывать то, что связывает прошлое с настоящим и помогает смело идти в будущее, — таможенные традиции, носителями которых являются ветераны. Чтобы не оторваться от своих корней и духовного наследия, многолетнего опыта деятельности таможен­ной службы, необходимо опираться на носителей традиций, старшее по­коление таможенников.

Каждое новое поколение сотрудников таможенных органов восприни­мает опыт своих предшественников, ощущает свою причастность к тамо­женным традициям, которые ведут их к новым свершениям, помогают с честью оправдать клятву, данную в Таможенной присяге, и тем самым проявить чувство долга, высокой моральной ответственности перед госу­дарством, патриотизм и любовь к Отечеству.

Усилиями участников оргкомитета и при помощи со стороны руковод­ства ГТК России 18 октября" 1996 г. в Москве состоялась 1-я Учредитель­ная конференция союза ветеранов таможенной службы России. Одобрив предложения ветеранских организаций о создании союза ветеранов тамо­женной службы России, конференция утвердила Устав и Положение о контрольно-ревизионной комиссии ветеранской организации.

Председателем союза ветеранов таможенной службы России был из­бран В. К. Бояров.

В Уставе Общероссийской общественной организации «Всероссий­ский союз ветеранов таможенной службы»- говорится, что союз являет­ся добровольным объединением граждан, работавших и работающих в настоящее время в таможенных органах Российской Федерации.

Далее отмечается, что по своей организационно-правовой форме союз ветеранов является общественной организацией и действует в соответст­вии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» и иными актами законодательства Российской Федерации, осуществляет свою дея­тельность на всей территории Российской Федерации и может иметь свои структурные подразделения (отделения) на территориях всех субъектов Российской Федерации.

Целями деятельности союза ветеранов являются: обеспечение реализа­ции и защиты прав ветеранов таможенной службы. России, оказание им


Раздел Xrv. Реализация Федеральной целевой программы развития... 477

социальной и правовой помощи, проведение культурно-просветительной работы, патриотическое и гуманистическое воспитание сотрудников тамо­женных учреждений, возрождение и сохранение традиций российской та­моженной службы.

В уставе записано, что союз ветеранов является некоммерческой орга­низацией и не стремится к извлечению прибыли в качестве основной це­ли своей деятельности.

Деятельность союза основывается на принципах добровольности, равноправия, гласности, самоуправления и законности.

Для достижения своих целей и задач союз ветеранов обеспечивает в пределах своих возможностей оказание материальной и социальной помощи ветеранам таможенной службы; защищает их социально-эко­номические, трудовые, личные права и свободы, добивается и участвует в улучшении их материального благосостояния, жилищных условий, бытового, медицинского и других видов обслуживания; участ­вует в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных зако­нодательством Российской Федерации; представляет и защищает права, законные интересы своих участников, а также местного самоуправления и общественных объединений; вносит предложения в органы государст­венной власти по вопросам уставной деятельности; выступает с инициати­вами по различным вопросам общественной жизни; содействует утвержде­нию в таможенных органах высоких нравственных и духовных ценностей, возрождению, сохранению и обогащению традиций таможенной службы, привлекает ветеранов к участию в патриотическом воспитании молодых сотрудников, передаче им лучших традиций в труде и служении Отечест­ву; оказывает содействие руководителям таможенных органов в налажи­вании музейной работы, формировании и пополнении фондов музейных экспозиций, отражающих историю таможенной службы России, включая практику и методы борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил и другие сферы деятельности таможенных органов; участвует в работе по надлежащему содержанию захоронений таможенников, созда­нию музейных экспозиций, организации иных мероприятий, проводимых с целью увековечивания их трудовых подвигов; рекомендует своих пред­ставителей для участия в работе комиссий, создаваемых с целью изучения условий труда сотрудников таможенных органов, их материально-бытово­го и социального обеспечения, а также аттестационных комиссий; прово­дит конференции, совещания, собрания, семинары по обсуждению теоре­тических и методических проблем развития и применения таможенного законодательства России, этики взаимоотношений и культуры поведения должностных лиц таможенных органов России; вовлекает ветеранов тамо­женной службы в методическую, научно-исследовательскую и пропаган-


478 История таможенного дела и таможенной политики России


Раздел XIV. Реализация Федеральной целевой программы развития... 479


 


дистскую работу; организует проведение досуга ветеранов, создает и ко­ординирует работу клубов, секций по интересам, проводит вечера и дни отдыха ветеранов и участников их семей, спортивные и оздоровительные мероприятия; способствует привлечению неработающих ветеранов к по­сильному труду; ведет благотворительную работу; вносит предложения об оказании единовременной материальной помощи нуждающимся участни­кам союза ветеранов; сотрудничает с Всероссийской организацией ветера­нов войны и труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, иными общественными организациями; в установленном порядке участву­ет в международных связях с подобными (неправительственными неком­мерческими) зарубежными организациями, обеспечивает встречи с их представителями с целью обмена практическим опытом работы, изучения таможенного законодательства, заключает с ними соглашения; учреждает средства массовой информации, осуществляет издательскую деятель­ность, выступает в печати и в ведомственных периодических изданиях, по радио и телевидению по вопросам деятельности союза ветеранов; поощря­ет и награждает ветеранов и иных лиц за активное участие в работе сою­за ветеранов либо содействие его деятельности; осуществляет иную дея­тельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации1.

Новый подъем деятельности Всероссийского союза ветеранов начался в 1997 г. 27 января на заседании исполкома Всероссийского союза вете­ранов таможенной службы был рассмотрен вопрос о создании Всероссий­ского фонда социальной поддержки сотрудников и ветеранов таможенной службы.

В основу создания фонда были положены важные концептуальные по­ложения: «...позитивность и актуальность идеи социальной поддержки государственных служащих в условиях острого дефицита финансовых и материальных ресурсов, направленных государством на защиту со­циальных гарантий граждан; официальная государственная политика стимулирования благотворительных и иных общественно полезных ак­ций, проводимых за счет имущественного потенциала коммерческих структур»2.

Концепция создания фонда была одобрена участниками исполкома, которые поручили председателю Всероссийского союза ветеранов тамо­женной службы В, К. Боярову осуществлять функции координатора вы­полнения намеченного плана, привлечь для этого интеллектуальный и имущественный потенциал коммерческих фирм и организаций, возглавля­емых в настоящее время ветеранами таможенной службы.


Целью фонда, по решению исполкома, является формирование мате­риально-имущественной базы для обеспечения социальной поддержки со­трудников и ветеранов таможенной службы, а также членов их семей.

В сообщении исполкома, опубликованном в «Таможенном вестнике», говорилось: «Фонд, как некоммерческая организация, будет формировать свою материально-имущественную базу за счет предпринимательской де­ятельности, осуществляемой путем образования неформального холдинга с участием коммерческих предприятий и финансовых организаций из чис­ла его учредителей, внесших единовременные взносы до момента государ­ственной регистрации фонда.

Доходы фонда, получаемые от прибыли участников холдинга в виде его доли в их уставных капиталах, будут использоваться исключительно для реализации социальных программ»*.

Среди программ предусмотрено несколько направлений предпринима­тельской деятельности холдинга, в том числе участие в материально-тех­ническом и информационном обеспечении таможенных органов. С целью осуществления общественного надзора за деятельностью фонда был создан попечительский совет во главе с председателем ГТК России

A. С. Кругловым.

Первое собрание учредителей Всероссийского фонда социальной под­держки состоялось 6 мая 1997 г.2.

Программы, разработанные фондом, охватывают ряд направлений, в том числе участие в работе по реализации Федеральной целевой программы развития таможенной службы Российской Федерации на 1996—1997 гг. и на период до 2000 г., модернизацию Единой автоматизи­рованной информационной системы (ЕАИС), дальнейшее развитие око­лотаможенной инфраструктуры, в том числе создание на больших тамо­женных пунктах пропуска сети магазинов беспошлинной торговли, гости­ниц, банков, бензоколонок.

Основными целями фонда являются обеспечение за счет формирова­ния дополнительной имущественной базы социальных гарантий сотрудни­кам и ветеранам таможенной службы, разработка и реализация благотво­рительных региональных и общероссийских программ.

Создавая фонд, его учредители приняли устав организации и оговорили начальный капитал фонда — 1 млн долларов. Президентом фонда избран

B. К. Бояров, председателем попечительского совета — А. С. Круглов.
Очередным шагом на пути повышения эффективности деятельности

фонда явилось Соглашение между Государственным таможенным комите­том Российской Федерации и Фондом социальной поддержки сотрудни-


 


1 См.: Устав Общероссийской общественной организации «Всероссийский союз вете­
ранов таможенной службы». С. 2, 3.

2 Таможенный вестник. 1997. №1/1. С. 28.


1 Таможенный вестник. 1997. №1/1. С. 28.

2 См. там же. № 6. С. 28.


480 История таможенного делаи: таможенной политики России

ков и ветеранов таможенной службы о взаимном сотрудничестве в облас­ти таможенного права, подписанное 30 сентября 1998 г.

ГТК России признал актуальность создания при Фонде социальной поддержки сотрудников и ветеранов таможенной службы Центра инфор­мации и таможенно-правовых оценок и, учитывая полезность его деятель­ности для таможенной системы, оказывает содействие фонду в формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

В свою очередь, фонд обеспечивает деловое сотрудничество между центром и ГТК в области таможенного права. Центр информации и та­моженно-правовых оценок представляет в комитет или в другие тамо­женные органы заключения, сделанные центром, по обращениям участ­ников внешнеэкономической деятельности, если принятие окончательно­го решения по таким обращениям находится в компетенции таможенных органов; информирует комитет о выявившихся в процессе рассмотрения запросов участников внешнеэкономической деятельности возмояшых случаях нарушения законодательства со стороны таможенных органов и их должностных лиц и предлагает варианты разрешения таких ситуаций с целью недопущения судебных разбирательств; составляет проекты от­ветов комитета на запросы, жалобы либо Другие обращения участников внешнеэкономической деятельности в ГТК России; согласовывает с ко­митетом тематику симпозиумов и конференций, проводимых центром для деловых кругов, с целью пропаганды таможенного законодательст­ва и разъяснений его положений, а также продолжительность и время их проведения1.

В соответствии с соглашением комитет оказывает содействие фонду в работе Центра информации и таможенно-правовых оценок в формах, не запрещенных законодательством РФ. На основании заявок комитета фонд оказывает содействие комитету в разработке нормативных и анали­тических документов по наиболее сложным вопросам в области таможен­ного и смежных отраслей права.

Создание Центра информации и таможенно-правовых оценок (ЦИТ-ПО) рассматривалось как практическая реализация положений Таможен­ного кодекса РФ. Это нашло свое выражение в решении таких задач, как информирование и консультирование граждан-предпринимателей и юриди­ческих лиц — частников внешнеэкономической деятельности по вопросам таможенного дела на основании законодательных актов РФ и международ­ных договоров и соглашений. Важной стороной деятельности ЦИТПО яв­ляется правовая оценка документов и сведений, предоставляемых для по­лучения лицензий, дающих право на осуществление деятельности в качест-

1 См.: Соглашение «О взаимном сотрудничестве в области таможенного дела». 30 сен­тября 1998 г. С. 2.


Раздел XIV. Реализация Федеральной целевой программ ы разв ития... 481

ве таможенного брокера, таможенного перевозчика, на учреждение склада временного. хранения, таможенного (свободного) склада, на проведение операций по переброске товаров на таможенной территории, вне таможен­ной территории, под таможенным контролем, а также других документов и сведений, включая вопросы материально-технического обеспечения лицен­зируемой деятельности, а также внешнего аудита хозяйственно-финансовой деятельности заявителей, когда требуется независимая правовая оценка.

Соглашение предусматривало привлечение на договорной основе уче­ных и специалистов, включая и зарубежных, к решению проблем тамо­женной политики и таможенного дела.

В целях организации делового сотрудничества таможенных органов с ЦИТПО приказом ГТК России от 12 июля 1999 г. «О мерах по реализа­ции соглашения между ГТК России и Фондом социальной поддержки сотрудников и ветеранов таможенной службы (фонд СВТС) о сотрудни­честве в области таможенного дела» предлагалось: начальникам регио­нальных таможенных управлений, начальникам таможен, непосредствен­но подчиненным ГТК России, при обращении граждан — предпринимате­лей и юридических лиц за получением консультаций, а также с целью по­лучения лицензии по различным направлениям деятельности обращаться в ЦИТПО как независимую организацию, созданную для максимального удовлетворения информационных потребностей участников внешнеэконо­мической деятельности. Положительное экспертное заключение ЦИТПО, представляемое заявителем в таможенный орган для получения, продле­ния, возобновления, переоформления лицензий и иных разрешительных документов на осуществление деятельности в качестве таможенного бро­кера, владельца склада временного хранения, таможенного или свободно­го склада, таможенного перевозчика, а также на осуществление операций по переработке товаров на таможенной территории, вне таможенной тер­ритории, под таможенным контролем, носит для таможенного учреждения рекомендательный характер.

Начальникам региональных таможенных управлений, начальникам таможен центрального подчинения предлагалось оказывать помощь ЦИТ­ПО в создании пунктов консультирования участников внешнеэкономиче­ской деятельности по вопросам применения действующего законодатель­ства, подбора помещений, оснащения рабочих мест необходимой техни­кой, а также обеспечения помощи ЦИТПО в привлечении к работе на указанных пунктах высококвалифицированных специалистов таможен­ного дела — ветеранов таможенной службы. Такие предложения по. ока­занию помощи в работе ЦИТПО были изложены в приказе ГТК РФ для Российской таможенной академии.

Тесное взаимодействие Всероссийского союза ветеранов таможен­ной службы с Государственным таможенным комитетом Российской


 

Историятаможенногс^дела и таможенной политики России

Федерации приносит свои плоды. На практике реализуются преемствен­ность традиций, передача молодым таможенникам положительного опы­та, умения организации таможенного дела, формирование у них высоко­го профессионализма.

Невозможно переоценить роль таможенных традиций в воспитании высоких морально-нравственных качеств у личного состава таможен­ной службы России. Здесь уместно привести высказывание писателя О. Смирнова. В романе «Прощание», размышляя о традициях и пре­емственности поколений, он писал: «Как будет на земле... в мире, когда лет через двадцать, тридцать, сорок после победы один за другим умрут... участники нынешней войны, солдаты и партизаны... от старости, ран и болезней?

Что будет с народной памятью? Кто сохранит память очевидцев и уча­стников войны? В жизнь идут новые поколения. Сохранят ли они народ­ную память об этом времени, равного которому, по-видимому, нет в исто­рии? Или память будет тускнеть? Глохнут и слепнут? Не может того быть!»*

Этого не может быть и среди сегодняшних таможенников. Они как воздух впитывают опыт своих предшественников, их добрые и самоот­верженные дела. Память о них, живых и мертвых, бережно хранится молодым поколением, которое живо интересуется историей таможни, постоянно ощущает помощь и всестороннюю поддержку ветеранской ор­ганизации.

Живыми свидетелями и носителями традиций таможенной службы яв­ляются ветераны. Их воспитательное воздействие на молодых таможенни­ков неоспоримо. Встречи ветеранов с личным составом таможен проходят в теплой обстановке, с обоюдным интересом и оказывают сильное психо­лого-педагогическое воздействие с точки зрения поддержания здорового климата в таможенных коллективах.

Слушая рассказы бывалых таможенников, их молодая смена воочию убеждается в том, как тесно переплетается героическое прошлое с насто­ящим, какое воспитательное значение оказывают ветераны на молодежь. Встреча с ветеранами — это свидание с историей таможенных органов, прикосновение к прошлому, они помогают сохранить преемственность по­колений и в то же время постоянно идти в ногу с жизнью, с задачами, ко­торые решают таможни, таможенные посты.

Большую роль в воспитании таможенников на опыте и традициях старшего поколения играет присвоение таможенному органу имени таможенника. Приказом Государственного таможенного комитета РФ от 19 июня 1995 г. № 392 таможенному посту в Хасанском районе Примор-

1 Смирнов О. Прощание // Роман-газета. 1979. № 20. С. 4.


Раздел XIV. Реализация Федеральной целевой программы развития...-483

ского края было присвоено название Матвеевский, в знак признания больших заслуг старейшего работника таможенных органов советника та­моженной службы 1-го ранга Петра Федоровича Матвеева в становлении таможенного дела на Дальнем Востоке. П. Ф. Матвеев после участия в войне с Японией и демобилизации пошел работать в таможенные органы. Начав службу в должности контролера, он прошел все должностные сту­пеньки и в разные годы работал начальником Находкинской, Благове­щенской, Корсаковской, Ждановской таможен.

За боевые и трудовые подвиги П. Ф. Матвеев был награжден девятью правительственными наградами и знаком «Отличник таможенной службы СССР». Он с любовью относился к своим молодым товарищам и переда­вал им свой огромный жизненный и профессиональный опыт. В 1993 г. он писал в «Таможенном вестнике»: «Я работаю в таможенных органах 46 лет. Желаю моим молодым коллегам узнать и понять нашу профессию в совершенстве и с чувством удовлетворения за свой труд проработать не меньше»*. Зти простые слова зовут в будущее, оставляют надежду и все­ляют уверенность в преодолении трудностей, зовут молодежь к высокой духовности, к верности патриотической идее. В 1998 г. на воду был спу­щен таможенный катер (шифр «Меркурий»), названный «Петр Матве­ев». Он бороздит тихоокеанские просторы, охраняя морские таможенные границы.

Весомый вклад в создание, становление Северо-Западного таможенно­го управления и функционирование Санкт-Петербургского филиала Рос­сийской таможенной академии внес начальник СЗТУ В. Б. Бобков. Его деятельность — пример беззаветного служения Отечеству, верности дол­гу и присяги. Приказом ГТК России Санкт-Петербургскому филиалу Рос­сийской таможенной академии присвоено имя В. Б. Бобкова.

5 ноября 2000 г. в Дальневосточном таможенном управлении в торже­ственной обстановке был поднят флаг на морском таможенном судне «Па­вел Верещагин». На торжественном подъеме флага присутствовал предсе­датель ГТК РФ Михаил Ванин, полномочный представитель Президента по Дальневосточному федеральному округу Константин Пуликовский, а также почетные гости, среди которых была дочь Павла Луспекаева Лари­са Луспекаева. Выступая на торжествах, она сказала: «Бывает так, что актер и его творчество коррелируют с целым социальным пластом обще­ства: служба Родине, государству, Отчизне. И мне кажется, что больше­го счастья актеру нельзя пожелать, даже несмотря на его трагическую личную судьбу... Если мой сын захочет стать таможенником, я возражать не стану, считаю, что это настоящая мужская профессия»2.

1 Таможенный вестник. 1995. № 7. С. 55.

2 Таможня. 2000. № 21. 28 нояб.


484 История таможенного дела и таможенной политики России

Ратный труд таможенников тесно связан с традициями старшего по­коления, которое прошло суровые испытания и проявило доблесть и от­вагу в годы Великой Отечественной войны, а также внесло весомый вклад в развитие таможенной службы в перестроечный период. Представителем этой категории является председатель Всероссийского союза ветеранов таможенной службы В. К. Бояров. В его честь в июле 1999 г. был прове­ден турнир по стрельбе, посвященный пятилетию Набережно-челнинской таможни. В соревновании участвовали сотрудники таможенных органов, сильнейшие стрелки региональных таможенных управлений и таможен.

Присвоение имен заслуженных таможенников таможенным органам и кораблям и проведение мероприятий в честь ветеранов-таможенников — это великая честь для личного состава. В этом проявление замечательных таможенных традиций, которые продолжают жить и развиваться в совре­менных условиях, в этом верный залог дальнейших успехов таможенной службы России в защите национальной экономики и обеспечении ее безо­пасности.


Раздел XV

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ

В НОВОМ СТОЛЕТИИ

1. Программные задачи таможенных органов

Реализация возможностей таможенной службы Российской Федерации в интересах осуществления экономических реформ, внешнеторговой деятельности и выполнения социальных задач в новом веке происходила на основе Целевой программы развития таможенной службы на 2001 — 2003 гг. Программные задачи предусматривали создание благоприятных условий для увеличения внешнеторгового оборота страны, оздоровления сферы внешнеэкономической деятельности, укрепления законности и пра­вопорядка, налаживания своевременного и полного поступления таможен­ных платежей в федеральный бюджет.

Программа сформулирована в соответствии с концептуальными подхо­дами Правительства Российской Федерации к решению задач модерниза­ции экономики и социальной политики, а также проведением ряда меро­приятий по подготовке к вступлению России во Всемирную торговую ор­ганизацию.

На активизацию деятельности таможенной службы России положи­тельное влияние оказали мероприятия по празднованию 10-летия ГТК Российской Федерации. Они стали свидетельством возросшего патриоти­ческого подъема таможенников, их стремления внести достойный вклад в защиту национальной экономики и обеспечение ее безопасности.

Стратегическим направлением деятельности таможенной службы Рос­сии в указанный период является содействие развитию внешней торговли путем совершенствования таможенного администрирования и внедрения действенных форм таможенного контроля.

В программе были изложены следующие направления решения стра­тегических задач: принятие нового таможенного законодательства; обеспе­чение взимания таможенных платежей и перечисление их в федеральный бюджет; повышение эффективности таможенного контроля при перемеще­нии товаров по процедуре МДП1 в местах таможенного оформления;

1 МДП — Международный союз автомобильного транспорта. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП 1975 г.).



История таможенного дела и таможенной политики России


Раздел XV. Стратегические направления деятельности...



 


развитие и модернизация информационных таможенных систем, внедре­ние системы электронного декларирования; борьба с недостоверным дек­ларированием; активизация оперативно-розыскной деятельности, всемер­ное содействие компетентным органам в борьбе с терроризмом; подготов­ка таможенных кадров, способных работать по новым технологиям; совер­шенствование правоприменительной практики с учетом выхода в свет но­вой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации; реализация мер, направленных на формирование единого экономического и таможен­ного пространства государств — участников СНГ, Союзного государства, государств — членов ЕврАзЭС; укрепление системы борьбы с коррупци­ей; развитие партнерских отношений между таможенными органами и де­ловыми кругами; организационное, материально-техническое и финансо­вое обеспечение таможенной службы.

В общем комплексе стратегических задач, стоящих перед таможенной службой, первостепенное значение отводится дальнейшему совершенство­ванию таможенного администрирования, основными принципами которо­го являются стратегическое планирование, предусматривающее учет орга­низационного и финансового аспектов деятельности таможенной службы Российской Федерации; широкое использование международного опыта и согласование национальной законодательной и иной правовой базы с меж­дународными конвенциями и соглашениями.

ГТК России как федеральный орган исполнительной власти осуществ­ляет руководство таможенным делом в Российской Федерации на основе норм и правил государственной службы, построенной на принципах цен­трализма, и в то же время выполняет собственные административные про­цедуры, касающиеся таможенного дела.

Работа по созданию автоматизированной системы оперативного управ­ления таможенной деятельностью на базе подсистемы оперативного кон­троля процессов таможенного оформления, а также автоматизированной системы учета и контроля транспортных средств ведется по следукяцим направлениям: развитие информационной системы оперативного контро­ля процессов таможенного оформления и создание автоматизированной системы ситуационного центра ГТК- России; введение в эксплуатацию комплексных автоматизированных систем таможенного оформления в та­моженных органах; внедрение системы удаленного электронного деклари­рования; создание интегрированной информационной системы бухгалтер­ского учета финансово-экономической и материально-технической дея­тельности таможенных органов; развитие автоматизированной системы учета и контроля исполнения документов в центральном аппарате ГТК России; внедрение объединенной системы ведомственной электронной почты; развертывание справочно-информационной системы ГТК России на базе Интернет-технологии; продолжение автоматизации и компыотери-


зации автомобильных пунктов пропуска, расположенных на государст­венной границе Российской Федерации со странами СНГ.

В плане осуществления стратегических задач 2003 г. стал перелом­ным. Прежде всего, это связано с принятием новой редакции Таможен­ного кодекса РФ и развернувшейся работой по обновлению нормативно-правовой базы и ее адаптации к требованиям нового таможенного зако­нодательства.

Наряду с выполнением Целевой программы развития таможенной службы Российской Федерации на 2001 — 2003 гг. проводилась также ра­бота по формированию главных направлений деятельности региональных управлений и таможен РФ на следующие годы.

Постоянно совершенствуется таможенное администрирование, повы­шается его роль в решении таких задач, как сокращение времени, необ­ходимого для таможенного контроля и таможенного оформления, дости­жение оптимального соотношения между затрачиваемым на проведение таможенного контроля временем и эффективностью его проведения; кон­центрация таможенного контроля в местах таможенного оформления; со­кращение процедур согласования и дальнейшая оптимизация принятия решений в процессе таможенного контроля и таможенного оформления; снижение субъективного фактора при принятии решений сотрудниками таможенных органов; расширение сферы применения выборочной формы таможенного контроля; дальнейшее развитие и внедрение в практику та­моженного контроля системы анализа и управления рисками на всех уровнях таможенного администрирования (ГТК России, региональное та­моженное управление, таможня, таможенный пост); осуществление экспе­римента по таможенному оформлению товаров, ввозимых в Российскую Федерацию морским транспортом в рамках проекта «Трансатлантическое направление»; упрощение порядка таможенного оформления товаров на основе применения критерия «минимальной достаточности» при проведе­нии таможенного контроля в отношении добросовестных участников внешнеэкономической деятельности и принципа «зеленого, коридора»; дальнейшее совершенствование таможенного администрирования по отно­шению к крупным плательщикам таможенных платежей; создание благо­приятных условий для укрепления и расширения сети таможенных скла­дов, обеспечивающих хранение сырья и комплектующих изделий, а так­же готовой продукции производственных предприятий; расширение пе­речня российских таможен, уполномоченных производить таможенное оформление и таможенный контроль товаров (выставочных грузов), пе­ремещаемых через таможенную границу Российской Федерации с приме­нением карнетов АТА; совершенствование технологий контроля таможен­ной стоимости на основе дифференциации подхода к различным группам товаров и расширения сферы применения предварительного и последую-


488______ История таможенного дела и таможенной политики России


Раздел XV. Стратегические направления деяте^ности...____ 489


 


щего контроля; автоматизация и формализация технологий валютного контроля и улучшение аналитического применения информации баз дан­ных валютного контроля.

На современном этапе особую актуальность приобрели вопросы разра­ботки комплекса взаимосвязанных между собой (по целям и задачам) но­вых технологий, модернизации таможенной информационной системы, создания автоматизированных технологий, которые начали внедряться благодаря кредиту, выделенному Европейским банком реконструкции и развития. Решение этих задач способствует осуществлению сквозного до­кументального контроля товаров и транспортных средств, ввозящих их на таможенную территорию; введению электронного декларирования товаров и транспортных средств; контролю таможенной стоимости товара с ис­пользованием метода аудита; более действенному контролю прохождения таможенных платежей; взаимному контролю за перемещением товаров и транспортных средств в пределах Союзного государства, Евразийского экономического сообщества и СНГ; продолжению работы по совершенст-.вованию Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) Таможенного комитета Союзного государства; введению особого порядка декларирования экспортируемой продукции морского промысла из Даль­невосточного региона.

Расширились международные контакты ГТК России £ ближним и дальним зарубежьем. Таможенная служба России сегодня является неотъ­емлемой частью международного таможенного сообщества. По словам ге­нерального секретаря Всемирной таможенной организации Мишеля Данэ, «...ГТК России не только активно участвует в работе ВТО, но и пользу­ется огромным уважением в мире»1.

За период с 1991 по 2001 г. правительством и таможенным ведомством России подписано 29 межправительственных договоров и 43 межведомст­венных соглашения в сфере таможенного дела.

Представительства ГТК России открылись в Беларуси, Казахстане, Киргизии и Финляндии. Представительства таможенной службы работа­ют также в Бельгии и ФРГ.

Продолжается сотрудничество с таможенными службами стран Бал­тии, намечены официальные и неофициальные встречи с их представите­лями, с предпринимателями Европейского делового союза, с дипломати­ческими представительствами, аккредитованными в России. На новом, бо­лее высоком уровне развиваются отношения ГТК России с соответствую­щими службами стран Европейского союза.

Основные показатели реализации Целевой программы развития тамо­женной службы свидетельствуют о смене приоритетов. Если раньше

1 Таможня. 2002. № 9 (58).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.66.188 (0.068 с.)