Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи процессуального права.

Поиск

Актуальные проблемы развития гражданского, арбитражного и административного судопроизводства. (Вопросы 6-10)

Вопрос 6.Развитие процессуального законодательства в дореволюционном праве России.

1. Важной предпосылкой обособления и совершенствования гражданского процессуального законодательства в ходе судебной реформы 1864г. стали особенности его развития в предшествующие периоды. Проведенный в связи с этим анализ источников права периода феодальной раздробленности и образования единого централизованного государства (Псковская судная грамота, Новгородская судная грамота, Судебник 1497г., Судебник 1550г.) свидетельствует о том, что в этот период нормы процессуального права имели приоритетное значение по сравнению с нормами материального права в регулировании общественных отношений.

2. В развитии отечественного гражданско-процессуального законодательства в дореволюционный период можно выделить три основных этапа.

Первый этап охватывает период Древней Руси и единого централизованного государства (IX-XYII века). Для него характерно отсутствие деления процесса на гражданский и уголовный. Все категории дел рассматривались по одинаковой схеме.

Второй этап охватывает Российскую империю в дореформенный период. В это время устанавливается письменный процесс с формальной системой доказательств, по гражданским делам важное значение начинают приобретать письменные доказательства. Появляются судебные инстанции, рассматривавшие только гражданские дела. Все это позволяет говорить о начале выделения гражданского процесса как самостоятельной формы процессуальных действий.

Третий этап охватывает период с 1864г. по 1917г. На этом этапе в результате судебной реформы происходит отделение гражданского процесса от уголовного. Эти виды процессов регулируются разным законодательством и осуществляются разными судебными органами.

3.Принятие Устава гражданского судопроизводства 1864г. породило две группы противоречий. Первое противоречие существовало между более прогрессивным гражданско-процессуальным законодательством и отстающим от него, несовершенным и разрозненным законодательством гражданским. Второе противоречие было обусловлено тем, что демократические принципы гражданского процесса, заложенные судебной реформой 1864г., столкнулись с отсутствием независимости судебной власти в условиях самодержавной монархии.

4.Принятие судебных уставов фактически оформило окончательное деление Российского законодательства на материальное и процессуальное, закрепив процессуальные нормы в отдельных источниках, что сохраняется и в современных условиях.

5.Особенностью гражданского процесса в пореформенной России являлось то, что решение гражданских дел возлагалось не только на судебные органы, но и на административно-судебные учреждения. В результате значительная часть гражданских исков рассматривалась во внесудебном порядке, например, земскими участковыми начальниками.

6. Судопроизводство по гражданским делам в судах общей
юрисдикции контрреформами Александра III практически затронуто не
было. Однако на рассмотрение гражданских дел повлияла фактическая
ликвидация системы мировых судов, которая повлекла за собой переход от
судебного порядка рассмотрения малозначительных гражданских дел к их
рассмотрению в судебно-административных учреждениях.

7. В пореформенной России нотариальная деятельность играла
важную роль в гражданском процессе. Нотариусы обеспечивали судебную
систему бесспорными судебными доказательствами по гражданским делам.
Кроме того, правильно исполняя свои обязанности, нотариусы
способствовали уменьшению числа гражданских дел, которые требовали
судебного разбирательства.

 

Вопрос 7. Первые кодифицированные процессуальные акты в России.

Наиболее крупным памятником древнерусского права является Русская Правда (РП), сохранившая свое значение и в следующие периоды истории. До нас дошло более ста списков РП. Наиболее распространено деление РП на три редакции: Краткую (КП), Пространную (ПП) и Сокращенную (СП). Самой древней является КП, которая представляет собой первоначальный подлинный текст РП. КП называют Правдой Ярослава. Основу КП составляют племенные обычаи, приспособленные к условиям феодальных отношений. ПП представляет собой измененную и дополненную КП.

РП носит казуальный характер, регулирует правовой статус различных групп населения, устанавливая различные нормы ответственности, права и обязанности для отдельных слоев населения.

Первым кодифицированным актом является Судебник Ивана III 1497 г. Его принятие было обусловлено процессом централизации, который затрагивал развитие не только государства, но и права. Вместе с политическим происходит юридическое объединение путем составления общего сборника правовых норм для всего государства. Судебник составлен дьяком Владимиром Гусевым, одобрен царем и Боярской думой. В него вошли нормы Русской Правды, обычного права, судебной практики и литовского законодательства. В отличие от Русской Правды, которая содержала обычные нормы и судебные прецеденты и была своеобразным справочником для поиска правды, Судебник уделяет основное внимание организации судебного процесса - суда. Поэтому главное содержание Судебника - процессуальные постановления, перенятые из уставных грамот и объединенные в один акт. Уголовное право получило в Судебнике более широкое регулирование. Первая часть Судебника включает уголовные постановления, предположительно, Ивана III - о лихоимстве, об отказе в правосудии, о лжесвидетельствах и др. Вторая, меньшая часть Судебника состоит из норм гражданского права - о давности, о наследстве, о купле-продаже, о займе, о холопстве и др. Судебник является документом, который знаменует новую эпоху в истории государства и права России - становление единого Русского государства.

В Судебнике впервые используется термин поместье, для обозначения особого вида условного землевладения, есть нормы о поземельных спорах и способах их решения.

Обязательственному правуСудебник уделяет меньше внимания, чем Русская Правда. Выделяются обязательства из причинения вреда (за потраву), правонарушения, связанные с судебной деятельностью.

Источниками этого нормативно-правового акта явились:

1. Русская правда, включая её позднейшие редакции.

2. Псковская судная грамота.

3. Уставные грамоты — нормативные документы, издаваемые верховной властью по вопросам местного управления.

4. Судные грамоты — постановления о судоустройстве, даруемые отдельным местностям и содержащие, кроме того, некоторые нормы гражданского и уголовного права.

5. Судебные решения по отдельным вопросам.

Судебник 1550 г.

Появление Судебника 1550 года ("царского судебника") связывают с деятельностью Земского собора 1549-1550. В его обсуждении принимали участие Боярская дума и Освященный собор.

Судебник 1497 и многочисленные грамоты легли в основу нового Судебника; в конечном счете, последний содержал более трети новых статей, не входивших в первый Судебник.

Структура второго Судебника почти полностью повторяет структуру первого. В отличие от него, Судебник 1550 делит свой материал на статьи или главы (около 100) и не использует заголовков (которые в первом Судебнике часто не соответствовали содержанию). Второй Судебник подвергает материал более строгой систематизации: статьи по гражданскому праву сосредоточены в одном отделе, кодификатор специально предусматривает порядок пополнения Судебника новыми законодательными материалами и т.п.

Новых статей, по сравнению с Судебником 1497, в Судебнике 1550 насчитывается более 30, третья часть всего Судебника 1550. К наиболее важным нововведениям относились: запрет выдачи тарханных (освобождающих от уплаты налогов) грамот (ст.43); провозглашение принципа "закон не имеет обратной силы", выраженного в предписании впредь (но не назад) все дела судить по новому Судебнику (ст.97); процедура дополнения Судебника 1550 новыми материалами (ст.98).

Новыми положениям, явно связанными с государственной политикой Ивана IV, были также: установление строгих уголовных наказаний судьям за злоупотребление властью и неправосудные приговоры (Судебник 1497 говорил об этом невнятно); подробная регламентация деятельности выборных старост.

Судебник 1550 конкретизирует виды наказаний (для Судебника 1497 в этом отношении была характерна неопределенность), вводя, между прочим, новое - тюремное заключение. Новый Судебник вводит также новые составы преступлений (например, подлог судебных актов, мошенничество и др.) и новые гражданско-правовые институты (подробно разработан вопрос о праве выкупа вотчины, уточнен порядок обращения в холопство - ст.ст.85, 76).

Вместе с тем, как и предшествовавший ему Судебник 1497, Судебник 1550 не полностью отражал тот уровень, которого достигло русское право XVIв. Отметив тенденции к государственной централизации и обратив основное внимание на развитие судебного процесса, Судебник 1550 довольно мало внимания уделил развитию гражданского права, в значительной мере базировавшегося на нормах обычного права и юридической практике.

Соборное уложение 1649 г.

Собо́рное уложе́ние 1649 года — свод законов Русского государства, памятник русского права XVII века, первый в русской истории нормативно-правовой акт, охвативший все действующие правовые нормы, включая и так называемые «новоуказные» статьи.

Соборное уложение было принято на Земском соборе 1649 года.

К принятию Уложения подтолкнул и вспыхнувший в 1648 году в Москве Соляной бунт; одним из требований восставших был созыв Земского Собора и разработка нового уложения.

Уложение было первым печатным кодексом России, его текст был разослан во все приказы и на места. Источниками Соборного Уложения были Судебники, указные книги Поместного, Земского, Разбойного и др. приказов, царские указы, думский приговоры, решения Земских соборов, Стоглав, литовское и византийское законодательство. Всего в Уложении было 25 глав, 967 статей. В нем было систематизировано и обновлено все российское законодательство. В нем были разработаны вопросы государственного, административного, гражданского, уголовного права и порядка судопроизводства. В СУ впервые был обозначен статус главы государства, т.е. царя как самодержавного и наследного монарха. В гл. II и III было разработано понятие о государственном преступлении, под которым подразумевались, прежде всего действия, направленные против личности монарха, власти и ее представителей. Гл. I была посвящена защите интересов церкви от "церковных мятежников". Соборное Уложение 1649 г. брало под защиту дворян за убийство холопов и крестьян (главы XX—XXII). В тексте Уложения были открыто закреплены привилегии господствовавшего сословия и зафиксировано неравное положение зависимых сословий. Соборное Уложение 1649 г. - значительный шаг вперед по сравнению с предыдущим законодательством. В нем регулировались не отдельные группы общественных отношений, а все стороны общественно-политической жизни того времени. Принятие Соборного Уложения 1649 г. явилось важной вехой в развитии самодержавия и крепостного строя; оно отвечало интересам класса дворян. Этим объясняется его долговечность. Оно оставалось основным законом в России вплоть до первой половины XIXв. (до 1832г).

Вопрос 8. Развитие процессуального законодательства в советский период развития государства.

Разрушение старой судебной системы сопровождалось с неизбежностью и ликвидацией прежнего гражданского и уголовно-процессуального права. Вместе с тем, поскольку Судебные уставы 1864 г. были достаточно прогрессивными, некоторые их идеи сохранились и в советском процессуальном законодательстве. Это относится в первую очередь к общей характеристике процесса, исходившего из принципа состязательности, сочетаемого со следственными началами. Осуществлялся принцип права обвиняемого и подсудимого на защиту, правда, в новых формах. Положение другой стороны процесса - обвинителя - было тоже существенно изменено. Прежняя прокуратура была ликвидирована и никаким аналогичным органом не заменена.
В судебном процессе осуществлялись также принципы устности, гласности и непосредственности. Проводился и принцип коллегиального рассмотрения дел. Принцип коллегиальности был введен в известной мере даже в предварительное следствие.
Специальные процессуальные законы в это время не издавались, но процессуальные нормы содержались в тех декретах, которыми проводилась реорганизация судебной и следственной систем.
К ведению местных народных судов первоначально были отнесены гражданские дела с суммой иска до 3 тыс. руб. и уголовные, если обвиняемому угрожало наказание не свыше двух лет лишения свободы. По Декрету о суде N 2 компетенция местного суда была расширена. Ему передавалось рассмотрение дел по утверждению в правах наследования, исполнению завещаний, семейным и некоторым другим спорам.
Обвиняемый имел право на защиту как на суде, так и в стадии предварительного следствия. Последнее велось либо единолично судьей по подсудным ему делам, либо следственными комиссиями, осуществляющими все процессуальные действия, в том числе и предание суду. Защитниками и обвинителями могли выступать все неопороченные граждане обоего пола, не ограниченные в правах.
Суд не был стеснен никакими формальными соображениями в отношении доказательств и срока исковой давности. Чтобы судебные расходы не препятствовали трудящимся обращаться в суд, ему предоставлялось право отсрочить уплату пошлины и издержек по ведению дела, а по искам ценой до 100 руб. пошлина вообще не взималась. Решения и приговоры местных судов, по которым устанавливалось денежное взыскание свыше 100 руб. или лишение свободы свыше семи дней, могли быть обжалованы. Прежний апелляционный порядок обжалования отменялся, заменяясь кассацией. Суд кассационной инстанции имел право отменить решение не только вследствие существенного нарушения процессуального закона, но и в том случае, если считал, что обжалуемое решение явно несправедливо. Подача кассационной жалобы не останавливала исполнения; оно могло быть приостановлено только по специальному постановлению суда первой или кассационной инстанций.
Декрет о суде N 2 предоставил народным заседателям право отводить председателя в любой момент процесса, решать вопрос о мере наказания, уменьшать предусмотренное законом наказание вплоть до условного или полного освобождения от него подсудимого. Наделение народных заседателей столь обширными правами обусловливалось тем, что председателями судов могли оставаться старые, дореволюционные юристы, и контроль за ними со стороны народных заседателей был необходим.
Этим же Декретом устанавливалось, что судоговорение ведется на языке большинства местного населения. Допускались обжалования и пересмотр приговоров по мотивам несправедливости. Оправдательные приговоры обжалованию не подлежали.
Революционным трибуналам первоначально были подсудны дела о преступлениях против основ нового строя. Декрет СНК о революционных трибуналах от 4 мая 1918 г. расширил их подсудность за счет включения в нее дел о погромах, взяточничестве, подлоге, неправомерном использовании советских документов, хулиганстве и шпионаже.
По Инструкции НКЮ от 19 декабря 1917 г. дела в трибуналах проходили две стадии: предварительное следствие, проводившееся особыми следственными комиссиями, создаваемыми при местных Советах, и судебное рассмотрение. Судебные заседания ревтрибуналов были гласными, с допущением защиты и обвинения.
Рассмотрение особо важных дел в Ревтрибунале при ВЦИК проводилось без участия народных заседателей. Решения трибунала могли быть обжалованы в кассационном порядке в Народный комиссариат юстиции, которому предоставлялось право обращаться для окончательного разрешения вопроса во ВЦИК.

Вопрос 9. Понятие процессуальных отраслей права.

Отрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.

Все отрасли права, являясь структурными элементами системы права, взаимосвязаны органическим единством.

Отрасли процессуального права - это отрасли, имеющие организационно-процедурный, управленческий характер, регламентирующие порядок реализации субъективных прав и юридических обязанностей, разрешения юридических конфликтов (главным образом, в сфере правосудия).

Нормы процессуального права регламентируют процедуру применения норм материального права и производны от них. При помощи процессуальных норм определяется круг участвующих в процессе субъектов, перечисляются их права и обязанности, устанавливаются сроки осуществления предусмотренных законодателем процессуальных мероприятий.

Вопрос 10. Особенности предмета и метода регулирования процессуальных отраслей права.

К отраслям процессуального права относятся:

1.Уголовно-процессуальное право – в РФ одна из основных отраслей права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по расследованию преступлений и рас­ширению уголовных дел в суде. Нормы уголовно-процессуального права регламентируют деятельность органов следствия, суда, прокуратуры. Уголовно-процессуальному праву присущ свой метод правового регулирования. Большинство уголовно-процессуальных норм относятся к обязывающим, императивным, предписывающим совершение определенных действий, либо разрешительным. В некоторых случаях используется и диспозитивный метод.
Исходные положения уголовно-процессуального права РФ закреплены в Конституции РФ (ст. 47—53), а также в международных актах о правах человека. Помимо Конституции РФ основным источником уголовно-процессуального права РФ является УПК РФ — единственный акт уголовно-процессуального законодательства РФ.

2.Уголовно-исполнительное право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе отбытия наказания и связанных с воспитанием и перевоспитанием лиц, осужденных в уголовном порядке.

Метод правового регулирования: императивный.

3.Гражданско-процессуальное право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе судопроизводства по гражданским делам. Нормы гражданско-процессуального права регулируют деятельность суда, судебных приставов и всех участников процесса. Как и другие отрасли права, гражданско-процессуальное право обладает специфическим предметом и методом правового регулирования, а также системой источников, представляющих собой внешние формы выражения гражданско-процессуальных правовых норм. Согласно ГПК РФ (ст. 1) порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией РФ, ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", Гражданским процессуальным кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи — также ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации".

Метод правового регулирования: императивно - диспозитивный. Отличием гражданско-процессуального права от других отраслей является преимущественное использование разрешительного метода или диспозитивного, как принято его называть в правоведении.

Сущность данного метода заключается в полной свободе субъектов по выбору своей модели поведения, но осуществляться такое поведение должно в рамках закона. Основная масса правовых норм, составляющих систему гражданско-процессуального права, носит именно диспозитивный, разрешительный характер, а не императивный, как в уголовном или административном праве.

4.Арбитражное процессуальное право - в ряде стран - самостоятельная отрасль права; совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе рассмотрения и разрешения арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений.
Метод арбитражного процессуального права как способ воздействия на регулируемые данной отраслью отношения - императивно-диспозитивный, что проявляется в составе и правовом положении субъектов правоотношений, характере юридических фактов, правах и обязанностях, санкциях.

Императивность метода правового регулирования определяется тем, что все арбитражные процессуальные отношения являются отношениями власти и подчинения в силу участия в них суда - органа государства, уполномоченного на осуществление правосудия и облеченного властными полномочиями.

Диспозитивность метода арбитражного процессуального права определяется тем, что основу процессуальных прав и обязан­ностей сторон составляют нормы материальных отраслей права, в которых стороны юридически равны и где предполагается свобода их распорядительных действий.
5.Административно-процессуальное право – отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие и складывающиеся при рассмотрении и разрешении индивидуальных административных дел в сфере государственного управления. Нормы административно-процессуального права определяют порядок приёма и рассмотрения в аппарате управления заявлений и жалоб граждан, порядок издания ряда административных актов (в т. ч. актов о применении мер административного принуждения), порядок разрешения споров между сторонами административно-правовых отношений, устанавливают процессуальные гарантии прав граждан и др. участников административного процесса, порядок расследования, рассмотрения и исполнения дел об административных проступках и др. Различают следующие виды норм административно-процессуального права.: устанавливающие и закрепляющие общие принципы административного процесса; определяющие конкретные права и обязанности участников административного процесса; регулирующие компетенцию органов, разрешающих административные дела, и порядок рассмотрения этих дел; устанавливающие процессуальные сроки на всех стадиях административного процесса; регулирующие порядок обжалования и опротестования принятых решений.
В административном процессуальном праве используется, главным образом, императивный метод правового регулирования. Императивность проявляется в необходимости строгого соблюдения субъектами административного процессуального права установленных для них процессуальных обязанностей, ограничений, соответствующих правовых режимов. Диспозитивный метод правового регулирования используется в случаях, когда субъекты административного процессуального права обладают равными правовыми (в том числе процессуальными) возможностями, действуют независимо друг от друга, не находятся в соподчиненном административном правоотношении, имеют право выбора действия по своему усмотрению, могут воспользоваться своими правами или отказаться от предоставленных возможностей активного действия, используют государственные гарантии защиты собственных прав, свобод и законных интересов.

 

Элементы системы права

§ Норма права (определение было дано ранее) является первичным компонентом, регулирующим «элементарное» общественное отношение, например ответственность за совершение кражи.

§ Нормы права — своеобразные «кирпичики», из которых складываются последующие, более сложные элементы (институты и отрасли права), регулирующие гораздо больший объем общественных отношений.

§ Правовой институт — совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др.

§ Правовые институты обособляются, как правило, в рамках одной отрасли права (как в случае с вышеприведенными примерами). В некоторых случаях правовой институт выделяется из нескольких отраслей права. Например, институт прав человека составляют нормы конституционного, гражданского, уголовного и других отраслей права.

§ Отрасль права — совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права па отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений.

§ В системе права выделяются, кроме того, подотрасли права и субинституты права. Подотрасль — совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений (например, в гражданском праве можно выделить как подотрасль предпринимательское право).

§ Субинститут права — какая-то часть норм правового института (например, в институте необходимой обороны уголовного права можно выделить субинститут средств необходимой обороны).

§ От системы права следует отличать правовую систему. Это понятие более широкое. Система права входит в правовую систему.

 

Система гражданского процессуального права определяется совокуп­ностью гражданских процессуальных норм, регулирующих правосудие по гражданским делам и обеспечивающих выполнение задач гражданского су­допроизводства.

В составе гражданского процессуального права следует различать об­щие положения, относящиеся по содержанию ко всему процессу, и нормы, регулирующие производство по отдельным стадиям процесса, включая ис­полнительное производство, а также правила, регулирующие процессуаль­ные действия с иностранным элементом. Исходя из этого, в системе про­цессуального права условно выделяются две части — общая и особенная. По­ложения общей части имеют значение и для институтов особенной части.

Общую часть гражданского процессуального права составляют основ­ные институты, закрепленные в разделе «Общие положения» ГПК и АПК: принципы правосудия; подведомственность гражданских дел; лица, участвуюшие в деле, и представительство; доказательства; право на обращение в суд и др.

Особенная часть гражданского процессуального права - совокупность норм права, регулирующих различные стадии процесса (разд. II-IV, VII ГПК и разд. II—IV, VII АПК), а также вопросы гражданского процесса с иностранным элементом (разд. V ГПК и АПК).

Указанная система гражданского процессуального права определяет структуру ГПК и АПК.

 

Вопрос 31

Вопрос 32

Вопрос 33

Понятие виды порядок образования и деятельности третейских судов.

Третейский суд. Отдельным видом альтернативного

разрешения споров можно назвать третейское разбирательство.

В 2002 г. был принят целый комплекс нормативных правовых

актов, регулирующих третейское разбирательство в Россий-

ской Федерации: Закон о третейских судах, Гражданский про-

цессуальный кодекс и Арбитражный процессуальный кодекс.

Понятие "третейский суд" используется для обозначения как

внутрироссийских, так и международных негосударственных

институтов разрешения споров, возникающих из граждан-

ских правоотношений

Третейский суд считается существующим при наличии трех условий:
во-первых, если заинтересованное юридическое лицо приняло решение о создании постоянно действующего третейского суда;
во-вторых, если этим юридическим лицом было утверждено положение о постоянно действующем третейском суде;
в-третьих, если организацией-учредителем был утвержден список третейских судей постоянно действующего третейского суда.
Таким образом, процедура образования третейского суда, по сути дела, имеет заявительный характер.

Третейские суды могут создаваться двух видов: постоянно действующие и для разрешения конкретного спора (разовые).

Третейский суд может рассматривать дела в составе любого нечетного числа третейских судей. Стороны вправе определить количественный состав суда, но при невыполнении ими этого условия избираются три судьи.
Для разовых третейских судов характерно, что сами заинтересованные лица составляют правила процедуры рассмотрения дела этим судом.
В целом, процедура третейского разбирательства в большей степени ориентирована на нормы диспозитивного характера, максимально позволяя сторонам предусматривать различные правила. Это относится к следующим вопросам:
- численность состава суда;
-место третейского разбирательства;
-принятие обеспечительных мер;
-реализация гласного начала;
-проведение экспертизы;
-оспаривание решения третейского суда, поскольку стороны в третейском соглашении вправе предусмотреть запрет оспаривания вынесенного третейским судом решения.

В научной литературе существуют разные определения тре-

тейского суда. Так, П.В. Логинов определяет третейский суд

как особое правовое учреждение, построенное на обществен-

ных началах для разрешения гражданско-правовых споров,

передаваемых на его рассмотрение по соглашению сторон.

В.Н. Тарасов и Я.Ф. Фархтдинов отмечают, что третейский

суд является юрисдикционным органом, избранным по со-

глашению сторон для разрешения конкретного спора

определенных категорий или всех споров гражданско-правового

характера, которые возникли или могут возникнуть между

ними, с обязательством подчиниться решению этого суда21.

Действующий Федеральный закон от 24 июля 2002 г. "О тре-

тейских судах в Российской Федерации" раскрывает понятие "тре-

тейский суд" следующим образом: третейский суд — постоянно

действующий третейский суд или третейский суд, образованный

сторонами для решения конкретного спора.

Решение третейского суда носит императивный характер —

это не соглашение между спорящими сторонами, а именно реше-

ние. При этом исполнение должно быть добровольным. Если же

добровольного исполнения нет, тогда заинтересованная сторона

может обратиться в государственный суд с просьбой дать разре-

шение на принудительное исполнение данного решения. В таком

случае от государственного суда не требуется по существу разре-

шать спор. Однако он может, не производя судопроизводства, не

вынося собственного решения, проверить, были ли соблюдены

правила процедуры, обе ли стороны участвовали в разрешении

спора и имели возможность представлять доказательства, не на-

рушена ли процедура разрешения спора.

 

 

Вопрос 34

Вопрос 35

Актуальные проблемы развития гражданского, арбитражного и административного судопроизводства. (Вопросы 6-10)

Вопрос 6.Развитие процессуального законодательства в дореволюционном праве России.

1. Важной предпосылкой обособления и совершенствования гражданского процессуального законодательства в ходе судебной реформы 1864г. стали особенности его развития в предшествующие периоды. Проведенный в связи с этим анализ источников права периода феодальной раздробленности и образования единого централизованного государства (Псковская судная грамота, Новгородская судная грамота, Судебник 1497г., Судебник 1550г.) свидетельствует о том, что в этот период нормы процессуального права имели приоритетное значение по сравнению с нормами материального права в регулировании общественных отношений.

2. В развитии отечественного гражданско-процессуального законодательства в дореволюционный период можно выделить три основных этапа.

Первый этап охватывает период Древней Руси и единого централизованного государства (IX-XYII века). Для него характерно отсутствие деления процесса на гражданский и уголовный. Все категории дел рассматривались по одинаковой схеме.

Второй этап охватывает Российскую империю в дореформенный период. В это время устанавливается письменный процесс с формальной системой доказательств, по гражданским делам важное значение начинают приобретать письменные доказательства. Появляются судебные инстанции, рассматривавшие только гражданские дела. Все это позволяет говорить о начале выделения гражданского процесса как самостоятельной формы процессуальных действий.

Третий этап охватывает период с 1864г. по 1917г. На этом этапе в результате судебной реформы происходит отделение гражданского процесса от уголовного. Эти виды процессов регулируются разным законодательством и осуществляются разными судебными органами.

3.Принятие Устава гражданского судопроизводства 1864г. породило две группы противоречий. Первое противоречие существовало между более прогрессивным гражданско-процессуальным законодательством и отстающим от него, несовершенным и разрозненным законодательством гражданским. Второе противоречие было обусловлено тем, что демократические принципы гражданского процесса, заложенные судебной реформой 1864г., столкнулись с отсутствием независимости судебной власти в условиях самодержавной монархии.

4.Принятие судебных уставов фактически оформило окончательное деление Российского законодательства на материальное и процессуальное, закрепив процессуальные нормы в отдельных источниках, что сохраняется и в современных условиях.

5.Особенностью гражданского процесса в пореформенной России являлось то, что решение гражданских дел возлагалось не только на судебные органы, но и на административно-судебные учреждения. В результате значительная часть гражданских исков рассматривалась во внесудебном порядке, например, земскими участковыми начальниками.

6. Судопроизводство по гражданским делам в судах общей
юрисдикции контрреформами Александра III практически затронуто не
было. Однако на рассмотрение гражданских дел повлияла фактическая
ликвидация системы мировых судов, которая повлекла за собой переход от
судебного порядка рассмотрения малозначительных гражданских дел к их
рассмотрению в судебно-административных учреждениях.

7. В пореформенной России нотариальная деятельность играла
важную роль в гражданском процессе. Нотариусы обеспечивали судебную
систему бесспорными судебными доказательствами по гражданским делам.
Кроме того, правильно исполняя свои обязанности, нотариусы
способствовали уменьшению числа гражданских дел, которые требовали
судебного разбирательства.

 

Вопрос 7. Первые кодифицированные процессуальные акты в России.

Наиболее крупным памятником древнерусского права является Русская Правда (РП), сохранившая свое значение и в следующие периоды истории. До нас дошло более ста списков РП. Наиболее распространено деление РП на три редакции: Краткую (КП), Пространную (ПП) и Сокращенную (СП). Самой древней является КП, которая представляет собой первоначальный подлинный текст РП. КП называют Правдой Ярослава. Основу КП составляют племенные обычаи, приспособленные к условиям феодальных отношений. ПП представляет собой измененную и дополненную КП.

РП носит казуальный характер, регулирует правовой статус различных групп населения, устанавливая различные нормы ответственности, права и обязанности для отдельных слоев населения.

Первым кодифицированным актом является Судебник Ивана III 1497 г. Его принятие было обусловлено процессом централизации, который затрагивал развитие не только государства, но и права. Вместе с политическим происходит юридическое объединение путем составления общего сборника правовых норм для всего государства. Судебник составлен дьяком Владимиром Гусевым, одобрен царем и Боярской думой. В него вошли нормы Русской Правды, обычного права, судебной практики и литовского законодател



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.126.241 (0.016 с.)