Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос. Зависимость величины спроса от цены. График функции спроса. Закон спроса. Неценовые факторы спроса.

Поиск

Спрос - это рыночная форма выражения потребности, обеспеченной денежными средствами.

Закон спроса: при прочих равных условиях, снижение цены товара ведет к возрастанию величины спроса, т.е. между ценой и величиной спроса на товар существует обратная связь.

Изменение величины спроса в зависимости от изменения ценовых и неценовых факторов называется эластичностью спроса.

Факторы спроса:
1.ценовые (спрос на взаимодополняемые товары, спрос на взаимовзаменяемые товары)
2. неценовые:
- доходы потребителей (с ростом доходов увеличивается спрос на большинство товаров);

- увеличение числа покупателей вызывает рост спроса;

- вкусы и предпочтения покупателей (меняются под воздействием моды, рекламы и т.д.);
- ожидание изменения доходов (ожидание роста дохода позволяет свободнее осуществлять текущие расходы);
- ожидание изменения цен (повышение цены провоцирует повышенный спрос на данный товар).

13. Предложение. Зависимость величины предложения от цены. Гра­фик функции предложения. Закон предложения. Неценовые факто­ры предложения.

Предложение - это количество товаров и услуг, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени.

Закон предложения: при прочих равных условиях, повышение цены ведет к росту величины предложения товара и, наоборот, понижение цены ведет к падению величины предложения товара.

Цена, при которой нет ни нехватки, ни излишка товара (спрос и предложение уравновешивают друг друга) в экономической теории получила название цены рыночного равновесия или равновесной цены.

Факторы:
- ценовые
- неценовые
:
- цены на производственные ресурсы (чем они ниже, тем выгоднее наращивать объемы производства);
- изменение технологий производства (может привести к снижению издержек производства);
- снижение налогов (фактически снижают издержки производства и стимулируют увеличение предложения);
- ожидание изменения цены товара (может стимулировать немедленную поставку товаров на рынок).

Степень изменения предложения в зависимости от изменения цены товара называется эластичностью товара.

14. Полезность и рациональный потребитель. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Принцип максимизации полезности.

Полезность – степень удовлетворения, полученного человеком от потребления какого-то блага.
Потребительское предпочтение – оценка потребителем степени полезности для себя различных товаров.
Рациональность потребителя – способность сравнить различные комбинации благ и услуг и выбрать самые предпочтительные из них. Потребительский выбор осуществляется на основе потребностей, предпочтений, доходов и цен. Потребительский выбор – выбор, максимизирующий полезность товаров с точки зрения рациональности потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

Предельная полезность – дополнительная полезность, полученная от потребления последующей, ещё одной единицы данного блага.

Общая полезность. Чем больше товара потребляет человек, тем большую общую полезность он получает. Общая полезность определяется путём суммирования показателей предельной полезности. Если потребитель получит отрицательную полезность, то общая полезность будет уменьшена.

Закон убывающей предельной полезности: потребление дополнительных единиц конкретного продукта приносит всё меньше удовлетворения, т.е. происходит сокращение предельной полезности по мере увеличения количества потребляемого блага.

Принцип максимизации полезности: потребитель должен так израсходовать свой доход, чтобы отношение предельной полезности к цене было одинаковым для всех товаров.

15. Понятие фирмы. Цели и функции фирмы. Организационно-правовые формы предприятий в Республике Беларусь.

Фирма (предприятие) – это первичное хозяйственное звено экономической системы. Здесь происходит непроизводственное соединение факторов производства с целью создания материальных благ и услуг, поиск решений, направленных на повышение эффективности производства, формируются экономические отношения и интересы.

Предприятие может осуществлять различные виды деятельности, принимать любые решения, если это не запрещено законом, самостоятельно решает проблемы масштаба производства, способы его организации, методов финансирования.

По форме собственности: частные, коллективные и государственные предприятия. В зависимости от размера и от числа занятых на ней людей: малые, средние, крупные. По целям деятельности предприятия: коммерческие и некоммерческие (бюджетные). По структуре организации и количеству владельцев: единоличное или унитарное предприятие, товарищество или партнерство, корпорация. По формам организации хозяйственной деятельности: государственные хозрасчетные и казенные, арендные, акционерные, кооперативные, народные, совместные. По сфере деятельности: промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые.

16. Ресурсы предприятия. Кругооборот и оборот ресурсов предприятия.

Для осуществления производственной деятельности на предприятиях необходимы соответствующие условия. Каждое предприятие должно иметь в наличии необходимые ресурсы или факторы производства: земля (территория, на которой располагается предприятие), труд (определенное количество работников соответствующей квалификации), капитал (здания и сооружения, машины и инструменты, сырье и материалы, денежные средства). Количество ресурсов ограничено.

В условиях существования товарно-денежных отношений для начала любой производственной деятельности необходимы, прежде всего, денежные средства или первоначальный капитал.

Предприниматель или наемный менеджер начинает процесс кругооборота с покупки факторов производства. На имеющиеся деньги приобретаются необходимые средства производства (машины, оборудование, сырье, материалы) и рабочая сила. На второй стадии осуществляется процесс производства, который завершается созданием новых экономических благ.

На третьей стадии происходит реализация произведенных благ, обращения денег, причем их сумма будет больше той, которая была в начале кругооборота. Предприниматель на этой стадии уже может ощутить эффект затрат ресурсов. Он получает прибыль и возможность расширения производства, увеличения заработной платы, премиальных фондов, фондов социального развития.

Производственные фонды или капитал, проходят в своем движении три стадии:

- обращения (деньги обращаются в средства производства и рабочую силу)

- производства (рабочая сила соединяется со средствами производства);

- обращения (произведенная продукция обращается в деньги).

В процессе кругооборота производственные фонды или капитал принимают три формы: денежную, производительную и товарную. Для непрерывного процесса производства необходимо, чтобы одна часть капитала пребывала в денежной форме, другая – в производительной, а третья – в товарной.

Последовательное прохождение производственными фондами трех стадий и переход из одной формы в другую называется кругооборотом производственных фондов.

 

17. Физический и моральный износ производственных фондов. Амортизация.

В процессе эксплуатации основные производственные фонды подвергаются износу.

Физические износ – потеря основными фондами своей потребительской стоимости, т.е. в процессе эксплуатации и под воздействием внешней среды основные фонды утрачивают свои первоначальные потребительские качества, они теряют прочность, точность, подвергаются коррозии, выветриванию и соответственно становятся дешевле.

Моральный износ – утрата фондами своей первоначальной стоимости вне связи с физическим износом. Бывает двух видов:

1) наступает в результате удешевления производства тех или иных средств производства у предприятий-изготовителей этих средств производства,

2) проявляется тогда, когда действующие средства труда вытесняются новым, более производительным оборудованием.

Возмещение износа основных производственных фондов осуществляется за счет амортизационных отчислений.

Амортизация – процесс переноса стоимости основных производственных фондов на производимый с их помощью продукт (товар). Следовательно, в стоимости и цене товара наряду с затратами на сырье, материалы, рабочую силу, должна присутствовать часть затрат на основные производственные фонды. После продажи товара эта часть перечисляется в специальный амортизационный фонд предприятия.

 

18. Показатели эффективности использования ресурсов предприятия.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ - результативность экономической деятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, результата к затратам факторов, ресурсов, обусловившим получение этого результата; достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов определенной стоимости.

1) наличные ресурсы окажутся потребленными полностью;

2) обеспечение максимизации прибыли;

3) достигнуто соотношение спроса и предложения;

4) в процессе реализации продукции обеспечена максимизация полезности произведенных благ.

Эффективность - важнейшая характеристика производства. Именно рост эффективности, получение большего результата при меньших затратах отражает экономический прогресс общества в условиях ограниченности ресурсов.

Принято ориентироваться на главный показатель эффективности - производительность труда.

19. Факторы производства. Производство как комбинация факторов производства. Проблема оптимального сочетания факторов. Производственная функция.

Факторы производства - это основные компоненты, используемые в процессе производства продукции, работ, услуг.

Для осуществления производственной деятельности на предприятиях необходимы соответствующие условия. Каждое предприятие должно иметь в наличии необходимые ресурсы или факторы производства: земля (территория, на которой располагается предприятие), труд (определенное количество работников соответствующей квалификации), капитал (здания и сооружения, машины и инструменты, сырье и материалы, денежные средства). Количество ресурсов ограничено.

Поскольку в процессе производства осуществляется производительное потребление имеющихся ресурсов, то между объемом производства и ресурсами существует функциональная зависимость. Эта зависимость выражается с помощью производственной функции: Q = F (T, K, M), где Q – максимальный объем продукции, производимой при данной технологии в заданном соотношении: труда (Т), капитала (К), материала (М). Для различных видов производства производственная функция будет разной, поскольку технология производства существенно различается (для производства одних продуктов требуется больше живого труда, другие отличаются большей капиталоемкостью, третьи – материалоемкостью). Ресурсы могут комбинироваться между собой в процессе производства в различных пропорциях. Нехватка одного вида ресурсов может быть возмещена дополнительным количеством другого.

Изокванта – кривая, отражающая различные варианты комбинаций ресурсов, которые могут быть использованы для производства определенного объема продукции.

20. Продукт как результат производства фирмы. Общий, средний и пре­дельный продукт фирмы. Закон убывающей производительности факторов про­изводства.

Продукт - результат хозяйственной деятельности.

Виды продукта:

1.Общий - общее количество произведенной продукции в натуральном выражении, которое возрастает по мере увеличения использования одного переменного фактора при неизменности остальных факторов производства.

2.Средний - выпуск продукции в натуральном выражении на единицу использованного переменного ресурса.

3.Предельный - дополнительный выпуск продукции, осуществляемый при увеличении одного ресурса при неизменном количестве остальных ресурсов.

Объем совокупного, среднего и предельного продуктов изменяется при вовлечении в производство дополнительного количества при неизменности других факторов производства.

Равное увеличение труда дает разное увеличение продукта.

Закон убывающей отдачи факторов - убывание предельного продукта переменного фактора при увеличении использования одного фактора, в то время как другие факторы остаются постоянными.

21. Понятие затрат на производство продукции, себестоимость и издержки.

Затраты — размер ресурсов (для упрощения измеренных в денежной форме), использованных в процессе хозяйственной деятельности за определённый временной промежуток. Или простым языком: затраты — это стоимостная оценка ресурсов.

Издержки производства — затраты, связанные с производством товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты. Издержки предприятия по производству продукций называются себестоимостью продукции, а издержки общества на производства этой же продукции называются ее полной стоимостью. В самом общем виде структура себестоимости состоит из следующих основных элементов:

1. Амортизация основных производственных фондов.

2. Затраты на сырье, материалы, топливо, энергию, т.е. все то, что называется оборотными фондами предприятий.

3. Затраты на заработную плату и отчисления на социальное страхование.

4. Прочие расходы. В себестоимость продукции включаются различные платежи за пользование природными ресурсами, взносы в дорожные фонды и т.д.

Все издержки, которые несут предприниматели по производству и реализации своей продукции принимают форму явных и неявных издержек.

Явные – прямые денежные платежи поставщикам факторов производства, к ним относятся расходы на заработную плату рабочим и служащим, затраты на сырье и материалы, оплата транспортных и других услуг, т.е. это выплаты фирмы за ресурсы, поступающие извне, поэтому такие затраты называют еще внешними издержками.

Неявные - альтернативные издержки использования ресурсов фирмы, которые не компенсируют явные (денежные) платежи.

Явные и неявные издержки в сумме принято называть эк. издержками или совокупными издержками производства товара.

22. Понятие издержек. Издержки производства в краткосрочном периоде и их виды.

Издержки производства — затраты, связанные с производством товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты.

Краткосрочный период – отрезок времени, в течение которого фирма не изменяет свои производственные мощности. Все экономические издержки фирмы в краткосрочном периоде принято подразделять на постоянные и переменные.

Постоянные издержки (TFC) – затраты, сумма которых не зависит от объема выпускаемой продукции (затраты на амортизацию оборудования или его аренду, страховые платежи, ремонтно-эксплуатационные расходы). Они не увеличиваются по мере роста производства продукции.

Переменные (TVC) – это затраты, сумма которых меняется в зависимости от объема выпускаемой продукции (расходы на сырье, топливо, энергию, оплату транспортных услуг). Они сначала увеличиваются невысокими темпами, а затем их рост ускоряется в расчете на каждую последующую единицу продукции. Такая динамика объясняется действием закона убывающей отдачи факторов производства.

Согласно этому закону увеличение предельного продукта на первых порах требует меньших переменных затрат, поскольку растет предельная производительность факторов. Но как только она начнет снижаться, потребуется все больше и больше переменных ресурсов для производства каждой последующей единицы продукции.

23. Средний, совокупный (общий) и предельный доход фирмы.

Доход – денежная сумма, получаемая фирмой в результате производства и реализации продукции за определенный период времени.

Доход является эк. категорией, которая отражает эк. результативность деятельности фирмы, ее хозяйственную политику, правильность выбора стратегических и тактических решений. В современной рыночной экономике различают общий, средний и предельные доходы.

Общий доход -представляет собой общую сумму денежной выручки, полученной фирмой в результате реализации произведенной ею продукции. Он зависит от объема реализованной продукции и рыночных цен на нее.

Средний доход – величина денежной выручки, приходящейся на единицу реализованной продукции.

Предельный доход – доход, полученный от реализации дополнительной (последней) единицы продукции.

Таким образом, предельный доход – это добавочный доход к валовому доходу, который получает предприниматель от продажи каждой дополнительной единицы продукции.

24. Прибыль предприятия: содержание, виды на предприятиях Республики Беларусь.

Прибыль — положительная разница между доходами (выручкой от реализации товаров и услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг

В зависимости от состояния рынка и наличия на нем конкуренции эк. прибыль классифицируется как нулевая (нормальная) и не нулевая.

Нулевая -это когда остался при своих ничего не заработал, но и не потерял, а положительная, когда доход превысил расход

Чистая прибыль – это прибыль, фактически остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей, поступающая в их полное распоряжение. Из этой прибыли предприятие пополняет и расширяет свои основные и оборотные средства, формирует фонд материального поощрения работников (помимо фонда заработной платы), содержит и развивает социальную сферу предприятия.

25. Рентабельность. Проблема убыточности и банкротства предприятий

Рентабельность - относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств.

Убыточность Предприятия — финансовое состояние компании, при котором по результатам хозяйственной деятельности денежные поступления не компенсируют расходы, не образуется прибыль, увеличивается долг.

Банкротство (несостоятельность) - это неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. После регистрации юридического лица эта неспособность должна быть признана арбитражным судом.

26. Рынок труда, его сущность и особенности. Спрос и предложение труда. Монопсония.

Рынок труда – особая область рыночных отношений, где совершаются сделки по купле-продаже рабочей силы.

Рынок труда определяют еще как соотношение спроса и предложения рабочей силы. Он обладает рядом общих особенностей, отличающих его от других рынков. Во-первых, спрос на рынке труда является производным от спроса на товары и услуги производственного и личного потребления. Во-вторых, рынок труда отличается специфичностью реализуемого на нем товара – рабочей силы. В-третьих, на нем невозможно в полной мере осуществить характерный для рыночной экономики принцип «примата потребителя». Ведь, даже самый высокий уровень развития рыночной экономики не отменяет предложения на рынке труда таких слабо социально защищенных групп работников, как молодежь, женщины, инвалиды и др.

Сущность рынка труда проявляется в следующих его основных функциях: согласование эк. интересов субъектов трудовых отношений; обеспечение пропорциональности распределения рабочей силы в соответствии со сложившимся общественным разделением труда, поддержание динамического равновесия между спросом и предложением рабочей силы, формирование кадрового резерва для обеспечения непрерывности общественного воспроизводства, стимулирование эффективной и рациональной занятости, регуляция индивидуальных доходов работников.

К основным компонентам рынка труда относятся: цена рабочей силы, конкуренция, спрос и предложение.

Монопсония – разновидность монополии, когда на рынке выступает единственный покупатель какого-либо товара. В этом случае товар покупается по заниженным ценам.

27. Заработная плата. Номинальная и реальная за­работная плата.

Цена рабочей силы выступает в виде заработной платы. Конкуренция проявляется в форме соперничества работников за рабочие места, работодателей – за рабочие руки. Основные формы заработной платы: повременная и сдельная.

Повременная может быть почасовой, понедельной и помесячной в зависимости от единицы исчисления.

Превращенной повременной заработной платой является сдельная форма заработной платы. Ее начисление производится в зависимости от количества созданного продукта. Существует множество систем заработной платы, сводимых как к одной из рассмотренных форм, так и сразу к обеим. Следует различать номинальную и реальную заработную плату. Номинальная – заработная плата в денежном выражении, а реальная – то количество товаров и услуг, которое может приобрести работник за свою номинальную зарплату после уплаты налогов и других отчислений.

28. Рынок земли. Спрос и предложение земли. Земельная рента. Це­на земли.

Рынок земли - это рынок, на котором объектом купли-продажи является пользование земли, предоставляемой в аренду собственниками земли (землевладельцами) фирмам.

Земельный рынок выполняет три важных функции. Во-первых, он сводит вместе покупателей и продавцов, способствуя заключению сделок. Во-вторых, на нём определяются цены на землю в соответствии с основным рыночным принципом баланса спроса и предложения. В-третьих, с его помощью перераспределяется земля между собственниками, что обеспечивает наилучшее и наиболее эффективное ее использование.

Рента – это цена, уплачиваемая за использование земли и других природных ресурсов, количество которых (их запасы) строго ограничены.

Надо отметить, что увеличение или уменьшение ренты не оказывает никакого влияния на предложение земли, поскольку количество земельных угодий не поддается увеличению. В то же время расширение или сокращение спроса на землю приводит к значительному колебанию величины ренты. Однако в условиях конкурентного рынка заинтересованность землевладельцев может привести к истощению природных ресурсов, что обусловливает необходимость координации использования этих факторов, введения определенных ограничений на свободу пользования землей.

Земля как основное средство производства с/х продукции приносит собственнику доход, который называется земельной рентой.

Абсолютная з.р. – порождается монополией частной собственности на землю. В силу этого арендатор уплачивает собственнику земли плату (ренту) за право пользования ею.

Монопольная – возникает на тех участках земли, где производятся редкие виды или сорта с/х продукции, которые невозможно или очень дорого произвести на других участках.

Дифференциальная земельная рента возникает из-за различий в плодородии и местоположении земельных участков.

Цена земли представляет собой капитализированную земельную ренту. Это означает, что денежная выручка от продажи того или иного участка должна быть такой, чтобы, поместив ее в банк под процент, землевладелец получал ежегодный доход, равный по величине ренте.

Цена земли зависит от величины земельной ренты: чем больше земельная рента, тем при прочих равных условиях выше цена данного участка земли. Его цена также зависит от нормы ссудного процента в момент купли-продажи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.239 (0.009 с.)