Конфликты в системе управления: причины, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конфликты в системе управления: причины,



Способы преодоления

С позиций управления организацией конфликт определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами, формальными или неформальными группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель и мешает другой стороне делать то же самое.

Современная точка зрения заключатся в том, что конфликт в организации не только возможен, но часто и желателен. Конфликты, конечно, не всегда имеют положительный характер. Например, человек может спорить на совещании только потому, что не спорить он не может. Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта, что может снизить эффективность организации в целом. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить различные точки зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив и т.д. Это делает процесс принятия решений более эффективным, а также дает людям возможность удовлетворить свои потребности в уважении и власти.

Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации, или он может быть деструктивным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности. Роль конфликта зависит от того, насколько эффективно им управляют.

Существуют четыре типа конфликта: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

Внутриличностный конфликт. Он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт возникает, когда к работнику предъявляются противоречивые или взаимоисключающие требования. Например, заведующий отделом в магазине требует от продавца, чтобы он все время находился в отделе. Позже он предъявляет ему претензии, что продавец все время тратит на покупателей и не заботится о пополнении отдела товарами.

Внутриличностный конфликт может также возникнуть из-за того, что личностные потребности не согласуются с производственными требованиями (необходимость работы в выходные дни, когда запланировано семейное мероприятие, необходимость переезда в другой город, когда другие члены семьи теряют работу и т.п.).

Межличностный конфликт самый распространенный. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы: капитал, помещения, рабочую силу и т.п. Каждый из них стремится убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю. Межличностный конфликт может возникать также, например, между двумя кандидатами на повышение при наличии одной вакантной должности.

Конфликт между личностью и группой. Как показали эксперименты, проведенные Э. Мэйо в Хоторне, производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворять свои социальные потребности. Однако, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Например, кто-то захочет заработать побольше, перевыполняя нормы, а группа рассматривает такое поведение как негативное явление.

Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы или на почве выполнения должностных обязанностей. Например, когда руководитель предпринимает непопулярные дисциплинарные меры.

Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества групп как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. Типичным примером межгруппового конфликта является противостояние администрации организации и профсоюзом; противостояние линейных руководителей и работников функциональных служб. Часто из-за различия целей начинают конфликтовать функциональные группы внутри организации. Например, отдел сбыта ориентирован на покупателя, а производственные подразделения больше заботятся о соотношении прибыль-затраты.

Различают пять основных способов преодоления конфликта: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблем.

Уклонение от конфликта, т.е. не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями.

Сглаживание - поведение, которое диктуется убеждением, что не стоит сердиться, потому, что "мы все - одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку". Стиль сглаживания может привести в конечном итоге к серьезному конфликту, так как проблема, лежащая в основе конфликта не решается.

Принуждение, т.е. попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других, ведет себя агрессивно и для влияния на других использует власть путем принуждения. Этот стиль может быть эффективным в ситуациях, когда начальник обладает значительной властью над подчиненными. Недостаток этого стиля в том, что он подавляет инициативу подчиненных, создает опасность того, что при принятии управленческого решения не будут учтены какие-либо важные факторы.

Компромисс характеризуется принятием точки зрения другой стороны. Высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит до минимума недоброжелательность и часто дает возможность быстро разрешить конфликт. Однако использование компромисса на ранних стадиях конфликта, возникшего по поводу серьезной проблемы, может помешать правильному диагнозу проблемы. В результате принятые решения могут быть не оптимальными.

Решение проблем - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется этим стилем, не стремиться решить свои проблемы за счет других, а ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации.

 

Особенности организация управленческого труда.

Самоменеджмент руководителя

Труд менеджера (или управленческий труд) выделился из общего процесса производства в результате разделения, специализации и кооперации производства. Он направлен на организацию всех производственных процессов и обеспечение эффективного функционирования хозяйственной системы в целом и имеет свои особенности.

Во-первых, результаты труда менеджера в большинстве своем невозможно измерить прямо, он проявляется в показателях работы руководимого ими подразделения, т.е. косвенно, через труд других.

Во-вторых, в сфере управленческого труда мы имеем дело со специфическими предметами, орудиями, продуктами труда. Предметом труда в сфере управления выступает информация, орудиями труда - организационная и вычислительная техника, продуктом является также информация в форме документов, решений, распоряжений.

В-третьих, труд менеджера имеет высокую значимость, проявляемую, прежде всего, в цене ошибки. Ошибка рабочего оценивается стоимостью бракованной детали, ошибка директора может привести к банкротству предприятия.

Личные цели менеджера должны отвечать следующим требованиям: человек чувствует себя заинтересованным в их достижении; возможно успешное продвижение к ним малыми шагами; установлены временные пределы; четко установлен конкретный конечный результат.

Наряду с общими целями важно ставить перед собой и краткосрочные подцели и добиваться промежуточных успехов. Окружающая нас действительность и мы сами постоянно меняемся, поэтому цели нужно систематически анализировать и при необходимости пересматривать, искать наилучшие из имеющихся возможностей.

Специфика работы менеджера заключается в постоянном общении. Это может быть общение с деловыми партнерами, подчиненными, руководителем, клиентами. Поэтому важнейшая задача менеджера — научиться оставлять о себе благоприятное впечатление, т. е. научиться формировать хороший имидж.

В менеджменте принято различать управленческие и исполнительские функции. Чем выше должность менеджера в иерархии, тем больше удельный вес управленческих работ, и наоборот, чем ниже должность, тем больше исполнительских работ возлагается на менеджера.

Самоменеджмент - это наука и искусство эффективного применения базовых ресурсов личности (таких, как время, активность, платежеспособность, образованность); управления процессами жизнедеятельности личности (трудом менеджера, использованием свободного времени, карьерой); управления результатами деятельности менеджера (такими, как уровень квалификации, личные качества, имидж). Самоменеджмент помогает руководителю рационально организовывать свой труд и труд своих подчиненных; достигать профессиональные и жизненные цели; избегать стрессовых ситуаций; повышать работоспособность; получать удовлетворение от выполняемой работы.

Существуют разные точки зрения на понятие самоменеджмента. Довольно распространена узкая трактовка самоменеджмента как индивидуальной технологии использования рабочего времени. Немецкий специалист Л. Зайверт, например, дает такое определение: «Самоменеджмент — это последовательное и целенаправленное использование испытанных практических методов работы в повседневной деятельности, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время». Эффективное самоуправление объективно связано как с человеческой природой (биоритмами, генетической программой), так и с организацией вещей, людей, идей, отношений, социальным управлением.

Основная цель персонального менеджмента заключается в том, чтобы наилучшим образом использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (уметь самоопределяться), легче преодолевать внешние обстоятельства на работе и в личной жизни.

Определенные рабочие приемы и методы управления собой, своим временем, карьерой, имиджем составляют технику самоменеджмента.

Для повышения производительности самостоятельной работы:

1) составляйте на каждый день список дел, которые нужно непременно завершить, и список заданий, которые желательно выполнить;

2) упорядочьте задания по их важности;

3) находите ежедневно время для творческой работы, используя для этого время <без телефона> в утренние часы;

4) поручайте выполнение рутинной работы подчиненным (менее квалифицированным работникам);

5) проверяйте источники информации, чтобы избежать ошибок, запрашивайте информацию у первоисточника;

6) проанализируйте, насколько вы нетерпеливы, нервозны. Эти качества увеличивают потерю времени. Научитесь расслабляться, вырабатывайте у себя навык не торопиться;

7) усвойте одну из методик быстрого чтения. Это повысит ваши возможности в получении информации;

8) не стремитесь быть специалистом во всем, советуйтесь с профессионалами, сосредоточьте свои усилия на управленческих задачах.

В практике управления выработаны определенные стандарты, которые необходимо соблюдать при выполнении таких работ, как подготовка резолюций, докладов, оформление и написание деловых писем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.35.111 (0.019 с.)