Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка прогноза развития деятельности на основании данных управленческого анализа

Поиск

 

На основе рассчитанных данных в главе 2 определим нормы на один тур основных анализируемых показателей, сформируем гибкий бюджет и дадим анализ изменения прибыли в зависимости от изменения объемов продаж.

Сформированный гибкий бюджет представлен в таблице 3.1. При использовании гибкого бюджета затраты определяются для различных объемов туров. Переменные затраты изменяются вместе с изменением объемов туров, а постоянные остаются неизменными.

Таблица 3.1 - Формирование гибкого бюджета для турфирмы «Азия Тревел», руб.

Показатели Нормы на единицу Варианты объема продаж
     
Физический объем продаж, ед.        
Выручка от продаж, руб. 961,2 686 840 888 000 1 079 320
Переменные производственные расходы,в том числе: 504,5 353 150 456 572 554 950
прямые расходы, 333.7 233 590 301 998 367 070
оплата прямого труда 121.5 85 050 109 936 133 650
переменные ОПР, переменные коммерческие расходы 11,7 37,6 26 320 10 588 34 028 12 870 41 360
Маржинальный доход 476,7 333 690 431 428 524 370
Постоянные расходы в том числе:   249 600 249 600 249 600
ОПР   81 600 81 600 81 600
коммерческие расходы.   84 000 84 000 84 000
управленческие расходы   84 000 84 000 84 000
Всего затрат     706 172 804 550
Прибыль от продаж   84 090 181 828 274 770

 

Среди рассматриваемых вариантов бюджета наиболее вероятным является второй вариант. Гибкий бюджет позволяет определить изменение прибыли при уменьшении объемов продаж туров. Так, согласно данным таблицы 3.1 при уменьшении объемов продаж туров с 905 до 700 (на 23%) прибыль снизится на 97 738 руб. (на 54%), а при увеличении объемов продаж туров с 905 до 1100 (на 21%) прибыль увеличится 51%.

Проведем анализ причин снижения прибыли у туристической организации с использованием основного и гибкого бюджета методом отклонений и методом цепных подстановок. Исходные данные для анализа приведены в таблице 3.2. В этой же таблице приведены отклонения фактических значений показателей от гибкого бюджета и отклонения показателей гибкого бюджета от основного.

Таблица 3.2 - Исходные данные для выявления причин снижения прибыли, тыс. руб.

 

 

Показатели Факт Основной бюджет Гибкий бюджет Отклонения
факта от гиб­кого бюджета гибкого бюджета от основного
Объем продаж, ед.         -205
Выручка от продаж       -37 -201
Переменные расходы   456,6   - 13 - 103,6
Маржинальный доход   431,4   -24 -97,4
Постоянные расходы   249,6 249,6 20,4  
Прибыль от продаж   1 8 1,8 84,4 -44,4 -97,4

 

Анализ данных таблицы 3.2 показывает, что уменьшение прибыли, равное 141,8 тыс. руб. (181,8 тыс. руб. – 40 тыс. руб. = 141,8 тыс. руб.), было вызвано следующими основными причинами:

· снижением объемов продаж на 205 туров (905 ед. – 700 ед. = 205 ед);

· снижением средней цены продаж одного тура с 981,2 руб./ед. до 928,6 руб./ед., т. е. на 52,6 руб.;

· непропорциональным объему продаж снижением переменных расходов, которые должны были составить 353,17 тыс. руб. (456,6 тыс. руб.: 905 ед. Ч 700 ед. = 353,17 тыс. руб.), а составили 340 тыс. руб., т. е. снижение должно было составить 103,43 тыс. руб. (456,6 тыс. руб. – 353, 17 тыс. руб. = 103,43 тыс. руб.), а составило 116,6 тыс. руб. (456,6 тыс. руб. – 340 тыс. руб. = 116,6 тыс. руб.);

· увеличением постоянных расходов на 20,4 тыс. руб. (270 тыс. руб. – 249,6 тыс. руб. = 20, 4 тыс. руб.).

Для определения влияния отдельных факторов на основные показатели деятельности туристической организации можно также воспользоваться методом цепных подстановок. С этой целью определим влияние изменения объема продаж на маржинальный доход (табл. 3.3).

Согласно правилу 1 метода цепных подстановок для определения влияния изменения объема продаж на маржинальный доход нужно приращение объема продаж умножить на удельный маржинальный доход основного бюджета, т. е. (700 ед. – 905 ед.) Ч 476,7 руб./ ед. = – 97723 руб. = – 97,7 тыс. руб.

Таблица 3.3 - Исходные данные для определения влияния изменения объема продажна маржинальный доход

Показатели Основной бюджет Факт Отклонение факта от основного бюджета
Маржинальный доход, тыс.руб. 431,4   - 121,4
Объем продаж, ед.     -205
Удельный маржинальный доход, руб. 476,7 442,9 -33,8

 

Сравнение данных гибкого бюджета и фактического выполнения плана показывает, как туристическая организация соблюдает нормативы расходов и удерживает плановые цены продаж. Согласно гибкому бюджету цена одного тура составляет 981 руб. (687 тыс. руб.: 700 ед. = 981 руб.), а в соответствии с фактическими данными – 928 руб. (650 тыс. руб.: 700 ед. = 928 руб.), т. е. уменьшение цены продаж составило 981 руб. – 928 руб. = 53 руб. Следовательно, из-за уменьшения цены тура туристическая организация по факту недополучила 37,1 тыс. руб. (53 руб. * 700 руб. = 37 100 руб.).

Методом цепных подстановок можно также определить влияние изменения цены тура на выручку от реализации. Для этого используем правило 2 метода цепных подстановок, согласно которому приращение цены продаж надо умножить на цену продаж, т. е. (928 ед. – 981 ед.) * 700 ед. = = 37,1 тыс. руб. Следовательно, оба подхода обеспечивают одинаковые результаты.

Таблица 3.4 - Исходные данные для определения влияния изменения цен на выручку от реализации

Показатели Гибкий бюджет Факт Отклонение факта от гибкого бюджета
Выручка от реализации, тыс. руб.      
Объем продаж, ед.      
Цена одного тура, ру6./ед. 981,1 928,5 -53

 

Определим влияние изменения удельных переменных издержек (норм затрат) на величину переменных издержек. Исходные данные для анализа приведены в таблице 3.5.

Таблица 3.5 - Исходные данные для определения влияния изменения цен на выручку от реализации

Показатели Гибкий бюджет Факт Отклонение факта от гибкого бюджета
Переменные расходы, руб.     -13000
Объем продаж, ед.      
Удельные переменные расходы, руб./ед. 504,3 485,7 - 18,6

 

Воспользовавшись правилом 2 метода цепных подстановок, определяем влияние изменения удельных переменных издержек (норм затрат) на величину переменных издержек:

(485,7 руб./ед. – 504,3 руб./ед.) * 700 ед. = – 13 тыс. руб.

Аналогично имеется возможность рассчитывать отклонения по видам переменных постоянных затрат, видам туров, учитывать структурные сдвиги, а также выявлять резервы снижения общепроизводственных расходов.

Разработаем трехмесячный упрощенный прогнозный баланс основных показателей деятельности туристической организации «Азия Тревел», считая, что:

· при разработке баланса можно использовать нормы, рассчитанные в таблице 2;

· начиная с первого прогнозного месяц 2015 г., начинается реализация нового тура, в результате чего общий объем продаж в данном году увеличится на 30%, постоянные затраты возрастут на 5%;

· в последующих два месяца 2015 г. общий объем продаж будет возрастать на 15%, а постоянные затраты останутся на прежнем уровне.

С учетом приведенных исходных данных и данных таблицы 2.6 упрощенный прогнозный баланс приведен в таблице 3.6.

Таблица 3.6 - Упрошенный прогнозный баланс, тыс. руб.

Показатели Нормы на единицу Прогнозные периоды 2015 г.  
январь февраль март  
Объем продаж, ед.          
Выручка от продаж 0,9812 1153,0 1326,6 1525,8  
Переменные расходы 0,5045 593,3 662,1 754,5  
Маржинальный доход 0,4767 560,6 644,5 741,3  
Постоянные расходы   262,1 262,1 262,1  
Прибыль от продаж   298,5 382,4 479,2  
Рентабельность продаж,%          

 

Таким образом, анализ данных таблицы 3.6 показывает, что по отношению к базовому месяцу прибыль организации в первом прогнозном месяце 2015 г. возрастет на 116,7 тыс. руб., во втором на – 200,6 тыс. руб., в третьем на 297,4 тыс. руб. При этом, если рентабельность продаж в базовом месяце составляла 20%, то в первом прогнозном месяце 2015 г. она возрастет до 25%, во втором – до 29%, в третьем – до 31%.

 

Заключение

 

Современная российская экономика крайне нестабильна. Немногим коммерческим организациям удается продолжительно и эффективно работать на рынке.

Успех предпринимательской деятельности во многом определяется способностью руководителя выбрать из ряда альтернативных вариантов управленческих решений оптимальное, адекватное текущему моменту. Кроме того, необходимо правильно оценивать его будущие последствия.

Основным инструментом при формировании тактики и стратегии предприятия является система управленческого анализа.

Управленческий анализ – новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента.

Все организации, в том числе и ООО «Азия Тревел» имеют определенные цели своей деятельности. Для достижения этих целей руководители должны обладать необходимой информацией, которую предоставляют им специалисты по управленческому учету. Этот вид учета появился сравнительно недавно, он является частью информационной системы предприятия, имеет общие черты с традиционным финансовым учетом, однако в отличие от последнего не является обязательным. Для него не важны общепринятые учетные принципы, он используется относительно небольшой группой сотрудников и не предназначен для внешних пользователей.

Управленческий анализ призван превратить экономическую и неэкономическую информацию в пригодную для принятия решения. Логическая обработка, изучение, обобщение фактов, их систематизация, выводы, предложения, поиск резервов — все это задачи управленческого анализа, который призван обеспечить обоснованность управленческого решения и повысить его эффективность. Управленческий анализ дает оценку внутренних и внешних факторов создавшейся ситуации, общих тенденций раз- вития экономических процессов, возможных резервов повышения эффективности производства; предусматривает анализ степени напряженности и выполнения плана по всем видам показателей, изучение хода оперативного выполнения плана, влияющих на него негативных причин, путей их устранения

Таким образом, управленческий анализ позволяет всесторонне изучить работу экономического субъекта и определить перспективы его дальнейшего развития. Это осуществляется на основе ежедневно получаемых сведений о хозяйственных процессах, о движении тех или иных материальных ценностей и их немедленной аналитической обработки, позволяющей выявлять наиболее существенные отклонения от запланированных размеров, давать им оценку с точки зрения влияния на ожидаемое выполнение плановых заданий.

 

 

Список литературы

 

1. Бахрушина, М.А. Управленческий анализ / М.А. Бахрушина // учеб.пособие. 2-е изд. М.: Омега-Л, - 2012. - 432 с.

2. Вахрушина М.А. Управленческий анализ - Учебное пособие / Вахрушина М.А. – М.: «Омега-Л», - 2010. - 399 с.

3. Ермакова, Н.А. Контрольно-информационные системы управленческого учета / Н.А. Ермакова // М.: Экономист, - 2013. - 296 с.

4. Ершова С.А./ Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие. -СПб.: СПбГAСУ, 2010.-155 с.

5. Ефимова, О.В. Анализ показателей ликвидности / О.В.Ефимова // Бухгалтерский учет. - 2012. - № 6. – С. 54-5

6. Ефимова, О.В. Годовая отчетность для целей финансового анализа / О.В.Ефимова // Бухгалтерский учет. - 2009. - № 2. – С. 32-37.

7. Клишевич Н.Н., Скачко Г.А. современный инструментарий управленческого анализа // Бизнес в законе. 2011. №4.

8. Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / О.Н.Волкова. - М.: ПБОЮЛ, 2010. - 424 с. 4. – С. 58-62.

9. Любушин Н.П. Экономический анализ / Н.П. Любушин // учеб. 3-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, - 2013. - 575с.

10. Морозко Н.И. / Финансовый менеджмент: учебное пособие.-ВГНА Минфина РФ,2009, 197с.

11. Никифорова, Н. А. Управленческий анализ: учебник для магистров / Н. А. Никифорова, В. Н. Тафинцева; под общ.ред. Н. А. Никифоровой. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 442 с.

12. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 3-е изд. / Г.В.Савицкая. - Мн.: ИП «Экоперспектива», 2009. - 498 с.

13. Финансовое управление фирмой / В.И. Терехин, С.В. Моисеев, Д.В. Терехин, С.И. Цыганков; Под ред. В.И. Терехина. М.: ОАО «Издательство «Экономика»«, 2005, 450 с.

14. Финансовый менеджмент / Под ред. Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ, 2004, 331 с.

15. Финансы / Под ред. А.М.Ковалевой – 3-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2005.

16. Финансы предприятий / Под ред.проф. Н.Ф.Колчиной. – М.: ЮНИТИ, 2004, 163 с.

17. Шапорова О.А., Тюхова Е.А. Управленческий анализ в системе комплексного анализа деятельности предприятия // Российское предпринимательство. — 2011. — № 6 Вып. 1 (185). — c. 70-76.

18. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. М., 2011.

19. Шеремет А.Д., и др. Методика финансового анализа предприятия – М.: ВЛАДОС, 2013. – 441 с.

20. Экономика предприятия / Под ред. О.И.Волкова – М.: ИНФРА-М, 2011, 321 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.57.197 (0.011 с.)