Поэтика слова. Полнозначные слова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поэтика слова. Полнозначные слова.



1. Какое понятие шире по своему значению:

а – слово

б – лексема

2. Слово

а – имеет самостоятельное значение

б – приобретает его в контексте

3. Слово в практической поэтике:

а – любая лексема, использованная в художественном тексте;

б – любые графические знаки, значение которых зафиксировано в словаре;

в – минимальный сегмент письменного текста, отграниченный от других сегментов пробелами.

4. Значение слова в художественном тексте определяется:

а – мировоззренческими установками автора;

б – контекстом;

в – нормами литературного языка эпохи.

5. Нарушение норм литературного языка в художественном тексте:

а – всегда является источником новых смыслов;

б – может становиться основой смыслопорождения;

в – недопустимо.

6. Художественный смысл:

а – объективно существует в литературном тексте и может быть из него извлечен в процессе литературоведческого анализа;

б – рождается в сознании читателя благодаря механизмам смыслопорождения, объективно существующим в литературном тексте;

в – есть феномен читательского сознания, не связанный со структурными особенностями литературного текста.

7. Окказионализмы в художественном тексте:

а – результат словотворчества, введение в словарный запас языка новых слов;

б – обращают на себя внимание читателя, создавая тем самым специфическую игровую атмосферу;

в – созданы автором для данного контекста, чтобы точно обозначить некое явление, одновременно выразив свое к нему отношение.

8. Авторские примечания и комментарии в художественном тексте:

а – сигнализируют о том, что слово употреблено в авторском значении;

б – предоставляют читателю сведения, необходимые для того, чтобы понять события, о которых идет речь;

в- призваны убедить читателя в достоверности описываемых событий.

9. Ключевое понятие

а – важное понятие;

б – принадлежит сфере языка;

в – принадлежит концептосфере.

10. Определение ритма как «периодическое повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки»

а – слишком широко;

б – слишком узко;

в – неверно.

11.Если изменить размер стихотворения, смысл

а – останется прежним;

б – слегка изменится;

в – изменится принципиально.

12.Единица ритма в прозе:

а – стопа;

б – строфа;

в – колон.

13.Грамматические категории

а – безразличны к смыслообразованию;

б – участвуют в смыслообразовании в отдельных случаях;

в – участвуют в смыслообразовании всегда.

14.Основных характеристик ключевого слова:

а – одна

б – две

в – три и / или больше

15. Ключевыми можно считать слова, которые

а – обладают в данном тексте самой высокой частотностью;

б – появляются в «сильных позициях» текста (начало и конец);

в – обладают не только высокой частотностью, но и способностью изменять свое значение в разных контекстах.

16. Заглавие рассказа Тургенева “Бирюк” – это:

а– ключевое слово;

б – ключевое понятие;

в – элемент текста.

17.Пробел – это:

а – пустое место;

б – место, не заполненное словами;

в – смыслообразующий механизм.

Поэтика слова. Служебные слова.

1. Служебные слова можно считать:

а – «упаковочным материалом»;

б – грамматическими связками;

в – элементами смыслообразования.

2. Служебные слова играют роль:

а – вспомогательную, только на уровне содержания;

б – только на уровне смысла;

в – и на уровне содержания, и на уровне смысла.

3. В смыслообразовании участвуют:

а – частицы

б – частицы и некоторые союзы;

в – все служебные слова.

4. Служебные слова на смысловом уровне создают возможность:

а – воплощения экспрессии;

б – смысловой вариативности;

в – выражения отношения к сказанному.

5. служебное слово и структурное слово:

а – разные понятия;

б – относительные синонимы;

в – два понятия, называющие одно и то же явление.

6. Служебное слово может:

а – играть структурообразующую роль;

б – быть основой смысловой доминанты;

в - нейтрально по отношению к смыслу.

7. История литературы

а – не может подтвердить смыслообразующую роль служебных слов;

б – отчасти подтверждает смыслообразующую роль служебных слов;

в – отрицает смыслообразующую роль служебных слов.

8. Что может стать носителем смысла:

а – полнозначное слово;

б – служебное слово;

в – отсутствие слова (пробел).

 

Если Вы без особого труда ответили на вопросы, сдать зачет не составит особого труда. Но если хотите не только знать, но и понять, что та кое смыслообразование, и если у Вас есть время и желание подумать, попробуйте:

- открыть тайну смыслообразования первой фразы повести А. Платонова «Сокровенный человек»: «Фома Пухов не одарен чувствительностью: он на гробе жены вареную колбасу резал, проголодавшись вследствие отсутствия хозяйки»;

- перечитать, что написано в пособии о стихотворениях А. Ахматовой «Хочешь знать, как все это было…» и «Он любил…». И после этого попробуйте посмотреть, изменятся ли смыслы (а если изменятся, то как именно), если принять, что первое написано не от первого, а от третьего лица, а второе было написано через полгода после того, как А. Ахматова вышла замуж за Н. Гумилева;

- прочитать, как кардиологи читают кардиограмму, полиметрическую композицию цикла С. Есенина «Персидские мотивы»:

Х5 – Х5 – Ан3 – Х4 – Х5 – Ан3 – Д3 – Х5 – Х5 – Х5 - Х5 - Х5 - Х5 - Д3 – Х6 - Ан3 – Д4 – Х6 – Х6 – Д4 – Д4 – Х6 – Х5 – Д4 – Д(ольник) – Х4 – Я4.

Если представить ее как систему комплексов, она может выглядеть так:

Х5 – Х5

Ан3 – Х4 – Х5 – Ан3

Д3 – Х5 – Х5 – Х5 - Х5 - Х5 - Х5 - Д3

Х6 - Ан3 – Д4 – Х6 – Х6 – Д4 – Д4 – Х6

Х5 – Д4 – Д(ольник) – Х4

Я4.

Сначала попробуйте понять, почему она именно так разделена на комплексы, поищите свой вариант, а затем «прочтите» по ней логику развертывания цикла, находя подтверждения или опровержения вашего прочтения в стихах.

 

Поэтика высказывания

 

1. Авторское высказывание это

а – книги;

б – романы, повести, поэмы;

г – произведения, тексты, эстетические объекты.

2. Универсальные свойства художественного высказывания:

а- единство, целостность, диалогичность;

б – индивидуально-биографическая принадлежность, социально-историческая обусловленность, национально-культурная детерминированность;

в – метафоричность, интертекстуальность, полисемантичность.

3. Единство художественного высказывания обеспечивается

а – композицией;

б – развитием темы;

в – сюжетно-композиционным строением.

4. Считать ли единством:

а – стихотворения, написанные А. Блоком;

б–сборник городских романсов;

в–все стихотворения XIX века с заглавием “Осень”.

5. «Единство» и «целостность» с точки зрения М.М. Бахтина:

а – абсолютные синонимы;

б – относительные синонимы;

в – соотносимые, но разные понятия.

6. Основанием для классификации понятий «единство» и «целостность» художественного высказывания могут служить:

а – тема и идея;

б – сюжет и композиция

в – форма и содержание

7. Отличие понятия «целостность» от понятия «единство» в том, что:

а – единство – особая организация художественного материала, а целостность – это сам эстетический объект;

б – это синонимы, принципиальных отличий нет;

в – единство включает отношения части и целого, а целостность предполагает нечто безусловно неделимое на всех стадиях создания и восприятия художественного высказывания.

8. Целостность художественного высказывания это:

а – особая организация художественного материала;

б – хранилище смыслов;

в – эстетический объект.

9. Кому принадлежит утверждение: «Слово – это драма, в которой участвуют три персонажа (это не дуэт, а трио)»:

а – известному английскому драматургу Пинтеру. В них выражена концепция нового западноевропейского театра ХХ века;

б – М.М. Бахтину и выражают идею диалогичности художественного слова;

в- слова никому не принадлежат, они всеобщи, у каждого есть свои права на слова.

10. Диалог – это:

а–беседа;

б–обмен информацией;

в–сопоставление и столкновение точек зрения, мнений.

11. Что определяет принципиальную внутреннюю диалогичность на уровне слова:

а – слово не может быть авторским, моим или чьим-либо еще индивидуально;

б – слово не может быть только авторским, только моим или только чьим-либо еще индивидуально;

в – «ничьих» слов не бывает.

12. Текст диалогичен:

а–если автор посвящает его кому–то;

б – потому что слово диалогично по своей природе:

в – если есть диалог персонажей.

13. Цитата:

а – то, что в авторском тексте выделено кавычками;

б – любая отсылка к чужому высказыванию.

в – точное воспроизведение чужих слов.

14. Диалогично слово:

а – по своей природе;

б – только если это цитата;

в – если высказывается противоположное мнение.

15. Цитата может отсылать:

а – к конкретному тексту;

б – к любому тексту, который вспомнит читатель;

в – к корпусу текстов.

15. В авторском тексте цитата

а – остается элементом текста-источника

б – безраздельно принадлежит тексту

в – оказывается элементом двух текстов («чужого» и авторского)

Основная функция цитаты

а – демонстрация эрудированности автора

б – формирование смыслов за счет текста источника

в – указание на диалог с текстом-источником

 

Если у Вас все в порядке с ответами и на эту «угадай-ку», можете, если хотите, подумать.

I. Какая из точек зрения Вам кажется убедительной и почему?

1. «Произведение искусства – это нерасторжимое единство эстетического объекта и артефакта («внешнее материальное произведение» – М.М. Бахтин). Эстетический объект сосредоточивает в себе сущность художественного творения, а артефакт гарантирует ему стабильность, сохранность, доступность для восприятия. Эстетический объект как бы таится в артефакте и открывается сознанию зрителя, слушателя, читателя разными гранями и с различной мерой полноты».

«В ряде своих качеств внешнее материальное произведение нейтрально к эстетическому объекту. Так, размер букв в рукописной или печатной книге значим лишь для удобства чтения, не более. Вместе с тем артефакт частично входит в эстетический объект и становится активным фактором художественного впечатления. Так, к примеру, выделение отдельных слов особым шрифтом или индивидуально-авторское использование заглавных букв становятся художественно значимыми. Оставаясь принадлежностью внешнего материального произведения (артефакта), эти грани авторского создания одновременно составляют звено эстетического объекта»

Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2000. С. 146–147.

 

«…Теоретический внешний взгляд на текст как на объект аналитического изучения и внутреннее читательское пребывание в художественном мире не могут быть сведены друг к другу однозначными причинно-следственными отношениями. И чем бесспорнее воплощение жизненной реальности в «неживом» тексте, тем яснее творческий характер произведения. Оно не готовый результат для потребления, а воплощенный творческий процесс, не раз навсегда данный ответ, а заданный вопрос, заключающий в себе путь для каждый раз нового и самостоятельного решения. Между композицией текста и структурой воплощенного в нем жизненного мира всегда есть «зазор» – преодолевается он не просто заранее готовыми знаниями и теориями, а переходоим этих знаний в здесь и сейчас происходящее созерцание, понимание и творческое воссоздание всего разделенного».

«Художественная целостность выступает не как организующий принцип, навязывающий элементам произведения схему их организации, своего рода «идею порядка», а как нечто внутренне присущее этим элементам, точнее, процессу и энергии их взаимодействия»

Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория художественной целостности. М., 2002. С.50, 51.

 

2. В пособии сказано, что «целостность – это распредмечиваемые смыслы», «содержание эстетической деятельности < автора или читателя>… направленной на произведение» (М.М. Бахтин). Термином «распредмеченные смыслы» активно пользуются в герменевтике. Сопоставьте точку зрения, данную в пособии, и в герменевтике. Какая из них вам кажется более приемлемой и почему?

«Суммарно все смыслы составляют сознание – как индивидуальное, так и общественное».

 

«Индивидуальности различаются по богатству системы смыслов, и если у человека совсем малое число смыслов входит в его рефлективную деятельность и онтологическую конструкцию, то это может быть даже признаком психического заболевания».

«Смыслы существуют не «в голове», а в культуре общества. В силу этого они выступают как ценности, ценности общественного бытия и общественного сознания».

«Смыслы понимаются именно потому, что они являются общественными ценностями, которые дескриптивно представлены реципиенту».

«Искусство – важнейший источник пополнения человеком инвентаря известных ему и новых для него смыслов»

Богин Г.И. Сущность и происхождение смыслов // Богин Г.И. Обретение способности понимать. Электронная версия.

 

II. Вот стихотворение одного из современных поэтов, которое структурно напоминает пушкинское «Свободы сеятель пустынный…». Как Вы думаете, какую роль здесь играет цитата, и какой вариант диалогических отношений дал возможность автору продекларировать один из принципов постмодернизма:

В.О. Сарту

уже февраль

достал чернила

плачу плачу

и – ни хрена

Макаров-Кротков А.Ю. Дезертир. Книга стихов.

М., 1995. С. 64.

 

Анализ авторского высказывания.

1. Цель анализа:

а – аргументировать свое понимание текста;

б – ответить на заданные вопросы;

в – поиск путей к пониманию текста.

2. Анализ классического (линейного) текстопостроения предполагает:

а – анализ сюжета и композиции;

б – анализ системы персонажей;

в – анализ пространственно-временной структуры.

3. «Целостный анализ» это:

а – анализ целостности;

б – системный анализ;

в – анализ смыслов произведения.

4. Системный анализ – это:

а – анализ системы стихосложения;

б – анализ по определенной системе;

в – анализ отношений между элементами текста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.049 с.)