Профессиональный стандарт педагогической деятельности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональный стандарт педагогической деятельности



Основу создания критериальной базы для определения соответствия требованиям занимаемой должности и квалификационным категориям задает профессиональный стандарт, разработанный на основе анализа педагогической деятельности. Напомним, что в соответствии с Порядком аттестации педагогических работников (см. Приложение 2), именно оценка профессиональной деятельности является основой для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников.

Разработанная модель профессионального стандарта педагогической деятельности, с позиций системно-деятельностного и подхода включает совокупность компетенций, обеспечивающих решение основных функциональных задач педагогической деятельности (см. рис 2).

 

 

Рис. 2. Модель профессионального стандарта педагога с позиций

Системы деятельности

 

 

Под компетентностью,как уже отмечалось, в данной разработке понимается системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющие успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Считаем важным еще раз подчеркнуть, что требования к компетентности педагога определяются функциональными задачами, которые он реализует в своей деятельности. Профессиональный стандарт педагогической деятельности включает систему требований к компетентности педагога, определяющих в своей целостности готовность к реализации педагогической деятельности и определяющих успешность ее выполнения.

В соответствии с разработанным профессиональным стандартом квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей:

1. Компетентность в области личностных качеств.

2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.

3. Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.

4. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.

5. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.

6. Компетентность в организации педагогической деятельности.

Применение системно-деятельностного подхода позволяет нам ответить на вопрос о содержании (предмете) оценки и самооценки в процессе аттестации. Иными словами, становится понятным, что в процессе анализа и самоанализа педагогической деятельности важно ответить на вопросы о том, как педагог осуществляет целеполагание, мотивирует учеников, разрабатывает программы и принимает педагогические решения, организует деятельность, обеспечивает ее информационное наполнение.

Проверка взаимосвязей выделенных компетенций и общего показателя успешности педагогической деятельности показала (см. рис. 3), что все компетенции связаны между собой системой прямых связей, значимых на высоком уровне достоверности (р < 0,001). Они также связаны с общим показателем успешности педагогической деятельности на высоком уровне достоверности (р < 0,001).

 
 

 


Рис. 3. Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью

Педагогической деятельности

 

Проведенный качественный анализ с использованием метода фокус-групп также показал, что эксперты (руководители и специалисты системы образования) высоко оценили значимость выделенных в стандарте компетенций для обеспечения успешности педагогической деятельности.

На основе проведенного концептуального анализа и экспериментальной апробации было выделено по три показателя для каждой из компетенций (см. рисунок 4).


 

Рис. 4. Структура педагогической компетентности

 

Описание базовых компетенций педагогической деятельности и их показателей представлено в Приложении 3.

Для удобства использования выделенных компетентностей в процессе аттестации была проведена их декомпозиция по уровням квалификации, созданы компетентностные портреты педагогов различных квалификационных категорий.



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.80.173.217 (0.006 с.)