Обсуждение результатов присвоения квалификационной категории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обсуждение результатов присвоения квалификационной категории



 

Методика экспертной оценки уровня квалификации педагогической деятельности позволяет провести анализ среднего уровня развития различных педагогических компетенций среди педагогов, принявших участие в апробации. Регрессионный анализ полученных данных позволяет также сказать, какие из компетенций педагогической деятельности вносят больший, а какие меньший вклад в итоговую оценку уровня квалификации педагога и присваиваемую ему в ходе аттестации квалификационную категорию.

 

Определение среднего уровня развития каждой из компетенций педагогической деятельности. Построение общего компетентностного профиля.

Для определения среднего уровня развития каждой из компетенций педагогической деятельности были посчитаны средние оценки уровня развития компетенций каждого из педагогов, участвовавших в апробации, а затем определены среднеарифметические показатели по всем педагогам.

В итоге был получен общий компетентностный профиль педагогов трех регионов Российской Федерации (Псковская область, Ставропольский край, Ярославская область). Он представлен на рисунке 8.

Рис. 8 Общий компетентностный профиль педагогов Псковской области, Ставропольского края и Ярославской области

 

Анализ представленных данных позволяет сделать следующие выводы:

• Уровень развития педагогических компетенций представлен, в среднем, достаточно равномерно. Средние показатели по всем компетенциям находятся в диапазоне от 4,2 до 4,4 баллов.

• Наиболее высоко экспертами были оценены педагогические компетенции в обеспечении информационной основы педагогической деятельности (4,39) и в области организации педагогической (учебной) деятельности (4,36). Чуть ниже – в области мотивирования обучающихся на осуществление учебной деятельности (4,35) и в области личностных качеств (4,34).

• Ниже остальных экспертами были оценены педагогические компетенции в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений (4,27) и в постановке целей и задач педагогической деятельности (4,25). Данные компетенции, согласно экспертной оценке, хуже всего развиты у сегодняшних педагогов.

• Сопоставление средних оценок уровня развития педагогических компетенций с нормативной таблицей для определения соответствия требованиям первой или высшей квалификационным категориям позволяет получить следующую картину:

1. В целом по выборке уровень развития компетенций в обеспечении информационной основы педагогической деятельности, в организации педагогической деятельности, в мотивировании учебной деятельности и в области личностных качеств можно отнести к высшей квалификационной категории (от 4,3-х баллов и выше).

2. Оценки уровня сформированности компетенций в разработке программы деятельности и принятия педагогических решений и в постановке целей и задач педагогической деятельности в среднем можно отнести к первой квалификационной категории (от 3,3 до 4,29).

Отметим, что рассматриваемая выборка представлена исключительно педагогами, претендовавшими на первую и высшую квалификационные категории.

Подводя общий итог можно сказать, что компетенции в разработке программы деятельности и принятия педагогических решений и, особенно, в постановке целей и задач педагогической деятельности являются наиболее проблемными для современных педагогов. Они требуют к себе первоочередного внимания как со стороны учителей, желающих повышать уровень своего профессионализма, так и со стороны органов управления качеством образования.

 

Сравнение итоговых оценок уровня квалификации педагогических кадров, полученных на основе действующих аттестационных процедур и по результатам настоящей методики (экспертной оценки педагогической деятельности).

Итоговые оценки уровня квалификации педагогов, принявших участие в апробации, могут быть представлены двумя показателями:

1) Квалификационные категории, реально присвоенные педагогам в ходе аттестации на основе действующих на сегодняшний день процедур и контрольно-измерительных материалов.

2) Квалификационные категории, рассчитанные на основе экспертной оценки педагогической деятельности.

Для того чтобы оценить, являются ли данные показатели тождественными или между ними существуют различия большей или меньшей степени выраженности, был проведен анализ имеющихся между ними корреляционных связей. Рассматривались категории, присвоенные аттестуемым педагогам и категории, которые они должны были бы получить по результатам экспертной оценки. Проведенный анализ показал, что коэффициент корреляции между данными показателями составляет 0,61 и является достоверным на 1% уровне значимости.

Таким образом, рассмотренные показатели тесно связаны между собой, но не тождественны, и не могут рассматриваться как взаимозаменяющие. Иными словами, разработанная методика дает схожие, но не идентичные существующим методам результаты. Для того чтобы оценить, какая из оценок уровня квалификации является более точной и дает более обоснованные результаты, был проведен корреляционный анализ вклада каждой из компетенций педагогический деятельности в данные показатели.

 

Определение компетенций, вносящих наибольший вклад в присвоенную педагогам в ходе аттестации квалификационную категорию.

Для определения вклада каждой из компетенций педагогической деятельности в итоговый показатель был проведен регрессионный анализ данных апробации и построено линейное уравнение регрессии. В результате были получены коэффициенты, отражающие вклад каждой из компетенций в присвоенную педагогу квалификационную категорию. Данные коэффициенты могут рассматриваться как коэффициенты корреляции, очищенные от влияния остальных факторов (других педагогических компетенций) и варьируются в тех же пределах (от -1 до 1).

Полученное уравнение регрессии имеет следующий вид:

ПК = (0,43 × ПД) + (0,33 × ОПД) + (0,17 × ЛК) +

(0,07 × ИОД) – (0,03 × ПЦ) - (0,02 × МД) - 1,61

Где: ПК – Коэффициент профессиональной квалификации.

ПД (э) -Экспертная оценка компетентности в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений (среднее значение).

ОПД (э) -Экспертная оценка компетентности в области организации педагогической (учебной) деятельности (среднее значение).

ЛК (э) -Экспертная оценка компетентности в области личностных качеств (среднее значение).

ИОД (э) -Экспертная оценка компетентности в области обеспечения информационной основы деятельности (среднее значение).

ПЦ (э) -Экспертная оценка компетентности в области постановки целей и задач педагогической деятельности (среднее значение).

МД (э) -Экспертная оценка компетентности в области мотивации учебной деятельности (среднее значение).

-1,61 – Свободный член регрессионного уравнения.

 

В основе расчетов данного уравнения лежит следующая шкала, отражающая различные квалификационные категории:

1 – Соответствие занимаемой должности.

2 – Первая квалификационная категория.

3 – Высшая квалификационная категория.

Из представленного уравнения видно, что вклад различных компетенций в итоговый показатель представлен крайне неравномерно. Выявленная неравномерность может объяснятся, как субъективными представлениями экспертов о большей или меньшей значимости той или иной компетенции, так и спецификой действующих процедур и КИМов, не позволяющих в должной мере оценить все стороны и направления профессиональной деятельности педагогов.

Как видно из представленного уравнения, наибольший вклад в итоговую оценку уровня квалификации педагогической деятельности согласно действующим процедурам вносит компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений. Далее следует компетентность в организации педагогической (учебной) деятельности. Существенно меньший вклад в итоговый показатель вносят компетенции в области личностных качеств и в области обеспечения информационной основы педагогической деятельности. Вклад компетентности в постановке целей и задач педагогической деятельности и компетентности в мотивировании учебной деятельности вообще характеризуется как отрицательный. Однако, с учетом крайней незначительности связей, данные показатели могут быть просто исключены из представленного уравнения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.01 с.)