Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На русском языке публикуется впервые

Поиск

Натан Эзрин, Ричард Фокс

 

ПРИУЧЕНИЕ

К ГОРШКУ

За 1 день


 

 

Минск 2010


УДК 613.95 ББК 51.28 Э29

 

 

Перепела с английского К. В. Литвина по изданию: TOILET TRAINING IN LESS THAN A DAY / Nathan H. Azrin and Richard M. Foxx

 

На русском языке публикуется впервые

 

Охраняется законом об авторском праве. Нарушение ограничений, накладываемых им на воспроизведение всей этой книги или любой ее части, включая оформление, преследуется в судебном порядке.


 

ISBN 0-671-69380-8 (англ.) © 1974 by Nathan Н. Azrin and Richard M. Foxx
ISBN 978-985-15-0911-5 (рус.) © Перевод. Издание на русском языке.
  Оформление. ООО «Попурри», 2010

 

ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ

 

В разработке нового метода обучения нам помо­ гало огромное количество людей. Р. С. Стек и П. Ле­ висон обеспечивали необходимую административ­ ную поддержку и содействие. Эфтон Ярвис и Анджела Фосс выполняли обязанности воспитателей и рабо­ тали с детьми, участвовавшими в научном исследо­ вании. Использование метода приучения малышей к горшку стало возможным благодаря исследователь­ скому отделу Министерства психического здоровья штата Иллинойс. Наброски были созданы Джоанной Флорес, а Тим и Грег Хильдебрандты придумали иллю­ страции к этой книге.

 

Особую благодарность мы хотим выразить мате­ рям и детям, которые участвовали в данном проекте.


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Приучение детей к горшку с помощью нового метода стало для нас захватывающим приключе­ нием.

 

Мы — психологи, изучающие процесс обучения в целом и способы его активизации в частности, поэтому считаем своим долгом открывать новые возможности тем людям, которые больше всего страдают от проблем в сфере обучения. Человек с особенностями развития бывает настолько беспо­ мощен, что не может самостоятельно одеваться, есть, разговаривать или отправлять естественную нужду. О таких людях мало кто вспоминает, и они являются, пожалуй, наиболее уязвимыми элемента­ ми общества.

 

Цель нашего исследования заключалась в том, чтобы помочь людям с серьезными отклонениями повысить уровень дееспособности и удовлетворен­ ность жизнью. Результаты нас приятно удивили. Благодаря разработанным нами методам эти люди научились есть, одеваться, приводить себя в порядок и воздерживаться от агрессии; при помощи особых стимулов их мотивировали проявлять активность и добиваться поставленных целей. Нам стало по­ нятно: положение не безнадежно — интенсивные обучающие программы позволяют людям с особен­ ностями развития вести нормальный образ жизни.

 

Одной из самых важных нерешенных проблем было отправление естественных нужд такими людь­ ми. Большинство из них, даже будучи взрослыми,


не умеют делать этого самостоятельно. Поэтому мы разработали метод, направленный на решение этой проблемы, который дал положительные результаты в 95 процентах случаев. В среднем уже через три дня люди с особенностями развития могли самостоятель­ но отправлять нужду. Мокрое, испачканное белье осталось в прошлом всего лишь после нескольких дней интенсивного обучения.

 

Следующим этапом нашего исследования стал поиск методов, позволяющих обучить пользованию туалетом маленьких детей. Результаты превзошли все наши ожидания: обычному ребенку потребова­ лось менее чем полдня для того, чтобы научиться са­ мостоятельно отправлять нужду.

 

Но наша история на этом не закончилась. Мы спросили себя: могут ли новые методы обучения быть приемлемыми для малышей с особенностями разви­ тия? Оказалось, что могут. Реагируя на вербальные сигналы, такие дети обучались пользоваться горш­ ком менее чем за день.

 

Так мы прошли полный круг в своих исследова­ ниях. Пытаясь повысить уровень дееспособности людей с особенностями развития, мы разработали эффективный метод, позволяющий обучить их само­ стоятельно отправлять естественные нужды. При­ менение метода в отношении нормальных детей так­ же было успешным, но потребовало некоторых изменений, которые, в свою очередь, оказались по­ лезными в работе с малышами, отстающими в разви­ тии.

 

Мы не придерживаемся какого-то определенно­ го теоретического направления. Наша программа многое заимствует из различных подходов к воспи­ танию детей. Мы постарались заменить негативное влияние традиционного способа приучения к горш­


ку на положительное. Основываясь на медицинских фактах, мы не рекомендуем начинать занятия с ре­ бенком до тех пор, пока он не будет готов к этому физически, а также в том случае, если у него есть какие-либо проблемы со здоровьем. Хотелось бы отметить действенность метода Павлова в данном исследовании: обучение основано на установлении ассоциативной связи между расслаблением сфинкте­ ра и стимулом (горшком или детским сиденьем для унитаза), также имитации и так называемом социаль­ ном влиянии. Последнее выражалось в использова­ нии куклы, которая «писала в штанишки», и в опыте взаимодействия в социальной среде. Новый метод — это не практическое применение какой-либо тео­ рии о детском воспитании, а скорее комбинация множества различных подходов к воспитанию ре­ бенка.

 

Для ускорения процесса обучения не нужно ис­ пользовать никаких хитроумных приспособлений, поскольку мы сделали все для того, чтобы он был простым, приятным и интересным.

Сюрпризом для нас стало отношение матерей к новому методу. Одна за другой они выражали вос­ торг по поводу того, что «наконец-то» хоть кто-то за­ нялся такой важной проблемой воспитания.

 

Тем не менее наши разработки помогают не толь­ ко матерям, но и детям. Нашей целью было сделать процесс приучения к горшку одним из самых прият­ ных в жизни малыша. Не может быть и речи о том, чтобы сердиться на ребенка или шлепать его. Наобо­ рот, малышу выказывают любовь, его хвалят, обнима­ ют и делают центром внимания, о нем заботятся. Обычно в ответ на это ребенок улыбается, смеется, прислушивается к родителям и с энтузиазмом реаги­ рует на их просьбы. Как правило, в конце процесса


обучения малыш полон гордости и чувства удовлетво­ ренности; он охотно делится своими ощущениями с родителями и друзьями. Это счастливое состояние малыша является, пожалуй, самым приятным аспек­ том нашего метода обучения.


 

Глава 1

 

Здесь и далее прим. перев.


на горшок или унитаз. Это происходит при отправле­ нии как большой, так и малой нужды. Ребенок ни ра­ зу не пописал в горшок, а по-большому сходил толь­ ко однажды, когда у него был понос и он просто не мог сдерживаться. Мы буквально на грани срыва. Пытались одевать сыну тренировочные трусики*, но он категорически отказался их носить. Похоже, наш ребенок совсем не испытывает дискомфорта от мокрого подгузника, а иногда даже не дает поме­ нять его.

 

Мы оба расстроены

 

Моему сыну 3 года и 2 месяца. Начиная с 2-летне­ го возраста он ходит на горшок по-большому. Но проб­ лема состоит в том, что малыш отказывается туда пи­ сать. Я не раз пыталась приучить его к одноразовым трусикам. Он носит их примерно две недели, а по­ том выясняется, что это абсолютно бесполезно. Такое ощущение, что сын не может сдерживать мочу более получаса. Поэтому мне пришлось снова начать одевать ему памперсы. Я разговаривала по этому поводу с пе­ диатром. Он посоветовал оставить ребенка в покое, но мне кажется, что в его возрасте уже пора научить­ ся ходить на горшок.

 

Он даже не собирается этого делать!

 

У меня двое детей: сыну 2 года и 8 месяцев, доч­ ке 11 месяцев. Сына я начала приучать к горшку, ко­ гда ему исполнилось 2 года. До сих пор он не упрямил­ ся и писал практически всегда, когда я сажала его на горшок. Но мальчик редко заранее говорит мне, что хочет в туалет, поэтому я не одевала ему одноразовые


 

* Тренировочные трусики — вид детского белья. Имеют впитыва­ ющий слой, как подгузники, но снимаются и одеваются, как обычные трусики.


трусики. А какать в горшок малыш даже и не соби­ рается. Он ждет, пока его снимут с горшка. Я никог­ да не наказываю ребенка за это, но стараюсь убедить его в том, как это классно — делать свои дела в гор­ шок, и прошу в следующий раз заранее предупредить меня о том, что ему надо в туалет. Но все безрезуль­ татно. Я стараюсь сохранять терпение и надеюсь: если не сегодня, то, может быть, завтра?

 

Мы уже все перепробовали!

 

Нашему сыну 3 года и 6 месяцев. Мы с ним нику­ да не выходим и перепробовали все, что только можно.

 

Только в штанишки...

 

Похоже, у нас возникла проблема с нашим сы­ ном, которому 4 года и 6 месяцев. Мальчик не ходит в туалет по-большому и всегда делает это только в шта­ ны. Он наш младший ребенок, у него есть сестра и брат. Я начала приучать его к горшку в 2 года, но мои попытки завершились полным крахом. Он оставался сухим всю ночь, все утро и до тех пор, по­ ка я не укладывала его спать днем. Когда ему исполни­ лось почти 3 года, мы переехали в другой штат. Через две недели после переезда сын обнаружил, что может писать в горшок стоя, и на этом проблемы закончи­ лись. Следующей осенью он пойдет в школу, поэтому мы действительно очень беспокоимся. Испробова­ но все, что только можно, но ни один из методов не помог.

 

Совсем не хочет учиться ходить на горшок!

 

У нас действительно большая проблема. Наше­ му сыну сейчас 3 года и 4 месяца. Он вообще не хочет учиться ходить на горшок! Я считаю, что принуж­


дать ребенка бесполезно, поэтому пробовала читать ему, хвалить, уговаривать, поощрять, но он упирает­ ся. Мальчик постоянно возмущается, когда я одеваю ему одноразовые трусики. Иногда сын ходит на гор­ шок по-маленькому, но по-большому — никогда. У не­ го сложный характер, и нам кажется, что все это из-за его упрямства. А еще сыну абсолютно все равно, мокрые или сухие на нем трусики. Он — обычный ре­ бенок. Многим вещам мальчик научился довольно рано. Кроме хождения на горшок, конечно.

 

Пробовали и поощрения, и наказания...

 

Мой сын, восьмой ребенок (всего у меня 9 де­ тей), 3-летний мальчик, не приучен к горшку. Я про­ бовала и поощрения, и наказания, но безуспешно. Так как в доме есть старшие дети, он много разгова­ ривает и вообще хорошо развит, умеет читать с 2 лет. Моей младшей дочери 1 год и 2 месяца. Ее пока не приучали к горшку, но с моей точки зрения это нор­ мально.

 

Мне не хочется этим заниматься

 

Нашему сыну только 1 год и 4 месяца, поэтому у нас еще есть время для того, чтобы научить его хо­ дить на горшок. Но я уже сейчас этого боюсь. По­ влияет ли мое настроение на сына? Муж переживает по поводу того, как приучить ребенка к горшку, но ведь заниматься этим должна именно я!

 

Я пытаюсь сделать это уже 8 месяцев...

 

Моя малышка (ей 2 года и 8 месяцев) практически всегда милая, сговорчивая и послушная. Ходить и го­ ворить она начала очень рано. Уже знает алфавит и цифры, может прочитать простые слова. Вообще-то дочка — замечательный ребенок, если не учитывать


того, что у меня никак не получается приучить ее к горшку. Я пыталась сделать это на протяжении 8 ме­ сяцев! Почему она не слушается, агрессивно реаги­ рует? Я думала, мне известны все подходы: что-то я узнала в медучилище, что-то — из книг по воспита­ нию, многое мне советовали другие мамы, дети кото­ рых самостоятельно ходят на горшок.

 

Я испробовала все, что только можно придумать!

 

Моей малышке 2 года и 6 месяцев. Я пыталась приучить ее к горшку на протяжении нескольких ме­ сяцев, когда ей было примерно полтора года или чуть больше. Но результата до сих пор нет. Дочка отлично справляется, если нужно пописать в горшок, но вот сходить туда по-большому она отказывается. Малыш­ ка либо сидит на горшке и плачет, либо говорит, что уже все сделала в штанишки. Когда я снимаю ее с гор­ шка, то обнаруживаю, что дочка сдерживалась. Че­ рез некоторое время она доделывает все свои дела

 

в трусики. Раньше у нашей малышки иногда появля­ лась сыпь на животике. Обычно мы объясняли ей это тем, что она не умеет ходить на горшок. Я пробовала одевать дочке одноразовые трусики, но и это не дало результата. Однажды мы с мужем на неделю уехали

 

в отпуск и оставили дочку с невесткой. У нее двое де­ тей, девочки 11 и 9 лет. Я надеялась, что хоть она справится. Но, перепробовав множество способов, невестка сделала вывод, что наша дочь не такая, как все. Я наказывала малышку; говорила ей, что от нее плохо пахнет и что никто не захочет с ней играть, если она делает свои дела в штаны; пыталась исполь­ зовать взрослый унитаз вместо детского* и даже ста­

 

* Детский унитаз — приспособление для малышей. Обычно имеет съемный «горшок» под сиденьем, который моется после использо­ вания.


ралась не обращать никакого внимания на ее продел­ ки. Но все безрезультатно! Наш педиатр сказал, что ма­ лышка сама все сделает, когда будет к этому готова. Но я нахожусь на грани срыва, пытаясь найти хоть какое-нибудь решение.

 

Он даже не пытается!

 

Моему сыну 2 года и 6 месяцев, но он даже не пы­ тается ходить на горшок.

 

Я никогда не смогу приучить дочь к горшку!

 

Моей дочери 2 года и 1 месяц, и я пытаюсь при­ учить ее к горшку вот уже 3 месяца. Она достаточно умный ребенок, но часто ленится и не всегда слушает­ ся. Даже не знаю, что делать. Боюсь, у меня вообще не получится приучить ее к горшку.

 

Это просто нереально!

 

Моему сыну 2 года и 6 месяцев, и он отказывает­ ся ходить на горшок. Мальчик просто идет в другую комнату и там делает это в штаны. Малыш может схо­ дить на горшок, если я напомню ему, но самостоя­ тельно он этого никогда не сделает. У меня также есть дочка (ей 2 месяца), но проблемы с сыном нача­ лись еще до того, как она родилась.

 

Понятия не имею, что еще от меня требуется

 

Моему ребенку 2 года и 6 месяцев. Ему просто на­ плевать на горшок. Не думаю, что следует принуждать его, но тогда непонятно, что вообще необходимо делать, чтобы приучить ребенка к горшку.

 

Внучка до сих пор не ходит сама в туалет

 

Моей внучке 5 лет, но она до сих пор писает и ка­ кает в штаны.


До сих пор!...

 

Нашему сыну почти 6 лет. Он не отсталый — так показали результаты обследования. Кроме того, его осмотрели педиатр и уролог. Врачи не нашли ника­ ких физиологических причин, которые могли бы пре­ пятствовать его приучению к туалету. Я испробовала все, что только приходило мне в голову. Я на грани бе­ зумия. Мне крайне необходима помощь!

 

Мальчиков труднее приучить к горшку

 

Моему сыну всего 2 года, но я уже готова начать приучать его к горшку. Кроме того, я мать троих де­ вочек, и мне постоянно напоминают о том, что при­ учать к горшку мальчиков гораздо труднее, поэтому я с удовольствием возьмусь за изучение вашего ме­ тода.

 

Ему все равно!

 

Моему сыну 3 года, и он не обращает никакого внимания на то, что мы пытаемся приучить его к гор­ шку.

 

На грани срыва

 

У меня трое детей (3, 2 и 1 год), четвертый родит­ ся со дня на день. Двоих старших малышей я меся­ цами пыталась приучить к горшку, но у меня ничего не вышло. Поэтому я отчаянно нуждаюсь в помощи — иначе не написала бы вам это письмо.

 

Смышленая, но упрямая

 

Моей дочери 2 года и 6 месяцев, и у нас есть проб­ лемы с хождением на горшок. Дочка сидит на горш­ ке, но не делает туда свои дела. Она достаточно умна для своего возраста, но мне кажется, что ей мешает такое отрицательное качество, как упрямство.


Она знает, как это делается, но...

 

Моей дочке 2 года. У нас есть еще один ребенок, которому 3 месяца. Я просто на грани срыва! Дочка знает, как пользоваться горшком, и даже иногда хо­ дит в него, особенно если мы находимся не дома, но она время от времени нет-нет да и намочит шта­ нишки. Как приучить ее всегда ходить на горшок? К вашему методу хочу обратиться и тогда, когда на­ станет время приучать к горшку нашего младшего сына.

 

Сидим на горшке более 3 часов подряд

 

Сыну 1 год и 6 месяцев. Он отказывается воспри­ нимать наши попытки приучить его к горшку. Как только мне кажется, что дело наконец сдвинулось с мертвой точки, все опять возвращается на круги своя. Несколько раз сын просился на горшок поболь­ шому, но в последнее время он перестал сообщать о своей нужде. Когда я подозреваю, что ему хочется

 

писать, то усаживаю его на горшок, но он может си­ деть на нем часами, прежде чем у него что-нибудь по­ лучится. Малыш почему-то терпит столько, сколько вообще может. Я не могу этого понять — ведь, когда у него получается, он так горд собой. Мы поощряем сына, обнимаем, хвалим его, даем что-нибудь вкус­ ное. Он научился всему, что нужно уметь в его возрас­ те, раньше, чем требовалось, и мы давно думали, что уже пора учить его ходить на горшок самостоятельно. Нам предстоит поездка за границу, поэтому хотелось бы получить какие-то результаты до отъезда. При­ учение к горшку превращается в настоящую битву. Мне кажется, что это может негативно сказаться на психике ребенка, и я очень переживаю. Он такой упрямый... Можно ли как-то нейтрализовать послед­ ствия неудачного обучения с помощью вашего мето­


да? Не знаю, что еще можно сделать, потому что по­ стоянная борьба и разочарование бесконечно меня волнуют.

 

Я недавно родила

Я недавно стала мамой и очень заинтересована

в приучении ребенка к горшку. Моему малышу 3 ме­

 

сяца, и я думаю, что скоро мне придется столкнуться с этой проблемой.

 

НОВЫЙ МЕТОД И ЕГО ОЦЕНКА

 

Как возник наш метод?

 

Итак, мы выяснили, что проблемы возникают и в том случае, если родители не приучают ребенка

 

к горшку, и тогда, когда используют традиционные ме­ тоды обучения. До недавнего времени не существова­ ло каких-либо особых рекомендаций по улучшению процесса обучения, как, впрочем, и сколь-нибудь дей­ ственных методов. К счастью, не так давно специали­ сты по обучению все-таки заинтересовались данной проблемой и разработали программы, которые дей­ ствительно дают наилучший результат и превосхо­ дят традиционные способы по научным критериям. Авторы этой книги предложили усовершенствован­ ные методы воспитания и получили абсолютно но­ вый комплекс процедур, который минимизирует основные трудности традиционных способов обуче­ ния. В настоящее время данный метод имеет больше преимуществ, чем все остальные. Мамам маленьких детей больше не нужно бояться приучения ребенка

 

к горшку.

 

Был ли опробован этот метод?

 

Для оценки этого метода было проведено офи­ циальное исследование. С его помощью более двухсот детей научились пользоваться горшком, из них око­ ло тридцати участвовали в официальном экспери­ менте.


По каким критериям отбирают детей для проведе ­ ния эксперимента по проверке метода?

В эксперименте участвовали дети в возрасте от

 

1 года и 8 месяцев до более чем 4 лет. Мы набирали как мальчиков, так и девочек. Некоторые дети уже хо­ рошо разговаривали, другие использовали лишь два-три слова. Многих малышей уже безуспешно пыта­ лись приучить к горшку родители, родственники, соседи, воспитатели детского сада «Достойное нача­ ло»*, в то время как остальные еще не знакомились

 

с новым навыком. Одни родители называли своих детей «маленькими исчадиями ада», другие считали своих отпрысков «послушными ангелами». Были сре­ ди них внимательные и сговорчивые малыши, встре­ чались также пассивные и неувлекающиеся. Кто-то был единственным ребенком у родителей, а кто-то рос в многодетной семье, где ни один из малышей не был приучен к горшку.

 

Образовательный уровень матерей также был различным: от начальной школы до университета. Отцы детей работали в разных сферах: разнорабо­ чие, доктора, психологи, учителя, священники, кон­ сультанты, художники и т. д. Встречались и безработ­ ные. Некоторые семьи были неполными, в других матери оставляли детей с нянями, родственниками или соседями. Отношение к тому, что ребенок не умеет самостоятельно ходить на горшок, варьирова­ лось от простого любопытства до отчаяния и неверия

 

в то, что ситуация может измениться. Обычно отец считал, что заниматься приучением ребенка к горш­ ку должна мать. Многие родители не скрывали своего

 

* «Достойное начало» («Head Start») — государственная програм­ ма обучения в США, используемая в детских садах. Осуществляет подготовку детей (в основном из семей с низким уровнем дохода)

в возрасте от 2 до 5 лет к школе.


по-большому, он обучается также вытираться. За­ тем он встает, надевает штаны, берет горшок, акку­ ратно, чтобы ничего не расплескать, выливает со­ держимое в унитаз, сливает воду и ставит горшок на место. После того как ребенок научился все это де­ лать, матери нет необходимости контролировать ситуацию. Итак, малыш не просто самостоятельно ходит на горшок — он отлично знает, что и как с ним делать.

 

Успешность метода

 

Все без исключения дети в возрасте 2 лет и стар­ ше, которые хоть как-то поддавались воспитанию и родители которых не были против обучения, хо­ рошо восприняли новый метод. В эксперименте не

участвовали дети, еще не способные реагировать
на стимулы, исходящие от родителей, и малыши

в возрасте менее 2 лет. Только два ребенка не до конца обучились хождению на горшок, поскольку их отцы были категорически против эксперимента. Эти исключения подтверждают тот факт, что папы малышей тоже должны быть абсолютно уверены в желании научить своего ребенка ходить на гор­ шок самостоятельно еще до того, как начнется обу­ чение. Вероятно, самый лучший способ изменить мнение таких отцов — это переложить на них обязан­ ность по смене мокрых подгузников.

 

Преимущества нового метода после обучения

 

Оказалось, что наш метод имеет свои преимуще­ ства как для родителей, так и для ребенка и после окончания обучения. Процесс не имеет никаких негативных последствий. Обычно ребенок очень счастлив и горд тем, что смог овладеть новым навы­ ком.


 

Прощайте, подгузники!

 

Многие мамы рассказывали нам о том, что само­ стоятельность их чада переносилась и на другие действия, к примеру ребенок начинал сам есть или одеваться. Они отмечали, что процесс обучения спо­ собствовал развитию личности малыша: сейчас он ощущает себя более независимым, неравнодушен к своему внешнему виду, а привычка избегать мать сменилась на гордость за себя. Ребенок стал лучше реагировать на инструкции родителей. Неожидан­ ным плюсом оказалось то, что треть детей перестали писать в постель по ночам. Как мы и ожидали, мамы подтвердили, что преимущества метода для них не­


оспоримы: теперь больше нет повода стыдиться или переживать за малыша, появилось больше свободно­ го времени. Для многих мам ребенок стал источником гордости и радости, а не помехой и тягостной обязан­ ностью. Вывод очевиден: конфликты между детьми и родителями, возникающие из-за неумения ребенка самостоятельно справлять нужду либо вызванные тра­ диционными методами приучения к горшку, решены при помощи нового метода обучения.

 

Приятный процесс

 

Дети с удовольствием участвовали в эксперимен­ те. В процессе обучения все внимание воспитателя бы­ ло сосредоточено на ребенке, которого постоянно направляли, хвалили и поощряли. Каждому действию малыша уделялось особое внимание, а неодобрение выражалось только в том случае, если он писал в шта­ ны, что у большинства детей происходило всего раз или два. В конце процесса обучения ребенок обычно с гордостью демонстрировал приобретенные навыки всем желающим.

 

Доводим обучение до конца

 

В течение нескольких месяцев после эксперимен­ та мамы уже обученных детей регулярно отчитыва­ лись об их успехах. Все малыши поддерживали резуль­ таты на должном уровне в течение двух лет. В среднем количество случаев, когда ребенок мочился в штаны, снизилось на 90 процентов в первый день после обу­ чения, на 95 процентов на третий день и на 99 процен­ тов, то есть практически прекратились, к концу неде­ ли. Если это и происходило, то всего лишь в результате болезни или слишком неудобной одежды.


Глава 3

 

ПЛАН ОБУЧЕНИЯ

 

Цели обучения

 

Цель нашего метода — научить вашего ребенка са­ мостоятельно справлять нужду, так же как это делают взрослые, без потребности в постоянной похвале, на­ поминании или помощи. Для достижения этой цели малыш должен научиться садиться на горшок, сни­ мать и надевать штанишки, спокойно сидеть на горш­ ке до тех пор, пока не помочится, вытираться, если это необходимо, выливать содержимое горшка в уни­ таз, сливать воду, ставить горшок па место и справлять нужду до того, как в этом возникнет острая необходи­ мость.

 

В помощь методу

 

Перед тем как начать, обеспечьте себя всеми не­ обходимыми предметами. Вам понадобятся полая кук­ ла, которая «писает в штанишки», и горшок. Также пригодятся приятные на вкус напитки, конфеты и дру­ гие лакомства, несколько пар одноразовых трусиков. В главе 4 применение этих предметов описывается бо­ лее подробно. В главе 7 вы найдете список наиболее часто задаваемых вопросов и ответы на них, а также таблицы.

 

Демонстрация как метод. Логическое обоснование

 

Чем чаще ребенок писает, тем больше у вас воз­ можностей приучить его к горшку, поэтому давайте ему пить все, что он захочет.


Во время обучения ничто не должно отвлекать внимание ребенка, поэтому выберите ту часть дома, где вам не помешают другие члены семьи.

 

Прежде всего покажите ребенку, где находится горшок, а также научите его снимать и надевать тру­ сики.

 

Так как мочеиспускание наиболее вероятно в рас­ слабленном состоянии, объясните малышу, что ему следует сидеть тихо до тех пор, пока он не пописает.

 

Словарный запас ребенка еще ограничен, поэто­ му ваши инструкции должны отличаться краткостью и простотой и сопровождать каждое ваше действие.

 

Поскольку речь малыша еще недостаточно разви­ та, покажите ему куклу, которая «умеет ходить на гор­ шок», — в этом и состоит имитационное обучение.

 

Чтобы подкрепить вербальные указания, с по­ мощью рук показывайте ребенку, что ему следует делать, особенно если он не реагирует на ваши реп­ лики.

 

Для того чтобы мотивировать малыша самостоя­ тельно ходить на горшок, выказывайте ему свое одо­ брение. Для усиления эффекта можно использовать похвалу, объятия, награду, особенно когда ребенок мочится в горшок и самостоятельно избавляется от его содержимого.

 

Чтобы привить ребенку важность чистоты, дай­ те ему понять, что его будут хвалить еще и значимые для него люди, находящиеся вокруг. Постоянно напо­ минайте малышу, что каждое правильно совершенное им действие будет одобрено.

 

Необходимо сделать упор и на личную гигиену. Постоянно выражайте ребенку свою радость от его чистоты и опрятности, а как только малыш сходит на горшок, хвалите его исключительно за то, что он остался сухим.


Иногда малыш все же будет писать в штаны. При этом вам следует выражать свое неприятие и взволнованность. Для того чтобы продемонстри­ ровать свою озабоченность и не терять направлен­ ности на усвоение ребенком необходимых навыков, попросите его самостоятельно сменить мокрую одежду. Подобная реакция с вашей стороны исклю­ чает привычные придирки, брань или физическое наказание и позволяет сохранять доброжелательную атмосферу.

 

Почему метод дает быстрые результаты

 

Наш метод гарантирует быстрые результаты, по­ скольку основан на привлечении внимания, увеличе­ нии количества мочеиспусканий, развитии навыков одевания, формировании привычки расслабляться перед мочеиспусканием, обучении посредством ими­ тации, указании с помощью рук взрослого, какие дей­ ствия должен совершать ребенок, повышении моти­ вации малыша, освоении понятия личной гигиены и ее важности в социуме. Традиционные же способы приучения ребенка к горшку подразумевают лишь некоторые из этих факторов. Если мать применяет описанные здесь методы в нужное время и в нужном месте, ребенок легче и быстрее овладеет новым ви­ дом деятельности. Если же какие-то процедуры опу­ скаются, то обучение усложняется и занимает боль­ ше времени.


 

 

Глава 4

 

Общие мысли

 

С какого возраста?

 

Если вашему ребенку 1 год и 8 месяцев, он, скорее всего, уже готов к обучению по нашему методу. Но пом­ ните, что у детей одного возраста может быть разный уровень психического и физического развития. Что­ бы определить, готов ли ваш ребенок к обучению, проведите три простых теста: на контроль за моче­ испусканием, на физическое развитие и на способ­ ность выполнять инструкции.

 

Тест на контроль за мочеиспусканием

 

1) Писает ли ваш ребенок много за один раз, или он делает это по чуть-чуть в течение дня?

 

2) Способен ли он оставаться сухим в течение нескольких часов?

 

3) Знает ли ребенок о том, что ему надо в туалет: принимает ли он при этом определенные позы, кор­ чит ли гримасы?

Если вы ответили «да» на все три вопроса, зна­ чит, ваш ребенок способен контролировать свой мо­ чевой пузырь и готов к обучению. Отрицательный ответ на третий вопрос не является препятствием для освоения нового навыка, потому что не все дети демонстрируют свое желание помочиться.


Тест на физическое развитие

 

1) Хорошо ли развита у ребенка мелкая мотори­ ка: способен ли он брать в руки предметы?

 

2) Может ли он перемещаться из комнаты в ком­ нату без посторонней помощи?

 

Если да, то ваш малыш достаточно развит физи­ чески и готов к обучению.

 

 

Приучение к горшку на кухне

 

Напитки

 

Во время обучения вам понадобится много раз­ ных напитков. Их также следует использовать как поощрение. Кроме того, напитки будут вызывать у ре­ бенка частые позывы к мочеиспусканию, что, в свою очередь, предоставит вам больше возможностей обучить его ходить на горшок. Большинство детей любят безалкогольные напитки, фруктовые соки и молоко. Во избежание расстройства желудка не смешивайте последнее с фруктовыми соками.

 

Какой горшок выбрать?

 

Выбор горшка для своего малыша является де­ лом очень ответственным. От этого напрямую зави­ сит успех приучения к нему ребенка.

 

Лучше выбрать стульчик-горшок. Перед его по­ купкой обязательно проверьте, чтобы емкость легко


вставлялась и доставалась. Кроме того, у горшка долж­ на быть удобная ручка, чтобы ребенок без вашей по­ мощи мог вылить его содержимое в унитаз.

 

 

У стульчика-горшка емкость легко вставляется и достается

В продаже также имеются музыкальные горшки, которые начинают играть, когда ребенок пописает. Как только малыш сделает это, обязательно похвали­


 

 

Этапы обучения

 

Последовательность действий

 

Ниже вы найдете подробное описание всех эта­ пов процесса обучения. Они перечислены в той по­ следовательности, в которой их следует выполнять. Хотя большинство действий совершаются одновре­ менно и в различных комбинациях, каждое из них рассматривается по отдельности. Наглядный пример вы найдете в главе 6. В этой же главе вы прочитаете о том, как и почему надо проводить каждую процеду­ ру, а также узнаете, как скомбинировать все описан­ ные действия.

 

Что и когда делать: ваш ребенок уникален

 

Некоторые действия вы будете выполнять регу­ лярно с определенными интервалами, в частности на­ поминать ребенку сходить на горшок через каждые пятнадцать минут или проверять штанишки. Кое-что придется сделать лишь в начале обучения, например использовать куклу, которая «писает» в штанишки. Инструкции даются почти постоянно, в то время как направлять действия ребенка следует лишь тогда, когда он не реагирует на ваши слова. Хвалите малыша только после того, как он успешно освоил какое-либо действие. Запомните: ваш ребенок особенный. При­ знавая это, вы позволяете определять, как и когда


должен быть применен тот или иной способ обуче­ ния. В результате вы вынуждены подстраивать под ма­ лыша свои инструкции. Во всех описанных ниже дей­ ствиях объясняется, как изменить подход к обучению, если ребенок делает определенные успехи.

 

Кукла, «писающая» в штанишки

 

Снимаем кукле трусики

 

Возможно, вам придется наклонить куклу или вы­ тащить из нее пробку. Это зависит от модели игруш­ ки. Когда из куклы польется струя воды, попросите ре­ бенка обратить на это внимание, может быть, даже дотронуться до воды — он должен понять, что про­ исходит. Как только кукла начнет «писать», пусть ма­ лыш похвалит ее («Долли большая девочка, она дела­ ет “пи-пи” в горшок!»), похлопает в ладоши, погладит куклу по голове, чтобы выразить свою радость по по­ воду того, что она «помочилась» в горшок. Тут же ска­ жите малышу, чтобы он дал кукле угощение. Конечно, кукла не сможет съесть лакомство, но малыш обяза­ тельно получит что-нибудь вкусненькое, если будет совсем большим и сходит на горшок, как кукла. Если ребенок вас понял и кивком или словами подтвер­ ждает, что «будет хорошим мальчиком / девочкой», позвольте ему съесть какое-нибудь лакомство.


 

Возвращаем емкость на место

 

Как долго использовать куклу

 

Демонстрационные упражнения с куклой должны выполняться до тех пор, пока ребенок не поймет, что такое «успешно ходить на горшок». Обычно для этого требуется не более часа. В конце данного этапа ребенок научится самостоятельно выливать мочу


в унитаз, поймет, что его будут хвалить за правильное хождение на горшок и выражать недовольство за мокрые трусы, а также осознает необходимость спо­ койно сидеть на горшке перед мочеиспусканием.

 

Инструкции

 

Основной метод обучения — это вербальные инструкции. Чтобы они были эффективными, их на­ до облекать в такую форму, которая соответствует уровню развития речи малыша. Ниже приводится несколько правил, которые нужно соблюдать, форму­ лируя для ребенка вербальные инструкции.

 

Называйте малыша по имени

 

Чтобы дать указание после периода молчания, назовите ребенка по имени — так он будет знать, что вы обращаетесь к нему. Скажите: «Марти, сходи к гор­ шочку», а не «Иди к горшочку» и не «Иди к горшоч­ ку, Марти».

 

Находитесь рядом

 

Перед тем как озвучивать указания, сократите дистанцию между вами и ребенком. Будьте на рас­ стоянии вытянутой руки. Эта близость даст вам воз­


можность направлять действия малыша, если он не знает, чего вы от него хотите.

 

Указывайте

 

Когда это возможно, кивайте во время инструк­ ций или указывайте пальцем на куклу, трусики, гор­ шок либо любой объект, о котором идет речь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.138 (0.023 с.)