Учет краткосрочных активов: денежных средств и дебиторской задолженности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учет краткосрочных активов: денежных средств и дебиторской задолженности



Все хозяйствующие субъекты хранят свою денежную наличность в соответствующих учреждениях банков и осуществляют расчеты по обязательствам:

­ в порядке безналичных расчетов через эти учреждения банков;

­ наличными в случаях и пределах, установленных нормативными документами Национального банка Республики Казахстан.

Для хранения денежной наличности и осуществление расчетов учреждения банков Республики Казахстан открывают:

­ расчетные счета – юридическим лицам, состоящим на хозяйственном расчете, имеющим самостоятельный баланс, прошедшим государственную регистрацию в органах Министерства юстиции Республики Казахстан;

­ текущие счета – учреждениям, находящимся на местном бюджете, бюджетным учреждениям по их внебюджетным средствам, общественным организациям и физическим лицам, занимающимся производственной и коммерческой деятельностью;

­ бюджетные счета – учреждениям, находящимся на бюджете Республики Казахстан;

­ корреспондентские счета – банкам второго уровня в учреждениях Национального банка и друг у друга в соответствии с Правилами расчетов на основании корреспондирующих соглашений;

­ валютные счета открываются субъектам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность и реализующим продукцию на валюту;

­ специальные счета открываются субъектам для обособленного хранения денежной наличности, используемой на специальные цели.

Задачи учета денежной наличности могут быть сформулированы в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете и финансовой отчётности» следующим образом:

­ обеспечение субъекта, а также других заинтересованных лиц, полной и достоверной информацией о наличии и движении денежной наличности;

­ обеспечение информацией, необходимой государственным органам для контроля соблюдения законодательств Республики Казахстан при осуществлении субъектом денежных, расчетных и валютных операций.

Учет операций с денежной наличностью осуществляется на счетах 10 раздела «Денежные средства» Типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности субъектов Республики Казахстан.

Касса предприятия предназначена для хранения, приема и выдачи наличных денежных средств (в национальной и иностранной валюте), а также денежных документов (ценных бумаг, бланков строгой отчетности).

Прием, хранение и выдача наличности в кассе ведется в соответствии с правилами ведения кассовых операции, которые утверждаются Национальным банком Республики Казахстан.

За организацию кассового хозяйства и соблюдение правил ведения кассовых операции отвечает руководитель. Для этого он должен обеспечить:

­ изолированное помещение для кассы и ее оснащение средствами охранно-пожарной сигнализации;

­ хранение денежной наличности и денежных документов в сейфах или несгораемых шкафах;

­ сохранность денег в кассе, а также при доставке их из банка или сдаче в банк;

­ страхование кассы в страховых компаниях;

­ хранение денег в кассе в разумных пределах и использование денег из выручки в минимальных размерах;

­ заключение договора с кассиром о его полной индивидуальной материальной ответственности.

Ключи и печати хранятся у кассира. Учтенные дубликаты ключей в опечатанных кассиром пакетах хранятся у руководителя предприятия. Хранение в кассе ценностей, не принадлежащих предприятию запрещается.

Прием денег в кассу осуществляется по приходным кассовым ордерам (ф. КО−1), подписанным главным бухгалтером. Физическому или юридическому лицу, внесшим деньги в кассу, выдают квитанцию о приеме денег (отрывная часть ордера), подписанную главным бухгалтером и кассиром. При приеме денежных билетов и монет в платежи кассиры обязаны руководствоваться «Признаками порядка определения платежных знаков».

Выдачу денег из кассы оформляют расходными кассовыми ордерами (ф. КО−2)или надлежащим образом оформленными платежными ведомостями, заявлением на выдачу денег, счетами и другими документами подписанными руководителем и главным бухгалтером. Получатель расписывается в кассовом ордере и указывает полученную сумму в тенге прописью.

Приходные и расходные кассовые ордера и заменяющие их документы выписываются бухгалтерией четко и ясно чернилами или шариковой ручкой.

Подчистки, помарки и исправления, даже оговоренные, в кассовых ордерах не допускаются.

Выписанные кассовые ордера или заменяющие их документы регистрируются в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. КО−3), который открывается отдельно на приходные и расходные кассовые документы. В нем указывают: дату и номер приходного и расходного ордера и целевое назначение поступивших или израсходованных денег (на выплату заработной платы, премий, стипендий, командировочных и других расходов).

Прием и выдача денег по кассовым ордерам производится только в день их оформления. Получив ордера, кассир обязан проверить: наличие и подлинность подписей руководителя и главного бухгалтера, правильность их оформления, наличие указанных в ордерах приложений. После совершения операций ордера подписывает кассир, а приложенные к ним документы погашаются штампом или прописью: «Получено» или «Оплачено» с указанием числа, месяца и года.

Учет кассовых операций кассир ведет в Кассовой книге, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью, количество листов в ней заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера.

Основные бухгалтерские проводки по учету денежной наличности в кассе в национальной и иностранной валюте приведены в таблице 2.1.

В соответствии с действующим законодательством все субъекты обязаны хранить денежные средства на расчетном счете в обслуживающем их учреждении банка. Для открытия расчетного счета в банк предоставляются следующие документы:

­ заявление на открытие счета;

­ карточка с образцами подписей и оттиском печати;

­ справка органа налоговой службы, подтверждающая факт постановки субъекта на налоговый учет;

­ копия свидетельства о государственной регистрации;

­ копия устава;

­ копия учредительного договора (при числе учредителей более одного). Все копии должны быть нотариально заверены.

 

Таблица 2.1 − Учет наличности в кассе

№ п/п Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
  Поступление наличными от покупателей:    
- за проданные товарно-материальные ценности; 1010, 1010/1  
- задолженности по векселям полученным. 1010, 1010/1  
  Поступления наличными в кассу:    
- неиспользованных подотчетных сумм; 1010,1010/1  
- в погашение предоставленных работникам займов; 1010,1010/1  
- в возмещение материального ущерба и недостач. 1010,1010/1  
  Поступления наличности со счетов в банке:    
- валютного счета; 1010/1  
- с расчетного счета;    
- со специальных счетов.    
  Отражение сумм полученных авансов наличными:    
- под поставку товарно-материальных запасов;    
- под выполнение работ и оказания услуг.    
  Отражение полученного дохода хозяйствующего субъекта:    
- от основной деятельности при оплате наличными    
  Оплата наличными стоимости приобретенных:    
- нематериальных активов;    
- основных средств;    
- материалов; 1310-1350,  
- товаров.    
  Выдача наличных в подотчет и займов своим работникам:    
  Оплата наличными авансов:    
- под поставку товарно-материальных запасов;    
- под выполнение работ и услуг.    
  Сдача наличности в банк:    
- через инкассаторов или через почтовое отделение связи;    
- на валютный счет;    
- на расчетный счет.    
  Отражение стоимости выкупленных у акционеров собственных акций за наличные.    
  Оплата из кассы:    
- задолженности поставщикам и подрядчикам;    
- заработной платы работникам;    
- расходов, связанных с реализацией товаров;    
- общих и административных расходов.    
         

Операции по расчетному счету регулируются действующим законодательством и производятся, как правило, на основании письменных приказов владельца счета в пределах свободного остатка денежных средств и с согласия (акцепта) владельца счета. Без согласия владельца счета списание средств производится при взыскании недоимок по платежам в бюджет, штрафов и в других случаях, для которых установлен бесспорный порядок взыскания средств по распоряжениям взыскателей.

Все платежи со счетов субъектов, включая платежи в бюджет и выплату заработной платы, осуществляются в порядке календарной очередности поступления в банк расчетных документов (наступления сроков платежей).

Для оформления операций по расчетному счету и другим счетам в банке служат следующие документы: чек, объявление на взнос наличными, платежное поручение, расчетный чек, платежное требование-поручение.

По счетам субъектов банк открывает лицевые счета (в двух экземплярах под копировальную бумагу). Первый является выпискойиз лицевого счета и выдается хозяйствующему субъекту, второй - лицевым счетом. Выписка заверяется подписью исполнителя и оттиском печати банка «Для выписок». Выписки выдаются в сроки, установленные по согласованию с субъектом лицам, имеющим право первой или второй подписи, или другим работникам по доверенности субъекта. Выписки могут быть высланы по почте, либо выданы через абонентские ящики, оборудованные банком в удобном для клиента месте. В получения выписки представитель клиента расписывается на лицевом счете или в отдельной карточке.

Закрытие расчетного счета производят по заявлению его владельца: при изменении характера деятельности субъекта, повлекшего утрату хотя бы одного из признаков, предусмотренных соответствующим нормативным актом для открытия расчетных счетов (наличие самостоятельного баланса и др.); по решению органа, создавшего данный субъект; при отсутствии записей на счете в течение трех месяцев. В случае закрытия счета, а также при изменении наименования субъекта либо номера счета владелец счета обязан возвратить банку чековые книжки с оставшимися неиспользованными чеками, указав их номера в прилагаемом заявлении, подтвердить остаток средств на расчетном счете.

Основные бухгалтерские проводки по учету денежных средств на расчетном счете приведены в таблице 2.2.

Операции по расчетному счету учитываются в журнале-ордере № 2 и в ведомости к журналу-ордеру № 2. Записи в журнале-ордере № 2 и ведомости к нему производятся на основании выписок банка и приложенных к ним документов.

Предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность с предприятиями, расположенными в разных странах должны вести особого рода операции - валютных операции, т.е. расчеты за товары и услуги в этих условиях приходится вести с применением различных видов иностранной валюты.

Таблица 2.2 − Учет наличности на расчетном счете

№ п/п Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
  Поступление платежей от покупателей:    
- по счетам и получению;    
- по векселям.    
  Поступление денежных средств:    
- от дочерних, зависимых товариществ и совместно-контролируемых юридических лиц;   1220-1230
- процентов и дивидендов по ценным бумагам;    
- арендной платы по основным средствам, переданным на условиях долгосрочной аренды;    
- из кассы;    
- переводов в пути;    
- остатка неиспользованного аккредитива.    
  Поступление сумм вкладов в уставной капитал от учредителей:    
- акционерного общества;    
- товарищества.    
  Отражение сумм полученных авансов:    
- под поставки товарно-материальных запасов;    
- под выполнение работ и оказания услуг.    
  Зачисление доходов хозяйствующего субъекта, полученных от:    
- основной деятельности;   6010-
- неосновной деятельности.   6210-6280
  Зачисление кредитов полученных в банке или от внебанковских учреждений.   3010-4030
  Перечислено с расчетного счета:    
- за приобретенные ценные бумаги; 1120-1150  
- на аккредетивный счет;    
- на депонирование денежных средств в чековых книжках;    
- на специальный счет;    
- расходы будущих периодов; 1420-2920  
- авансы под поставку товарно-материальных запасов под выполнение работ и оказания услуг; 2910-2910  
- начисленные проценты;    
- поставщикам и подрядчикам;    
- бюджету подоходный налог с юридических лиц;    
- налог на добавленную стоимость;    
- прочие налоги;    
  Выдано наличными в кассу.    
  Оплачены расходы:    
- по реализации товаров, готовой продукции;    
- общие и административные расходы.    

 

Валютные операции возникают при наличии внешнеэкономической деятельности субъекта.

Валюта - денежные единицы, принятые государствами, как законное платежное средство или официальные стандарты стоимости в наличной и безналичной формах в виде банкнот, казначейских билетов и монет, в том числе из драгоценных металлов, а также средства на счетах, в том числе в международных денежных и расчетных единицах. Существуют понятия валюты: национальная, резервная и свободно-конвертируемая.

Под национальной валютой понимают валюту конкретной страны, например в Республике Казахстан национальной валютой является тенге.

Резервная валюта - это валюта других стран из числа наиболее устойчивых в экономике.

Свободно-конвертируемая валюта – это валюта, которая свободно и неограниченно обменивается на другие виды иностранных валют,

Движение валютных средств и проведение операции в иностранной валюте регулируется законодательными актами государства.

Лицензирование банковских операций с иностранной валютой осуществляется Национальным банком Республики Казахстан. Порядок выдачи лицензии на осуществление валютных операций регламентировано “Положением о порядке лицензирования деятельности связанной с использованием иностранной валюты”.

Основные правила проведения валютных операций в Республике Казахстан:

­ все платежи по операциям между резидентами должны производиться в валюте Республики Казахстан;

­ платежи по операциям между резидентами и нерезидентами осуществляются по соглашению сторон в любой валюте;

­ официальный курс тенге к денежным единицам иностранных государств для целей налогообложения, бухгалтерского учета и таможенных платежей устанавливает Нацбанк Республики Казахстан и публикует в печати;

­ ввоз и вывоз валютных ценностей резидентами и нерезидентами осуществляется без ограничений с соблюдением требований таможенного законодательства.

Соблюдение Законодательных актов и нормативных документов при совершении валютных операций резидентами, нерезидентами, а также уполномоченными банками и уполномоченными внебанковскими учреждениями подвергается контролю со стороны государства в лице Нацбанка Республики Казахстан в соответствии с его постановлением «Об организации экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан».

Таким образом, субъектам для правильного осуществления и оформления операции, связанных с движением валюты следует руководствоваться Законодательными и нормативными актами Республики Казахстан.

Параллельно с записями в тенге, операции в иностранной валюте должны отражаться также в валюте расчетов по ее номиналу. Для этого можно использовать в учетной практике различные приемы: запись данных дробно или вторые компоненты учетных регистров для учета операции в инвалюте.

В последующие даты, после первоначального отражения в учете иностранной валюты на каждую отчетную дату:

­ производится пересчет стоимости денежных знаков в кассе, средств на счетах в банке, денежных и платежных документов, краткосрочных ценных бумаг, средств в расчетах с любым юридическим и физическим лицом, остатков средств целевого финансирования, выраженной в иностранной валюте в тенге с использованием курса на последнее число отчетного периода;

­ стоимость основных средств, незаконченных строительных работ, нематериальных активов, товарно-материальных запасов, собственного капитала, приобретенных за счет средств в иностранной валюте оценивается в тенге по курсу, действовавшему на дату совершения операции по отражению в учете имущества и обязательств в системе бухгалтерского учета. Пересчет стоимости после принятия к учету в связи с изменением инвалюты не производится.

Курсовые разницы возникают в период между датой совершения хозяйственной операции и датой расчета по этой операции или отчетной датой. В бухгалтерском учете и отчетности отражается курсовая разница, возникающая:

­ по операциям, связанным с полным или частичным погашением дебиторской и кредиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте, если курс Нацбанка Республики Казахстан на дату расчета отличается от курса на дату отражения этой дебиторской или кредиторской задолженности в учете в отчетном периоде, либо от курса на дату составления финансовой отчетности за предыдущий отчетный период, в котором эта дебиторская или кредиторская задолженность была пересчитана в последний раз;

­ по операциям, связанным с пересчетом стоимости остатков денежных средств в иностранной валюте на каждую отчетную дату и перед операцией по движению средств на этих счетах.

Курсовые разницы отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в том отчетном периоде, к которому относится дата их расчета и за который составлена финансовая отчетность.

Курсовые разницы зачисляются в состав доходов и расходов субъекта и должны отражаться в учете и финансовой отчетности отдельно от других видов доходов и расходов деятельности.

Курсовые разницы следует отличать от иных видов доходов и расходов, связанных с операциями в иностранной валюте, а именно отсуммовых разниц, которые вызываются за счет использования разных видов курсов при операциях купли-продажи иностранной валюты.

В целях защиты себя от возможных потерь, возникающих от курсовых разниц субъект может осуществлять хеджирование.

Поэтому, для страхования рисков от курсовых разниц,субъект вправе заключать разного рода срочные валютные сделки и включать в контракты и соглашения защитные оговорки.

В финансовой отчетности следует раскрывать:

­ сумму дохода и расхода от курсовых разниц;

­ последствия изменений в курсах валют, происходящих после отчетной даты, если они настолько важны, что не раскрытие их будет негативно влиять на правильную оценку и принятие решения пользователями финансовой отчетности;

­ сумму курсовых разниц, классифицируемых как собственный капитал;

­ политику субъекта, в том числе хеджирование, по избежанию риска с операциями в иностранной валюте.

Для открытия валютного счета в банк представляются следующие документы:

­ заявление по установленной форме;

­ нотариально заверенная копия устава и учредительного договора (при числе учредителей более одного);

­ нотариально заверенная копия о государственной регистрации;

­ справка органа налоговой службы, подтверждающая факт постановки субъекта на налоговый учет;

­ карточка с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера, а также оттиском печати.

После принятия документов в банке издается распоряжение по установленной форме и с клиентом подписывается договор об открытии валютного счета.

Для совершения валютных операций клиенты предоставляют в банк надлежащим образом оформленные документы, содержащие информацию о валютных операциях. Операции по валютному счету оформляются следующими документами:

­ поступление наличной валюты оформляется Приходным валютным ордером. Копия приходного валютного ордера банка, заверенная печатью банка и подписью кассира, исполнителя и контролера, служит основанием для выписки расходного валютного кассового ордера;

­ выдача наличной валюты оформляется Поручением (Расходный валютный ордер) заверенная банком, служит основанием выписки приходного валютного кассового ордера;

­ перечисление валютных средств получателю, находящемуся за рубежом, оформляется путем выписки «Заявление на перевод»;

­ при покупке наличной валюты в банке заполняется «Заявка на покупку иностранной валюты», где указывается цель ее приобретения и безусловно сумма приобретаемой инвалюты и курс ее покупки.

Обо всех совершенных операциях банк сообщает субъекту в выписках с его валютного счета. Обычно совершенные операции показывают в выписках в двух валютах, т.е. иностранной и тенговом эквиваленте. Однако встречаются банки, которые предоставляют своим клиентам выписки только в иностранной валюте. В этом случае бухгалтер обязан сам отразить каждую операцию не только в валюте, но и в тенге по курсу Нацбанка на дату совершения операции.

Если предприятие имеет внешнеэкономические связи с разными странами, и на его валютном счете совершаются операции с применением нескольких видов валюты, то в зависимости от технологии банковских операций по валютному счету будет поступать несколько выписок (по каждому виду валюты). В этой ситуации правильнее будет применять для учета каждого вида валюты специальные валютные карточки одновременно в инвалюте и в тенге по курсу Нацбанка.

Получив выписку, бухгалтер должен ее тщательно проверить и обработать, т.е. проставить корреспонденцию счетов на каждом документе и в выписке банка с валютного счета.

Для учета доходов и расходов, возникающих по операциям с иностранной валютой, в Типовом плане счетов предусмотрены специальные счета: 6250 «Доходы от курсовой разницы»; 7430 «Расходы от курсовой разницы»

После того, как выяснили счета, на которых будет формироваться информация о движении и наличии средств на валютных средств, а также о курсовых и суммовых разницах, можно рассмотреть корреспонденцию счетов по учету операции на валютном счете, приведенные в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 − Учет наличности на валютном счете

№ п/п Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
  Поступление валютной выручки за отгруженную продукцию, товары, а также выполненные работы и услуги 1030,1050  
  Зачисление суммы иностранной валюты, поступившей из валютной кассы 1030, 2730/1
  Поступление суммы вклада иностранного учредителя в уставной капитал субъекта 1030,  
  Зачисление суммы полученных кредитов в иностранной валюте 1030, 3010-4030
  Получение авансов от иностранного покупателя   4420,4410
  Отражение курсовой разницы на переходящий остаток валютного счета:    
- отрицательной.    
  Перечисление аванса иностранным партнерам 2910,2910  
  Поступление на валютный счет внутри страны с валютного счета за рубежом    
  Получение иностранной валюты в кассу с валютного счета 2730/1  
  Оплачена задолженность иностранным поставщикам    
  Погашение обязательств по полученным кредитам в иностранной валюте 3010-4030  
  Отражение обнаруженной при проверке выписки банка:    
- ошибочно зачисленной суммы; 1030,1050  
- ошибочно списанной суммы.    

 

Покупка иностранной валюты на внутреннем рынке может производиться как за счет собственных средств, так и за счет заемных средств в тенге. При оформлении заявки на приобретение инвалюты юридические лица - резиденты должны указать цели покупки, а также приложить документы подтверждающие необходимость осуществления расчетов с нерезидентами или выполнение обязательств по полученным банковским кредитам.

Дебиторская задолженность (ДЗ) - это требования, предъявляемые покупателям и прочим лицам на получение денежных средств, товаров и услуг.

Для составления финансовой отчетности (ФО) ДЗ классифицируется либо как текущая (краткосрочная), либо как необоротная (долгосрочная). Также ДЗ классифицируется как торговая и неторговая ДЗ.

Торговая ДЗ – это суммы, которые клиенты должны выплатить за товары и услуги, реализованные, оказанные в ходе осуществления обычной хозяйственной деятельности.

Торговая ДЗ – наиболее существенный вид ДЗ и может классифицироваться как один из подразделов счетов к получению и векселей к получению.

Счета к получению представляют собой «открытые счета», которые возникают в результате краткосрочного продления кредита.

Векселя к получению – это письменные обещания выплатить определенную сумму денег на определенную дату в будущем.

Неторговая ДЗ возникает при осуществлении различных операций и может быть письменным обещанием произвести оплату или предоставить товары или услуги. Например:

­ авансы выданные должностным лицам и работникам;

­ авансы выданные дочерним организациям;

­ дивиденды и проценты к получению;

­ требования предъявляемые к:

а) страховым компаниям;

б) обвиняемому в суде;

в) государственным органам по возврату товаров;

г) покупателям за предметы, подлежащие к возврату (упакованные корзины, контейнеры).

ДЗ признается только тогда, когда признается связанный с ней доход.

Счета к получению включают в себя претензии на денежные средства, товары, услуги и прочие не денежные активы других компаний.

Счета к получению представляют собой суммы задолженности клиентов за товары и услуги, реализованные в течении обычной деятельности компании.

Эти счета, также называемые торговой ДЗ, подтверждаются счетом-фактурой или иными документами.

Обычно сроком погашения принято считать период от 30 до 90 дней, по истечении которого счета к получению считаются просроченными.

ДЗ признается только тогда, когда признается связанный с ней доход. ДЗ оценивается по начальной стоимости за минусом корректировок на сомнительные долги, денежных скидок, возврата проданных товаров, в результате этого определяется чистая стоимость счетов к получению.

Согласно методу начисления результаты операции и прочих событий признаются по факту их совершения, а не тогда когда денежные средства или эквиваленты денежных средств получены или выплачены.

Доходы признаются в тот отчетный период, когда право собственности на товары перешло от продавца к покупателю.

Часто предприятия предлагают скидку - сумму на которую уменьшают счет-фактурную цену, если оплата будет получена в течение определенного срока.

Денежные скидки применяются для повышения объемов реализации и стимулирования клиента к более ранней оплате, что сокращает сомнительные долги.

Фирмы, занимающиеся продажей товаров и оказанием услуг для увеличения объема реализации продают товары и оказывают услуги в кредит, т.е. покупателям предоставляется право оплаты товара через месяц и более после его покупки. Продажи, расчет за которые производится любым другим способом за исключением оплаты наличными может привести в последующем к неоплате счетов. Неоплаченные счет к получению - это потеря дохода, которая влечет за собой уменьшение активов к получению и соответственно прибыли и акционерного капитал.

Независимо от того насколько совершенна и эффективна система контроля платежеспособности у компании всегда найдутся покупатели не заплатившие за кредит в срок.

Счета, неоплаченные покупателями в срок, называются сомнительными долгами и относятся либо к убыткам, либо к расходам.

При учете сомнительных долгов необходимо руководствоваться правилом соответствия, т.е. расходы должны соответствовать тому объему продаж, которому они способствуют. При продаже товаров в кредит компания не знает, что долг не будет оплачен, потребуется год и более, чтобы исчерпать все возможности его оплаты, но убытки возникшие при этом должны быть отнесены на расход того периода в котором они возникли. Поэтому убытки по сомнительным долгам должны прогнозироваться на отчетный период и эти приблизительные данные представляют собой расходы в текущем финансовом году.

Потеря дохода и уменьшение прибыли признаются посредством учета расхода по безнадежным долгам. Главной причиной при учете непогашенной ДЗ является определение момента отражения в учете убытков.

Существуют два метода учета непогашенной ДЗ:

а) метод прямого списания, согласно этого метода расходы по безнадежным;

б) требованиям списываются в момент определения требований безнадежными на счет 7440;

в) резервный метод, согласно данному методу проводится оценка ожидаемой суммы неоплаченных счетов по реализации. Эта рассчитанная сумма отражается в учете как расход и косвенное уменьшение счетов к получению в том периоде, в котором учитывается реализация.

Принцип соответствия требует, чтобы убытки сомнительной ДЗ были признаны в том отчетном периоде когда произошла реализация. Этот метод применяется на предприятии, где вероятность возникновения безнадежной ДЗ низка.

Резервный метод. Расходы, связанные с сомнительной задолженностью отражают путем формирования резерва по сомнительным долгам, который создается в конце года на основании данных инвентаризации ДЗ и отражается на пассивном счете 1290 «Резервы по сомнительным требованиям».

В связи с тем, что невозможно предвидеть какие счета не будут оплачены на момент составления финансовой отчетности необходимо произвести подсчет суммы, которая предположительно будет соответствовать ожидаемым убыткам.

Существует два метода по оценке сомнительных долгов. При образовании резерва по сомнительным требованиям предприятие вправе по своему усмотрению выбрать и предусмотреть в учетной политике один из двух методов:

­ метод процента от чистой реализации в кредит (отчет о прибылях и убытках)

­ метод учета дебиторской задолженности по срокам оплаты.

Целью первого метода является точное измерение расходов возникших в результате сомнительной ДЗ. Целью второго метода является точное измерение чистой стоимости ДЗ.

Метод процента от чистой реализации в кредит.

Сущность данного метода заключается в определении процента безнадежных долгов в общем объеме реализации для того, чтобы определить процент образования резерва по сомнительным долгам необходимо проанализировать объем реализации товаров и сумму неоплаченных счетов за несколько предыдущих лет, просчитать средний процент соотношения суммы безнадежных долгов и объема реализации. Затем полученный процент применяется к объему реализации в текущем периоде и тем самым рассчитать сумму резерва.

Метод учета счетов по срокам оплаты заключается в определении процента сомнительных требований по сроку оплаты задолженности. Для определения этого процента, необходимо классифицировать все счета к получению по следующим категориям:

­ счета, срок оплаты которых не наступил;

­ счета, со сроком оплаты от 1 до 30 дней;

­ счета, со сроком оплаты от 31 до 60 дней;

­ счета, со сроком оплаты от 61 до 90 дней;

­ счета, со сроком оплаты более 90 дней.

Для каждой категории определяется прогнозируемый процент сомнительных долгов.

Для учета расчетов по счету 1290 (резервы по сомнительным требованиям) предназначен журнал-ордер № 10.

При отражении в бухгалтерском учете формирование резерва по методу учета счетов по срокам оплаты полученная сумма сомнительных требований уменьшается на сумму резерва созданного на начало отчетного периода.

Если все меры по взысканию были использованы и оказались безуспешными, то предприятие по истечении трех лет числящуюся в бухгалтерском учете долгосрочную дебиторскую задолженность может списать за счет созданного резерва по сомнительным требованиям, расходов периода, либо за счет расходов по продаже товаров в кредит и в течении двух лет учитываться на забалансовых счетах.

В отличие от товарных запасов дебиторская задолженность - это шаг вперед на пути поступления денежных средств (оплаты). Однако часто этот последний, казалось бы «короткий шаг», не происходит.

В последующем произвести безакцептное взыскание задолженности с покупателя продавцу не представляется возможным, т.к. основная форма взаиморасчетов предусмотрена в акцептном порядке, т.е. с согласия покупателя.

В связи с участившимися случаями невыполнения обязательств в законодательстве РК «О вексельном обращении» предусмотрена форма договора - цессия, как уступка требования в обязательстве.

«Договором цессии» (от латинского саззю - уступка), является нормативно-правовым инструментом, широко применяемым в процедурах решения проблемы неплатежей. По договору цессии одно юридическое лицо (цедент) на возмездной уступает (передает) свое право требования исполнения какого-либо обязательства (поставки товара, оплаты за выполненную работу и т.п.) другому юридическому лицу (цессионарию) в полном объеме или частично.

Учет запасов (МСФО 2)

Учет запасов является использование предметов труда, из которых под воздействием живого труда работников и при помощи средств труда создаются новые продукты - готовая продукция.

В отличие от основных средств запасы целиком потребляются в одном цикле производственного процесса. Стоимость материалов полностью входят в себестоимость созданного продукта. Материальные запасы входят в состав запасов.

В соответствии с МФСО 2 «Запасы» и национального стандарта финансовой отчетности №2 запасы - это активы:

­ предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности;

­ в процессе производства для такой продажи;

­ в форме сырья и материалов, предназначенных для использования в производственном процессе или предоставлении услуг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.197.26 (0.107 с.)