Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История России в кроссвордах, шарадах и загадкахСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методика обучения истории детей младшего школьного возраста предполагает использование самых разнообразных методических приемов и форм организаций учебных занятий. За редким исключением все дети этого возраста стремятся к получению знаний, выполняют именно те действия, которые от них требует учитель, и подражают тем примерам, которые он подает. Это происходит потому, что его авторитет для них достаточно высок и интерес к учебе еще не потерян. Одна из наиболее любимых и эффективных форм учебного занятия – это урок-игра, так считает Нина ПАНФЕРОВА, доцент кафедры педагогики Тульского государственного университета. Дидактическая игра может быть как организационной формой урока, так и кратковременным эпизодом (2–10 мин). Учебная игра предусматривает организацию учителем увлекательной деятельности детей, создание занимательных, сложных ситуаций, разрешить которые ученики должны либо самостоятельно, либо с помощью учителя. Несколько заданий для проведения таких игр и предлагается ниже. Кроссворд – задача-головоломка – заполнение буквами перекрещивающихся рядов клеточек так, чтобы по горизонтали и вертикали получились заданные слова. Вопросы По горизонтали: 1. Жилище для человека. 2. Место на Руси, где стоит уникальная постройка из дерева, возведенная без единого гвоздя. 5. Главная церковь в городе. 6. Старинное название жилища богатого человека на Руси. По вертикали: 1. Великолепное архитектурное сооружение. 3. Крестьянское жилище на Руси. 4. Сооружение архитектуры, предназначенное для выполнения религиозных обрядов. Ответы По горизонтали: 1. Дом. 2. Кижи. 5. Собор. 6. Палаты. По вертикали: 1. Дворец. 3. Изба. 4. Храм. Шарада – игра-загадка, в которой загаданное слово разделяется на несколько частей с самостоятельным смыслом и затем дается описание смысла каждого из этих слов. В этом слове В нем самолета ровный гул, Ответ. И-сто-р-и-я (история). Кроссдат – задача-головоломка – заполнение цифрами перекрещивающихся рядов клеточек так, чтобы по горизонтали и вертикали получились заданные даты. Вопросы По горизонтали: 4. Ледовое побоище. 6. Сооружение первых крепостных стен вокруг Москвы. 7. Начало гражданской войны в Советской России. 8. Первое летописное упоминание о Москве. 9. Начало строительства Петербурга. 10. Предполагаемый год начала похода отряда Ермака в Сибирь. По вертикали: 1. Нашествие монголо-татар на Русь. 2. Воцарение на Руси династии Романовых. 3. Отечественная война против армии Наполеона. 5. Поход на Москву ополчения под предводительством Минина и Пожарского.
Ответы По горизонтали: 4. 1242. 6. 1156. 7. 1918. 8. 1147. 9. 1703. 10. 1582. Загадки – изображение или выражение, нуждающееся в истолковании. Неизмерено, Сколько сгинуло Не исчислить Враг жесток и лют
Чтобы разгадать эту загадку, вам необходимо ответить на несколько вопросов.
Ответ. Нашествие. Примечание. Вторжение монголо-татар на Русь началось в 1237 году (XIII в). Нашествие продолжалось 243 года – около двух с половиной веков. Закончилось в 1480 году стоянием на Угре. Изгнал из страны Ответ. Кутузов. Униженный, Ответ. Право крепостное. Чайнворд – задача-головоломка – заполнение последовательно расположенных клеточек таким образом, чтобы отгадываемые слова составляли ряд, в котором последняя буква предыдущего слова является первой буквой последующего. Вопросы 1. Народное собрание в Древней Руси. 2. Главная книга христиан, служившая добру. 3. Казак, благодаря деятельности которого в состав Руси вошла Восточная Сибирь. 4. Стольный город Древней Руси. 5. Русский город, вторым подвергшийся разорению монголо-татарами. 6. Первый русский город, разоренный монголо-татарами во время нашествия. 7. Крупнейший русский город на севере Руси. 8. Река, в которой был совершен первый на Руси обряд крещения. 9. Главные пути сообщения в Древней Руси. 10. Имя первого на Руси царя. 11. Население Руси, простые люди. 12. Сверхъестественные существа, в которые веровали славяне. 13. Озеро, недалеко от которого располагался самый богатый город Руси. Ответы 1. Вече. 2. Евангелие. 3. Ермак. 4. Киев. 5. Владимир. 6. Рязань. 7. Новгород. 8. Днепр. 9. Реки. 10. Иван. 11. Народ. 12. Духи. 13. Ильмень.
Цели и задачи:
Ход мероприятия:
Представление жюри.
Конкурс 1. Приветствие. Учащиеся заранее получили задание придумать название своей команды, изготовить эмблемы и составить небольшое приветствие команде-сопернице. Команда 7Г класса "Ладья":
"Мы не случайно так назвали свою команду. Ладья - верная спутница наших предков. Легкокрылые ладьи несли русичей по бурным озерам, морям и рекам. Если же нужно было преодолеть волок или пороги, любой из них готов был подставить свое плечо. Мы надеемся, что наша "Ладья" принесет нам удачу. Пусть победит сильнейший!" Команда 7А класса " Славяне ":
Члены команды одеты в русские национальные костюмы, они под музыку исполняют танец и поют частушки: Мы славяне, мы славяне, Конкурс 2. Блиц. Перед каждым конкурсом представители команд поочередно выбирают конверты с заданиями. 1.
2.
Конкурс3. Домашнее задание. Каждая команда инсценирует диалог, участниками которого должны быть известные исторические личности, жившие до эпохи Петра 1. Команде - противнику необходимо назвать имена участников диалога и объяснить смысл инсценировки, показав знание тех событий, о которых идет речь. Жюри оценивает качество инсценировки и комментария. Максимальная оценка 6 баллов.
Команда "Славяне" (Диалог Елены Глинской и боярыни)
Викторина для болельщиков. Конкурс 4. "Калейдоскоп" Для каждой команды приготовлен стенд с 4 иллюстрациями: 1.) 2) Задания для команд:
Каждый полный правильный ответ команды оценивается двумя баллами.
Конкурс 5 "Лоцманы" На контурной карте обозначены торговые пути в Древней Руси: 1.) путь "из варяг в греки" Задание командам: впишите вместо вопросительных знаков недостающие географические названия.
Конкурс 6 " Черный ящик" Задания командам: Время на обдумывание 1 минута.
Максимальная оценка 3 балла.
Конкурс капитанов. Ведущий зачитывает тексты - подсказки, в которых речь идет о том или ином русском правителе. Ответ, данный с первой из них приносит команде - 3 балла, со второй - 2 балла и с третьей - 1 балл. 1. А) Чингисхан Б) Святослав В) Иван 4 2. А) Князь Олег "Победой прославлено имя твое:
В) Борис Годунов Подведение итогов жюри. Заключительное слово ведущего: - В упорной борьбе победили сильнейшие, показав, что у них накоплен большой багаж знаний по истории, который они постоянно пополняют и успешно учатся применять свои знания.
Интеллектуальные и познавательные игры во внеклассной и внешкольной воспитательной работе, игра "Умницы и умники" КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ. Это командное, интеллектуальное соревнование проводится среди учащихся старших классов, организованно по аналогии с ТВ игрой “Умницы и умники”. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ. Игра помогает проявить интеллектуальные возможности учащимся, способствует активизации их познавательных интересов, развитию интеллектуальных творческих способностей, логического мышления, тренирует память и быстроту реакции. РЕКОМЕНДАЦИИ.
ПОЭТАПНОЕ ОПИСАНИЕ. Подготовительный этап. 1. Составление заданий для каждого тура. Правила игры. Игра состоит из трех туров, в каждом из которых командам задается по одному вопросу из разных областей знаний. Отвечать может любой участник команды. За правильный ответ ему вручается фигурка “умника”. Таким образом, в финале игры выявляется не только команда–победитель, но и индивидуальный победитель. В случае неправильного ответа право выдвинуть свою версию получают теоретики (болельщики). По окончании игры среди теоретиков награждается самый активный и эрудированный игрок. Три команды, набравшие наименьшее количество “умников” среди своей параллели, по итогам первого и второго тура выбывают из игры. На третьем этапе соревнований остаются три команды по одной от каждой параллели, между которыми ведется финальная борьба. Игровое действие. Приветствие ведущего. Объявление названия и правил игры. Представление команд и членов ареопага. Представление команд (не обязательно). ВОПРОСЫ К ИГРЕ. I тур игры. Область знаний “Мифология. Литература. История” Область знаний “Мифология”. Реквизиты: костюмы героев Древней Греции и Персии. Цепь, спицы, клубок ниток, кукла–голыш, камень, меч, яблоко, игрушка конь. Действие: от каждой команды приглашается агонист, участвующий в конкурсе знатоков мифологии. Выбирает любой костюм и облачается в него. В зависимости от костюма, который одел участник этого тура, ему будет задан вопрос. Игроки не только показывают ответ, но и комментируют его. Вопросы к игре. 1. Представьте себя царем персов, Ксерксом. Вы пошли войной на Грецию в Y веке до н.э. и приказали построить мост через пролив между Азией и Европой для переправы своих войск. Буря разметала мост. Что, по вашему распоряжению, сделали ваши воины? Покажите. 2. Вы Пенелопа – жена Одиссея. Ждете мужа из похода. Что вы делали, чтобы отбиться от многочисленных поклонников, которые принуждали вас выйти замуж? Покажите. 3. Мать, зная от богов судьбу сына, пытается сделать его неуязвимым. Как она это делает? Покажите. 4. Вы, основатель и царь города Коринфа Сизиф, дважды обманывали богов, пытаясь стать бессмертным. Покажите, как покарали вас боги за это. 5. Вы, Ариадна, пытаетесь спасти полюбившегося вам юношу. Что вы для этого делаете? 6. Вы, богиня ссор и раздора Эрида. Покажите предмет, при помощи которого вам удалось поссорить трех самолюбивых греческих богинь. 7. Вы – Герострат, мечтающий о славе. Как вам удалось сохранить свое имя для потомков? 8. Вот уже десятый год идет война, а ахейцы никак не могут взять ненавистный им Илион. По совету хитроумного Одиссея они оставляют им подарок, который и решил судьбу города. Какой подарок сделали греки жителями Илиона? Покажите. 9. Вы – Тантал, сын Зевса, которого боги покарали за многочисленные преступления. Сделайте то, что он не мог сделать. Область знаний “Литература”. Реквизит: сабля, барабан, дудка, лошадка. Вопросы к игре. 1. Иван Грозный убивает своего сына Ивана – трагедия, о которой мы мало знаем. В древнерусской литературе нет произведения об этой драме. Но в это время один из современников Ивана Грозного мог бы рассказать об этом языком подлинной трагедии, и наверняка это стало бы шедевром мировой литературы, как многие его произведения. Кто этот современник Ивана Грозного? 2. Только наивный или некомпетентный человек может представлять поэтов и их поэтические миры обособленными и изолированными! Разве можно представить без переклички, без живых голосов литературу с тысячелетней традицией? Итак, проверим вашу читательскую чуткость. В. Жуковский в послании “К кн. Вяземскому и В.Л. Пушкину” пишет о трагически погибшем, талантливом поэте и драматурге Озерове: Зачем он свой сплетать венец У какого поэта и в каком стихотворении мы находим отзвук на эти строки? Прочитайте отрывок из этого стихотворения. 3. Сюжет какой книги был выменян авторами на золотой портсигар? Назовите авторов. 4. 29 июля 1826 года А.С. Пушкин узнает о смерти 23–х летней Амалии Ризнич, с которой поэт познакомился в Одессе. И в тот же день он пишет стихотворение ей: “Под небом голубым страны своей родной…” Затем он переписывает стихотворение набело. О чем думает поэт? Возможно о том, что год этот, 1826–й, – тяжелый, страшный. Сколько потерь! И вот – Ризнич! А ведь пять дней назад он узнал… И перо Пушкина быстро выводит: “У о с. Р. П. М. К. Б.: 24” О чем подумал Пушкин? Что записал? Расшифруйте. 5. Не могли бы вы сейчас объясниться в любви так, как это произошло когда–то между Л.Н. Толстым и Софьей Берс. Может быть, вы сможете воспроизвести эту сцену, разумеется не в деталях, а по роману “Анна Каренина”? 6. Из предложенных предметов выберите те, которые пообещал привести Чичиков детям Манилова в качестве гостинцев. 7. Обратимся к “Капитанской дочке” А.С. Пушкина. Перед приступом Пугачева Иван Кузьмич Миронов, прощаясь с женой и дочерью говорит: “Ну, довольно! Ступайте, ступайте домой; да коли успеешь, надень на Машу сарафан…” Что за необычная заботливость о нарядах дочери в роковой час? 8. Назовите два произведения А.С. Пушкина, в которых под одним и тем же именем – Черномор – действуют два разных персонажа. Почему Пушкин дает столь различным персонажам одно имя? 9. Мурманскую площадь Пять Углов знают все горожане. В каком произведении русского писателя встречается это название? Область знаний “История” Реквизиты: Костюмы представителей эпохи Русского государства XIII, XYII – XIX веков. Предметы: табакерка, спички, глиняная свистулька, расписная матрешка, платки – шелковый и из искусственного волокна, стальные перышки, дымковская игрушка, безопасная бритва, пуговицы, нитки, мелки, кусок мыла, зубная щетка, зубной порошок, одеколон, пудра, фарфоровая тарелка, вилка, нож, салфетка, газета, квас, помидор, кофе, картофель, яблоки, хлеб, икра, две толстые книги. Действие: от каждой команды приглашается агонист, участвующий в конкурсе знатоков истории. Выбирает любой костюм и облачается в него. В зависимости от костюма, который одел участник этого тура, ему будет задан вопрос. Игроки не только показывают ответ, но и комментируют его. Вопросы к игре. 1. Вы, Петр I, после каких событий вы произнесли ставшую знаменитой фразу: “Зело жесток сей орех был, однако, слава Богу, счастливо разгрызен”? 2. В какой книге вами, Александр Васильевич, написано: “Глазомер, быстрота, натиск”? 3. Покажите, как при помощи двух книг учили на Руси молодого человека вести себя за столом. 4. Вы, Екатерина II, очень любите нюхать табак. Покажите, как вы это делаете? 5. В XYIII веке молоденьким русским девушкам принято было обрезать крылышки. О каких крылышках идет речь и когда их обрезали? 6. Представьте себе, что вы перенеслись в XIII век и попали как раз на пир. Выберите из предложенных продуктов и блюд те, что вам могли предложить. 7. А вам предлагается на несколько минут стать дьяком в русском государстве XYII века. И представить, например, как вы совершали свой утренний туалет. Предлагаю вам на выбор кусок мыла, зубную щетку, зубной порошок, одеколон, пудру. Какими из этих предметов вы воспользуетесь, а какими – нет? Свой ответ объясните. 8. А вам я предлагаю позавтракать. Так, тарелочку фарфоровую по центру, вилочку слева, ложку с ножиком справа, салфетку на тарелку. Потчуют вас сегодня мясом стеллеровой коровы! Хорошо пахнет. Свежатина! А вот вам газета, чтобы не скучать. Все ли эти предметы могли быть на столе? Не забывайте, что на дворе XYII век. 9. А вы – коробейники. Вот вам короб, считаем, что на сцене время действия относится к середине XIX века. Нам не терпится заглянуть в вашу коробушку и узнать, какой товар вы могли предложить своим современникам. По завершении каждого тура ареопаг подводит итоги и определяет команды, которые продолжат игру. II тур игры. Область знаний “Физика. Химия. Биология” Область знаний “Физика” Реквизиты: портреты ученых – физиков. Вопросы к игре. 1. Все талантливые физики славятся своей рассеянностью. Но лидерами в этом были два физика. Назовите их имена. Чтобы помочь вам, я прочитаю эпизод из их жизни. Однажды с сосредоточенным видом он три минуты варил в воде свои часы, держа в руке яйцо. Спустя столетие так делал, и не раз, другой физик. Он шел по улице, производя в уме сложные расчеты и ничуть не удивился, когда перед ним возникла прекрасная черная доска. Он спокойно достал из сюртука кусок мела и стал записывать результаты. Он не удивился и тогда, когда доска начала двигаться вперед и для того, чтобы успевать за ней, ему пришлось идти, а затем и бежать. Доска оказалась задней стенкой кареты. Сто лет спустя эпизод повторился, но не с каретой, а с машиной. Кто эти самые рассеянные физики? 2. Какой ученый и в какой стране в годы фашистской оккупации спас золотую Нобелевскую медаль. Как он сделал ее невидимой? За что был награжден этой медалью? 3. Человечество не хочет жить без великих людей. В тот день, когда умер Микеланджело, родился великий физик и астроном, в судьбе которого счастье и несчастье распределились неравномерно: на заре жизни он был весел и удачлив, стал профессором в Падуе. На закате суд инквизиции поставил его на колени и заставил отречься от своего учения. В 1633 году его не стало. Но человечество не хочет жить без великих людей. И в этот же день родился великий ученый, но уже в другой стране, основатель классической механики. О каких двух физиках идет речь? 4. Однажды вечером великий английский физик зашел в лабораторию. Увидев студента, спросил: – Что вы делаете так поздно? – Работаю. – А ночью? – Работаю. – И рано утром работаете? – Да. Ученый помрачнел и раздраженно спросил: “Когда же вы думаете?” и отчислил студента. Кто этот ученый? 5. Каждый год на посвящение студентов в физики в Московский университет приезжал известный ученый из Дании, лауреат Нобелевской премии. Кто этот физик? 6. Какому физику с 1895 года все женщины мира писали письма с одним и тем же текстом: “Сэр, пришлите кусочек ваших х–лучей”. Письма оставались безответными. И только одной женщине он в ответ посылал одну розу и каждый раз другого цвета. Кто этот физик и кто эта женщина? Область знаний “Химия”. Вопросы к игре. 1. Что такое фарфор? Где и когда он был изобретен? Кем и когда был разработан состав фарфора в России? 2. Какое отношение имеет слово пломба к химии? 3. Какой вы знаете самый безвредный для организма человека антисептик? Область знаний “Биология”. Вопросы к игре. 1. “Декоративный цветок, лекарство от всех болезней, яд, истребляющий насекомых. Средство для выведения пятен, универсальное удобрение. Наконец, пищевое сырье, из которого можно приготовить хлеб, крахмал, пудру, масло, вино, кофе, дрожжи, шоколад, и т.д. и т.п.” – не правда ли, заманчиво обладать таким универсальным продуктом? А весь этот “букет” его достоинств составили журналисты времен Екатерины II. Для какого продукта понадобилась столь сногсшибательная реклама? 2. Дорожки в Летнем саду были обсажены сибирским гороховником и зеленицей. Как теперь мы называем эти растения? 3. В статье ученого – агронома Болотова находим: “…любовное яблочко, особого рода и на картофель похоже произрастанием”. О каком растении пишет Болотов, и как это растение использовали в России до конца XYIII века? Подведение итогов 2 тура. III тур игры. Область знаний “Мировая художественная культура. Русский язык. Этикет”. Область знаний “Мировая художественная культура”. Реквизиты: слайды архитектурных памятников – церковь Покрова на Нерли, храм Василия Блаженного…; картин – “Пушкин у моря”, “Портрет Жуковского”; фрагменты из музыкальных произведений – “Золотой петушок” Римского–Корсакова, “Князь Игорь” Бородина, “Руслан и Людмила” Глинки. Вопросы к игре. 1. Церковь Покрова на Нерли построена в XII веке недалеко от Владимира. Храм Василия Блаженного – в XYII веке в Москве. Что роднит эти памятники? 2. С почитанием Богоматери на Руси связан целый ряд праздников. Величественные соборы, посвященные одному из них, были построены в столицах древнерусского государства в XII, а затем в XY веках. Этому празднику посвящен также один из шедевров древнерусской архитектуры на Кольском полуострове. Назовите эти памятники, где они находятся? 3. В городе Пушкине, в музее А.С. Пушкина, выставлена небольшая картина “Пушкин у моря”. Перед отъездом из Крыма поэт прощается с морем. Он стоит на скале, ветер развевает одежду, волны брызгами рассыпаются у самых ног. Поэт обращается к морю с прощальным приветом: “Прощай, свободная стихия!..” Художник не считал себя мастером морских пейзажей и попросил приписать море известного художника мариниста. Какие два художника писали эту картину? 4. Какую роль сыграл “Портрет Жуковского”, написанный Брюловым в судьбе Тараса Шевченко? 5. В Петербурге на Невском проспекте, перед зданием Александринского театра стоит памятник Екатерине II. Ее окружают несколько бронзовых фигур. Среди них есть и первый президент и основатель Российской Академии Наук. Назовите его имя. 6. Вам предлагается прослушать фрагменты из трех музыкальных произведений. Определите композиторов и как называется произведение. Область знаний “Русский язык” Вопросы к игре. 1. Что обозначает выражение, которое мы можем встретить в комедии Грибоедова “Горе от ума”: “А в те поры все важны! В сорок пуд… Раскланяйся – тупеем не кивнут”? 2. Клич Степана Разина “Сарынь, на кичку!” известен был на Волге всем. А знаете ли вы, что он обозначает в переводе на современный язык? 3. “Бить баклуши” на Руси разрешали подмастерьям. Объясните, почему? 4. Объясните происхождение выражения “Подлинная правда”. Кто и когда ее говорит? 5. “Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар”. Читаем мы у А.С. Пушкина в романе “Евгений Онегин”. А что такое боливар? Как он выглядел? 6. В произведении Н. Гоголя “Мертвые души” читаем следующие строки: “В деревне их народ одевался особенно щеголевато: кички у женщин все были в золоте, а рукава на рубахах – точные поймы турецкой шали”. Объясните, что такое кички, и как они выглядели? Область знаний “Этикет”. Реквизиты: черный ящик, вилка, рисунки мужских костюмов XYIII – XIX веков. Вопросы к игре. 1. В XYIII веке русская аристократия узнала новый столовый прибор. Что это за прибор? Он в черном ящике. 2. Вам предлагается рассмотреть рисунки мужских костюмов. Выберите рисунок, на котором изображен костюм середины XYIII века под названием “неглиже”. 3. Первая карикатура на одежду появилась в период правления Екатерины II. С чем связано появление этих карикатур? Подведение итогов игры. Определение лучшей команды, лучшего агониста и лучшего теоретика. Награждение
На уроках истории я применяю картографические издания, картины, иллюстрации в учебных пособиях, иллюстративный раздаточный материал. Картографическое издание (карту) я использую на разных этапах урока с целью научить детей исторические события и явления относить к определенному месту, к соответствующим географическим условиям. Работа с картой дает возможность учащимся определять место и значение событий и явлений в историческом процессе как во времени, так и в пространстве, представлять взаимоотношения между ними. Я использую два вида исторических карт: обзорные и тематические, которые взаимно дополняют друг друга. Так, работая с картой "Образование русского централизованного многонационального государства.", можно проследить процесс создания русского государства и увеличение его территории. На карте учащиеся безошибочно определяют границы Московского княжества к началу XIV века и земли присоединенные к Великому княжеству Московскому в различные периоды истории: с 1328 до 1389 г., с 1389 до 1462 г., с 1462 до 1505 г., с 1505 до 1533 г. Более узкие темы достаточно подробно освещаю по тематическим историческим картам, например, "Русское государство в XVI в (при Иване IV)". При характеристике экономического развития Русского государства в XVI в. помогают условные обозначения важнейших торговых путей: сухопутных, по рекам и озерам, морских. Характеризуя процесс расширения Русского государства при Иване IV, ребята наглядно видят границы территории Русского государства к 1533 г., земли присоединенные и зависимые от Русского государства к 1582 г.; показаны также направления походов русских войск на Казань, на Астрахань, в Ливонию, против крымских татар. Таким образом, используя данную карту при изучении нового материала, активизируя процесс познания. Уже в 5 классе при изучении темы " Древняя Греция " обучаю учащихся ориентироваться по карте. Совмещаю две разномасштабные карты: карта Средиземноморья и карта Греции. Это позволяет отработать технику сворачивания и разворачивания информации, анализ составных частей Греции (Северной, Средней Греции и полуострова Пелопоннес); путешествие по областям (Беотия, Фокида, Лаконика,Аттика). Работа с двумя и более картами развивает пространственные представления, то есть умение видеть исторический объект на любой карте. Работа с исторической картой на моих уроках не сводится только к механическому показу исторических объектов. Чтение карты предполагает ответы по логически - смысловому принципу. Например, 5 класс, тема " Греко - персидские войны". На основе вопроса: " Почему греки решили оказать сопротивление персам именно в Фермопильском ущелье?" - ребята, работая с картой " Древняя Греция", устанавливают связь и формулируют выводы: "Многочисленный и сильный враг может быть остановлен небольшим греческим войском только в узком ущелье, где врагу негде развернуться и где его можно бить по частям." Многие карты имеют дополнение в виде картосхем и планов. Картосхемы - карта с упрощенно - обобщенном изображением элементов содержания - позволяют детям сконцентрировать внимание на конкретном вопросе. Например, 7 класс, тема "Полтавская битва". Картосхема "Полтавская битва 27.06. 1709г.", расположенная на карте "Россия при Петре I, XVIII в." дает наглядное представление о расположении и перемещении русской и шведской армий, помогает ребятам при подготовке ответа на вопрос: "В чем проявилось полководческое искусство Петра I и других военачальников в Полтавской битве?" Карту " Русское государство в период крестьянских войн и борьбы с польско - литовской и шведской интервенцией (1582 - 1618 гг.)." я использую при изучении конкретной темы в 7 классе " Второе ополчение. Осв
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 938; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.226.128 (0.025 с.) |