Санкт-петербургский государственный технологический 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Санкт-петербургский государственный технологический



ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ РАСТИТЕЛЬНЫХ ПОЛИМЕРОВ

 

 

Кафедра финансов и учета

 

Контрольно-ревизионная

Работа и аудит

 

Учебно-практическое пособие

 

 

Санкт-Петербург

УДК 657.63 (075.4)

 

Контрольно-ревизионная работа и аудит. учебно-практическое пособие / сост.: В.Э.Чернова, М.Н.Луппиан, М.В.Озябкина, Г.А.Астахова; ГОУВПО СПбГТУРП. СПб., 2010 – 72 c.

 

Учебно-практическое пособие по дисциплине «Контрольно-ревизионная работа и аудит» соответствует Государственному образовательному стандарту направления:

В учебно-практическом пособии кратко представлены теоретические и методические аспекты дисциплины. Изложены программа дисциплины, вопросы к экзамену, тесты текущего контроля знаний, темы и порядок выполнения курсовой работы и рекомендации по работе над ней.

КРР и аудит являются завершающим этапом обучения по целому блоку общепрофессиональных и специальных дисциплин: «Экономика предприятия», «Коммерческое право», «Документирование в управленческой деятельности», «Бухгалтерский учет», «Управленческий учет», «Налогообложение предприятий», «Финансы и кредит», «Финансовый менеджмент».

Пособие предназначено для студентов специальностей 080502 «Экономика и управление на предприятии», 080507 «Менеджмент организации». Может быть использовано также слушателями в системе повышения квалификации, второго высшего образования и студентами других специальностей по экономике и менеджменту.

 

Рецензенты:

 

 

Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебно-практического пособия.

 

Редактор и корректор Т.А.Смирнова

Техн. редактор Л.Я.Титова Темплан 2010 г., поз. №

Подп. к печати. 06.12.2010 Формат 60х 84/16. Бумага тип №3. Печать офсетная.
Объем 4,75 п.л., 4,75 уч.-изд.л. Тираж 100 экз. Изд. № 107. Цена “С”. Заказ

Ризограф ГОУВПО Санкт-Петербургского государственного технологического
университета растительных полимеров, 198095, Санкт-Петербург, ул. Ивана Черных, 4

 

© ГОУ ВПО Санкт-Петербургский

государственный технологический

университет растительных полимеров, 2010

© Чернова В.Э., Луппиан М.Н., Озябкина М.В.,
Астахова Г.А., 2010

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение  
1. Теоретические и методические аспекты организации КРР и аудита  
1.1 Контрольно-ревизионная работа  
Сущность и виды финансового контроля  
Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля  
Классификация и методы осуществления государственного финансового контроля  
Принципы, требования и функции государственного финансового контроля  
Оценка эффективности государственного финансового контроля  
1.2 Аудит  
Основные понятия, виды аудита  
Существенность в аудите  
Планирование аудита  
Аудиторские доказательства  
Аудиторское заключение  
2. Программа дисциплины  
3. Тесты  
4. Словарь основных терминов и обозначений  
Рекомендуемая литература  
Приложения  

ВВЕДЕНИЕ

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними вопросов с применением специфических форм и методов.

Государственный финансовый контроль – это контроль законодательных и исполнительных органов власти, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования бюджетных средств, оценку экономической эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.

Система финансового контроля в развитых странах включает, как правило, следующие элементы:

- ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны. Главная цель этого ведомства – общий контроль за расходованием государственных средств;

- налоговое ведомство с подчинением правительству или министерству финансов страны, контролирующее поступление налогов;

- контролирующие структуры в составе ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных организаций и учреждений;

- негосударственные контролирующие (аудиторские) службы, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций.

С переходом к рыночным отношениям финансовый контроль получает все большее развитие. Выделяются новые виды негосударственного финансового контроля – аудит. Государственный финансовый контроль и аудит выступают основными инструментами, с помощью которых можно своевременно выявить и устранить те условия и факторы, которые не способствуют (мешают) эффективному ведению производства и достижению поставленных целей.

Настоящее учебное пособие представлено двумя разделами: в первом разделе изложены теоретические и методические аспекты организации контрольно-ревизионной работы (КРР) и аудиторской деятельности их общие черты и отличительные особенности в РФ; во втором – программа дисциплины, методические указания и задания к курсовой работе по дисциплине.

Курсовая работа включает в себя теоретическую часть – изложение материала по одной из тем курса, а также практическую часть – отчет по аудиторской проверке, выполненной на конкретных материалах организации, форма проведения проверки – деловая игра.

В отчете оформляются результаты проверки, дается аудиторское заключение и выводы по работе.

 

 

Направления и типы финансового контроля

В России следующая классификация финансового контроля:

1) контроль на соответствие;

2) контроль финансовой отчетности;

3) контроль эффективности.

 

Контроль на соответствие, который выделился из контроля финансовой отчетности в самостоятельный тип финансовой отчетности относительно недавно, в широком смысле означает вывод о соответствии какой-либо тестируемой системы заданным параметрам. К контролю на соответствие относится классический контроль качества как оценка соответствия заданным стандартам качества. Более частным случаем контроля на соответствие является оценка соблюдения каких- либо отдельных процедур, норм законодательства и т.д.

Контроль финансовой отчетности по сути также является контролем на соответствие- контролируется соответствие финансовой отчетности фактам хозяйственной деятельности и их отражению в соответствии с нормами положений по бухгалтерскому учету. Наиболее частой задачей контроля на соответствие является проверка на соответствие деятельности организации требованиям законодательства.

Одной из разновидностей контроля на соответствие является налоговый контроль – контроль за соблюдением налогового законодательства. В этом случае задача более конкретная и вопрос проверки соблюдения налогового законодательства находится в сфере компетенции контрольного органа. Однако, проверяя правильность уплаты налогов, инспектор может столкнуться с нарушениями, например, трудового законодательства, а в настоящее время проблема соотношения целей финансового контроля и проверки соблюдения иных законодательных актов не решена и требует дополнительного изучения.

 

Внутренний контроль как основной вид негосударственного контроля

Внутренний контроль в процессе управления коммерческой

Организацией

В условиях рыночной конкуренции успешная деятельность коммерческой организации зависит от достижения поставленных перед ней целей, от следования принятым установкам и намеченным ориентирам, от ее устойчивости с финансово-экономической и правовой точек зрения, а также от устойчивости ее положения среди конкурентов на рынке. Обеспечение выполнения перечисленных требований является задачей управления организацией.

Процесс управления организацией в самом упрощенном виде включает следующие основные стадии:

1) планирование – сбор, обработка, рассмотрение информации и выработка управленческого решения;

2) организация и регулирование реализации управленческого решения;

3) учет – сбор, измерение, регистрация и обработка информации о результатах выполнения управленческого решения;

4) анализ – разложение информации, полученной на стадии учета, на компоненты, изучение и оценка определенных сочетаний этих компонентов для принятия следующих управленческих решений.

При этом каждая из стадий чередуется со стадиями контроля. Поэтому, утрируя, можно говорить о присутствии (проникновении) элемента контроля на каждой из описанных стадий. C другой стороны, благодаря контролю обеспечивается оптимальный ход процесса управления на каждой стадии, и поэтому стадию контроля по отношению к остальным можно рассматривать как упорядочивающее звено.

Цель внутреннего контроля - информационная прозрачность объекта управления для возможности принятия эффективных решений.

Внутренний контроль, с одной стороны обеспечивает возможность принятия эффективных управленческих решений, а с другой стороны – интеграцию с процессами организации и регулирования для исполнения принятых решений.

Данные учета служат информационной базой для контроля. C другой стороны, необходим контроль на предмет качества самого учета.

Внутренний контроль организации является:

1) неотъемлемым элементом каждой стадии процесса управления;

2) “обособленной” стадией, обеспечивающей информационную прозрачность на предмет качества хода процесса управления на всех других стадиях.

На рис. 3 наглядно раскрываются взаимосвязи, взаимозависимость, взаимопроникновение и роль каждого элемента в процессе управления организацией.

 

 
 


Планирование Организация и регулирование

 

АнализУчет

 

Рис. 3. Место и роль внутреннего контроля в процессе управления
организацией

 

А у д и т

Основные понятия, виды аудита

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемых аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами.

Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуалы), предприниматели, осуществляют аудиторскую деятельность, кроме проведения аудита и оказания услуг.

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:

1) Постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование.

2) Налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций.

3) Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование.

4) Управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организацией или их приватизацией.

5) Юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представленных интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

6) Автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий.

7) Оценочную деятельность.

8) Разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов.

9) Проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях.

10) Обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Внутренний и внешний аудит не противостоят и взаимно не исключают друг друга. Многие функции внутреннего аудита могут быть выполнены приглашенными независимыми аудиторами. При решении многих задач внутренние и внешние аудиторы могут использовать одинаковые методы – разница заключается лишь в степени точности и детальности применения этих методов.

Внутренний аудитор – это сотрудник подразделения, находящийся в штате предприятия, подчиненный его руководству, он выполняет следующие функции:

§ проверка систем контроля в целях выработки политики компании в рамках законодательства;

§ оценка экономичности и эффективности операций компании;

§ проверка уровней достижения программных целей;

§ подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений.

Внутренний аудитор решает следующие задачи:

§ контроль за состоянием активов и недопущение убытков;

§ подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;

§ анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;

§ оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется не только детальный контроль за сохранностью активов, но и контроль за политикой и качеством менеджмента.

 

Таблица 2

Классификация видов аудита

 

№ п/п Критерии Виды аудита
  По отношению к пользователям информации 1.1 Внешний 1.2 Внутренний
  По отношению к требованиям законодательства 2.1 Обязательный 2.2 Инициативный
  По объектам аудита 3.1 Банковский 3.2 Аудит страховых организаций; 3.3 Аудит бирж, инвестиционных институтов и внебюджетных фондов 3.4 Общий 3.5 Государственный
  По назначению 4.1 Аудит финансовой отчетности 4.2 Налоговый 4.3 Аудит на соответствие требованиям 4.4 Ценовой 4.5 Управленческий (производственный) аудит 4.6 Аудит в хозяйственной деятельности 4.7 Специальный (экологический, операционный и др.)
  По времени осуществления 5.1 Первоначальный 5.2 Согласованный (повторяющийся) 5.3 Оперативный
  По характеру проверки 6.1 Подтверждающий 6.2 Системно-ориентированный 6.3 Аудит, базирующийся на риске

 

Аудит распространяется на все экономические субъекты, включая органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления. Любой экономический субъект вправе по собственной инициативе пригласить аудитора. Аудит, проводимый по инициативе экономического субъекта (его руководства, собственника, акционеров), считается инициативным (добровольным). Характер и масштабы такого аудита определяет заказчик.

Обязательный аудит регламентируется государством. Согласно закону «Об аудиторской деятельности», обязательный аудит – это ежегодная аудиторская проверка о ведении бухгалтерского учета и финансовой бухгалтерской отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

 

Существенность в аудите

Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности №4 «Существенность в аудите» устанавливает единые требования, касающиеся концепции существенности и ее связи с аудиторскими рисками. Понятие существенности является основой для решения многих вопросов в аудите. Существенность формирует логическую последовательность и взаимосвязь между этапами аудита, объемом и содержанием аудиторских процедур, оценкой результатов собранных аудиторских доказательств и формой допустимой ошибки и, как следствие, форму составления аудиторского заключения.

Под существенностью понимается величина пропусков, неточностей или неправильного трактования бухгалтерских показаний, которые при сопутствующих обстоятельствах делают вероятным тот факт, что суждение, сделанное на их основе, могло бы измениться, или на него мог бы повлиять неточный или неправильный факт.

В практической деятельности используются различные способы расчета уровня существенности. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, поэтому возможность применения конкретного способа должна определяться с учетом программы задачи аудита.

Определение уровня существенности. Существенность может определяться как абсолютное значение и как относительная величина ошибки. В первом случае определение уровня существенности предполагает установление точного значения, например, 10 000 руб. Такой подход используется редко, однако он может быть оправдан при аудите сопоставимых по масштабу и характеру деятельности однотипных организаций. Причем, масштаб данных организаций не должен быть значительным, поскольку уже сам эффект масштаба создает неизбежное усложнение деятельности организации и сочетание разнонаправленных факторов, которые не могут быть учтены при данном подходе. Аргументом в пользу данного письма является то, что погрешность свыше определенного размера будет существенной в любом случае. Что касается второго варианта определения уровня существенности, то в этом случае границы существенности избрана относительная величина в процентном отношении к базовому показателю. Такой подход позволяет аудитору более гибко учитывать особенности проверяемого субъекта.

Если для расчета уровня существенности избрана относительная величина ошибки, то необходимо определить границы существенности. Относительные величины могут устанавливаться как в виде точечных, так и в виде диапазонных значений.

Точечный метод предполагает установление единственной границы, например, 5 % от прибыли до налогообложения. Применение данного метода приводит к принятию более формальных решений, основанием для которых могут быть отклонения в несколько рублей, находящиеся на границе установленной точки.

Использование метода диапазонных границ делает принимаемое решение более гибким: если ошибка находится в диапазоне нижней и верхней границ существенности, например, 1-2 % от валюты баланса, то аудитор должен будет расширить количество проводимых аудиторских процедур, чтобы принять обоснованное решение. Однако применение диапазонных границ увеличивает трудозатраты аудиторской организации.

Аудиторы дают рекомендации по выбору базовых показателей для расчета уровня существенности(Приложение табл. 1П).

Для организаций, имеющих сложную отраслевую структуру, выделение одного ведущего показателя не представляется возможным. В деятельности таких организаций происходят процессы, по-разному воздействующие на одни и те же показатели, и, следовательно, аудитору сложно выделить ведущий показатель для оценки общего уровня существенности. В таких случаях в качестве базы для расчета используются несколько показателей с последующим их усреднением различными методами.

Пример 1. При проведении проверки аудитор в качестве базы для расчета использует несколько показателей при определении уровня существенности (выручка от реализации, валюта баланса, общие затраты организации, собственный капитал). В качестве способа определения уровня существенности избран точечный метод. При этом аудитор, основываясь на собственном опыте, устанавливает следующие границы уровня существенности: для выручки от реализации – 3 %, для валюты баланса – 4 %, для общих затрат организации – 2 %, для собственного капитала – 5 %. Количественная оценка уровня существенности рассчитывается методом усреднения рассчитанных значений. Значение показателя, применяемое для нахождения уровня существенности, рассчитывается как произведение суммы базового показателя на значение доли (границы), установленной для данного показателя.

Для определения количественной оценки уровня существенности аудитор рассчитывает долю отклонения от ближайшего большего значения для каждого показателя:

выручка от реализации –0,52 (1 – 5 013: 10 489);

общие затраты организации – 0,44 (1 – 2 824: 5 013);

собственный капитал – 0,15 (1 – 10 789: 12 622).

Результаты расчетов представлены в Приложении (табл. 2П).

При расчете планового уровня существенности используются показатели с наименьшей долей отклонения от ближайшего большего значения. В рассматриваемом примере это показатели валюты баланса (как наибольший) и собственного капитала организации.

Каждая аудиторская организация при разработке внутрифирменных стандартов должна утвердить собственную методику расчета уровня существенности.

Пример 2. Аудитор распределяет уровень существенности между статьями отчетности исходя из значений удельного веса каждой статьи. При этом для долгосрочной дебиторской задолженности аудитор использует поправочный коэффициент, равный 1,34. Расчет распределенного уровня существенности осуществляется на основании бухгалтерского баланса проверяемой организации. Поскольку для долгосрочного дебиторской задолженности установлен поправочный коэффициент, то необходимо значение данной статьи скорректировать с учетом этого коэффициента:

Долгосрочная дебиторская задолженность – 367,16 тыс. руб. (274 тыс. руб. х 1,34).

Результаты расчета и распределения уровня существенности между статьями отчетности представлены в Приложении (табл. 3П).

Для проведения практических занятий используются задания по расчету уровня существенности, представленные в Приложении (табл. 4П и 5П).

 

Планирование аудита

Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 3 «Планирование аудита» разработано с учетом международных стандартов аудита и устанавливает единые требования по планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее именуется – аудит).

Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами.

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются – аудитор) обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.

Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.

Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.

Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.

 

Аудиторские доказательства

Аудиторские доказательства устанавливают правило (стандарт) №5. Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса текстов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу. В некоторых ситуациях доказательства могут быть получены исключительно путем проведения процедур проверки по существу.

Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).

Тесты средств внутреннего контроля означают действия, проводимые с целью получения аудиторских доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Процедуры проверки по существу проводятся с целью получения аудиторских доказательств существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Указанные процедуры проверки проводятся в следующих формах:

детальные тесты, оценивающие правильность отражения операций и остатка средств на счетах бухгалтерского учета;

аналитические процедуры.

 

Программа аудита

Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита (Приложение табл. 6П).

В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов (Приложение табл. 7П).

«Аудиторская выборка (выборочная проверка)» - применение аудиторских процедур менее чем ко всем элементам одной статьи отчетности или группы однотипных операций. Аудиторская выборка дает возможность аудитору получить и оценить аудиторские доказательства в отношении некоторых характеристик элементов, отобранных для того, чтобы сформировать или помочь сформировать выводы, касающиеся генеральной совокупности, из которой произведена выборка.

 

Случайный отбор

Для случайного отбора используется генератор случайных чисел (как программный продукт в электронно-вычислительной технике) или таблицы случайных чисел.

Систематический отбор

Для систематического отбора число элементов в генеральной совокупности делится на объем отборной совокупности так, чтобы обеспечить интервал выборки (например, равный 50), и после определения исходной точки в пределах 50 элементов затем отбирается каждый 50-й элемент выборки.

Отборная совокупность носит более случайный характер, если исходная точка определяется путем использования генератора случайных чисел в компьютере или таблиц случайных чисел.

При систематическом отборе элементы отобранной совокупности внутри генеральной совокупности не должны быть структурированы таки образом, что интервалы выборки соответствовали какой-то конкретной особенности структуры генеральной совокупности.

Бессистемный отбор

При бессистемном отборе отобранная совокупность формируется не следуя какой-либо систематизации.

Несмотря на то, что систематизация не используется, аудитор тем не менее должен избегать какой-либо предвзятости или предсказуемости (например, не будет избегать каких-либо элементов, которые трудно обнаружить, или не будет всегда избирать или избегать избирать первые или последние бухгалтерские записи на данной странице) и постарается обеспечить, чтобы все статьи генеральной совокупности могли быть избраны.

Бессистемный отбор не применяется при использовании статистической выборки.

Виды аудиторских заключений

Безоговорочно положительное мнение должно быть выражено тогда, когда аудитор приходит к заключению о том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности в Российской Федерации.

Пример аудиторского заключения с выражением безоговорочно положительного мнения представлен в Приложении 2.

 

Модифицированное аудиторское заключение

Аудиторское заключение считается модифицированным, если возникли:

- факторы, не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- факторы, влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению.

При определенных обстоятельствах аудиторское заключение может быть модифицировано посредством включения части, привлекающей внимание к ситуации, влияющей на финансовую (бухгалтерскую) отчетность, но не рассмотренной в пояснениях к финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Аудитор в случае необходимости должен модифицировать аудиторское заключение посредством включения части, указывающей на аспект, касающийся соблюдения принципа непрерывности деятельности аудируемого лица.

Аудитор также должен рассмотреть возможность модифицирования аудиторского заключения посредством включения части, указывающей на значительную неопределенность (иную, нежели соблюдение принципа непрерывности деятельности), прояснение которой зависит от будущих событий и которая может оказать влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Часть, не влияющая на аудиторское мнение, обычно включается после части с выражением мнения и содержит указание на то, что данная ситуация не является основанием для включения оговорки в аудиторское внимание.

 

4. Программа дисциплины

«КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННАЯ РАБОТА И АУДИТ»

Цели и задачи, место дисциплины в учебном процессе

Цель дисциплины:

· Формирование у студентов понимания сущности и роли контроля и ревизии на объектах различных организационно-правовых форм собственности.

· Понимание содержания, задач и организации контрольно-ревизионной работы; подготовки и проведения документальной ревизии; методы и техника КРР.

· Освоение основ аудита, целей, задач, нормативного обеспечения, организации, проведения и подготовки заключения.

· Ознакомление с методикой проведения практического аудита (внутреннего и внешнего).

 

Задачи дисциплины:

· Изучение студентами теоретических основ аудита.

· Формирование у студентов систематических знаний о целях и задачах аудита, способов использования учетной, экономической, инструктивной, нормативной, правовой информации для осуществления аудита.

 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины «Контрольно-ревизионная работа и аудит» студент должен:

 

ЗНАТЬ:

· предназначение контрольно-ревизионной работы и аудита, основные его принципы, нормативную базу и правила ведения.

· организацию контрольно-ревизионной работы и аудита на предприятиях различных форм собственности.

 

УМЕТЬ:

· Составлять финансовую отчетность и рассчитывать отдельные показатели ее формирующие.

· Профессионально использовать информацию контрольно-ревизионной работы и аудита.

 

ВЛАДЕТЬ:

· навыками по организации и ведению контрольно-ревизионной работы и аудиту средств и источников предприятия, по определению показателей, характеризующих финансовые результаты;

· навыками по организации и методике контрольно-ревизионной работы в условиях различных форм собственности.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы (часы)

Форма обучения очная 060800 (080502)

Вид учебной работы Всего часов Семестр
 
Общая трудоемкость дисциплины    
Аудиторные занятия    
В т. ч. - лекции    
- практические занятия    
- лабораторные занятия и др. виды ауд. занятий    
Самостоятельная работа    
В т. ч. - курсовая работа    
- расчетно-графические работы    
- реферат    
- И (или) другие виды самостоятельной работы    
Контрольная работа + +
Вид итогового контроля: - зачет    
- экзамен + +

Содержание дисциплины

Разделы дисциплины и виды занятий (часы)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.12 с.)