Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 3. Мозг и психика. Понятие о сознании и подсознании. Направленность человека и ее психологические проявления
Вопросы для самопроверки: 1. Понятие о психике. Функции и закономерности психики. 2. Общие представления об основных физиологических механизмах функционирования мозга. Вертикальное функциональное деление – блоки мозга (А. Р. Лурия). 3. Горизонтальная ассиметрия мозга (особенности правого и левого полушария). 4. Сознание и бессознательное. Понятие о сверхсознании. Взаимодействие сознания и подсознания. 5. Понятие о психических защитах. Раскройте содержание следующих механизмов психических защит: отрицание, вытеснение, проекция, регрессия, реактивные образования, рационализация, замещение. 6. Характеристика понятий «направленность» и «активность» личности. 7. Потребности как источник активности. Иерархия потребностей по А. Маслоу. 8. Мотивация как проявление потребностей личности. Виды мотивов. Микроисследование: Выполнить тест на определение выраженности своих психических защит. Приведите примеры проявления в жизни исследуемых психических защит, используя свои наблюдения: Основные понятия по теме: активность, блоки мозга, бессознательное, мотив, направленность личности, отражение, психика, психические защиты, подсознание, потребность, регуляция.
ЛИТЕРАТУРА: 4. Аникеева, Н.П. Общая психология / Н.П. Аникеева, Т.Е. Шапошникова. - Новосибирск, 2004. 5. Кузин, В.С. Психология живописи / В.С. Кузин. - Изд. 4-е, испр. - М., 2005. 6. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М., 2002.
Дополнительная литература:
1. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии. / А.Р. Лурия. – СПб, 2006. Раздел I, глава 4. 2. Популярная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов пединститутов. / сост. В.В. Мироненко. – М., 1990 (раздел – «Жизнь мозга и загадочные явления психики»). 3. Ратанова, Т.А. Психология общая. Экспериментальная психология: учебник / Т.А. Ратанова, И.А. Домашенко. - М., 2004.
Тема № 4. Формы взаимодействия человека с миром. Субъект; индивид, личность, индивидуальность
Вопросы для самопроверки: 1. Понятие о личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность – сходство и различие понятий. 2. Разнообразие подходов в определении личности. Структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности. 3. Основные зарубежные и отечественные теории личности (подробное сообщение на выбор)
4. Уровень притязаний и уровень ожиданий личности как основа самооценки. Адекватная, завышенная, заниженная самооценки, влияние ее на поведение личности. Микроисследование: познакомиться с методикой определения направленности личности. Сделать выводы по полученным результатам. Основные понятия по теме: индивид, индивидуальность, личность, самооценка.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Аникеева, Н.П. Общая психология / Н.П. Аникеева, Т.Е. Шапошникова. - Новосибирск, 2004. 2. Кузин, В.С. Психология живописи / В.С. Кузин. - Изд. 4-е, испр. - М., 2005. 3. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М., 2002.
Дополнительная литература:
1. Коломинский, Я.Л. Человек: психология / Я.Л. Коломинский. – М., 1986. 2. Куликов, Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. / Л.В. Куликов. – СПб., 2009. 3. Популярная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов пединститутов. / сост. В.В. Мироненко. – М., 1990 (раздел – «Личность в деятельности и общении»). 4. Ратанова, Т.А. Психология общая. Экспериментальная психология: учебник / Т.А. Ратанова, И.А. Домашенко. - М., 2004.
Тема № 5. Интегративные психические образования Вопросы для самопроверки: 1. Понятие об ощущении. Ощущение, депривация и развитие. Классификация ощущений. Их виды. 2. Закономерности ощущений. Адаптация. Взаимодействие ощущений. Сенсибилизация. Синестезия. 3. Понятие о восприятии. Отличие восприятия от ощущения. Апперцепция. Восприятие и установка личности. Предметность, целостность, константность, осмысленность, избирательность восприятия. Развитие наблюдательности.Иллюзии восприятия. 4. Понятие о внимании. Физиологические основы внимания. Современные представления о нейропсихологических основах внимания. Микроисследование: · Разбейтесь на пары. Проведите исследование концентрации и устойчивости внимания, объема внимания. Сделайте выводы об особенностях внимания партнера (см. диагностические материалы к теме «Внимание»). 5. Свойства внимания (объем, устойчивость, колебание, распределение, переключение). Рассеянность, развитие внимания в процессе обучения. Управление вниманием учащихся.
6. Понятие о памяти. Ее значение в жизни и деятельности человека, в обучении, общении с людьми. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Зависимость запоминания от протекания деятельности. 7. Эффект Зейгарник, его психологическое объяснение. Смысловое и механическое запоминания. Явление реминисценции. Представления. Микроисследование: § Провести исследование логической и механической памяти, особенностей узнавания диагностического материала. (см. диагностические материалы к теме «Память»). § Сформулируйте рекомендации, помогающие лучше запоминать материал.
8. Понятие о мышлении как процессе активного, творческого познания и преобразования действительности. Мышление и речь. Социальная природа мышления человека. 9. Формы мышления — понятия, суждения, умозаключения. Формирование понятий в процессе обучения. 10. Значение речи в жизни личности. Механизмы речи. Слово как понятие. Функции речи. Речь как средство общения (коммуникации) и обобщения (мышления). Экспрессивно-выразительная функция речи. 11. Понятие о воображении, его отличие от образов восприятия памяти. Воображение и творческое мышление. Функции воображения. Микроисследование:
– используя слова «ключ», «шляпа», «лодка», «сторона», «кабинет», «дорога», «дождь», составить логически связанный рассказ. В качестве критериев используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность сюжета, необычность концовки; – тест «Нарисуй дом» (см. диагностические материалы к теме «Воображение»). 12. Значение чувств в жизни личности. Основные функции чувств — сигнальная, регулятивная, экспрессивная. Эмоциональные состояния, их внешнее выражение. Вегетативные проявления эмоций. Моральные, интеллектуальные, эстетические, практические чувства. Микроисследование: § Проведите исследование собственного уровня тревожности. Сделайте выводы о результатах и, при необходимости, сформулируйте рекомендации для снижения уровня тревожности.
13. Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли. Рефлексия и воля. Формирование волевых качеств личности в процессе обучения. 14. Понятие о темпераменте как биологическом фундаменте личности. Типы темпераментов и их характеристика. 15. Физиологические основы темперамента. Свойства процессов возбуждения и торможения по И.П. Павлову. Тип высшей нервной деятельности и темперамент. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности личности. Микроисследование: § Провести исследование особенностей собственного темперамента. Привести примеры, как это проявляется в деятельности, во взаимоотношениях с окружающими. 16. Понятие о характере. Психологическая диагностика характера. Микроисследование: § Провести тест на определение акцентуаций характера. Сделать выводы. 17. Понятие о способностях. Роль задатков в развитии способностей. Качественная и количественная характеристика способностей. Способности и деятельность. Способности и знания. Основные понятия по теме: ощущение, восприятие, апперцепция, адаптация, сенсибилизация, закон контраста, память, внимание, предметность, целостность, константность, осмысленность, избирательность мышление, воображение, речь, воля, темперамент, характер, акцентуации, задатки, способности.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Аникеева, Н.П. Общая психология / Н.П. Аникеева, Т.Е. Шапошникова. - Новосибирск, 2004. 2. Кузин, В.С. Психология живописи / В.С. Кузин. - Изд. 4-е, испр. - М., 2005. 3. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М., 2002.
Дополнительная литература:
1. Коломинский, Я.Л. Человек: психология / Я.Л. Коломинский. – М., 1986. 2. Популярная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов пединститутов. / сост. В.В. Мироненко. – М., 1990 (раздел ы– «Психические процессы в познании мира», «Индивидуально-психологические особенности личности»). 3. Ратанова, Т.А. Психология общая. Экспериментальная психология: учебник / Т.А. Ратанова, И.А. Домашенко. - М., 2004.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.93 (0.012 с.) |