Диагностические материалы к теме «Внимание»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностические материалы к теме «Внимание»



· Методика исследования особенностей распределения внимания (по Т. Е. Рыбакову)

Ход выполнения задания

Испытуемому предлагается бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (в каждой строчке 7 кружков и 5 крестов, всего 42 кружка и 30 крестов. Испытуемого просят считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности.

О + О + О О + О О + + О
О + + О О + + О О О О +
О О О + О О + О О + + +
О О О + О О + + + О О +
+ О + О + О О О + О + О
О + + О + О О О + О + О

Обработка результатов

Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуе­мому на весь подсчет элементов, фиксирует все остановки испы­туемого и те моменты, когда он начинает сбиваться со счета. Сопос­тавление количества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, с которого испытуемый начинает сбиваться со счета, позволит сделать заключение об уровне распределения вни­мания у испытуемого.

 

· Методика исследования концентрации и устойчивости внимания (по материалам Н.М. Трофимовой, Е.В. Поленякиной, Н.Б. Трофимова «Общая психология. Практикум», СПб, 2005 )

Ход выполнения задания

Испытуемому предлагается бланк, на котором изображены пере­путанные линии (см. рис. 1), ему нужно проследить каждую ли­нию слева направо, чтобы определить, где она заканчивается. На­чинать нужно с линии 1. Испытуемый должен записать тот номер, которым эта линия заканчивается. Выполнять задание нужно, про­слеживая линию взглядом, не пользуясь пальцем или карандашом, экспериментатор следит за этим.

 


Рис. 1.

 

Обработка результатов

Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуе­мому на прослеживание каждой линии и на все задание в целом. Время выполнения всего задания не должно превышать 5 минут. Фиксируются остановки в деятельности испытуемого и правиль­ность выполнения задания.


Диагностические материалы к теме «Память»

· Методика исследования логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов

Ход выполнения задания

Для исследования должны быть подготовлены два ряда слов, в первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют. Испытуемому дают установку на за­поминание и зачитывают 10-15 пар слов первого ряда (интервал между парой 5 секунд).

После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда с интервалом 10-15 секунд, а ученик записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

 

Первый ряд КУРИЦА – ЯЙЦО КУКЛА - ИГРАТЬ ГРУША-КОМПОТ КОРОВА - МОЛОКО ПАРОВОЗ - ЕХАТЬ ЛЕД - КОНЬКИ СНЕГ - ЗИМА БАБОЧКА - МУХА НОЖНИЦЫ – РЕЗАТЬ ЛАМПА – ВЕЧЕР КНИГА - ЧИТАТЬ УЧЕНИК - ШКОЛА РУЧКА – ПИСАТЬ ЩЕТКА - ЗУБЫ ЛОШАДЬ - САНИ Второй ряд СПИЧКИ - КРОВАТЬ ЖУК - КРЕСЛО СИНИЦА-СЕСТРА РЫБА - ПОЖАР ШЛЯПА - ПЧЕЛА БОТИНКИ - САМОВАР ЛЕЙКА-ТРАМВАЙ КОМПАС - КЛЕЙ МУХОМОР - ДИВАН НЕБО – РАК ДЕРЕВО – ОВЦА ГРЕБЕНКА-ВЕТЕР БУСЫ - ЗЕМЛЯ ПИЛА – ЖУРНАЛ ГРАФИК - ТУМАН  

Обработка результатов

По каждому опыту необходимо подсчитать количество правиль­но воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведе­ний. Результаты заносятся в таблицу.

Схема протокола к методике исследование логической и меха­нической памяти методом запоминания двух рядов слов

 

Объем смысло­вой памяти Объем механической памяти
Количество слов первого ряда (а1) Количество запомнив­шихся слов (б1) Коэффици­ент смысло­вой памяти С1=б1/а1 Количество слов второго ряда (а2) Количество запомнив­шихся слов (б2) Коэффициент механической памяти С2= б2/а2
           

Сопоставление коэффициентов смысловой и механической па­мяти позволит определить ведущий тип памяти у данного испытуе­мого, выяснить, насколько память, опирающаяся на использование системы смысловых связей, может расширить объем запоминаемо­го материала.

Диагностические материалы к теме «Воображение»

· Определите особенности воображения с помощью несложной методики «Нарисуй дом» (по материалам Ратанова Т.А., Домашенко И.А. «Психология общая. Экспериментальная психология». М., 2004)

Испытуемым дается инструкция: «Нарисуйте то, что сразу же возникает в вашем воображении при упоминании слова «дом». Характер рисунка позволит сделать заключение о некоторых осо­бенностях познавательной деятельности, в том числе воображе­ния. Сопоставьте рисунки с приведенными стандартами.

Городской дом

Речь идет о многоэтажном здании. Этот рисунок позволяет судить о чертах сухого, замкнутого человека, склонного сосредоточиваться на своих собственных проблемах, которыми он не делится.

Небольшой низкий дом

Человек, который рисует дом с очень низкой крышей, скорее всего, чувствует себя усталым, утомленным, любит вспоминать о прошлом, хотя и в нем обычно не находит ничего приятного.

Замок

Такой рисунок раскрывает нечто ребяческое в характере, несерь­езное, легкомысленное. Он означает преувеличенное воображение че­ловека, который обычно не успевает справляться со своими обязан­ностями.

Он означает необходимость расширения своей жилплощади. Если че­ловек, рисующий такой дом, бездетен, одинок, то, возможно, в этом выра­жается его потребность создать семью, растить детей. Если дом окружает железная ограда, то это, скорее всего, говорит о замкнутом характере. Если вокруг дома «живая изгородь», то это означает обратное — доверие к дру­гим. Чем забор (ограда) ниже, тем выше у этого человека склонность к общению. Огромное окно, скорее всего говорит об открытости, радушии, дружелюбии. Одно или несколько небольших окон, окон с решетками, ставнями — показатель скрытности, наличия комплексов, жадности, не­умения ни давать, ни принимать что-либо от других.

Двери

Если они расположены посередине фасада, это говорит о приветли­вости, гостеприимстве. А крыльцо — о еще большем великодушии, чув­стве уверенности в себе.

Открытая дверь означает общительность. Закрытая — замкнутость. Если дверь расположена сбоку, это знак недостаточной общительности. Такой человек не так легко идет на контакт. Если дверь закрывает почти весь фасад, подобное свидетельствует о легкомысленности, непредсказуемости в поступках, но и о великодушии, иногда даже чрезмерном.

Трубы

Отсутствие на рисунке трубы — признак бесчувственности. Труба, из которой не идет дым, означает то же самое, но эта черта характера вызвана, без сомнения, целым рядом разочарований в жизни. Труба с дымом — признак великодушия, а если к тому же на трубе прорисова­ны даже кирпичики, какие-то мелкие детали, то это свидетельствует о жизненном оптимизме.


· Изучение эмоциональной напряженности (тревожности)

(по материалам Ратанова Т.А., Домашенко И.А. «Психология общая. Экспериментальная психология». М., 2004)

 

Инструкция: Вашему вниманию предлагается 30 утверждений. На каждое утверждение вы должны ответить либо«да», либо «не знаю», либо «нет». Работать надо спо­койно, ничего не пропускать, представлять себе ти­пичные ситуации.

Ответы заполняются в три столбика: первый столбик включает ответы на утверждения от 1 до 10, второй — от 11 до 20, третий — от 21 до 30.

Обработка результатов

Подсчитать количество ответов «да» в первых двух колонках. Под­считать количество ответов «нет» в последней колонке. Подсчитать ко­личество ответов «не знаю» по всей анкете и разделить на два. Сложить все три числа, полученную сумму сравнить со шкалой для оценки.

Показатель высокой тревожности расположен в правой части оце­ночной шкалы. Для лиц, получивших высокие и выше среднего оцен­ки, характерен целый ряд признаков, свидетельствующих о высокой психической напряженности и несформированности системы самоуп­равления: неверном предвидении, неверной оценке своих возможнос­тей и реальных успехов в учебной деятельности, неадекватном само­контроле.

Оценочная шкала

 

Уровни тревожности
  низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
Юноши 0—7 8—11 12—15 16—18
Девушки 0—11 12—14 15—16 17—22

ОПРОСНИК

1. Мне с трудом удается сосредоточить внимание на лекции (уроке).

2. Отступление преподавателя от основной темы занятий сильно отвлекает меня.

3. Меня постоянно тревожат мысли о предстоящем зачете или эк­замене.

4. Порою мне кажется, что мои знания по тому или иному пред­мету ничтожны.

5. Отчаявшись выполнить какое-либо задание, я обычно «опус­каю руки».

6. Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности в себе.

7. Болезненно реагирую на критические замечания преподавателя

8. Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в заме­шательство.

9. Меня сильно беспокоит положение в группе (классе).

10. Я безвольный человек, и это отражается на моей успевае­мости.

11. Я с трудом сосредоточиваюсь на каком-либо задании или работе и это раздражает меня.

12. Несмотря на уверенность в своих знаниях, испытываю страх перед зачетом, экзаменом, собеседованием.

13. Порой мне кажется, что не смогу усвоить всего учебного материала.

14. Во время ответа меня смущает необходимость выступать перед аудиторией.

15. Возможные неудачи в учебе очень беспокоит меня.

16. Во время выступления или ответа я от волнения начинаю заикаться.

17. Мое состояние во многом зависит от успешного выполне­ния учебных заданий.

18. Я часто ссорюсь с товарищами по классу (группе) из-за пу­стяков и потом жалею об этом.

19. Микроклимат в группе (классе) очень влияет на мое настроение.

20. После спора или ссоры долго не могу успокоиться.

21. У меня редко бывают головные боли после длительной и напряженной деятельности.

22. Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа.

23. Невыполнение задания или неудачи на контрольных рабо­тах не волнуют меня.

24. Я не волнуюсь перед экзаменом, если уверен в своих знаниях.

25. Захожу на экзамен в числе первых и не задумываюсь над выбором билета.

26. Мне не требуется времени на обдумывание дополнительно­го вопроса.

27. Насмешки одноклассников (сокурсников) не портят мне настроения.

28. Я спокойно сплю во время сессии (экзаменов) и во сне меня не преследуют экзаменационные мотивы. в коллективе чувствую себя легко и непринужденно.

29. Мне легко организовать свой рабочий день, я всегда успе­ваю сделать то, что спланировал.


· Изучение особенностей темперамента. Опросник Г. Айзенка

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, что­бы отвлечься, испытать сильные ощущения?

2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, выразить сочувствие?

3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?

4. Очень ли вы трудно отказываетесь от своих намерений?

5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам не выгодно?

7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите и не тратите ли много времени на обдумывание?

9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчаст­ны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что на спор вы способны решиться на все?

11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с челове­ком противоположного пола, который вам симпатичен?

12. Бывает ли, что, разозлившись, вы выходите из себя?

13. Часто ли вы действуете необдуманно, под влиянием момента?

14. Часто ли вас беспокоит мысль о том, что вам не следова­ло бы чего-нибудь делать или говорить?

15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?

16. Верно ли, что вас легко задеть?

17. Любите ли вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам не хотелось бы делиться с другими людьми?

19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?

20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей?

21. Много ли вы мечтаете?

22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?

23. Часто ли вас терзает чувство вины?

24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли вы дать волю собственным чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?

26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают напря­жены до предела?

27. Считают ли вас человеком живым и веселым?

28. После того как дело сделано, часто ли вы возвращаетесь к нему мысленно и думаете, что могли бы сделать лучше?

29. Верно ли, что вы обычно молчаливы и сдержанны, когда находитесь среди людей?

30. Бывает ли, что вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что вам не спится оттого, что разные мысли ле­зут вам в голову?

32. Верно ли, что вам часто приятнее и легче прочесть о том, что вас интересует в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей?

33. Бывает ли у вас сердцебиение?

34. Нравится ли вам работа, которая требует пристального
внимания?

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

36. Верно ли, что вы всегда говорите о знакомых вам людям только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?

37. Верно ли, что вам неприятно бывает в компании, где по­стоянно подшучивают друг над другом?

38. Верно ли, что вы раздражительны?

39. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действий?

40. Верно ли, что вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

46. Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?

47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди ваших знакомых такие, которые вам явно не нравятся?

49. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или ва­шей работы?

50. Могли бы вы сказать, что вы уверенный в себе человек?

51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от меро­приятий, в которых много участников?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

56. Любите ли вы подшучивать над другими?

57. Страдаете ли вы бессонницей?



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.28.52 (0.02 с.)