Дизайн, менеджмент и маркетинг. Свочеризация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дизайн, менеджмент и маркетинг. Свочеризация



Бум дизайна 80-х привел к заметному росту роли дизайна в современной предпринимательской политике. Большинство предметов массового потребления у различных фирм-изго­товителей к началу 80-х гг. и были уже технически зрелы­ми и имели приблизительно одинаковые цены при прибли­зительно одинаковом качестве. Дизайн оставался зачас­тую последним средством производителей в борьбе про­тив конкурентов. Дизайн охватывал все больше и больше предприятий, становясь естественной составной частью их фирменного стиля: оформление продукции, носитель имиджа. Фирмы не только принимали определенную ди­зайн-политику, но и зачастую использовали существовав­шие популярные дизайн-продукты. Они готовы были вы­пускать более цветные, косые и кривые формы, подписан­ные именем известного дизайнера, лишь бы увеличить спрос. При этом, чтобы удовлетворить множеству различ­ных вкусов, необходим был стайлинг: индивидуализация внешней формы и деталей при неизменном техническом со­держании.

Классическим примером такой индивидуализации являет­ся дизайн наручных часов молодой швейцарской фирмы "Своч" (Swatch). Фирма была основана в 1983 году в Билле как общественное предприятие большого швейцарского часового комплекса. Часы "Своч" задумывались как недо­рогие неремонтируемые, ориентируемые на последнюю моду, дух времени, стиль жизни. Первая коллекция до­вольствовалась одноцветными ремешками и четырьмя сти­левыми направлениями: классика, хай-тек, фашион, спорт. Между тем палитра ремешков и циферблатов стала образ­цово красочно оформленной. Формы часов создавались из­вестными дизайнерами: М. Туном, А. Мендини, использова­лись мотивы известных художников: К. Харинга, М. Поло-дини и др. В 80-х гг. "Своч" стал образцом применения стай­линга как маркетинговой стратегии для многочисленных предприятий. Сегодня говорят уже о "свочеризации". В настоящее время дизайн зачастую рассматривается ру­ководителями предприятий как стратегический инстру­мент, тесно связанный с менеджментом. Планирование про­дукта охватывает наряду с формообразованием также организационные, производственно экономические, юри­дические и рыночно ориентированные вопросы. Поле дея­тельности дизайнера значительно расширяется: так, ра­ботая над фирменным стилем, он решает вопросы оформ- ления рекламы, телефонных объявлений, причем ищется наиболее существенное - то, что играет роль в индивиду­ализации и самовыражении предприятия.

Минимализм

Минимализм, пуризм, хай-тек - если различать эти модер­нистские направления, стоит сразу оговориться, что это три близнеца. Пуризм - стилевое течение, ратующее за чистоту и простоту форм, - минималистичен и функциона­лен. Хайтек - по существу является блестяще исполнен­ной формой минималистски строгих и функционально целе­сообразных вещей, а минимализм - идейная формула чис­тоты, совершенства и комфорта модернистского интерье­ра. Только современные технологии могут обеспечить бе­зукоризненность исполнения предметов мебели минимали­стского толка [14].

Как отказ от излишеств и украшательств минимализм вы­рос из конструктивизма 1920-х годов. Это направление преодолевает "эклектизм" постмодерна и выходит на но­вые позиции конструктивной чистоты и технологичности, использования новационных материалов, современных конструкций и форм.

Термин "минимализм" связан с концептуальными тенденци­ями в искусстве 60-х гг., обусловленных демократизацией и реализацией девиза "ничего лишнего". Современное понимание хай-тека не обязательно подра­зумевает демонстрацию техницизма в интерьере. Мебель с металлическими элементами лаконичной формы с иде­ально сопрягающимися друг с другом элементами, вирту­озно трансформирующимися, легко открывающимися и пе­редвигающимися тоже означает "хай-тек" в нашем сегод­няшнем понимании.

Как для минималистского, так и для интерьера в стиле хай-тек характерны аскетичный дизайн, максимальная ра­циональность и предельная лаконичность форм, отсутствие "швов", дробности форм, предпочтение отдается крупны­ми монолитными формами с идеально обработанными по­верхностями. Здесь нет ничего лишнего, всё спрятано в стенные шкафы. Современные шкафы-купе - дань именно этой моде.

Часто минимализм выбирают для оформления интерьера из-за ограниченности пространства. Таковы японские ин­терьеры. В своих истоках минималистские стремления -демократичны. Родившийся в среде художников, интел­лектуалов, а то и просто "неудачников", ограниченных в средствах и придерживающихся определенных жизнен­ных принципов, минимализм сегодня распространяется на самые разные слои общества во всем мире [26]. Дело в том, что минимализм, как в свое время джинсы и одежда second-hand, был порожден не одной лишь необ- ходимостью. Это прежде всего жизненная позиция и фило­софия людей, ответивших мещанскому обществу потреб­ления отказом от многих, казавшихся такими привычными вещей и, как следствие, от привычных жизненных устано­вок. Минимализм дисциплинирует и помогает избавиться от ненужного хлама, скапливающегося в наших квартирах благодаря нездоровой страсти иметь "все как у людей". Намеренный аскетизм противопоставляется излишеству, простота и грубоватость отделки - дорогим материалам и причудливым аксессуарам. Потому минимализм по-прежне­му остается антимодой, позицией тех, кто не стремится быть частью общества "преуспевающих" и "удачливых", у кого потребность конкурировать нивелируется тягой к творчеству и самопознанию, но в реальном нынешнем су­ществовании чаще служит далеко не бедным людям. Бу­дучи высокотехнологичной, эта простота - непозволитель­но роскошна для многих.

В своем предельном воплощении стерильный минимализм, в конечном счете, неудобен, бездушен и мало для кого психологически комфортен. Поэтому его современные вер­сии смелее используют цвет, экспериментируют в поиске новых средств художественной выразительности. Так из­вестная в Европе и Америке дизайнер-парижанка Селин Карбонель, вносит в минимализм больше декоративности, больше цветовой культуры и эстетизма. Французский пу­ристский стиль с характерной активной авторской состав­ляющей весьма моден сейчас и в Европе, и в Америке. Ита­льянцы добиваются блеска в промышленных сериях ди­зайнерской мебели.

В отношении форм минимализм последних десятилетий до­статочно далеко ушел от скупой примитивной геометрии в сторону асимметрии и необычных запоминающихся обра­зов.

Одними из ярких представителей минимализма является Филипп Старк - дизайнер-универсал. Он создает частные дома и интерьеры, проектирует стулья, столы, диваны, зубные щетки, соковыжималки и ножи, разрабатывает дизайн телевизоров, машин. Каждый созданный им объект - отдельная история, своеобразное философское эссе. Филипп Старк совершил революцию в дизайне, изменил отношение к вещам, провозглашенное еще функционалис­тами в 20-х годах. Участники школы "Баухауз" и русские „конструктивисты на пике индустриализации общества провозгласили приоритет функции, когда красота трактова­лась как "осознанная необходимость", то есть функцио­нальный аскетизм, доведенный до совершенства. Старк со свойственным французам шармом вернул повседневным предметам эмоциональный и гедонистический смысл, а искусству - игровую сущность. Он заново открыл миру, что с дизайном можно восхищаться, а вещи могут радовать, что искусство существует ради искусства, а красота - ради красоты. На вопрос: "Почему вы делаете вещи, которые красивы, но не функциональны? С помощью вашей соко­выжималки неудобно получать сок из фруктов", - Старк ответил, что он сделал соковыжималку не для того, чтобы показать, как давить сок. Это прекрасный повод погово­рить, например, о любви. Артистичной натуре дизайнера мало одной идеи, абстрактного художественного образа. Он ориентируется не только на сам объект (как вещь в себе), но и на восприятие этого объекта, провоцируя от­ветную реакцию зрителя и потребителя. Это касается и дизайнерских творений Старка, и его поведения, поступ­ков, озвученных мыслей. Старк выступает за "доступность" дизайна, показывая, что его вещи может если не купить, то увидеть каждый [30].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.004 с.)