Структура группы и лидерства, групповые роли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура группы и лидерства, групповые роли



Понятие малой группы

Определение. Р. Бейлз, говорил, что малая группа есть «любое количество лиц, находящееся во взаимодействии друг с другом в виде одной непосредственной встречи или ряда встреч, при которых каждый член группы получает некоторое впечатление или восприятие каждого другого члена...»Бейлз, занимавшийся в течение ряда лет разработкой спец. системы наблюдения за поведенческим аспектом взаимодействия членов малой социальной группы, и в понимание существа группы вложил сугубо перцептивный («впечатленческий») смысл. М. Шоу. расклассифицировал их по следующим шести категориям в зависи-мости от подчеркиваемых разными авторами моментов групповой жизни: 1) с точки зрения восприятия членами группы отдельных партнеров и группы в целом, 2) с точки зрения мотивации членов группы, 3) с точки зрения групповых целей, 4) с точки зрения организационных (структурных) характеристик фуппы, 5) с точки зрения взаимозависимости и 6) взаимодействия членов фуппы.

На основе анализа имеющихся дефиниций М. Шоу определяет группу как двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с дру-гом таким образом, что каждое лицо влияет и подвергается влиянию каждого другого лица. Вместе с тем он считает, что, хотя взаимо-действие есть существенный признак, отличающий группу от про-стого скопления людей, тем не менее важен и ряд других ее харак-теристик, а именно:

некоторая продолжителъностъ существования;

наличие общей цели или целей;

развитие хотя бы рудиментарной групповой структуры;

отличит свойство группы, как осознание входящими в нее индивидами себя как «мы» или своего членства в группе.

Р. Брауном, относящим к числу важных признаков малой груп-пы — осознание ее существования (именно как целого) другими лицами, находящимися вне группы. Тем самым группа признается элементом окружающего мира со всеми вытекающими отсюда по-следствиями в смысле всевозможных влияний, взаимодействий, противодействий и т.п.

В еще большей степени связь малой группы с обществом зак-лючена в ее трактовке как малой социальной группы, т.е. как эле-ментарного звена структуры социальных отношений, своеобраз-ной функциональной единицы в системе общественного разделе-ния труда. речь идет о та-кой группе, «в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов»

необходимость двупланового подхода к ее трактовке, а именно:

со стороны соц. составляющей (прежде всего в логике Г. М. Андреевой);

со стороны психол. составляющей (в логике М. Шоу).

Размеры малой группы. Принято говорить о нижнем и верхнем количественных пределах группы. Согласно разделяемому нами мнению большинства ученых, малая группа «начинается» с диады, хотя при этом справедливо обращается внимание на несколько «усеченный» характер внутригрупповых отношений в такого рода микрообщности, не отражающий всей полноты межличн. связей, наблюдающихся в больших (напр., в триаде) по объему малых группах.

Что же касается верхнего количественного предела малой груп-пы, т.е. макс. возможного ее объема.

«если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполне-ния конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как "верхний"».

Обсуждаемый вопрос полезно рассмотреть и в несколько иной плоскости, а именно — с точки зрения поиска оптимума управляемости группой, т.е. определения объема группы, являющегося оптимальным для успешного руководства ею. В этом случае обращение к уже упоминавшемуся «магическому числу» представляется вполне уместным, поскольку, по мнению многих специалистов, наиболее управляемой является группа как раз из 5-9 человек. С увеличением же ее объема (особенно свыше 12 чел) возрастает число подгрупп (по специальной терминологии «клик») и соответственно усиливается вероятность противодей-ствия решениям руководителя со стороны лидеров микрогрупп, затрудняется координация общегрупповых усилий.

Малая группа и коллектив. коллектив есть особое качественное состояние малой группы, достигшей высокого, а по мнению отдельных авторов (например, Г. М. Анд-реевой, А. И. Донцова, Л. И. Уманского) — наивысшего уровня соц-психолог зрелости, имея в виду степень разви-тия ее соц и психолог характеристик.

Такое понимание коллектива ведет к формулированию став-шего почти трюизмом положения: всякий коллектив представляет собой малую группу, но не всякая группа может быть признана коллективом.

Малая группа и команда. «команда»- малая группа с выраженной целевой направленностью, интен-сивным взаимодействием членов и высокой продуктивностью. Спе-циалисты, в частности Дж. Катценбах и Д. Смит, определяют команду как малое число людей (возможный объем — от 2 до 25, но обыч-но не более 10 человек) с взаимодополняющими умениями, свя-занных единым замыслом, стремящихся к общим целям и разде-ляющих ответственностъ за их достижение. по мнению тех же авторов, управление командой в зависимости от специфики ситуаций мо-жет переходить от одного члена к другому.

И еще один существенный штрих в характеристике команды — высокий профессионализм подобного типа фуппы. Членам команды присуща, по мнению специалистов, высокая степень владения рядом важных прикладных умений:

техническими или функциональными умениями (чем шире диа-пазон таких умений у людей, тем успешнее действует команда);

умениями приниматъ решения и решать проблемы (причем на начальной стадии жизни команды такие умения могут быть лишь у части ее членов, остальные развивают их в процессе работы);

интерперсональными умениями (речь идет об умениях строить отношения с другими людьми, эффективно используя разнооб-разные коммуникативные средства).

Таким образом, команду фактически можнорассматриватъ как высокопрофессионального субъекта совместной деятелъности, и в этом смысле разработка командной тематики полезна с точки зрения поиска в группе собственного группового начала, т.е. специфи-ческих свойств упомянутого субъекта.

режде всего выделим оппозицию лабораторные естествен-ные группы. К первым относятся группы, специально создаваемые для выполнения эксперим. заданий в лабораторных условиях; ко вторым — группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях. Принципиальное различие между группами обоих типов состоит в том, что в первом случае речь идет, как правило, о группах, укомплектованных случайными лицами (часто за пла-ту) на время эксперимента и с его окончанием прекращающих свое существование — так называемые «пятидесятиминутные», по выражению М. Шоу группы. Во втором случае имеют-ся в виду преимущественно сложившиеся группы с определенной историей, нередко характеризующиеся довольно высоким уров-нем соц-психолог развития. Это различие не следует, однако, абсолютизировать в том смыс-ле, что чисто функционально в роли лабораторной группы может оказаться и реальная группа, как это имело место, например, в известных экспериментах Ф. Д. Горбова и М. А. Новикова с исполь-зованием гомеостатической методики, когда экспериментальная задача предъявлялась в лабораторных условиях экипажам гребцов, звеньям хоккеистов и т.п. В то же время вновь создаваемая реальная группа на каком-то раннем этапе своего существования порой напоминает типичную лаборат. группу, особенно если комплектуется из незнакомых между собой ранее людей.

Другая интересующая нас оппозиция: организованные (формальные, официальные) — спонтанные (или неформальные, неофициальные) группы. Те и другие относятся к категории естественных групп. Первые из них представляют собой элементарные ячейки социальной организации, возникновение ко-торых обусловлено необходимостью реализации соответствующих организационных функций.Вторые зарождаются непроизвольно, стихийно, как в недрах организованных групп, так и вне их, в процессе общения индивидов, являясь результатом взаимных психолог. (эмоциональных) предпочтений последних.

В основание следующей рассматриваемой оппозиции откры-тые закрытые группы — положена степень открытости, доступности группы влиянию окружающей ее соц. среды, об-щества. В совр. мире практически почти любая малая группа явл. открытой.

Для целей нашего последующего анализа малые группы полезно расклассифицировать также, исходя из фактора продолжит. их существования, на стационарные и временные. Причем к последним относятся не обязательно только лаборатор-ные, но и естественные группы, которые, судя по материалам многих исследований, оказываются чрезвычайно удобным объек-том изучения динамических процессов в группе, механизмов и этапов коллективообразования, межгрупповых отношений.

И, наконец, укажем еще на одну очень часто встречающуюся в литературе классификацию малых групп, в соответствии с кото-рой они подразделяются на группы членства и референтные груп-пы. Основанием для подобного деления является степень значимости группы для индивида с точки зрения его ориентации на груп-повые нормы и ценности, влияния группы на систему его установок.

Так, группа может рассматриваться просто как место пребыва-ния индивида в социуме, далекое от его установок и ценностных ориентаций. В таком случае речь идет всего лишь о группе членства. Возможно, однако, существование группы иного типа, чьи нор-мы и ценности индивид разделяет, соотнося с ней свои установки. Причем делает это вне зависимости от членства в данной конкрет-ной группе.Здесь мы говорим о референтной группе. Иногда она определяется также, как «группа, в которой человек стремится быть или сохранить членство».

Г. Хаймен пола-гал, что референтная группа должна обязательно находиться где-то за пределами группы членства. В действительности же, и об этом свидетельствуют эмпирические факты, группы обоих типов порой совпадают. Но, как справедливо замечают при этом специалисты, из большого числа известных человеку групп лишь немногие выступают для него в качестве референтных.

функции референтной группы. Их, по мнению Г. Келли, две: сравнителъная и нормативная. Суть первой из них состоит в том, что принятые в группе стандарты поведения, установки и т.п. выступают для индивида в качест-ве неких образцов, систем отсчета, на которые он опирается в своих решениях и оценках.

Что же касается нормативной функции, то она позволяет выяснить, в какой мере поведение индивида соответствует нормам группы. В целом же подчеркнем, что такое свойство группы, как референтность, имеет прямое отношение к интегративным процессам в ней, способствуя сохранению ее целостности и стабильности, последующему воспроизводству в качестве единицы жизнедеятельности общества.

иные классификации малых групп. В качестве примера сошлемся на работу английского психолога М. Аргайла. В основу своей классификации он положил специфику взаимоотношений в естеств. жизненных группах, вьщелив пять возможных их раз-новидностей:

♦ семью;

♦ подростково-юношеские группы;

♦ рабочие группы;

♦ комитеты и группы по решению проблем;

♦ тренинговые и терапевтические группы.

Семья рассматривается как моделъ малой груп-пы, в которой теснейшим образом переплетены элементы внутриорганизационного взаимодействия (играние членами семьи соответс. соц. ролей, выполнение определ. функциональных обязанностей и т.д.) и неформальных отношений (причем как "с позитивным знаком в виде проявлений тепла, ласки, ин-тимности, так и с негативным знаком — например, в форме физической агрессии относительно детей или взрослых).

Подростково-юношесте группымодель малых групп с выраженной досуговой ориентацией и преобладающим развитием эмоц. отношений, порождаемых аффилиативной мотивацией и взаимными симпатиями людей.

В противоположность им рабочие группы — модель малых групп с четкой трудовой направленностью и доминирующими отношениями де-лового характера, относительно которых эмоц. связи играют соподчиненную роль.

Определенное сходство с рабочими группами в специфике преобладающих внутригрупповых отношений обнаруживают коми-теты и группы по решению проблем, однако они выделены М. Аргайлом особо — как модель коммуникативных малых групп, чья основная задача состоит в принятии (на основе коммуникат. деят-ти) эффективных решений. От членов подобных групп требуется владение рядом специальных умений, связанных с орга-низацией информационного обмена, достижением внутригруппо-вого согласия, оказанием межличностного влияния и т.п.

Что же касается тренинговых и терапевтических групп, то они, по мнению М. Аргайла, не являются моделью какой-либо разно-видности естественных групп. Скорее они символизируют собой созданную психологами некую искусственную реальность, полез-ную, однако, членам группы в плане развития навыков социаль-ного взаимодействия и преодоления эмоциональных нарушений.

 

Групповая динамика

Групповая динамика- это совокупность групповых действий и интеракций, возникающих в результате взаимоотношений и взаимодействий членов группы, их деятельности и влияния членов на окружение, и представляет собой развитие или движение группы во времени.

В общем виде групповую динамику составляют задачи и нормы группы; ее структура и структура лидерства в группе; групповые роли; сплоченность группы; групповое напряжение.

Все элементы групповой динамики обсуждаются в процессе работы, так как в них наиболее ярко выражается специфика системы отношений, установок, особенности поведения другого и могут рассматриваться при этом как основные темы групповой дискуссии.

Задачи и нормы группы

Задачи группы определяются общей системой практической работы с людьми, включенными в группу. Например, задачи группы тренинга - совершенствование навыков общения, межличностного стиля взаимодействия и т.д.

Задачи групповой психокоррекции формулируются по-разному в рамках различных подходов. Однако, несмотря на различия, можно указать на общие задачи, обусловленные самой спецификой метода групповой психокоррекции:

· исследование психологической проблемы каждого члена группы и оказание ему помощи в ее решении;

· изменение неадаптивных стереотипов поведения и достижение адекватной социальной адаптации;

· приобретение знаний о закономерностях межличностных и групповых процессов как основы для более эффективного и гармоничного общения с людьми;

· содействие процессу личностного роста, реализации человеческого потенциала, достижению оптимальной работоспособности, ощущению счастья;

· устранение болезненных симптомов, соответствующих различным эмоциональным проблемам.

Нормы - это принятые правила поведения, руководящие действием участников и определяющие санкции наказания при их нарушении.

Типичными нормами психокоррекционных групп является самораскрытие и честность. Подчинение групповым нормам связано со статусом участника группы и сплоченностью группы. Нормы существуют в любом обществе, и в любой группе нарушение принятых норм всегда предусматривает наказание. Чем жестче нормы и суровее наказание за их нарушение, тем авторитарнее группа.

Каждая психокоррекционная группа устанавливает свои нормы поведения, но в каждой из них обычно поощряется эмпатия, правдивость, теплота и открытость.

Подчинение перечисленным нормам не является обязательным, но от их соблюдения или несоблюдения зависит эффективность работы психокоррекционной группы. Во многом выполнение норм поведения зависит от информированности и сплоченности группы. Имеются наблюдения, свидетельствующие о том, что в гомогенных группах подчинение нормам более выражено, чем в гетерогенных.

Нормы могут задаваться руководителем группы (общие принципы и правила проведения групповой работы) или вырабатываться самой группой (ритуалы встреч и прощаний, девиз группы и т.д.).

Нормы группы представляют собой совокупность неписаных правил, влияющих на отношение и поведение членов группы, частично затрагивающих даже внегрупповые связи. Индивид, не принимающий групповые нормы, оказывается в позиции девианта, которого группа вначале пытается подчинить нормам, а в случае неудачи - исключает из своей среды, объединяясь против него. К психокоррекционным нормам относятся: проявление эмоций, рассказ о своих проблемах, акцептация, толерантность по отношению к другим, активность в различных групповых дискуссиях и т.д. Иногда в группе складываются антикоррекционные нормы: утаивание истинных чувств, создание подгрупп, эротических пар, наигранные преувеличения чувств, табу на выражение агрессивных чувств к руководителю или на сексуальные темы, псевдокоррекционный поиск сексуальных мотивов каждого поступка.

Ведущий группы с самого начала знакомит участников с принципами работы, следование которым отвечает психокоррекционным

задачам. Он стремится к тому, чтобы эти принципы последовательно осуществлялись клиентами, превращаясь в нормы группы, психокоррекционные нормы. Реализация этих принципов-норм необходима для защиты участников от негативного группового опыта, возможных травматических переживаний. К принципам-нормам относятся следующие:

1. Откровенность и искренность. В группе необходимо быть искренним и не скрывать своих чувств, даже если они кажутся "неприличными". Если клиент испытывает симпатию или, наоборот, неприязненное чувство к какому-нибудь участнику группы, надо сказать об этом. Нельзя говорить неправду. Если кто-нибудь не хочет о чем-то говорить, то ему следует просто отказаться от высказывания.

2. Отказ от использования "ярлыков". Участники группы должны стремиться к пониманию, а не к оценке. Оценки - это ярлыки, которыми мы обозначаем человека в целом. Вместо того чтобы глобально оценивать личность человека, лучше говорить об отдельных ее аспектах, о поведении. Тогда можно избежать оскорблений и унижения достоинства другого человека. Не одно и то же назвать человека дураком и сказать, что он поступил неразумно. "Эгоист", "маменькин сынок", "подкаблучник", "размазня", "кисейная барышня" - все это ярлыки, и они не способствуют лучшему самопониманию, но вызывают у членов группы чувство обиды, оскорбленного самолюбия и желание дистанцироваться от группы.

3. Конструктивная обратная связь выражается в передаче своих чувств, даже негативных. Например: "Я увидел тебя в новом свете,и мне это было неприятно"; "Я испытываю сильное раздражение, когда ты с таким пренебрежением говоришь о товарищах по работе".

4. Контроль поведения. Этот принцип выражается в формулах: "Обо всем можно говорить, но не все можно делать"; "Нельзя бесконтрольно проявлять свои эмоции, прежде всего агрессивные и сексуальные". Во время специальных групповых занятий иногда позволяется или поощряется реализация своих чувств, но только при условии контроля. Например: отреагирование аффектов в психодраматической сцене; пантомимическое выражение желаний и чувств в психогимнастике; выражение подавляемых чувств при помощи приемов, практикуемых в энкаутергруппах (нанесение ударов кулаками по подушке, заменяющей человека, спровоцировавшего, агрессию, поглаживание и укачивание члена группы, который нуждается в жалости и утешении, и т.п.).

5. Ответственность. Каждый участник группы берет на себя ответственность за других членов группы. Он принимает обязательство не пропускать занятия и не бросать группу. Но если напряжение станет невыносимым и желание покинуть группу перевесит желание освободиться от своих проблем, то участник группы должен сообщить о своем решении, а не исчезать без предупреждения.

6. Правило "Стоп". Каждый участник имеет право без каких-либо объяснений остановить любой разговор, касающийся его личности. Остальные члены группы обязаны уважительно отнестись к его просьбе. Это право дает участникам уверенность и чувство самозащиты против давления группы. Обладание этим правом приводит к тому, что к нему прибегают очень редко.

7. Соблюдение конфиденциальности. Это требование невынесения за пределы группы информации интимного характера. В аналитически-ориентированных группах это правило формулируется еще более определенно:

· члены группы обязаны молчать обо всем, что происходит в группе;

· не должны обсуждать за пределами группы то, что происходит внутри.

8. Толерантность. Клиенты должны с терпимостью относиться ко всем откровенным суждениям других участников группы, хотя содержание этих суждений может не соответствовать их собственным убеждениям и их собствен ной морали. Каждая группа может вырабатывать и другие нормы, специфичные для нее.

Процессы групповой динамики можно стимулировать, используя разнообразные технические приемы с целью разнообразия групповой деятельности; устраняя первичную неуверенность членов группы предоставлением ясной, четкой, точной информации; указывая на совпадение групповой активности с мотивами прихода в группу каждого из его членов.

Сплоченность группы

Групповая сплоченность является необходимым условием эффективности групповой психокоррекции. Она является аналогом психокоррекционных отношений "психолог - клиент" в индивидуальной психокоррекции и выражается в стремлении ее членов остаться в рамках группы, сохранить ее. Следствие сплоченности - особые отношения, которые складываются между членами группы, особая атмосфера, возникающая в ходе коррекционной деятельности. Существуют специальные технические приемы, направленные на

поддержание непосредственно сплоченности, например, организация пространственно тесного контактного расположения членов группы и т.д.

Среди факторов, содействующих сплоченности, наиболее часто отмечают следующие:

. Совпадение интересов участников группы - ожидание пользы от коррекционных занятий.

. Наличие симпатии между участниками группы.

. Наличие дружеской атмосферы в группе.

. Влияние групповой деятельности. С одной стороны, интересные увлекательные действия, а также совместно переживаемые позитивные эмоции, с другой - технические приемы, используемые психологом и направленные на усиление сплоченности (например, образование тесного круга, в котором все участники держатся за плечи и сосредоточиваются на чувстве близости; песни и танцы в этом круге и т.д.).

· Соперничество с другой группой. Сплоченность повышается самим фактом существования других групп, отличающихся и стилем поведения психолога, и групповой деятельностью, что сравнивается и обсуждается участниками разных групп.

· Присутствие в группе девианта. Возникновение сплоченности в группе имеет большое значение для психокоррекционного процесса. Между членами группы возникают искренние доверительные отношения. Очень важным следствием групповой сплоченности является возможность конструктивного проявления негативных чувств.

· Готовность членов группы поддерживать отношения и продолжать общение, даже при наличии конфликтной ситуации. Непроявляемая открыто, агрессивность мешает интерперсональному обучению. Клиент избегает общения с другим человеком, и поэтому трудно устранить возникающие враждебные чувства. Если же в группе существуют условия, позволяющие открыто разобрать конфликт, то эффективность психокоррекции резко повышается.

Сплоченная группа легко выражает негативное чувство по отношению к руководителю. Эти чувства закономерно возникают на первых фазах развития группы. Если группа не высказывает свои чувства открыто, то не складываются нормы, обеспечивающие открытость и искренность.

Групповое напряжение

Во время совместной деятельности члены группы могут противостоять друг другу во взглядах, отношениях и потребностях.

Необходимость приспособления к группе ограничивает потребности отдельных членов группы, расстраивает их планы. В результате появляется антипатия, неприязнь, агрессивность, конфликты между участниками группы, между группой и руководителем. Возникающее напряжение может быть проявлением протеста против авторитета, если руководитель действует директивно, и беспомощности и неуверенности, если руководитель уклоняется от роли лидера.

Групповое напряжение связано с внутренним напряжением каждого индивида в группе. В групповой психокоррекции агрессию не подавляют, наоборот, ее стремятся выявлять: или вербально (в форме рассказа об агрессивных чувствах), или в символической форме (используя при этом дополнительные объекты). Например, клиент с силой бьет кулаками по подушке, символизирующей человека, к которому он чувствует агрессию.

Если напряжение в группе велико и длительно, если оно не компенсируется сплоченностью, то это приводит к негативным явлениям^ может возникнуть угроза распада группы.

Отрицательные последствия имеет, однако, и слишком слабое напряжение. Если группа достаточно сплоченна - ее члены довольны и удовлетворены, то они и не стремятся к работе над избавлением от комплексов, стараются их не замечать. В этом случае группа не выполняет свою основную коррекционную функцию, представляет собой лишь некую социальную организацию. Психокоррекционная группа нуждается в постоянных конфликтах, взаимной критике и конфронтации своих членов.

В психокоррекционных группах большое значение имеет баланс между сплоченностью и напряжением. Сплоченность является стабилизирующим фактором. Под ее влиянием члены группы чувствуют поддержку и относительную безопасность. Напряжение, наоборот, является фактором побуждающим, оно ведет к неудовлетворенности и стремлению что-то в себе изменить. Важно, чтобы эти силы находились в динамическом равновесии, которое контролируется психологом. Он повышает или снижает напряжение. Напряжение повышается, например, молчанием психолога, его холодностью или индифферентностью, провоцированием дискуссий с конфликтной

тематикой, критическими замечаниями в адрес отдельных членов группы, отказом от ответа на вопрос, неясными двусмысленными фразами и намеками. Сплоченности же способствует сердечность, сочувствие, искренность, юмор и смех.

Некоторые психологи работают со сплоченностью и напряжением в нескольких фазах. Например, на начальных фазах психолог специально фрустрирует группу, расстраивает ее планы, намеренно поддерживает нарастание напряжения в расчете на то, что это напряжение, разочарование участников приведут к нужному конструктивному самостоятельному функционированию группы.

Другие психологи работают с напряжением только после создания в группе достаточно сплоченных отношений. Наконец, многие тренеры отдают предпочтение динамическому равновесию между сплоченностью и напряжением. Неприятные чувства, вызванные напряжением, компенсируются удовлетворением, получаемым в результате сплоченности, Это делает напряжение приемлемым и сносным (С. Кратохвил, 1978).

Напряжение естественно возникает при взаимной интеракции членов группы. Оно необходимо как движущая сила, импульс, который стимулирует усилие изменить свое теперешнее состояние; как фактор, поддерживающий ориентацию проводимого обсуждения на высказывание отрицательных переживаний и чувств; как фактор, который побуждает проявление негативных стереотипов поведения.

Фазы развития группы

Большинство теоретических исследователей процесса групповой психокоррекции, а также практики в этой области описывают определенные закономерности развития психокоррекционного процесса в группе, наличие достаточно четко очерченных фаз. Этот процесс начинается со стадии зависимого поискового поведения, проходит через возникновение, обострение, разрешение внутригрупповых конфликтов и продвигается к формированию групповой сплоченности и эффективному решению проблем.

Можно выделить следующие фазы группового процесса.

фаза 1 - ориентация и зависимость;

фаза 2 - конфликты и протест;

фаза 3 - развитие связей и сотрудничества;

фаза 4 - целенаправленная деятельность.

Фаза 1. Ориентация и зависимость

Фаза характеризуется высоким уровнем напряжения, возникающим в результате несовпадения ожиданий, отношений и установок клиентов с реальной групповой ситуацией, ее требованиями и поведением психолога. В этой фазе возникает псевдосплоченность как стремление снять напряжение, что приводит к созданию неблагоприятных условий для выработки групповых психокоррекционных норм. Тем самым удлиняется время фазы.

В этой фазе участники группы ориентируются, о чем идет речь и как это может им помочь, кто как на них реагирует и т.д. Группа встревожена, обеспокоена, неуверена и одновременно зависима. Участники группы ожидают, что ими будут руководить. Они обращаются к психологу за инструкциями, требуют информации, объяснения цели и намерений. Они полагают, что спасение зависит от психолога и стоит им только правильно понять, что он от них хочет, то все будет нормально. Они идеализируют психолога и переоценивают его. Психолог никак не реагирует на их ожидания, сводит на нет их потребность в руководстве и намеренно повышает напряжение в группе.

Участники группы полагают, что средством коррекции служат взаимные советы: кто-нибудь рассказывает о своей проблеме, а группа пытается дать какой-либо практический совет. Характерным для этой фазы является стремление участников поисков взаимных контактов, поисков средств решения собственных проблем при помощи взаимных советов, которые изданном этапе редко имеют действительную ценность,

повторяя то, что человек уже много раз слышал. Советы в этом случае служат средством выражения и пробуждения взаимного интереса. Подход к проблемам чисто реалистический, иррациональный момент полностью игнорируется. В целом члены группы вначале слишком недооценивают возможности группового процесса и надеются на руководителя.

Фаза 2. Конфликт и протест

Во второй фазе психолог провоцирует группу на открытую конфронтацию с ним путем раскалывания постепенно возникающего единства, сплоченности группы. В результате чего группа, окончательно разочаровавшись в нем, начинает обвинять его во всех своих бедах.

Эта фаза характеризуется конфликтами между членами группы и группы с руководителем. Наблюдается соперничество,

борьба за власть, кристаллизация ролей на активные и пассивные, доминирующие и подчиняющиеся. Каждый участник пытается завладеть инициативой и вниманием. Характерны негативные комментарии, критика членов группы друг друга, готовность выражать скорее враждебные чувства. В этой фазе возникает вполне обоснованная враждебность, протест и бунт против психолога.

Если в первой фазе группа стремится возвести психолога на пьедестал, то во второй фазе она восстает против своего кумира. Члены группы испытывают глубокое разочарование по поводу необоснованности своих ожиданий, возлагаемых надежд на психолога. Появляется агрессия против психолога за то, что он плохо руководит группой. И эта агрессия тем закономернее, чем менее директивной является позиция руководителя. Если же ведущий играет более активную роль, то агрессия против него возникает как реакция на попытку доминирования. Существенным для развития группы считается тот факт, что она обязательно должна пройти через прямую открытую конфронтацию с тренером. Отсутствие ответной реакции со стороны ведущего приводит к большему ощущению безопасности и выявлению того, что проявление агрессии не всегда пагубно. Она может быть понята, разъяснена, эмоционально пережита.

Наиболее отрицательную реакцию вызывают те психологи, которые не объясняют смысла, не формулируют цели и задачи и этим еще сильнее сводят на нет начальные ожидания группы. Группа может считать руководителя своим неприятелем, неспособным и злым человеком. Она переносит на него ответственность за свое разочарование.

Для этой фазы характерно высокое напряжение, специфика которого заключается, как правило, в наличии негативных эмоций по отношению к психологу, в сочетании с более высокой активностью клиента. Но если в первой фазе высокий уровень напряжения вызван пассивностью клиентов, то во второй - напряжение более активное, аффективно заряженное. Попытка избежать проявления негативных чувств к психологу приводит к преждевременной непродуктивной и нежелательной концентрации внимания группы на отдельных ее участниках. Степень напряжения в группе психолог должен обязательно контролировать.

Конструктивным разрешением этой кризисной стадии можно считать открытое выражение клиентами своих чувств и обсуждение в группе проблем, связанных с авторитетами, зависимостью, поисками поддержки, недостаточной

самостоятельностью, ответственностью и неуверенностью. Обсуждение негативных чувств к психологу, анализ их причин позволяет клиентам приобрести опыт самоанализа, переживания, понимания проблем.

На завершающем этапе этой фазы начинается структурирование группы, выработка ее целей и норм. В этот период складывается благожелательная обстановка, формируется активность, ответственность, сплоченность членов группы, что способствует раскрытию, проработке проблематики клиентов.

Фаза 3. Развитие связей и сотрудничество

Третья фаза характеризуется процессом структурирования группы, развитием групповой культуры, выработки групповых норм, целей, ценностей, формированием сплоченности, взаимопомощи и взаимоподдержки.

Группа уже не зависит от психолога и может плодотворно работать самостоятельно.

В этой фазе снижается напряжение, возрастает сплоченность, потребность в чувстве своей принадлежности к группе. Возникают общие нормы и ценности, теряет свое значение проблема авторитета и лидера, повышается ответственность и активность членов группы, способность к групповой деятельности и совместной работе. Центральной темой является разговор о себе и остальных членах группы с открытым выражением чувств. Группа вселяет в индивида чувство безопасности, предоставляет защиту, чтобы он мог открыться.

Для этой фазы характерно снижение количества конфликтов. Появление чувства безопасности приводит к попыткам снятия масок, желанию проверить эту безопасность. Раскрытие касается, прежде всего, впечатлений, возникающих непосредственно в группе, чувств и оценок в адрес других участников. Появляется специфическое чувство "Мы". Теряет значение проблема лидерства. Главным интересом группы становится взаимное согласие и гармония.

Третья фаза - это активно работающая психокоррекционная группа. Сплоченность, заинтересованность, искренность, спонтанность участников группы создают условия для решения задач психокоррекции, изменения нарушенной системы взаимоотношений, коррекции неадекватных реакций и форм поведения.

Фаза 4. Целенаправленная деятельность

Четвертая фаза является рабочей фазой активно и целенаправленно работающей психокоррекционной группы. Возникшая

в предыдущей фазе сплоченность, искренность, спонтанность, заинтересованность, чувство безопасности создают необходимые условия для собственно психокоррекционного процесса в группе.

Группа уже не подавляет отрицательн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 999; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.085 с.)