Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы методологии научного творчестваСодержание книги Поиск на нашем сайте
Организация научного исследования. Весь процесс научного исследования можно представить в виде ряда последовательных этапов. 1. Определение проблематики. 2. Выявление актуальных, требующих разработки вопросов, оценка личных возможностей и условий. 3. Выбор темы. 4. Изучение научных результатов по теме. 5. Разработка программы исследования. 6. Сбор исходных данных. 7. Обработка исходных данных. 8. Анализ исходных данных. 9. Оформление, публикация, защита результатов. 10. Внедрение. Рассмотрим наиболее важные вопросы организации научного исследования. Выбор темы исследования. При выборе темы для исследования необходимо пользоваться следующими критериями. 1. Тема должна быть достаточно значимой, т.е. актуальной, отвечать на запросы практики. В узком смысле цель исследования состоит в разработке научно обоснованных рекомендаций, необходимых для повышения эффективности деятельности предприятий (организаций, фирм). В широком смысле - во внесении вклада в теорию, в совершенствование методологии анализа, явлений и процессов в жизни общества, в прогнозирование развития ситуаций и т.д. Практика ставит перед наукой большое количество задач. Отсюда - многообразие научных исследований. Это нередко создает видимость, что большое количество научных публикаций по тому или иному вопросу свидетельствует о том, что ответ на поставленную в самом вопросе научную задачу вполне ясен. 2. Со стороны исследователя должен быть интерес к изучаемой проблеме. Научная работа требует от исследователя отдачи многих сил и времени. Естественно, хотелось бы, чтобы ее результат обеспечивал хотя бы моральное удовлетворение от того, что выполненная работа нужна хозяйствующему субъекту, тому или иному сообществу. Это может быть достигнуто в том случае, если тема действительно актуальна, не только представляет научный и практический интерес со стороны потребителей ее результатов, но и отвечает внутренним запросам самого исследователя. Интерес предприятия или фирмы к выбранной теме является залогом помощи в проведении самого исследования, что имеет немаловажное значение. 3. Тема должна выбираться с учетом сил и возможностей исследователя. Это означает, что при выборе темы следует учитывать: - уровень квалификации и профессиональной подготовки исполнителей, их соответствие характеру и типу исследований; - бюджет времени, отведенный на работу; - возможности информационной базы, материально-технического обеспечения исследования. Выбору темы должно предшествовать изучение научной литературы, содержащей результаты проведенных ранее исследований. В ходе такого изучения обычно выясняется круг научных тем, которые уже были объектом исследования, выявляется перечень вопросов, оставшихся спорными или малоисследованными. Необходимо критически подходить к использовавшейся ранее методологии, к действующей практике. Все многообразие жизни нельзя вместить в "прокрустово ложе" нормативных актов; отразить в инструкциях и методиках. Жизнь динамична, инструкции и методики устаревают. Поэтому важно увидеть и показать, к чему может привести недоучет изменившихся условий, игнорирование новых явлений и фактов. Плодотворным может оказаться поиск темы на стыке наук, в пограничных областях знаний: технике и экономики, статистике и социологии, экономике и социологии и т.п. На перекрестке научных сфер возникают наиболее интересные события в науке, начинаются новые пути, о существовании которых никто не задумывался. Чаще всего это связано с применением "чужих" методов в "своей" области знаний, например, математики в экономике, психологии в социологии и др. Задачи и рабочая гипотеза исследования. Задача - это указание, на то, какого характера результат должен быть получен в процессе исследования. Прежде всего, формулируется общая задача (или задачи), которая должна охарактеризовать планируемый результат в самом общем виде (в форме знания, рекомендаций). От формулировки общей задачи зависит тип теоретической схемы исследования, характер используемых методов, конкретизация частных задач (конкретных результатов, зависимостей и т.п.). Разработка гипотез является необходимой и обязательной частью (этапом, фазой) научного исследования. Она создает важную предпосылку для определения дальнейших этапов исследования. Поставленный перед проблемой исследователь пытается с помощью имеющихся знаний и прежнего опыта объяснить то, что еще не познано. На основе своих знаний и опыта он строит предварительное объяснение проблемы, допущение, которое должно более полно охватить и объяснить явление, содержащее проблему. Гипотеза должна теоретически объяснить проблему, обеспечить ее практическое решение. В отличие от предположений в обыденной жизни гипотеза является научным опытом, обоснованной догадкой или вероятностным предположением для объяснения способа существования, форм взаимосвязей конкретных проявлений реальной действительности.
Выбор темы дипломной работы Выбор темы дипломной работы студент осуществляет на основе ежегодно обновляемой кафедральной тематики. Как правило, предлагаемый кафедрой перечень тем специфичен и зависит от ее профиля, проблематики выполняемых ею научных исследований, характера и масштабов сотрудничества с предприятиями, организациями, учреждениями. Студенту полезно знать, что в таком перечне нередко многие темы представляют целое направление, в рамках которого можно выделить немало конкретных тем в зависимости от объекта исследования. Поэтому избранная студентом тема работы должна быть уточнена не только с точки зрения предмета исследования, но и объекта исследования. Например, в кафедральной тематике названа тема "Управление персоналом туристкой фирмы", при выполнении студенческой работы тема может быть конкретизирована - "Управление персоналом туристкой фирмы (на материалах ООО "Апельсин")". В отдельных случаях студент может выбрать тему, которая не вошла в утвержденную кафедрой тематику, но отражает его приверженность определенному направлению поисков. В таких случаях студент должен представить необходимое обоснование целесообразности разработки выбранной темы, и получить разрешение заведующего кафедрой. При выборе темы дипломной работы у студента может возникнуть проблема взаимосвязи ее тематики с работами, выполненными на младших курсах. Опыт показывает, что, если имеется тематическая связь между курсовой работой по менеджменту и работами по специальным дисциплинам, а в последующем - между курсовой и дипломной работами, студент достаточно глубоко освещает изучаемую проблему, многопланово рассматривает различные ее аспекты. Вместе с тем такой подход неизбежно сужает профессиональную подготовку, ограничивает профессиональный кругозор выпускника. Закрепление за студентом темы дипломной работы осуществляется по его личному письменному заявлению на имя заведующего выпускающей кафедры. Для разработки темы за каждым студентом закрепляется научный руководитель. Тематика дипломных работ студентов и состав научных руководителей по представлению декана утверждаются приказом ректора института. Руководитель дипломной работы оказывает студенту помощь в разработке календарного графика работы над темой, рекомендует необходимую основную литературу, справочные и архивные материалы, использование эмпирических данных и методы их обработки, проводит по мере надобности консультации, контролирует соблюдение графика работы, проверяет степень готовности работы (по частям и в целом). По итогам преддипломной практики по согласованию с научным руководителем разрабатываемая студентом тема может быть уточнена или скорректирована. О смене темы или корректировке названия до выхода на защиту должен быть информирован декан факультета для внесения соответствующих изменений в приказ об утверждении тем дипломных работ студентов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.71 (0.009 с.) |