Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принцип составления первых учебниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Подобный опыт работы с букварем привел меня к некоторым соображениям по поводу того, как лучше составить первый учебник для шестилеток. Шестилетний ребенок не любит однообразия, и, когда мы долгое время - в течение всего учебного года - «привязываем» его к одной книге, она начинает ему надоедать. А почему не сделать учебник родного языка для малышей состоящим из четырех книжек? Первая введет ребенка в мир речевой действительности, вторая - в мир тайн чтения, а третья и четвертая будут способствовать развитию интереса к чтению. И давал бы я детям сперва первую книжку, ее завершение отмечал бы торжественно: «Видите, мол, как мы взрослеем, ко второй книге переходим!» Затем вручил бы следующую и т.д. Порадовали бы ребенка эти книги? Очень! Он наглядно увидит, как растет, шагает вперед. Каждый раз у него возникали бы новые познавательные стремления. Самым главным дидактическим принципом, по которому я бы строил эти книги, стал бы принцип доставления детям радости Дознания. Да, принцип радости! Жаль, что дидактика не знакома с этим принципом, и потому я не нахожу советов о том, как осуществить его в книжках для шестилеток. Мой же опыт, хотя неполный и далеко несовершенный, подсказывает, что в первых учебниках для шестилеток обязательно должно быть много юмора, много интересных, занимательных заданий, полезных советов (допустим, как сделать игрушки для малышей, чем порадовать ровных, как помогать маме). Можно включить в эти книги ребусы, кроссворды, лабиринты, загадки, скороговорки, считалки, описание игр. Дети нашли бы в них веселые, умные стихи и рассказы, мудрые сказки. Я не побоялся бы отвести в этих книгах странички для тех детей, которые еще до прихода в школу научились читать или же опережают мой темп обучения грамоте,- пусть продвигаются дальше, зачем мне задерживать их! Чувство свободного выбора - вот на какой мотивационной основе развивал бы я познавательную деятельность каждого ребенка. Имея такой учебник, я бы мог почаще предлагать детям: - Решаете какой хотите кроссворд (или ребус)... Выучите какое хотите стихотворение... Прочтите любой - на ваш выбор - рассказ... А потом поговорим обо всем этом! И какой состоялся бы в классе деловой разговор! Постепенное овладение детьми навыком чтения стало бы важным условием для построения этих книг. И чтобы облегчить детям этот путь, я предложил бы им вначале «смешанный» способ чтения: читать слова с кружочками, читать их с помощью букв и рисунков, читать рассказы с помощью слов и рисунков. Постепенно кружочки исчезли бы из книжек, рисунки тоже приобрели бы свое основное назначение, а эмоциональные, веселые юморески, стихи, рассказы помогли бы детям совершенствовать навыки чтения. Желание прочесть, что там написано, стало бы сильнее неохоты читать из-за трудности чтения. Мечты все это или такие книги-учебники, книги-друзья, умеющие помогать детям, радовать их, действительно появятся в ближайшем будущем? Спасибо тебе букварь! - Здравствуйте, дети!.. Какие вы сегодня нарядные! В чем дело? - Вы тоже нарядный! - У нас же сегодня праздник! - Мы закончили букварь! - К нам придут гости! - Ведь у нас сегодня будет утренник, правда? - Будем украшать елочку? - Я уже прочла там, в коридоре, на доске поздравление... Нас поздравляют, что мы умеем читать и писать! - Я уже читаю книжки! - Там написана буква Я, а вокруг нее написаны все остальные буквы! - Это вы так красиво написали? - Значит, вы знаете, какая последняя буква алфавита? Хором: «Да!» - И можете сказать, как ее зовут? Я приоткрываю занавеску на доске. Там красуется буква Я, написанная во всю доску. Хором: Я! - и хлопают в ладоши. Так они встречали каждую новую букву, так они встречают и последнюю - тридцать третью. - Нравится вам она? - Очень красивая! - Я могу ее написать! - Я тоже! - Садитесь, пожалуйста, и раскройте букварь на той странице, где буква Я! И дети читают рассказ о том, как маленький Паата, выучив все буквы, приходит домой радостный и предлагает бабушке: «Хочешь, научу тебя читать? Это совсем просто!» - А теперь на следующей странице прочтите другой рассказ! - Страниц больше нет! - Как нет? - Мы закончили книгу! - Совсем закончили!.. Опять аплодисменты радости. - Тогда закройте учебник... И давайте поговорим: чему он вас научил? - Он научил нас прекрасным грузинским буквам! - Научил чтению и письму! - Научил родному языку... Как правильно говорить! - Дал знания! - Учил нас быть добрыми, уметь дружить! - Любить читать... Любить книгу! - Уважать родителей! - Быть вежливыми! - Он научил нас - какая у нас Родина! - В нем много смешных и веселых рисунков! - Еще там ребусы, кроссворды, скороговорки! - Я очень люблю эту книгу! Когда вы разрешали брать ее домой, я клала ее под подушку, и она спала вместе со мной! - А я всем показывал, и соседям тоже! - А теперь опустите головы на парты! Закройте глаза! - я понижаю голос. - Я вижу, вы полюбили вашу первую книгу, правда? - Да! - шепчут дети. - И вам, наверное, хочется сказать ей добрые слова благодарности? - Да! - шепчут дети. - Так подумайте, какими словами вы бы выразили свою благодарность ей! Минутная пауза. Дети поднимают руки. Марика. Вот что я скажу этой книге: «Милая, хорошая моя, я тебя очень люблю!» Лери (держит книгу над головой). Спасибо тебе большое, большое, большое! Дито. Никогда, мой дорогой друг, я тебя не забуду! Извини, что потрепал твою обложку, порвал страницу! Обещаю, что буду беречь книги. А тебе я говорю - ты как настоящий человек! Гия. Дорогая моя первая книга, я отблагодарю тебя тем, что буду читать много, буду любить книги! Вова. Ты - волшебник, и спасибо тебе за то, что подарил мне тридцать три волшебных ключика! Майя. Может быть, дорогая наша первая книга, мы тебя мучили, нам было трудно читать, и ты, наверное, сердилась на нас? Но ты добрая. И мы все тебя очень любим! Никогда не забудем! Ния. Ты - солнце, ты - царица книг! Живи и здравствуй вечно! Илико. Когда я пришел в школу, не знал хорошо грузинского языка. А эта книга научила меня читать по-грузински. Потому я ее очень люблю! Сандро. Ты очень хорошая и честная, очень ласковая. Тебя любят все за то, что всех учишь родному языку. Я тоже люблю тебя! Тамрико. Ты - умная и нас тоже учила мудрости. Спасибо тебе! Саша (стоит молча, смотрит на книгу, а потом начинает говорить медленно). Эта книга научила нас буквам, научила читать. А если человек любит читать, то он будет знать очень многое, потому что, мама говорила мне, в книгах хранятся все науки. Эта книга самая главная книга. Она - книга-учитель. Я тоже хочу сказать ей спасибо и сказать, что люблю ее! ...Поток прозрачных ручейков искренних слов, слов от сердца, полных любви и грусти расставания омывает наш учебник-букварь. Дети говорят о нем, как о живом человеке, добром и умном, любимом всеми. - Вам, наверное, жалко расставаться с вашей первой книгой? Хором и единодушно: «Да! Очень!» - И ей тоже, наверное, будет грустно без вас... Хотите, возьмите ее себе на память, в подарок от школы. Взрыв радости. Многие берут книгу и прижимают к сердцу. - Моя книга! - шепчет Тека. Магда целует книгу. Зурико раскрыл ее и рассматривает с таким видом, будто/ впервые видит ее страницы. Ираклий поправляет потрепанную обложку, разглаживает уголки страниц. - Я снова все прочту в ней! - объясняет Елена своему соседу, Поздравляет вся школа В это время раздается стук в дверь, стук, которого я ждал. Дато открывает дверь, в класс входит директор школы. Дети знают ее. Они мигом встают и приветствуют первыми: - Здравствуйте! Полная тишина. Директор с доброй улыбкой оглядывает каждого ребенка. - Простите, пожалуйста, я, наверное, помешала вашему занятию. Я узнала, что сегодня вы завершаете букварь. Это так меня обрадовало, что я не могла не прийти поздравить вас... Она опять медленно переводит взгляд с одного ребенка на другого. Дети - все внимание. - Садитесь! - говорит она. - Значит, вы уже научились читать? Хором: «Да!» - Какие вы молодцы! Поздравляю вас!.. Это от меня подарок классу - веселый мультфильм о мальчике, который любил читать. Посмотрите, когда у вас будет свободное время. А теперь я хочу пожать руку каждому из вас! Она медленно проходит между рядами, протягивает руку ребенку. Он встает. Она всматривается в глаза. - Как тебя зовут?.. Поздравляю тебя с успехом! И жмет руку серьезно, достойно, деловито. Так подходит она к каждому в отдельности. Дети следят за движениями директора... - Все учителя нашей школы попросили меня поздравить вас с завершением букваря! Хором: «Спасибо!» - Желаю вам новых успехов! Хором: «Спасибо!» - До свидания! Дети встают. Хором: «До свидания!» Директор выходит из класса. Двери остаются открытыми. Звонок на перемену уже прозвенел, и теперь в классе слышно, что говорят по школьному радио. Я настороженно вслушиваюсь, и дети тоже навострили уши. А по радио говорят: - Дорогие ребята подготовительного класса! Мы узнали, что вы сегодня завершили изучение букваря. Поздравляем вас! Вы уже настоящие школьники, можете читать, писать. Вместе с вами радуется вся школа, радуются учителя, комсомольцы и пионеры. Пусть знает вся школа имена наших сегодняшних героев. Вот они... Я всматриваюсь в каждого, чье имя называют по радио. «Что с вами происходит, дети? - мысленно обращаюсь я к своим ученикам.- Мне кажется, каждый из вас взрослеет прямо на глазах! Отчего это? Оттого ли, что вы перешагнули первый рубеж в учении? Нет, скорее всего приветствие директора и еще то, что ваши имена объявляют по радио, укрепили вашу веру в себя, ваше стремление стать взрослыми, быть общественно полезными. А ты чего сгорбился, мальчик, почему потускнели твои глаза? Думаешь, по радио не назовут твое имя? Не бойся, я полон надежды, что ты тоже научишься читать и писать. Не твоя же вина, что у тебя на этот раз не получилось так, как у всех! Я не хочу назвать тебя слабым, умственно отсталым, не люблю такие выражения. Лучше назову слабой мою методику, не сработавшую в отношении тебя. Я изменю ее, поищу другие способы, чтобы помочь тебе, оказавшемуся в беде. Выше голову, мальчик, вот видишь, по радио назвали тебя! Не сегодня, так завтра чудо свершится и в тебе тоже!..» - На втором уроке у нас будет письмо!.. Можете отдохнуть! Мальчики, помните, что вы - мужчины! Майя сидит на парте не шевелясь. Не больна ли она? - Майя, что с тобой? Девочка молчит, сидит как каменная, даже глазами не моргает. - Майя, отвечай! Губы девочки еле пошевелились, и я услышал сказанное: - Упражняюсь в выносливости!
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.186.153 (0.008 с.) |