Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Анализ внутренней и внешней среды организации↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
В экономической организации I. Сущность и эволюция стратегического планирования. Стратегическое планирование - относительно молодой вид деятельности фирм. Его предтечей стало долгосрочное планирование, которое бизнес начал применять в 50-х годах нашего столетия. Уже долгосрочное планирование оказалось большим шагом вперед, оно дало возможность фирме расширить горизонт своего взгляда на будущее, связать текущую деятельность с более масштабными задачами. В конце 60-х годов на смену долгосрочному приходит стратегическое планирование. В стратегическом планировании по сравнению с долгосрочным пространство деятельности фирмы становится более объемным, оно включает в себя как основные элементы внутренней среды экономической организации, так и внешние аспекты: социальные и политические факторы, вкусы и потребности покупателей, действия конкурентов и т.д. Кроме того, долгосрочные цели фирмы в стратегическом планировании перестают быть простым отражением условий текущей деятельности, а оказываются результатом анализа изменений во внешней и внутренней среде фирмы. В процессе развития стратегического планирования создано большое число методов и моделей стратегического анализа, формальных способов решения задач. Пик популярности формального стратегического планирования пришелся на конец 70-х – начало 80-х годов, когда оно воспринималось как панацея, средство решения любых проблем фирмы. Однако в 80-х годах формальные методы стратегического планирования показали свою ограниченность в новых условиях. Основными причинами этого стали: Ä во-первых, усиление неопределенности деловой среды. Это выразилось как в возросшем количестве изменений хозяйственной жизни, так и в уменьшении предсказуемости этих изменений. Стратегические схемы во многих случаях перестали соответствовать новому состоянию бизнеса; Ä во-вторых, в восьмидесятые годы в теории и практике деловой жизни усилилось значение гуманитарного, человеческого фактора - получила развитие концепция корпоративной культуры, позднее приобрел популярность подход, называемый "внутрифирменной демократией", и т.п. Обезличенные методы стратегического планирования вступили в противоречие с новыми течениями в менеджменте. В настоящее время стратегическое планирование заняло свое место в ряду функций менеджмента. Во многом оно приобрело новое содержание, обогатилось за счет синтеза с гуманизированным подходом. Сегодня, наряду с формальными, количественными методами, стратегическое планирование использует творческий, интуитивный подход. Не являясь универсальным способом достижения успеха в бизнесе, оно в то же время создает основу для успешной деятельности фирмы, фундамент всей системы управленческих функций. Широкое применение стратегического планирования в отечественной практике ведения хозяйства сдерживается низким уровнем знаний о методах и средствах разработки стратегических планов и их недостаточной адаптированной к|до| условиям национального рынка.
Основное задание|задача| стратегического планирования заключается в обеспечении нововведений|новшеств| и организационных изменений|смен|, необходимых для функционирования предприятия и его конкурентоспособности. Стратегическое планирование можно рассматривать, как процесс, что выполняет|исполняет| несколько функций: * распределение|распределение| ресурсов; * адаптация к|до| внешней среде; * внутренние координация и регуляция; * организационные изменения|смены|. Стратегия функционирования предпринимательской структуры формируется не только на обеспечении получения высоких финансовых результатов, расширении бизнеса, удовлетворении рыночного спроса, но и на эффективном использовании|употреблении| материальных, трудовых, информационных, финансовых ресурсов, постоянном снижении расходов производства. Потому|оттого| * эффективное распределение|распределение| ресурсов между разными|различными| сферами деятельности, поиск оптимальных путей их использования|употребления| является важной функцией стратегического планирования. * Адаптация предпринимательских структур к|до| внешней среде предусматривает систему действий с приспособлением предприятия к изменениям|смены| рыночных условий ведения хозяйства, использования|употребления| его преимуществ и уменьшения угроз. * Функция координации и регулирования предусматривает согласование усилий структурных подразделений предприятия для достижения стратегической цели, предусмотренной стратегическим планом. Стратегия предприятия — это сложная система целей и заданий|задач|, закрепленных, за соответствующими структурными подразделениями и исполнителями. Для реализации стратегии необходимая координация действий всех участников. * Функция внесения организационных изменений|смен| проявляется в проведении разных|различных| организационных превращений|преобразований,претворений| на предприятии - перераспределении управленческих функций, полномочий, ответственности: создании мотивационной системы для достижения стратегических целей. При этом очень важно, чтобы эти действия были результатом стратегического предвидения, а не реакцией на хозяйственную ситуацию. Стратегическое планирование как отдельный вид управленческой деятельности выдвигает ряд требований|востребований| к|до| специалистам аппарата управления: умение моделировать хозяйственные ситуации, обнаруживать|выявлять,проявлять| необходимость и характер изменений|смен| на предприятии, разрабатывать стратегию изменений|смен|, использовать надежные методы, реализовывать стратегию. Современные темпы изменений|смен| в экономике - очень высокие, потому|оттого| их учет в деятельности предприятий с чрезвычайно важным. Положительные стороны стратегического планирования заключаются в том, что оно: Ä позволяет прогнозировать будущие проблемы и возможности предприятий; Ä способствует|содействует| уменьшению риска при принятии решений; Ä обеспечивает интеграцию целей и заданий|задач| всех структурных подразделений и исполнителей. Ä основное преимущество стратегического планирования заключается в высшем уровне обоснованности плановых показателей, большей вероятности реализации плановых сценариев развития событий, чем при традиционном технико-экономическом планировании.
В отечественной практике управления предприятиями стратегическое планирование применяется редко, хотя в последние годы внимание к|до| нему значительно выросло. Рядом с|наряду с| преимуществами стратегическое планирование имеет ряд недостатков, которые|какие| ограничивают сферу его применения, лишают универсальности при решении хозяйственных заданий|задач|. Ä стратегическое планирование не имеет четкого алгоритма разработки и реализации; Ä конкретный инструментарий стратегического планирования зависит от личных способностей специалиста, его профессионального опыта и интуиции; Ä процесс стратегического планирования требует значительных расходов времени, ресурсов и не всегда обеспечивает получение результата. Ä последствия ошибок стратегического планирования значительно более серьезные по сравнению с ошибками управленческих решений и действий другого характера, особенно при прогнозировании выпуска новой продукции, выборе направлений вкладывания средств, обоснованности новых возможностей бизнеса.
С целью обеспечения результативности стратегическое планирование должно дополняться мероприятиями повышения организационной культуры, укрепления исполнительской дисциплины, совершенствования обработки данных. Стратегическое планирование является результативным при условиях: Ä дополнение стратегического планирования текущим; Ä ежегодной детализации стратегических планов развития; Ä сохранение|сохранность| тесной связи стратегического плана с годовым финансовым планом; Ä совершенствование механизма стратегического планирования.
II. Логика стратегического планирования Стратегическое планирование рассматривается как динамичная совокупность взаимосвязанных процессов, которые логично вытекают один из другого и обеспечивают достижение поставленной цели.
Процесс стратегического планирования включает: Ø Анализ и оценка внутренней и внешней среды организации; Ø Определение стратегических целей видения, миссии организации; Ø Стратегический анализ, определение стратегических альтернатив; Ø Выбор стратегии; Ø Подготовка конечного стратегического плана. Видение К идеалам экономической организации можно отнести ее видение. Видение - это руководящая философия бизнеса, обоснование существования фирмы, не сама цель, а, скорее, чувство основной цели фирмы. То есть видение - это идеальная картина будущего, то состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях. Видение определяет уровень притязаний в процессе стратегического планирования. * Несколько примеров видения. А. Видение фирмы "Эпл" производителя персональных компьютеров: "Осуществлять вклад в мировое развитие интеллектуальных средств, совершенствующих человечество". Б. Видение фирмы "Мерк", специализирующейся в сфере здравоохранения: "Мы занимаемся бизнесом для сохранения и улучшения человеческой жизни. Все наши действия должны быть измерены с точки зрения достижения этой цели". В. Очень просто сформулированное видение компании Диснея: "Делать людей счастливыми". * Концепция видения завоевывает все большую популярность в мире бизнеса. Возрастающее значение видения определяется следующими факторами. 1. Видение является хорошим средством мотивации работников фирм, особенно крупных, децентрализованных, оно помогает сплачивать, объединять деятельность людей в едином направлении. В видении обычно не подчеркивается желание получить прибыль, оно объединяет индивидуальные идеалы всех участников организации в единый эталон ценностей. С этой точки зрения видение пересекается с внутрифирменной культурой, основным элементом которой является система ценностей организации. 2. Видение создает чувство перспективы в деятельности организации, обеспечивает преемственность следующих друг за другом целей фирмы. Любая цель ограничивает рамки действий фирмы, а у видения нет финишной черты, оно создает импульс для постоянного прогресса. Анализ разрыва Анализ разрыва - простой, но эффективный метод стратегического анализа. Его цель - определить, существует ли разрыв между целями фирмы и ее возможностями и, если да, установить, как "заполнить" его (рис. 4). Конкретное применение анализа разрыва означает: Ø определение основного интереса фирмы, выраженного в терминах стратегического планирования (например, в увеличении числа продаж); Ø выяснение реальных возможностей фирмы с точки зрения текущего состояния среды и предполагаемого будущего состояния (через 3, 5 лет); Ø определение конкретных показателей стратегического плана, соответствующих основному интересу фирмы; Ø установление разницы между показателями стратегического плана и возможностями, диктуемыми реальным положением фирмы; Ø разработка специальных программ и способов действий, необходимых для заполнения разрыва. Другой способ применения анализа разрыва - это определение разницы между наиболее высокими ожиданиями и самыми скромными прогнозами. Например, если высшее руководство рассчитывает на реальную ставку оборота на вложенный капитал в 20%, но анализ показывает, что наиболее реалистичной величиной будет 15%, требуются обсуждение и принятие мер по заполнению разрыва в 5%. Рис. 4. Схема анализа разрыва Заполнение можно произвести несколькими способами, например: Ø за счёт роста производительности и достижения желаемых 20 %; Ø за счет отказа от более амбициозных планов в пользу 15%; Ø путем упования на улучшение ситуации в соответствии с лозунгом планирования: "Минимум усилий и больше доверия естественному ходу вещей". Следующие методы стратегического анализа обычно применя-1ля определения стратегических альтернатив, возможных вариантов стратегического плана.
Рис. 5. Кривая опыта Снижение затрат при увеличении объема производства обусловлено комбинацией следующих факторов: Ä преимущества в технологии, возникающие с расширением производства; Ä обучение на опыте наиболее эффективным способом организации производства; Ä эффект экономии на масштабе. В соответствии с кривой опыта основным направлением стратегии фирмы должно стать завоевание наибольшей доли рынка, поскольку именно у крупнейшего из конкурентов появляются возможности достижения самых низких единичных издержек и, следовательно, самых высоких прибылей. Погоня за доминированием на рынке, как стратегический императив, оправдывает себя в случае быстрорастущих рынков, дающих конкурентам возможности для роста. Применение кривой опыта возможно в основном в отраслях материального производства. В современных условиях достижение лидерства в издержках необязательно связано с увеличением масштабов производства. Нынешнее высокотехнологичное оборудование рассчитано не только на крупные производства, но и на небольшие. Сегодня даже ма ленькая фирма может использовать компьютеры, модульное оборудование, которые обеспечивают высокую производительность и возможности перестройки для решения различных специфических задач. Главным недостатком модели являются учет только одной из внутренних проблем организации и невнимание ко внешней среде (в первую очередь к потребностям покупателей).
Рис. 6. Модель жизненного цикла Модели "кривой опыта" и "жизненного цикла" являются наиболее простыми методами стратегического анализа, поскольку связывают разработку стратегии лишь с одним из факторов деятельности фирмы. Описанные далее методы имеют более комплексный характер, идут по пути увязки различных компонентов внутренней и внешней среды организации. 3.4. Модель "продукт - рынок" Предложена А.Дж. Стейнером в 1975 г. Представляет собой матрицу, включающую классификацию рынков и классификацию продуктов на существующие, новые, но связанные с существующими, и совершенно новые продукты (рис. 7).
Рис. 7. Матрица "рынок-продукт" Матрица показывает уровни риска и соответственно степень вероятности успеха при различных сочетаниях "рынок-продукт". Модель используется для: 1) определения вероятности успешной деятельности при выборе того или иного вида бизнеса; 2) выбора между различными видами бизнеса, в том числе при определении соотношения инвестиций для разных деловых единиц, то есть при формировании портфеля ценных бумаг фирмы. * Организация, занимающаяся обслуживанием и ремонтом лифтов, имеет достаточно высокие шансы на успех, если она предложит для существующего рынка (организаций по эксплуатации зданий) новый, но связанный с существующим вид товаров - лифты собственного производства. Степень риска существенно возрастет, если эта же организация предложит на существующем рынке совершенно новый вид продукции - контроль за работой инженерного оборудования (отслеживание загазованности и задымленности помещений; засоренности мусоропроводов и т.д.), поскольку опыт проведения подобных работ у организации отсутствует.. Очень высоким риск будет также в том случае, если московская организация предложит существующие услуги по ремонту и обслуживанию лифтов воронежскому рынку. Риск примет максимальные размеры, если московская организация предложит совершенно новый вид услуг - контроль за работой инженерных помещений - для совершенно нового рынка, к примеру мэрии Нью-Йорка. * Широкую популярность приобрела матрица И. Ансоффа, которая|какая| включает четыре альтернативных стратегии предприятия, применяемые для увеличения или сохранения|сохранности| объема продажи товаров (таблица 7.) Таблица 7.
Стратегия глубокого проникновения на рынок, укрепление позиций на нем ориентирует предприятие на концентрацию маркетинговых усилий с целью стабилизации или увеличения доли рынка. Путями достижения этой стратегии могут служить: увеличение сбыта, поощрение покупателей конкурентов товаров и заменителей, активизация рекламных мероприятий и др. Стратегия развития рынка предусматривает, что предприятие расширяет свою сбытовую деятельность в результате создания новых рыночных сегментов, освоение новых рынков путем выхода на новые географические рынки, новые сферы применения известного товара, модификации продукции с целью ее приспособления к|до| требованиям|востребованиям| определенных сегментов потребителей. Стратегия разработки товара заключается в создании принципиально новых товаров или модификации существующих на рынке. Понятие «новые товары» предусматривает принципиально новые товары, которые|какие| по-новому решают проблему или удовлетворяют потребности, которых|каких| раньше|ранее| не было; квазиновые товары - товары, которые|какие| связаны|повязаны| со старыми; метатовары | - товары, новые лишь|только| для данного предприятия, однако отличающиеся от существующих на рынке. Освоение и развитие новых товаров связаны|повязаны| с большими|великими| расходами и риском. Стратегия диверсификации предусматривает включение в производственную программу продукции (товаров), которая|какая| не имеет прямой и непосредственной связи с основным видом и сферой деятельности предприятия. В отечественных предпринимательских структурах эта стратегия получила широкое применение и обеспечила им стабильное развитие, стойкое финансовое состояние|стан| в период заострения|обострения| кризисных представишь. Выбор стратегии зависит от насыщенности рынка, возможностей предприятия относительно обновления ассортимента, уровня конкуренции. Поскольку предприятия ориентируют свою деятельность в нескольких стратегических зонах хозяйствования (СЗХ), они чаще всего формируют комбинированные стратегии развития Рис. 8. Портфельная модель БКГ Матрица указывает на четыре основные позиции бизнеса: 1) высококонкурентный бизнес на быстрорастущих рынках -идеальное положение "звезда"; 2) высококонкурентный бизнес на зрелых, насыщенных, подверженных застою рынках (приносящие устойчивые прибыли "дойные коровы", или "денежные мешки") - хороший источник наличности для фирмы; 3) не имеющие хороших конкурентных позиций, но действующие на перспективных рынках "знаки вопроса", чье будущее неопределенно; 4) сочетание слабых конкурентных позиций с рынками, находящимися в состоянии застоя, - "собаки" - отверженные мира бизнеса.
Способы использования портфельной модели БКГ: ü для определения взаимосвязанных заключений о позиции деловой единицы (бизнеса), входящей в состав организации, и ее стратегических перспективах; ü для проведения переговоров между высшими менеджерами и менеджерами на уровне деловой единицы и принятия решений о величине инвестиций (вложений капитала) в ту или иную деловую единицу (например, действующие в быстрорастущих отраслях "знаки вопроса" для расширения бизнеса и укрепления своих позиций, как правило, остро нуждаются в постоянном притоке средств, а у "денежных мешков", ограниченных в возможностях роста, часто возникает излишек наличности). Другими словами, при помощи матрицы БКГ фирма формирует состав своего портфеля (то есть определяет сочетания вложений капитала в различные отрасли, различные деловые единицы).
Варианты стратегий в рамках матрицы БКГ 1) Рост и увеличение доли рынка - превращение "знака вопроса" в "звезду" (агрессивные "знаки вопроса" иногда называют "дикими кошками"). 2) Сохранение доли рынка - стратегия для "дойных коров", доходы которых важны для растущих видов бизнеса и финансовых инноваций. 3) "Сбор урожая", то есть получение краткосрочной доли прибыли в максимально возможных размерах, даже за счет сокращения доли рынка - стратегия для слабых "коров", лишенных будущего неудачливых "знаков вопроса" и "собак". 4) Ликвидация бизнеса или отказ от него и использование полученных вследствие этого средств в других отраслях - стратегия для "собак" и "знаков вопроса", не имеющих больше возможностей инвестировать для улучшения своих позиций.
Оценка модели БКГ Преимуществ а: ü модель используется для исследования* взаимосвязи между деловыми единицами, входящими в организацию, а также их долгосрочных целей; ü модель может быть основой для анализа разных стадий развития деловой единицы (бизнеса) и соответственно анализа различия ее потребностей на разных этапах развития; ü представляет собой простой, доступный для понимания подход к организации делового портфеля организации (портфеля ценных бумаг).
Недостатки: ¾ не всегда правильно оценивает возможности бизнеса. Для единицы, определенной как "собака", может порекомендовать уход с рынка, в то время как внешние и внутренние ¾ чрезмерно сосредоточена на потоках наличности, в то время как для организации не менее важным показателем является эффективность инвестиций. Нацелена на супер рост и оставляет без внимания возможности оздоровления бизнеса, применение лучших методов управления.
Более сложным вариантом портфельной модели является многофакторная матрица "Мак-Кинси" компании, разрабатывающей ее по заказу "Дженерал Электрик". Фактор "возможности расширения рынка" здесь превратился в многофакторное понятие "привлекательность рынка (отрасли)". Фактор "относительная доля рынка" вырос до понятия "стратегическое положение фирмы", характеризующего различные элементы внутренней среды предприятия (табл. 8). Организация должна оценить свое положение по каждому из факторов, приведенных в таблице, и определить его исходя из трех возможных уровней: низкого, среднего, высокого. Самооценка должна быть максимально объективной. На ее основе фирма определяет свое место в одном из квадратов матрицы "Мак-Кинси". Как видно из матрицы (рис. 9), верхний левый угол означает благоприятные перспективы для роста, диагональ, разделяющая верхний левый угол и нижний правый угол, - двойственное положение и ограниченный рост, нижний правый угол - отсутствие реальных возможностей будущего развития.
хорошее среднее низкое Стратегическое положение Рис. 9. Портфельная модель "Мак-Кинси" Оценка многопрофильной портфельной модели: Ø ее преимуществом по сравнению с простой портфельной моделью является учет наибольшего количества значимых факторов внутренней и внешней среды фирмы; Ø в применении данной модели существуют ограничения, к которым можно отнести отсутствие конкретных рекомендаций по поведению на том или другом рынке, а также возможность субъективной, искаженной оценки фирмой своей позиции.
Моделью, способной дать гораздо более конкретный материал для принятия стратегических решений, является комплексный деловой анализ ПИМС (РIМS). Материалы ПИМС - результат обобщения опыта более 30 сотен предприятий Европы и Северной Америки. Показатели деятельности компаний отражены приблизительно в 30 основных переменных, влияющих на уровень прибыли, и разбиты на три группы: конкурентная позиция бизнеса, характеристика и привлекательность рынка, на котором действует предприятие, и производственная структура предприятия. Модель ПИМС выделяет также факторы, оказывающие наибольшее влияние на уровень прибыли: капиталоемкость, затем в порядке убывания - относительное качество продукта, относительная доля рынка, производительность труда. Модель ПИМС позволяет каждой организации учиться на опыте других предприятий, выбирать наиболее удобные способы будущих действий для получения высоких доходов. В условиях российской экономики изучение модели ПИМС носит в большей степени познавательный характер, поскольку этот метод стратегического анализа разработан для высокоразвитых, насыщенных, относительно устойчивых рынков и видов бизнеса. С этой точки зрения статистический опыт североамериканского и японского бизнеса имеет для нашей экономики ограниченное применение. Факторы, определяющие привлекательность рынка IV. Конкурентный анализ Особой отраслью стратегического анализа является анализ конкурентной позиции организации. Конкурентный анализ включает два основных этапа: 1) определение главных конкурентных сил в отрасли; 2) формулирование основных вариантов конкурентных стратегий. Признанным лидером разработки конкурентного анализа является профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер, автор основных моделей по определению главных сил конкуренции и вариантов конкурентных стратегий.
Рис. 11. Пять сил конкуренции 1. Новые конкуренты. Их появление в отрасли могут предупредить следующие входные барьеры: ð экономия на масштабе и опыте производства уже обосновавшихся в отрасли фирм помогает удерживать издержки на таком низком уровне, который недоступен потенциальным конкурентам; ð дифференциация продуктов и услуг, то есть опора на торговые марки, подчеркивающие уникальность товара и признание его покупателями (например, трудно конкурировать ð потребность в капитале. Очень часто эффективная конкуренция требует крупных первоначальных инвестиций. Этот барьер в сочетании с экономией на опыте и масштабе создает, в частности, серьезные препятствия для новых инвестиций в российскую автомобильную отрасль; ð издержки переориентации, связанные со сменой поставщиков, переобучением персонала, научными и проектными разработками нового продукта и т.д.; ð необходимость создания новой системы каналов распределения. Так, из-за отсутствия хорошо налаженных каналов распределения фирма "Эпл" не смогла широко внедриться со своими персональными компьютерами на российский рынок; ð политика государства (правительства), не способствующая проникновению на рынок, например установление высоких таможенных пошлин для иностранных конкурентов или отсутствие льготных государственных субсидий для новичков. 2. Товары-заменители. Обострить конкуренцию может появление товаров, эффективно удовлетворяющих те же потребности, но несколько иным способом. Так, конкуренцию производителям сливочного масла могут составить предприятия, выпускающие маргарин, у которого есть свои конкурентные преимущества: это диетический продукт с низким уровнем холестерина. Препятствиями на пути товаров-субститутов могут стать: _ проведение ценовой конкуренции, которая переключает внимание покупателя с проблемы качества на снижение цены; ð рекламные атаки на потребителей. Так, производители шоколадных конфет и батончиков, чувствуя угрозу со стороны субститутов - сухих смесей для легких завтраков, разворачивают агрессивную рекламную кампанию своих изделий; ð разработка и производство новых, привлекательных продуктов. Например, ощущая конкуренцию со стороны изготовителей колбасных изделий, производители сыра начинают выпуск новых, оригинальных сортов с разнообразными добавками; ð улучшение качества обслуживания при продаже и распространении товара.
V. Формулирование стратегии Формулирование стратегии следует за этапом стратегического анализа и нацелено на выбор одной из стратегических альтернатив. Уже в процессе стратегического анализа руководство организации склоняется к выбору одного из возможных вариантов стратегии - того, который в наибольшей степени соответствует условиям внешней и внутренней среды, а также выбранным целям деятельности. Однако методы стратегического анализа не могут подменить процесса фундаментального стратегического мышления. Главная слабость формальных методов поиска стратегии в том, что они игнорируют специфические особенности каждого из видов бизнеса, иногда приводят к слишком общим, абстрактным выводам.
Процесс формирования стратегии заключает в себе три этапа: ü формирование общей стратегии организации (портфельной); ü формирование конкурентной (деловой) стратегии; ü определение функциональных стратегий фирмы.
5.1 Общая стратегия организации. Общая стратегия организации формируется высшим руководством. Разработка общей стратегии решает две главные задачи: _ должны быть отобраны и развернуты основные элементы общей стратегии фирмы; ð необходимо установить конкретную роль каждого из подразделений фирмы при осуществлении стратегии и определить способы распределения ресурсов между ними. Различные варианты общих стратегий были приведены в параграфе о стратегическом анализе. Для удобства их разнообразие может быть сведено к трем основным типам: стратегиям стабильности, роста, сокращения. Организация может выбрать один из них или применять определенные сочетания различных типов (что обычно бывает характерно для крупных, диверсифицированных компаний). Стратегия стабильности - сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и поддержка их. Обычно используется крупными фирмами, которые доминируют на рынке. Конкретным выражением этой стратегии могут быть усилия фирмы, направленные на то, чтобы избежать правительственного (государственного) контроля и/или наказаний за монополизацию (способ действий, характерный для российских фирм-монополистов). Стратегия роста - увеличение организации, часто через проникновение и захват новых рынков. Разновидность стратегии роста: ¾ вертикальная интеграция; ¾ горизонтальная интеграция. Стратегия роста осуществляется тремя способами: 1) поглощение конкурирующих фирм путем аквизиции (приобретения контрольного пакета акций); 2) слияние - объединение на приблизительно равноправных началах в рамках единой организации; 3) совместное предприятие - объединение организаций разных стран для реализации совместного проекта, если он оказывается не под силу одной из сторон. * Например, совместные предприятия России и других стран в рамках исследования космоса - с российской стороны есть богатейший научный потенциал, но не хватает финансовых средств. Большое количество совместных предприятий в России действуют по принципу: иностранный капитал + российские естественные причем речь идет не о переработке, а в основном о перепродаже ресурсов. *
Стратегия сокращения применяется в тех случаях, когда выживание организации находится под угрозой. Ее разновидностями являются следующие. Стратегия разворота - используется, если организация действует неэффективно, но еще не достигла своей критической точки. Означает отказ от производства нерентабельных продуктов, излишней рабочей силы, плохо работающих каналов распределения и дальнейший поиск эффективных путей механизма использования ресурсов. В том случае, когда стратегия разворота принесла положительные результаты, в дальнейшем можно сосредоточиться на стратегии роста. Стратегия отделения - если компания включает несколько видов бизнеса и при этом один из них работает плохо, производится отказ от него - продажа этой деловой единицы или превращение ее в отдельно работающую фирму. Стратегия ликвидации - в случае достижения критической точки - банкротства - происходят уничтожение организации, распродажа ее активов. Наиболее нежелательная из стратегий сокращения: создает неудобства и убытки как для собственников (акционеров), так и для работников фирмы. Иногда общую стратегию организации называют портфельной, поскольку она определяет уровень и характер инвестиций организации, устанавливает размеры вложений капитала в каждую из ее единиц, то есть формирует определенный состав и структуру инвестиционного портфеля организации. Эффективно распределенные между деловыми подразделениями фирмы инвестиции могут создать эффект синергизма или стратегического рычага, когда определенные затраты на совокупность различных типов стратегий приводят к гораздо более существенным преимуществам в деятельности компании, обусловленным удачным дополнением или сотрудничеством между деловыми единицами.
Стратегии выживания Стратегия выживания отечественных (государственных и приватизированных) предприятий - это попытка приспособления к формирующемуся рынку и отказ от прежних методов хозяйствования. Стратегия нынешних государственных предприятий существенно усложнилась по сравнению с советским периодом, приобрела комплексный характер. Стратегия вы
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.170 (0.013 с.) |