ТОП 10:

Степень научной разработанности проблемы



Чтобы читателю выпускной работы сообщить о состоянии разработки выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке.

Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство студента со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы.

Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности и потому перечень работ и их критический разбор необязательно давать только в хронологическим порядке их публикации. Поскольку выпускная квалификационная работа обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ следует делать только по вопросам выбранной темы, а вовсе не по всей проблеме в целом. В таком обзоре незачем также излагать все, что стало известно студенту из прочитанного, и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме выпускной работы, должны быть названы.

Иногда студент, не находя в доступной ему литературе необходимых сведений, берет на себя смелость утверждать, что именно ему принадлежит первое слово в описании изучаемого явления, однако позднее это не подтверждается. Разумеется, такие ответственные выводы можно делать только после тщательного и всестороннего изучения литературных источников и консультаций со своим научным руководителем.

 

· Объект и предмет исследования

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предметаисследования.

Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет — это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание, именно предмет исследования определяет тему работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Другими словами объект - это реально существующая действительность (природная и социальная). Под объектом познания принято понимать часть объективной реальности, которая на данном этапе становится предметом практической и (или) теоретической деятельности человека.

Совокупность особых законов и закономерностей функционирования и развития объекта исследования составляет предмет данной конкретной науки. Предметом познания считают зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объекта, исследуемые с определенной целью в данных обстоятельствах и условиях. Таким образом, предмет исследования является более узким понятием, чем объект. Предметявляется частью, стороной, элементом объекта.

Определять объект исследования необходимо таким образом, чтобы в него в качестве важнейшего элемента был включен предмет исследования, который соотносится с другими элементами данного объекта.

· Цель и задачи исследования

Цель и задачи исследования вытекают из проблемы, т.е. цель исследования состоит в том, чтобы разрешить какую-то проблему. Цели исследования могут быть связаны с:

- обоснованием системы мер, направленных на решение проблемы;

- обоснованием закономерностей общего или частного характера;

- выявлением, комплекса условий успешного решения некоторой задачи;

- обоснованием подходов к решению проблемы;

- отбором оптимального объема фактов, логики раскрытия содержания данного явления и т.д.

Возможна постановка и более частных целей исследования. Например, можно поставить цель: выявить условия рационального сочетания методов работы; определить эффективную систему мер, направленных на обеспечение индивидуального подхода к клиентам; установить наиболее общий алгоритм решения определенной профессиональной задачи; обосновать критерии отбора содержания деятельности того или иного специалиста; исследовать методику прогнозирования и т.д.

Для достижения цели исследования выделяются конкретные задачи (их не должно быть много - не более 4 - 5).

Задачи исследования могут включать в себя следующее (в зависимости от характера научной проблемы):

- решение определенных теоретических вопросов, входящих в общую проблему (выявление сущности исследуемого понятия; дальнейшее совершенствование его определения; разработка критериев эффективности и т.п.);

- экспериментальное изучение практики решения данной проблемы (выявление ее определенного состояния, недостатков и затруднений, причин и т.п.);

- обоснование необходимой системы мер для решения поставленной задачи;

- экспериментальная проверка предложенной системы мер с точки зрения соответствия ее критериям оптимальности (эффективности);

- разработка методических рекомендаций.

Формулировка задач обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выявить..., систематизировать…, разработать... и т.п.).

Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание работы.

Задачи исследования должны быть относительно соизмеримы, не следует располагать рядом крупные и частные задачи, которые являются элементом предыдущих. Формулировка задач не должна быть громоздкой.

Непременным требованием к ВКР является логическое соответствие наименования темы исследования, объекта, предмета, целей и задач исследования структуре работы. Совокупность выдвинутых задач должна отражать цель исследования, которая, в свою очередь, должна соответствовать проблеме исследования.

 

· Гипотезы исследования

Существуют два типа гипотез;

1) описательного характера с указанием причин и возможных следствий;

2) объяснительного, когда раскрываются возможные следствия из
определенных факторов, а также условия, при которых эти следствия
обязательно произойдут, т.е. раскрывается, в силу каких причин и
обстоятельств данное исследование имеет место.

Гипотеза не может содержать очевидные положения, не требующие доказательств, а формулировке гипотезы не должна идти речь об обосновании нормы («должна принадлежать», «должна развиваться», «необходимо организовать», «следует добиться» и пр.).

Работа может содержать 2-3 гипотетических предположения по одной и той же проблеме.

В заключении работы необходимо отметить, какие из первоначально выдвинутых положений подтвердились, от чего пришлось отказаться, что изменить, какие положения дали отрицательный результат и почему.

 

· Методы исследования

Обязательным элементом введения работы является также указание на методы исследования,которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели, в соответствии с учетом специфики задач, поставленных в выпускной работе.

Выбор методов исследования при выполнении выпускной квалификационной работы не является произвольным, а определяется особенностями решаемых ими задач, спецификой содержания проблем и возможностями исследования.

В работе целесообразно выделять теоретические и эмпирические методы.

Теоретические методы – анализ (традиционный анализ литературы), синтез (концептуальный синтез), моделирование, исторический метод, индукция и дедукция и др.

Эмпирические методы (методы сбора и анализа эмпирических данных):

- Методы сбора информации: наблюдение, анкетирование, интервью, контент-анализ, метод семантического дифференциала и др.

- Методы анализа данных: сравнительно-сопоставительный анализ, корреляционный анализ, факторный анализ, статистические методы анализа информации и др.

Непременным требованием к выпускной квалификационной работе является логическое соответствие наименования темы исследования, объекта, предмета, целей и задач исследования структуре работы. Совокупность выдвинутых задач должна отражать цель исследования, которая, в свою очередь, должна соответствовать проблеме исследования.

Выводы по проведенному студентом исследованию должны соответствовать гипотезе и поставленным задачам. Важно показать, решена ли каждая задача и как конкретно, предложить описать условия, при которых возможно решение поставленных задач.

Оформление ВКР

 

Общие требования

Выпускную квалификационную работу студенты набирают на компьютере через 1,5 интервала (37 - 38 строк на листе) на одной стороне листа (формат А 4).

На каждом листе необходимо оставить поля: с левой стороны - 30 мм; с правой - 15 мм; в верхней части - 20 мм; в нижней - 20 мм.

Страницы должны быть пронумерованы. Первой страницей считается титульный лист, цифра 1 на ней не ставится. На следующей странице (с планом работы) сразу ставится цифра 2, а затем 3 и т.д. Порядковый номер обычно ставится в правом верхнем углу.

ВКР должна иметь:

титульный лист; план; текст работы (введение, основная часть, заключение); список литературы, использованной в работе; приложения (иллюстрации, таблицы, диаграммы, схемы и т.д.).

Работа должна быть сброшюрована. Объем ВКР - 50 - 70 печатных страниц.

 

Титульный лист

Дипломная работа начинается титульным листом. В верхней части листа ставится полное название учебного заведения, кафедры, по заданию которой работа выполняется: в центральной части листа - название работы; ниже, на правой стороне указываются исполнитель (фамилия и инициалы, номер группы) научный руководитель (фамилия и инициалы, академическая должность, ученая степень), место для оценки и подписи Председателя ГАК; слева ставится отметка заведующего кафедрой о допуске к защите (указывается фамилия и инициалы, академическая должность, ученая степень); в нижней части пишутся название и год написания работы (приложение №7).

 

План работы

Для успешного выполнения работы большое значение имеют узловые вопросы, последовательное освещение которых позволяет всесторонне и полно раскрыть тему. Сведение таких вопросов в систему и есть план работы.

План и структура работы взаимосвязаны, поэтому в плане выделяются: введение: основная часть, которая разбивается обычно на 2 главы; каждая из них, в свою очередь, должна быть разбита, на 2 - 3 параграфа; заключение; список использованной литературы.

При этом необходимо иметь в виду, что названия глав основной части не должны дублировать общее название работы.

 

Введение

Во введении должно быть отражено следующее:

- обоснование выбора темы, определение ее актуальности и значимости для науки и практики;

- степень научной разработанности (краткий анализ взглядов наиболее видных ученых на данную проблему);

- определение границ исследования (предмет, объект,);

- определение основной цели работы и выделение основных задач;

- формулировка гитпотез;

- указание методов исследования.

Объем введения - до 10% текста работы.

 

Основная часть

За введением следует основная часть. Целесообразно основную часть выпускной квалификационной работы делить на теоретическую и практическую главы.

Первая глава имеет теоретико-методологический характер и обычно называется «Теоретико-методологические основания анализа … (далее указывается предмет выпускной квалификационной работы)». Во второй главе излагаются результаты эмпирической части выпускной работы. Ее название должно соответствовать предмету исследования, но не должно буквально повторять ни его, ни темы выпускного исследования.

Существует несколько формальных систем структурирования текста в главы и параграфы.

Первая называется десятичной системой, в ней главы обозначаются словом «Глава» с номером, применяются только арабские цифры для глав, а нумерация параграфа образуется путем приписывания к номеру главы номера параграфа, который разделяют точкой. Таким образом, цифры "1.1" и "1,2" обозначают номера параграфов главы 1. Если параграф 1.2 делится на части, то для их обозначения используется следующая нумерация: 1.2.1; 1.2.2 и т.д., тем самым по номеру раздела легко определить его место в структуре всего текста.

Не менее распространенной является и другая система, в которой главы обозначаются словом «Глава» с номером, а параграфы - знаком "§" с указанием порядкового номера данного параграфа в главе. Например, данный параграф имел бы обозначение "§1".

Параграф - это текст внутри главы, содержащий её логически важную часть. Параграфы делятся на абзацы, в которых содержится небольшая, но законченная мысль. Заголовки глав и параграфов должны быть краткими, четкими, последовательно раскрывающими содержание работы в целом. Необходимо соблюдать соответствие содержания главы и параграфа их заголовкам. В конце каждой главы, параграфа необходим логический переход к следующему. В этой связи рекомендуется заканчивать каждый параграф и главу подведением итогов, из которых бы логически следовала необходимость дальнейшего рассмотрения проблемы.

Все главы основной части должны быть соразмерны друг с другом по структурному делению и по объему.

Новую главу необходимо начинать с новой страницы.

Целесообразно ВКР делить на теоретическую и практическую части.

Стиль написания ВКР предполагает безличную форму изложения, т.е. местоимения «я» и «мы» не употребляются, а заменяются выражениями «можно считать», «допустим, что...» и т.д. При обсуждении научных положений того или иного автора следует применять одну и ту же форму времени настоящего или прошедшего. Следует избегать неопределенных слов и выражений, например: «что-то», «кое-что», «что-нибудь», «очевидно», «общеизвестно», «само собой разумеется», «естественно» и т.п.

 

Заключение

 

В заключении необходимо обобщить все выводы и практические рекомендации, которые были даны в работе, а также определить направления для дальнейшего исследования. Фактически в заключении еще раз заходит речь об актуальности темы, но под новым углом зрения, а именно: с точки зрения перспектив дальнейших исследований проблемы. Поэтому в заключении, помимо формулировки результатов, говорится о том, какие вопросы остались неизученными, какие новые исследовательские вопросы возникли в результате работы и в каком направлении следует работать дальше.

 

Цитаты, сноски и примечания

 

ВКР отражает значительный объем литературы, изученный студентом при ее написании. В работе используются цитаты, которые выполняют вполне определенную функцию; связанную с первоначальным латинским звучанием этого слова - подтверждение своей мысли или довода. При цитировании особого внимания заслуживают современная литература и первоисточники, вторичную литературу следует цитировать лишь в том случае, если требуется заимствовать аргументы или, наоборот, оспорить некоторые выводы авторов.

Цитируемый фрагмент заключается в кавычки. В конце цитаты ставится цифра в квадратных скобках, обозначающая порядковый номер источника по списку литературы, который расположен в конце работы. После цифры через запятую указывается страница, откуда была взята цитата. Например, [5, с. 37]. Если цитируется одна и та же книга во второй раз, то в ссылке на нее изменяется только номер страницы. Например, [5, с. 41].

Нумерация сносок сплошная по всей работе.

 

Список литературы

 

Литература, используемая при выполнении ВКР, должна быть соответствующим образом описана.

Использованные при выполнении работы литературные источники располагаются в списке в следующей очередности:

1. Официальные документы (законы, указы Президента, постановления правительства и т.п.) в хронологическом порядке.

2. Книги и статьи авторов в алфавитном порядке фамилий авторов или заглавий книг, если автор не указан на русском языке.

3. Иностранная литература.

 

В описание книги должны входить.

- фамилия и инициалы автора (фамилия предшествует инициалам);

- полное и точное название работы;

- после косой черты данные о переводчике, если это перевод, или о редакторе, если книга написана группой авторов; данные о числе томов, если таковые имеются;

- после точки указывается название города, в котором издана книга. Название места издания приводится полностью, например: Барнаул, исключение составляют Москва (М.), Ленинград (Л.), Санкт-Петербург (СПб.), Киев (К.).

- после двоеточия указывается издательство, которое выпустило книгу;

- после запятой - год издания, общее количество страниц.

Например:

Книга с одним автором: Балабанов, И.Т. Валютные операции / И.Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 1993. – 144 с.

Книга с двумя авторами: Корнелиус, Х. Выиграть может каждый : как разрешать конфликты / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр ; пер. П. Е. Патрушева. - М.: Стрингер, 1992. – 116 с.

Книга с тремя авторами: Киселев, В.В. Анализ научного потенциала / В.В. Киселев, Т.Е. Кузнецова, Б.В. Кузнецов. – М.: Наука, 1991. – 126 с.

Сборник: Малый бизнес: перспективы развития : сб. обзоров / отв. ред. В.С. Ажаева. – М.: ИНИОН, 1991. – 147 с.

Многотомники: Самойлов, Д.С. Избранные произведения : в 2 т. / Д.С. Самойлов ; вступ. ст. И. Шайтанова. – М. : Худож. лит., 1989. – Т. 1 – 2.

 

Описание используемой журнальной статьи включает:

- фамилию и инициалы автора;

- полное и точное название статьи;

- наименование журнала (указывается после двойной косой черты);

- год издания (после запятой от наименования журнала; обозначается арабскими цифрами, слово «год» не пишется);

- номер журнала;

- страницы журнала, на которых помещена статья.

Например: Тренин, Д. Надеяться следует осторожно / Д. Тренин // Новое время. – 1996. – № 4. – С. 34 – 35.

 

Описание газетной статьи включает:

- фамилию и инициалы автора;

- полное и точное название статьи,

- наименование газеты;

- год издания;

день и месяц издания.

Например: Антонова, С. Урок на траве: заметки из летнего лагеря скаутов / С. Антонова // Известия. – 1990. – 3 сент. – С. 3.

 

Количество страниц (объем) работы обозначается одной буквой "С", стоящей после цифры, если описывается книга е целом (450 с.) или перед цифрой, если описывается статья из журнала, газеты или приводится глава из книги (С. 45-83).

 

Официальные документы:

Конституция (Основной Закон) Российской Федерации – России: принята на внеочеред. седьмой сес. Верхов. Совета РСФСР девятого созыва 12 апр. 1978 г. с изм. и доп. – М. : Верхов. Совет РФ : Известия, 1992. – 110 с.

Об охране окружающей среды: закон Российской Федерации. – М. : Республика : Верховный Совет Российской Федерации, 1982. – 62 с.

 

Российская Федерация. Президент (1991 –; Б.Н. Ельцин). Сборник распоряжений Президента Российской Федерации, ноябрь 1991 г. – март 1992 г. – М. : Известия, 1992. – 110 с.

 

Диссертации:

Медведева, Е.А. Высшее библиотечное образование в СССР: проблемы формирования профиля: (история, современное состояние, перспективы) : дис. ... канд. пед. наук : 05.25.03 / Е.А. Медведева ; Моск. гос. ин-т культуры. – М., 1986. – 151 с.

Стародубцева, И.Н. Специфика реферативной библиографической информации по стыковым наукам: (на прим. кристаллографии) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 05.25.03 / И.Н. Стародубцева ; Моск. гос. ин-т культуры. – М., 1989. – 16 с.

Примеры библиографических записей электронных ресурсов:

Исследовано в России [Электронный ресурс] : многопредмет. науч. журн. / Моск. физ.-тех. ин-т. – Электрон. журнал. – Долгопрудный : МФТИ, 1998. – Режим доступа к журн. : http://zhurnal.mipt.rssi.ru. – Загл. с экрана.

 

Петрова, И.Н. Оформление библиографических ссылок на электронные информационные ресурсы / И.Н. Петрова // Вестник АлтГУ [Электронный ресурс] / АлтГУ. – Электрон. дан. – Барнаул, 2000. – Заглавие с экрана. – Режим доступа : http://www.lib.dsn-asu.ru.

Подробную информацию можно найти на сайте библиотеки : http://www.lib.asu.ru/

Консультацию по оформлению списков можно получить в отделе библиографии кор. «Л» ауд. 323. т. 66-75-31

Е-mail : bibl@lib.asu.ru

 

· Приложения

 

Выпускная квалификационная работа сопровождается приложениями, которые следуют за списком литературы в порядке их упоминания в тексте.

В приложения обычно включают таблицы, графики, дополнительные материалы. Каждое приложение следует начинать с нового листа. В правом верхнем углу должно быть написано «Приложение» с указанием его номера. Каждое приложение должно иметь название.

Существуют определенные правила представления табличного материала.Цифровой материал, когда его много или когда имеется необходимость в сопоставлении и выводе определенных закономерностей, оформляют в виде таблиц. Таблицы могут быть представлены в основном тексте выпускной квалификационной работы. Большие таблицы (занимающие более 0,5 страницы) выносят в приложения.

Таблица представляет собой такой способ подачи информации, при котором цифровой или текстовой материал группируется в колонки, отграниченные одна от другой вертикальными и горизонтальными линиями.

По содержанию таблицы делятся на аналитические и неаналитические. Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа цифровых показателей. Как правило, после таких таблиц делается обобщение в качестве нового знания, которое вводится в текст словами: «таблица позволяет сделать вывод, что...», «из таблицы видно, что...», «таблица позволит заключить, что...» и т.п. Часто такие таблицы дают возможность выявить и сформулировать определенные закономерности. В неаналитических таблицах помещаются, как правило, необработанные статистические данные, необходимые лишь для информации или констатации.

Обычно таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера и тематического заголовка, боковика, заголовков вертикальных граф, горизонтальных и вертикальных граф (основной части). Каждый заголовок над графой должен относиться ко всем данным в этой графе, а каждый заголовок строки в боковине – ко всем данным этой строки. Заголовок каждой графы должен быть по возможности кратким. Следует устранять повторы тематического заголовка в заголовках граф; устранять ярус с указанием единицы измерения, перенося ее в тематический заголовок; выносить в объединяющие заголовки повторяющиеся слова.

Все таблицы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица...» с указанием порядкового номера таблицы (например «Таблица 4») без значка № перед цифрой и точки после нее. Если в тексте дипломной работы только одна таблица, то номер ей не присваивается. Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки на конце.

При переносе таблицы на следующую страницу «шапку» таблицы следует повторить и над ней поместить слова «Продолжение таблицы 4». Если «шапка» громоздкая, допускается ее не повторять. В этом случае пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.

Все приводимые в таблицах данные должны быть достоверны, однородны и сопоставимы, в основе их группировки должны лежать существенные признаки.

Довольно часто студенты приводят цифровой материал в таблицах, когда его удобнее поместить в тексте. Такие таблицы производят неблагоприятное впечатление и свидетельствуют о неумении обращаться с табличным материалом. Поэтому перед тем как помещать какой-то материал в виде таблицы, следует решить, нельзя ли представить его в обычной текстовой форме. Помещать следует только те таблицы, которые трудно передать обычным текстом.

При оформлении иллюстративного материала также существуют определенные правила.

Иллюстрировать выпускную квалификационную работу необходимо исходя из определенного общего замысла, который помогает избавиться от случайных иллюстраций, связанных с второстепенными деталями текста и предупредить неоправданные пропуски иллюстраций к важнейшим темам.

Все иллюстрации должны быть пронумерованы. Нумерация их обычно бывает сквозной, то есть через всю работу. Если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется. В том месте, где речь идет о теме, связанной с иллюстрацией и где читателя нужно отослать к ней, помещают ссылку либо в виде заключенного в круглые скобки выражения «(рис. 3)», либо в виде оборота типа «как это видно на рис. 3» или «как это видно из рис. 3».

Подпись под иллюстрацией обычно имеет четыре основных элемента:

- обозначение иллюстрации сокращенным словом «Рис.» в верхнем правом углу;

- порядковый номер иллюстрации, который указывается без знака номера арабскими цифрами;

- тематический заголовок иллюстрации, содержащий текст с характеристикой изображаемого в наиболее краткой форме.

Схема — это изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо предмета или процесса и показывающие взаимосвязь их главных элементов.

Диаграмма — один из способов графического изображения зависимости между величинами. Диаграммы составляются для наглядного изображения и анализа данных. В соответствии с формой построения различают диаграммы плоскостные, линейные и объемные. В ВКР наибольшее распространение имеют линейные диаграммы, а из плоскостных — столбиковые (ленточные) и секторные.

Кроме геометрического образа, диаграмма должна содержать ряд вспомогательных элементов:

- общий заголовок диаграммы;

- словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов графического образа;

- оси координат, шкалу с масштабами и числовые сетки;

- числовые данные, дополняющие или уточняющие величину нанесенных показателей.


Приложение 1

Заведующему кафедрой __________________________

(название кафедры)

__________________________

(ФИО зав. каф.)

Студента__________________________

(ФИО)

Направление (специальность)__________________________

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

 

Прошу утвердить тему дипломной работы (выпускной квалификационной работы бакалавра/специалиста, магистерской диссертации, курсовой работы):

______________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

 

Подпись студента: ____________ «___»____________20__г.


Приложение 2

Министерство образования и науки РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

Факультет ___________________________________

кафедра_____________________________________

направление (специальность)____________________

группа ______________

 

 

Задание







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.74.227 (0.031 с.)