Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И. А. Жужгина, А. В. Виноградова↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МЭИ» В г. Смоленске И.А. ЖУЖГИНА, А.В. ВИНОГРАДОВА БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ)» для студентов направления 080200 «Менеджмент» Смоленск 2014
УДК 005.915 (0768) Ж 83
Утверждено учебно-методическим Советом филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет МЭИ» в г. Смоленске в качестве методического указания для студентов, обучающихся по направлению 080200 «Менеджмент
Подготовлено на кафедре менеджмента и информационных технологий в экономике
Рецензент Канд. экон. наук, доцент филиала МЭИ в г. Смоленске А. А. Балябина
Жужгина И.А., Виноградова А.В. Бюджетное планирование. Методические указания к курсовому проекту по дисциплине «Финансовый менеджмент» для студентов направления 080200 «Менеджмент» – Смоленск: РИО филиала МЭИ в г. Смоленске, 2014. - 36 с.
Методические указания содержат описание структуры, содержания и порядок выполнения курсового проекта по дисциплине «Финансовый менеджмент», а также рекомендации по оформлению результатов выполнения курсового проекта. Предназначены для обучающихся всех форм обучения по направлению 080200 «Менеджмент»
© Филиал МЭИ в г. Смоленске, 2014 ВВЕДЕНИЕ
Современный период развития экономики России требует применения новых технологий управления организациями на основе изучения и внедрения, апробированных в мировой практике моделей управления и их адаптации к экономическим условиям России. Одной из таких технологий, позволяющих существенно повысить эффективность управления организацией, является бюджетирование. «Финансовый менеджмент» - одна из дисциплин базовой части профессионального цикла подготовки бакалавров по направлению 080200 Менеджмент. В соответствии требованиями основной образовательной программы по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) "бакалавр") и учебными планами обучающиеся должны выполнить курсовой проект по дисциплине «Финансовый менеджмент» в 6 семестре. Курсовой проект способствует расширению и углублению знаний в области финансового менеджмента, развивает у обучающихся навыков самостоятельной работы, способности к научному поиску и овладению приемами исследовательской, организационно-управленческой, информационно-аналитической и предпринимательской деятельностей. В соответствии с ФГОС ВПО подготовки бакалавров по направлению 080200 Менеджмент курсовой проект формирует и развивает компетенции, позволяющие решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: организационно-управленческая деятельность (планирование деятельности организации и подразделений; формирование организационной и управленческой структуры организаций; разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации; контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников; мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей); информационно-аналитическая деятельность (сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений; построение внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирования деятельности и контроля; подготовка отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности; оценка эффективности управленческих решений). Курсовой проект представляет собой законченное исследование, предполагающее творческий подход к проработке его содержания, изложения четко аргументированной точки зрения по исследуемому вопросу. Целью курсового проекта является закрепление знаний, полученных обучающимися по дисциплине «Финансовый менеджмент» и приобретения умений и навыков в области принятия и обоснования финансовых решений. Задачи выполнения курсового проекта состоят в следующем: – систематизация, обобщение, расширение и закрепление теоретических знаний по дисциплине «Финансовый менеджмент»; – углубление практического опыта самостоятельной работы с различными источниками информации; – формирование творческого подхода к решению практических задач исследования; – развитие навыков в изложении результатов проделанной работы по проекту с соблюдением общепринятых требований в отношении стиля, четкости формулировок, последовательности расположения материала и его иллюстративного оформления; – подготовка к написанию выпускной квалификационной работы. Тематика курсового проекта охватывает основные разделы учебной программы дисциплины «Финансовый менеджмент»: основные концепции управления финансами; сущность, функции, принципы и организация финансового менеджмента; информационное обеспечение финансового менеджмента; финансовое планирование и прогнозирование; управление капиталом организации; управление финансовыми рисками организации; управление активами организации; концептуальные основы формирования финансовой стратегии организации. В основе финансового планирования и бюджетирования лежат финансово-экономические расчеты по планированию, которые позволяют спрогнозировать предполагаемое воздействие на цель возможных альтернатив, проанализировать и оценить различные варианты и контролировать степень достижения цели. Это возможно только при использовании информационных технологий и компьютерных программ. Внутрифирменное планирование – одна из наиболее распространенных областей применения информационных технологий.Практика бюджетного планирования показала, что наиболее пригодными являются программы электронных таблиц. При выполнении курсового проекта необходимо использовать программу электронных таблиц Microsoft Excel. Знания и навыки, полученные обучающимися при выполнении курсового проекта, используются ими при изучении специальных дисциплин менеджмента, а также при прохождении производственных практик, проведении научных исследований и написании выпускной квалификационной работы. Методические указания призваны обеспечить соблюдение действующих стандартов и норм единого контроля за выполнением курсовых проектов. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА Отчет должен содержать следующие структурные элементы: титульный лист, введение, основную часть проекта, заключение, список использованных источников и приложения. В таблице 1 представлен рекомендуемый объем структурных элементов курсового проекта. Таблица 1 – Типовые структурные элементы отчета по курсовому проекту и их примерный объем
Исходя из рекомендуемой структуры курсового проекта объем отчета (без учета приложений) должен содержать не более 50 страниц. Приведенные выше структурные элементы курсового проекта должны иметь следующее содержание. Титульный лист. Титульный лист является первой страницей отчета по курсовому проекту и служит источником информации, необходимой для представления документа. Оформление титульного листа производится в соответствии с принятой формой, представленной в приложении А. На титульном листе студент ставит свою подпись и дату сдачи завершенной курсового проекта руководителю. Руководитель курсового проекта ставит подпись и дату допуска курсового проекта к защите. Содержание. Содержание включает введение, наименование всех разделов и подразделов, заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы отчета по курсовому проекту. Введение. Во введении должна быть отражена актуальность выбранной темы, объект и предмет исследования, точно сформулированы цель и задачи курсового проекта по основным разделам проекта, а также определена методологическая и информационная основа их решения. Актуальность темы обосновывается описанием проблемной ситуации, своевременностью и значимостью ее разрешения. Для раскрытия актуальности темы необходимо определить степень проработанности этой темы в литературе и других источниках, а также показать суть проблемной, т.е. противоречивой и требующей решения ситуации. Освещение актуальности темы исследований должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах 1 страницы машинописного текста показать главные факторы актуальности темы. В курсовом проекте это обоснование обычно завершают так: «Актуальность … послужила основанием для выбора темы курсового проекта»; «Актуальность … послужила основанием для выбора темы курсового проекта и предопределила её задачи»; «Этим определился выбор темы курсового проекта»; «Все это обусловило выбор темы курсового проекта» и т.д. Формулирование проблемы влечет за собой выбор определенного объекта и предмета исследования курсового проекта. Объект исследования всегда шире, чем предмет. Объект определяет, ЧТО конкретно вы будете изучать в данной теме, а предмет более узок и конкретен. Объект исследования формулируется кратко, двумя-тремя словами, предмет – расширенно. И объект, и предмет должны быть отражены в названии темы курсового проекта. Объектом может быть все то, что явно или неявно содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию. То есть, из всей системы, представляющей собой объект исследования, выделяется либо процесс, либо часть системы, которая и является предметом. Другими словами, предмет – это "повод" для изучения всего объекта. Предмет исследования – те или иные стороны, свойства, характеристики объекта исследования, которые представляют научный интерес в связи с решаемой проблемой. Название темы, указанной на титульном листе курсового проекта предмет исследования обычно совпадают. Примеры объекта и предмета исследования представлены в таблице 2. Таблица 2 – Примеры формулирования объекта и предмета исследования
В каждом из объектов исследования можно выделить несколько различных предметов исследования. Обучающийся должен выбрать всего один предмет исследования из множества и сконцентрироваться именно на нём, на его исследовании. При написании любой научного проекта необходимо уметь грамотно формулировать предмет исследования. Это поможет в проведении исследовательской работы, так как предмет исследования конкретен и более узок. Предмет исследования задаёт рамки, за которые не должно выходить исследование. Выделение предмета исследования позволяет сформулировать цель курсового проекта и указать конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с поставленной целью. Цель курсового проекта должна заключаться в решении проблемной ситуации путем ее анализа и нахождения закономерностей между экономическими явлениями. Для достижения поставленной цели в курсовом проекте необходимо решить следующие задачи (перечислить задачи по основным разделам проекта). Формулировка задач обычно делается в форме перечисления (изучить..., проанализировать…, обосновать…, описать..., установить..., выявить…, разработать…, выработать…, дать рекомендации…, обобщить…, доказать…, показать…, определить…, сделать прогноз…, внедрить… и т.п.). Формулировки задач должны быть тщательно продуманы, поскольку описание их решения должно составить содержание отчета. Кроме того, во введении дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), а также указываются методологические основы проведенного исследования. ПОРЯДОК И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА Студенты отчитываются за выполнение курсового проекта в соответствии с графиком выполнения, представленном в таблице 3. Таблица 3 – График выполнения курсового проекта
Выполнение курсового проекта можно условно подразделить на следующие этапы: подготовительный этап; подбор, изучение и анализ содержания информационных источников по теоретическому разделу; выполнение проектного и расчетно-аналитического разделов; изложение результатов исследования в виде связного текста; документальное оформление и защита. Подготовительный этап: - изучение настоящих методических указаний; - выбор темы курсового проекта (приложение Б) и согласование ее с руководителем; - составление и утверждение плана теоретического раздела курсового проекта по выбранной теме; - составление и утверждение задания по форме приложения В. Тематика курсового проекта определяется программой дисциплины «Финансовый менеджмент». Тема курсового проекта определяется студентами по согласованию с преподавателем из списка тем, предложенных преподавателем. Студент может предложить собственную тему курсового проекта, исходя из своих научно-практических интересов в области управления финансами организации, а также актуальности исследования для российских организаций. Выбирая тему, важно обдумать ее практическую ценность, возможность использования полученных результатов при написании научных статей и выпускной квалификационной работы. К выбору темы необходимо подойти внимательно, так как неудачно выбранная тема влечет трудности в выполнении курсового проекта и его защите. Существенную помощь в выборе темы оказывает ознакомление с аналитическими обзорами и статьями в специальной периодике, материалы, опубликованные в различных отечественных и зарубежных изданиях, непубликуемые документы (диссертации, депонированные рукописи, отчеты специалистов различных организаций), официальные материалы, беседы и консультации с преподавателями и специалистами практиками. После согласования и корректировки выбранной темы с руководителем необходимо обсудить логическую структуру проекта, предварительный список необходимой литературы. План курсового проекта студент составляет самостоятельно, а затем согласовывает с руководителем и оформляется в виде задания. Любая тема может быть раскрыта по-разному, но именно план курсового проекта отражает его основные направления. Продуманный план позволит систематизировать информацию и изложить материал в логической последовательности. Представленный руководителю план показывает насколько правильно студент понимает содержание выбранной темы, и что он хочет исследовать в данной области. Данный этап завершается составлением задания на курсовой проект и утверждением его руководителем. ПРИЛОЖЕНИЕ А ПРИЛОЖЕНИЕ Б Примерные темы курсового проекта 1 Бюджетирование как инструмент финансового планирования 2 Инфраструктура бюджетного процесса 3 Информационные технологии в бюджетировании 4 Контроль исполнения бюджета производственной организации 5 Организация бюджетного процесса в производственной организации 6 Внедрение и поддержание системы бюджетирования в организации 7. Постановка бюджетного управления в производственной организации 8 Система бюджетирования как инструмент финансового контроля 9 Управление по отклонениям как основа бюджетирования 10 Управление по центрам ответственности в производственной организации 11 Бюджетирование как инструмент управления организацией 12 Организация бюджетного процесса в производственной организации 13 Методы прогнозирования параметров бюджета производственной организации 14 Финансовое моделирование как основа бюджетирования 15 Автоматизация процессов бюджетирования 15 Разработка операционных бюджетов производственной организации 16 Финансовые бюджеты как составная часть сводного бюджета производственной организации 17 Планирование продаж в системе бюджетирования 18 Организация процесса разработки бюджета продаж 19 Планирование производства продукции в системе бюджетирования 20 Бюджет капиталовложений как инструмент планирования и анализа инвестиционной деятельности 21 Планирование производственных затрат производственной организации 22 Планирование материальных запасов в системе бюджетирования 23 Планирование денежных потоков в системе бюджетирования 24 Управление финансовыми результатами в системе бюджетирования 25 Управление рисками в процессе бюджетирования 26 Управленческий учет как элемент системы бюджетирования производственной организации 27 Анализ исполнения сводного бюджета 28 Система материального стимулирования как составная часть бюджетного процесса 29 Сбалансированная система показателей как инструмент стратегического и оперативного планирования 30 Бюджетное управление как часть системы управления производственной организацией 31 Бюджетирование как инструмент обоснования открытия собственного дела 32 Внедрение системы бюджетирования в производственной организации 33 Разработка финансовой структуры производственной организации 34 Разработка бюджетной структуры производственной организации 35 Регламентация процесса бюджетирования в производственной организации 36 Прогнозирование доходов и расходов производственной организации 37 Формирование моделей бюджетов продаж и производства 38Нормирование процессов в системе бюджетирования ПРИЛОЖЕНИЕ В Образец задания на курсовой проект
ПРИЛОЖЕНИЕ Г СОДЕРЖАНИЕ 1 Назначение регламента 1.1 В настоящем регламенте определены требования к процессу _______________________ 1.2 Процесс_____________ входит в процесс __________________ верхнего уровня 2 Область применения 2.1 Требования настоящего регламента распространяются на все подпроцессы, выполняемые в ходе процесса ___________________________________________________ 2.2 В процессе _______________________________участвуют следующие подразделения: 1_________________________ 2 ….. 2.3 Настоящий регламент обязаны знать и использовать в работе все сотрудники организации, участвующие в процессе _________, а также следующие должностные лица: 1_________________________ 2 …… 3 Нормативные ссылки 3.1 Нормативные документы внешнего происхождения При разработке данного описания бизнес-процесса использованы следующие нормативные документы внешнего происхождения:
3.2 При разработке данного Регламента использованы следующие нормативные документы внутреннего происхождения:
4 Определения терминов, обозначения и сокращения 4.1 В настоящем регламенте используются следующие термины, обозначения и сокращения:
5 Границы процесса 5.1 Потребители и выходы процесса Выходы (результаты) процесса получают следующие потребители:
5.2 Входы и поставщики процесса Входы процесса предоставляют следующие поставщики:
5.3 Начало и завершение процесса Процесс начинается при следующих условиях
Процесс завершается при следующих условиях
6 Управление процессом 6.1 Ответственный за процесс, его полномочия и ответственность 6.1.1 Ответственным за процесс является_________ (указать должность и подразделение). 6.1.2 Основные обязанности ответственного установлены в настоящем регламенте, а также в следующих документах: 1 ___________________________; 2... 6.1.3 Ответственный за процесс несет ответственность за: 1) доведение до всех участников процесса важности удовлетворения требований внешних и внутренних клиентов и нормативных документов; 2) регулярный анализ процесса и своевременную разработку корректирующих и предупреждающих действий; 3) обеспечение процесса всеми необходимыми ресурсами; 4) …. 6.1.4 Ответственный за процесса имеет следующие полномочия: 1______________ 2 … 6.2 Планирование процесса 6.2.1 Ответственный за процесс использует для планирования следующую информацию:
6.2.2 Ответственный за процесс производит планирование на периоды и подает проект плана к ____________ (указать число) числу каждого месяца ___________ (указать должность вышестоящего руководителя). Вышестоящий руководитель до ______________ утверждает план и передает ответственному за процесс. 6.3 Контроль и отчетность по процессу 6.3.1 Ответственный за процесс осуществляет контроль показателей процесса путем сравнения полученных фактических значений показателей с плановыми (нормальными) значениями. Для контроля используются следующие показатели:
6.3.2 Ответственный за процесс ежемесячно составляет отчет по процессу и в срок до__________ (указать число) предоставляет его _____________ (указать должность вышестоящего руководителя). 7 Выполнение процесса 7.1 Общее описание процесса Графическая схема процесса Структурная схема процесса.
7.2 Структура подпроцессов и ответственность участников процесса Матрица ответственности процесса
О - ответственный за выполнение подпроцесса. У - участвует в выполнении подпроцесса. И - получает информацию о ходе и результатах подпроцесса. 7 Документирование и архивирование 7.1 Подлинник действующего регламента хранится в __________ (указать место хранения). 7.2 Подлинник аннулированного или измененного регламента хранится в течение трех лет после окончания срока действия, аннулирования или замены данного документа. 8 Порядок внесения изменений 8.1 Ответственный за процесс при необходимости пересматривает данный документ на соответствие целям и планам организации. Предлагаемые изменения проходят процедуру согласования и утверждения на ______________. 8.2 В случае утверждения документа в новой редакции старые экземпляры изымаются и заменяются на новые. 9. Ознакомление сотрудников
ПРИЛОЖЕНИЕ Д ПРИЛОЖЕНИЕ Е Требования к составлению аналитической справки о финансовом состоянии организации на конец бюджетного периода
Цель составления справки: дать студенту возможность приобрести навыки и практический опыт подготовки аналитической справки о финансовом состоянии организации. Аналитическая справка не должна превышать 2-3 страницы. Аналитическая справка должна содержать информацию по вопросам или проблемам, интересующим пользователя информации. Текст аналитической справки состоит из трех частей, которые не выделяются, а представляют логически связанный текст. В первой части излагается основание составления, во второй - анализ ситуации или вопроса, в третьей - выводы и предложения. Весь текст аналитической записки должен был направлен на достижении цели (обоснование вывода о внедрении или отказе от внедрения разработанного бюджета). Основные требования к выводам: - непротиворечивость и жесткая логическая взаимосвязь с основным текстом подраздела; - отсутствие прямых повторений текста раздела; - недопустимость выводов, не обоснованных основным текстом; - выводы должны характеризовать рассматриваемый период или явление; - в обязательном порядке выводы должны содержать общие прогнозные оценки протекания процессов на ближайшую перспективу; - подводится общий итог исследований по указанной тематике; -текст выводов должен быть краток. Требования к оформлению справок - текст должен быть строго экономическим, деловым и не должен содержать журналистских оборотов; - следует избегать перечислений, надо их осмыслить и излагать своими словами с собственными положениями и выводами; - лучше не употреблять слов и оборотов «необходимо», «следует», «должны», если не ясно, кому они адресованы; - не следует употреблять слова «сегодня», «на сегодняшний день», «в данный момент», «в последний год (годы)», «в текущий период», а указывать точно год (годы) или, в крайнем случае, использовать оборот «в настоящее время» (если материал относится к текущему периоду); - не употреблять следующие слова и выражения: «несомненно», «безусловно», «очевидно», «примечательно», «занять достойное место», «естественно», «можно с уверенностью сказать». ПРИЛОЖЕНИЕ Ж СОДЕРЖАНИЕ
Учебное издание
Жужгина Ирина Анатольевна Виноградова Алла Владимировна Бюджетное планирование. Методические указания к курсовому проекту по дисциплине «Финансовый менеджмент» для студентов направления 080200 «Менеджмент»
Технический редактор М.А. Андреев Корректор Л.И. Чурлина __________________________________________________________ Темплан издания филиала МЭИ в г. Смоленске, 2014 г., метод. Подписано в печать Формат бумаги 60х841/16 Тираж 25 экз. Усл. печ. л. 2,1 __________________________________________________________ Издательский сектор филиала МЭИ в г. Смоленске 214013, г. Смоленск, Энергетический проезд, 1
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МЭИ» В г. Смоленске И.А. ЖУЖГИНА, А.В. ВИНОГРАДОВА БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.53.19 (0.014 с.) |