Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Свет Люцифера против истинного просветления: полировка зеркала вашего сердцаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Как не раз предупреждали учителя, во Вселенной идет непрерывная битва — между чистым сиянием беззаветной преданности наивысшим идеалам и окутанным тенями эгоизма светом Люцифера. Так что же такое на самом деле свет Люцифера? Это — свет, отделившийся от своего Божественного источника. Когда мы утрачиваем чувство принадлежности ко всеобщему, наше ощущение света может стать обманчивым. Вспомним историю о падшем ангеле Люцифере. Его судьба —предупреждение тем, кто стремится работать с аурой не для того, чтобы постичь свое Я в контексте Божественного света всей Вселенной, а для того, чтобы обрести более яркое личное сияние. Поэтому прежде, чем обратиться к работе со светом, нужно осознать, что просветление связано с этическими вопросами, которые вам для себя придется решить. Такие реакции на внешние обстоятельства, как жадность, нетерпимость, нетерпение, негодование, ярость или жестокость, напрочь блокируют процесс глубокой трансформации личности, и мы оказываемся изолированными в себе. В тени этих чувств человек может добиться определенного личного сияния, но это будет свет Люцифера, который может быть использован для достижения ложных целей: манипуляции окружающими, интриги или погони за личной выгодой. Если же мы хотим удовлетворить свое глубокое стремление к свету, то должны заглянуть в себя и определить, что заслоняет в нас сияние Вселенной. Это тени, описанные Юнгом, —свет нашего существа горит всегда, он непорочен и чист, как младенец, но он остается скрытым, если мы не в состоянии тщательно проработать каждый из элементов, заслоняющий его. Если же нам это удается, то негативные эмоции и душевные качества могут превратиться в позитивные — в чувство любви, сострадание и великодушие. Упражнения со светом требуют от нас способности к полной правдивости, которую можно обрести с помощью психологического самоанализа. Встреча с вашим небесным двойником Как говорит Ибн аль Араби, все лица — Его Лицо. Можно сказать, что через ваши черты стремится проявиться облик Божественного. Часто бывает, что при световой медитации внутреннему взору внезапно являются очертания какого-нибудь лица. Это может звучать слишком отвлеченно, поэтому я проиллюстрирую это состояние сознания, приведя историю о матери, которая пытается показать своей дочурке притаившуюся среди случайных форм картинку. Девочка смотрит и так, и эдак, силясь разглядеть в очертаниях дерева фею, потом внезапно видит то, что ищет, ее лицо озаряется светом осознания, и она восклицает: «Да! Да, я вижу в этом дереве фею!» Иными словами, свет разума воздействует на свет тела и на его ауру. Потому-то и связаны между собой слова «пробуждение» и «просветление». Один гностический текст повествует о том, как по пространству яркого света шел мудрец; его окружали некие формы, но он различал их весьма смутно. И вдруг довольно далеко из тумана начало проявляться некое величественное лицо. Оно постепенно обретало все более четкие формы, и вот уже, кажется, виден человек, идущий навстречу. Вначале мудрец был ошеломлен величием его облика, но тут его вдруг осенило, что это существо очень похоже на него самого. Наконец, в момент просветления, он понял, что оказался лицом к лицу с собственной душой — со своим небесным двойником. Это описанное мудрецом мистическое свидание с небесным двойником иллюстрирует то, насколько величественным может на первый взгляд показаться облик нашего истинного Я: нам даже кажется, что это другое существо, не имеющее к нам никакого отношения. Труднее всего бывает узнать своего духовного двойника людям, создавшим себе отрицательный образ себя. Наша самооценка обычно основана на ограниченных представлениях, будто мы — это лишь тело и мирская личность, которую мы себе скроили для того, чтобы выжить. И поскольку, для того чтобы уцелеть в жизненной борьбе, нам пришлось, кроме всего прочего, развить в себе и определенные отрицательные черты, мы считаем себя неисправимо испорченными. Однако в действительности этот образ —ничто в сравнении с тем, кто мы есть на самом деле. Наша изначальная небесная природа чиста, искренна, лишена какого бы то ни было коварства или хитрости. Поэтому нужно только напомнить себе, что, подобно тому как современные специалисты очистили от искажений старые записи голоса Карузо, так вы способны восстановить и память о своем истинном Я. Ибо поскольку можно сказать, что наше земное лицо есть искаженный образ небесного двойника — нашего внутреннего ядра, не обремененного необходимостью приспосабливаться к среде, —то возвращение памяти об этом небесном состоянии оказывает на нас настолько сильное воздействие, что наша аура изменяется и расцветает удивительной красотой. Уже одно только постижение этого может все изменить; это знание способно преобразить наше тело, дать силы в старости, утешить в страдании и уберечь от людского коварства. Вот почему тибетцы называют духовное сознание «чистым светом блаженства», — пробуждение для истинной природы возвращает человеку целостность и счастье. Чакры: лестница света Свет можно воспринимать как лестницу, ведущую душу к ее высочайшему идеалу. Однако вверх по этой лестнице сознания нас движет сила, которую Хазрат-Инайят-хан называет «страстью к недостижимому», —чувство экстаза, которое мы переживаем с открытием нашего небесного двойника, неугасающая ностальгия по новым видениям небесных сфер. Словно поднимающее ракету топливо, эти эмоции переносят с уровня на уровень наше сознание. До сих пор мы работали с принципом флуоресценции, то есть с поглощением видимого света природы и звездного космоса; однако существует и иной принцип: фосфоресценция, или способность самого тела производить свет. Это метафизическое искусство, позволяющее превращать инфракрасный свет в видимый и даже в ультрафиолетовый. Такую способность можно встретить у различных существ в окружающей нас природе — от излучающих свет светляков до животных, живущих без солнца, например, пещерных летучих мышей и некоторых глубоководных рыб. Хазрат-Инайят-хан учил, что медитация позволяет развить подобные способности, и они дают нам огромные возможности для раскрытия дверей восприятия новых уровней сознания. Секрет восхождения по лестнице света к более высоким уровням сознания — это секрет сосредоточения на чакрах и соответствующем спектре цветов. Этот спектр можно увидеть в пламени камина. Если вы когда-нибудь внимательно разглядывали пламя, то замечали, что его основание крэас-ное, а потом его цвет постепенно меняется, образуя спектр: карминовый, оранжевый, золотой, желтый, зеленый, синий, фиолетовый и, наконец, ультрафиолетовый. Чтобы синхронизировать сосредоточение на чакрах с дыханием, начните с выдоха, — такого долгого, на который вы только способны. Тогда и вдыхать вы тоже сможете дольше, —сосредоточившисьнакаждойчакре. Итак, после долгого выдоха глубоко вдохните, представляя себе, что внутри вашего спинного мозга поднимается пламя. Самый низ вашего позвоночника горит ярко-красным светом; в следующей, второй чакре, или репродуктивном центре, цвет постепенно сменяется на терракотовый, — что-то вроде цвета одеяний индуистских саньясинов. Третья чакра, или солнечное сплетение, озарена ярко-оранжевым свечением, как облака на рассвете или на закате. Пламя четвертой чакры, или сердечного центра, горит царственным золотом, и это сияние постепенно переходит в изумрудную зелень пятой чакры, или горлового центра. Далее переместите внимание на сияние ваших глаз, включая третий глаз. Цвет, который мы видим, указывает на частоту световых волн. Два глаза светятся на небесно-голубой частоте, а третий глаз, расположенный в центре лба, прямо над двумя другими, светится фиолетовым. Эта чакра связана с шишковидной железой, чувствительной к свету, идущему из центра галактики, который, по моему мнению, напрямую связывает нас с эволюционным двигателем Вселенной. Теперь поднимите свое сознание к теменному центру на вашей макушке, обращая сфокусированный прожектор третьего глаза вверх и наружу, сквозь темя, озаренное пляской сияющих узоров искристого ультрафиолетового сияния словно водяной фонтан, разбрасывающий по сторонам струйки и капли света. Здесь же расположен гипофиз; его можно физически стимулировать, задержав дыхание, а затем прижав кончик языка к нёбу и закатив вверх глазные яблоки. Этим вы пробуждаете всю свою эндокринную систему. И вот теперь вся хитроумная химия тела действует как система поддержки вашего духовного сознания, — трансформируя плотные клетки вашего тела в клетки более тонкие, а именно нейротрансмиттеры, ферменты и гормоны автономной нервной системы. Таким образом как физическое ваше тело, так и тонкое трансформируются в лестницу — систему поддержки для достижения духовного сознания. Видимый свет и видящий свет За пределами видимого мира находятся иные уровни света. На самом деле сосредоточение на чакрах — это техника, позволяющая нам научиться превращать видимый свет в невидимый, пересекая мост, ведущий в лежащие за пределами небесных царств области. Сердечный центр, к примеру, связан с сияющим ореолом света, который можно усилить силой своего великодушия, — так Христа часто изображают с сердцем, испускающим теплый, как от свечи, свет. Горловая чакра — это вибрационный уровень сознания, управляющий вашим «звуковым телом», через которой вы можете настроиться на свою уникальную «ноту-подпись». Третий глаз обеспечивает нашу связь с высочайшими уровнями света, которые можно назвать небесными сферами. На этой стадии мы переходим от видимого лучистого сияния к тому, что суфии называют «светом разума». Суфии четко разграничивают видимый свет и видящий свет. Видимый свет интенсивно лучист. Этот свет сосредоточен в форме — или светящейся звезды, или разноцветной радуги, или магнетического мерцания ауры тонкого тела. Невидимый же свет не лучится из конкретной точки пространства. Скорее, он представляет собой идущее изнутри рассеянное сияние, то, что Хазрат-Инайят-хан называет «всепронизывающим светом», который наполняет собой Космос. Можно сказать, что это несотворенный свет, — Божественная энергия, из которой и оформилось все творение. Таким образом, именно на этой стадии медитации вы совершаете значительный скачок с уровня форм и существования на уровень чистого сознания. Итак, на вдохе позвольте пламени своего сознания подняться вверх по чакрам и пережить преобразование вашего тела в свет. Не стоит забывать, что человеческое тело многомерно и существует на нескольких уровнях: физическое тело, тонкое тело и аура, —каждый из этих уровней тоньше предыдущего. И вот, когда аура и тонкое тело увеличивают частоту излучения своего света, это приводит к соответствующим переменам и в физическом теле. Точно так же наше магнитное силовое поле оказывает воздействие на структуру клеток тела. Может быть, то, что люди приняли за воскресение из мертвых, объясняется постепенной трансформацией электронов тела в фотоны, — так цветы трансформируются и квинтэссенцию аромата по мере его истечения лепестками. Теперь задержите дыхание, но вместо того, чтобы, как при предыдущей концентрации, сосредоточиваться на переливающейся над вашей головой радуге, обратитесь в медитации к чистому свету разума, сияющему за пределами времени, пространства и существования. Если прежде вы представляли себе лучистый свет — начиная от света звезд и заканчивая светом чакр вашего тела, — то на этой стадии вы отметаете любые представления о физической материи, о тонкой материи и об ауре и окунаетесь в состояние запредельного воображению бесформенного сознания. Тут ваш разум простирается за личные границы, чтобы объять мышление Вселенной. В этом состоянии вы возвращаете себе опыт уровней, где ваше сознание впитывается в свою исходную почву, то есть в разум. Суфии называют это раскрытием света Божественного Разума, который до сих пор был сокрыт завесой иллюзии. Это переживание перекликается с последними словами Будды: «Я преодолел предопределенность». Иными словами, это высшая, абсолютная свобода от всех вещей, которые держали вас в привычных шорах от вашего мышления, самооценки, действий, мнений, изолированности и не позволяли вам узреть вашу причастность ко Вселенской всеобщности. Внезапно вы испытываете подобное вспышке молнии ощущение пробуждения, которое тибетцы называют ваджрой, а христианские мистики — пробуждением Святого Духа. (На этой стадии медитирующий может сделать паузу и, сохраняя это просветленное состояние сознания, расслабить дыхание.)
Пробуждение в жизни Каким бы благословенным и полным покоя ни было состояние самадхи, однако пробуждение за пределами жизни никак не может быть окончательной целью духовной практики. За ним должно последовать пробуждение в жизни. Это значит видеть жизнь глазами Бога — Вселенной, — проливая свет своего сознания на трудноразрешимые проблемы и эмоциональные страдания человека на планете Земля. Говоря о духовном сознании, я имею в виду знание и внутреннюю мудрость, которые уже записаны в том, что называется вашей душой, но замутнены ориентацией на обстоятельства внешнего мира. Тут и раскрывается разница между тем, что суфии называют обретенным знанием, и знанием, данным в откровении. Итак, находясь в состоянии концентрации — когда вы на вдохе поднялись вдоль чакр, а затем задержали дыхание, зависнув в состоянии чистого разума и всеобъемлющего сознания, —теперь испустите через глаза тот свет постижения, который вы обрели в этом состоянии высшего сознания. Поэтически описанный в Коране как «свет над светом», этот опыт испускания Божественного света лучамивзгляда трансформирует ваше видение мира. Если прежде вы видели лишь бессмысленные страдания в хаосе и сумятице жизни, то теперь способны постичь доныне от вас ускользавшую скрытую значимость. Прежде всего, этот опыт открывает вашему сознанию широчайшую панораму, — словно вы летите над городом на вертолете. Дервиши, созерцавшие жизнь с такой высоты, говорят, что Бог дал человеку определенную долю свободы с риском, что он этой свободой злоупотребит. Однако за всеми неблагоприятными жизненными обстоятельствами вы можете теперь распознать определенный замысел: Вселенная пребывает в состоянии динамического развития, — это не просто «театр марионеток», где все события предопределены. Люди исполняют Божественную задачу, для которой они рождены, и, учась на бесчисленных ошибках и неблагоприятных стечениях обстоятельств, вносят вклад в вечную эволюцию судьбы всего человечества. Испустив через свой взгляд свет разума, вы глубоко проникаете в природу этой тайны. Словно перед вами было рассыпано множество фрагментов мозаики-головоломки, и внезапно все они стали на свои места. Благодаря способности к интуитивному постижению, которая дается вам с рас-кытием духовного сознания, вы можете отличать те взаимоотношения и виды деятельности, которые способствуют установлению гармонии со Вселенной, от того, что выбивает вас из общего ритма. Поэтому необходимо перенести в нашу повседневную жизнь обретаемую за ее пределами способность к интуитивному постижению. Вообразите, что вы отправились посмотреть на великолепное архитектурное сооружение. Вы встречаетесь с архитектором, который сам чертил планы этого здания, а значит, точно знал конечную цель строительства. Представьте себе, что он показывает вам свои чертежи, а потом проводит вас по своему зданию, объясняя, почему оно сооружено именно так, а не иначе. Это я и называю пробуждением в жизни: видение общего плана, изначального намерения Вселенной. Работа с третьим глазом может помочь вам преодолеть мощное давление ограничивающих вас условий окружающего мира. Кроме того, сосредоточение с активизацией третьего глаза может усилить вашу способность к интуитивному постижению. Прежде чем приступить к этому упражнению, важно осознать, что вы не должны использовать третий глаз для того, чтобы влиять на людей, гипнотизировать их или подчинять своей власти. Чтобы избежать этой ловушки, соблюдайте чистоту взгляда, — в нем не должно быть ничего навязчивого или личного. Человек может использовать третий глаз только в том случае, если его взгляд абсолютно чист, словно омыт небесным светом. Представьте себе, что ваши глаза — фары автомобиля. На выдохе направьте их свет во тьму перед собой, сосредоточившись на исходящем из макушечного центра луче, который подобен лазеру и образует ось этого света.Свет третьего глаза наполняет лучи ваших глаз. Теперь на вдохе закатите глаза. Сосредоточьтесь на поднимающейся к макушке струе света. Задержав дыхание, вы можете попытаться войти в сознание небесных существ и представить себе, что видимые планеты и звезды — это их тела. Вы можете даже выбрать одно из этих существ, например Солнце или нашу Солнечную систему. Вглядевшись в великолепие видимого Солнца, проявляющееся в восходах и закатах, войдите непосредственно в сознание Солнца нефизического. Потом, пройдя через сознание этого царственного существа, вы можете подняться в сознание еще более космических существ, и каждое из них является частью группы, которая иерархически стоит выше него. Теперь еще раз медленно выдохните, пропуская этот свет через свой взгляд, через свой третий глаз, при этом сознавая, что ваш взгляд — этолучвидяы^его, а не видимого света, — света, принадлежащего к иерархии чистого сияющего разума, который суфии называют Нур-аль-анвар (Nur-al-anwar), или свет света. В соединении взгляда с этим светом кроется секрет видения людских душ. Это не свет Люцифера, но небесный, безличный, не запятнанный эгоизмом свет (суфии называют его любящим и щедрым). Абсолютная любовь, вдохновленная любовью Божественной, не совместима ни с личной властью, ни с обидами, она несет лишь чистый щедрый свет. Ваша искренность проявится во взгляде и передастся другим существам. Общение со светом: самадхи с открытыми глазами «Он—Тот, Кто видит, и тот, через кого Он видит». Ибн альгАраби Теперь, вместо того чтобы сосредоточиваться на расположенных перед вами объектах, настройте свои глаза на бесконечность; тогда все, что окажется на пути вашего взгляда, будучи вне фокуса, теряет очертания и как бы перемешается. Можно быстро открывать и закрывать глаза, как затвор кинокамеры. Выполняя это упражнение, вы не «видите» так, как обычно, но испускаете свет в физический мир перед собой, представляя себе, что ваш разум и ваше тело — продолженийселенной. Потом мысленно скажите себе: «Мой взгляд — это Божественный Взгляд. До сих пор он был ограничен моими перспективами, но это — Божественный Взгляд, лучащийся разумом». На выдохе представьте себе, что глаза Бога пристально вглядываются в горизонт. На вдохе представьте, что вы не напряженно всматриваетесь, а просто чего-то ждете. Когда во время Второй мировой войны я служил на флоте, мне приходилось каждую ночь по четыре часа стоять на вахте, высматривая немецкие подводные лодки. Меня учили, что мой взгляд при этом должен быть нейтрален и восприимчив. Та же техника применима и здесь. Представьте себе, что Божественный взгляд может проникать внутрь предметов. Суфии называют это светом разума, который способен заглянуть в природу вещей. После прилежных и настойчивых упражнений вы начнете различать вокруг окружающих вас предметов нечто вроде ореола. Возьмите, к примеру, цветок. Вместо того чтобы смотреть на каждый лепесток по отдельности, взгляните на цветок как на целое, проникая в его дух. В конце концов вы увидите его ауру, ощутите ту реальность, что лежит непосредственно за его физической видимостью — за отдельным соцветием. Вы можете проделать это упражнение с человеком, пытаясь разглядеть светящееся лицо его небесного двойника, проступающее за чертами земного лица. Как сказал поэт Хафиз: «Если б ты только могла увидеть себя моими глазами, то поняла бы, насколько ты прекрасна». У меня как у учителя есть одна привилегия, которой я нередко пользуюсь: мне удобно смотреть в лица тех, кого я веду по пути медитации. Это воистину эзотерическое упражнение можно использовать для того, чтобы установить глубокую взаимосвязь с жизнью, природой и людьми. Представьте себе, что вы в состоянии экстаза прогуливаетесь по прекрасному зеленому лесу, думая: «Да, мои глаза — это глаза, которыми смотрит Бог. Это глаза, которыми Бог видит собственное тело». Такой ракурс позволит вам увидеть совершенно новое измерение, в котором легче достичь мистического единения с природой и не быть больше по-человечески отстраненным «наблюдателем». Это и есть опыт святого Франциска Ассизского, который, гуляя по лесам, не просто созерцал листья и стволы деревьев, а проникал в их сознание. Именно это позволило ему сказать: «То, на что ты смотришь, смотрит на тебя»* («That which you are looking for is looking at you» — Или, более точный перевод: «То, что ты ищешь, смотрит на тебя», однако в этом случае теряется игра слов. — Прим. Перев.). Более того, вы осознаете, что ваш взгляд — это уменьшенный взгляд Бога. Такое состояние сознания не то же самое, что самадхи с закрытыми глазами, это — состояние пробужденное™ в жизни, и глаза при этом открыты. Это — видение разума в материи, это — постижение глубокого значения в нашем повседневном общении с другими людьми, — то, чего не способно постигнуть наше обычное сознание. Например, пронзительный взгляд может пройти сквозь фальшивую оболочку внешнего облика человека и проникнуть в его глубинную суть. Однако свет Божественного Разума имеет не столько когнитивную, сколько творческую природу, он способствует раскрытию высшего потенциала человека. Общение на этом уровне может происходить при самых обычных обстоятельствах. Предположим, что вы сидите в комнате, с кем-то беседуя. Вы можете обмениваться мыслями, даже глубочайшими чувствами. Но одновременно вы можете общаться еще и с помощью своего света. При этом вы вначале видите ауру человека. Вместо того чтобы концентрироваться на физическом облике человека — на цвете его глаз, очертаниях рта и носа, — вы обращаете внимание на его тонкие проявления, соединяя свет своих глаз со светом его глаз. Возможно, этот человек не осознает того, что вы делаете, но, поскольку вы полны уважения к его высшей природе, он чувствует себя при этом вполне комфортно. Греясь в свете вашей ауры, его истинное существо тоже начинает сиять светом. Ибо, как светлячок озаряет ночь своим теплым свечением, так и мы можем дарить свет другим, облучая их своей аурой. Одно из наиболее эффективных световых упражнений включает в себя визуализацию своей ауры как помещения, куда вы можете приглашать других. Вы можете представить, что в этой лучистой сфере вы обнимаете их светом, лечите и трансформируете, вовлекая в свою медитацию на свет. Когда вы посещаете человека, лежащего в больнице, то одно лишь ваше сочувствие его страданиям не облегчит его боли. Не облегчит ее и ваша жизнерадостность и непринужденность. Однако вы можете способствовать излечению больного или погруженного в депрессию человека просто светом, вспыхивающим в улыбающемся взгляде. Улыбающееся чело Вспоминаю свое посещение одного музея в Сан-Франциско, в котором я увидел маленькую фигурку китайского монаха. Его лицо выражало экстаз пробуждения. Кто знает истинную историю его жизни? Несомненно, на его долю выпало немало страданий и печали. Однако он преодолел ограничения человеческого бытия при помощи света, превратив свои страдания в улыбку Божественного Блаженства. Секрет мистической улыбки на челе заключается в том, что человек может быть радостным и печальным одновременно. Ибо, хотя очень трудно радоваться, когда в мире столько страданий, человеческой душе необходима улыбка. И хотя радость никогда не сможет полностью преодолеть страданий, можно слить воедино эти противоположности. Это происходит через охват всего спектра нашей природы — как в Божественном, так и в человеческом измерениях. Ведь, с одной стороны, мы — индивидуумы, и нам в полной мере свойственно все человеческое. Однако, с другой стороны, наше существо соразмерно Вселенной. На каком-то уровне мы являемся существами света во всеобщей иерархии сияющих духов разума. Спасительная милость нашего высшего существа может просочиться и в личное измерение. И поэтому, как бы плохо ни складывались наши жизненные обстоятельства, мы все равно можем улыбаться, ибо мы преобразовали наши страдания и радости в экстаз — в мистическое состояние, из которого родился Космос. В этом состоит основная задача световой медитации: вернуться к своей изначальной природе величественного Существа Света. Воссоединившись со своим истинным Я, вы видите вещи так же, как тот монах. Вы чувствуете, что освещены изнутри лучистой радостью, словно клетки вашего тела пляшут в экстазе Божественного знания. Вы улыбаетесь, но улыбаются не ваши губы — улыбается ваше чело, пылающее отраженной славой небесных сфер, с которых вы сошли. Теперь ваше мышление кристально чисто, в нем не осталось ни тени двузначности. Ваше понимание — это Божественное Понимание; ваш разум, даже само строение вашего мозга, обладает той же природой, что и весь Космос. Как говорил Ньютон, вы думаете так же, как думает Бог. Пробуждение в жизни: Как наши личные проблемы могут стать катализатором духовного творчества «Осуществление Божественной цели человек, сознающий Бога». - Хазрат-Инайят-хан Можете ли вы представить, как выглядели бы ваши проблемы с точки зрения Бога или как Бог мог бы их решить? Спрашивали ли вы себя когда-нибудь, почему ваша жизнь складывается именно так, а не иначе? Думали ли вы когда-нибудь о том, что различные отравляющие вашу повседневную жизнь досадные обстоятельства вынуждают вас мыслить по-новому? Чувствуете ли вы, как эти трудности становятся проводником чего-то таинственного, может быть, даже великого, что стремится проявиться через вас? До сих пор наши медитации уносили нас ввысь, к вершинам духовной запредельности, откуда нам открывались величественная панорама всего творения и постижение тайн жизни. Теперь настало время взглянуть на привычную повседневную жизнь. Ибо, как я уже говорил, пробуждение за пределами жизни должно вести к пробуждению в жизни. На этом уровне духовного осознания вы можете пролить на свои проблемы свет Божественного разума и не судить больше ни о чем лишь с личной точки зрения. Это нисхождение в суфизме называется тпанзил (tan-zil), или путь проявления мышления в феноменальном мире. Когда мы смотрим на свои повседневные проблемы, раньше казавшиеся непреодолимыми, в обретенной в наших предыдущих медитациях отстраненной и расширенной перспективе, они открываются нам в совершенно ином свете. Как астронавты (если судить по их свидетельствам), взглянув на нашу планету из космического пространства, возвращаются преображенными, так и в измененных состояниях сознания мы вдруг настолько отчетливо видим ценность и уникальность опыта человеческой жизни, что нам становится стыдно за то, что мы так легко были подвержены мелочному недовольству и мимолетным искушениям. С точки зрения Высшего Я это все равно что, получив приглашение на Божественный Банкет, ограничиться лишь крошками с пола. Одна из причин, по которой многим из нас столь трудно примирить духовное измерение с мирским, коренится в ошибочном представлении о том, что жизненные драмы (неспособность заработать себе на жизнь, плохое здоровье или эмоциональная нестабильность в личных взаимоотношениях) каким-то образом усложняют или тормозят обретение просветления. Однако как раз в водовороте подобных трудностей человек и может найти просветление. Подобные стрессовые ситуации не столько тормозят раскрытие нашего потенциала, сколько стимулируют нашу отвагу. Препятствия, с которыми мы сталкиваемся, — это не тупики на нашей духовной дороге, а творческие катализаторы духовной эволюции. То, что прежде казалось поражением, в перспективе нашего нового сознания может обернуться победой. Ибо, как ни приятны плоды медитации, истинным мерилом нашей духовной реализации может быть только то, как нам удалось прожить день и нашли ли мы новый подход к решению какой-либо из своих проблем. Часто после медитации люди склонны возвращаться к тому состоянию сознания, которое было у них до нее. Даже после прорыва, позволяющего нам увидеть, насколько бездарными и неуместными были наши прежние жизненные стратегии, привычный подход к повседневным обстоятельствам упорно не желает отступать. Поэтому наша задача — научиться строить мосты между измененными состояниями сознания и реальными жизненными ситуациями. Лично я считаю, что при столкновении с натиском неотложных насущных проблем не стоит забывать о реальности, скрытой за видимыми проявлениями мира. И, чтобы при решении своих повседневных задач не пренебречь своими высокими идеалами, я постоянно спрашиваю себя: «Что ты делаешь в своей жизни? Не забыл ли ты, к чему все это?» И/ что еще важнее, я спрашиваю себя, какова же цель этой жизненной драмы Согласно учению древних суфиев, цель состоит в рождении новых атрибутов Вселенной. Словно Божественные гены, дремлют в нашей душе милосердие, правда, способность к прощению, — пока не созреют плодами жизненной борьбы. И тиглем, в котором идет этот алхимический процесс, Становится жизненная арена, где мы принимаем решения и преодолеваем трудности: вступить ли в брак с этим человеком — или остаться холостым; сказать ли правду — или промолчать; сохранить ли веру в предназначение своей души — или просто поуютнее обустроить свою жизнь; бороться ли за сохранение окружающей среды —или безучастно отвернуться. Те сложные ситуации, из которых мы стремимся вырваться, по сути своей —родовые муки, в которых ежедневно рождается Бог; это двигатели эволюции нашей души. С этой точки зрения медитация — не столько способ уйти от жизни, чтобы пробудиться для более высоких состояний сознания, сколько репетиция самой жизни. Это метод, позволяющий сместить свою перспективу, чтобы изменить жизненные обстоятельства. И даже если какая-то конкретная ситуация не изменяется, смещение перспективы позволяет нам понять, насколько необходимо нам было то, что некогда наполняло нас унынием, ибо это был трудный, но очень ценный духовный урок. Подобные уроки всегда связаны с раскрытием новых моделей бытия. Ведь можно же увидеть, как Вселенная воссоздает себя по-новому в каждом рожденном ребенке. Тот же процесс возрождения происходит и в нас, когда мы обращаемся к новым психологическим и духовным моделям. В буддистском учении говорится, что человеческие существа, находясь в ловушке порочного круга иллюзий, жизнь за жизнью возвращаются в колесо самсары. Каждый человек делает то же самое, что и остальные: взрослеет, вступает в брак, заводит детей, работает, болеет, стареет и умирает. Жизнь проходит, так и не обретая особого смысла. И ничего не удается достичь. А теперь представьте себе, что колесо самсары не просто вращается вокруг своей оси, а катится вперед. Однако для того, чтобы оно катилось, его должно толкать нечто большее, чем оно само. А это значит, что какими бы ни были все эти глубоко укоренившиеся в нас привычки и условия, мешающие нам изменять себя, — наша наследственность, образование или воспитание, —преодолеть их можно, лишь постигнув, «каким бы ты стал, если бы был таким, каким должен был быть». Это и есть духовное творчество: видеть, как можно превратить жизненные проблемы в катализатор Божественного искусства. И суфии, и буддисты используют в своей практике учение об отрешенности и самотрансценденции. Однако при этом суфии не считают, что наше тело и разум — лишь результат жизни наших предков, что мы — жертвы некоего происходящего против нашей воли таинственного процесса. Нет, суфии говорят, что каждому из нас присуще уникальное, важное и полезное качество в контексте всеобщего Вселенского замысла. В самадхи, например, основное внимание уделяется не утверждению в духовных добродетелях, а проникновению в потустороннее. В суфизме же посвященный становится наместником Бога, который берет на себя ответственность за положение человека. Вместо того чтобы отойти от мира, суфий обозревает свои личные владения и в конце концов говорит: «Я был настолько поглощен своими личными проблемами или поисками удовольствий в жизни, что совершенно забыл о тех, кому я нужен». В результате я могу, например, написать кому-то письмо или ответить на письмо, которое мог бы оставить без внимания. Когда человек обозревает свое царство, не упуская при этом из виду те качества, которые стремится реализовать через него жизнь, то в нем рождается чувство ответственности, дающее ему авторитет и независимость, что способствует расцвету его личности. Таким образом, с позиций суфизма духовное путешествие — это нечто большее, чем отстранение от иллюзорных условий жизни; оно несет творчество и трансформацию. Когда-то в Марокко или в Афганистане человек мог пойти на базар и увидеть искусных мастеров, прямо на месте изготавливающих подносы, ковры, керамику и одежду. Точно так же дело обстоит и с нашей личностью: она подобна комьям глины, моткам нитей или рулонам ткани, —благодаря формирующему влиянию проблем и задач, с которыми мы сталкиваемся в жизни, она преобразуется в изысканные произведения удивительного базара Божественных Качеств. Отличие состоит лишь в том, что если сырье, используемое мастеровыми, пассивно, то щедрость Божественного совершенства не может реализоваться без нашего сознательного участия. Как говорил Хазрат-Инайят-хан: «Бог может сотворить большее совершенство в тех, кто помогает ему в этом творчестве». И в самом деле, произведения искусства —это мы сами, наши индивидуальности. Каждому из нас дарована возможность стать таким, каким он хочет; и если мы не воспользуемся этим потенциалом, то величайшей из наших потерь станет жизнь. Так что помните: то, чем мы могли бы стать, неизмеримо больше того, чем мы стали. Будущее в нашем распоряжении; мы создаем его в своем воображении так же, как Божественное Воображение создало всю Вселенную.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.166.215 (0.013 с.) |