Достижение отрешенности обращением в себя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Достижение отрешенности обращением в себя



Еще один способ преодоления помех при медитации — просто не замечать их, отрешившись; эта практика известна в Индии как вайрагъя. Хотя термин «отрешенность» знаком многим, стоит все же объяснить его истинное значение: в самом сердце нашего существа есть чистое зеркало, не запятнанное и не замутненное впечатлениями из внешнего мира. Словно обладая некоей врожденной неприкосновенностью, эта часть нас остается целостной, невинной и здоровой, — даже проходя через бесчисленные испытания этого мира. Для того чтобы защитить это зеркало, стоит последовать древнему совету Будды и представить себе, что вы поставили на двери восприятия часового. Потом вообразите, что вы окружили себя широкой полосой тишины. Вы должны возвести в своей душе линию защиты, которая поможет вам отфильтровывать вторжения из внешнего мира: эмоции, сводки новостей, шум. Приняв это отстраненное отношение аскета, выберите те мысли, которые вы можете легко «переварить», и оставьте пока те, что «слишком тяжелы, чтобы с ними справиться». Например, если в вашем сознании возникает какой-то очень сложный вопрос, просто скажите себе: «В данный момент я еще слишком мал, чтобы с этим справиться. Я впущу в себя только те мысли, которые я могу легко впитать, на которые я могу легко настроиться». Это даст вам ощущение невероятной свободы и отрешенности — не от самого мира, а от мыслей и эмоций, которые вас связывали.

Следующий шаг — процесс трансмутации — поможет избавиться от навязчивых мыслей и эмоций. Как ваша пищеварительная система помогает вам ассимилировать определенные виды пищи, отвергая при этом другие, так и душа ваша «переваривает» впечатления. Вы чистите овощи или варите картофель для того, чтобы они легче переваривались. После еды пища становится частью системы вашего организма, но прежде ее расщепляют и перерабатывают ферменты, выделяемые поджелудочной железой и печенью. То же самое происходит и с вашими впечатлениями — их тоже можно расщепить, переработать и трансформировать. Нечто подобное делают психологи, когда помогают своим пациентам интегрировать подсознательные комплексы и эмоции.

Практику отрешения можно совместить с дыханием.

Вдыхая, представьте себе, что в вашей душе фильтруются все впечатления. Например, автомобильная авария, которая может тревожить ваше воображение многие годы. В момент, когда она случилась, на вас могли произвести впечатление отдельные факты — название улицы, цвет машины, составление на месте полицейского протокола. Однако с годами эти детали нередко стираются, оставляя в памяти лишь квинтэссенцию ситуации: боль пострадавшего, чувство вины того, кто виноват в происшедшем.

Итак, вдыхая, вы трансформируете внешнюю проблему, пропуская ее через свой фильтр, а потом возвращаете ее основное содержание в свою психику. Затем, задержав дыхание, сосредоточьтесь на самой сердцевине своего существа, на незапятнанном зеркале вашей души. Когда впечатления от какого-то опыта отразят себя в этом зеркале, представьте себе, что они просто исчезают, уходят обратно во Вселенную. И вот уже не остается мыслей и эмоций, —только чистое сознание. Затем, выдыхая, снова обратитесь к внешнему миру, но теперь идите к нему изнутри, будто ныряя под гладь озера, чтобы посмотреть на сплетение корней под плавающими на поверхности цветами и растениями. Иными словами, вы обретаете связь с теми уровнями реальности, которые лежат непосредственно за внешними проявлениями Иони Мудра

Дыхательное упражнение более высокого уровня, которое позволяет еще глубже обратить собственное сознание внутрь себя, известно как йогическое упражнение Иони Мудра. Обычно ваше сознание обращено вовне, поэтому следует установить на его пути препятствие. Эти шоры вынуждают вас сместить фокус глубоко внутрь себя, что позволяет вам открыть целый мир, проявляющийся изнутри. Обращаясь к этому способу сосредоточения, вы помещаете пальцы себе на губы, ноздри и глаза, чтобы физически заблокировать идущие извне ощущения.

Вначале положите указательные пальцы на веки (но не давите на глазные яблоки) и закатите глаза.

Затем положите безымянные пальцы и мизинцы на губы, а средние пальцы на ноздри.

Теперь прижмите средним пальцем левую ноздрю и вдохните правой.

Задержите дыхание и выдохните через правую ноз-дрю.

Потом прикройте уши большими пальцами и сделайте в атом положении три свободных вдоха и выдоха.

Шоры на ваших глазах закрывают их от резкого света окружающего мира. В то же время ваше обращенное внутрь сознание открывает свой внутренний свет.

После этих трех вдохов уберите руки от лица, сохраняя прежнюю сосредоточенность.

Открыв глаза, вы можете увидеть свет, излучаемый окружающими предметами; когда вы закроете глаза, вам может тоже по-прежнему видеться свет —не лучистый свет солнца или звезд, но пронизывающий все и рассеянный, как радиоволны.

Теперь повторите то же упражнение, сосредоточившись на внутреннем звуке, а не на свете. Когда ваше сознание обратится внутрь, внимательно прислушайтесь к звуку своих вибраций. Эти вибрации различной частоты — язык Вселенной — то, что Пифагор назвал симфонией сфер. Этот вселенский звук, который можно услышать среди покоя и тишины, суфии называют Саут-и-сармад (Saut-e-Sarmad). Чтобы его услышать, вы можете представить себе звук ху — звук тишины изначального покоя пустоты, из которой возникло все творение. Потом представьте себе свою нервную систему как живой музыкальный орган и вообразите, что, дыша, вы выдуваете этот звук всеми трубочками своего организма, наполняя свое тело музыкой сфер. Для того чтобы синхронизировать это сосредоточение с дыханием, сначала вдохните, отрешаясь от окружающих звуков. Затем задержите дыхание, безмолвно настраиваясь в резонанс с пронизывающим ваш организм внутренним звуком. На выдохе представьте себе, что ваше дыхание выдувается через трубочки вашего тела, его потоки колотят, словно молоточки, по вашим чакрам, преобразуя беззвучные вибрации в звук, доступный уху. Повторите это же упражнение в третий раз.

Задерживая дыхание, сосредоточьтесь на своем солнечном сплетении. Представьте себе, что это открытые ворота в пустоту, куда все втягивается и, обновившись, выходит на выдохе из сердца обратно. Помните: то, что вы переживаете, отнимая руки от лица, настолько же важно, как и ваши переживания, когда руки находятся на своей позиции. Шактически, цель Нони Мудры в том, чтобы в конце концов вы могли делать все то же самое, не блокируя свои органы чувств физически, и при этом в любой момент могли менять направление внутренней фокусировки.

Глубинное мышление

Предыдущие упражнения требовали от вас отрешения от физического окружения. Хотя в поле вашего восприятия по-прежнему остаются отвлекающие звуки, мысли и эмоции, теперь вы научились отодвигать их на периферию своего сознания. Чтобы случайные мысли не отвлекали вас, хотя вы все еще смутно осознаете эту призрачную зону, ваше сознание должно, как лазерный луч, сконцентрироваться на центре вашей души. Как взгляд при произнесении мусульманской молитвы должен быть сосредоточен перед собой, так и тут вы не должны смотреть ни влево, ни вправо, а только внутрь — в сердцевину своего существа. На самом деле, когда ваше сознание будет опускаться все глубже и глубже, вы уйдете от периферийного мышления к творческому источнику мысли: ex nihilo — из ничего — приходит творческая мысль. Здесь мысль не подвержена влиянию языка или идей. Обычно, когда вы говорите, вы пытаетесь связать свои мысли при помощи языка. Большей частью произносимые вами слова обусловлены и отражают банальное мышление вашего времени — даже когда вы остаетесь наедине с собой. Поэтому следует соблюдать тишину во время уединения, нельзя разговаривать при медитации, — если ваши занятия достаточно долго проходят в безмолвии, вы начинаете осознавать, насколько ограниченным было ваше мышление из-за того, что вы придавали мыслям форму слов и представлений, принадлежащих обыденному сознанию.

Во время уединения вы можете соприкоснуться с мышлением в той его форме, в которой оно приходит из глубин вашего сознания. Фактически, проведя некоторое время в медитации, вы обнаружите, что ваш образ мыслей кардинально изменился. Дэвид Бом говорит об этом состоянии скорее как о мышлении подтекста (implicate), чем как об объясняющем (explicate) мышлении. Так, мышление в состоянии подтекста есть интуитивное осознание того, что подразумевается под словами и мыслями, что стоит за нашими объяснениями. Это мысли творческие, и ориентированы они на будущее. Словно поднимающиеся из глубин знамения, они указывают на то, как могут обстоять дела.

Итак, даже тогда, когда действуют различные отвлекающие факторы, ваша цель — постоянно возвращаться к жизненному истоку творческого мышления — к мыслям, которые существуют за словами и без слов. И, наблюдая, как возникают и оформляются в вашем сознании мысли, прежде всего анализируйте, что может стоять за ними. Например, когда вы говорите «мой отец» или когда вы говорите, что вы страдаете, люди полагают, что они понимают, о чем вы говорите. Но ваш отец — это определенное отношение, за которым стоит сложнейшая гамма чувств; а ваше страдание — это тоже ваше отношение к конкретной ситуации, например, уныние, вызванное ощущением собственной несостоятельности.

Это упражнение, как брошенный на дно океана якорь, позволяет вам сместить свое внимание с периферии сознания к глубинам своего существа. Оно изменяет ваши реакции на обстоятельства и раздражители внешнего мира. Вместо того чтобы реагировать на эти факторы поверхностно или полностью отсекать их, вы отвечаете на них из безмерной глубины своего Я. Одна из лучших иллюстраций динамики этого процесса — четвертый концерт для фортепиано Бетховена. В этом произведении Бетховен воссоздает в исполнении оркестра крик агонии мира. За этим следует одна из самых красивых мелодий для фортепиано, которые когда-либо сочинял Бетховен. Я вижу тут музыкальное выражение того глубинного ответа, о котором я говорю (а не автоматической рефлексивной реакции), на нескончаемые страдания и боль мира. Эта мелодия была, видимо, его ответом на крик, идущий из глубины его существа, а не просто реакцией с периферии сознания.

Через двери воображения

Как открывается дверь и за видимой прежде плоскостью обнаруживается нечто новое, так и образ позволяет психике выйти на ландшафты души. Гармонизировав свои эмоции благодаря музыке, замедлив ритмы тела с помощью дыхательных упражнений и, наконец, сместив свою фокусировку с периферии сознания на его внутренние глубины, вы можете войти в состояние более глубокой медитации, где зрительные образы способны превратиться в мосты между двумя мирами.

Представьте себе, например, что вы наткнулись на высокую стену, охраняющую древний храм. Отперев старые богато украшенные ворота в каменной стене, вы попадаете в удивительный изумрудно-зеленый сад. Это тайное убежище кажется совершенно недоступным извне, оно надежно защищено зоной тишины, предупреждающей любое постороннее вторжение. Попав внутрь, вы обретаете полный покой. Бродя между цветов и деревьев, здесь вы можете обрести единство с природой. Все преображается вокруг, все пронизано Божественным присутствием. Защитившись от вторжения суетных мыслей, вы уютно устраиваетесь в вашем тихом внутреннем саду и погружаетесь в медитацию.

А вот другая визуализация, способствующая сдвигу сознания: лежа в кровати — скажем, в ранние утренние часы рассвета, — попытайтесь зависнуть на пороге между сном и пробуждением. В этом мечтательном полусне на экране вашего сознания может пройти целый ряд мистических образов. При этом вы должны по-прежнему видеть обстановку вашей комнаты, ощущать свое тело. Если вы попытаетесь контролировать всплывающие в вашем воображении образы, вы немедленно вернетесь к обычному состоянию сознания; если же вы окунетесь в эти образы чуть глубже, то заснете. Весь фокус в том, чтобы позволить себе зависнуть в этом пограничном состоянии, когда в форме картинок и образов к вам пробивается коллективное бессознательное. На начальной стадии медитации эти подобные сну грезы очень важны, ибо они помогают развить в себе восприимчивость к измененным состояниям сознания.

Следующая визуализация: представьте себе, что вы при лунном свете идете вдоль берега озера. Вам удалось отключиться от своих воспоминаний; ветерок едва задевает водную гладь; она неподвижна, как стекло. Над вечерним ландшафтом висит туманная дымка, и в безмятежно застывшей воде отражается прозрачный свет. Вы всё бредете вокруг озера, наслаждаясь ощущением покоя. И в самом деле, теперь ваше тяжелое физическое тело кажется сотканным из тонкой паутинообразной материи. Вы чувствуете себя так, словно парите над землей на воздушной подушке; окутанные безмятежностью, вы ступаете легко-легко.

Быть может, вам захочется обратиться к визуализации вопроса: «Кто я есть на самом деле?» Будто бы в вашей психике скрыт пласт памяти, который только и ждет того, чтобы его раскопали. Вы можете вспомнить, что значит быть ребенком или даже младенцем. Возможно, вы в состоянии вызвать воспоминания о пребывании в утробе матери или даже выйти за пределы этих перинатальных состояний сознания, описанных трансперсональным психологом Станиславом Грофом. Однако если вы не можете раскопать эти слои бессознательного, тогда вам лучше представить, будто вы — пришелец из далеких миров, который только что высадился на нашу планету.

В процессе этой медитации вы чувствуете себя гостем на Земле. Это не настоящая ваша родина, просто временное пристанище. И уж поскольку вы здесь поселились, планета обеспечила вас физическим телом, сотканным из тканей ваших родителей и более давних предков. Однако за время вашей здешней жизни воспоминания о жизни прошлой постепенно угасли. Оглядываясь назад, вы видите, как все больше и больше впутываетесь в различные ситуации и взаимоотношения, как внешнее окружение сужает вашу индивидуальность. Вы видите, как вам задавали задачи и вы были вынуждены их решать: радость, боль и страдание бытия. Однако теперь, в процессе этой медитации, вы хотите изменить направление, в котором двигались с самого рождения. Вы хотите восстановить связь со своей истинной индивидуальностью. Вы хотите вспомнить свою истинную родину. Для того чтобы запустить этот процесс, вы представляете, что на ткани тела, необходимого вам для выживания в условиях человеческой цивилизации, остался отпечаток вашего бессмертного существа, пребывающего за пределами времени, пространства и форм. Хотя вы не можете полностью отделить себя от земного тела, вы знаете: не так уж важно, кем вы являетесь в этом мире, — важнее ваша истинная наднебесная сущность. Одного только осознания того, что вы забыли об этой части себя, достаточно, чтобы пробудить смутные воспоминания об иных сферах сознания. Ибо, когда я говорю, что вы родом не с планеты Земля, то я и в самом деле имею в виду, что вы спустились с иных уровней реальности, нежели те, которые вы привыкли считать несомненной данностью. С пробуждением этого осознания вы чувствуете, как окружающая действительность начинает постепенно уходить из поля вашего зрения. Ослабевает ощущение связанности телесной оболочкой; меняются даже черты вашего лица, отражая вашу истинную сущность. Вы начинаете по- нимать, насколько обманчива ваша индивидуальность — она лишь маска, скрывающая ваше истинное Я.

Фактически все, что вы считали собой, подобно шелухе на зернышке пшеницы, которую снимают, собрав урожай. И эта шелуха возникла за время вашей нынешней инкарнации. Теперь, когда вы перестали придавать столь большое значение этим смертным и преходящим аспектам своего существа — телу, мыслям и индивидуальности, — нет предела вашему потенциалу и возможностям. Вы свободны; паря, вы летите к своей Божественной родине. В этом полете вы испытываете экстаз воссоединения со своей изначальной сущностью; в мире земном вы забыли о том, что на самом деле вы — это она, и здесь вы лишь представляете ее как свою Божественную Мать и своего Божественного Отца.

В реальности повседневной жизни вы большей частью играете роли и носите маски. Ваша ошибка состоит в том, что вы идентифицируете себя с той маской, которую видите в зеркале, — с этим вторичным проявлением, отражающим лишь небольшой фрагмент всего богатства вашей сути. Однако, когда в процессе уединения вы ощущаете свободу от привязанностей, в вашем сознании начинает пробуждаться истинное существо, скрывающееся за той ролью, которую вы играли все это время. Вы осознаете: «Да, я менеджер, или врач, или клерк, но это всего лишь мое внешнее проявление». Истинный прорыв наступает тогда, когда вы открываете, что за вашим физическим лицом скрыты божественные черты. Это ваше истинное лицо, космическое лицо, и оно невероятно красиво — может быть, это молодое лицо без морщин, а может быть, очень зрелое лицо — при том, что в вечности вы неизменно молоды. Но каковы бы ни были его черты, узнать его нетрудно: и когда вы его увидите, вы сразу же поймете: «Это — я». Ежедневная маска, под которой скрывалась ваша истинная сущность, постепенно тает и растворяется, и сквозь все ваше существо начинает проступать красота души. На этой стадии важно напомнить медитирующим, что цель этих упражнений — помочь нам вновь открыть не просто нашу истинную сущность, но и то совершенно новое существо, в которое мы превращаемся в процессе нашей эволюции во время путешествия в нынешнем воплощении. В этом отношении суфизм и учение Хазрат-Инайят-хана привносят в духовность нашего времени нечто свое, особенное. Суфизм подчеркивает уникальность каждой личности. Тело и индивидуальность важны постольку, поскольку они могут точно отразить это бытие в процессе становления. Поэтому вместо того, чтобы пытаться сбежать от жизни, считая себя жертвой обстоятельств, вы при помощи медитации начинаете осознавать, что на самом деле являетесь значимой частью некоего всеобъемлющего замысла. А это уже важная миссия, — это задача, вполне достойная ее осуществления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.013 с.)