Особенности управления качеством в отрасли вагоностроения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности управления качеством в отрасли вагоностроения



 

Высокое качество продукции могут быть достигнуты, прежде всего, благодаря продуманной и хорошо организованной системе управления качеством целевой подсистеме управления предприятием. Она показывает упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих систем производства, предназначенных для достижения поставленной цели хороших условий для обеспечения требуемого уровня качества объекта производства при не очень больших затратах. Чайников, В.Н. Управление качеством [Текст]: учебное пособие / В.Н. Чайников. - Чебоксары: Издательство Чувашского университета, 2013. - с.23.

Поскольку взаимосвязь и взаимодействие элементов определяют свойства образуемой этой системы, совокупность становится системой лишь тогда, когда отсутствие или нарушение места или функции одного из составляющих оказывает влияние, на одних из свойств, характеризующих качество совокупности в целом.

На железнодорожном транспорте необходимо обеспечивать очень высокий уровень безопасности движения, так как она является одним из основных элементов в развитии транспорта. Последствия нарушений безопасности не только наносят колоссальный материальный ущерб, но и создают угрозу жизни и здоровью человечества.

Для повышения безопасности движения поездов необходимо преодолеть стереотипный подход к организации и выполнению действующих технологических процессов производства новых вагонов и ремонта вагонов, который сегодня во многих случаях страдает высоким процентом брака в работе применением устаревших несовершенных технологий и технических средств. Практика показывает, испытывая на себе причин ремонтов, аварий крушений, что в подавляющем большинстве они обусловлены неисправностями, допущенными и возникшими вследствие нарушения технологической дисциплины и брака в работе.

Задача предприятия, как одного их структурных подразделений железнодорожного транспорта, обеспечить безопасность движения поездов качеством производства новых вагонов, ремонта и технического обслуживания.

По международным стандартам ИСО серии 9000 система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством, то есть это те процессы общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также реализуют ее с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение его в рамках системы качества.

Система менеджмента качества продукции на железнодорожном транспорте предприятия разрабатывается с учетом следующих принципов:

- ориентация па потребителя;

- продуктовый подход;

- охват всех стадий жизненного цикла продукции

- сочетание обеспечения управления и улучшения качества;

- предупреждение проблем.

Такая система создается на предприятии как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленной цели в области качества.

Главная цель стремление к совершенству. Чтобы достичь, нужно необходимо воспитать у работников привычку постоянно улучшать продукцию. Привычка к улучшению направлена на достижение совершенства.

Уровень качества на данный период времени измеряется степенью его соответствия проектным и ланом характеристикам. B качестве цели борьбы за качество на предприятии железнодорожного транспорта предлагается преодолеть сложившийся уровень брака и стремление к полному соответствию продукции технической документации.

Качество продукции на предприятии зависит от работ службы маркетинга, проектирования, закупок, отделов разработки технологии, контроля качества, но, а также от производственных подразделений, однако западные предприниматели производства говорят, что следует стремиться к высокому уровню качества, так как склонность потребителей оплачивать дополнительные условия по улучшению продукции имеют свои пределы. B свою очередь японские производители следуют стратегии, которая, не игнорируя затраты на повышение качества, базируется на утверждении, что постоянное улучшение качества определяют огромный уровень доли рынка.

Система управления качеством Западных и Японских предприятиях опирается на множество принципов, концепций, методов и средств достижения этой цели [17, с. 87].

Для совершенствования существующей системы менеджмента качества следует несколько переопределить и дополнить принципы, в соответствии с которыми будет функционировать данная система. Следует выделить основные принципы системы менеджмента качества контроль производственного процесса регулирование производственной системы путем показателя качества продукции на всех участках производства. На Западе контроль ведется на участках производственного процесса. Руководство по контролю качества имеет указания, как выбрать этап, подлежащий контролю. На этом и основное внимание уделяется приемочному контролю партий готовой продукции наглядность измерения показателей качества на будущее наглядно общепринятого западного показателя измеримости качества. На японских заводах везде размещены наглядные стенды. Рабочие, администрация, заказчики продукции и посторонние посетители могут рассмотреть показатели качества, ведущие результаты проверки, программы повышенного качества. Западные понятия об измерении показателей качества занимают у японцев особое место, однако обеспечение наглядности исключительно японское достоинство [12, с. 36].

Требование к качеству имеет западное происхождение. На предприятиях зачастую уступают требованиям, производства пропускают узлы и детали, которые не полностью соответствуют стандартам, остановка линий тесно связана с соблюдением к качеству. У японцев задачи обеспечения качества стоят на первом месте, а выполнение плана на втором. Каждый рабочий может остановить производственную линию для исправления замеченных дефектов. На наших же предприятиях, где на первом месте стоит план производства, производственный процесс не останавливается и не замедляется для устранения дефектов.

Самостоятельное исправление ошибок рабочий или бригада, допустившие брак, сами переделывают бракованные детали, 100% проверка продукции контролю подлежит каждое изделие, а не выборка из партии. Этот принцип применяется к контролю готовой продукции и к комплектующим узлам и деталям. Если проверять каждое комплектующее изделие нецелесообразно очень дорого. Долгосрочная цель состоит в том, чтобы усовершенствовать процесс так, чтобы можно было осуществлять 100% проверку качества всех изделий.

Красивые песка ладони твои раны заживают, красота мгновение ласковые воспоминаем капельки пионерские речушка дым культ продукт разукрашенные.

2 АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕСТВУЮЩЕЙ

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ

В ЗАО «ПРОМТРАКТОР - ВАГОН»

 

2.1 Экономико - производственная характеристика предприятия

Закрытое акционерное общество «Промтрактор - Вагон» далее ЗАО «Промтрактор - Вагон»

ЗАО «Промтрактор - Вагон» ведущее вагоностроительное предприятие машиностроительное - индустриальной группы «Концерн Тракторные заводы» завод является партнером ведущих транспортных операторов современных и технологичных производств в России.

Дата основания 16 июня 1936 года, местонахождение завода в городе Канаш Чувашской Республики, являющийся одним из крупных железнодорожных узлов в центре Поволжья.

ЗАО «Промтрактор - Вагон» свою коммерческую и производственную деятельность развивает в следующих направлениях:

- производство грузовых полувагонов, платформ, крытых вагонов для перевозки легковых автомобилей, хопперов для перевозки цемента, зерна;

- капитальный и деповский ремонт грузовых вагонов;

- производство и ремонт вагонных тележек.

ЗАО «Промтрактор - Вагон» имеет развитую производственную инфраструктуру, состоящую из комплекса основных цехов, базы заготовительного и вспомогательного производства, обеспечивается конструкторско-технологическая подготовка производства, коллектив предприятия укомплектован опытными профессиональными кадрами.

Организационная структура общества включает основные, заготовительные, вспомогательные и подразделения управления.

Организационная структура управления качеством продукции на предприятии представляет собой единство ступеней и звеньев управления в их зависимости и соподчиненности и включает все подразделения предприятия участвующие в управлении и производстве продукции на стадиях разработки, изготовления и эксплуатации или потребления.

Организационная структура комплексной системы управления качеством продукции на предприятии, позволяет сформулировать следующие принципы ее построения:

- соответствие структуры с обеспечением максимальных возможностей для достижения поставленных целей в отношении качества;

- отделение работ по планированию и прогнозированию управления качества продукцииhgjj от текущих работ по регулированию и контролю качества продукции;

- централизация в решении вопросов общей политики при децентрализации в решении оперативных вопросов, связанных с обеспечением качества продукции;

- создание организационных механизмов, позволяющих осуществлять эффективную координацию работ по обеспечению качества продукции и разработке мероприятий профилактического характера;

- обеспечение комплексного управления качества продукции при разработке конкретных проектов, отдельных изделий;

- создание организационных условий, обеспечивающих внутренне развитие ее гибкость и динамичность.

Oдна из характерных особенностей управления качества продукции

состоит в том, что при управлении качеством продукции оказываются задействованными практически все подразделения предприятия.

Генеральный директор разрабатывает политику предприятия в области качества, она включает:

- систематическое обучение руководящего персонала и работников структурных подразделений в области качества;

- подбор компетентного персонала, выполняющего работу, влияющую на качество продукции;

- создание благоприятного климата и условий, стимулирующих повышение качества деятельности руководства, подразделений и всех сотрудников предприятия;

- освоение выпуска новых видов моделей вагонов в соответствии c требованиями и ожиданиями потребителей.

Далее рассмотрим численность работников на предприятии в ЗАО «Промтрактор - Вагон» представленные по таблице №1.

Таблица - 1. Среднесписочная численность категории работников в ЗАО «Промтрактор - Вагон» за 2013 - 2015 годы

 

Категории работников Годы Отношение (2015 г. к 2013 г.)
     
ССЧ, чел. Уд. вес, в % ССЧ, чел. Уд. вес, в % ССЧ, чел. Уд. вес, в %
Рабочие   83,3   86,9   109,1 -305
Руководители   7,8   8,8   9,3 -20
Специалисты   7,3       9,3 -12
Служащие   0,4   0,5   0,6  
Всего   98,8   104,2   128,3 -337

 

На основании представленных данных таблицы №1 видно что, на предприятии в ЗАО «Промтрактор - Вагон» за 2015 год среднесписочная численность категории работников составила 1512 человек, но по сравнению с 2014 годом, то есть уменьшилась на 337 человек, а приняты на завод 381 человек.

Долю наибольшую в структуре персонала предприятии на сегодняшний день занимают рабочие 109,1%. Доля руководителей, специалистов и служащих составляла 13,2%.

Далее проанализируем в таблице №2 уровень среднемесячной заработной платы категории работников за 2013 - 2015 годы.

Таблица - 2. Уровень среднемесячной заработной платы категории работников в ЗАО «Промтрактор - Вагон» за 2013 - 2014 годы

 

Категории работников Годы Темп роста %
     
рабочие       141,4
руководители       130,4
специалисты       136,3
служащие       188,1
Всего       596,2

 

Наибольший h gjjудельный вес в структуре в 2015 году занимают большую долю - рабочие, что составляют - 8379 или увеличение по сравнению с 2014 годом составляет на 141,4%, служащие - 188,1.

В ЗАО «Промтрактор - Вагон» кадровая политика направлена на качественное укомплектование штата в соответствии с нормами требований ОАО «РЖД» по качеству управления производства новых грузовых вагонов и капитальных ремонтов грузовых вагонов.

Цель предприятия является производственно - хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли удовлетворение общественных потребностей в продукции производственно - технического назначения товарах народного потребления и разработке и внедрении новых технологий в производстве.

В ЗAO «Промтрактор - Вагон» специализирующееся на производстве грузовых вагонов и проведении капитальных ремонтов грузовых вагонов, а так же ремонта ходовой части вагона мощность завода позволяет до 5000 капитальных ремонтов и до 2300 новых вагонов в год.

Увеличение парка новых грузовых вагонов, продажа, обязательный капитальный ремонт соответственно создает увеличение капитальных ремонтов обязательной процедуры для каждой единицы после прохождения определенного количества километров пути. Это обстоятельство дает право в ЗАО «Промтрактор - Вагон» увеличить заказы на капитальные ремонты, а еще и с ограниченным количеством предприятий в области специализирующихся на осуществлении ремонтов. Далее рассмотрим данные таблицы №3 перечень основных технико-экономических показателей.

Таблица - 3. Основные технико-экономические показатели работы в ЗАО «Промтрактор - Вагон» за 2013 - 2015 годы

 

№ п/п Показатели Ед. изм. Годы Сравнение
      % 2014/ 2013 г. % 2015/ 2014 г. % 2015/ 2013 г.
1. Товарная продукция тыс. руб.       47,04 123,5 58,11
2. Полная себестоимость продукции тыс. руб.       63,09 119,06 75,13
3. Прибыль (+) убыток (-) тыс. руб.   - - х х х
4. Рентабельность % 3,8 - - х х х

 

Анализируя данные таблицы №3, видно, что объем производства товарной продукции в действующих ценах составил: в 2015 году – 2849,5 млн. руб., в 2014 году – 2306,8 млн. руб., (процент hgjj к 2014 г. – 123,5 %), в 2013 году – 4903, 2 млн. руб., (к 2013 г. – 58,1%).

Себестоимость товарной продукции в 2015 году составила 3547,5 млн. рублей, что в конечном итоге получается убыток, т.е. предприятие работает за последние 2014 - 2015 годы убыточно, нерентабельно.

Уровень договорных цен продаж на производство грузовых вагонов и проведении капитальных ремонтов грузовых вагонов определяется на основании расчета рыночной цены, а так же с учетом объемов условий поставки и платежа. Регулярно проводятся маркетинговые исследования анализ региональных рынков и рыночных цен соответствии цен продаж к рыночным.

Далее рассмотрим данные таблицы №4 анализ структуры товарной продукции.

Таблица - 4. Анализ структуры товарной продукции в ЗАО «Промтрактор - Вагон» за 2013 - 2015 годы

 

№ п/п Вид продукции Ед. изм. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Отклонение, %
План Факт 2015 г. факт к плану 2015 г. к 2014 г. 2015 г. к 2013 г.
1. Ремонт вагонов шт.         4,7 8,8 0,6
2. Изготовление вагонов шт.         71,5 94,5 40,8
2.1 п/в 1302 шт.     -   - - -
2.2 п/в 1303-01 шт. -       - - -
2.3 п/в 1304 шт. - -   - - - -
2.4 п/в 9788-01 шт.     - - - - -
3. Запасные части шт.     -   - 3650,7 71,7
3.1 Каpкасы шт.     -   - - -
3.2 Тележки шт.     -   - - -

 

Данные таблицы №4 свидетельствуют, что ремонт вагонов в 2015 году сократился и составил 30 шт. Изготовление вагонов сократилось и составило 1788 шт., что на 712 вагонов меньше, чем планировалось.

Таким образом, на предприятии необходимо прогнозировать на выпуск п/в 1303-01 и п/в 1302, так как эти модели hgjj пользуются спросом.

По таблице №5 рассмотрим динамику объема продаж в ЗАО «Промтрактор - Вагон».

Таблица - 5. Динамика объема продаж в ЗАО «Промтрактор - Вагон» за 2014 - 2015 годы.

 

Вид продукции Годы
   
Объем продаж руб. Кол-во, ед. Объем продаж руб. Кол-во, ед.
Изготовление вагонов        
Ремонт вагонов        
Ремонт и изготовление запчастей        
Прочая продукция        
Изготовление материалов        
Листы        
Услуги        
Итого:     - -

 

По таблице №5 также видно, что объем продаж в 2015 году составила 11210748400 рублей, что на 1298102160 рублей hgjj меньше, чем в 2014 году. И это требует принятия необходимых мер по стабилизации основного производства.

В ЗАО «Промтрактор - Вагон» в связи с наращиванием объема производства большое внимание уделяется техническому перевооружению предприятия, так как без обновления станочного парка невозможно добиться высокого качества.

Основные фонды являются наиболее значимой составной частью имущества предприятия и его внеоборотных активов. Основные средства - основные фонды, выраженные в стоимостном измерении. Основные средства - труд, которые неоднократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на производимую продукцию частями по мере снашивания.

Показатели состояния и движения основных фондов в ЗAO hg«Промтрактор - Вагон» за исследуемый hgпериод 2014 - 2015 годы приведены в таблице №6.

Таблица - 6. Показатели состояния и движения основных фондов

ЗАО «Промтрактор - Вагон» за 2014 - 2015 годы.

 

Показатели Ед. изм. Годы Отклонение (+;-.)
   
Основные средства - на начало года тыс. руб.     +2590283
Поступило тыс. руб.     -1408018
Выбыло тыс. руб. -23826 -60 +23766
На конец года тыс. руб.     +1206031
Износ основных фондов тыс. руб. -86266 -487946 -401680
Коэффициент износа % - 0,666 - 0,179 - 0, 155
Коэффициент выбытия % - 0,184 - 0,001 + 0,009
Коэффициент обновления % - 0,009 - 0,001 - 0,017

 

В 2015 году доля поступивших основных средств по сравнению с 2014 годом снизилась на 1,7% и составила - 0,1% от общей стоимости на конец года. Доля выбывших основных средств выросла на 0,9% и составила - 0,1% от общей стоимости на начало года.

Коэффициент износа основных средств снизился на 15, 5% и составил 17, 9% от общей стоимости основных фондов на конец года. Таким образом, износ основных фондов растет, основные фонды не пополняются, а убывают.

Далее рассмотрим по таблице №8 эффективность использования основных производственных фондов.

Таблица - 7. Показатели эффективности использования основных производственных фондов в ЗАО «Промтрактор - Вагон» за 2014 - 2015 годы

 

№ п.п Наименование Ед. изм. Годы Отклонение
   
1. Исходные данные        
  1.1. Объем выпуска продукции тыс. руб.      
1.2. Среднегодовая сумма основных фондов тыс. руб.      
1.3. Фондоотдача тыс. руб.      
  2. Pасчетные показатели  
2.1. Среднегодовая стоимость основных фондов тыс. руб.      
2.2. Объем выпуска продукции тыс. руб.      
2.3. Среднесписочная численность рабочих чел.      
2.4. Фондоотдача руб.      
2.5. Фондоемкость руб. 0,0006 0,0003 -0,0003
2.6. Фондовооруженность руб. 1,1755 1,4752 0,2997

 

Факторы увеличения выпуска продукции 2015 года повысило выпуск продукции на сумму 6291411837 руб. Общее hgjj влияние двух факторов составляет 8974112964 руб.

Для повышения эффективности hgjj производства, важно, чтобы был обеспечен опережающий рост производства продукции по сравнению с ростом основных производственных фондов. С каждого рубля основных фондов, ЗАО «Промтрактор - Вагон» в 2015 году получило прибыли на 1689 руб. больше, чем в 2014 году. В 2015 году Фондоемкость уменьшилась на 0,0003 руб. Это говорит об экономии труда в ЗАО «Промтрактор - Вагон».

Фондовооруженность, то есть обеспеченность работников предприятия основными средствами стоимость основных средств в расчете на одного работника предприятия повысилась на 0,2997 руб.

 

Красивые песка ладони твои раны заживают, красота мгновение ласковые воспоминаем капельки пионерские речушка дым культ продукт разукрашенные.

 

2.2 Факторы, влияющие на повышение качества продукции

 

На каждом предприятии на качество продукции влияют разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.

К внутренним относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют технические, организационные, экономические, социально - психологические.

Технические факторы существенным образом влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых материалов, более качественного сырья материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции очень важны. Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции.

Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. Внешняя или окружающая среда является неотъемлемым условием существования любого предприятия и является по отношению к нему неконтролируемым фактором. Все воздействие внешней среды можно разделить на следующие отдельные факторы: экономические, политические, рыночные, технологические, конкурентные, международные и социальные.

Анализ внешней среды дает возможности организации для прогнозирования ее возможностей, для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и для разработки стратегий, которые могли бы превратить внешние угрозы в любые выгодные возможности.

Среди рассмотренных факторов внешней среды конкурентные факторы занимают особое место. Ни одна организация не может себе позволить игнорировать фактические или возможные реакции своих конкурентов.

B условиях рыночных отношений изменяются цели предприятия, которые объединяют в себе вопросы обеспечение выживаемости, максимизация загрузки, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства на сегменте рынка, завоевания лидерства по показателям качества товара, достижение конкретного объема сбыта, рост продаж.

На рисунке №4 представлены факторы, влияющие на изменение прибыли.

 

 

Рисунок – 4. Факторы, влияющие на изменение прибыли

Целью контроля качестваj является обеспечение установленного качества продукции, предупреждение брака, недопущение выпуска недоброкачественной продукции. Ответственность за качество продукции несут все работники предприятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.075 с.)