Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отшучивание, уход от разговора.

Поиск

Сын: Знаешь, папа, терпеть не могу эту химию и ничего в ней не понимаю.

Папа: Как много между нами общего!

Пала проявляет чувство юмора, но проблема остается. А что уж говорить о таких словах, как "Отстань!", "Не до тебя", "Вечно ты со своими жалобами!"

Познакомившись с длинным списком неудачных высказываний, родители обычно восклицают: "И это нельзя, и то нельзя..., что же можно?". И тут возникает необходимость активно слушать уже их самих:

— Вы озадачены и растеряны.

— Конечно! Оказывается, что до сих пор все делали не так. И потом, ответить правильно очень трудно: все время лезут привычные советы и замечания.

—То есть вам трудно подбирать необходимые фразы.

— Ну да, они такие непривычные. Неужели нельзя по-старому?

— Вы хотите по-старому...

— Да!... то есть, нет. Я же вижу, что это ни к чему хорошему не приводит!

В таких случаях мой учитель, профессор Алексей Николаевич Леонтьев любил приводить одно сравнение, и снова речь пойдет о велосипеде.

Представьте себе, что люди никогда не видели велосипедов. И тут им на суд предлагают сразу две конструкции: трехколесный и двухколесный. Какой велосипед они предпочтут? Конечно, трехколесный. Почему? Потому что, сев на него, они поедут сразу легко и "естественно". Преимущества же двухколесного останутся для них за семью печатями..., пока они не затратят время и усилия на овладение им. Вот тогда они поймут все замечательные свойства "неудобного" велосипеда.

Замечу, что наши привычные обращения к ребенку с советами, назиданиями и упреками — это не "естественные", а тоже выученные фразы. Но они подобны неэффективной езде на машине старой конструкции. Психологи всего мира потратили много усилий, чтобы усовершенствовать конструкцию и помочь родителям научиться "ездить" на "лучшей машине".

В основе новых навыков общения, которыми мы пытаемся овладеть, лежат гуманистические принципы: уважение к личности ребенка, признание прав на собственные желания, чувства и ошибки, внимание к его заботам, отказ от родительской позиции "сверху".

Очень важно научиться слышать собственные ошибки. Давайте для упражнения нашего слуха разберем запись "типичного домашнего конфликта", сделанную мамой. Были ли некоторые ответы родителей неудачными, и если да, то к какому типу ошибок они относились?

ДОЧЬ (четырех лет): Мама, кушать скорее!

МАМА: Садись, я уже налила.

ДОЧЬ (Садится на стул, гримаса.) У-у, этот суп невкусный. Я не буду.

МАМА: Оставь и уходи. (Приказ.)

ДОЧЬ: Я есть хочу!

Вмешивается папа.

ПАПА: Сядь и ешь без капризов! (Приказ.)

ДОЧЬ (на грани слез): А я с морковкой не люблю.

МАМА: Я тебе ее выловлю.

ДОЧЬ: А все равно...

МАМА (взрывается): Я не для того варила, чтобы ты тут носом крутила! (Назидание, критика).

У дочери закапали первые слезы...

ПАПА: Сядь хорошо и ешь. Набирай ложку. В рот! Жуй, жуй, а не держи во рту! (Приказ, команда.)

ДОЧЬ: А мне невкусно!!!

МАМА: Уходи из-за стола, ходи голодная. (Команда, угроза.)

ПАПА: Я вот сейчас... (Угроза.) Дочь со слезами берет ложку, начинает есть кое-как. Через минуту ест нормально, через пять минут съедает все. Но настроение у членов семьи испорчено

Хотелось бы в заключение этого урока привести другой реальный диалог, который показывает, как родители вполне успешно овладевают методом активного слушания. Это тоже документальная запись одной мамы.

Рассматриваем с дочкой фотографию группы детского сада. Дочка показывает на воспитательницу (замечаю, что на фотографии ее лицо поцарапано):

ДОЧЬ: Видеть ее не могу!

Я: Тебе очень неприятно ее видеть.

ДОЧЬ: Да, она очень злая.

Я: Она тебя обижала.

ДОЧЬ: Да, она ругала меня борзой собакой и говорила, что если я наябедничаю, то уж она тогда...

Я: Тогдаонта что-то сделает.

ДОЧЬ: Да. Она не говорила, что.

Я: Ты не хотела это рассказывать раньше.

ДОЧЬ: Да, я боялась (готова заплакать). Беру ее на руки."

Здесь мама уже в первой фразе избежала возможной традиционной ошибки — "воспитательного" замечания. Она вполне могла бы ответить: "Как ты можешь так говорить о воспитательнице! И почему ты поцарапала фотографию?" Вместо этого она "озвучила" чувство ребенка, показала, что готова разделить и принять его. Это помогло девочке освободиться от загнанных вглубь страха и обиды. Навернувшиеся слезы — слезы облегчения.

 

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1. Попробуйте определить, к какому типу ошибочных высказываний относится ответ родителя (ключ вы найдете в самом конце урока).

ДОЧЬ: Никогда не пойду больше к зубному/

(1) МАТЬ: Не выдумывай, на завтра у нас талончик, надо долечивать твой зуб.

ДОЧЬ: Я больше не выдержу. Знаешь, как было больно!

(2) МАТЬ: Не умерла же. В жизни часто приходится терпеть. А не будешь лечить, останешься без зубов.

ДОЧЬ: Тебе хорошо говорить, тебе так не сверлили! И вообще ты меня не любишь!

СЫН: Представляешь, я пропустил две последние тренировки, и тренер продержал меня сегодня в запасе.

(3) МАТЬ: Ну, ничего, кому-то там тоже надо сидеть, не ты, так другой мальчик; а потом - сам виноват.

СЫН: Пусть другой сидит, а я не хочу. Это ведь несправедливо: Петров слабее меня, а его поставили играть!

(4) МАТЬ: Откуда ты знаешь, что он слабее?

СЫН: Знаю! Я один из лучших в команде.

(5) МАТЬ: Я бы на твоем месте так не заносилась, надо быть более скромным.

СЫН (с досадой): Да что с тобой говорить, не понимаешь ты...

Девочка пяти лет — отцу (плачет): Посмотри, что он (брат двух с половиной лет) сделал с моей куклой! Нога теперь болтается.

(6) ПАПА: Да, действительно. А как это случилось?

ДОЧЬ: Откуда я знаю. Моя ку-у-колка!

(7) ПАПА: Ну успокойся. Давай что-нибудь придумаем.

ДОЧЬ: Не могу-у успокоиться, ку-у-колка моя...

(8) ПАПА (радостно): О, я придумал! Представь себе, что она попала в аварию и стала инвалидом; симпатичный такой инвалидик. (Улыбается.)

ДОЧЬ (плачет сильнее): Не хочу представ-ля-я-ть... Не смейся. Я убью его в следующий раз!

(9) ПАПА: Что ты такое говоришь?! Чтобы я никогда таких слов не слышал!

ДОЧЬ: Ты, плохой, я пойду к маме. Ма-а-ам, посмотри...

Задание 2. Сделайте то же, что в задании 1.

Ребенок (мокрый): Я бежал и нечаянно упал в лужу!

Ответы родителей: (1) Сколько раз тебе говорила: гуляй осторожно!

(2) Знаю твои "нечаянно", сам нарочно залез!

(3) Сейчас же все сними!

(4) Еще одно такое "нечаянно", и неделю будешь сидеть дома!

Ребенок: Математика противная опять из класса ни за что выгнала!

Ответы родителей: (5) Как это ни за что? Что ты опять натворил?

(6) Ну конечно, ведь ты у нас сама "святая невинность".

(7) Что ты говоришь! Ты должен уважать старших!

(8) Ты пойди завтра к ней и выясни, за что она сердится.

Ребенок (младший брат сильно шумит): Я не могу делать уроки в таком шуме!

Ответы родителей: (9) Пустяки, не обращай внимания.

(10) Разбирайтесь сами, у меня от вас голова кругом идет!

(11) Тебе вечно все не так. Что нам теперь, на цыпочках ходить?

(12) Придумай, как его отвлечь: веди ты у нас такая сообразительная.

Задание 3. Понаблюдайте за своими беседами с ребенком, особенно в те моменты, когда у него что-то случилось. Не встречаете ли вы в них некоторые типы высказываний из нашего списка?

Продолжайте упражняться в активном слушании. Это — самый главный навык, без овладения которым вам будет невозможно продвигаться дальше в наших уроках.

Задание 4. Попробуйте провести один день без слов критики или упрека в адрес вашего сына или дочери. Замените их фразами одобрения по любому подходящему поводу или без повода. Посмотрите на реакцию ребенка.

ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ

ВОПРОС ПЕРВЫЙ. Что, так уж никогда нельзя задавать вопросы, давать советы и так далее?

Ответ. Замечу еще раз, что все разобранные нами типы ответов не стоит применять вместо активного слушания, то есть, когда у ребенка есть эмоциональная проблема. Если он спокоен, либо если вы чувствуете, что эмоциональный контакт у вас уже есть, то можете беседовать более свободно. Один вопрос среди десяти "понимающих" фраз вряд ли испортит дело. Некоторые родители даже находят полезным иногда нарушать строгие правила активного слушания, чтобы их новый стиль беседы с ребенком не выглядел уж столь отличным от старого. Однако важно узнавать "прежние" фразы и не позволять им выскакивать автоматически.

ВОПРОС ВТОРОЙ. А что если ребенок настойчиво требует невозможного и при этом плачет или очень расстроен? Ведь слушание здесь не поможет.

Ответ. Все-таки попробуйте его активно послушать. Ваши первые фразы, в которых он услышит участие, могут несколько смягчить обстановку. Вслед за этим попробуйте помечтать вместе с ним о невозможном.

Бокс 6.2

Слушать по-другому

Хорошо известно, что дети любят фантазировать. Слушая сказки или играя, они буквально погружаются в воображаемый мир и живут в нем не менее полно, чем в реальном. Можно присоединиться к этому миру ребенка, играя в его мечты и фантазии, таким способом помочь в его эмоциональных трудностях.

Вот два примера.

Мама укладывает Сережу спать, мальчик капризничает.

Сережа: Не буду, не хочу спать. (Пауза.) Когда папа приедет? Я устал его ждать! (Папа в длительной командировке и приедет нескоро.)

Мама: Ты очень соскучился.

Сережа: Да, очень. Уже больше не могу...

Мама: Я тоже скучаю. Давай представим, что папа приезжает. Как это будет?

Сережа: (Оживляясь). Он нам звонит с вокзала и говорит" "Я уже здесь, скоро буду у вас!"

Мама: Да, мы очень обрадовались, начинаем наводить порядок...

Сережа: Нет, порядок мы уже навели, и ты испекла пирог.

Мама: Да, конечно. Мы начинаем накрывать на стол, ставить пирог, тарелки и чашки.

Сережа: Я достаю из "гаража" свою новую машинку и еще альбом, где рисовал танки.

Мама: Вот слышим шаги у двери, звонок.

Сережа: Я бегу открывать — папа!! Он смеется, поднимает меня на руки...

Разговор продолжается еще несколько минут, после чего мальчик засыпает с улыбкой на лице.

Другой пример — на тему, многим знакомую.

Лена: Папа, я хочу шоколадку, купи-и-и.

Папа: По-моему, мама тебе уже вчера покупала.

Лена: Одну, и то маленькую. Папа: А ты хочешь много.

Лена: Да, много-много!

Папа: Десять штук, а лучше пятьдесят!

Лена (подхватывая игру): Нет, сто, тысячу!!

Папа: Мы покупаем тысячу шоколадок, нагружаем Павликову коляску и везем домой.

Лена (смеется): Все удивляются: "Откуда у вас столько шоколада?" Приходит много детей, и мы начинаем всех угощать!

Когда дети и родители мечтают вместе, ребенок знает, что взрослый понимает и разделяет его чувства.

 

Ключ к заданию 1. Ключ к заданию 2.
1)[4]Приказ. 2) Доводы, угроза. 3) Увещевание, критика. 4) Вопрос. 5) Совет, критика. 6) Выспрашивание. 7) Увещевание. 8) Совет, подшучивание. 9) Нравоучение, угроза. 1) Нотация. 2) Догадка, предположение. 3) Приказ. 4) Угроза. 5) Выспрашивание. 6) Высмеивание. 7) Чтение морали. 8) Совет. 9) Уговоры. 10) Уход от разговора. 11) Критика. 12) Совет, похвала,

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.106.66 (0.01 с.)