Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок пятый: как слушать ребенка.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Что такое "активное слушание" и когда надо слушать ребенка? Примеры. Дополнительные правила активного слушания. Как узнать, верно ли? (Три результата активного слушания). Еще два замечательных результата. Домашние задания. Вопросы родителей. Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями — показать, научить, направить — ему не поможешь. В таких случаях лучше всего... его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ "помогающего слушания", иначе его называют "активным слушанием". Что же это значит — активно слушать ребенка? Начну с ситуаций. Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее трехлетний малыш в слезах: "Он отнял мою машинку!" Сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель, на вопрос отца отвечает: "Больше я туда не пойду!" Дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает: она не хочет надевать "эту уродскую шапку". Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать, — дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), "слышите" его. Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему мнению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать "по имени" его чувство или переживание. Повторю сказанное немного короче. Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно послушать. Активно слушать ребенка — значит "возвращать" ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Вернемся к нашим примерам, и подберем фразы, в которых родитель называет чувство ребенка: СЫН: Он отнял мою машинку! МАМА: Ты очень огорчен и рассержен на него. СЫН: Больше я туда не пойду! ПАПА: Ты больше не хочешь ходить в школу. ДОЧЬ: Не буду я носить эту уродскую шапку! МАМА: Тебе она очень не нравится.
Сразу замечу: скорее всего такие ответы покажутся вам непривычными и даже неестественными. Гораздо легче и привычнее было бы сказать: — Ну ничего, поиграет и отдаст... — Как это ты не пойдешь в школу?! — Перестань капризничать, вполне приличная шапка! При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с ею переживанием. Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание не важно, оно не принято в расчет. Напротив, ответы по способу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее. Такое буквальное сочувствие родителя производит на ребенка совершенно особое впечатление (замечу, что не меньшее, а порой гораздо большее влияние оно оказывает и на самого родителя, о чем немного ниже). Многие родители, которые впервые попробовали спокойно "озвучить" чувство ребенка, рассказывают о неожиданных, порой чудодейственных результатах. Приведу два реальных случая. Мама входит в комнату дочки и видит беспорядок. МАМА: Нина, ты все еще не убралась в своей комнате! ДОЧЬ: Ну, мам, потом! МАМА: Ты очень не хочешь сейчас наводить чистоту... ДОЧЬ (неожиданно бросается на шею матери): Мамочка, какая ты у меня замечательная! Другой случай рассказал папа семилетнего мальчика. Они с сыном торопились на автобус. Автобус был последний, и на него никак нельзя было опоздать. По дороге мальчик попросил купить шоколадку, но папа отказал. Тогда обиженный сын стал саботировать папину спешку: отставать, смотреть по сторонам, останавливаться для каких-то "неотложных" дел. Перед папой встал выбор: опаздывать нельзя, а тащить сына насильно за руку ему тоже не хотелось. И тут он вспомнил наш совет. "Денис, — обратился он к сыну, — ты расстроился из-за того, что я не купил тебе шоколадку, расстроился и обиделся на меня". В результате произошло то, чего папа совсем не ожидал: мальчик миролюбиво вложил свою руку в папину, и они быстро зашагали к автобусу. Не всегда, конечно, конфликт разрешается так быстро. Иногда ребенок, чувствуя готовность отца или матери его слушать и понимать, охотно продолжает рассказывать о случившемся. Взрослому остается только активно его слушать. Приведу пример более длительного разговора, в котором мама несколько раз "озвучила" то, что она услышала и увидела, беседуя с плачущим ребенком. Мама занята деловым разговором. В соседней комнате играют ее пятилетняя дочка и десятилетний сын. Вдруг раздается громкий плач. Плач приближается к маминой двери, и со стороны коридора дергается ручка. Мама открывает дверь, перед ней стоит, уткнувшись в косяк, плачущая дочь, а сзади — растерянный сын. ДОЧЬ: У-у-у-у! МАМА: Миша тебя обидел... (Пауза.) ДОЧЬ (продолжает плакать): Он меня урони-и-ил! МАМА: Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась... (Пауза.) ДОЧЬ (переставая плакать, но все еще обиженным тоном): Нет, он меня не поймал. МАМА: Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал, и ты упала... (Пауза.) (Миша, который с виноватым видом стоит сзади, утвердительно кивает головой). ДОЧЬ: (уже спокойно) Да... Я к тебе хочу. (Забирается к маме на колени.) МАМА: (через некоторое время) Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу все еще обижена и не хочешь с ним играть... ДОЧЬ: Нет. Он там свои пластинки слушает, а мне неинтересно. МИША: Ладно, пойдем, я тебе твою пластинку поставлю... Этот диалог дает нам возможность обратить внимание на некоторые важные особенности и дополнительные правила беседы по способу активного слушания. Во-первых, если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени; можно слегка притянуть ребенка к себе, подойти или придвинуть свой стул к нему поближе. Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой, смотря телевизор, читая газету, сидя, откинувшись на спинку кресла, или лежа на диване. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза — первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать. Будьте очень внимательны к таким знакам, которые хорошо "читает" ребенок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчета в том. Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Например: СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей! РОДИТЕЛЬ: Ты на него обиделся. Возможные неправильные ответы: - Что случилось? - Ты что, на него обиделся? Почему первая реплика родителя более удачна? Потому что она сразу показывает, что родитель настроен на "эмоциональную волну" сына, что он слышит и принимает его огорчение; во втором же случае ребенок может подумать, что родитель как внешний участник интересуется только "фактами", выспрашивает о них. На самом деле, это возможно совсем не так, и отец, задавая вопрос, переживает вместе с сыном, но дело в том, что фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия. Казалось бы, разница между утвердительным и вопросительным предложениями очень незначительна, иногда это всего лишь тонкая интонация, а реакция на них бывает очень разная. Часто на вопрос: "Что случилось?" — огорченный ребенок отвечает: "Ничего!", а если вы скажете: "Что-то случилось...", — то ребенку действительно легче бывает начать рассказывать о произошедшем. В-третьих, очень важно в беседе "держать паузу". После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку; не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка — может быть, он что-то добавит. Узнать о том, что ребенок еще не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, "внутрь" или вдаль, то продолжайте молчать: в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа, В-четвертых, в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство. Так, ответ отца в предыдущем примере мог бы состоять из двух фраз: СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей.' ОТЕЦ: Не хочешь с ним больше дружить. (Повторение услышанного). СЫН: Да, не хочу... ОТЕЦ (после паузы): Ты на него обиделся... (Обозначение чувства). Иногда у родителей возникает опасение, что ребенок воспримет повторение его слов как передразнивание. Этого можно избежать, если использовать другие слова с тем же смыслом. В нашем примере слово "водиться" отец заменил на "дружить". Практика показывает, что если вы даже и произносите те же фразы, но при этом точно угадываете переживание ребенка, он, как правило, не замечает ничего необычного, и беседа успешно продолжается. Конечно, может произойти, что в ответе вы не совсем точно угадали случившееся событие или чувство ребенка. Не смущайтесь, в следующей фразе он вас поправит. Будьте внимательны к его поправке и покажите, что вы ее приняли. Так, в примере с двумя детьми мама только на третий раз угадала, что произошло с девочкой и ее братом ("Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал..."). И после этого дочка сразу успокоилась. Хочу снова отметить, что беседа по способу активного слушания очень непривычна для нашей культуры, и ею овладеть непросто. Однако данный способ быстро завоюет ваши симпатии, как только вы увидите результаты, которые он дает. Их по крайней мере три. Они также могут служить признаками того, что вам удается правильно слушать ребенка. Перечислю их. 1. Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается удивительная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе становиться вдвое меньше. 2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений ребенка. ...Мама укладывает четырехлетнюю Машу спать, и девочка просит посидеть с ней. ДОЧЬ: Мамочка, ну, еще капельку, ну, чуть-чуть! МАМА: Машенька, уже поздно, все ребята спят. ДОЧЬ: Целый день одна и одна, не хочу больше! МАМА: Ты же целый день с ребятами в саду играешь... (Вспоминает активное слушание.) Ты чувствуешь себя одинокой... ДОЧЬ: Да, ребят много, а маму в сад не пускают. МАМА: Ты скучаешь без меня. ДОЧЬ: Скучаю, а Саша Петров дерется. МАМА: Ты на него сердита. ДОЧЬ: Он маю игру поломал! МАМА: И ты расстроилась... ДОЧЬ: Нет, я его толкнула, чтобы, не ломал, а он меня - кубиком по спине. МАМА: Было больно... (Пауза.) ДОЧЬ: Больно, а тебя нет! МАМА: Ты хотела, чтобы мама тебя пожалела, ДОЧЬ: Я хотела с тобой пойти... МАМА: Пойти... (Пауза.) ДОЧЬ: Ты же обещала нас с Игорьком в зоопарк сводить, я все жду-жду, а ты не ведешь! Как часто мы оставляем детей наедине с грузом разных переживаний своими решительными "Поздно!", "Пора спать", тогда как несколько минут слушания могли бы по-настоящему успокоить ребенка перед сном. Многие родители рассказывают, что активное слушание помогло им впервые установить контакт со своими детьми. Вот пример из книги Т. Гордона: Отец пятнадцатилетней девочки, вернувшись с родительских курсов, где он познакомился со способом активного слушания, нашел дочь в кухне, болтающей со своим одноклассником. Подростки в нелестных тонах обсуждали школу. "Я сел на стул, — рассказывал потом отец, — и решил их активнослушать, чего бы мне это ни стоило. В результате ребята проговорили, не закрывая рта, два с половиной часа, и за это время я узнал о жизни дочери больше, чем за несколько предыдущих лет!"
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.196 (0.009 с.) |