Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Привожу почти дословно рассказ молодой женщины — слушательницы наших курсов: "Моей сестре Лене четырнадцать лет. Иногда она приезжает ко мне в гости. Перед очередным ее приездом мама позвонила и рассказала, что Лена связалась с плохой компанией. Мальчики и девочки в этой компании курят, пьют, выманивают друг у друга деньги. Мама очень обеспокоена и просит меня как-то повлиять на сестру. В разговоре с Леной заходит речь о ее друзьях. Чувствую, что ее настроение портится — Лена, я вижу, тебе не очень приятно говорить о твоих друзьях. — Да, не очень. — Но ведь у тебя есть настоящий друг. — Конечно, есть Галка. А остальные... даже не знаю. — Ты чувствуешь, что остальные могут тебя подвести. — Да, пожалуй... — Ты не знаешь, как их воспринимать... —Да... — А они к тебе очень хорошо относятся. Лена бурно реагирует. — Ну, нет, я бы не сказала! Если бы они ко мне хорошо относились, то не заставляли бы занимать у соседей деньги на вино, а потом просить их у мамы, чтобы отдать. —Да-а... Ты считаешь, что нормальные люди так не поступают. — Конечно, не поступают! Вон Галка не дружит с ними и учится хорошо. А мне даже уроки некогда делать. — Ты стала хуже учиться... — Учительница даже домой звонила, жаловалась маме. — Мама, конечно, сильно расстроилась. Тебе ее жаль... — Я очень люблю маму и не хочу, чтобы она расстраивалась, но ничего не могу с собой поделать. Характер какой-то у меня стал ужасный. Чуть что — начинаю грубить. — Ты понимаешь, что грубить плохо, но что-то внутри тебя толкает сказать грубость, обидеть человека... — Я не хочу никого обижать. Наоборот, мне все время кажется, что меня хотят обидеть. Все время чему-то учат... — Тебе кажется, что тебя обижают и учат... — Ну, да. Потом я понимаю, что они хотят как лучше и в чем-то правы. — Ты понимаешь, что они правы, но не хочешь это показывать. — Да, а то будут думать, что я их во всем и всегда буду слушаться. — Ребята из компании тоже не хотят слушаться своих родителей... — Они даже их обманывают. —Даже обманывают... Если обманывают родителей, то что им стоит обмануть друзей... — Вот-вот! Я теперь поняла. Они же с деньгами меня обманули: отдавать и не собираются. В общем, они мне надоели, и я им в глаза скажу, что они за люди. Лена поехала домой. Через несколько дней звонит мама: — Оля, Лена передо мной извинилась. Сказала, что все поняла. И вообще стала другим человеком — ласковая, добрая, с компанией не ходит, чаще сидит дома, делает уроки, читает. А самое главное — сама очень довольна. Спасибо тебе! Вы познакомились с тремя положительными результатами, которые можно получить (любой из них или сразу все) при удачном активном слушании ребенка уже в ходе беседы. Однако постепенно родители начинают обнаруживать еще по крайней мере два замечательных изменения, более общего характера. Первое: родители сообщают, как о чуде, что дети сами довольно быстро начинают активно слушать их. Рассказывает мама четырехлетней Нади: "На днях садимся обедать, я ставлю перед Надей тарелку с едой, но она отворачивается, отказывается есть. Опускаю глаза и думаю, как правильно сказать. Но тут слышу слова дочки: НАДЯ: Мамуленька, ты расплачешься сейчас... МАМА: Да, Надя, я огорчена, что ты не хочешь обедать. НАДЯ: Я понимаю, тебе обидно. Ты готовила, а я не ем твой обед... МАМА: Да, мне очень хотелось, чтобы тебе понравился обед. Я очень старалась. НАДЯ: Ладно, мамочка, я съем все-все до последней капельки. И действительно — все съела! Второе изменение касается самих родителей. Очень часто в начале занятий по активному слушанию они рассказывают о вот каком неприятном переживании. "Вы говорите, — обращаются они к психологу, — что активное слушание помогает понять и почувствовать проблему ребенка, поговорить с ним по душам. В то же время вы учите нас способу или методу, как это делать. Учите строить фразы, подыскивать слова, соблюдать правила... Какой же это разговор "по душам"? Получается сплошная "техника", к тому же неудобная, неестественная. Слова не приходят в голову, фразы выходят корявые, вымученные. И вообще — нечестно: мы хотим, чтобы ребенок поделился с нами сокровенным, а сами "применяем" к нему какие-то способы. Такие или приблизительно такие возражения я слышу часто на первых двух-трех занятиях. Но постепенно отношение родителей начинает меняться. Обычно это происходит после первых удачных попыток вести беседу с ребенком по-другому. Успех окрыляет родителей, они начинают иначе воспринимать "технику" и одновременно замечают в себе что-то новое. Они ощущают, что становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребенка, легче принимают его "отрицательные" чувства. Родители говорят, что со временем они начинают находить в себе больше терпения, меньше раздражаться на ребенка, лучше видеть, как и отчего ему бывает плохо. Следовательно, "техника" активного слушания является средством преображения родителей. Мы думаем, что "применяем" ее к детям, а она меняет нас самих. В этом — ее чудесное скрытое свойство. Что же касается беспокойства родителей относительно искусственности, "приемов" и "техники", то преодолеть его помогает одно сравнение, которое я часто привожу на занятиях. Хорошо известно, что начинающие балерины проводят часы в упражнениях, далеко не естественных с точки зрения наших обычных представлений. Например, они разучивают позиции, при которых ступни ставят под различными углами, в том числе, под углом в 180 градусов. При таком "вывернутом" положении ног балерины должны свободно держать равновесие, приседать, следить за движениями рук... и все это нужно для того, чтобы потом они танцевали легко и свободно, не думая уже ни о какой технике. Так же и с навыками общения. Они вначале трудны, и порой необычны, но когда вы ими овладеваете, "техника" исчезает и переходит в искусство общения.
ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ Задание 1. Перед вами таблица, в которой вам нужно заполнить графу "чувства ребенка". В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае. Пока не думайте о вашем ответе
Задание 2. По сути, это продолжение первого задания. Запишите в третьей колонке ваш ответ на слова ребенка. Обозначьте в этой фразе чувство, которое (по вашему предположению) он испытывает, и ничего больше (смотри образец). Примечание. Правильные ответы к этому заданию вы найдете в конце урока. Задание 3. Начните то же делать в вашем повседневном общении с ребенком; замечайте моменты его различных переживаний, когда он обижен, расстроен, боится, не хочет, устал, рассержен, радостен, нетерпелив, увлечен... и называйте их в вашем обращении к нему. Не забывайте о повествовательной (не вопросительной) форме вашей реплики и о паузе после ваших слов.
ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ. ВОПРОС ПЕРВЫЙ. Всегда ли нужно активно слушать ребенка? Вот, например, вчера сын пришел домой в порванных брюках. Ему хоть бы что, а я в отчаянии: где теперь их достанешь! Неужели и здесь его надо было активно слушать? Ответ: Нет, не надо. Когда ребенку "хоть бы что", а вы переживаете, то ситуация как раз противоположна той, которую мы имели в виду до сих пор. Как в этом случае реагировать, мы обсудим через урок. Другой случай, когда не надо активно слушать — это вопрос типа: "Мам, который час?" Было бы нелепо ответить: "Ты хочешь узнать, который час..." ВОПРОС ВТОРОЙ. Обязательно ли, слушая ребенка, откликаться развернутыми фразами? Ответ: Совсем не обязательно. Одна мама пишет: "Моя дочка, придя из школы, рассказывает, не закрывая рта, обо всем, что случилось. Мне остается только кивать головой и поддакивать". Эта мама ведет себя естественно, и совершенно правильно. Когда ребенок, переполненный впечатлениями, говорит "не закрывая рта", все, что ему нужно, — ваше присутствие и внимание. Психологи назвали этот способ "пассивным слушанием" — пассивным, конечно, только внешне. Здесь употребляются короткие фразы и слова, междометия, просто мимические знаки, говорящие о том, что вы слушаете и отзываетесь на детские чувства: "Да-да...", "Ага!", "Неужели?", "Расскажи еще...", "Интересно", "Ты так и сказал!", "Вот-вот...", "И что же?", "Замечательно!", "Ну надо же!.." и т.п. Короткие слова уместны и при рассказе об отрицательных переживаниях. В опере "Снегурочка" есть сцена - дуэт: к старому царю берендеев приходит девушка. Она жалуется на то, что возлюбленный покинул ее, полюбив Снегурочку. Льется грустная речь девушки, а мудрый старик мягко отвечает: "Сказывай, сказывай...", "Сказывай, деточка...", "Сказывай, милая...", "Сказывай, слушаю". Не правда ли, завораживающий пример искусства слушать, пришедший к нам из глубин народной культуры! А мудрые бабушки, по которым теперь все тоскуют, — не так ли они слушали? ВОПРОС ТРЕТИЙ. "А как слушать ребенка, если некогда? Как прервать его?" Ответ. Если некогда, лучше не начинайте. Нужно, чтобы у вас был некоторый запас времени. От начатых и прерванных попыток слушать ребенка тот может получить только разочарование. Хуже всего, если хорошо начавшийся разговор резко обрывается родителем: — Вася, пора домой. — Пап, пожалуйста, еще немножко! — Тебе хочется еще немножко поиграть... (Активно слушает). — Да, у нас так интересно! — Сколько же еще? — Ну, хоть полчасика, — Нет, это слишком много. Сейчас же домой! При повторении подобных случаев у ребенка может лишь возрасти недоверие к отцу, и попытки активного слушания он начнет оценивать как способ войти к нему в доверие, чтобы потом больнее ударить. Особенно опасны такие ошибки, если у вас до сих пор не было хорошего контакта с ребенком, и вы делаете только первые шаги. ВОПРОС ЧЕТВЕРТЫЙ. А что, если активное слушание не помогает? Например, на днях я говорю дочке: "Пора садиться за уроки". А она отвечает: "Нет, еще есть время, сейчас не хочу". Я ей: "Тебе сейчас не хочется..." Она: "Да, не хочется", — так и не села! Ответ. Этот вопрос помогает разъяснить одно чистое ошибочное мнение родителей, будто активное слушание — это способ добиться от ребенка того, что вы от него хотите. Совсем нет, активное слушание — это путь установления лучшего контакта с ребенком, способ показать, что вы безусловно его принимаете со всеми его отказами, бедами, переживаниями. Для появления такого контакта может понадобиться некоторое время, в течение которого ребенок убедится, что вы стали более внимательно воспринимать его проблемы. Если же, напротив, он заподозрит, что вы рассчитываете каким-то новым способом воздействовать на него "в свою пользу", то сопротивление вашим попыткам только возрастет. Ответы на задания 1 и 2 урока 5 – возможные ответы родителей. 1. Ты очень расстроилась и было обидно. 2. Тебе больно, ты рассердилась на доктора. 3. Ты хочешь, чтобы я тебя тоже защищала. 4. Было очень неловко и обидно. 5. Ты испугалась, и чашечку очень жалко. 6. Здорово! Я вижу, ты очень рад. 7. Очень досадно…
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.247 (0.011 с.) |