Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отряд Поденки — EphemeropteraСодержание книги Поиск на нашем сайте
Местообитание и добывание. Взрослые поденки являются воздушными насекомыми. Обычно они живут всего одни сутки (некоторые виды — несколько суток) и, отложив свои яйца в воду, погибают. Из яиц выходят личинки, которые ведут водный образ жизни и живут долго (некоторые виды — несколько лет). Они много раз линяют; после каждой линьки рост их увеличивается. Закончив свое развитие, личинки всплывают на поверхность воды. Здесь оболочка личинки лопается, и из нее выходит так называемая подвзрослая форма (субимаго), покрытая тоненькой оболочкой. У одних видов через несколько часов, у других — через несколько минут оболочка подвзрослой формы лопается и из нее вылетает уже взрослая поденка (имаго). Обычно вылет поденок носит массовый характер и происходит в теплые, безветренные вечера, когда тучи этих насекомых появляются над поверхностью воды. Сбросив яйца в воду, поденки погибают. В период своей короткой жизни они не питаются и их ротовые части недоразвиты (редуцированы). Взрослую поденку можно узнать по таким признакам. Небольшое тело имеет удлиненную форму и большие глаза; грудь голая без волосков и щетинок, ноги длинные. Крылья прозрачные, перепончатые, с богатым жилкованием, никогда не укладываются на брюшко; обычно их две пары, причем передние крупнее и обладают треугольной формой; у некоторых видов задние крылья редуцированы, тогда передние — овальные. Брюшко длинное, тонкое, из десяти сегментов, последний из которых несет две или три пары очень длинных тонких хвостовых нитей. У подвзрослой формы нити короче и покрыты более длинными волосками. Поденки и их личинки служат хорошим кормом рыбам. Личинки поденок живут в разных условиях. Некоторые из них зарываются в грунт. Другие обитают в тихих и спокойных заросших водоемах, причем одни ползают по дну или растениям, другие ведут плавающий образ жизни. Встречаются личинки и в проточных с быстрым течением водоемах, живя там под камнями и корягами. В связи с этим личинки имеют разный внешний вид и особые приспособления к местам своего обитания. Ловят взрослых поденок воздушным сачком. Чтобы поймать личинок в спокойном водоеме, нужно покосить подводные растения сачком, провести им несколько раз по дну, вынуть растения и осмотреть их. В быстро текущих водоемах следует вынимать и осматривать лежащие на дне камни и другие предметы, на нижней стороне которых сидят личинки. Программа наблюдений в природе 1. Если вам удастся наблюдать вылет поденок, то поймайте их. Убедитесь по приведенному выше описанию и рисунку 30, что пойманное насекомое действительно поденка. Рассмотрите ее и возьмите для коллекции. Постарайтесь поймать подвзрослую форму. Часто, оторвавшись от воды, она усаживается на близлежащий предмет или даже на наблюдателя. Тогда можно видеть, как, разорвав тонкую оболочку, вылетает взрослая поденка. Понаблюдайте за этим явлением и возьмите сброшенную оболочку для коллекции. 2. Придя на водоем, прежде всего убедитесь, есть ли в нем личинки поденок (используйте таблицу???). При наличии личинок постарайтесь понаблюдать за их поведением, за передвижением. Дотроньтесь до личинки палочкой, — как она на это будет реагировать. Установите, в каких условиях живут личинки, в каком количестве встречаются (поодиночке, по нескольку штук, много и т. д.). Записав наблюдения, изловите личинок разной величины (разного возраста) для дальнейшей работы с ними в лаборатории. Отметьте, с какого фона взяты личинки, и какого они цвета. Программа наблюдений в лаборатории. 3. Отсаживайте принесенных личинок по одной в белое блюдце и рассматривайте их внешнее строение (если нужно, то пользуйтесь лупой). · Опишите форму тела, хвостовые нити (количество, длина по сравнению с телом), форму головы, положение глаз (по бокам или на верхней стороне), крылья (есть или нет, или есть только зачатки, сколько, как располагаются по телу), ножки (количество, число члеников, величина и форма их, покрыты ли волосками, чем оканчивается последний членик). · Дышат личинки жабрами, которые являются выростами тела. Определите, где и как они расположены (плотно прижимаются к телу, отходят вбок), сколько ветвей и какой формы содержит каждая жабра, как они функционируют. 4. Выпустите личинку в воду, посмотрите и опишите: · как она плавает, какие части тела принимают при этом участие; · как она реагирует на прикосновение. 5. Закончив изучение отдельных личинок, взятых из разных водоемов, сравните их и отметьте: · чем отличаются личинки, живущие в тихой воде среди зарослей, от личинок, живущих на быстром течении, и от ползающих личинок; Рис. 12. Поденки: 1 — обыкновенная поденка (Ephemera vulgata); 2 — самец двукрылой поденки (С1оeоn dipterum); личинки роющие: 3 — Palingenla longicauda; 4 — Polymitarcis virgo; 5 — Ephemera vulgata; личинка из быстротекущих вод: 6 — Oligoneuriella rhenana; 7 — Ecdyonurus forcipula; 8 — Torleya belgica; личинки ползающие: 9 — Choroterpes piceteti; 10 — Paraleptophlebia submarginata; личинки плавающие: 11 — Baetis bioculatus; 12 — Cloeon dipterum; 13 — Siphlonurus aestivalis; 14 — Caenis macrura. · как приспособлены личинки к условиям, в которых они обитают (обращайте внимание на форму тела, на конечности, на характер хвостовых нитей и их опушение, на строение и форму жабр, на форму головы). Приготовление коллекций. 6. В отдельной коробке смонтируйте взрослую и подвзрослую формы поденок. Сюда же поместите и пробирки с фиксированными личинками разного возраста, которые взяты из разных водоемов. Отряд Веснянки — Plecoptera Местообитание и добывание. Веснянки ведут воздушный образ жизни, но держатся вблизи водоемов; летают очень плохо и неохотно. Большую часть времени насекомые сидят на прибрежных камнях, на коре деревьев и т. д. Появляются веснянки ранней весной (отсюда и их название) и живут несколько недель. После спаривания они откладывают яйца, низко летя над поверхностью воды, в которую опускают конец своего брюшка. Выделяемые яйца смываются водой и опускаются на дно, где из них в скором времени и выходят личинки. Взрослую веснянку (рис.???) можно узнать по следующим признакам. Тело мягкое, удлиненное, от 5 до 10 мм у мелких видов, до 25 мм у крупных. Крыльев две пары; они перепончатые прозрачные, блестящие, буроватые или зеленоватые; первая пара покрывает вторую, летательную, пару, которая в спокойном состоянии складывается, как веер. Ножки тонкие, лапки трехчленистые. На голове щетинковидные, длинные усики. Щупики нитевидные, короткие. На конце брюшка у большинства видов две членистые нити (у некоторых они редуцированы). Поймать взрослую веснянку нетрудно сачком, так как она только перепархивает с места на место или сидит неподвижно. Личинки этих насекомых живут главным образом в текущих водах (реках, ручьях) с каменистым грунтом. Они ползают по дну или сидят под камнями, легко удерживаясь коготками. Тело их приспособлено именно к такому образу жизни. Здесь личинок нетрудно поймать, проводя сачком по дну и захватывая камешки. Следует осмотреть и более крупные камни, вынув их из воды. Питаются личинки мелкими водными организмами. В течение своей жизни, которая у многих видов продолжается несколько лет, личинки многократно линяют и растут. В конце развития личинка выбирается из воды; на берегу из ее лопнувшей шкурки выходит имаго. Убедившись в присутствии личинок понаблюдайте за их поведением, а затем поймайте несколько личинок и возьмите в лабораторию для более детального изучения. Если будете работать в период вылета взрослых веснянок, то поймайте их для коллекции. Рис. 13. Веснянки. 1 — взрослые; 2–4 — личинки. Программа наблюдений в лаборатории. 2. Возьмите несколько личинок, пустите их в белое блюдце с водой. Рассматривая (если понадобится, то с помощью лупы) тот или другой орган личинки, сравнивайте его с соответствующим органом личинок поденок. Установите, в чем личинки веснянок отличаются от личинок поденок. · Присмотритесь к длине тела личинок и к его форме, сопоставьте ее с условиями жизни. Обратите внимание на хвостовые нити, на их количество и расположение (сравните с поденкой), голые они или покрыты волосками. Есть ли крылья, в каком они состоянии, как расположены у разных личинок по отношению к 1 главной оси тела (параллельно, под углом)? Есть ли усики, какова их длина (сравните с поденкой)? Сколько коготков на лапках (сравните с лапками поденок), какую роль они играют? · Рассмотрите по бокам тела жабры (сравните с поденкой). Большинство личинок имеет наружные жабры, но у разных видов они расположены в разных местах и имеют неодинаковое строение. У одних видов — это пучок разветвленных нитей по бокам сегментов груди; у других — пучки или пальцевидные выступы с брюшной стороны переднегруди; у третьих и четвертых — мешковидные выросты на основном членике ног или на конце брюшка. Пользуясь лупой, определите, какие жабры у рассматриваемой личинки и где они расположены. Опишите и зарисуйте их. Приготовление коллекции. 3. Коллекцию веснянок сделайте по образцу коллекции поденок и поместите в ту же коробку. Отряд Клопы — Hemiptera Местообитание и добывание. Водомерки живут на поверхности воды, и их можно поймать сачком, подхватив снизу. Водяной скорпион, гладыш, гребляк и плавт живут в воде. Чтобы их поймать, надо покосить сачком подводные растения или вытащить их из воды и внимательно осмотреть. Программа наблюдений в природе. 1. Наловите в пруду водяных клопов, определите их по таблице??? затем по таблице??? Таблица 5. Определение взрослых водяных клопов 1/12. Усики очень короткие, короче головы, и сверху никогда не видны, так как скрыты в особом углублении нижней поверхности головы. Живут в воде 2/5. На конце тела длинная дыхательная трубка. Перепонка надкрылий с сетью жилок. Задние ноги ходильные, передние — хватательные. 3/4. Тело плоское, листовидное. Голова глубоко врезана в передний край переднеспинки и значительно уже последней. Водяной скорпион (Семейство Nepidae, Nepa cinerea) (стр.???) 4/3. Тело длинное, узкое, цилиндрическое. Ноги и дыхательная трубка очень длинные. Голова не глазами шире переднего края переднеспинки.................................................................................................................... Ранатра (Ranatra linearis) 5/2. На конце тела дыхательной трубки нет. 6/7. Хоботок не расчленен или двучленистый, скрыт под верхней губой. Лапки передних ног одночлениковые и расширены в лопаточку. Щиток не виден. Переднеспинка и надкрылья мелко пунктированы, без бороздок Гребляки (Семейство Corixidae) (стр.???) 7/6. Хоботок трех–четырехчленистый, открытый. Щиток виден. Лапки передних ног двух–трехчленистые 8/9. Тело цилиндрическое, сильно выпуклое сверху, надкрылья лежат крышеобразно, имеют матовый рисунок и одеты пушком. Задние ноги длинные, плавательные. Плавает брюшком вверх.......................... Гладыши (семейство Notonectidae) (стр.???) 9/8. Тело широкоовальное или яйцевидное, уплощено сверху вниз. 10/11. Тело овальное, хоботок короткий, доходит до основания первой пары ног. Передние ноги хватательные, задние плавательные с длинными — волосками...... Плавты (семейство Naucoridae) (стр.???) 11/10. Тело яйцевидное, хоботок длинный, доходит до основания среднегруди. Передняя пара ног не хватательная, на задних ногах нет плавательных волосков............................................................... Афелохирус 12/1. Усики длиннее головы. Тело снизу покрыто серебристым и бархатным пушком. Живут на поверхности воды. 13/14. Голова очень длинная, во много раз длиннее своей ширины. Глаза сидят почти на середине ее длины. Тело палочковидное. Хоботок трехчленистый Передние ноги несколько короче остальных..... Водомерки палочковидные (сем. Hydrometridae) 14/13. Голова немного длиннее своей ширины. Глаза сидят у основания головы и касаются переднегруди. Хоботок четырехчленистый. Передние ноги гораздо короче остальных. Задние бедра длинные, заходят за конец брюшка Водомерки (сем. Gerridae) 2. Из пойманных клопов отберите по два представителя каждого вида, умертвите их в морилке и при помощи лупы рассмотрите. Тело клопов разделено на голову, грудь и брюшко. На конце или боках последнего членика лапки имеются коготки. Книзу от головы отходит хоботок (сосущие ротовые части); обращен он назад и иногда прикрыт пластинкой, из-под которой выступает только его кончик. Крыльев две пары: передние — у основания жесткие, а на концах — перепончатые. Личинки отличаются от взрослой отсутствием или меньшим развитием крыльев. У одних видов усики выдаются далеко вперед и много длиннее головы; ножки не окаймлены волосками, имеют приблизительно одинаковое строение и являются ходильными. Живут эти клопы на поверхности воды и относятся к группе явноусых. У других водяных клопов усики сверху незаметны, они прилегают к голове с брюшной стороны; передние ножки приспособлены для хватания, а задние — для плавания. Это скрытоусые клопы. 3. Разыщите на поверхности воды водомерок (рис.???). а) Понаблюдайте за водомерками некоторое время. Это — наземные клопы, но приспособившиеся к скольжению по воде. Проводя дальнейшие наблюдения, уясните, какие же особенности строения связаны с их способностью скользить по поверхности воды не проваливаясь. б) Присмотритесь к тени, которая отбрасывается телом водомерки на дно в мелком месте. Почему вокруг тела и концов ножек образуются расплывающиеся теневые пятна? Обратите внимание на широко расставленные ноги водомерки (поверхность их покрыта жировым веществом). Рассмотрите волоски на брюшной стороне тела, покрытые воскообразным налетом. Способность водомерки удерживаться на поверхности воды легко объяснить, если вспомнить опыт с иголкой, которую смазывают жиром и кладут на поверхность воды. 4. Выпустите водомерку на поверхность суши, проследите, как она будет передвигаться. 5. Обратите внимание, как водомерки преодолевают препятствия, встретившиеся на их пути (растения на поверхности воды); как они в этом случае передвигаются, какие ножки играют главную роль (передние, средние, задние). 6. Возьмите крупную водомерку в руки и рассмотрите ее ротовые органы через лупу, отогнув их пинцетом из-под груди; какого они типа? Зарисуйте и опишите их. Рассмотрите через лупу глаза. Какой они формы и величины? Увидев добычу, водомерка ловко набрасывается на нее. 7. Посмотрите, как водомерка съедает пойманную жертву (грызет или высасывает?). Несколько живых водомерок доставьте в лабораторию. 8. Отберите из пойманных клопов водяного скорпиона и рассмотрите. Тело его овальное, широкое, сильно сплюснутое, грязно-желтого цвета. Что оно напоминает по внешнему виду? Какое это имеет значение? На заднем конце найдите длинную трубку; какова ее функция? Передние ножки саблевидно изогнуты и похожи на большие челюсти, рассмотрите их: на бедре имеется продольный желобок, в который заходит голень, складываясь, как перочинный ножик. 9. Выпустите скорпиона на неглубоком месте среди подводных зарослей так, чтобы можно было наблюдать за насекомым некоторое время. Опишите, как скорпион плавает, как ведет себя, когда опускается на дно или на растения, как схватывает свою добычу. Среди пойманных скорпионов попадутся мелкие экземпляры (это личинки) и крупные (взрослые формы). Внимательно присмотритесь и к тем и к другим; отметьте, в чем разница между ними. Возьмите с собой в лабораторию несколько взрослых скорпионов и личинок для наблюдений. 10. Рассмотрите особенности внешнего строения гладыша, гребляка и плавта (рис.???). Рис. 14. 1 — водяной скорпион (Nepa cinerea); 2 — плавт обыкновенный (Ilyocoris cimicoides); 3 — плавт летний (Aphelocheirus aestivalis); 4 — гладыш обыкновенный (Notonecta glauca); 5 — гладыш-крошка (Plea leachi); 6 — велия (Velia caprai); 7 — водяной палочник (Ranatra linearis); 8 — водомерка палочковидная (Hydrometra gracilenta); 9 — водомерка (Gerris sp.). Гладыш — один из крупных водяных клопов, сильный и ловкий хищник, с вытянутым в длину телом, похожим на лодочку. Спинная сторона насекомого выпуклая, окрашена в зеленоватые тона, отливает серебром и не смачивается водой. По бокам головы расположены темно-красные глаза. Задние ножки длинные, покрыты густой щеткой волосков, коготки отсутствуют. Под передними кожистыми крыльями имеются хорошо развитые, голубоватого цвета, нежные задние крылья; гладыш — хороший летун. Ротовой аппарат в виде хоботка, состоящего из 3–4 члеников; клоп больно кусается, брать его следует пинцетом. Гребляк — похож на гладыша, но меньше его, хоботок у него нерасчлененный, скрытый. Плавт — крупный водяной клоп темного цвета с плоским овальным телом длиной до 1,5 см. Усики скрыты под краем головы. Хоботок короткий. Передние конечности хватательные, лапка состоит из одного членика и заострена; вместе с голенью она образует саблевидный отросток, который укладывается, как перочинный ножик, в желобок коротких, расширенных бедер. Гладыш, гребляк и плавт хорошо плавают. Опишите форму тела этих клопов и укажите, какие особенности ее позволяют им легко передвигаться в воде и хорошо нырять. Присмотритесь, в одинаковом ли положении находится тело этих клопов при плавании. Обратите внимание, какими ножками они действуют, передвигаясь в воде. Рассмотрите ножки через лупу и установите, при помощи каких приспособлений клопы так хорошо и быстро движутся в толще воды. Клопы дышат атмосферным воздухом, для чего поднимаются на поверхность. Набирают запас воздуха они по-разному. Присмотритесь и опишете, как это делает гладыш, гребляк и плавт. Возьмите с собой в лабораторию по 2–3 экземпляра этих клопов. Программа наблюдений в лаборатории 11. Выпустите принесенных вами клопов, кроме гладышей, в просторный аквариум; засаженный подводными растениями. Гладышей же рассадите по разным банкам, так как это большие хищники, которые могут сразу же напасть или на других клопов, или друг на друга. 12. Определите, сколько времени разные виды клопов держатся под водой, не набирая свежего запаса воздуха, как они поднимаются за ним на поверхность, какой конец тела выставляют при этом над водой; у каких видов имеется специальное приспособление для набора воздуха. · Одинаково ли ведут себя разные виды клопов под водой, какие из них чаще плавают и какие больше сидят или ползают по подводным растениям? Какое положение занимает тело клопов при плавании, какими ножками они работают, передвигаясь в воде, в чем выражена приспособленность их ножек к плаванию? 13. Посадите клопов в отдельную банку с небольшим количеством растений. Пустите туда каких-либо мелких насекомых, а еще лучше их личинок. Как разные виды клопов нападают на свою добычу, какими лапками захватывают ее и как съедают? 14. Умертвите клопов и детально рассмотрите их передние лапки и ротовые части. Последние сосуще-колющие (хоботок); ими клоп легко прокалывает покровы насекомого и высасывает его внутренности. Лапки особенно интересны у плавта (хватательные). У какого обитателя водоема вы встречали подобные лапки? Рассмотрите крылья и надкрылья клопов и опишите их. Составление коллекции 15. Засушите по три представителя каждого вида клопов и поместите их в энтомологическую коробку: один экземпляр спинной стороной кверху, другой — брюшной, у третьего расправьте крылья с одной стороны. Отряд Жуки — Coleoptera Местообитание и добывание. Водяные жуки живут среди зарослей подводных растений, но время от времени поднимаются на поверхность воды, чтобы набрать воздух; некоторые виды встречаются и на поверхности водоема. Программа наблюдений в природе. 1. Придя на водоем, проследите за теми жуками, которые будут подниматься на поверхность воды, и поймайте их, быстро подведя под них сачок снизу. Покосите сачком подводные растения; вытащите целые растения из воды и выберите находящихся на них водных обитателей. Пользуясь таблицами??? и???, а также рисунком???, отберите жуков и их личинок; умертвите их в морилке, а затем определите по таблице???. Умерщвленных насекомых сохраните для коллекции.
1. Каждый глаз разделен вдоль на два участка. Первая пара ног тонкая, вдвое длиннее второй и третьей пар, которые сильно расширены и уплощены. Быстро вертятся на поверхности воды сем. Вертячки (Gyrinidae) 0. Глаза цельные. Первая пара ног не длиннее двух прочих. Живут в воде, поднимаясь на поверхность лишь для дыхания...................................................................................................................................................... 2 2. Усики короткие, булавовидные, утолщенные на конце, направлены назад и прижаты к голове, так, что сверху не видны; челюстные щупики длиннее усиков, направлены вперед (иногда сбиваются при первых определениях). Для дыхания выставляют над водой передний конец тела. Верхняя сторона тела выпуклая, нижняя плоская или вогнутая: сем. Водолюбы (Hydrophilidae) 0. Усики тонкие, длинные, щетинковидные или чуть утолщенные к концу, хорошо видны сверху головы. Челюстные щупики всегда короче усиков. При дыхании выставляют задний конец тела..................... 3 3.Передняя часть брюшка покрыта расширениями основных сегментов ног так, что видны целиком лишь три пять последних сегментов........................................................................................................................................ сем. Галиплиды (Haliplidae) 0. Основания ног не расширены в пластинки, усики одиннадцатичлениковые 4 4. Третий грудной сегмент с брюшной стороны вдается между основаниями третьей пары ног в виде треугольного клина. Формы крупные:.......................................................................................................................... сем. Плавунцы (Dytiscidae) 0. Третий грудной сегмент без клина; формы мелкие — до 10 мм:........................ сем. Гигробииды (Hygrobiidae) Рис. 15. Плавунец окаймленный (Dytiscus marginalis) и Acilius sulcatus L. плавунчик, или полоскун. (из Райкова). Слева — самец; справа — самка. 2. Разыщите вертячек. Эти небольшие быстро плавающие блестящие жучки собираются стайками на поверхности воды, где их легко заметить. Как они реагируют на неосторожное приближение человека? Сделайте из этого вывод для успеха дальнейших наблюдений. · Присмотритесь внимательно к характеру движений вертячек. Поймайте одного жучка, а также используйте мертвого, чтобы посмотреть, как приспособлено его тело к быстрым и ловким движениям, какую имеют форму его брюшная и спинная стороны. Рассмотрите ноги жучка, особенно задние. Опишите их и зарисуйте, какие особенности их строения позволяют жуку совершать быстрые и стремительные движения. Этому способствует и жировая смазка тела, уменьшающая трение о воду. · Рассмотрите через лупу глаз вертячки: цельный ли он, какое значение имеют для жука такие глаза, как он ими видит. · Возьмите жука в руку, слегка придавите его и понюхайте пальцы. Что почувствуете? Если какое-либо животное схватывает вертячку, она выпускает едкую пахучую жидкость. Какое это имеет значение? · Возьмите с собой несколько живых жучков в лабораторию для наблюдений. 3. Рассмотрите крупного плавунца, например окаймленного. Это жук длиной до 3 см с овальным плоским телом, с темновато-зеленоватой спиной. Грудной щиток и края надкрылий окаймлены желтоватой полоской. Обратите внимание на закругленность и уплощенность тела плавунца. Какое значение это имеет? · Понаблюдайте, как легко и быстро жук плавает в воде; определите, какая пара его ножек приспособлена для таких быстрых и энергичных движений, чем они отличаются от других ножек. · Выпустите плавунца в воду, проследите за ним и заметьте, где он сядет. Обратите внимание на то, что, сев на какой-либо подводный предмет или на растение, жук крепко за них держится; присмотритесь, какими ножками он это делает, какое жуки имеют приспособление для этого. · Понаблюдайте, как жук поднимается на поверхность воды. Это он делает без всяких усилий. Почему? Рис. 16. Мелкие плавунцы, увел. (из Райкова). Тинник черный (Ilybius ater); 2 — тинник желтобокий (Ilybius fuliginosus); 3 — прудовик полосатый (Colymbetes striatus); 4 — ильник точечный (Rhantus punctatus). Если в водоеме не найдете окаймленного плавунца, то наблюдения проведите над каким-либо другим крупным плавунцом, например широким, или плавунчиком. Закончив работу, захватите жуков и их личинок с собой для наблюдения в лаборатории. Программа наблюдений в лаборатории. Выпустите принесенных жуков и их личинок в засаженные растениями аквариумы, а еще лучше — разместите их по отдельным банкам с растениями. 4. Пустите вертячку в тарелку с таким количеством воды, чтобы жук не мог нырять, а только плавал бы сверху. Обратите внимание на положение тела и движения ног. Рис. 17. Мелкие плавунцы, увел. (из Райкова). 1 — водяник (Hydaticus transversalis); 2 — ильник (Rhantus notatus); 3 — гребец (Platambus maculatus); 4 — пузанчик (Hyphydrus ferrugineus); 5 — пеструшка (Hygrotus versicolor); 6 — желтушка (Haliplus ruficollis); 7 — нырялка (Hydroporus granularis). 5. Проследите за движениями плавунца в аквариуме, чтобы дополнить и уточнить наблюдения, проведенные в водоеме. Смотря на плавающего жука через стекло сбоку, гораздо легче увидеть приспособления, которые помогают ему легко и быстро передвигаться в толще воды. 6. Вертячки и плавунец, как и другие водяные жуки, дышат атмосферным воздухом. Понаблюдайте в аквариуме, как они набирают воздух, долго ли остаются у поверхности воды, через, сколько времени снова поднимаются. 7. Водяные жуки — большие хищники. Бросьте в аквариум с ними маленькую рыбку, дождевого червя, несколько мелких водных животных или их личинок и понаблюдайте, как жуки нападут на свою добычу, как будут ее есть. Рассмотрите на мертвых жуках через лупу их ротовые части, хорошо приспособленные к захвату и поеданию животных. Как называется такой тип ротовых конечностей? 8. Отсадите в глубокую банку личинку плавунца, Крупная личинка этого жука — большой хищник. · Бросьте в банку червя и понаблюдайте, как личинка его схватит. Посмотрите через лупу ее челюсти, обратите внимание на их длину, форму. Зарисуйте. Присмотритесь к внутреннему краю челюсти. Что там обнаружите? · Возьмите личинку пинцетом (больно кусается!), поднесите к ее голове (рис.) тонкую палочку. Личинка вонзит в нее свои челюсти. Осмотрите конец палочки. Что там увидите? Жидкость, выделяемая личинкой, парализует добычу и, кроме того, быстро переваривает белковые вещества, которые поступают затем в рот по желобку, идущему вдоль внутреннего края челюстей; рассмотрите этот желобок через лупу. · Присмотритесь к движению личинки. Сколько у нее ножек, какие приспособления на их конце позволяют личинке быстро передвигаться в воде? · Дышит личинка воздухом. Проследите, как часто она поднимается на поверхность воды, в каком положении держит здесь свое тело, какая именно часть его соприкасается с воздухом. Рассмотрите эту часть тела через лупу. Какой орган там увидите?. 9. Возьмите банку с личинкой вертячки. а) Подбросьте личинке дождевого червя и посмотрите, как она на него нападает, как будет есть. б) Рассмотрите верхние челюсти, чем они отличаются от челюстей личинки плавунца. в) Рассмотрите ножки личинки вертячки и понаблюдайте, как она плавает, какие приспособления она имеет для этого. г) На брюшных сегментах личинки расположены длинные, покрытые волосками трахейные жабры. Подсчитайте, одинаковое ли количество их на каждом сегменте. Оторвите одну жабру, рассмотрите через лупу и зарисуйте. Понаблюдайте, поднимается ли личинка вертячки на поверхность воды за воздухом. Приготовление коллекций. 10. По жукам составьте такую же коллекцию, как по клопам. Отряд Двукрылые — Diptera Комары Семейство Culicidae, род Anopheles, род Culex. Местообитание и добывание. Весной и летом в стоячих мелких водоемах (не глубже 1 м), в тихих мелких местах у берега, в лужах и даже в открытых бочках с водой встречаются в большом количестве личинки и куколки комаров. В спокойном состоянии они висят у самой поверхности воды. Здесь их и можно выловить сачком, осторожно подхватив снизу (рис.???). Программа наблюдений в природе. 1. Поймайте и рассмотрите через лупу личинок и куколок комаров. Их легко узнать по следующим признакам. Личинки имеют большую голову с двумя черными глазами, расширенную грудь и тонкое членистое брюшко, на последнем членике которого имеются тонкие листовидные придатки. На предпоследнем членике личинки обыкновенного комара находится длинная дыхательная трубка, у личинки малярийного комара — дыхальце сидячее. Куколки похожи на маленьких головастиков. Тело их изогнуто в виде запятой; передняя его часть покрыта оболочкой, брюшко же лишено ее и свободно свисает вниз. На спинной стороне передней части туловища расположены две воронкоподобные дыхательные трубочки. У кулекса они более длинные, а сама куколка менее изогнута, чем у малярийного комара. 2. Обследуйте близлежащие водоемы и определите, на каких стадиях развития и какие виды комаров там живут. Затем захватите материал в лабораторию для дальнейших наблюдений. Программа наблюдений в лаборатории. 3. Посадите по паре принесенных личинок и куколок в банку с водой; поставьте ее на стол и подождите некоторое время. Когда личинки и куколки всплывут на поверхность, понаблюдайте за ними. Обратите внимание на положение дыхательных трубочек и дыхалец у личинок и куколок кулекса и анофелеса. Каким концом тела они подвешиваются к поверхности воды? · Присмотритесь, тело какой личинки располагается параллельно поверхности воды и у какой оно свисает вниз. · Потревожьте личинок и куколок и посмотрите, как они будут опускаться на дно. Одинаково ли опускаются личинки и куколки. Заметьте, долго ли они остаются под водой. 4. Вечером, когда зажгут свет, присмотритесь к стенам лаборатории. Здесь вы можете увидеть сидящих комаров. Обратите внимание на их посадку. Обыкновенный комар держит тело параллельно поверхности, на которой сидит; малярийный — почти перпендикулярно к ней. · Поймайте обыкновенного комара, а если удастся, то и малярийного. Рассмотрите под лупой их ротовые части и крылья (рис.???). 5. Отсадите в банки, засаженные водными растениями, личинок и куколок комаров и наблюдайте за их развитием. Запишите, когда они посажены. Аккуратно отмечайте даты всех линек, даты превращения личинок в куколок и вылета комаров. Постарайтесь понаблюдать, как комар выходит из оболочки куколки. Параллельно записывайте температуру воды в банках и воздуха в лаборатории. Размножение комаров. Весной при температуре 7–8°С перезимовавшие оплодотворенные самки малярийного комара вылетают из своих убежищ. Когда вода достигает температуры 10–12°С, самка начинает откладывать в водоем свои яйца; за один раз она может положить до 200 яиц. За лето самка откладывает яйца несколько раз (3–5). Продолжительность развития личинок зависит от температуры воды: при 25–30°С развитие продолжается 9–10 дней, а при более низкой температуре — несколько недель. Личинка линяет три раза, при этом размеры ее увеличиваются от 1 до 9 мм. Питается она мелкими водными организмами. Куколка живет всего несколько дней и пищи не принимает. Перед концом развития куколка поднимается на поверхность воды, и через щель между ее «рожками» выходит комар. Вышедшие из куколки комары далеко не улетают, а держатся обычно вблизи того места, где вывелись. Ведут они сумеречно-ночной образ жизни, прячась днем в укромное место. Питаются комары растительной пищей, но самки в период размножения сосут кровь животных и людей. Самцы живут всего несколько дней. Оплодотворенные же самки забираются осенью в укромные места (погреба, подвалы и т. д.) и здесь зимуют. 6. Если при проведении работы вы обнаружите личинок малярийного комара, то сообщите об этом в районную малярийную станцию или пункт и прямите участие в уничтожении личинок. Таблица???. Строение комаров и их особенности.
Приготовление коллекции. 7. Возьмите несколько экскурсионных пробирок. Вырежьте для каждой из них стеклянную пластинку и прикрепите к ней тонкими нитками (или волосами) личинку, куколку и взрослого комара. Пробирки наполните фиксатором и заткните плотно пробкой, которую покройте парафином. К низу пластинки привяжите этикетку с надписью «Стадии развития анофелеса» (или кулекса). Пробирку укрепите в энтомологической коробке рядом с другими насекомыми. Муха–львинка Семейство Stratiomyidae. Местообитание и добывание. В начале лета на цветах вблизи водоемов появляются мухи, с первого взгляда очень похожие на пчел, что вводит в заблуждение начинающих натуралистов. Это крупные мухи (до 14 мм), с широким брюшком, украшенным чередующимися черными и желтыми полосами, с длинными усиками и крупными фасеточными глазами. По окраске они напоминают шмелей. Личинка ее обитает в небольших, неглубоких водоемах с заиленным дном, обильно заросших водными растениями.
Веретеновидное, чуть уплощенное тело ее достигает в конце развития 4–5 см и заканчивается длинным «хвостом», который образуется из нескольких вытянутых последних сегментов брюшка. На конце хвоста располагается венчик длинных волосков, окружающих стигмальную площадку. Последняя имеет поперечную щель, ведущую в полость, в глубине которой открывается пара стигм. Для дыхания личинка поднимается к поверхности водоема. Раздвигающиеся при этом волоски образуют вокруг горизонтальной щели правильную розетку, и воздух поступает в трахейную систему. Личинка львинки процесс дыхания может совмещать с питанием: на мелководьях, прикрепившись к поверхностной пленке воды в вертикальном или S-образном положении, она погружает передний конец тела в ил, где и отыскивает пищу. При этом личинка может растягиваться в длину за счет межсегментных участков. Пищей ей служат мелкие частицы разлагающейся органики. В поисках пищи и в передвижении по дну личинке помогает клювовидный отросток слаборазвитой головной капсулы и зазубренные пластинчатые подвижные органы, располагающиеся по бокам клюва. К концу сезона в водоеме преобладают крупные личинки старших возрастов. Весной они энергично питаются и по завершении развития окукливаются. В начале лета в водоеме можно обнаружить неподвижных личинок. Кожный покров у них кажется спавшимся. Их иногда принимают за погибших личинок. Однако под их покровами находится куколка. Старая личиночная шкурка служит для нее убежищем. После завершения куколочной стадии шкурка растрескивается в виде продольной щели и взрослая муха вылетает. Львинка откладывает яйца на листья и стебли прибрежных растений. Мухи львинок ловят воздушным сачком на цветах, а личинок водным сачком, водя им у дна и по дну на мелких местах у берега. Программа наблюдений в природе. 1. Поймайте несколько мух, рассмотрите их, опишите и возьмите для коллекции. 2. Отловите несколько личинок разного возраста и, убедившись, что это т
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.18.135 (0.012 с.) |