Класс Ракообразные — Crustacea



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Класс Ракообразные — Crustacea



Ракушковый рачок, Водяной ослик

Подкласс Ostracoda, род Cypris,
семейство Asellidae, вид Asellus aquaticus

Местообитание и добывание. Ракушковый рачок и водяной ослик держатся на подводных прибрежных растениях (рис. 7).

Рис. 7. Ракушковые ракообразные: А — строение Cypridopsis vidua; Б — движение Cypris; В — науплиус; 1 — мускул-замыкатель раковины; 2 — передняя антенна; 3 — верхняя губа; 4 — жвала; 5 — передняя челюсть; в — задняя челюсть; 7 — наружная ветвь передней челюсти; 8 — задняя грудная нога; 9 — передняя грудная нога; 10 — ползание по дну; 11 — ползание по растениям; 12 — плавание.  

Для того чтобы поймать ракушковых рачков, проводят несколько раз взад и вперед небольшим мелкоячеистым сачком по зарослям подводных растений. Ополаскивают сачок в банке с водой и разыскивают в нем при помощи лупы рачков остракод. Они похожи на крупных дафний, но заключенных в раковину.

Для того чтобы поймать водяного ослика, вытаскивают большим водным сачком немного подводных растений (элодею, роголистника и др.), захватывая их со дна водоема.

Распознать ослика можно, руководствуясь приведенным ниже описанием.

Водяной ослик имеет уплощенное членистое тело грязно-серого цвета; размер 13 — 18 мм; большое количество членистых конечностей; длинные антенны (почти равные длине тела), короткие антеннулы, шесть пар длинных ходильных конечностей (первая пара выполняет хватательную функцию); на конце тела пара двуветвистых брюшных придатков — уропод.

Программа наблюдений в природе.

1. Присмотритесь к поведению остракод, выбрав для этого мелкое место у берега. Понаблюдайте, как они плавают, толчками или иначе, как ползают по дну и подводным растениям. Каким способом передвижения остракоды пользуются чаще: плаванием или ползанием?

2. Присмотритесь внимательно ко дну и подводным растениям. Если не увидите осликов, то проведите несколько раз сачком по водным растениям, тогда, наверное, поймаете несколько животных, выпустите одно или два из них и пронаблюдайте за ними.

· Установите, где предпочитает держаться ослик: на дне или на растениях; почему он держится в определенном месте; каково его поведение.

· Определите, быстро или медленно передвигается ослик.

· Схватите ослика пинцетом или пальцами за ножку, — что произойдет. Объясните наблюдаемое.

Выловите несколько остракод и осликов, перенесите их в лабораторию и рассадите по разным банкам (аквариумам), засаженным небольшим количеством растений.

Программа наблюдений в лаборатории.

4. Перенесите несколько остракод на часовое стекло с небольшим количеством воды, чтобы они лежали на боку. Стекло поместите на столик препаровальной лупы.

· Найдите брюшную сторону животного (на ней края створок раковины расходятся, образуя щель) и спинную (здесь створки плотно соединяются друг с другом). Определите, какая из сторон раковины более закруглена.

· Определите передний, или головной, конец остракоды (по просвечивающему через раковину большому науплеусовому глазу).

· Рассмотрите раковину: похожа ли она на раковину двустворчатого моллюска, видны ли через нее внутренние органы, чем покрыта ее поверхность, какие у нее края.

· Определите, какие органы высовываются в щель между створками раковины, чем характерно их строение.

· При помощи тонких препаровальных игл. Снимите одну из створок (почему раковина не раскрывается сама?). Рассмотрите на ней место прикрепления мускулов-замыкателей.

· Познакомьтесь с конечностями рачка: сколько их, чем отличаются первые две пары. Обратите внимание на их длину, чем они покрыты. Рассмотрите третью пару (мандибулы), четвертую и пятую (максиллы), шестую (ногочелюсти — первая пара грудных конечностей), седьмую, состоящую из одного ряда члеников с коготками (вторая пара грудных конечностей — ходильная). Обратите особое внимание на широкие жевательные лопасти пятой пары конечностей. При помощи этих лопастей остракоды пережевывают свою добычу — мелких животных ила.

5. Понаблюдайте в аквариуме, какую роль играют при плавании остракоды антенны; определите, какие из конечностей служат для передвижения по субстрату.

6. Запишите, какие особенности строения остракод связаны с жизнью в воде.

7. Понаблюдайте за пущенным в аквариум водяным осликом. Подумайте, почему ослики чаще всего остаются неподвижными.

Рис. 8. Водяной ослик Asellus aquaticus: А — самец со спинной стороны; Б — самка с брюшной стороны; 1 — антеннулы; 2 — антенны; 3 — хватательные ножки первого свободного грудного сегмента; 4 — ходильные грудные ножки; 5 — первая пара брюшных ножек; 6 – жаберная крышечка; 7 – выводковая камера.

Вспомните, что вам известно об органах защиты у них. Понаблюдайте, как ослик плавает, как ползает по дну и растениям.

8. Выньте ослика из аквариума и пустите на поверхность стола; как он здесь ползает? Подумайте, почему в воде ослик легко передвигается, а на столе — с трудом.

Присмотритесь к цвету тела осликов.

Что происходит с осликами, когда вы схватываете их за ножку?

Приготовление коллекций.

9. Окончив наблюдения и оформив записи, составьте коллекцию. Прикрепите на стеклянную пластинку, которая затем опускается в пробирку со спиртом или с формалином водяного ослика.




Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.23.219.12 (0.013 с.)