Описание водоема и сбор его обитателей



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание водоема и сбор его обитателей



Найдите на водоеме место, где были бы заросли подводной и надводной растительности с чистыми прогалинами между ними (разные станции).

Программа работы на водоеме.

1. Опишите погоду и ощутимые изменения ее в течение работы.

2. Составьте глазомерный план выбранного участка водоема.

3. Дайте краткое описание этого участка в целом и по отдельным станциям.

4. Расположитесь поближе к воде, понаблюдайте за появляющимися в поле зрения животными, за их поведением (не забудьте о записях).

5. Соберите сначала обнаруженных вами животных (видимых), а потом (применяя всевозможные способы — кошение, вытаскивание растений из воды, промывку ила и т. д.) и тех, которые скрываются в зарослях растений и на дне водоема. Собранный материал распределите по банкам, пробиркам и этикетируйте.

Приступая к ловле водных животных, сачок опускают в воду и дают мешку намокнуть. Лишь после того, как из него выйдут последние пузырьки воздуха, сачок опускают глубже и проводят им несколько раз по дну и растениям. При этом сачок следует держать таким образом, чтобы обруч был все время перпендикулярен дну. Обычно делают два??? три движения в обе стороны (примерно так же, как при кошении насекомых). Если провести сачком по растениям всего один раз, то в мешке окажется мало животных. Наоборот, если долго работать сачком, не вынимая его из воды, в мешок наберется много ила и вытащить его будет нелегко.

Вытаскивают сачок из воды медленно и осторожно, держа его обруч перпендикулярно поверхности воды. Воде дают полностью стечь, избавляясь, таким образом, от лишней тяжести.

Водный сачок требует внимательного ухода. Каждый раз после окончания ловли его тщательно прополаскивают в воде и высушивают. Возвращаясь с экскурсии, проверяют, не появились ли на мешке дыры, которые надо немедленно зашить.

Программа наблюдений в лаборатории

1. Рассадите животных, пойманных на водоеме, в заранее приготовленные небольшие сосуды; каждую группу в отдельную банку (например, пиявок в одну, жуков в другую, моллюсков в третью и т. д.).

2. Из каждой банки отберите по три экземпляра и зафиксируйте (мягких, например, пиявок) или умертвите в морилке (например, жуков).

3. Вылавливая по одному животному из каждой банки, выпускайте его в глубокую тарелку с водой и, пользуясь лупой, определяйте по табл. 1. С целью облегчения определения положите такое же животное, но умерщвленное, на лист белой бумаги.

Рассматривая признаки животных, запоминайте их, чтобы при последующих работах сразу, без определительной таблицы сказать, к какой таксономической группе (типу, классу) относится пойманное животное.

Определение основных групп
водных беспозвоночных и составление коллекции

Отберите из умерщвленных животных по одному представителю от каждого вида. Мягких животных (например, пиявок) зафиксируйте в расправленном виде на стеклянных пластинках в пробирках, твердых — наколите на булавки, расправьте, засушите.

Приготовьте большую энтомологическую коробку и прикрепите в ней собранные объекты по классам и типам.

В соответствующих местах приклейте ярлычки, чтобы в конечном итоге коллекция была оформлена в таком виде: Тип Spongia — губки, семейство Spongillidae — пресноводные губки, вид Ephydatia (Spongilla) lacustris — бодяга.

 

Таблица 1. Определение главных групп водных беспозвоночных животных

1. Животные с ножками, состоящими из ряда подвижных относительно друг друга члеников; иногда ножки вместе со всем телом прикрыты раковиной ....................................................................................................... тип Членистоногие (Arthropoda) 14

0. Животные без членистых ножек ............................................................................ 2

2. Животные сидячие, постоянно прикрепленные к подводным предметам . 3

0. Животные подвижные, свободно перемещающиеся ........................................ 6

3. Животные одиночные ............................................................................................... 4

0. Животные колониальные или облекающие подводные предметы сплошной массой, или разветвленные 5

4. Животные очень мелкие, не более 2 мм, на переднем конце тела втяжной мерцательный орган класс Коловратки (Rotatoria)

0. Животные более крупные — до 2 см; на переднем конце тела отверстие, окруженное венчиком длинных, тонких, нежных щупалец, сильно сократимых, как и все тело. В расправленном состоянии тело сильно удлиненное, цилиндрическое тип Кишечнополостные (Coelenterata), отряд Гидры (Hydrida)

5. Колония состоит из плотных кутикулярных камер, в которых заключены животные; в спокойном состоянии животные выставляют из камеры ротовой аппарат, усаженный тонкими беловатыми щупальцами так, что колония кажется покрытой бархатным налетом. Потревоженные животные очень быстро втягиваются в камеры, и налет исчезает. Без специфического запаха ......................................................................................................................................................... .. тип Мшанки (Bryozoa)

0. Животные не имеют ни кутикулярного остова, ни щупалец; и в спокойном и в потревоженном состоянии своего вида не меняют; при растирании между пальцами издают резкий специфический запах тип Губки (Spongia)

6. Животные одиночные: .............................................................................................. 7

0. Животные колониальные Коловратки (Rotatoria), часть отряда Свободноживущих (Ploima)

7. Тело заключено в твердую обызвествленную раковину.................................... .. тип Моллюски (Mollusca) (стр. ???)

0. Раковины нет ............................................................................................................... 8

8. Тело удлиненное, сплюснутое, покрыто короткими тонкими ресничками. Движение скользящее со слабо заметным изменением формы тела .......................................................................................................................... тип Плоские черви (Plathelminthes), класс Ресничные (Turbellaria)

0. Тело различной формы, не покрытое ресничками. Движение не скользящее, большею частью связанное с сильным изменением формы тела ..................................................................................................................... 9

9. Тело всегда удлиненное, подразделено снаружи на ряд колец ................... 0

0. Тело не кольчатое, различной формы ................................................................ 12

10. На переднем конце тела или отдельная хитиновая головная капсула, или хитиновые ротовые части, просвечивающие через полупрозрачные покровы тела некоторые личинки из класса Насекомые (Hexapoda)

0. Нет ни головной капсулы, ни хитинизированных ротовых частей ........... 11

11. Кольчатость мелкая. Тело без щетинок. На заднем конце всегда, а на переднем большей частью имеется присоска. Резко выраженная способность к сокращению и к вытягиванию .......................................... .. тип Кольчатые черви (Annelida), класс Пиявки (Hirudinea) (стр. ???)

0. Кольчатость более крупная. Присосок нет. Способность к сокращению слабая, но резкая способность к изгибанию. Тело снабжено щетинкам ................................................................................................................. .. тип Кольчатые черви (Annelida), отряд Малощетинковые (Oligochaeta)

12. Тело сильно удлиненное. Движение при помощи сильных изгибаний всего тела тип Круглые черви (Nemathelminthes)

0. Тело не сильно удлиненное. Движение при помощи коловращательного аппарата и «ноги», причем прочие части тела не претерпевают видимых изменений формы ........................................................................... Коловратки (Rotatoria), часть отряда Свободноживущих (Ploima)

13. Тело очень длинное, волосовидное; задний конец вильчато разделен ...... .. класс Волосатики (Nematomorpha)

0. Тело сильно удлиненное; задний конец всегда несколько загнут ..................... класс Собственно круглые черви (Nematoda)

14. Ножек три пары (у некоторых личинок ножек нет); тело расчленено на три отдела: голову, грудь, брюшко класс Насекомые (Hexapoda)

0. Ножек более трех пар............................................................................................. 15

15. Ножек четыре пары............................. класс Паукообразные (Arachnida) 16

0. Ножек более 4 пар, в теле можно различить два или три отдела;

грудной или брюшной отделы тела или тот и другой явственно расчленены на сегменты класс Ракообразные (Crustacea)

16. Тело расчленено на два отдела — головогрудь и брюшко .............................. отряд пауки (Aranei)

0. Тело совсем не расчленено ............ отряд Клещи (семейство Hydrachnidae)

Тип Губки — Spongia

Класс Demospongia — обыкновенные губки,
отряд Cornacuspongia — кремнероговые губки,

семейство Spongillidae — пресноводные губки,
вид Spongilla lacustris — бодяга.

Местообитание и добывание. Бодяги довольно часто встречаются в наших пресных водоемах на погруженных в воду предметах: бревнах, ветвях, камнях и т. д. Эти губки держатся преимущественно в прибрежной зоне, неглубоких и тихих местах, но можно встретить их и на глубоких местах с быстрым течением. Окрашены бодяги в разные цвета: грязно-белый, коричневатый, различные оттенки желтого. В зависимости от характера течения и местообитания вид колоний разный. В одних случаях — это плоские, слабо разветвленные, лепешкообразные наросты большей или меньшей величины, в других — кустистые формы (рис. 1).

Вынутые из воды бодяги имеют вид ноздреватой массы с крупными отверстиями (устьями) и мелкими (порами). Животные имеют неприятный запах.


Рис 1. Пресноводная бодяга Ephydatia (Spongilla) lacustris: 1 — коркообразная форма; 2 — форма в виде комка; 3 — ветвистая форма; а — личинка; б, в — геммулы (из правой верхней выходит молодая бодяга); 4 — дермальная пленка — пузыревидные клетки; д — клетка пороцит, у которой плазма с ядром (е) оттеснена к периферии, внутри имеются поры (ж); 3 — ядра эпителиальных клеток; 5 — часть поверхности животного с вытянутой оскулярной трубкой (и).

Если колония бодяг живет на каком-нибудь крупном подводном предмете (например, на свае, большом камне), то ее можно соскоблить обручем сачка. Но лучше разыскать маленькую колонию и взять ее целиком, вместе с небольшим предметом, на котором она живет. Если нужно иметь фиксированных бодяг, то после того как с вынутого животного стечет вода, его опускают в 75° спирт. Для наблюдений бодяг помещают в достаточно просторный аквариум, в котором часто меняют воду или хорошо ее аэрируют. Дно аквариума должно быть засыпано чистым, тщательно промытым песком. Можно пустить в воду или посадить в песок несколько небольших растений (элодею, рдест или других). Очень важно положить бодягу в аквариум так, чтобы она была со всех сторон окружена водой. Лучше всего держать небольшую колонию. Чтобы сохранить это животное, его нельзя вынимать из воды ни при каких условиях. Из водоема в банку, а из последней в аквариум, бодягу надо пересаживать под водой. При смене воды в аквариуме ее сливают с таким расчетом, чтобы не обнажать животного.

Программа наблюдений в природе.

1. Разыщите бодяг в водоемах с разным характером течения, опишите и зарисуйте форму их колоний. Установите, как условия жизни отразились на этой форме.

2. Выньте губку из воды и сразу же рассмотрите через лупу; опишите поверхность животного, зарисуйте. Найдите устья и поры, вспомните об их функциях. Подсчитайте (приблизительно), сколько особей образуют рассматриваемую вами колонию.

3. Когда стечет вода, понюхайте бодягу. Оторвите кусочек животного, разотрите между пальцами, понюхайте. Что напоминает запах?

4. Возьмите с собой в лабораторию небольшую бодягу для наблюдений в аквариуме (переносить в банку под водой).

Программа наблюдений в лаборатории.

5. Рассмотрите поверхность бодяги через лупу. Обратите внимание на поры и устья, на краях которых то появляются, то исчезают тоненькие оскулярные трубочки. Вспомните, какова их функция.

6. Сдвиньте небольшим рывком аквариум, дотроньтесь препаровальной иглой до оскулярных трубочек. Как они будут реагировать в первом и во втором случаях?

7. Приготовьте слабый раствор туши. Наберите его в пипетку. Опустите оттянутый конец ее рядом с колонией и осторожно выпустите несколько капелек. Внимательно присмотритесь и определите, через какие отверстия втягивается тушь в тело бодяги.

8. Возьмите шприц с длинной тонкой иглой и впрысните взвесь туши в тело бодяги. Пронаблюдайте, через какие отверстия тушь будет выбрасываться из губки.


9. Осторожно сдерите пинцетом кусочек поверхностного слоя бодяги (дермальной мембраны); расправьте эту пленку в капле воды на предметном стекле (накрыть покровным). Рассмотрите препарат под лупой при малом и большом увеличениях микроскопа. Какие отверстия вы здесь увидите?

10. Расщепите на часовом стекле кусочки губки. Рассмотрите амебоциты (амебовидные клетки). Понаблюдайте за характером их движения.

Иногда на таком препарате можно увидеть и яйцевые клетки (макрогаметы). Если они вам попадутся, рассмотрите и зарисуйте их.

11. В пробирку со слабым раствором едкого калия положите кусочек бодяги и подогрейте на пламени спиртовой горелки, не доводя жидкость до кипения. Пробирку нужно держать наклонно, отверстием в сторону от лица, чтобы на него не попала жидкость, если она по недосмотру закипит. Когда тело бодяги растворится, соберите осадок, промойте его несколько раз водой, приготовьте из него микропрепарат. Рассмотрите препарат при малом и большом увеличениях микроскопа. В поле зрения вы увидите стекловидные иглы, которые образуют скелет губки. Зарисуйте их.

Приготовление коллекций.

12. Небольшие кусочки бодяг разной формы (из разных мест) прикрепите к стеклянной пластинке и вставьте ее в цилиндр. Последний наполните спиртом и запечатайте.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.91 (0.014 с.)