Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работы по изучению пресноводной фауны↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Введение Летняя практика студентов 1-го курса биологических факультетов университетов по зоологии беспозвоночных — составная часть курса, читаемого в I и II семестрах. Основной задачей ее является закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях и лабораторных занятиях. Одной из главных задач полевой практики является формирование у студентов представления о беспозвоночных, населяющих водные, почвенные и наземные биоценозы, поскольку знание видового многообразия животных, их численности, трофических связей, особенностей размножения и развития позволяет разносторонне оценить сложные взаимоотношения, возникающие в естественных сообществах. Отсюда вытекает вторая важная задача полевой практики — изучение на конкретных примерах адаптивных особенностей организации и поведения беспозвоночных, обитающих в различных экологических условиях. Для закрепления знаний, полученных во время наблюдений в природе, проводятся простейшие лабораторные опыты. При этом большое внимание уделяется методам содержания животных в аквариумах и специальных садках. К примеру, при наблюдении в лабораторных условиях за поведением паука-серебрянки или за развитием чешуекрылых (крапивницы, дневного павлиньего глаза), вырабатывается способность не только смотреть, но и видеть все, что происходит в окружающей нас живой природе. Приобретение навыков проведения наблюдений в природных и лабораторных условиях, освоение методов изучения характера приспособительных черт организации и поведения животных в разных средах и местообитаниях, умение правильно собрать и грамотно оформить полевой материал необходимы студентам для будущих научных исследований и организации экскурсионной и натуралистической работы в школе. В частности, на летней полевой практике студенты учатся правильно оценивать роль различных групп беспозвоночных в естественных и трансформированных деятельностью человека местообитаниях. Серьезное внимание во время полевой практики уделяется проблемам и формам охраны живой природы сохранения природных зоо- и биоценозов, основным группам беспозвоночных, подлежащим охране, поскольку они находятся либо под угрозой исчезновения, либо численность и ареал их резко сокращаются в результате прямого истребления, разрушения их мест обитания или по другим причинам. Для решения основных задач летней полевой практики студенты осваивают методы полевых исследований, приобретают навыки сбора беспозвоночных животных разных экологических групп, обработки и описания собранного материала. Работы по изучению пресноводной фауны Сбор водных беспозвоночных требует использования определенного технического инвентаря Список необходимого оборудования 1. Сачок водный. 2. Экскурсионное ведро с крышкой для сбора живого материала. 3. Морилки для фиксирования материала. 4. Пинцет на шнурке. 5. Лупа, 7х. 6. Набор пробирок с пригнанными пробками. 7. Полевой дневник и карандаш. Описание водоема и сбор его обитателей Найдите на водоеме место, где были бы заросли подводной и надводной растительности с чистыми прогалинами между ними (разные станции). Программа работы на водоеме. 1. Опишите погоду и ощутимые изменения ее в течение работы. 2. Составьте глазомерный план выбранного участка водоема. 3. Дайте краткое описание этого участка в целом и по отдельным станциям. 4. Расположитесь поближе к воде, понаблюдайте за появляющимися в поле зрения животными, за их поведением (не забудьте о записях). 5. Соберите сначала обнаруженных вами животных (видимых), а потом (применяя всевозможные способы — кошение, вытаскивание растений из воды, промывку ила и т. д.) и тех, которые скрываются в зарослях растений и на дне водоема. Собранный материал распределите по банкам, пробиркам и этикетируйте. Приступая к ловле водных животных, сачок опускают в воду и дают мешку намокнуть. Лишь после того, как из него выйдут последние пузырьки воздуха, сачок опускают глубже и проводят им несколько раз по дну и растениям. При этом сачок следует держать таким образом, чтобы обруч был все время перпендикулярен дну. Обычно делают два??? три движения в обе стороны (примерно так же, как при кошении насекомых). Если провести сачком по растениям всего один раз, то в мешке окажется мало животных. Наоборот, если долго работать сачком, не вынимая его из воды, в мешок наберется много ила и вытащить его будет нелегко. Вытаскивают сачок из воды медленно и осторожно, держа его обруч перпендикулярно поверхности воды. Воде дают полностью стечь, избавляясь, таким образом, от лишней тяжести. Водный сачок требует внимательного ухода. Каждый раз после окончания ловли его тщательно прополаскивают в воде и высушивают. Возвращаясь с экскурсии, проверяют, не появились ли на мешке дыры, которые надо немедленно зашить. Тип Губки — Spongia Класс Demospongia — обыкновенные губки, семейство Spongillidae — пресноводные губки, Местообитание и добывание. Бодяги довольно часто встречаются в наших пресных водоемах на погруженных в воду предметах: бревнах, ветвях, камнях и т. д. Эти губки держатся преимущественно в прибрежной зоне, неглубоких и тихих местах, но можно встретить их и на глубоких местах с быстрым течением. Окрашены бодяги в разные цвета: грязно-белый, коричневатый, различные оттенки желтого. В зависимости от характера течения и местообитания вид колоний разный. В одних случаях — это плоские, слабо разветвленные, лепешкообразные наросты большей или меньшей величины, в других — кустистые формы (рис. 1). Вынутые из воды бодяги имеют вид ноздреватой массы с крупными отверстиями (устьями) и мелкими (порами). Животные имеют неприятный запах. Рис 1. Пресноводная бодяга Ephydatia (Spongilla) lacustris: 1 — коркообразная форма; 2 — форма в виде комка; 3 — ветвистая форма; а — личинка; б, в — геммулы (из правой верхней выходит молодая бодяга); 4 — дермальная пленка — пузыревидные клетки; д — клетка пороцит, у которой плазма с ядром (е) оттеснена к периферии, внутри имеются поры (ж); 3 — ядра эпителиальных клеток; 5 — часть поверхности животного с вытянутой оскулярной трубкой (и). Если колония бодяг живет на каком-нибудь крупном подводном предмете (например, на свае, большом камне), то ее можно соскоблить обручем сачка. Но лучше разыскать маленькую колонию и взять ее целиком, вместе с небольшим предметом, на котором она живет. Если нужно иметь фиксированных бодяг, то после того как с вынутого животного стечет вода, его опускают в 75° спирт. Для наблюдений бодяг помещают в достаточно просторный аквариум, в котором часто меняют воду или хорошо ее аэрируют. Дно аквариума должно быть засыпано чистым, тщательно промытым песком. Можно пустить в воду или посадить в песок несколько небольших растений (элодею, рдест или других). Очень важно положить бодягу в аквариум так, чтобы она была со всех сторон окружена водой. Лучше всего держать небольшую колонию. Чтобы сохранить это животное, его нельзя вынимать из воды ни при каких условиях. Из водоема в банку, а из последней в аквариум, бодягу надо пересаживать под водой. При смене воды в аквариуме ее сливают с таким расчетом, чтобы не обнажать животного. Программа наблюдений в природе. 1. Разыщите бодяг в водоемах с разным характером течения, опишите и зарисуйте форму их колоний. Установите, как условия жизни отразились на этой форме. 2. Выньте губку из воды и сразу же рассмотрите через лупу; опишите поверхность животного, зарисуйте. Найдите устья и поры, вспомните об их функциях. Подсчитайте (приблизительно), сколько особей образуют рассматриваемую вами колонию. 3. Когда стечет вода, понюхайте бодягу. Оторвите кусочек животного, разотрите между пальцами, понюхайте. Что напоминает запах? 4. Возьмите с собой в лабораторию небольшую бодягу для наблюдений в аквариуме (переносить в банку под водой). Программа наблюдений в лаборатории. 5. Рассмотрите поверхность бодяги через лупу. Обратите внимание на поры и устья, на краях которых то появляются, то исчезают тоненькие оскулярные трубочки. Вспомните, какова их функция. 6. Сдвиньте небольшим рывком аквариум, дотроньтесь препаровальной иглой до оскулярных трубочек. Как они будут реагировать в первом и во втором случаях? 7. Приготовьте слабый раствор туши. Наберите его в пипетку. Опустите оттянутый конец ее рядом с колонией и осторожно выпустите несколько капелек. Внимательно присмотритесь и определите, через какие отверстия втягивается тушь в тело бодяги. 8. Возьмите шприц с длинной тонкой иглой и впрысните взвесь туши в тело бодяги. Пронаблюдайте, через какие отверстия тушь будет выбрасываться из губки. 9. Осторожно сдерите пинцетом кусочек поверхностного слоя бодяги (дермальной мембраны); расправьте эту пленку в капле воды на предметном стекле (накрыть покровным). Рассмотрите препарат под лупой при малом и большом увеличениях микроскопа. Какие отверстия вы здесь увидите? 10. Расщепите на часовом стекле кусочки губки. Рассмотрите амебоциты (амебовидные клетки). Понаблюдайте за характером их движения. Иногда на таком препарате можно увидеть и яйцевые клетки (макрогаметы). Если они вам попадутся, рассмотрите и зарисуйте их. 11. В пробирку со слабым раствором едкого калия положите кусочек бодяги и подогрейте на пламени спиртовой горелки, не доводя жидкость до кипения. Пробирку нужно держать наклонно, отверстием в сторону от лица, чтобы на него не попала жидкость, если она по недосмотру закипит. Когда тело бодяги растворится, соберите осадок, промойте его несколько раз водой, приготовьте из него микропрепарат. Рассмотрите препарат при малом и большом увеличениях микроскопа. В поле зрения вы увидите стекловидные иглы, которые образуют скелет губки. Зарисуйте их. Приготовление коллекций. 12. Небольшие кусочки бодяг разной формы (из разных мест) прикрепите к стеклянной пластинке и вставьте ее в цилиндр. Последний наполните спиртом и запечатайте. Тип Моллюски — Mollusca Подтип Conchifera — раковинные, Местообитание и добывание. Пресноводные моллюски живут в самых разнообразных водоемах: в мелких, глубоких, стоячих, слабопроточных, с сильным течением. Они встречаются в разных местах этих водоемов: на дне, зарывшись в грунт (одни до половины, другие целиком), на растениях и т. д. В течение длительного процесса эволюции у моллюсков появились разные приспособления к условиям их обитания. В частности, у них развились различные приспособления, удерживающие их на субстрате. У одних моллюсков подошва — площадь соприкосновения с субстратом — очень велика по сравнению остальной уплощенной поверхностью тела. Другие моллюски примерно в таких же условиях имеют небольшую подошву, но она обладает способностью крепко присасываться к субстрату. У третьих появляются особые органы прикрепления в виде нитей. Добыть моллюсков можно так: осмотреть сверху подводные растения и покосить их сачком; собрать с поверхности воды плавающие листья лилий, кувшинок, рясок и обследовать их с нижней стороны; выдернуть с корнями несколько подводных растений и тщательно осмотреть их стебли и листья; рассмотреть внимательно поверхность дна на мелком месте, чтобы собрать полузарывшихся животных; поискать на дне длинные слегка извивающиеся канавки и в конце их вытащить зарывшегося моллюска; просеять через сито грунт, взятый из разных мест дна. Всех попавшихся моллюсков надо тут же разобрать и определить: двустворчатых — по таблице 2, брюхоногих — по таблице 3. Установив название животного, следует сразу же записать в полевую книжку, где оно найдено и как добыто.
Таблица 2. Определение двустворчатых моллюсков (класс Bivalvia) I. Моллюск во взрослом состоянии живет свободно, не прикрепляясь к субстрату. 1. Раковина крупная, до 95 мм................................................................................... 2 0. Раковина мелкая, до 20 мм....................................................................................... 3 2. Раковина продолговато-овальная, тонкостенная; замка (зубов) нет.............. род Беззубка (Anodonta) 0. Раковина с укороченной передней частью и удлиненной задней, толстостенная; имеется замок с зубами род Перловица (Unio) 3. Раковина небольшая, округлая с расположенной посередине слабовыпуклой и широкой верхушкой; замок с зубами...................................................................................................... род Шаровка (Sphaerium). 0. Раковина очень маленькая, неравносторонняя, яйцевидная или косо-треугольная, с верхушкой, приближенной к ее заднему краю................................................................................................................................................. род Горошинка (Pisidium) II. Моллюск прикрепляется биссусом к твердому субстрату, трехгранная раковина род Дрейсена (Dreissena)
Таблица 3. Определение брюхоногих моллюсков (класс Gastropoda) А. Раковина без крышечки.............. подкласс Легочные (подкласс Pulmonata) 1. Раковина спиральнозавитая................................................................................... 2 0. Раковина шапкообразная, без завитка... род анцилус (чашечка) (Ancyllus) 1. Раковина завита вправо............................................................................................ 3 0. Раковина завита влево............................................................................................. 4 3. Раковина башневидная или ухообразная.......... род Прудовики (Lymnaea) 0. Раковина почти круглая, очень нежная, тонкостенная, просвечивающая..... род Амфипеплиа (Amphipeplea) 1. Раковина дискообразная, завита в одной плоскости........................................... род Катушки (Planorbis) 0. Раковина иная.............................................................................................................. 5 5. Раковина вздутояйцевидная, завиток короткий................... род Физа (Physa) 0. Раковина веретеновидная, завиток высокий................ род Аплекса (Aplexa) Б. Раковина с крышечкой................. Отряд Переднежаберные (Prosobranchia) 1. Раковина кубаревидная или дисковидная, устье почти круглое; крышечка роговая, ядро крышечки расположено концентрически; высота не более 7 мм.............................................................................................. род Затворка (Valvata) 2. Раковина кубаревидная, крупная, устье и крышечка сверху угловатые крышечка с концентрическими линиями прироста; высота не меньше 25 мм............................................................................................................. род Живородка (Лужанка) (Viviparus) 3. Раковина кубаревидная пли башневидная, средней величины; крышечка известковая, сверху угловатая, с концентрическими линиями прироста; высота 10-15 мм................................ род Битиния (Bithynia) 4. Раковина конусовидная, заостренная, очень мелкая; высота 3 мм.................. род Гидробия (Hydrobia) Программа наблюдений в природе 1. Исследуйте водоем, соберите и определите живущих в нем моллюсков. Добывая животных, внимательно присматривайтесь к месту их обитания, способу прикрепления к субстрату, к форме раковины и т. д. Старайтесь установить связь между строением моллюсков и условиями их жизни. Делайте подробные записи в полевой книжке. 2. Сначала понаблюдайте за беззубкой (или перловицей): · заметив на дне неглубокого места пруда полузарывшегося в грунт моллюска, присмотритесь, как он передвигается (плавно или рывками), с какой быстротой и как действует ногой, в каком положении находятся створки его раковины; какой след оставляет после себя; · осторожно вытащите животное и положите на поверхность дна; пронаблюдайте, как оно зарывается в грунт, как быстро это делает. Наблюдения записывайте. 3. Разыщите легочного брюхоногого моллюска, лучше всего большого прудовика или катушку. Понаблюдайте, как он ползает по растениям, с какой быстротой. Внимательно осмотрите поверхность воды, найдите плавающего прудовика или катушку. Присмотритесь, в каком положении они плавают; подумайте, почему животные удерживаются у самой поверхности воды. Внимательно осмотрите места соприкосновения тела моллюсков с поверхностью воды. 4. Прикоснитесь к моллюску, — как он будет реагировать; проследите, куда он упадет, когда и как поднимается на поверхность. Не забывайте о записях. 5. Если на неглубоком месте пруда найдете лужанок, то понаблюдайте, и за ними. Присмотритесь, быстро ли они передвигаются, имеется ли у них нога, в каком положении находится крышечка. Выплывают ли лужанки, подобно прудовикам, на поверхность воды? Объясните результат наблюдений.
Рис. 5. Двустворчатые моллюски: 1 — перловица обыкновенная (Unio pictorum) и 2 — перловица клиновидная (U. tumidus); 3 — беззубка речная (Anodonta piscinalis) и 4 — беззубка прудовая (А. cygnea); 5 — горошинка речная (Pisidium amnicum); 6 — шаровка роговая (Sphaerium corneum); 7 — мускулия (Musculium lacustre); 8 — глохидий; 9 — дрейсена (Dreissena polymorpha). Рис. 6. Брюхоногие моллюски: 1 — чашечка озерная (Ancylus lacystris); 2 — физа, или пузырчатая улитка (Physa fontinalis); 3 — аплекса (Aplexa hypnorum); 4 — амфипеплия, или плащеносная улитка (Amphipeplea glutinosa Мull.); 5 — прудовик болотный (Lymnaea palustrls); 6 — прудовик глабра (L. glabra); 7 — Lymnaea peregra; 8 — прудовик овальный (L. ovata); P — прудовик обыкновенный (L. stagnalis); 10 — прудовик ушковый (L. auricularia); 11— прудовик малый (L. truncatula); 12 — катушка окаймленная (Planorbis planorbis); 13 — к. закрученная (Р. vortex); 14 — Planorbis contortus; 15 — к. роговая (Р. corneus); 16 — к. блестящая (Р. nitidus); 17. затворка — (Valvata piscinalis); 18 — Valvata pulchella; 19 — Valvata cristata; 20 — лужанка живородящая (Viviparus contectus); 21 — лужанка речная (V. viviparus); 22 — гидробия (Hydrobia steini); 23 — битиния (Bithynia tentaculata); 24 — битиния (Bithynia leachi). 5. Если на неглубоком месте пруда найдете лужанок, то понаблюдайте, и за ними. Присмотритесь, быстро ли они передвигаются, имеется ли у них нога, в каком положении находится крышечка. Выплывают ли лужанки, подобно прудовикам, на поверхность воды? Объясните результат наблюдений. 6. Мелкие водоемы летом часто высыхают, а зимой промерзают до дна, и все же мы в них находим много моллюсков. Животные не погибают, так как у них выработались специальные и самые разнообразные приспособления для сохранения жизни. Одни моллюски зарываются в ил; у других — устье раковины заклеивается слизью и тем самым сохраняется влага внутри раковины; третьи — приклеиваются устьем к субстрату; двустворчатые — плотно закрывают створки раковины, и, наконец, некоторые моллюски в случае высыхания водоема заползают под отмершие растительные остатки на его дне. Найдите высыхающий или высохший водоем. Установите, есть ли там моллюски, каков их видовой состав. Проследите, как переносят неблагоприятные условия различные виды, где они находятся. 7. Соберите по нескольку экземпляров каждого найденного вида моллюсков и принесите их в лабораторию. Захватите беззубку или перловицу с сильно раздутыми жабрами. Программа наблюдений в лаборатории 8. Разместите принесенных моллюсков в банки (аквариумы) с водой: двустворчатых — в более широкие с толстым слоем песка на дне; брюхоногих — в банки, дно которых засажено небольшим количеством растений. Займитесь сначала двустворчатыми моллюсками (беззубкой, перловицей, шаровкой, горошинкой). 9.Оставьте моллюсков на несколько часов в покое, а затем определите, какие виды их зарылись в песок, в каком положении находятся створки их раковин, видна ли нога. · Установите, зарылись ли в песок шаровки, где они находятся, какие у них сифоны. · Определите, где находятся горошинки, какие у них сифоны. · Бросьте в воду у заднего конца беззубки (перловицы) щепотку толченого угля; пронаблюдайте, в какой сифон втянется порошок и через какой будет выброшен; проделайте этот опыт также с шаровкой и с горошинкой. · Вытащите моллюсков из песка и пронаблюдайте, как они будут зарываться. 9. Вскройте вздутую жабру у принесенной с водоема беззубки (перловицы). Из вытекающей коричневой жидкости приготовьте микропрепарат и рассмотрите его под микроскопом. Рассмотрите глохидиев — личинок. Они ведут паразитический образ жизни и для такого существования имеют ряд приспособлений: зубцы на брюшном крае раковины; длинную липкую нить биссуса по середине брюшной поверхности тела; замыкающую мышцу, которая позволяет быстро захлопывать створки раковины. Для глохидиев характерно отсутствие заднепроходного отверстия и жабр. Выйдя из полости тела моллюска через выводной сифон, глохидии быстро и отрывисто хлопают своими округленными створками, «подталкиваясь» к проплывающей рыбе. При помощи биссусовой нити и зубцов раковины личинки плотно прикрепляются к рыбе, в большинстве случаев к жабрам, иногда к плавникам. Вокруг ранки у рыбы разрастается эпителий и образуется опухоль, внутри которой развиваются глохидии, питаясь соками хозяина. Через несколько недель развившиеся животные выпадают из лопнувшей опухоли на дно и начинают жить самостоятельно. Такой способ развития способствует расселению малоподвижных моллюсков. Рассмотрите, как хлопают своими створками глохидии. Для этого их надо поместить в банку с водой, которая слегка посолена. Рассмотрите створки раковины беззубки и перловицы, обратив внимание на толщину и соединение их створок. Понаблюдайте за брюхоногими моллюсками. 10. Поместите обыкновенного прудовика в стеклянную банку с водой. Через некоторое время он начнет ползать и выставит из устья раковины ногу и голову. Когда прудовик будет ползти по стенке банки, рассмотрите: · ротовое отверстие на нижней (брюшной) стороне головы и щупальца с глазами у их основания; · подошву ноги, обратив внимание на ее волнообразные движения (сокращения), благодаря которым животное плавно, как бы скользя, передвигается по стеклу. 11. Уловите момент, когда прудовик поднимается на поверхность воды. Рассмотрите дыхательное отверстие трубочки, идущей в легочный мешок. Троньте прудовика. Закрыв дыхательное отверстие, он упадет на дно. Определите по часам, надолго ли хватит у прудовика запаса воздуха, который он набрал в легкие. Подобные наблюдения проведите над катушкой и лужанкой. Выясните, почему последняя не будет подниматься на поверхность воды. Приготовление коллекции. 12. Составьте коллекцию моллюсков, найденных в районе практики. Для этого возьмите энтомологическую коробку со стеклянной крышкой, на дно ее положите слой ваты. Разложите на вате пустые раковины, сгруппировав их по отрядам и семействам. Материал этикетируйте. Чтобы удалить из раковины тело животного, его нужно на несколько секунд погрузить в кипяток. Отряд Стрекозы — Odonata Местообитание и добывание. В зарослях подводных растений, на дне стоячих и медленно текущих водоемов вместе с другими насекомыми можно найти и малоподвижных личинок стрекоз (рис.???). Вытащите из водоема сачком подводные растения, внимательно осмотрите их и выберите личинок стрекоз. Личинок легко узнать по таким признакам: тело явственно разделено на голову, грудь и брюшко; оно тонкое, удлиненное, с тремя жаберными листочками на конце брюшка или толстое, но без жаберных листочков; имеются три пары хорошо развитых ножек; на спинной стороне две пары зачаточных крыльев, лежащих вдоль брюшка; голова крупная, с большими глазами и усиками; нижняя губа изменена в своеобразную «маску» (рис.???). По строению личинок можно разделить на три группы (типа): 1) личинки типа стрекозы-коромысла (коромысло, дедка и др.) — тело удлинено, маска плоская; 2) личинки типа стрекозы настоящей — тело короткое, широкое, маска шлемовидная; 3) личинки типа лютки — тело узкое, длинное с тремя листообразными жаберными пластинками на заднем конце. Взрослых стрекоз нужно искать на берегах водоемов, над прибрежными кустами и т. д. Многие стрекозы — прекрасные летуны, поэтому их часто можно видеть и очень далеко от водоемов. К таким хорошим летунам относятся настоящие стрекозы, которые большую часть времени находятся в воздухе и только изредка присаживаются на растение. В этот момент их легче всего поймать воздушным сачком, но подходить к ним нужно очень осторожно. Можно захватить стрекозу в воздухе. Для этого следует установить направление ее полета. Обычно она летает или по кругу, или по прямой линии вперед и назад. Притаившись на пути стрекозы, можно подхватить ее снизу сачком в тот момент, когда она будет пролетать мимо. Многие пытаются догнать стрекозу и гоняются за ней; таким способом поймать ее труднее всего, даже почти невозможно. В отличие от настоящих стрекоз красотки, стрелки, лютки не так подвижны. Они часто присаживаются и их легко поймать воздушным сачком. Название стрекозы определите по рисункам и краткому описанию. Коромысло синее — брюшко сверху с зелеными, а по бокам с синими у самца и зелеными у самки пятнами; длина его 52–54 мм. Размах задних крыльев 48–52 мм. Стрекоза настоящая — тело желто-бурое, конец брюшка черный, причем 5–8–е кольца с желтыми пятнами по бокам; длина брюшка 28–29 мм. Размах задних крыльев 33–36 мм. Лютка-невеста — сверху светло-бронзово-зеленая, низ и бока груди желтоватые; длина брюшка 25–30 мм. Размах задних крыльев 18–21 мм. Стрелка — преобладающий цвет самца голубой с черным рисунком, у самки окраска буроватая или светло-красноватая; длина брюшка 22–28 мм. Размах задних крыльев 28–31 мм. Красотка — у самца основание и вершина крыльев, прозрачные с широкой светло- или темно-синей перевязью посредине, тело блестяще-синее; у самки крылья прозрачные с металлическими зелеными или синими продольными и поперечными жилками; длина брюшка 34–38 мм. Размах задних крыльев 30–34 мм. Дедка — 1–7–е кольца брюшка черные с желтой полоской, 8–9–е кольца — черные сверху, сбоку желтые; длина брюшка 32–35 мм. Размах задних крыльев 28–33 мм. Программа наблюдений в природе 1. Возьмите личинку коромысла и, отгибая пинцетом отдельные колена (части) маски, расправьте их. В таком виде и зарисуйте маску. Она образована двумя коленами: первое, отходя снизу от середины головы, направляется вдоль груди по направлению к заднему концу тела, второе причленяется неподвижно к первому и направлено вперед к голове, прикрывая ее снизу, как маской, в этом месте оно расширяется и дает две подвижные боковые лопасти с зубцами. Рис. 11. Личинки стрекоз. Семейство стрекозы коромысла: 1 — коромысло большое (Aeschna grandis); 2 — коромысло голубое (А. сiаnеа); 3 — коромысло зеленое (A. viridis); 4 — дедка (Gomphus vulgatissimus). Семейство настоящие стрекозы: 5 — настоящая стрекоза (Libellula); 6 — бабка (Cordulia aenea); 7 — эпитека (Ерitheca himaculata); 8 — левхориния (Leucorhinia caudalis). Семейство лютки: 9 — красотка (Calopteryx); 10 — стрелка (Agrion); 11 — эритромма (Erythromma). · Раскрывая и закрывая маску, уясните себе ее действие. · Таким же образом рассмотрите маски других типов личинок; опишите и зарисуйте их. 2. Найдите в мелком месте на дне или на растениях личинку стрекозы-коромысла. Понаблюдайте за ее поведением в водоеме: когда она плавает, ползает и сидит спокойно. · Сначала только слегка притроньтесь длинным прутиком к личинке, затем потревожьте ее более энергично. Как личинка будет реагировать в том и другом случае? 3. Отыщите личинок типа настоящей стрекозы и лютки. Проделайте с ними то же самое (п. 2). Одинаково ли они реагируют на ваши действия. 4. Схватите личинку типа лютки за ее выдающиеся назад жаберные пластинки. Что произойдет? Объясните это явление. Иногда в сачок попадаются личинки лютки с одной или двумя жаберными пластинками. Чем это объясняется? 5. Схватите личинку типа коромысла за передний конец тела. Как она будет защищаться? 6. Обратите внимание на окраску малоподвижных личинок стрекозы-коромысла. Рассмотрите личинок, живущих среди зелени, на более темных растениях, на илистом дне. Опишите цвет фона и цвет личинки. Как называется такая окраска? Какое она имеет значение? 7. Закончив и описав работу, поймайте несколько личинок каждого типа и принесите их в лабораторию для дальнейших наблюдений. 8. Ознакомьтесь с кладками яиц стрекоз. Для этого вытащите и осмотрите подводные части растений. На некоторых из них вы найдете прозрачные студенистые комочки или продолговатые валики, обвитые вокруг растений. Внутри заметны просвечивающие яйца. Осмотрите их через лупу. Зарисуйте кладку и запишите, какого цвета яйца. 9. Внимательно осмотрите через лупу нижнюю поверхность плавающих листьев кувшинки, подводные стебли и листья других растений. На некоторых из них можно обнаружить бурые пятнышки и рубчики, расположенные или беспорядочно, или правильными рядами, или кругами. Это кладки яиц стрекоз типа лютки или коромысла. Стрекозы, опустившись по стеблю в воду, втыкают яйца в ткани растений. · Вытащите несколько листьев с яйцами. Рассмотрите яйца через лупу, зарисуйте их и сравните с яйцами, которые откладываются в студенистую массу. Как объясните, что яйца лютки и коромысла имеют продолговатую форму и заострены на одном конце. 10. Понаблюдайте за взрослыми стрекозами. · Заметив настоящую стрекозу, последите за ее полетом и присмотритесь, как она на лету ловит свою добычу (бабочек, комаров и других летающих насекомых). · Поймайте стрекозу. Рассмотрите ее ротовые части и глаза (воспользуйтесь лупой). Такими глазами стрекоза прекрасно видит во время полета и без промаха схватывает свою жертву, даже если она пролетает несколько в стороне. 11. Обратите внимание на сидящих стрекоз: все ли они одинаково держат свои крылья в спокойном состоянии (как расположены крылья по отношению к продольной оси тела). Поймайте по нескольку стрекоз разных видов, положите их в морилку и принесите в лабораторию. Программа наблюдений в лаборатории. 12. Выпустите принесенных личинок стрекоз в аквариум, засаженный растениями. Пустите в аквариум, в котором живут личинки стрекоз, мелких водных животных (водяного ослика, личинок поденки и т. п.). Понаблюдайте, как схватывают личинки свою добычу (подвигаются к жертве или подстерегают ее, чем берут, как затем едят, чем поддерживают). Все ли личинки одинаково охотятся или каждый тип их по-своему? 13. Посадите в отдельные банки личинок разных типов и понаблюдайте, как они дышат. Одни личинки выставляют из воды жаберный аппарат в виде трех тонких расширенных листочков (рассматривая листочки при помощи лупы увидите массу трахейных трубочек, которые их пронизывают). Другие личинки не имеют наружных жабр; они сжимают и разжимают мышцы брюшка, втягивая и выталкивая через анальное отверстие воду; при этом вода попадает в жаберные выросты, расположенные в полости задней кишки. Изредка эти личинки поднимаются на поверхность воды, выставляют наружу задний конец брюшка и набирают наружный воздух. Установите, какой способ дыхания у каждого типа рассматриваемых вами личинок. 14. Понаблюдайте и опишите, одинаково ли ведут себя и передвигаются личинки разных типов. Как они плавают? 15. Вытащите личинок из воды и пустите их на поверхность стола. Присмотритесь, как они будут ползать. 16. Налейте в тарелку, на дне которой насыпан тонкий слой песка, немного воды (на высоту 1 — 1,5 см) и пустите туда крупную личинку коромысла. Трогайте ее то сильнее, то слабее и наблюдайте, как она будет на это реагировать. Обращайте внимание на задний конец брюшка и на песок под ним. Увидите, как личинка набирает через заднепроходное отверстие воду, а затем с силой выбрасывает ее, благодаря чему тело получает толчок вперед (принцип действия ракеты). 17. То же наблюдение (п. 16) проведите над личинкой лютки. Опишите, как она плавает. Приготовление коллекции. 18. В первом ряду энтомологической коробки поместите расправленных взрослых стрекоз. Не забудьте перед расправлением их вставить через заднепроходное отверстие насекомого тонкую соломинку, которая должна пройти через все брюшко в грудь. Во втором ряду, под стрекозами, поместите их личинки; рядом с каждой личинкой — маску в расправленном виде. В третьем ряду укрепите маленькие пробирки с фиксированными в спирте или формалине кладками яиц. Отряд Веснянки — Plecoptera Местообитание и добывание. Веснянки ведут воздушный образ жизни, но держатся вблизи водоемов; летают очень плохо и неохотно. Большую часть времени насекомые сидят на прибрежных камнях, на коре деревьев и т. д. Появляются веснянки ранней весной (отсюда и их название) и живут несколько недель. После спаривания они откладывают яйца, низко летя над поверхностью воды, в которую опускают конец своего брюшка. Выделяемые яйца смываются водой и опускаются на дно, где из них в скором времени и выходят личинки. Взрослую веснянку (рис.???) можно узнать по следующим признакам. Тело мягкое, удлиненное, от 5 до 10 мм у мелких видов, до 25 мм у крупных. Крыльев две пары; они перепончатые прозрачные, блестящие, буроватые или зеленоватые; первая пара покрывает вторую, летательную, пару, которая в спокойном состоянии складывается, как веер. Ножки тонкие, лапки трехчленистые. На голове щетинковидные, длинные усики. Щупики нитевидные, короткие. На конце брюшка у большинства видов две членистые нити (у некоторых они редуцированы). Поймать взрослую веснянку нетрудно сачком, так как она только перепархивает с места на место или сидит неподвижно. Личинки этих насекомых живут главным образом в текущих водах (реках, ручьях) с каменистым грунтом. Они ползают по дну или сидят под камнями, легко удерживаясь коготками. Тело их приспособлено именно к такому образу жизни. Здесь личинок нетрудно поймать, проводя сачком по дну и захватывая камешки. Следует осмотреть и более крупные камни, вынув их из воды. Питаются личинки мелкими водными организмами. В течение своей жизни, которая у многих видов продолжается несколько лет, личинки многократно линяют и растут. В конце развития личинка выбирается из воды; на берегу из ее лопнувшей шкурки выходит имаго. Убедившись в присутствии личинок понаблюдайте за их поведением, а затем поймайте несколько личинок и возьмите в лабораторию для более детального изучения. Если будете работать в период вылета взрослых веснянок, то поймайте их для коллекции. Рис. 13. Веснянки. 1 — взрослые; 2–4 — личинки. Программа наблюдений в лаборатории. 2. Возьмите несколько личинок, пустите их в белое блюдце с водой. Рассматривая (если понадобится, то с помощью лупы) тот или другой орган личинки, сравнивайте его с соответствующим органом личинок поденок. Установите, в чем личинки веснянок отличаются от личинок поденок. · Присмотритесь к длине тела личинок и к его форме, сопоставьте ее с условиями жизни. Обратите внимание на хвостовые нити, на их количество и расположение (сравните с поденкой), голые они или покрыты волосками. Есть ли крылья, в каком они состоянии, как расположены у разных личинок по отношению к 1 главной оси тела (параллельно, под углом)? Есть ли усики, какова их длина (сравните с поденкой)? Сколько коготков на лапках (сравните с лапками поденок), какую роль они играют? · Рассмотрите по бокам тела жабры (сравните с поденкой). Большинство личинок имеет наружные жабры, но у разных видов они расположены в разных местах и имеют неодинаковое строение. У одних видов — это пучок разветвленных нитей по бокам сегментов груди; у других — пучки или пальцевидные выступы с брюшной стороны переднегруди; у третьих и четвертых — мешковидные выросты на основном членике ног или на конце брюшка. Пользуясь лупой, определите, какие жабры у рассматриваемой личинки и где они расположены. Опишите и зарисуйте их. Приготовление коллекции. 3. Коллекцию веснянок сделайте по образцу коллекции поденок и поместите в ту же коробку. Отряд Клопы — Hemiptera Местообитание и добывание. Водомерки живут на поверхности воды, и их можно поймать сачком, подхватив снизу. Водяной скорпион, гладыш, гребляк и плавт живут в воде. Чтобы их поймать, надо покосить сачком подводные растения или вытащить их из воды и внимательно осмотреть. Программа наблюдений в природе. 1. Наловите в пруду водяных клопов, определите их по таблице??? затем по таблице??? <
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.203.129 (0.019 с.) |